Коленвал "Поршень" 88мм. Часть №5 - список доработок
Часть №0 - расчёты
Часть №1 - заказ
Часть №2 - знакомство по фотографиям
Часть №3 - то к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет...
Часть №4 - суём и плачем
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
И вот я вернулся в Питер. Коленки товарищ отправит мне транспортной компанией, и ходовые испытания не состоялись. Но это не главное сейчас. Главное - что валы есть. Значит, резко повышается вероятность того, что будут и остальные.
Пока коленки едут, заказал оригинальный новый ни разу не ставившийся 750сс ИМЗ маховик. Чтобы выявить проблему - переточенный маховик, который я поставил себе в этом сезоне, или всё-таки просаженные конусы коленвалов.
Попутно отправил запрос представителю завода на увеличение внешнего диаметра маслоуловителей и коррекцию формы шатуна.
По маслоуловителям - согласны, по шатунам - нет. Ну и ладно, невелика тетеря. Как-нибудь уж разберусь с гильзой.
С запчастями ИМЗ 750сс какая-то дичайшая жопа - продавец то кормит завтраками, то исчезает с горизонта. За то время, пока маховик ко мне катился, "Поршень" добросовестно (хотя иногда и не без напоминаний с моей стороны) выслал мне практически всю заказанную партию. новые валы пришли с исправленными маслоуловителями, а для уже поставленных ранее пришли маслоуловители отдельно.
Кажется, на гальваническом участке в одной из смен тоже решили забыть словосочетание "культура производства" - видно, что на некоторых экземплярах после нанесения покрытия электролит не до конца сливали из полости, да и промывали не то чтобы очень тщательно (на наружной поверхности следы от висящих капель электролита). Но только на 3 штуках. На остальных - всё в порядке. Хотя покрытие и выглядит намного менее привлекательно - радужная разножопица вместо ровной оливковой матовости - мне всё же не любоваться ими. А задачу свою маслоуловители выполнят даже без покрытия. Так что тут горевать не о чем.
Fail. Epic fail
Но всё же родной новый маховик приехал. И вот теперь становится на 146% понятно, что на "Поршневских" валах просажены конусы.
Это не производственный брак - это конструкторский просчёт. Потому что на всех валах происходит примерно одно и то же...
фото с б/у шлицевым маховиком. С новым так и не удалось найти
И в этом свете становится ещё более любопытно, как сажали маховики те, кто ранее заказывал у "Поршня" валы для 750сс - проверяли ли они, что там происходит, и как исправляли проблему. А я иду на поклон к токарю...
Собственно, работы:
0. Маховик
0.1 Торцевать поверхность под сальник. У меня вышло около 3 мм. Немало, но передаваемый момент не пострадает. Как гласит документация, ...прилегание поверхности должно быть не менее 60% площади конуса. Площадь контакта должна иметь не менее 2х кольцевых замкнутых поверхностей конуса шириной не менее 5 мм. Кольцевые поверхности должны быть расположены на расстоянии не более 2 мм от большого диаметра конуса, и не более 5 мм от малого диаметра конуса.
Таким образом, можно довести прилегание с 60% до ~80-90%, и не потерять в надёжности соединения.
0.2 Из-за осадки маховика надо торцевать тыльную поверхность и выборку под головки болтов корпуса заднего коренного подшипника.
1. Коленвал
Ой! А что это? Конус коленвала выступает из маховика...
Косяк-косяк. Надо торцевать конус колена на пару мм. И на ту же пару мм углублять проточку в конусе, иначе болт не закрутится полностью - у него неполная резьба.
Любопытно, что это происходит только на новом - пальцевом - маховике. Ша шлицевом конус чуть уже, и торец колена, хотя и находится ближе к плоскости, всё же не выходит за неё.
1.1 Маслоуловители
А ещё диаметр отверстия маслоуловителей под корпус подшипника - чуть меньше, чем должен бы быть - Ø89,1...89,6 вместо Ø90. В итоге маслоуловители могут чуть шоркать по корпусам подшипников. В принципе, не очень критично, но лучше бы расточить под Ø90.
1.2 ВГШ
Развернуть ВГШ под требуемый размер пальцев. Калибр-пробка показывает 21.002 до заусенца, что соответствует границе "красной" и "зелёной" групп, поэтому разворачивать можно под любой размер. Я оставил как есть, только снял заусенцы.
Можно ещё развить смазочные отверстия - их на ВГШ всего 2, как на нижнеклапанных 750сс. Можно досверлить дополнительных, но я не стал. Будеи работать с тем, что есть, и оценивать ресурс без излишних доработок, только с необходимыми.
2. Маслонасос - для 650сс
Мне не потребовалось ничего делать - у 750сс штанга привода уже модифицирована. А вот если кто будет ставить эту конструкцию на 650сс, потребуется проточить квадрат штанги привода маслонасоса до Ø6,5 в середине, иначе есть риск, что штанга не разойдётся с маслоуловителем. Начало проточки от плоскости прилегания насоса к картеру - 78 мм, высота проточки - 90 мм.
3. ЦПГ
В запасе у меня есть различные варианты цилиндров 8.128:
Ø78,0 + поршни ИМЗ
Ø79,0 + поршни АТ
Ø79,4 + поршни АТ
Ø82,0 + поршни АТ "Вояж"
Ø82,4 + поршни АТ "Вояж"
Поршни АТ "Вояж" (аналог 8.126-01237) имеют бОльшую компрессионную высоту относительно обычных.
Для их использования с цилиндрами 8.128-01031 необходимо использовать проставки. И, кажется, это мой выбор. Потому что, во-первых, внутренний диаметр гильзы Ø82,4 позволяет успешно расходиться шатуну с гильзой даже без проставки (с минимальным зазором ~0,1 мм, но позволяет), а во-вторых, проставка ещё увеличит этот зазор, отодвинув гильзу от шатуна.
Кстати, а какая нужна проставка?
Замерил объём камеры сгорания с проставкой 2 мм. Получилось около 53 см3.
Путём нехитрых расчётов получаем расчётную степень сжатия:
(D / 2)2 * π * ход / 53 + 1 =
4,122 * 3,141592653589 * 8,8 / 53 + 1 =
16,9744 * 3,141592653589 * 8,8 / 53 + 1 = 9,85
Вроде бы похоже на то, во что целюсь. Но может случиться так, что и многовато будет.
Рассчитаем объём КС для имеющихся в наличии проставок 2,5 и 2,8 мм:
2,5:
(D / 2)2 * π * 0,05 + 53 = 16,9744 * 3,141592653589 * 0,05 + 53 = 55,67
2,8
(D / 2)2 * π * 0,08 + 53 = 16,9744 * 3,141592653589 * 0,08 + 53 = 57,27
И степень сжатия:
2,5:
16,9744 * 3,141592653589 * 8,8 / 55,67 + 1 = 9,43
2,8:
16,9744 * 3,141592653589 * 8,8 / 57,27 + 1 = 9,19
Таким образом, можно собирать двигатель на проставках 2 мм, а если окажется слишком зажат/перегрет, и потребует 95 бензина, поставить проставки 2,5 мм. Если же и СтСж 9,4 будет много, то ставить проставки 2,8 мм.
Задача со звёздочкой - балансировка
Но есть ещё вопрос балансировки - надо же выяснить рекомендованную массу поршней для этого вала. Да и балансировочных отверстий, как мы помним, не обнаружено...
Отпрваил запрос представителю завода:
На один из двигателей готовятся к установке поршни, имеющие с завода массу 410 граммов, но предполагаю, что их масса не сможет быть уравновешена противовесами в полной мере, и хотел бы знать порядок расчётных масс.
Также прошу уточнить, как производилась балансировка валов? Ни на одном из поставлявшихся не увидел балансировочных отверстий.
Коленвал уравновешен в заводских допусках.
КШМ опозитных двигателей не прихотлив к точной балансировке.
Довольно-таки обтекаемо. Ни точных цифр с допусками, ни точных расчётных масс, ни способа уравновешивания... Но посыл примерно понятен. :-)
На всякий случай задал уточняющий вопрос:
Это на двигатель 1700сс.
Как-то неубедительно. Полез в литературу.
Выяснил, что колено 8.106-01026 балансируется в разборе - задняя цапфа, передняя цапфа, средняя щека. Допуск цапф - 8 г/см. Допуск щеки найти не удалось, но предполагаю, что примерно соответствует цапфам. При балансировке на палец НГШ не устанавливаются какие-либо грузы, деталь балансируется "как есть".
Таким образом, колено в сборе без шатунов и поршней получается уравновешенным с допуском 24 г/см. Немножко до хрена, да...
Но самое любопытное, что установка шатунов и поршней приводит к гарантированной динамической разбалансировке узла.
Тем не менее, расстояние между плоскостями вращения шатунов незначительное относительно расстояния между опорами коленвала, а моменты инерции шатунов и поршней также незначительны по сравнению с моментами инерции цапф и щеки, поэтому дисбаланс хотя и гарантированно будет, но будет незначительным, если массы шатунов, поршней, пальцев и колец примерно одинаковые.
Хотя, конечно, чем легче шатуны и поршни, тем меньше будет итоговый дисбаланс при прочих равных.
Остаётся надеяться, что шатуны подгонялись по массе...
Вроде бы и всё.
Да, сейчас будут возникать вопросы "Почему не взял днепромаховик, чтобы не вандалить ИМЗшный?". Отвечу сразу.
Шлицевое сцепление и стартерный венец.
И желание КАТАЦЦО. Вояжьего венца Z=115 у меня нет свободного. Заказывать и ждать его - куча времени. А с учётом того, что на нём есть проточка под ведомый диск (а у меня диафрагма, и эта проточка нужна как корове пятое седло), то стартерный диск вообще надо резать с нуля. Поэтому пальцы уходят в лес, ждать стартерный диск. А я пока покатаюсь на том, что есть. Всё равно этот вал спустя 50...75 тысяч (если раньше не развалится) будет разрезан, свёрнут и препарирован прочими способами с целью изучения его материалов, обработки, надёжности посадки пальцев НГШ в цапфах и соответствия заявленному ресурсу.
Мне же любопытно...
Продолжение тут.
P.S. Из любопытства потыкал Г-образным шестигранником в отверстия маслоканалов, ведущих из полости пальцев НГШ к подшипнику НГШ, т.к. по эскизу показалось, что ролики будут кататься по отверстию.
Вывод: не будут. Шестигранник в обоих отверстиях упирается в кольцо сепаратора, не мешая кататься роликам.
Ура! 5 часть! На одном дыхании! С учётом того, что ИМЗ планирует свалить из России, твои изыскания с каждой статьей все актуальнее!
Илюх, на косяки с маслоуловителями и шатунами ты заводу указал, а про то, что конусы под маховик просажены говорил? И что они на это ответили?
Т.е. теперь у тебя на руках целая партия коленвалов, которые нужно дорабатывать, так что-ли?
А про конусы я практически до самого конца не был уверен, т.к. не было в свободном доступе ни 750сс вала, чтобы сравнить их, ни нового ИМЗ маховика. А когда начал быть уверен, почти вся партия уже была мне отправлена.
На самом деле, оптимальным вариантом всё же будет переточить маховик из Днепровского. Мне по ряду причин было проще оставить старый маховик с комплектом сцепления.
Ну а если хочется шлицевое сцепление, то однозначно да - дорабатывать и маховик, и вал.
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Так и что в итоге, ты планируешь эти валы к реализации?
Что в итоге - будем понимать в итоге. Когда будет тот самый итог после ресурсных испытаний.
Планирую, да.
Когда буду понимать все косяки и соответствие заявленному ресурсу.
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Ресурсные испытания сразу всей партии делать будешь или испытаешь один и решишь, что с другими точно также?
Вопрос поставлен некорректно. Ни то ни другое. А очень даже третье.
Испытаю один и опубликую результат испытаний.
С некоторой долей вероятности у остальных валов из партии будут примерно схожие характеристики, но решение - за потенциальным приобретателем, т.к. я могу гарантировать только то, что проверял лично.
То есть, гарантировать, что фактические цифры, полученные по одному валу на основании опыта его эксплуатации, достоверны и получены из собственного опыта использования данного конкретного экземпляра.
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
.
Наплавить и расточить новый конус как вариант, если совсем на безрыбье.
Ну это как-то совсем уж кучеряво... На собранном валу такое вытворять - можно, конечно, но мне кажется, при низкой стоимости операции (наплавить и расточить) есть неиллюзорный риск ошибки, которая приведёт к невозможности установки вала или его разрушению при эксплуатации.
А при высокой (определить материал и его текущие характеристики, составить тех.карту обработки, которая обеспечит сохранение характеристик после выполнения всех операций, наплавить, проточить/прошлифовать шейку под подшипник, проточить канавку под стопор, проточить/прошлифовать конус, выфрезеровать шпон.паз, и если понадобится - подвергнуть термообработке) стоимость дополнительной операции становится не очень гуманной. Доработка маховика намного дешевле.
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Ээ, пардон, имелось в виду издеваться над маховиком. Это несколько бюджетнее :))
Тогда да, вполне себе вариант. :-)
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
По хорошему, нужно вернуть это изделие обратно на завод как брак.
Ну вот представим, что валы возвращены. И?
Что я с этого получу? Вложенные средства обратно, ровно в том же размере, в котором их получил изготовитель. Компенсировать транспортные расходы, расходы на обслуживание переводов и выгоду, полученную от пользования денежными средствами, вряд ли кто-то станет добровольно и в досудебном порядке. А про время, потраченное на весь этот проект, я вообще молчу - его даже посчитать трудно, не то что компенсировать.
Что получит изготовитель? Кучку коленвалов, на изготовление которых он фактически взял у меня беспроцентную ссуду, и которые теперь может продавать поштучно с ценником в полтора-два раза выше. А может и не продавать. Может устанавливать их в свои двигатели, и продавать уже в составе двигателей. В этом случае все выявленные косяки будут каким-либо образом компенсированы или скрыты при сборке, и смогут быть обнаружены только при вскрытии двигателя и попытке заменить изношенные детали.
Кто в однозначном плюсе? Транспортники и банки.
И кому от этого станет радостнее? :-)
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Да, уж... (задумчивый смайлик)
Супер, ждал продолжения, за труды огромный респект , итогом твоих стараний надеюсь буду , хорошие валы от поршнь, что облегчит жизнь остальным желающим.
Теперь понятно почему тема с замером графиков пока повисла.
Типичное русское 3D...
Кто был на ДрОп-23, мог вживую послушать и понюхать. Кое-кому даже довелось проехаться на получившемся Франке Эйнштейне и оценить жопометром всю мощь 930сс.
А тем временем выпуск статей продолжится...
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Звучит и выглядит оно как обычный вояж. "Сало як сало, шо ево пробовать".