Различия в конструкции М-72 разных лет выпуска.
на сайте:
апр-06
нахождение:
Рига, Латвия
|
|
17-04-06 21:43
|
|
Предлагаю все обсуждения по конструктивным изменениям М-72 вывести в новую тему. |
|
Вот фотографии двух рам М-72 военных лет выпуска.
Крепление сигнала и реле РР-1 хорошо видно. На нижней трубе видно приваренное усиление вокруг переднего шарового крепления коляски. Усиление оригинальное, так как встречается на многих рамах.
Судя по рисункам в каталоге 1942 года, этого усиления на первых рамах М-72, выпущеных с 1941 по 1942 год не было. Это место полностью повторяло раму БМВ, на котором усиления не было. Шар под коляску привинчивался на переднюю шпильку крепления двигателя.
Сигнал - полная копия сигнала БОШ такие сигналы устанавливались на БМВ и он перекочевал на М-72. Отличие - на БОШе табличка в центре с надписью "BOSH" на советских версиях мне попались выдавленное клеймо АТЭ как на фотографии (г.выпуска 1944) и продавленное клеймо АТЭ (г.выпуска 1946)
Следует отметить что на самых первых М-72 сигнал устанавливался спереди где-то в районе верхнего преднего крепления коляски. На всех ранних электросхемах он изображён именно там и у меня есть фотография 1941 года где сигнал виден именно там. Прав на опубликование этой фотографии я к сожалению не имею.
Конфигурация кронштейнов сигнала и реле, судя по всему, была изменена в 1950 году и то постепенно. В книге "М-72" М.А. Познякова и С.И. Карзинкина 1951 года ,сказано, что с 1950 года мотоциклы оснащаются "И" реле РР-31. Так как РР-31 даже первой версии без изменений кронштейнов поставить невозможно - вывод - кронштейны изменены с 1950 года.
Вот так выгля дели реле РР-1
Та реле, крышка которой окрашена в черный цвет, имеет обозначение нанесенное краской и выпущена в 1949 году, вторая крышка тоже в оригинале была окрашена в черный цвет однако клейма на ней выдавлены и год выпуска - 1944.
Спидомтры на ранних М-72 имели шкалу повторяющую шкалу спидометра VEIGEL
Передний опорный щит имеет клеймо ММЗ до какого года такие клейма ставились пока не ясно. Других клейм мне пока не попадалось. Более поздние тарелки вообще внутри клейм не имели.
Два корпуса заднего редуктора. Первый это оригинальный редуктор БМВ, второй редуктор М-72 выпуска ИМЗ февраль 1945 года.
Все ранние М-72 имели главную пару "девятку"
Первые редуктора М-72 видимо до 1944 года были похожи на редуктор БМВ т.е. на них не было усилений на крышке и залитого стального стакана под направляющие втулки.
На БМВ направляющие втулки изготавливались из текстолита и запрессовывались в алюминевый корпус. На М-72 эту конструкцию повторили.
По сигналу, Если опираться на книгу Познякова и С.И. Карзинкина, то С 50го года ставили сигнал марки С-23 имеющего уже другую переднюю решетку, и насколько мне известно его заменил позже С-37, какие начали ставить на К750.
подробные фото С-23, находятся тут http://a.photofile.ru/album.php?id=1079894
На смену РР-1, приходит РР-31, верно, но еще позже РР32 заменяет РР31-3702, года его внедрения в производство так и не выяснил как и не выяснил отличий от РР31, по внешнему и внутреннему строению я не усмотрел отличий
Фото РР31-3702 тут http://a.photofile.ru/album.php?id=1200830
Что касаемо спидометров
То он имел марку СП8-А
Подробные фотки его тут http://a.photofile.ru/album.php?id=614960
Крышки КПП на которых крепились педали переключения передач имели разную конфигурацию и высоту. Двуплечая педатль на фотографии - самая последняя модификация, устанавливавшаяся на М-72, судя по иллюстрациям существовала ещё промежуточная версия двуплечей педали. Может кто имеет?
Дополню по спидометру, его марка наносилась черным лаком на белом ободке под стеклом, у меня в альбоме есть фотка это показывающая
СП-8А, что на фото BuffoG как раз уже пример позднего циферблата.
Я пока тихо бреду по ранним М-72.
Завтра отсниму Два РР-31. Есть два варианта корпусов РР-31 и есть ещё РР-31А но они ставились на макаки. Первый вариант корпуса РР-31 я отсниму несколько позже. Он есть у моего коллеги.
А РР-31-3702 судя по госту пошёл с 1957 года. Хотя на моём М-52 1958 года ещё присутствует РР-31 с совнархозовскими надписями. И дата выпуска 1958 год.
Прерыватели распределители ПМ-05
с годами тоже изменялись. Справа ранний тип без каких-либо надписей, слева один из последних, выпущеный в 1966 году. На первых двух ещё существует симметричный прилив для престановки опоры троса опережения зажигания который на прародителе - оригинале БОШ применялся в случае обратного вращения распред вала ( в частности на Р-51,Р-5), позже этот прилив убрали, причём ГОСТ оставили прежним.
Возможно были ещё модификации ПМ-05 особенно интересно были ли ПМ-05 военного выпуска с клеймами.
Позволю себе не согласиться насчёт марки сигнала. Следующим после сигналов СМ-01 и СМ-02 стал сигнал марки С-35 (а не С-23 !, как пишет уважаемый BuffoG)
На фото представлен ряд сигналов М-72.
Слева направо: СМ-02, С-35, С-35А и С-36(аналогичен С-37, по виду такой же, но С-36 имеет 12 вольт питание, к сожалению отдельно С-37 в настоящий момент не имею) .
Позняков,Карзинкин 1951 год издания - стр.90:"На мотоциклах последних выпусков ставиттся сигнал С-35". Кника готовилась в печать с 1949 года. Первые С-35 пошли в производство в 1948 году. Видимо в этом промежутке они и пришли на смену СМ-02.
Далее другая книга Иваницкий,Поздняков "Советские мотоциклы" 1954 год. стр.301: "С 1952 года на мотоциклы М-72 устанавливается сигнал С-35А"
На фото он третий слева. С-35 имеет пластмассовый корпус подобный корпусу его предшественника но передняя облицовка-решётка уже выполнена из металла. Крепится она снова шестью винтами.
Металлическая внешяя решетка прекочёвывает в 1956 году на сигнал С-37 вначале без изменений с выштамповками, а к 1960 году она становится плоской
На фото видно крепление сигнала С-37 последнего выпуска с плоской решёткой на М-72М 1960 года.
Белым пятном для меня пока остаётся сигнал СМ-01. Может кто имеет?
zund, я поправлюсь, про периодику установки я не говорил я лиш упомянул что сей сигнал имел место быть и был снят мной с рамы М72. Дата выпуска сигнала 57 год.
Так все таки ставился штатно сигнал С23 на М72 или нет или он от другой техники?
В книге Сытина Б.М. "Мотоцикл" изд 1947г Военное издательство министерства вооруженных сил союза сср есть рисунок сигнала см-01.Рисунок маленький, сигнал изображен разобранным, есть поперечный разрез. Мне кажется по внешнему виду он не очень отличается от см-02. может быть отличия в "начинке".Стр 192.
Однако вопрос к знатокам остается - когда какие крылья ставились (передние)?
Всего, видимо было 4 типа:
1. Крыло глубокое, крепилось к стаканам 1941-194?
2. Крыло обычное, крепилось опять же к стаканам (каталог М-72, 1955, гл. бронетанк. упр.)
3. Крыло обычное, крепилось к кожухам и нижней траверсе
4. Крыло глубокое - рычажная вилка
Schwarcwald, Вот тут разные варианты:
http://www.autogallery.org.ru/m72.htm
К нижним стаканам крепились крылья до 52 или 53года. На ГМЗ только до 47, после 47 на Гмз мот прекратили выпускать. В Ирбите делали неглубокое переднее крыло, т.к. там не было возможности штамповать. Все крылья катали. Не знаю как делали бак. На Гмз крылья штамповали глубокие и переднее и заднее. Заднее похоже делали без изменений, а с передним возможны варианты. К Выходным постараюсь фото задних крыльев. Фото двигла уже сделал , завтра выложу.
Вопросов слишком много поэтому предлагаю давайте не валить всё в одну кучу со всем разберёмся. И с колясками и с крыльями. Я например не могу быстро всё отснять, разложить плюс ко всему надо хоть как-то подводить под поиски архивно-документальную базу. В противном случае это всё пустые домыслы. И давайте ограничимся здесь только М-72, М-72М и М72Н. Этого уже много для одного топика. Вообщем неспеша поспешаем.
2 Tony - Сайт знаю, но картинки пропустил, или их не было год назад.
Скачал все. Спасиб большой!
Что касается генераторов М-72. Насколько мне удалось разложить их по годам получается следующая картина.
Первоначально на М-72 установили генератор Г-11. В отличие от немецкого аналога Г-11 не имел смонтированного в торце под крышкой реле-регулятора, поэтому на раме М-72 и появляется дополнительный кронштейн под реле.
Один из первых вариантов Г-11 на фотографии слева. Отличительной чертой является клеймо изготовилеля, выштампованное прямо на ленте, закрывающей доступ к щёткам. Но такое клеймо ставилось не всегда, на соседнем генераторе тех же лет клейма нет, зато присутствует серийный номер на самом корпусе, существовала видимо ещё версия и без номеров и клейм как на генераторе справа.
Следующая группа генераторов это Г-11А. Г-11А на М-72 стали устанавливать с 1952 года.
На генераторе 1956 года появляется латунная табличка, а на генераторе 1958 года таблички уже нет, её заменил выбитый на корпусе текст, и что самое важное, изменилось крепление ленты, закрывающей доступ к щёточному узлу, он вместо защёлки получил стяжной винт.
Рядом для примера генератор Г-414 1982 года .
Два реле РР-31 выпуска 1958 года и РР-30.
Реле-регулятор РР-31 стали устанавливать на М-72 с 1950 года.
РР-30 которая конструктивно от РР-31 не отличалась устанавливали на М-1М. Что интересно, на РР-31 надпись на крышке горизонтальная т.е так как этот узел установлен на раме, а на макачьей РР-30 вертикальная, что тоже соответствует расположению её на мотоцикла.
Существовала ещё первая версия РР-31 в другом корпусе, фото сделаю, выложу.
Часто приходится объяснять как отличить раму БМВ от М-72. Вот два характерных места. На внутренней части правого кронштейна подножки пассажира на БМВ всегда есть отлитый каталожный номер детали. На М-72 его нет. Нащупывается даже на грязной раме пальцем.
На передней трубе под табличкой, кторой на ранних рамах М-72 вообще не было выбиты буквы и цифры.
Возможно это поможет для быстрой идентификации.
Верхние и нижние траверсы вилки. На ранних стояло клеймо ЗИС, на более поздних оно отсутствует.
Траверсы М-72М имели другую конфигурацию. Отсниму тоже выложу.
Также про рамы, - у меня рама с креплениями под насос (справа). Только на одной фотографии из имеющихся у меня есть такое крепление.
На каком заводе в какие года был такой выпуск? Шильдик на раме, к сожалению, утерян. Есть тлько номер рамы.
Мое крыло, рядом для сравнения крыло М-62
Движок
Может быть рама и двиг. от разных машин - я и хочу разобраться откуда ноги растут и что собирать.
Коробка:
С горем пополам закинул одну фотку. Фрагмент крепления шара коляски. Рама такая же, как у zunda серая рама на фото. Только номер расположен с правой стороны. Попозже закину фото задней части крыло_багажник.
На фото снимал две коробки. Картер со следами краснокоричневой краски обычная коробка. Пресформа разделена на две части верхнюю и нижнюю. На виде сзади виден горизонтальный литьевой шов. Номер расположен с левой стороны. Это обычная ирбитская коробка.
Вторая коробка имеет другое деление литьевой формы. На виде снизу видно два литьевых шва, делящих картер на три части. Горловина выделялась четвертой деталью. Это видно на виде слева. Номер расположен сверху. Предполагаю, что эти коробки выпускались на разных заводах.
Крайнее правое фото вид картера двигателя с левой стороны. Видно что отсутствует плоская площадка под номер двигателя, даты выпуска двигателя с этой стороны тоже нет. Повреждения литья, которое бывает когда стачивают номера тоже нет. Номер дв. и дата выпуска мотора набиты с правой стороны мотора. Номер рамы расположен тоже справа. На основании различий в нанесении номеров, различий в конфигурации двигателя и коробки предполагю, что мотоцикл не ирбитского произвоства. Так как на картере двигателя выбита дата выпуска декабрь 46 г, можно с высокой степенью уверенности сказать что мотоцикл выпущен на ГМЗ. В 46 году серийно мотоциклы выпускали в Ирбите и Горьком.
С праздником всех!
Значится по раме:
1. На рулевой колонке выбита буква М
2. На левой проушине под свечу (подвеску) выбит номер: 001237 (вроде видно на фотке)
3. На правой проушине под свечу отлито:
720917
КТЗ (или ХТЗ - я так и не понял)
4. На раме видны "пипки" по насос.
Вот фотки:
Вот еще вариант РР
А вот фото раннего колеса М72. На ободе пять выштамповок (на фото снизу), тонкие спицы. Ну и про камеру напомню: сосок должен быть не вварен, а вставлен и зафиксирован гайкой с шайбой.
http://a.photofile.ru/album.php?id=12709378&pager=
Нет здесь.
http://a.photofile.ru/album.php?id=1270937
По моей раме можно что-нить сказать? Номер рамы интересный, до второй тыщи не дошел - 001237.
Крепления под насос всегда делали?
Арвидас, Хмм, ну возможно, хотя оно и без выступов спущенное не очень то разбортовывается. Случилось 3 километра на спущеном до дома ехать, оно порвалось но не разбортовалось
Еще про колеса - как отличить колеса ранних М-72 от аналогичных от БМВ? Есть приметы какие-нибудь?
Спрашиваю не только ради любопытства, а т.к. нужно определится.
На оригинальных БМВ ободах есть надпись но не всегда завит от фирмы изготовителя вечером сделаю фото.
Как обещал отснял гравировку на оригинальных ободах БМВ.
Фирма "Кронпринц" именно эти проштамповки на ободах и запатентовала и обозвала их "безопасными" о чем и свидетельствует надпись.
Огромное спасибо Swarzwald за фото цилидры ЗИС это очень интересно.
Теперь два фото моих цилиндров. Судя по всему, самые ранние цилиндры были маркированы "ЗИС" чуть позже, как следует из документов, на ИМЗ наладили своё литьё, и появились цилиндры вот с такой маркировкой, как на первом фото. На втором фото оригинальнфй цилиндр Р-71. Разница видна невооружённым взглядом.
Немного о крышках клапанных коробок.
Справа вертикальный ряд крышки КМЗ разных лет.
Слева крышки БМВ, ММВЗ, ЗИС, и штампованная стальная крышка ИМЗ.
Конечно снаружи эта разница не видна но надо быть чесным самим с собой тоже.
По-моему так.
А какие крышки на двигателе у Swarzwald?
Сегодня получил фото сделанное в конце войны. М-72 весь в родне!
Забыл в каой теме мы осуждали рамы М-72. Специально для Михаила сделал фото рамы коляски с двухопорной осиью. Рама полностью оригинальная и как видно конструкция существенно отличается от той что на фото у Михаила.
Не на таком типе рам и не на рамах более поздних с торсионной подвеской номеров на раме я не обнаружил.
Фото цилиндров мои. На крышки пока не смотрел, но нашел тормозную колодку ммз, чуть ее не отдал не глядя. Такая рама с двухопорной осью у меня тоже есть. Есть ли у кого нибудь оригинальная рама с неподрессореной одноопорной ось?
А почему не восхищаетесь Фото М72 в оригинале выложенное вами же в теме "как распознать К750 43 года?". У меня есть статья в журнале Танкомастер о том мотоцикле и несколько его фото(из этой же статьи). Видно, что мотоцикл почти новый, причем в интересной комплектности, я имею ввиду заводскую площадку под аккумулятор большой емкости. Могу предположить , что это не ирбитский мотоцикл. Со слов Буланова АИ в ирбите крылья катали, а не штамповали. А на этом мото глубокие штампованые крылья. Такое заднее крыло у меня есть на м72 46 года.
Извини перепутал чьи цилиндры!
Рама с консольной осью тоже имеется и не одна, правда она ничем не отличается от рамы БМВ, фото которой я уже выложил. Нет только номера и сварка грубее.
У меня есть замученая 72 рама коляски, хочу сделать сухую раму с консольным креплением. На твоих фото отсутствует ось и поэтому непонятно как фиксировалось колесо. Оно надевалось на ось и фиксировалась гайкой или ось вкручивалась вместе с колесом.
На рамах с консольным креплением оси сама ось зажималась в разрезной втулке и колесо фиксировалось гайкой со шплинтом.
Вчера на базаре в Эстонии купил раму коляски "РОЯЛ" аналогичную той что имеет Михаил на своей Р-12. Состояние сильно ржавое но вообщем всё в родне.
Вот фото может кому поможет определиться.
2 BESToloch, если не сложно, скажи в каком номере "Танкомастера" была статья. Хотелось бы глянуть.