Коленвал "Поршень" 88мм. Часть №7 - запуск и обкатка | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Коленвал "Поршень" 88мм. Часть №7 - запуск и обкатка

Оно живое!!!
Мотор собран, вкинут в раму, масло залито... Запуск!
Ну запуск же!
Ну блин... запуск!
Принципиально хотелось завести с кика. Минут 5 пришлось прыгать, но в итоге двигатель завёлся. Подстроил карбюраторы - отсинхронил и чуть забогатил ХХ. Для К68 не помешает совершенно.

в предыдущих сериях:
Часть №0 - расчёты
Часть №1 - заказ
Часть №2 - знакомство по фотографиям
Часть №3 - то к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет...
Часть №4 - суём и плачем
Часть №5 - список доработок
Часть №6 - сборка

Первые 5 минут работал на ХХ. Заглушил, дал остыть. Потом ещё 10 минут, и снова остывание. Повторный запуск, кстати, - намного проще. Чувствуется, как возрастает сопротивление на кике. А вот холостые почему-то падают - пару раз приходилось подкручивать винты количества. Но прихвата быть не должно - цилиндры расточены с зазором 0,1 и прошли обкатку. Правда, это было до меня...

В третий раз завёлся с первого пинка. Пинок, кстати, нужен энергичнее, чем на 750сс - чувствуется увеличенная степень сжатия.
Звук... Вроде бы не сильно изменился. У меня сняты глушители, оставлен только резонатор.. На уши не давит. Значит, банки накидывать пока не будем.

Осторожно тронулся. Должен признать, не с первого раза - несколько раз пришлось подстраивать преднатяг троса сцепления, т.к. с диафрагмой это всегда лотерея.
Тем не менее, оно крутится и может ехать. А это вселяет некоторый оптимизм.

Обкатка
Обкататься решил поездкой в Москву. Дорога туда - около 700 км. Примерно на середине обратного пути можно сменить масло и ухххх как навалить! А до того - строго не выше 3500 об/мин.
Традиционная первая заправка в Чудово (до неё от выезда из СПб ровно 100 км) показала увеличившийся на 10% расход бензина. На этом участке обычно было 7,5, а теперь - 8,3 литра. Будем надеяться, что это обкатка так влияет.

Даже пожалел, что воткнул Уктус, а не Саруманку. Несколько... Да не несколько, очень даже много раз ловил себя на том, что стрелка тахометра приближается к 4 тысячам. На Саруманке можно было бы запрограммировать отсечку, и не следить за тахометром.
Но примерно к Твери научился тому, к чему так долго стремился, и от чего меня старательно отучал мотор 750сс - переключаться раньше, чем стрелка перевалит за 3500.

И да узрел Охламон, что сие есть круть несусветная!
И вот обкатка завершена. Поехали!
Первые ощущения - двигатель по сравнению с 750сс эластичнее и приёмистее. На 1й передаче тянет очень резво и провоцирует на динамичный разгон.
Разрыв между 1 и 2 передачами в вояжьей КПП несколько охлаждает пыл, но так и тянет воткнуть вторую пораньше - не на 4300-4500об/мин, а на 4000-4200. Или даже ещё раньше...
Экспериментально установил, что приемлемо тянуть двигатель начинает примерно с 2200-2400 об/мин, т.е. 4я передача с девяткой в редукторе вполне себе может начинаться с... 75-77 км/ч! Это всё, конечно, очень субъективно и основано на ощущениях от жопометра, но разница всё же ощущается даже невооружённой жопой. :-)
Двигатель не "тухнет", и стабильно тянет.

Но есть один минус. Несколько раз в меня пытались перестроиться, чего не случалось о-о-очень давно. Первые пару раз решил, что звёзды так сошлись, но к третьему разу задумался. Потому что это начало становиться закономерностью.
Если ехать на высшей передаче, выхлоп звучит сильно тише даже при отсутствии банок. И заметность на дороге сильно снижается. Заодно обнаружил, что на левом пульте подзакисла кнопка клаксона - в первый раз он не сработал. Неудивительно - всё же не пользовался несколько лет... Не было повода.
На всякий случай почистил. И начал приучать себя держать палец на клаксоне, когда иду в мёртвой зоне зеркал автомобиля, идущего в соседней полосе.

Первые тысячи
Накатал 5000 на удивление быстро, буквально за полтора месяца. Разок скатался в Москву, разок - в Поволжье, ежедневно - на работу... Субъективно - ехать приятно. Обгоны на 82*88 по сравнению с 79*78 стали динамичнее, на 4й передаче вполне себе можно разгоняться и ехать на подъём. Переключаться на 3ю приходится либо при въезде в нас.пункт, либо если догоняю какого-нибудь тихохода, и приходится за ним плестись. Раньше для динамичного обгона приходилось всё же спускаться на 3ю. Разгон на 4й был довольно вялый, и на 4й можно было только размеренно катиться по прямой или в небольшой подъём.

Удивился, когда обнаружил, что замедление при торможении двигателем стало также более динамичным. Полагаю, сказывается увеличившаяся степень сжатия и, соответственно, повышенные энергозатраты на принудительное вращение двигателя.

Скатался на ДрОп-23. Впервые в жизни видел Бена на Вояже. Заодно снял замечательные кадры замечательного человека на замечательном мотоцикле.
(здесь планировалось видео, я прилеплю его обязательно, но чуть позже)

Первые проблемы
Обнаружил отпотевание масла из-под правого цилиндра. Ну блин... Понятно, что две прокладки априори держат хуже, чем одна, но я всё же надеялся... Ну и ладно. В следующий раз попробую промазывать картон герметиком.

Расход всё же подрос. Плюс 5% по трассе, плюс 10% в городе. Примерно 7,8 и 10,5 литров соответственно. К68 дают о себе знать, да... И если за городом это более-менее оправдано (средняя скорость на всех ранее изведанных участках выросла примерно на 10...15%), то в городе - совсем уж ни в какие ворота. Надо с этим что-то делать, ибо зелёная сволочь тянет свои перепончатые лапки к горлу. Забогащённый ХХ - удобно, конечно, ибо хорошая приёмистость и отсутствие провалов, но, сцуко, дорого...

И обнаружил ещё одну неприятную особенность.
Из-за того, что в городе начал раньше переключаться и дольше ездить на высшей передаче, ибо тянет, средние обороты двигателя снизились. А лампы накаливания в фаре и габаритах (включены постоянно, суммарно 7А), поворотниках (не постоянно, конечно, но поворотники чаще всего включены, когда двигатель работает на ХХ, суммарно 4А) и зажигание (до 5А) - они никуда не делись.
И появился недозаряд, ибо баланс заряда-разряда сместился в сторону разряда.
Надо будет с этим что-то сделать... А пока примерно раз в месяц дозаряжаю аккумулятор, когда замечаю, что свет начинает притухать при включении аварийки.

Расходники
Бензин: АИ-92. Пробовал лить 95, разницы не заметил ни в работе мотора, ни в динамике, ни в расходе. А если нет разницы, то зачем нам тётя Ася?

Масло: LM 10w-60 автомобильная синтетика. За годы эксплуатации уральского мотора пришёл к выводу, что в воздушнике лишняя горячая вязкость - не лишняя. Давление в системе никакое, так что на прокачиваемость она не повлияет, а более толстая масляная плёнка в зазорах при прочих равных - только на руку. Да и привык уже к чистому изнутри двигателю - оно практически не оставляет отложений даже около выпускных клапанов.
Почему автомобильное? Потому что не вижу смысла лить в двигатель с сухим сцеплением мотомасло, предназначенное для мокрого сцепления, когда во-первых, масло содержит меньше антифрикционных присадок, а во-вторых, дороже.
Расход масла, кстати, тоже не очень приятно удивил. 150-200 мл на 1000 км. Возможно, кольца всё же стоило поставить новые...

Масляный фильтр: полнопоточный Champion F306 или его аналоги (Mann W67/1, Mahle OC575, HiFlo 303)

А примерно к 8й тысяче на холостых начал прослушиваться лёгкий стук. Первыми под подозрение попали пальцы ВГШ, так как в их качестве я не уверен. Но вскрывать двигатель в начале сезона очень не хочется. Хотя и любопытно.

Продолжение следует...

PCDeath
VampirY's picture

Чем бы дитя не решилось, а оппозитчик все мечтает о "литре" ))))

Кстати, а что там таки за подшипник в НГШ?

PCDeath's picture

И ты, Брут... :-)
Вообще "литр" мне не особо нужен был, мне интересно было покататься на "паровозе" 79*88. Но не захотел резать гильзу, и вот пришлось ставить 82*88

А кто его знает, что там за подшипник... Подозреваю, что роликовый. :-)
Когда укатаю вал, распилю его и поглядим.

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

kandid's picture

Удивился, когда обнаружил, что замедление при торможении двигателем стало также более динамичным.

Это увеличились "насосные потери" что в целом уменьшает индикаторный КПД ДВС. Уменьшенный кпд это не гут.

Springer's picture

А без этого ни как. Сравни запуск с хода полтинника -стодесятого мотора и полтора литра. Разница ого-го как ощутима! Но по суммарной отдаче, всё равно, большой мотор мощнее.
Это как и с наддувными моторами, когда механический нагнетатель сжирает больше трети мощности мотора! Но по итогу, отдача всей установки ощутимо выше безнаддувного

PCDeath's picture

Каждый из вас прав. Просто вы говорите немного о разном.
Ты - про мощность, которую можно снять с двигателя, а kandid - про КПД.
Насосные потери действительно влияют негативно, и при прочих равных двигатель с меньшими насосными потерями при той же отдаваемой мощности будет экономичнее.

Но с kandid я не согласен в одном.
Если рассматривать двигатель как "вещь в себе", то всё правильно.
Например, поставить голый двигатель на стенд, покрутить его, и замерить мощность, необходимую для принудительного вращения двигателя на различных оборотах.

Если же вспомнить, что при принудительном вращении на торможении двигателем дроссельные заслонки закрыты, то надо принимать во внимание ещё и впускной тракт до головы. И всё становится "не так однозначно".
Двигатель большего объёма требует... Больший объём воздуха в единицу времени при той же скорости вращения! (открыл Америку, да).
Двигатель с большей степенью сжатия при наполнении <100% создаст большее разрежение на такте впуска.

А теперь можно прикинуть, какое там наполнение на каких-нибудь 3 тысячах при закрытой дроссельной заслонке... Что-то мне подсказывает, что примерно никакое.
Соответственно, при одинаковом впускном тракте по сравнению с 750сс СтСж 8,6 двигатель 930сс СтСж 9,8 априори должен иметь большие потери на принудительном вращении при закрытой заслонке. Поэтому ускоренное замедление не обязательно свидетельствует о возросших насосных потерях на рабочих режимах, на которых двигатель отдаёт мощность, а не потребляет.

Но, конечно, снизить потери я не против совершенно... Ибо КПД напрямую влияет на расход :-)

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

interceptor's picture

Ээмммм. Чтото вспомнилось...
При закрытой ДРОССЕЛЬНОЙ заслонке и принудительном холостом ходу под поршнем образуется разряжение что не настолько сильно эффективно для торможения двигателем, чем избыточное давление.
Для торможения двигателем как раз таки впуск открытым оставляют(дизель) но закрывают выпуск и двигатель начинает работать как компрессор.

ПС. Про эффективность ДВС рассказы считаю бесперспективными в отношении нашего родного оппозита ибо изменить мы особо сильно ничего не можем.
Считаю, гораздо эффективнее облегчать вращающиеся и движущееся возвратно-поступательно детали чем считать насосные потери.

Dnepr_1186's picture

У меня с коляской трасса удалось подбором жиклеров снизить расход до 7-7.5, сразу было литров 9, был расстроен. По сравнению с666 мотром расход вырос на литр где-то

PCDeath's picture

А какая трансмиссия, какие карбы, какой фильтр, какие жиклёры? Требую подробностей! :-)

UPD:
Если трансмиссия осталась та же самая, что описана в статье (так и не понял, восьмёрку или девятку оставил? Первые 3 передачи - сток? Первая 10/36 или 9/37? ) и карбы (PWK32? Жиклёры?), то любопытна средняя скорость, с которой ездишь, и какой фильтр используешь. Потому что 7,5 с коляской - это прямо зависть. :-)

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

Dnepr_1186's picture

Трансмиссия 4я ускоренная 1.13 + девятка в редукторе. Тянет прекрасно. 1я обычная. В итоге это примерно тоже самое на 4й передаче что со сток КПП и десяткой в редукторе (даже больше +36% , с десяткой +33%)
Крейсер 80 максимум 90. Не люблю большие скорости на колясыче. По оборотам 90кмч у меня 3250 об примерно.
Карбы пвк34 но я думаю можно и 32. Гтж уменьшил постепенно с 140 до 115. Думаю можно и 110попробовать.Карбы работают без провалов, даже при обеднении топлива на режиме хх. Свечи всегда коричневые даже после долгой работы на хх. Фильтр стоит от ваз укороченный в родную кастрюлю.
По тяге, даже в такой конфигурации можно трогаться с 4й хоть и с дрожью двигателя, но вытягивает и далее уверенно разгоняется(это конечно не хорошо но был просто эксперимент). Максималка осталось такой же с коляской максимум в районе 120. Но пока с этим не разбирался, меня это не напрягает

gromozzeka's picture

я ждал видео. ну как так? :(
Ты на истрёж приедешь? на нем?

PCDeath's picture

Видео обязательно будет, но ему надлежит быть отредактированным - цифровая гигиена, всё такое... :-)
На летний Истрёж - точно нет, ибо в это время буду тусить на берегу Ладоги. На осенний - вполне возможно...

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

BuffoG's picture

Следующий этап - это инжектор?
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)

PCDeath's picture

Нет, следующий - задний ход в КПП с вояжьими передаточными. Моя коробка уже некисло так воет и течёт как сучка из овального отверстия под ползун. Раз уж всё равно перебирать, то надо внедрить ЗХ.

Но инжектор тоже в планах, да...

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

zubnik's picture

Как начнёшь делать задний ход в Вояжью кпп сделай акцент на требуемый объём переделок, будь добр. Сам давно мечтаю об этакой переделке.

Artegro's picture

Отлично , я только не понял у тебя вояж с коляской и таким расходом?

Dnepr_1186's picture

Вроде как одиночка

PCDeath's picture

Был бы колясыч, расход был бы оправдан. Но нет, корыто не таскаю. :-)

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

Artegro's picture

Тогда странно, при условии езды в таком же режиме что и раньше а то и уменьшении оборотов расход должен был остаться таким же , а то и меньше так как выросла СС , то есть эффективность сгорания топлива... , скорее всего все должно решиться настройками карбов

PCDeath's picture

В том и дело, что режим изменился.
Средняя скорость по трассе увеличилась, т.к. мне реже приходится плестись за тихоходами.

А в городе - во-первых, разгоны стали динамичнее. Провоцирует, собака... А во-вторых, средние обороты движения снизились, но потребление на ХХ никуда не делось. Сдаётся мне, именно ХХ и пожирает мои кровные...

Причём ХХ в основном даже не стоячий, а принудительный, на торможении двигателем. Потому что большее разрежение высасывает через тот же жиклёр больше топлива.

Думаю в сторону ЭПХХ, если руки до инжектора не дойдут. А пока приучаю себя ездить накатом и реже использовать торможение двигателем. Посмотрим, как отразится на расходе.

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

Dnepr_1186's picture

Как говорил многом известный карбюраторщик Наиль Порошин что регулировка качества винтом хх влияет на расход на плюс минус напёрсток. И я с ним согласен. Через канал хх , а тем более через мизерный жиклер не протащить так много топлива чтобы это ощутимо повлияло на расход.

Artegro's picture

Из личных наблюдений , PWK32 есть проблемы в переходном режиме с малым открытием ручки газа, возможно косяк именно моих карбов, в отличие от pz-30 расход вырос с 5.5 до 6 , для нормальной работы на малом газу пришлось забогатить хх (пол оборота винта качества) иглы на предпоследнем делении в низу, может в твоем случае стоит тоже покапать в эту строну.
Пока решение для себя вижу увеличение жиклеров хх, чтоб винт качества открыл больше обходной воздушный канал , что даст опуститься дросселю ниже и не влиять так сильно переходной системой на качество смеси хх , пока дроссиля подняты почти на максимально возможную высоту и хх при этом под нагрузкой генератора 500.

Как говорят система эпхх экономить до 10% ... так что может имеет смысл но имхо на мотокарбах громоздко и излишне сложно или ставить карб солекс..

Про потребление на хх, сколько смеси у тебя попадает в цилиндры? по сути столько чтоб крутить механизм крипошипа поршней и грм (иногда навесного) с определенными оборотами про сжимание сильно разряженной смеси на умолчу . там хорошо если будет хотя-бы одна атмосфера , что у тебя изменилось .. из всего по сути только рабочий ход поршней на 11,2%
то есть по сути у нас на 11,2% выросли потери только движение поршней и всасывание (но всасывание компенсируется большей СС) . давай возьмем грубо на ХХ потребление смеси выросло на 11%
Теперь самый важный вопрос , какой процент времени мотор работает на хх (принудительный или нет это не важно) в цикле езды, 50 процентов времени, то есть получаем увеличение потребления из за хх всего на 5,5% максимум.

Далее по идеи у тебя снизились обороты двигателя и ты стал переключатся раньше на повышенные , в теории это должно дать экономию так как меньше обороты , меньше совершаемая работа в единицу времени, но тем самым ты можешь вываливаться из планки максимального момента что будет требовать большего открытия газа и как следствие вырастет расход . хотя мы вроде и снизили обороты. В твоем случае это может компенсироваться изменением геометрии и быть по ощущениям незаметно, а двигу тяжно может быть,

Проверить можно следующим , при переключении на высшую передачу насколько больше приходится открывать газ для поддержания той же скорости. (так находим точки максимально выгодного переключения) .

П.С.
Что б мот не провацировал разгоняться сними ветровик , мне вот быстрее 90 ехать просто тяжело, сдувает))

Активные обсуждения форума

User login