Коленвал "Поршень" 88мм. Часть №0 - расчёты
Преамбула:
Завод "Поршень" из г.Волжский эпизодически упоминается на околомотоциклетных ресурсах. То они для РусскогоЪ МотоциклаЪ что-то пилят, то двигатели до 1700 см3 анонсируют...
В 2018 году сотрудники "Поршня" предлагали здесь коленвал для двигателей ИМЗ с ходом 88мм под стандартный картер и 207 подшипники. Но на вполне резонные технические вопросы не отвечали по существу, а то и вовсе огрызались. Бизнес у них тут не пошёл, ибо оппозитчики в своей массе - народец дотошный, и даже если покупает кота в мешке, то хочет быть уверенным, что это хотя бы кот в мешке, а не таракан в пакетике. Да и на запрос стоимости аналогичного колена под 750 картер ответ был лишь "Посчитаем, я сообщу". И всё. Не сообщили. А потом и вовсе аккаунт был удалён.
Фабула:
В самом начале 2021 года некто Белый Русский (ник ВК), возможно имеющий отношение к этому заводу, собирал желающих на коленвалы производства завода "Поршень" со стандартным ходом на 650сс и 750сс нижнеклапанники, даже тут на Оппозите тема проскакивала. Каюсь, даже я поучаствовал в переписи, т.к. хотел трёхсоставное колено с ходом 68мм для своей 720-ки.
Но "сбор желающих" оказался фикцией, и ни к какому производству не привёл. Как было озвучено, "из-за недостатка желающих".
Однако искра была заронена и тлела. И в конце января я написал запрос на завод - любопытно стало, действительно ли они что-то там собираются производить, или это кто-то левый пытается оппозитчиков нагреть (наивный!).
Заодно запросил ценник вала с ходом 88мм под 208 подшипники. Ибо 650 картера у меня никогда не было в парке, только 720, 750 и 825, а воткнуть колено с увеличенным ходом в 750сс мотор... или даже в 825сс... А давайте посчитаем, надо ли?
Основная цель - сдвинуть вниз обороты максимального момента (и несколько повысить тот самый момент), чтобы катиться по дорогам нашей страны с комфортным "чоп-чоп-чоп", а не мерзким рисомольным "Уииииии". Ну и степень сжатия приподнять с 8.6, а то совсем уж неприлично...
Карбюраторный двигатель 8.128 по разным источникам развивает макс.момент в диапазоне 3750...4000 об/мин.
Краткий экскурс в трансмиссию, или зачем двигать момент вниз
Длина окружности заднего колеса Вояжа с резиной средней изношенности ~ 2100 мм.
При скорости 120 км/ч скорость вращения заднего колеса = (120000 / 60 / 2,1) = 952 об/мин.
При девятой паре в редукторе скорость вращения вторичного вала = (952 * 3,89) = 3703 об/мин.
У Вояжа передаточное отношение IV передачи = 1. Следовательно, скорость вращения коленвала равна скорости вращения вторичного вала. То есть, 3703 об/мин.
Получается, что при движении на IV передаче двигатель выходит на пик момента только к 120...130 км/ч. А я езжу 90...110 с редкими обгонами на 120-140. И соответственно, недокручиваю двигатель.
Надо докручивать. А ездить быстрее я не хочу.
Значит, надо смещать пик момента вниз. Желательно, без уменьшения того самого момента. А лучше с некоторым увеличением.
И вынырнем обратно в двигатель
Справочные данные двигателей 8.128 - стандартной 750сс и 8.126 - стандартной 825сс взяты за основу и экстраполированы на применение АТ 79 т.к. уже больше 10 лет использую поршни "Автотехнология", и сравнение их с теми же двигателями, имеющими коленвал с ходом 88мм:
Двигатель | 8.128 | 8.128 + АТ79 | 8.128 + КВ88 | 8.128 + АТ79 + КВ88 | 8.126 | 8.126 + КВ88 |
Диаметр цилиндра, мм | 78 | 79 | 78 | 79 | 82 | 82 |
Ход поршня, мм | 78 | 78 | 88 | 88 | 78 | 88 |
Объём камеры сгорания, см3 | 47,78…50,37 | 47,78…50,37 | 47,78…50,37 | 47,78…50,37 | 51,49...54,20 | 51,49...54,20 |
Рабочий объём, см3 | 745 | 765 | 841 | 863 | 824 | 929 |
Степень сжатия | 8,6 ± 0,2 | 8,8 ± 0,2 | 9,6 ± 0,2 | 9,8 ± 0,2 | 8,8 ± 0,2 | 9,8 ± 0,2 |
То есть, объём двигателя 8.128 с поршнями 79мм и ходом 88мм возрастает на 98 см3 (13% относительно хода 78 на тех же поршнях).
При этом двигатель становится более зажатым и приближается к верхнему пределу для 92 бензина, но не пересекает его.
У двигателя 8.126 объём возрастёт примерно на столько же, и степень сжатия возрастёт так же, но... Такой мотор у меня только один, и он пока останется в стоке. А объём камеры сгорания у двигателя 8.128, переточенного на 82мм с поршнями Автотехнология, мне неведом пока, поэтому в расчёт не включил. Если у кого есть информация - напишите в комментарии, добавлю в таблицу.
Померил. Объём на 8.128 с АТ82,4 получается примерно тот же, что и у 8.126 - примерно 53 см3, таким образом, в данном конкретном случае можно считать, что 8.128 + АТ82 = 8.126.
Однако при увеличении радиуса кривошипа изменится скорость скольжения в паре "Цилиндр-кольцо". Посчитаем.
Средняя скорость скольжения в двигателе 8.128 при 5500об/мин составляет:
(Ход / 1000 * 2 * V / 60) = 78 / 1000 * 2 * 5500 / 60 = 14,3 м/с
Для двигателя с ходом 88мм это уже будет
88 / 1000 * 2 * 5500 / 60 = 16,1 м/с
Средняя посчитана. Разница невелика, но существенна - 12,5%.
Посчитаем максимальную.
Между 75 и 90 градусами - 1/24 оборота.
У двигателя с радиусом кривошипа 39мм поршень проходит 10,4мм на этом углу.
Следовательно, максимальная скорость скольжения:
(10,4 / 1000 * 2 * 24 * V / 60) = 10,4 / 1000 * 2 * 24 * 5500 / 60 = 45,8 м/с
У двигателя с радиусом 44мм - соответственно, ход на тех же углах 11,9мм:
11,9 / 1000 * 2 * 24 * 5500 / 60 = 52,4 м/с
Разница в максимальной скорости - уже 14,5%.
И для сохранения максимальной скорости скольжения кольца по гильзе на том же уровне требуется уменьшать максимальную скорость вращения на 14,5%, т.е. ограничивать до 4700об/мин, что приводит к ограничению скорости по передачам 47I - 89II - 117III - 152IV км/ч, что для меня вполне приемлемо. Я всё обычно езжу по схеме 40I - 75II - 90III - 140IV
С 88 валом двигатель становится из "квадратного" длинноходным. А это значит, обороты максимального момента должны уехать вниз.
Следовательно... Надо пробовать!
Выводы:
Можно пробовать ставить в двигатель 8.128 коленвал с радиусом кривошипа 44мм и шатуном длиной 145мм.
Это сочетание позволит не использовать никакие прокладки-проставки между картером и цилиндром, не резать цилиндры, шпильки и штанги, использовать имеющиеся поршни и сохранить имеющийся объём камеры сгорания.
При этом увеличится рабочий объём и возрастёт степень сжатия до более-менее приемлемых значений.
С запросом на расчёт сроков изготовления партии таких валов и её стоимости я и отправился на завод "Поршень" в январе 2021 года.
КВ от Поршня, с ходом 88 мм имел шатун 140 мм, что ни в
пилотку, ни в красну армию650, ни в 750 мотор не годится.В последней партии они изготовили и с шатунами 145мм.
Для установки в касик.
А так же в 650-й картер с 750-м ЦПГ и остальным
Я как раз щас такой собираю.
А вообще 140 шатун вполне годится при расточке 750-х цилиндров и установке 82мм поршней от вояжа. Ибо с цилиндра срезается весь верх на 3мм. И в итоге поршень выходит туда туда куда надо.
Есть немного проблем с центровкой, длинной шпилек и штанг, но эт всё решаемо за один день.
Вот не понимаю, зачем делать "тюнинговый" вал, если для его установки приходится пол двигателя перепилить. То, что цапфы вала на 35 мм, это не критично, в 750 картер его вполне можно на 307 подшипники установить. А вот с длиной шатунов явная лажа. Надо 145 мм.
Так они делают уже 750-й вал с 145мм шатунами. Прислушались к пожеланиям народа
Это хорошо. Только в продаже их не видно.
Да, с этим у них туговато. Хер поспоришь...
650-й картер с 750-м ЦПГ и остальным это прям интересно, при условии наличия 720/750х голов в хозяйстве
Не интересно. Опоры на 207 подшипник слабоваты. Передняя стенка картера тоже тощая. Угол наклона толкателей не соответствует удлинённым цилиндрам от 750.
Причин что бы ничего не делать, а только ныть, можно найти ещё больше...
Да ладно тебе, мужик, не ной... Делай, потом расскажешь, если захочешь.
Эмм... Серьёзно?
Я всегда считал, что углы наклона толкателей у 8.103, 8.106 и 8.128 одинаковые, т.к:
- У них одинаковые фазы впуска-выпуска на верховых распредвалах.
- Их распредвалы полностью взаимозаменяемые. Что низовые, что верховые. (естественно, речь о валах под круглые толкатели нового образца).
Если б были другие углы, то, ИМХО, либо при одинаковых фазах отличались бы распредвалы, либо при одинаковых распредвалах отличались бы фазы.
Если углы действительно отличаются, то расскажи, пожалуйста, какой угол у 8.103, и какой - у 8.128?
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Умозрительно, длина цилиндров разная, не может угол наклона толкателей в разных двигателях быть одинаковым, иначе в точке контакта со штангами будут не только осевые, а ещё и радиальные силы возникать, механизм будет работать как бы на излом.
А что до фаз ГРМ, откуда инфа, что они одинаковы? Ни в одной инструкции к мотоциклу фаз ГРМ не встречал. Валы да, одинаковые. На счёт фаз не уверен. Да и собственно с чего им поменяться?
Информация об одинаковых фазах - из небезызвестного "Приложения Б":
Я плохо себе представляю, как поменять угол наклона плоского толкателя так, чтобы не сдвинуть точку контакта на кулачке. А если меняется точка контакта, то, соответстенно, меняется и высота подъёма толкателя при неизменном угле поворота РВ. Как будто мы повернули не кулачок относительно толкателя, а толкатель относительно кулачка. Следовательно, меняются фазы.
А если валы одинаковые и фазы одинаковые, то и угол наклона одинаковый. Не логично?
Вообще было бы круто, если бы безапелляционные утверждения утверждались с опорой на хоть какие-нибудь факты, за исключением умозрительных предположений. На этот раз я сам поискал пруфы, но на будущее предлагаю делать это самостоятельно.
В итоге - подозреваю, что угол наклона толкателей на моторах ИМЗ не менялся вообще, начиная с нижнеклапанника. Что на архаичном М72, что на чуть менее архаичном 8.106 (825сс, прародитель 750сс) он составляет 9°30'.
При этом на разрезе 8.106 отчётливо видно, что было бы неплохо коромысла отодвинуть ещё подальше, т.к. оси штанги и толкателя перекрещиваются:
На М67 и 8.103 в Сети не удалось найти чертёж картера, поэтому утверждать про точный угол толкателей 650сс не стану. Но на разрезе двигателя явно видна такая непараллельность осей толкателя и штанги, что установка более длинного цилиндра только облегчит условия работы штанги:
Но если у тебя есть чертежи М62...М67 или 8.103 - поделись, пожалуйста, оценим углы вместе.
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Возможно ты и прав. Чертежей 106 или 128 картера у меня нет. А на 67, 103, не обращал внимания. Действительно, оси толкателя и штанги скрещиваются. На последнем рисунке двигатель М62. Рисунок двигателя М67 (103) из инструкции:
послежу
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)