Коленвал "Поршень" 88мм. Часть №2 - знакомство по фотографиям | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Коленвал "Поршень" 88мм. Часть №2 - знакомство по фотографиям

Часть №0 - расчёты
Часть №1 - заказ

Шли годы...
Ну ладно, не годы, но время шло. А потом снова шло. А потом опять шло. Представитель завода эпизодически появлялся на горизонте, рассказывая, что процесс идёт, и осложнений нет.
Осложнений, конечно, наверное, не было. Но и валов тоже не было. Впрочем, повода нервничать не находилось, я как раз собирался в конце мая прокатиться на юга. Правда, планировал это сделать уже на одном из длинноходовых валов, но как человек, несколько знакомый с современным производством, я понимал, на что иду, ввязываясь в весь этот блудняк, и вполне допускал, что ничего сделано не будет, потому несколько подстраховался заранее. А ещё допускал, что сделано всё же будет, но с активным и всесторонним применением русских 3D-технологий - Dолго, Dорого и Dерьмово. Поэтому сильно не удивлялся происходящему, когда до оговоренного конца апреля не получил ни одного вала. В конце апреля получил лишь скупое письмо, что первые 3 вала наконец-то собраны и переданы на ОТК для проверки.

Начал понемногу готовиться к поездке на юга. Отбалансировал обновлённый маховик и сцепление, собрал свежевыкрашенного Вояжа за несколько ночей, обкатал мотоцикл поездкой на ДрОп, благо двигатель, за исключением маховика, не трогал за зиму. В планах - СПб-Москва-Саратов-Волгоград-Волжский-Саратов-Москва-СПб. В преддверии поездки поменял подшипники генератора и муфту в килоВасе, ибо показалось, что шумят. Правда, ничего не изменилось...

Они существуют!
Накануне выезда на юг получил фотографии 4 валов, прошедших ОТК и переданных на склад для упаковки:

Что-то насторожило меня на этих фотографиях, и смутные сомнения начали терзать душу, но я не мог их осознать и понять, что же тревожит меня на снимках. Поэтому решил, что это всё моя мнительность взыграла, и на самом деле всё в порядке, а я просто включил встроенного скептика за неимением сторонних, и пытаюсь найти чёрную кошку в тёмной комнате, когда её там нет.
Если кто-то сможет осознать, что с этими валами на фото не так, то знайте - вы офигенны, и первому, кто ответит правильно, я готов отдать футболку в качестве признательности за техническую грамотность. Потому что я смог это понять только тогда, когда крутил валы в руках, но об этом позже. И да, согласованные по эскизу размеры валов выдержаны.

Однако хотя фото и внесли некоторое смятение в мой разум (да-да, он почти вскипел ;-)), но они же и успокоили. Потому что г. Волжский можно было вычёркивать из планов поездки - заказанные валы действительно существовали. А если заезжать - то ненадолго и с дружеским визитом. Поэтому отбросил все сомнения и покатился в Поволжье.

Хочешь насмешить йога - расскажи ему о своих планах
Под Пензой, прислушавшись к двигателю, уловил явные посторонние шумы. Слишком уж посторонние, чтобы на них не обращать внимания. Приседания и многократные "Ку" на обочине позволили лишь уточнить локацию - шумы доносятся со стороны двигателя. Точнее, передней его части. Шумы глухие, без металлического лязга и звонких стуков. Частота - примерно 1/4 от скорости вращения двигателя, что очень удивило. Скидывание заглушки стандартного посадочного места генератора показало, что шестерня распредвала сидит плотно, люфт пальцами неощутим в любом положении. Скинутый килоВась тоже не показал никаких явных проблем.
Значит, остаётся только 3 возможных варианта. 208 передний коренной, 205 передний подшипник распредвала или подшипники НГШ.
Однако мотор тянет как ни в чём не бывало, и расход в норме.
Надо ехать 200км до Саратова. Там есть товарищ-оппозитчик с мастерской, где можно будет перетряхнуть двигатель и изгнать стучащего барабашку. Одна проблема - если это НГШ, то в Саратове не найти волчьего колена в наличии.
Но у "Поршня" же готовы 4 коленвала для меня! И пазл складывается. Звоню с обочины из-под Пензы представителю завода, присылавшему мне снимки, и прошу отправить в Саратов пару валов.
Ремфонд обеспечен, и под стук колёс мотора качусь до Саратова.

Как ни странно, доехал.
В Саратове стетоскопом прослушиваю ещё раз мотор, скидываю переднюю крышку двигателя, и вот он - барабашка - во всей своей красе. Передний коренной подшипник исторг из себя часть сепаратора, и заставлял меня нервничать последние 200 км.

Для замены переднего подшипника весь двигатель надо раскидывать, так не подождать ли, пока приедет вал "Поршня", и не попробовать ли его впихнуть в мотор?
Подождать! И попробовать! Не зря же я стремился к взаимозаменяемости.
Родной коленвал почистил и померил. Люфт НГШ - 3 и 4 сотки, в маслоуловителях - примерно по 2мм прессованного шлака. В переднем несколько крупных кусков, но в шатунный подшипник не попали. После чистки можно смело ставить обратно.

Но валы уже едут. И мне же любопытно...

Продолжение тут.

PCDeath
intruder86's picture

А маслоуловителем в картер спереди это колено не упрется?

PCDeath's picture

Вроде бы не должно. А почему возникло такое предположение?

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

VampirY's picture

я что-то ничего такого по фото не вижу, но:

а пальцы приварены что ли? Или это на говнофотках так кажется?
а поршень с кривошипом в НМТ разойдется?

PCDeath's picture

Я тоже "такого" не увидел. только нервное состояние возникло. :-)
Поршень АТ короткий расходится с минимальным зазором. Длинный (из ранних партий) - нет, надо подтачивать. Скоро будут в руках 82 АТ, их тоже померю.

А пальцы - да, приварены к наружным щекам, т.к. в отличие от ИМЗшных валов, выполнены заодно с центральной щекой вала, а не с крайними. Но это вроде бы известный факт про изделия "Поршня" - писал где-то в предыдущих частях.

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

_Илья_'s picture

Заглушек в пальцах НГШ нет? Ещё мне кажется размер маслоуловителей не соответствует размеру кривошипа. Ну и выход отверстий подачи масла похоже на дно маслоуловителей попадает, поэтому шлаку собираться негде будет.

PCDeath's picture

С заглушками всё в порядке, да и было бы странно их на снимках увидеть.
А вот про отверстия на краях маслоуловителей - в точку. Снимаю шляпу.

Более того, всех, кто приобретал "Поршневские" валы для двигателей ИМЗ, изготовленные до июля-августа 2021 года, хотел бы предостеречь от их установки, кроме как для размерных прикидок и кратковременных стендовых испытаний с последующей разборкой двигателя.

С такими маслоуловителями валы не будут долго ходить, т.к. глубина фильтрационного кармана - около 1...1,5 мм, и во-первых, качество фильтрации будет не лучшим, а во-вторых, колено придётся снимать для чистки каждые 10-15 тысяч.
А с учётом того, что колено неразборное, смерть подшипника НГШ = смерть колена.

Пиши шестерёнкой размер, расскажу, какие футболки есть в этом размере.

P.S. Это одна из причин, почему "Поршневцы" поступили неожиданно дальновидно, посадив маслоуловители на винты. Счастливым владельцам валов, получивших их до августа 2021, достаточно приобрести на заводе пару маслоуловителей правильной конфигурации, поставить их и ездить, вместо того, чтоб сидеть и плакать над замечательным коленвалом, который обязательно превратится в тыкву из-за того, что косячные маслоуловители посажены на сварку.

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

_Илья_'s picture

На нижнем фото на двух коленвалах мне показалось, что пальцы просвечивают насквозь, поэтому предположил насчёт заглушек.
Ну и по поводу приварки маслоуловителей, при наличии дремели или даже УШМ и сварочного полуавтомата, операция по замене маслоуловителей чрезвычайно проста - затыкаешь тряпочкой отверстие в нгш, закрываешь шатунный подшипник, спиливаешь старую сварку, снимаешь старые маслоуловители, ставишь и привариваешь новые.

VampirY's picture

так, ну ок. Т.е. Поршень уже сделал правильные маслоуловители?
С задней опорой я спокоен, там места много и в вал насоса ничего прилететь из-за больших уловителей вроде не должно.
А перед точно с большим маслоуловителем разойдется? Я что-то не помню там столько места..

Для тех кто не в курсе.
ИМЗ перешел с АТ на поршни Тайвань.
https://live.uralcatalog.com/details/33823
С августа 21-го года все новые мотоциклы выпускаются с поршнями под АИ 98
Поршни эти не имеют выборки под кривошип (до перехода на 98-ой так же не имели.)
Могу завтра сфоткать поршни АТ и поршни Тайвань рядом.

PCDeath's picture

Да, уже сделал.
У тех, что на фото, внешний диаметр 113,7мм, как у 650сс.
С июля все валы "Поршня" для моторов ИМЗ с ходом 88мм должны иметь маслоуловители внешним диаметром 120мм, как у 750сс. Эти точно не будут задевать.
Более того, можно аккуратно отодрать маслоуловители с неисправного вала 750сс OHV, просверлить в них крепёжные отверстия и прикрутить их к поршневскому валу.
За счёт смещения отверстия маслоканала в пальце НГШ в 750сс валу они встанут на место практически идеально.

Странно, я был уверен, что на тайваньском заводе тупо скопировали АТ, включая выборку.
Пили статейку или тему про поршни, если там есть что сравнивать.
Ну или кидай фото, поглядим-обсудим.

p.s. какого члена IMZ-8.128-01015 - передний корпус подшипника в сборе с подшипником, если при сборке сначала передний подшипник надевается на колено, и только потом вместе с коленом вставляется в картер и втягивается изнутри в передний корпус??
Или у ИМЗ для США свой особый путь сборки?

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

VampirY's picture

Вообще, колено запрессовывается в картер прессом. Есть спецтул типа вилок, которые вставляются в кривошип, что бы при запрессовки в картер КВ не "сыграло" как то так.

PCDeath's picture

Вопрос немного не о том.
Что по процессу сборки происходит в первую очередь - подшипник надевается на колено, или подшипник вставляется в передний корпус?

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

VampirY's picture

Слева АТ 79 мм под кольца ВАЗ
Справа ИМЗ 78мм 19-й год под кольца Хастингс


На один палец надеть не смог, так как пальцы нонче приходят в заплавленных пакетах чуть ли не под пломбой.(((
Фоткал на стекле.

Альфард's picture

А поведайте ка нам батенька, в виду сложившейся ситуации с маслоуловительными шайбами на первых 88 валах, есть ли вариант купить шайбы от ИМЗ750? Если вдруг завод Поршень и дальше продолжит динамить народ, и шайб нового образца мы никогда не увидим.

VampirY's picture

неа. не видел ни в каталоге ни в прайсе маслоуловители отдельно от КВ.

За лютый прайс могу продать родное колено от К-1000 с маслоуловителями на винтах)))

PCDeath's picture

А вот кстати...
У коленвала К-1000 такое же смещение маслоканалов в пальцах НГШ, как у 750сс OHV (+3,5мм наружу от центра вращения колена), или там отверстие по центру пальца?

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

VampirY's picture

Приезжай в субботу, посидим у меня в гараже, попьем пива и ты колено поглядишь

_Илья_'s picture

Некогда ему пиво пить, ему четвертую часть статьи писать надо. Мы тут понимаешь ли ждём все, как бабки сериал, а они пиво собрались пить...
Ну а вообще, сделайте обзор этого вала, интересно же!

PCDeath's picture

Увы, я уже вернулся обратно в Питер. Но ближе к концу декабря снова понаеду, тогда и загляну.
И шестерёнки заберу. :-)

_Илья_, мне кроме статьи ещё много чего надо. Работать, например. И футболку тебе отправить, а ты размер не говоришь. Пиши уже шестерёнку. :-)
Но да, следующая часть почти готова.

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

PCDeath's picture

Охххх как любопытно.
Сам у себя прошу прощения за оффтоп, но про поршни хочу подробнее.
Получается, размеры поршней "ABC" уменьшили минимум на 2 сотки? Ибо на моей памяти А - это 77,91...77,92, а тут - 77,91 записали в B...
Цилиндры тоже уменьшили, или зазор увеличили?
Если поршни литые в кокиль, то зачем увеличили зазор?

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

VampirY's picture

Мыслитель, позабудь свой вывод.
Ну что твоя изменит мысль?
Зачем слону педальный привод?
Увы, не в том ты ищешь смысл!

Нужно проверить, но поршней АВС уже нет. Все вроде одной группы уже.

PCDeath's picture

Кладезь мудрости таится
В откровении простом:
Жизнь даётся, чтоб резвиться
С оппозитом под кустом,
Чтобы быть хмельным и пьяным,
ИМЗ ругать за брак,
И пронизывать карданом
Всех, кто думает не так. :-)

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

Artegro's picture

Однако .. видимо они просто стандартные маслоуловители от 650 калена прикручивали на другие... странно .. как они отк проходили тогда.., про глубину грязисборника, может таки внедрять нормальные маслофильтры.. и уже не париться с грязисборниками...
Так по итогу то валы у тебя, как ходовые, давай продолжение ... ?

П.С. по фото показалось немного не соосно отверстие в маслоувителе и пальце, приятно знать что не показалось..

PCDeath's picture

Нет, от 650сс маслоуловители туда не встали бы. На "Поршне" делали свои, но при увеличившемся радиусе кривошипа и, соответственно, маслоканала, решили не увеличивать диаметр маслоуловителя.
Как они проходили ОТК, у меня тоже есть вопросы. Они в следующей части во всей красе.

Так у меня вполне себе человеческий фильтр - на Киловасе стоит Champion F306. Тем не менее, в коленвалу всё равно собирается прессованный шлак - ему есть откуда лететь...

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

Альфард's picture

А я и думаю, чтож мне так ненравится в этом валу то? Кручу в руках, вроде всё в порядке, а где то в затылке ощущение косяка.
Спасибо, автор. Отпустило...

Mr_Vlad's picture

Чувствую будут эти валы лопаться по сварке, пусть испытания покажут...

Человек's picture

слежу и жду продолжение

BuffoG's picture

а зачем поршень намеренно ослабил конструкцию щек сверлением отверстий под винты маслоуловителей?
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)

PCDeath's picture

Ура, Оппозит снова в строю. :-)

Этот вопрос обсуждался в комментах к предыдущей части.
Вкратце: не считаю это минусом и ослаблением конструкции, поскольку:
- Маслоуловители намного приятнее чистить, сняв их с вала.
- Никогда не встречал коленвалов, треснувших по отверстию крепления маслоуловителя (а по несостоявшейся галтели у 650сс с пальцем НГШ ø40 - да, видел).
- Стоимость доработки одного экземпляра вала до кондиционного состояния существенно ниже, чем с приварными маслоуловителями.

Истинных причин, которые привели "поршневских" конструкторов к такому решению, я не знаю. Но не имею ничего против.

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

_Илья_'s picture

Уж не помню, откуда фото, да простит автор

PCDeath's picture

Вот, уже лучше.
Правда, это пока единственное фото подобного разрушения, которое я видел, и не очень понятно, чем порождена такая кольцевая борозда на шатуне. Уж не правым ли винтом, упёршимся в шатун?
Да и локальные потемнения металла щеки на разломе у правого винта и на корне стебля шатуна около предполагаемой точки контакта наводят на мысль о повышенной температуре в этом месте и намекают, что не всё спокойно было в Датском королевстве, ох не всё... Было б интересно поучаствовать в разборе и дефектации этого двигателя, или хотя бы посмотреть более-менее чёткое видео.

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

PCDeath's picture

Собственно, похоже, что так и есть.
Вот фото этого колена с другого ракурса. Явно видно, что правый винт несколько длиннее, чем должен бы быть...

Так что увы, но незачёт. ИМХО, поломки, произошедшие вследствие рукожопости сборщика, нельзя объявлять следствием конструктивных недостатков.

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

BuffoG's picture

Есть упомнинания мотогонщиков о коленвалах Уралов и о ненадежности данного узла как такового. Там упомниается и лопание КВ по винтам маслоуловителей, почему в свое время завод и перешел к приварным конструкциям.
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)

_Илья_'s picture

Ты всерьёз думаешь, что винт М6, имеющий в сечении около 5 мм диаметром, изготовленный из сталь 20, и скользящий своим торцем по гладкой, термообработанной поверхности шатуна способен сломать вал? Глупости. К тому же я явно не вижу, что там действительно винт выступает из тела щеки. А тёмные полосы на торцевой поверхности нгш это скорее нагар, намазанный от отверстий винтов.

PCDeath's picture

Я тоже не вижу выступания этого винта за грань щеки. Как не вижу и обратного - на этом снимке вообще мало что можно чётко увидеть. Тем не менее, хорошо видно, что длина как минимум одного винта не соответствует сборочному чертежу. И торец именно этого винта по странному совпадению находится над бороздой, а ещё около него на разломе имеются странные потемнения металла, отсутствующие около другого торца и полностью отсутствующие около другого винта.

Изначальная длина этого винта при сборке вала неизвестна, и невозможно утверждать, что он при сборке не выступал за грань. А вот в пользу такой ошибки сборщика говорит кольцевая борозда на шатуне, явно очищавшаяся от загрязнений в процессе работы до самой последней остановки мотора (весь вал в дерьмище, борозда чистая)
Если ты считаешь, что у неё мог быть иной механизм формирования и очистки, кроме как торцом винта, можешь высказать предположение.

Я всерьёз считаю, что в случае такого контакта при вращении шатуна возникает трение, приводящее к нагреву.
В случае достаточной скорости вращения это трение способно вызвать локальный перегрев, который, в свою очередь, может привести к разрушению вала.
Если ты считаешь, что это глупости, - можешь продолжать так считать, мешать не стану.

И мой вывод останется неизменным, пока не будут предоставлены дополнительные вводные данные или аргументы по существу, а не причитания.

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

_Илья_'s picture

Как бы в твоих предположениях аргументов тоже нет, их также можно расценить как причитания, однако факт, что называется налицо - щека сломана аккурат по отверстиями крепления маслоуловителей.
P. S. На торце шатуна натертости до блеска не вижу. Вижу наоборот полосу нагара.

Mr_Vlad's picture

КВ 650 с креплением маслоуловителей на винтах и с пальцем 40мм типа М-67 и далее действительно ими ослаблены и в самом деле иногда лопаются по опасному сечению, это уже обсуждалось, коленвалы с приваренными маслоуловителями отлично лопаются по выборке в крайней щеке под палец, как и то, что коленвалы типа современной 750ки и тот же К1000 лопаются по той же крайней щеке в районе перехода щеки в палец, хоть там это и одна деталь. Средняя щека также иногда лопается, но реже. Коленвалы типа М-63 и ранее с тонким пальцем кривошипа на 36мм и М-72 просто проворачиваются. Короче все ломается)

User login