И еще пару слов о Литровом Урале...
Пришло время сказать пару слов о литровых моторах ИМЗ.
Если вы, смотря видео и фото, читая статьи или слушая рассказы о литровых моторах ИМЗ, тайно, или наяву, грезите о владении Уральским "Литром и пятиступкой" - прочтите и задумайтесь: - оно вам надо?
Write this down, and don't forget
That the best of times ain't happened yet
The gilded age has long been done
And so many lost when the west was won
Часть первая. Вводная.
Когда, в сентябре 2011-го года, я, по невероятному стечению обстоятельств, все же стал обладателем своего первого (и, к слову, не единственного) Уральского Литра, чувство эйфории переполняло меня по самое это самое.
Казалось бы: – вот она мечта любого оппозитчика.
Сам факт обладания этим чудом, выпущенным в количестве 20 экземпляров (аналогичного мотора с номером, превышающим 00020, вроде как еще, так и не нашли) превозносил все чаяния и мечты, и надежды, и фантазии… на качественно новый уровень.
Представьте себе уровень моего ЧСВ в тот момент?
Мой оказался с номером 00013 («если повар нам не врет», мне посчастливилось не только потрогать, но и обладать, еще одним Уральским Литром с аналогичным номером. Более того, если верить все тому же «повару», то и К-1000 с номером 00001, так же не минул моих рук)
Оговорюсь сразу, все моторы из «цикла» М-73 – меня минули.
Таким, я первый раз увидел литровый мотор на авто.ру
История о вывозе мотора в подробностях описана тут
Практически сразу мотор уехал на капиталку к ВасеПЗ и деталей его ремонта, особенностей его конструкции, нюансов и прочего я почти не знал.
На моторе сразу же выявился износ и задиры на ЦПГ, пробитый сальник коленчатого вала, да и всем прокладкам там за столько лет конец пришел давным-давно.
Часть вторая: Конструкция. Домыслы. Ошибки
Домысел № 1. Сапун (ошибочный)
Одной из первых ошибок и домыслов оказалась теория пробитого сальника на КВ.
Разбор мотора начался со сцепления, которое, не смотря на 30 лет забвения в гараже, все было в масле.
Последующая разборка показала, что масло накидано на все диски сцепления.
В тот момент, логично предположили, что пробило сальник КВ, и вот почему.
Сняв переднюю крышку ГРМ, мы увидели сапун, установленный на шестерне распредвала не прорезью за штифт на шестерне, а проточкой на теле сапуна (изрядно побитой штифтом).
Логично, предположив, что из-за сапуна, мотор и пробил сальник КВ, мы и успокоились.
Тем более, что по рассказам владельца этого мотора, мотор на стенде показал себя не бог весть как, залил маслом сцепло, и испытания отменили. Потом и вовсе про мотор забыли, так он и оказался в гараже под Дмитровым.
Поглядим на конструкцию сапунов на крышке ГРМ.
На фото выше тип крышки под генератор на КВ (по слухам от Явы)
На первом фото в этой статье, так же видно, что отверстия сапуна на крышке два, под углом 180 градусов друг к другу.
Вот еще фото:
А теперь вспомним, как расположен канал сапуна на стандартном Урале?
Правильно. Он либо расположен слева внизу, либо диаметрально справа вверху.
Т.е. Расположи сапун в моторе "правильно", мотор бы точно не смог бы продуваться в нужном месте и в нужное время.
Смещение сапуна в моторе было верным, и именно под горизонтальное расположение каналов сапуна, но перетачивать сапун для единичных моторов смысла никто не видел, а посему его установили не за прорезь, а по проточке (сперва ее "доработав напильником").
Домысел № 2. Маховик
Маховик - произведение искусства и сумрачных гениев конструкторов.
Легкий, точеный, под 9 стандартных пружин сцепления, против 6-ти в стоке. Диафрагма? Пффф. подержите мое пиво.
смотрим дальше:
Кто увидел что у маховика две проточки?
А они есть.
А почему?
Поясняю. 750-й современный коленвал фиксируется от смещения в задней опоре двумя стопорными кольцами. Внешнее держит 208-й подшипник в опоре, внутреннее держит подшипник за шейку коленвала.
650-й коленвал в задней опоре вообще никак не фиксируется, и считается, что задняя посадка КВ - плавающая.
Так вот.... Маховик -то литровый был сделан для 650-го мотора, а точнее для кроссовых моторов на базе кривошипа М-72/М-61 и иже с ними.
Как вариант для того же Кросс-750 и более ранних спортивных вариантов.
Что может быть проще? Надевай на КВ от М-72 шатуны от совнархоза, и вот тебе 750-ка в габаритах М-61 и иже с ними.
Только вот с К-1000 это не сработало, т.к. коленвал уже был в габаритных размерах современной 750-ки.
Ну право, дело! Не точить же под него новые маховики?!?
В итоге колено было проточено под посадочные размеры 650-го маховика. Но не тут-то было!
Внутренне стопорное кольцо должно за что-то держаться, и проточить весь конус колена до конца нет возможности.
Но и тут нашли выход. Недостающую глубину в посадке маховика на конус проточили в самом маховике, сделав как бы две конусные посадки с переходом от меньшей 650-ой на большую 750-ю.
Домысел № 3. Задняя опора
Легчайшая, цельноточёная. Красивая, хоть кушай с неё.
Не так давно видел похожую, но только для 650-го колена. Видимо для кросса такие опоры были скорее правило чем исключение.
Опора в размерах полностью аналогична современным опорам 750-х моторов. Есть ряд отличий в диаметре маслоканалов, но это не существенно.
И, увы... Опора не титановая. Алюминиевый сплав, по меркам 70-х годов - космический и не более.
Езжу на ней до сих пор. Не вижу смысла менять на современную.
Опора крепится к картеру болтами М7х1. На 650-ках болты М6х1. На современных 750-ках М8х1,25
Как, что, откуда взялись болты М7х1.... не понятно. Видимо понимали что болт М6 слабоват, а перетачивать картер под М8 не хотели.
Ну и нарезали поверх М6х1 резьбу под М7х1. Так же проще...
Домысел № 4. Картер
Еще на сайте http://imz1000cc.narod.ru/ было подробное описание мотора К-1000 со всеми вытекающими домыслами и фантазиями.
цитирую:
Как показало вскрытие это обычный картер от Урал М66 или более ранний с наплавленными площадками под цилиндры и срезанным креплением генератора.
Так вот это не верно. Картер М66 наверняка должен был быть 6-ти вольтовым и иметь характерный прилив опоры генератора.
У нас же с автором с http://imz1000cc.narod.ru/ ничего подобного нет.
Картер, во всяком случае мой, имеет остатки отливки номера детали, где явно читается ИМЗ-8.101..... Из чего следует, что картер взят от серийного мотора М67
Площадки под цилиндры тут и правда наварены "по-матерному"
По-другому цилиндры под 88-й поршень просто не вставали... видимо.
На моем М-100 с поршневой 92мм, на картер от М-63 точно также наварили площадки:
Тут стоит отметить, что Ирбитский завод открещивается от этих Литров, ссылаясь на то, что это делали в Серпухове.
История нас рассудит.
А теперь, дети, прочувствуйте всю боль...
На М67 был маслофильтр, и серийно вся маслосистема была под него расчитана....
И знаете что?
В картере сделали маслоканалы БЕЗ маслофильтра, это при том что все отливки под фильтр в картере были...
Боль, как она есть.
Далее.
При наварке площадки под правый цилиндр, места на стоковом 650-ом картере тупо не хватило и вскрылась полость маховика.
Её так же "в лоб" заварили:
И вот еще что. Как поставить 750-й коленвал в картер от 650-ки?
Передние опоры разные, мало того разные и подшипники. 208-ой у 750-ки против 207-го у 650сс..
Правильно! Навариваем мясо и фрезеруем под опору 208-го подшипника. К слову опора в точности как на современных 750-ках.
Домысел № 5. Толкатели/штанги/коромысла/ГРМ
ГРМ на моторе стандартный. Подходит от всех уралов. Ездил на родном, но он жутко гремел.
Потом перешел на Герцог - его съело из-за отсутствия полива маслом.
Сейчас ГРМ образца 19-го года. Тайвань. По виду и звуку мотора - лучше Герцогов. Не гремят, не воют.
Распредвал:
РВ под круглые толкатели, с тонкой шестерней. Носик под зажигание короче стокового. По слухам там была шторка и Датчик Холла с ручным опережением. Где была катушка - не понятно.
Распредвал выполнен по образцу современных "верховых" РВ с задней опорой под роликовый подшипник. Полностью взаимозаменяем с современными "верховыми" и "инжекторными" РВ.
Кстати, передняя крышка 205-го подшипника сделана с "выборкой" как на "старых" моторах с Т-образними толкателями. Скорей всего по тому, что картер изначально был так же сделан под старые толкатели. (поправьте меня, если ошибаюсь, но на картерах под круглые толкатели у картера есть выступ под 205-й подшипник и крышка - плоская)
Толкатели на моторе свои. Скорее всего переточены из стоковых круглых толкателей. Толкатель короче родного и с проточкой, сделанной, видимо, по тому, что сопряжение штанга-толкатель размещается внутри тела толкателя. И что бы минимизировать развальцовку и закусывание толкателя в корпусе - и появилась проточка.
Штанга толкателя длиннее стандартной 750-й штанги.
Коромысла свои собственные. На игольчатых подшипниках.
На фото рядом с обычными от 750-ки
Часть третья. Заключительная
Что мы имеем в итоге?
В моторе очень мало существенных взаимозаменяемых деталей.
Коленвал заменяем с валами от современных 750-ок, но только в сборе с маховиком и сцеплением.
Цилиндры, поршни, головы - все свое, уникальное.
В головах стоят клапана 43/45 мм с ножкой 9мм. Не подходят вообще ни от чего. Откуда их взяли для этого мотора вообще не понятно.
Головки сейчас у Макса Интерцептора. Он над ними колдует ибо направляющие уже свое отбегали...
А вот и видео с обзором особенностей литровых голов.
https://youtu.be/gmNRPsnPLto
Клапанные крышки так же свои собственные.
Одна у меня лопнула давным-давно. И сколько ее не варили - трещины ползут, масло сочится. Что делать с ней не понятно, ибо отлита она черт знает из чего и в землю.
Отливать или фрезеровать новую никто не берется...
Толкатели, после установки в 15-ом году инжекторного распредвала, приказали долго жить. Инжекторный вал имеет более "агрессивный" профиль и первые моторы с такими РВ были склонны к разрушению толкателей.
Мои, так же пришли в негодность:
ИМЗ пообещали сделать по чертежам новые. Пока еще делают.
На мотор сделали новые поршни 89мм. Под кольца от Мерседеса. Со смещением поршневого пальца по образцу поршней АТ.
Если вы прочитав до этого места, все еще мечтаете о Литровых Уральских моторах - вздохните полной грудью и ждите пока вас отпустит.
Ибо вам это нафиг не нужно.
Просто поверьте мне))
Underneath the black locust tree
There's a shady place that waits for me
To rest my bones and to rest my mind
I'm gonna rest right here when I die
Совет не мечтать о литре остается только воспринимать как насмешку, оригинальных литров мало и они не светят практически никому, а запилить из 750ки, ну так немец делал, гильзовал, почти то же, да не то, эрзац.
Злой ты Паш, насмешливый, я бы даже обиделся, прочитав такое, если бы не..., хе-хе. Составить что ли то же по М-100, чем он плох и как все ужасно и не подходит, так коромысла одинаковые даже нашел к нему, представляешь? Не сам конечно, без помощи специалиста бы не обошлось, но они теперь одинаковые и оригинальные, правда не такие как те, что пришли с мотором.
Найди мне клапанную крышку, а?
Лучше не одну а три, пацаны тоже просили)))
Паш, а дай мне в личку или в почту параметры по материалу и максимальные размеры грубые. Я поищу контакты кого-то, кто на заводе кой-чего делал.. Правда давно это было, но чем черт не шутит.
Помни про закон бутерброда!
BLOOD BROTHERS WILL KEEP IT TO THE END!
ТУМАН
У нас же Капотов литьем занимался. Делал копии крышек на сотки и прочие поделки типа "стрел". Насчет сделать на чпу - вообще не проблема. КЭП, толян33.
Молодец, дядька Пломбирий! Вот такие статьи - украшение Оппозита. Внятно, по делу, но не сухо, с изрядной долей страданий и самоиронии.
Ты заслужил нашивку "Оппозитчик-великомученик". :-)
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Полное ощущение, что мотор делали для понимания стыковок, габаритов... ну не было 3д моделирования на компах тогда. Варили, фрезеровали, заваривали вскрывшееся и тд. С тем, что бы дальше можно было с получившегося сделать чертежи. Не должен был этот мотор ездить.
Пысы: от что ты против диафрагмы упорствуешь, не пойму...
вот, кстати, такая же мысль посетила при виде этих фото - не двигатель, а испытательный стенд какой-то
Ну вот так вот. Да. Что есть то есть.
Но я упорный. Пусть пока поездит )))
Паша, спасибо за статью! Очень информативно для будущих литроводов!
Прям крик души, но какой-то неискренний )))
Признайся же, доволен как слон? С оговорками конечно, но доволен же )))
Дай бог тебе и твоему литру!
В современных реалиях всё что было выстрадано ради этого литра - уже не актуально. Хочется литр+ берешь тупо мотор БМВ и танцуешь от него. По деньгам явно дешевле выйдет. Ресурс? Огромен, другой вопрос как трансмиссия это всё переварит но собственно тот же вопрос и к Литру.
Тебя что, дизель покусал? )))
Нет, респект и уважуха Вампирию конечно но уверен что многие пошли бы другим путем.
Многие просто джапа берут и катаются. Многие нам не пример! Мы - оппозитчики, у нас насыщенная и разнообразная половая жизнь...
Спасибо! Изложение искреннее, стихи сентиментальные, было поучительным. Одно осталось мне неведомым: когда это чудили? Буду благодарен за ответ.
Чудили в 1977-1978 года. так мне сказали на ИМЗ.
Было еще первое поколение К-1000, с головками- крышками типа М-100, но живых экземпляров пока не видел, может есть тот, кто опровергнет?
Были еще и 4-х клапанные головки))))
Спасибо. Логично, я полагаю, делали для спорта - мотоциклам с коляской класса 1000 сс. Поэтому и без генератора.
Что я могу сказать?... Литр на Урал это конечно своеобразная мечта.
но когда задумываешься о практичности и ремонтопригодности, надёжности... лично я выберу попсовый 750сс с его дохлыми 45 лс, все равно для коляса их вполне хватает
Интересно. Лет 10 назад было бы ещё интересней. Клапана, похоже, делались из каких-то тракторных.
Крышку можно отфрезеровать в Питере .
Цельнофрезерованная ГРМ на блок м72 под киловатт ПЗ с ребрами охлаждения по всей плоскости вышла года 3 назад 40000.
Фото бы побольше, какое оребрение, как выглядит место под генератор какая гильза стоит и т.п.(
Оребрение большое. Очень похоже на оребрение современных 750-х моторов после 19-го года. Место под генератор самодельное от ВасиПЗ