
Здравствуйте товарищи. Хочу поведать историю о мотоцикле м 72, который я начал собирать в 2025 году. Надеюсь вам будет интересно смотреть за преображениями мотоцикла и это несколько взбодрит сайт.
Началось всё с желания покататься на м 72, как в старые добрые времена, когда я владел несколькими такими мотоциклами.
Просмотр Авито на предмет покупки готового мотоцикла меня удивил ценой на эти самые мотоциклы. Более-менее комплектные живые экземпляры начинаются от 400 и выше, остальное либо с кривыми документами, либо не соответствуют моим ожиданиям.
Я считаю что главное в мотоцикле это ровные доки, а внешний вид всегда можно привести в порядок. И тут мне попадается объявление о продаже мотоцикла м72н 1957 года в виде кучи чермета, но с документами нового образца от собственника, которые даже есть в госуслугах! И после непродолжительного торга я поехал и приобрел этот металлолом в разобранном виде за 80 тысяч рублей! Дорого ли это?! Помню за такие деньги раньше, лет 15 назад, можно было бы купить пару штук комплектных мотоциклов точно и ещё бы сдача на обмыть осталась. А сейчас, в 2025?
В общем привез домой этот металлолом. Записался через госуслуги на переоформление и начал собирать макет мотоцикла из кучи чермета для прохождения техосмотра и оформления в ГИБДД. На фото вы можете просмотреть что у меня получилось. Коляску взял у товарища с Урала. На мотоцикле есть поворотники, стоп сигнал, покрашен в соответствии с документами, в общем оформить удалось без проблем.
Как вы могли догадаться это не окончательный вариант мотоцикла.
Таким образом у меня есть рама, картер, шильдик и ровные доки оформленные на меня же. Планирую собрать мотоцикл без коляски, который будет похож на м 72 середины 50-х, бежевого цвета. Сам мотоцикл м 72н мне не особо нравится внешне своей вилкой и колесами по типу Днепровских. По-этому о реставрации не может быть речи. Скорее поделка на поздний м 72 с колесами тарелками, телескопической вилкой, выхлопом рыбками, который мне нравится своими формами.
Продолжение следует.
Конечно интересно. Последим за темой.
Успехов!
Здравствуйте! Вот ссылка на группу М-72 ВКонтакте. Будем рады и там!
https://vk.com/club5441800
Подписался на тему!
МВ750М 1974 г.в.
Группу ВК добавил, спасибо. Постепенно процесс идёт.
Разобрал двигатель и КПП с редуктором. Изношено всё и сильно! Коленвал мертв, раскрутился болт уловителя и стер переднюю опору. Шестерни грм изношены. За цпг и говорить нечего. В редукторе тоже ничего не осталось, кроме разве что кардана. По сути кроме картеров агрегатов ничего практически не оставил.
Картера агрегатов отправил в аквабласт.
Приобрел поршни автотехнология, коленвал к750м с хранения, клапана МАН переточенные под родной сухарь. Дальше решил сделать вынужденную модернизацию, а именно заднюю и переднюю опору с Урала 650 и маховик с маслонасосом с него же, б/у, но вполне живые. Нашел пару не колотых голов. Отвез цилиндры в расточку, коленвал на правку биений.
Постепенно собираю недостающие детали, как всё будет готово сделаю фото и начну процесс сборки агрегатов. Впереди самое интересное!
Ты столкнешься с удивительным ценообразованием на рынке б.у. запчастей. Увидишь с десятка полтора барыг и еще больше удивишься ценам у них.
Ахах, да, уже удивлен и теперь я понимаю почему хорошие м 72 начинаются от 400т.р.
Забрал некоторые детали после аквабласта.
Ищу верхние кожухи передней вилки м 72
Много китайского тебе в помощь с Чанг-Янга, на Алиэкспресс смотри, в том числе и кожухи.
Тарелочки, спицы - все там найдешь...
Кожухи как запасной вариант. Верхние сильно отличаются от родных. Свечи тоже сильно отличаются, корпус редуктора тоже. Спицы уже купил, тормозные колодки, ещё некоторые мелочи. Но как вариант если не найду родных кожухов, то поставлю с али
Забрал цилиндры с расточки. Зазор десятка.
Буду искать недостающие детали и начну сборку мотора через месяц. Если у кого есть верхние кожухи передней вилки или крышка редуктора м 72, могу приобрести или обменяю на что нибудь
очень интересно!
в 2018 году имел неосторожность продать комплектный м72 1951 года с документами
всегда почему - то очень нравились нижнеклапанные моторы именно внешним видом, не знаю почему
в прошлом году удалось выдернуть с чермета за пару рублей м61 с киевским нижнеклапанником. Причем похоже, что мотор поставили новый из коробки по характерным кускам солидола в уголках блока
просто хочу, чтобы он был и радуюсь от того, что он есть
Согласен, есть что-то такое в нижнеклапанных мотоциклах м 72 и к 750.
Я тоже продал м 72 в 2019. Лучше бы не продавал! А сейчас попробуй такой снова собрать, уже намного сложнее, дороже, да и возраст, времени меньше свободного...
Вообще не стоит продавать без крайней необходимости эти мотоциклы. Стоял бы себе в гараже, никому не мешал и иногда выкатывался прокатиться по округе, приносил удовольствие и радость от нечастой эксплуатации, а большего от него и не требуется.
солидарен! а в 19 лет об этом не думал
Завтулил разбитое отверстие под сапун в крышке распределительной коробки
Аккуратнее с латунью/бронзой в этом месте - провернёт как пить дать из за разного теплового расширения. Желательно это место втулить сталью или алюминием. при мне в дальняке у мото соратника провернуло нафиг бронзу в сапуне - он так же завтулил.
Очень интересно, а можно у него как-то узнать с каким зазором точил? Я сделал две десятки. Планирую испытать, нагреть детали и посмотреть не клинит ли.
Вкрути мелкий стопор м4 в стык бронзы, люминьки
Отличная идея, так и сделаю.
а по внешнему виду что планируется?
Много лет назад я хотел собрать мотоцикл без коляски с 9 парой, чтоб он выглядел как в книжке. Обычный мотоцикл конца 50-х. Никакой военщины, ничего лишнего.
В итоге должно получиться с небольшими допущениями в виде отсутствия эмблем и ручки на переднем подкрылке. Возможно ещё некоторые незначительные детали будут от более поздних мотоциклов. Например звуковой сигнал, крышка редуктора, но в целом придерживаюсь картинки.
ага, понял
больше всего интересовало как раз классика или военщина
интересно.
Минимум 9-ку надо ставить. Сам катаю с 10-й парой 5 лет. И коляску регулярно цепляю.
Крыло с ручкой шло очень короткий промежуток времени.
Себе планирую делать низкое, неглубокое крыло. Хоть и понимаю что это непрактично в плане поездок по полям, лесам...
Мотоцикл делаю без коляски, т.к. ее некуда ставить. Так и планирую поставить китай 9 пару с китайской же шлицевой. Раньше ездил на м 72 с 8 парой, по ощущениям больше 65 км/ч ехать не комфортно, мотор перекручивается и греется. С 9 парой рассчитываю на комфортную скорость около 70 .
А почему перестали делать ручку на переднем крыле? Это же дико удобная вещь была, наверно, достать переднее колесо из колеи. Типа бугеля на вилке турист, мне он часто помогал.
Думается мне она долго не жила...отрывали при вытягивании мотоцикла из грязи
На 72Н лучшее что было как раз колеса и вилка, которая работает.
Лучше работала вилка без коляски, это да. Но на мой взгляд не красивая вилка, крыло переднее отличается от заднего по стилю, будто мотоцикл слеплен из кусков разных моделей (наверно так и было)прям с завода. И колеса недоДнепр - тоже без лабиринта, не далеко ушли надёжностью от колес тарелок.
В общем не хочу и не хотел никогда и 72н в родном виде.
Чтоб вилка с обычного м 72 заработала внутрь вместо штатной гидравлики будет установлена гидравлика с поздних ИМЗ/КМЗ, которая в отличном состоянии уже приобретена.
Время неумолимо течет, скоро я приеду домой и смогу снова заняться мотоциклом. А во время моего отсутствия дело не стояло в мертвой точке. Жена забрала детали с пескоструйки. У меня есть почти всё железо кроме верхних кожухов передней вилки.

Красить буду сам. Крашу я отвратительно, но тут уж ничего не поделать. Постараюсь.
По покраске если будут нюансы - пиши, могу подсказать.
Своя малярная мастерская
В общем сначала я покрываю эпоксидным грунтом. Затем спустя несколько дней, иначе у меня не получается, прохожу его скотч-брайтом и наношу шпатлёвку где нужно, шлифую ее. После слой акрилового грунта. Затем немного его шлифую и наношу акриловую краску. В общем так представляю себе процесс.
Насчёт слоя лака после покраски не уверен нужен ли он.
перед нанесением эпоксида обязательно набей хорошую риску, ведь эпо держится на металле именно за счет риски. кислотник можно наносить просто на чистый металл.
на акрил не нужен лак
для достижения более красивого покрытия считаю нужным грунтовать акриловым наполнителем дважды.
первый раз более густым дать пару хороших слоев и перетереть градацией 180 или 240
второй раз разбавить пожиже и тоже пару слоев положить. грунт уже сам по себе натянется ровненько, перетереть абразивом 400 или 500 (под акрил смело можно 400 - риску видно не будет и процесс идет быстрее). в оконцовке всегда перебиваю всю риску голубой губкой (абразив у нее типо 1000)
да и в целом при подготовке используй губки - очень удобно с учетом форм деталей мотоцикла
наждачки свыше 320 рекомендую использовать сетки, а не бумагу т.к они не забиваются. ценник немного не гуманный но на мотоцикл нужно не много
для разбавления всех материалов используй исключительно РАЗБАВИТЕЛЬ, никаких 650 или р12 растворителей. для эпо грунта есть специальный эпо разбавитель. при смешивании важны пропорции, поэтому всегда пользуюсь весами. в качестве тары очень удобны 0.5 пластиковые стаканы. все материалы можно брать на озоне
все исключительно из личного опыта работы с клиентскими авто.
Спасибо большое, так и сделаю
Так же хочу выразить благодарность Фёдору Крылову за то что отремонтировал мою изношенную подвеску.

Заодно хочу написать историю этого мотоцикла. На нем ездил дедушка, затем его забрали внуки, перекрасили веником в черный цвет (мотоцикл бежевый с завода и в документах) и продали бывшему владельцу в таком виде


Он его переоформил, разобрал для восстановления и зачем-то перекрасил раму и вилку в баклажановый. На этом все и закончилось, а через 10 лет я забрал этот мотоцикл в таком виде
Сегодня наконец-то пришли китайские глушители-рыбки.
Как впечатление?
Качество конечно на троечку. Раньше китайцы делали получше! Снизу швы просто ужасные! Одно преимущество у них перед польскими это цена в 4 раза меньше.
Разобрал запасную КПП 7204, которая шла в нагрузку к м 72. Возможно она была родной к моему мотоциклу. На ней отсутствует механизм переключения, на крышках и картере клейма кмз, валы кулачковые. Какие валы лучше поставить, эти или обычные как на ИМЗ?
Интересно почему её перестали использовать и поставили с м 61-62. С виду внутри не критично изношена.
шлицевые валы лучше, они надежнее и четче включаются. Кулачковые валы это все идет из 30х годов и к моменту выпуска М-72 они устарели технически. А вообще если не планируешь много ездить, то можно и кулачковые оставить.
Кулачковые валы долговечнее и надёжнее шлицевых, шлицевые это дешёвка и рационализация, сталь по стали, прикипания, вой, вечный осевой люфт и прочие радости. Но кулачки и шестерни должны быть неизношены.
Шлицевые внутренности можно насыпать в картер КПП, хорошо потрясти, как шейкером, оно там как-то само рассыпется и будет неплохо работать. Со всеми вечными осевыми люфтами и прочими радостями. С кулачковой так не выходит. Может если удастся найти комплект новых шестерен и муфт. Но мне таких давно не попадалось. Шлицевые это не дешёвка, но да, рационализация. Это прям другой уровень технологии и безусловный прогресс
Я все подготовил, а Юрий Диканский мне собрал пару колес. Заодно можно увидеть каким цветом будет м 72
Изначально я против каких-либо наклеек на мотоцикле если их не было с завода. По-этому на свои мотоциклы их не леплю и на м 72 разумеется их не будет.
Интересны ваши мнения по нескольким вопросам.
1. Как быть с цировками? Стоит ли пытаться нарисовать, если да, то каким цветом? Ведь мотоцикл бежевый и белые не будет видно.
2. Стоит ли ставить вайтволы? Ведь с завода их никогда не было на м 72, насколько я знаю.
3. Черным красились лапки КПП, воздушный фильтр, стоп сигнал, фара, звуковой сигнал, а все остальное в цвет мотоцикла? Или что-то ещё в черный, например кронштейн номерного знака?
Цировки я думаю очень даже нужны. К бежевому цвету, наверное (субъективно) подойдут голубые или красные
Рисовать не проблема - контурная лента в помощь. Есть разной ширины и есть возможность потренироваться. Если конечно тебе не критично чтоб было именно по заводу, то есть поверх основного покрытия нарисовать цировки
хотя и в таком случае контурная лента тоже вполне подойдет
красить будешь акрилом или будет база под лак?
Опять самодеятельность какая-то, сделайте пожалуйста ближе к заводу, а?
Насмотрелся на реставрацию мотоциклов от мастерской Ретроцикл и решил так же оцинковать большую часть деталей и крепежа. К сожалению не весь.
Пришли тросики от Игорь Ретромото. С масленками. Интересно каким приспособлением их смазывать? Раньше такие мне не попадались, всегда сам паял из ураловских. Из шприца медицинского давить масло внутрь?
Так у автора и спроси. И заодно нам все расскажешь.
Аж интересно стало. )))
Оказывается декоративные это детали и тросы в смазке не нуждаются. Хорошо что узнал, а то завтра хотел испытать и залить маслом!
Сегодня завершил покраску последних деталей. Есть конечно мелкие недочёты, но в целом у меня получилось лучше чем когда-либо. Твердая четверка мне за покраску.

Спасибо Рома за советы, всё делал по вышеописанному тобой. Но дошлифовать до идеала не хватило сил, времени и терпения. И плюс не стал выводить шпаклевкой заводские вмятины и дефекты железа, только приобретенные во время эксплуатации и то что заваривал, и на то ушло почти две маленьких банки.
Пусть будет так, как будет, результат для меня достойный. По-этому считаю что рисовать цировки - только портить, ибо есть большая вероятность что получится не особо.