В поисках настоящих тирольцев
– Оппозит рулит! – сотрудник службы безопасности международной зоны аэропорта Домодедово явно обращается ко мне. Неужто благодаря путевым заметкам на сайте меня стали узнавать незнакомые люди? Перекинувшись с одноклубником парой слов, жму руку и прохожу на посадку. Завтра в австрийскую Вену прилетает моя подруга Лори Бернар (Laurie Bernard): нас ждёт небольшой мотопробег по северо-восточному Тиролю. Будем первыми испытывать «Урал» с новой, ещё предсерийной второй версией карты впрыска! Для тех, кто не в курсе: с весны 2014 г. Ирбитский мотозавод оснащает свои мотоциклы инжектором, но первая версия программы вызывала нарекания покупателей – и вот готова обновлённая прошивка.
Зупапанорама
- Гюнтер только что закончил установку новой карты, - говорит мой друг Хари Швайгхофер (Hari Schwaighofer), главный европейский дистрибьютор Ирбитского мотозавода и бессменный руководитель компании Ural Europe.
Рассмотрев и пощупав экспонаты в торговом зале (кроме «Уралов», Хари занимается также «Энфилдами» - на одном из таких Лоря поездила по Индии, когда снимала очередной фильм), мы направляемся в ремонтный цех, где нас ждёт настоящее культурное потрясение. На подъёмнике стоит чёрный «Урал Ретро» с коляской, на месте водителя – ноутбук, в мотор уходят провода. Мда, раньше я и в страшном сне не мог представить себе обслуживание «Урала» таким вот образом. Куда всё катится?
Дерзко задрав люльку, Хари пригоняет мотоцикл на площадку у входа, и мы с Лорей начинаем знакомство с боевым конём. Мотоцикл почти новый, пробег 3.500 км, все нововведения этого модельного года на месте: и дисковые тормоза по кругу, и новый рулевой демпфер, и контрольная лампа уровня топлива, и прочее по мелочи. Из опций – водительское сиденье от «Энфилда» и шины «Хайденау» квадратного профиля: европейские уралисты часто заказывают за доплату.
Бросаются в глаза «кузовные» повреждения:
- Мотоцикл брали на пробную поездку двое клиентов, отец и сын, - объясняет Хари, - сказали, что опытные, а сами в горах слетели с дороги: двадцать метров под откос, с переворотом! Были без шлемов, но все живы, слава богу. Отец вообще отделался царапинами, а вот сыну не повезло, мотоцикл на него сверху упал: семь рёбер, проткнутое лёгкое, забирали спасательным вертолётом. И новый «Урал» помяли: бак, коляску и глушитель, а ещё зеркала с поворотниками оторвали. Мы замучались потом его вытаскивать, хотя в офис я вернулся своим ходом.
- Хари, а сколько я тебе буду должен за прокат?
- Столько же, сколько я буду должен вам как водителям-испытателям!
Какие всё-таки замечательные у меня друзья! Лори на правах дипломированного механика отбирает мой навигатор и сама устанавливает прибор на мотоцикл. На горизонте сквозь дымку темнеют очертания горных хребтов Тироля, до которых несколько десятков километров скучной равнины. Устраиваюсь за рулём первым – оставлю «сладкое» Лоре, пусть порезвится в горных виражах. Надо признать, что нам сказочно везёт: сегодня тепло и солнечно, а ведь в начале октября в северных Альпах от погоды можно ждать любых сюрпризов.
Я не ездил на «Уралах» с первым поколением впрыска, однако сразу понимаю, на что жаловались владельцы. На низких оборотах мотоцикл дёргается, изображая попытки заглохнуть, разгон с провалами, трогаться лучше с хорошей перегазовкой. Зато на средних и высоких оборотах двигатель радует уверенной тягой, отзыв на правую ручку стал быстрее, мощности и крутящего момента, по ощущениям, заметно прибавилось, по крайней мере по сравнению с привычными мне карбюраторами «Кейхин». Однако общий итог неутешительный: может, вторая версия и стала лучше, но явно требует доработки.
Зато сиденье от «Энфилда» оказывается очень удобным: плотное, широкое и плоское, оно позволяет перемещать «пятую точку» в приличном диапазоне, меняя положение за рулём, а нескользкая обивка надёжно фиксирует выбранное положение. В таком седле и за тысячу вёрст не страшно, а бОльшую высоту обязательно оценят длинноногие владельцы модели «Ретро». Жаль, у нас в России такую опцию пока не предлагают.
Анализируя впечатления от нового мотоцикла, сам не замечаю, как мы доезжаем до предгорий. Пора передать управление подруге – перебираюсь в коляску и погружаюсь в непосредственно дорожные ощущения: улыбаюсь пейзажам, наслаждаюсь чистым горным воздухом, щурюсь тёплому октябрьскому солнцу. На зелёных склонах пасутся невозмутимые коровы, покатые горы играют жёлто-красным осенним лесом, скалистые пики поднимаются в синее альпийское небо. Красота!
Выехали мы поздно, глубоко после обеда, поэтому Хари намерил нам на карте весьма скромное расстояние, рекомендовав заночевать в районе какого-то горного озера и пообещав, что там будет «зупапанорама» (нем. superpanorama – прекрасный вид). Вот мы и на месте – а виды и правда хороши, хоть и дымка!
- Но ведь сейчас только пять часов! – капризничает Лоря, - Ещё светло, я хочу ещё кататься!
- Уи, шерИ! - разумеется, я не против. Поехали дальше!
Начинаем штурм горного хребта, карабкаясь в настоящие серпантины и вгрызаясь в каждый новый поворот: слаженно свешиваемся с мотоцикла, повизгиваем шинами в виражах и обгоняем редкие грузовики. На извилистых горных подъёмах особенно заметно, что мотор прибавил крутящего момента: здесь каждый ньютон-метр на счету! Лоря всё лучше осваивается с «Ретрой», постепенно ускоряясь и с каждым виражом улучшая предыдущий результат.
Но вот мы перекатываемся через перевал и начинаем спуск, разгоняясь под горку. Надо отдать должное тормозам! Дисковые механизмы по кругу, – пусть даже весьма спорной конструкции, пусть они окончательно лишили «Урал» столь желанной взаимозаменяемости колёс, – но они отлично выполняют свою работу. Мотоцикл энергично замедляется, а эффективность торможения не меняется по мере нашего спуска: никаких признаков перегрева. Пожалуй, единственное замечание – тормоза очень уж острые, легко блокируют колёса в юз. Перед неожиданным светофором (наша полоса закрыта на ремонт) Лоря громким визгом всех трёх покрышек пугает остановившуюся на красный легковушку– автомобиль срывается с места на несколько метров вперёд. Спокойно! Всё под контролем, и даже с небольшим запасом!
Разогнавшись на длинном прямом спуске, мы ввинчиваемся в особенно задорный левый поворот: Лоря проходит «шпильку» в боковом скольжении, и сквозь визг резины и стрекотание мотора я слышу её звонкий смех, и радуюсь её детской непосредственности, и сам тоже не могу не смеяться. Кайф-то какой! А теперь – правый! Пытаясь вывесить своё перепуганное тело подальше из коляски, я случайно попадаю рукой в колесо: тррррык! Ой! Так: пальцы вроде целы, и даже перчатка не порвалась, только испачкалась. Здесь мне приходит на ум первый вариант названия этого репортажа: «Увидеть Тироль и умереть».
Наконец спустившись в долину, мы начинаем подмерзать: солнце уже стремится уйти за горы.
Встречаем сумерки в каком-то крохотном уютном городке: находим постоялый двор, уточняем наличие номера и парковки, я заледеневшей рукой заполняю анкету.
- Россия? Франция? А здесь вы что делаете? – удивляется пожилая женщина-администратор.
- Отмечаем вторую годовщину знакомства: решили встретиться примерно посередине, покататься по Австрии на русском мотоцикле «Урал». Красиво у вас тут!
Вот ведь как бывает: вроде бы говоришь чистую правду, и честно-честно, без всякого лишнего эпатажа, а обыватель всё равно эпатируется сам собой. Тётенька чему-то удивлённо вздыхает, перечитывая анкету и косясь на нас поверх очков. Возможно, она тоже считает, что мы кому-то что-то доказываем или против чего-то протестуем – нельзя же ведь так, без веской причины, просто делать то, что тебе нравится. А мы вот так живём.
Киндерсюрприз
В шесть утра звонит будильник. Я сначала надеюсь, что это какая-то ошибка, но судя по всему – нет. Лоря вскакивает и начинает бурно собираться в дорогу: «Вставай, уже почти светло – поехали скорее кататься!» Ох, а как же отпуск? Как же поспать?.. Вот мы уже в столовой нашего постоялого двора, изучаем карту под кофе и булочки.
- Я хочу найти настоящих тирольцев. Чтоб они ходили в кожаных шортах на лямках и пели «ля-ля-ля-йииууу!» Вот здесь, - Лоря тыкает в карту, - вроде горы повыше, есть по три, даже три с половиной тысячи! Как думаешь, мы их там найдём?
- Видишь ли, дорогая… Я полагаю, что там действительно полно настоящих тирольцев, но вряд ли они ходят в шортах и поют, всё-таки уже прохладно. Таких мы скорее найдём в Вене, где-нибудь в самом центре, в местах скопления иностранных туристов…
После завтрака я забираю со стола все салфетки – ночью на мотоцикл толстым слоем лёг иней, да и сейчас как-то не жарко: плюс три. Начинаю вытирать сиденья, а Лоря собирается прогреть мотор: стартёр крутит, но двигатель не запускается. Вторая попытка – тишина. Так… Вот только этого нам не хватало! И ведь так глупо себя чувствуешь с этим впрыском, сделать ведь ничего нельзя – ни тебе обогатитель вытащить, ни винтик подкрутить. Только знай себе тупо жми на кнопочку, насколько хватит батареи. Третья попытка – что-то раз чихнуло и стихло… Лоря почти полностью исчерпывает все возможные комбинации соответствующих моменту идиоматических выражений на французском и английском языках, иногда перемежая их единственным известным ей подходящим русским словом, когда с восьмой попытки наш «Урал» наконец оживает. Уф…
Прогрев мотор и как следует утеплившись всем запасом фуфаек и кофточек, мы усаживаемся на мотоцикл. Лоря пытается включить заднюю скорость, но она почему-то не включается. А это потому, что обломилась тяга, которая идёт от рычага на бензобаке к коробке передач. Что-то у нас сегодня с утра не заладилось… Наверняка сломанная тяга – это последствие той аварии с переворотом, так что не будем винить завод. Быстро отвинтив обломки, мы прячем сломанную железяку в багажник – подарочек механику Гюнтеру – и покидаем сонный городишко, устремляясь в дальние горы на поиски настоящих тирольцев.
Сегодня снова солнечно, постепенно теплеет, мимо проплывают осенние горы, величественные хребты, задумчивые коровы на альпийских лугах. В одном из небольших городов, проехав знак «Осторожно дети!», Лоря кричит мне:
- Я поняла, что значит киндерсюрприз! Киндер – это дети по-немецки!
- Ага! – улыбаюсь в ответ. Я-то немецкий учил немножко, когда-то очень давно.
Ближе к обеду становится очевидным, что доехать до Инсбрука – столицы Тироля, где по представлениям Лори как раз должны водиться горцы в кожаных шортах, – мы сегодня не успеем, так как обещали вернуться к Хари в офис к шести часам. Уходим на север направлением на Зальцбург.
В одной из бесчисленных деревушек мы съезжаем в переулок, чтобы остановиться и вбить новую цель в навигатор. Из двухэтажного здания напротив выходит мужчина, стреляет сигарету и завязывает неожиданный разговор:
- Вы откуда?
- Я из России, она – из Франции.
- А это «Урал»?
- Да, «Урал». Знаком с этой техникой?
- Ну, у меня «Днепр», с приводом. В нашей деревне три «Днепра». Ужасная машина, всё время ломается, масло отовсюду течёт. Я дальше пяти километров не отъезжаю, а зимой у нас снега под три метра, всё равно ни на чём не проедешь, так что в целом – бесполезный мотоцикл, но я его люблю. Заходите на кофе? Поболтаем!
Новый знакомый оказывается последним в Австрии производителем виниловых пластинок: показывает станки, звукозаписывающую студию и посылку с готовой продукцией, которая сегодня отправится заказчику в Киев. Несколько лет назад он проехал на стареньком «БМВ ГС», девяностых годов, через всю Россию и Монголию до Владивостока. А до того проехал всю Африку с севера на юг, обе Америки от Аляски до Чили, в Японии тоже был. Это что же, выходит – он кругосветку сделал?
Лоря и австрийский оппозитчик сразу же находят общие темы: как гостеприимны русские, особенно подальше от больших городов, кого как встречали и выручали в России, а ведь у неё тоже есть старый Гусь, восемьдесят четвёртого года, и вообще какие замечательные раньше были «БМВ», не то что сейчас, вон уже и «Урал» стал впрысковым… Я медленно офигеваю: вот так вот, значит, заедешь в глухую альпийскую деревеньку, свернёшь в случайный переулок – а там такие люди живут…
Хотелось подольше пообщаться, но, к сожалению, у нас совсем мало времени: обмениваемся контактами и прощаемся с удивительным австрийцем. Вскоре мы спускаемся в долину, шоссе становится шире, появляются грузовики: всё, как я люблю, и Лоря перебирается в коляску. Француженке совсем не по душе большие трассы, она предлагает срезать напрямую через горный массив: на карте обозначена узенькая дорожка, вероятно грунтовка, змейкой вьющаяся через перевалы. Моя интуиция подсказывает, что там точно будет нескучно, причём настолько, что от предчувствия неприятностей заныл старый перелом. Но я же не могу отказаться: кто у нас тут больше мужик? К моей радости, случайный прохожий говорит, что это пешеходный маршрут, где движение любого транспорта запрещено. Я лукавлю: «Очень жаль, что нельзя проехать – там наверняка так красиво! И с каких это пор в автомобильных атласах указывают пешеходные маршруты? Придётся возвращаться на большую дорогу. Не расстраивайся, Лори – нам всё равно уже пора спешить.» Слава богу!
Проскочив небольшой отрезок шоссе по Германии, мы возвращаемся в Австрию и заезжаем в Зальцбург на обед и беглую экскурсию по центру.
В сумерках возвращаемся в Мархтренк, в глубине пустого и тёмного офиса одиноко горит настольная лампа: Хари доделывает какие-то дела в ожидании нас. Извини, опоздали. Вскоре мы уже сидим в пивной вместе с Биргит, давней напарницей Хари, которая не раз водила группы интуристов в мотопоходы на «Уралах» в окрестностях Ирбита. Звенят пивные кружки, мы обсуждаем всё на свете, от мотоциклов до политики, вспоминаем былое и фантазируем про будущее, и время летит незаметно. Посреди дружеского застолья приходит СМСка от моих родителей, и я оглашаю радостную весть: «Друзья! Сегодня в Вене родилась моя племянница Маша! Долгожданный подарок от моего брата Михаила и его жены Элизабет. За нового человечка! За дружбу народов! За мир во всём мире!»
Сиськи
Утром, заехав ещё раз в офис попрощаться и поблагодарить Хари за всё, мы направляемся обратно в Вену. Вчера, как обычно, Хари не позволил мне заплатить за ужин. А ведь я тайно, под предлогом отлучки в туалет, зашёл на кухню, поймал официанта и попросил немедленно рассчитать наш столик: «Извините, я не могу взять у вас деньги». И как Хари это делает?
Я вожу свою бретонку по австрийской столице, показываю архитектурные памятники, достопримечательности и мои личные места. Покупаем подарки и сувениры Лориным родным и друзьям.
Заезжаем лично познакомиться с моей новорождённой племянницей и поздравить Мишу и Лизу. Малышка Маша с неожиданной цепкостью хватает меня за палец: давно я не держал маленьких детей на руках! Передаю Лоре фотоаппарат с просьбой сделать коллективный снимок.
- Siski ! – внезапно говорит Лори, чтобы мы улыбнулись пошире. Кто научил???
– Ой, кажется, я что-то не то сказала, - смущённо шепчет мне на ухо, - Твоя мама не будет теперь плохо про меня думать?
- Нормально всё! Классный кадр получился, а мама у меня молодая и прогрессивная. Жалко, отец сегодня сильно занят на работе и не приехал: вот он бы точно удивился.
Полный провал
Через несколько дней, уже в Москве, я получу сообщение от Хари: «Гюнтер повторно закачал новую карту впрыска, в первый раз она не установилась. Теперь двигатель работает без провалов на низких оборотах. Было холодно – мотоцикл завёлся с первой попытки. Больше никаких проблем». Что??? Ну как же так? Это же полный провал: выходит, мы с Лорей ездили на старой прошивке! Вот не зря я всегда не любил все эти электронные штучки… Впрочем, чёрт с ним, с этим впрыском: отпуск ведь всё равно получился незабываемым. Я прекрасно понимаю, что при существующем порядке вещей технического прогресса не избежать. Просто иногда бывает так жалко, что время нельзя остановить.
Москва, октябрь 2014 г.
Текст: Виталий Бордо
Фото: Лори Бернар (Laurie Bernard) и автор
ХОрошая поездка. Но как я понял что в тироле небыло тирольских пирогов?
Привет Денис и мерси за отзыв. В Тироле было не до пирогов! :)
Мой дорогой друг!
Боюсь тебя огорчить, но похоже что тирольских пирогов в Тироле не существует. Это как торт Прага, производится в Москве на Малой Арнаутской, а в Праге об этом торте никто и слыхать не слыхал.
К сожалению ты был так занят испытаниями мотоцикла и разглядыванием красивых видов Альпийский гор, что не смог донести правду о существовании тирольских пирогов. Что ж, придется проехать в Тироль и самому, все узнать. Вот куплю в кредит мотоцикл Дукатти и поеду. Уж у Дукати то прошивка давно какая надо.)))
Между прочим торт, известный тебе как Прага, изначально был придуман венским кондитером с чешской фамилией Захер и носил его имя Zachertarte. В советское время рецепт скоммуниздили, а торт в связи с неблагозвучностью фамилии автора переименовали в Прагу.
А я слышал,что название торта пошло от ресторана ПРАГА в Москве.Толь там его делали по какой то секретной технологии)
В Вене в каждом кафе продают эту прагу под названием Захерторте :)
А ещё Малая Арнаутская находится в другом городе, например.
а ещё говорят - география наука извозчиков...Красота!
(в финале надо было подписать "Москва-Тироль, октябрь 2014г."
Спасибо, Саша. В финале - место, где написан репортаж, а написан он целиком в Москве!
Но сочинял-то ты его ещё тама!
"Тама" я сочинил только первый вариант названия - "Увидеть Тироль и умереть", но поскольку остался жив, то решил его не использовать.
Приятный рассказ. Фотографии, как и всегда в исполнении Лори, замечательные ;-)
Впрыск отстой для лохов. Давай предложим Хари перевести его Ретру на Дельорты? ;-)
Спасибо Вася. Полностью согласен насчёт впрыска, даже если во второй редакции карты он нормально работает. Хари вряд ли согласится, это же его мопед для тест-драйвов, а клиенты хотят впрысковый.
скорее это требования к новой технике, а не пожелания клиентов
рассказ, как всегда, отличный!
Полностью согласен с тобой, Федя. Если б не сраные экологи, не было бы никакого впрыска. Мерси за похвалу ;)
Хороший рассказ
Дима, спасибо.
Приятно было почитать ! Спасибо за рассказ !
Рад стараться! И тебе спасибо, что почитал!
Интересно, что и говорить. Однако впрыск и дискачи куда лучше старого исполнения. Еще абс не хватает, музыки в коляске, высокого лобового стекла, подогрева седла и ручек. Лори- красавица
@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@
Добавляем немного разноцветных лампочек, и получается Голда :)
атлично-атлично. Вы с Лорей уже прям как Чип и
ДейлГайка.PS - За Дейла у вас Василий по любому. ;-)
Пока Чип и Дейл спешили на помощь, Винтик и Шпунтик раскрутили Гаечку. (с)
@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@
Пока всякие Винтики, Шпунтики и Крувлики разводили интернет-срач, Чип и Дейл активно налаживали международные связи и бескорыстно помогали французской телевизионной команде во главе с Гаечкой :)
"...Салтыкова классная............."))))))))))))))))))))))))))
Салтыкова хороша ;)
Тайсон, после твоего комента просто порвало :)
Какие красивые пейзажи. Виталий у меня давно назрел вопрос: "Ревнует ли вас жена к Лори?"
я бы по другому спросил, но тут такое нельзя. а ведь всем интересно, а Бордо..
@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@
уже спрашивали и не раз.
Антонио ты обалдел? Чо ты мне тут своих шариков насыпал? Нет меня конечно шариками не напугаешь, у меня есть домашний Mr. Кролег, но я же тут не один. Ща придёт Федя и обоим наваляет за разговоры картинками ;)
Про иголочку почитай у него в блоге))))
читал, как не читать. Однако либо Бордо настолько верен жене, либо
pizditнедоговаривает. Интрига!@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@
Maks75, там правда очень красиво, жаль не было времени заехать подальше в Тироль.
Я не даю жене ни малейшего повода для ревности. И не обсуждаю личную жизнь в интернете. Спасибо за понимание!
бедные нацысты , которые упали на ретре в овраг. Представляю что они пережили . Сам летом завалился в Жигулёвских горах, Вспомнил всех святых .
Кстати, клиент-папаша оказался начальником местной пожарной бригады (которая в Австрии совмещает функции спасателей), поэтому спасательный вертолёт прилетел так быстро. Только вот как он мог со своим опытом ездить без шлема сам и ещё сына катать? Хорошо Ретра не на голову ему упала...
Всё красиво: и пейзажи, и пилоты-испытатели, и Урал! Эх, проклятое нищебродство...
Рад, что тебя порадовала заметка. Всё будет, если сильно захотеть! :)
Красиво! Хороший рассказ! А шрамы мотоциклу к лицу, боевой вид придают.
Дин, благодарю за отзыв. Кинул тебе шестерню насчёт книжки. На связи!
Виталий,спасибо за очередной приятно читаемый и красивый отчёт мотопутешествия.
Да скажешь тоже, путешествие. Так, полтора дня покатались. Я думал хоть будет интересный тест драйв второй версии впрыска, но и с этим вышел облом. Впрочем, не стоит ни о чём жалеть. Прокатились всё равно отлично! Большое спасибо за комплименты ;)
Очень романтичное путешествие. Спутница хороша, красоты Австрии сильно преувеличены, скучно там... без второго пилота :)
Мне всё же кажется, что красиво и скучно - это разные категории. В Тироле красиво. А если вместо тирольцев его заселить улыбчивыми бородачами из 05 региона, то там станет и не скучно ;) Спасибо за отзыв.
Виталий , отличные покатушки, отличный рассказ.
Рад стараться! Спасибо :)
Зачем вы научили Лорю кричать сиски?
это же пошло и пахнет сельским хозяиством .
Гриша ну ты кросаффчег! Наконец кто-то обратил внимание на ключевое слово :) Я точно не учил кричать "сиськи" в момент фотографирования, хотя слово использовал и значение объяснял. Есть подозрения на Васю, а может коллеги с Урала...