Еше раз про реле. Вопросы по известной схеме. | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Еше раз про реле. Вопросы по известной схеме.

оппозитчик Anonymous (пешеход)
чтоб поменять аватар - читай FAQ
нахождение: Тверь

Вот по этой схеме вопросы:

1. Реле "Повороты" контактом 49 подключено к + аккумулятора, а контактом 31 к общей земле. Значит ли это то, что когда не масса не выключена, это реле всегда будет включено и потреблять ток. Зачем это сделано?

2. Замок зажигания включает массу. Разве не логичней включать + ?

3. Зачем нужны диоды VD1 и VD2, и на какой ток они расчитаны?

4. Зачем нужно два реле поворотников - отдельно на правый и левый, разве нельзя обойтись одним?

5. Какое сопротивление должно быть у резисторов, если вместо ламп накаливания контрольных приборов использовать светодиоды. И не отбирают ли контрольные лампы ток, скажем у фары?

6. От каких реле на этой схеме можно отказаться? С учетом того что переключатели будут использоваться от китайского скутера, хоть и достаточно качественные.

7. Можно ли смонтировать основную схему на текстолите с медным покрытием, выфрезеровав дорожки? И какой толщины должна быть медь и ширина дорожек, чтобы выдержать необходимый ток?

Ni_Kola's picture

Со мной дядька Captain тоже такой схемой поделился. Если я правильно понял, то реле находятся до предохранителей, то есть всегда под нагрузкой. Получается, что предохранители только спасут замкнувший потребитель, а что если замкнет реле? Этим можно будет поджарить все проводку, ну как минимум красный провод от генератора до реле... Или я ошибаюсь?

Ni_Kola's picture

Quote:

6 от реле поворотников

а установкой одного реле поворотов от авто обойтись не получится?

GaRAge849's picture

Релейную схему лучше всего собирать в логические ячейки.Вот тогда и замыкать не будет и работать ответственно. А контрольных ламп останется, только лампа нейтрали.

А есть какая-нибудь более пожаробезопасная схема?
И на вопрос 1 и 3 ответьте кто-нибудь, пожалуйста?

Ni_Kola's picture

favi, по п.3: эти диоды предназначены для того, чтоббы была возможность моргнуть светом при помощи дополнительной кнопки в правом пульте, они замыкаю сразу две реле...

ssh's picture

По п. 5: резистор должен быть ~2kOm, мощность для обычного светляка 0,125 Вт. Подключать ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО.

To Ni_Kola: можно обойтись и одним реле поворотов, но при этом придется делать цепь выключателя поворотов силовой.

Себе я сейчас делаю так:

http://s46.radickal.ru_/i114/0904/70/3c4a38ab4949.tif

КЭП's picture

1. Сделано это затем, чтобы можно было вкрячить кнопку аварийки, потребление же реле около 10 мА, что совершенно несущественно. Нужен месяц, чтобы посадить стандартный 9-амперный аккум.
2. Замок зажигания включает не массу. Он КОММУТИРЕТ массу для реле KV9, которое разрешает работу остальных реле и подает питание ни систему зажигания и возбуждение генератора, кстати, через предохранители. Коммутация же массы выьрана из соображений минимизации количества проводов. Если кто-то хочет сделать прерывание по плюсу, это можно сделать, это не будет не хуже, не лучше. При проектировании (такая же схема стоит у меня на колясыче) главным критерием было следующее: один жирный провод приходит на коробку с реле, все остальные провода, выходящие оттуда, либо защищены предохранителями, либо пофигу, замкнут ли они куда-нибудь.
3. Диоды VD1 и VD2 - практически любые, на ток от 100 мА, заказчик схемы планировал в дальнейшем ставить стартер, а пока кнопка стартера позволяет мигнуть дальним светом - независимо от состояния переключателей света, с помощью диодов принудительно включается реле головного света KV9 и реле дальнего света KV6.
4. Можно, тогда переключатель на руле будет коммутировать силовую нагрузку.
5. Контрольные лампы ток не отбирают, сопротивление резисторов для светляков должно быть около 620... 750 Ом, мощность 0,25 Вт для рабочего тока 20 мА при падении на светляке около 2 В.
6. Теоретически от всех, кроме головного света, дополнительного освещения (если оно есть), сигнала и зажигания. Остальные стоят для еще большего повышения надежности.
7. Можно, предусмотрев впайку в плату ответные части разема для быстрой смены реле, пропаяв дорожки, а лучше, продублировав их отрезками медной проволоки. Всю плату, кроме контактов :) , покрыть лаком.

oktmaster, не путай человека, резисторы ставятся ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО.

Парни, о каких "замыканиях реле" вы говорите? Единственное замыкание, грозящее выгоранием ОДНОГО провода, может быть между контактами 86 и 30 реле, причем ни от вибраций, ни от влаги, когда внутренности реле уже почти сгнили, такого замечено не было, так что это только теоретически.

1. А не проще контакты 49 и 49а соединить куском проволоки, а реле нафиг выкинуть - эффект будет один и тот-же?

8. Еще один вопрос. Приобрел себе переключатели на руль, так вот на правом переключателе есть кнопка с двумя положениями - стрелочка вращается и стрелочка перечеркнута. Я так понял что это переключатель для остановки двигателя. Тестером погонял распиновку, так вот оказалось, что на этой кнопке контакты замкнуты, в положении перечеркнутой стрелки. Я правильно понял что эту кнопку надо подключать к нормально-замкнутому реле? Это сделано для того, чтобы вышедшее из строя реле не привело к внезапной остановке двигателя, правильно?
И где мне найти такое реле, какая у него маркировка? Опять же на какой ток оно должно быть расчитано?

9. У меня на правом переключателе есть кнопка в три положения - выключено, габариты, свет. Как мне логичней повесить на эту кнопку освещение, чтобы у меня была возможность ехать вообще без света (мало-ли ситуация...), ехать только с ближним светом, и ехать с ближним+дополнительные противотуманки. Вопрос чисто практичный из вашего личного опыта, например часто ли на мотоцикле вообще используются габариты отдельно? Или все-же надо для доп.света отдельный выключатель ваять?

10. Нужны ли на мотоцикле индикаторы поворотников на приборке, или это уже лишнее? :)

11. Переключатель света:
Три положения:
а). Замкнуты черный - красн.черн.
б). Замкнуты черный - коричневый - зеленбел.
в). Замкнуты черный - коричневый - желтый

Я правильно понимаю, что:
черный это +
коричневый - это подсветка приборов
зеленбел. - это габариты
желтый - это ближнийдальний свет

А красн.черн.- для чего? Что может быть замкнуто в положении, когда свет выключен?

12. Captain1977, насчет последнего замечания - а может быть тогда на главный красный провод от генератора тоже предохранитель поставить? и на какой ток?

КЭП's picture

favi,
1. можно, но моргать сам будешь, переключателем :) релюшка-то моргучая!

8. Это двиг-стоп от двухтактника, или от джапа какого хитрого. Лично я против какой-либо лишней коммутации в цепи зажигания. если очень хочется двиг-стоп, короти им сигнал с датчика холла, ставить в данной схеме реле с нормально замкнутыми контактами нецелесообразно. Или вставь в разрыв зажигания (хотя я, повторюсь, против) и привыкни, что двигатель работает на перечеркнутой стрелке :)

9. У меня на Волке сделано так: Выключено - Доп.свет - Доп. свет+фара. Габаритов отдельно не использую, ибо в дополнительных фарах их нету, и в тазовской оптике тож, а ставить лениво. Правда, ПДД предписывают, что должон быть стояночный сигнал, то есть габариты при всем остальном выключенном, так это и так реализовано в любом штатном замке. Вообще, что и как коммутировать - личное дело каждого, хоть поворотники по одному включай :)

10. Дело вкуса, можешь вообще ничего не ставить, можешь весь руль увешать - считай, нужно оно тебе, или нет.

11. А вот тут хрен его знает. Лично я ему применения не вижу, может, у кого фантазия побогаче? :)

12. А вот тут совершенная правда. Ток будет зависеть от мощности генера, сечения провода и конструкции самой панели реле. Я бы поставил на 150 Вт генер при 4 кв. мм порядка 15... 20А, на 500 Вт генер при 6 кв. мм - 40А.

8. А если не ставить реле, и не подключать кнопку выключения двигателя, то как тогда двигатель глушить? Выжимать тормоз и бросать сцепление? Все равно в цепи зажигания должен быть какой-нибудь выключатель? На схеме, которую мы тут обсуждаем, вообще не понятно как автор глушит двигатель...

ssh's picture

мотоцикл глушится замком зажигания. выключил замок - реле кв9 разрывает плюс на катушку

КЭП's picture

ssh, истину глаголишь, опередил :) Смысла в выключателе на руле не вижу, остановился, повернул ключ, заглушил - привычно и удобно.

ssh's picture

Не, дядька, смысл великий заложен в выключатель этот. Темная сторона победит если и ты упадешь (тьфу 3 раза), двигатель свой ты быстрее заглушишь, если оснащен двиг-стопом твой мотоцикл.

КЭП's picture

ssh, теоретически - да, на спортах и эндурах японских, скачущих, аки козлы, двиг-стоп, без сомнения нужен, чоппер вальяжный же, или колясыч устойчивый, переживут без двиг-стопа спокойно. Был всего раз у меня случай, на асфальт когда я уложил мотоцикл, было это зимой, на дороге, льдом всей покрытой, в щель здоровенную колеса влетели, и не успел я даже подумать о кнопке, двигатель враз выключающей, как оказался метров на пять позади своего аппарата... Когда же добрался я до Волка, на боку нелепо лежащего, помогло мне с дороги уйти то, что работал движок, и подняв мотоцикл, без промедления продолжил я путь свой.

ssh's picture

:))

1. Насчет реле 495.3747
Его обмотка в схеме включена постоянно. Значит ли что оно будет все время щелкать, или оно начинает замыкаться и размыкаться только когда контакт 49а замкнется на массу?

6. Выбираю от какого реле можно отказаться - сигнала или габаритов?

13. Решил отказаться от реле дополнительного света. Нашел тумблер, который подходит по размеру в отверстие, вместо кнопки стартера. Очень похож на тот что в компьютере стоит на блоке питания системника, типа такого:

Тумблер имеет маркировку 220V 3A, 127V 5A
А какой ток выдержит этот тумблер при напряжении 12V? Хватит ли мне его для подключения двух противотуманок напрямую, без реле?

КЭП's picture

favi, ток такой же, сдохнет очень скоро. На многих буржуйских тумблерах/реле пишут максимальный проходящий ток, а не максимально коммутируемый, не забывай также про пусковые токи ламп. Чисто теоретически, может выдержать 60 Вт на контакт.

ssh's picture

1. Насчет реле 495.3747 - будет щелкать одновременно с морганием ламп.
6. Выбираю от какого реле можно отказаться - сигнала или габаритов?
Я отказался от реле габаритов - они меньший ток потребляют - 2 лампы по 5Вт (поправьте если ошибся) = 1А грубо; Звуковой сигнал - порядка 7-8 А (а у меня их будет два от жигуля-пятерки). Габариты у меня будет включать mainrelay одновременно с катушкой, генератором и т.п. при включении замка зажигания.
http://s46.radickal.ru_/i114/0904/70/3c4a38ab4949.tif

13. Тумблер этот будет слабоват, но если возить с собой запасной... Кроме того возникает вопрос о том, какой у тебя генератор. Стандартный Г424 такое количество приборов освещения не потянет, аккумулятор будет разряжаться.

А у меня вопросы не по этой схеме. Я в электрике не понимаю и вот вопросы возникли
1.Вот когда я ближний включаю то контрольная лампа дальнего света загорается слабым накалом и фара светит еле еле. Включаю дальний - он поярче но не так как должен. контр лампа при этом загорается как положено. Почему так? Где смотреть надо? Лампа стоит галоген на 65W.
2. Аккумулятор от машины можно ставить?
Не судите строго за вопросы. Ну не понимаю я в электрике!

14. Надо ли отключать спираль ближнего света в фаре, при включении дальнего?

15. Каким минимальным количеством предохранителей можно обойтись в схеме со следеющими реле:
- поворотников
- звукового сигнала
- общий свет
-дальнийближний
Могу ли я уложиться в 4 предохранителя?

Andrey8997, аккумулятор от машины ставить можно, если не смущает то что он больше и тяжелее. А по емкости ты выигрываешь

КЭП's picture

favi, если моргаешь, нет, если горит постоянно - да, иначе поджаришь оптику ко всем чертям.

Andrey8997, смотри целостность лампы, проводов, правильность распайки разъема для лампы. Саму лампу проверь, воткнув в заведомо рабочую фару, авто или мото, пофиг. Если будет работать нормально, смотри все контакты.

КЭП's picture

favi, а цель уложиться? Использовать убогую уралячью коробку с 4-мя жалкими пародиями на предохранители? Как минимум по твоей схеме:
- Головной свет
- Зажигание / генератор
- Стопари / поворотники
- Сигнал

Я бы сделал так...

Ni_Kola's picture

Andrey8997, было подобное,когда проводку на м67-36 менял,покупал 8.103.ю
Так наблюдалось тусклое свечение дальнего и яркое свечение контрольки,отсутствие ближнего и тусклое свечение контрольки дальнего при этом-виной оказалось неправильное подсоединение...

steppenwolf_md's picture

Captain1977, izvini za naglosti, posovetui mne shto mne ubrati i ,ili dobavit v tvoiei skeme esli u menya ural solo:

1) povoroti u menya dvuh kontaknie 5 W ispolizuiu kak gabariti kak u amrikosov, 21 W samo soboi kak ukazateli + ho4iu soedinit knopku avariku s 7 kontaktami ot klasiki.(rele iuzaiu kak u tebya v skeme)

2) stroboskopi u menya 2 lampo4ki po 18W kajdaia (18 led po 1W) - kontroler imeit klemu n a + i na -, plius odin provod kotorii doljen soediniatza kratkovremeno na 12V (nu tipa kak najmiosh na signal) kogda ho4esh smenit rejim podsvetki a ih u menya 10 :)

3) krome standartnovo signala dobavliaiu dva signala ot volghi kotorie budut imeti kajdie svoi vkliu4iateili.(delaitza eto iza tavo shtobi ia mog imitirovati spetz signal :)

4)generator Denso, tam 3 provoda (hren kak ih podkliu4iti ,v forume nashol info no do menia ne dohodiat - ia po elektrike mogu bez problem sobrati toka K750 a Ural dlia menya nemnoshka problema)

5) ho4iu dobaviti eshio prikurivateli ( zariadku telefona i batareiki videokameri)

Korobku dlia predohranitelei ti ot 4evo iuzal?

ssh's picture

Captain1977: Присоветуй дядька, я вот задумался, как скоммутировать стоп-сигнал - так, чтобы он мог гореть всегда независимо от включения зажигания или чтобы стопы появлялись только после поворота ключа зажигания? Как по твоему мнению, нужна стопам способность загораться на стоящем моте?
Я уж и плату развел, но задумался.

To favi, steppenwolf_md: Suncheezzze предлагал в качестве коробки для предохранителей авторазъем. как раз на 4 ножевых предохранителя.
http://oppozit.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=26045&highlig...

А где на днепре крепится коробка предохранителейреле в стандарте? Мне просто достался от предыдущего хозяина просто пучок проводов в фаре...

ulan's picture

16. Если в поворотники вместо ламп накаливания установить светодиоды, у них ведь мощность меньше. а это не надо реле дополнительное ставть и проводка с переключателями справятся!
17. В чем смысл ставить вместо контрольных ламп - светодиоды с припаянным сопротивлением? ведь нагрузка на проводку останится таже! или я не прав?

MurzuL's picture

я в своей схеме реле на фару ближний/дальний, запитал от выхода реле зажигания, соответственно фара горит только когда включено зажигание, зделал сие дабы акумулятор не посадить...

17. ulan, I=U/R Наприяжение у нас постоянное, увеличивая сопротивление, мы уменьшаем ток.

18. На обсуждаемой схеме к генератору идут два провода. У меня же три контакта на генераторе. Верхний с генератора идет на левый контакт реле-регулятора. Нижний, с генератора идет на правый контакт реле-регулятора. А средний с генератора куда идет? Его отсоединили, а присоединить забыли...

КЭП's picture

ssh, имхо, не надо, достаточно стояночных габаритов при соотвествующем положении замка, просто эта позиция на схеме не отображена. Если найду исходник схемы, нарисую с учетом всех поправок, рисовалась-то под конкретный заказ.

steppenwolf_md,
1. Твои габариты - 2х5 Вт в поворотниках + 5 Вт в фаре + 5 Вт сзади = 20 Вт, примерно 2 ампера, в принципе, релюшку можно не ставить, но тогда придется подать на правый пульт +12В, увеличить сечение проводов и немного переделать схему, я бы не стал заморачиваться и реле оставил.

2. Стробы по любому через реле (типа допсвет), а вот с кнопкой сам придумывай - пойдет любая, можно даже в пульт врезать.

3. Не стоит. Я бы лично не стал косить под гайдона или еще кого :) , да и простой кнопкой не обойдешься - сигналы жрут ого-го, так что плюс еще пара реле. Оно тебе надо? Поставь хороший пневматический сигнал на 2-3 дудки, и будет тебе счастье. Я так однажды газель пугнул - бедолага шуганулся через 2 полосы и съехал на обочину :)

4. На денсе 3 хвоста - винт (на аккум) и два ножевых, один из них помечен "IG", другой не помню, как. На "IG" подаешь +12В с замка зажигания, то есть, зажигание включено - напруга есть, выключил - нет. На второй контакт подключаешь контрольную лампу, вторую ее ногу - на тот же контакт замка, что и "IG".

5. Выход на прикуриватель на схеме нарисован.

Колодку для предохранителей использовал камазовскую. Вот фото блока реле (там еще сигналка и усилитель, позже буду переделывать).

ulan,
16. Правильно, только в реле поворотов надо будет поменять времязадающий кондюк, чтобы оно не моргало, как припадочное.

17. Нагрузка уменьшится, только надо предусмотреть либо рассеивание света от светодиодов, либо регулировку их яркости, иначе днем не видно, а ночью слепят.

MurzuL, в постоянновключенной фаре есть плюс - не забудешь ее включить. Но есть и минус - иногда приходится ночью от ментов уходить, тут и пригодится возможность выключить свет (это по словам одного знакомого)...

КЭП's picture

favi, средний контакт генератора используется для довольно древних реле зарядки. При использовании автошного (мало того, что есть в любой замухлюевке, так и стоит дешевле, и компактнее) реле-регулятора вывод ~ генера не используется.

18. Captain1977, я тогда сфоткаю свое реле завтра, и кину картинку, у меня есть подозрение что реле у меня нормальное, а провод не подключен был, но нужно знать точно...

А блок реле от автомобилей идет уже распаянный на плате? То есть какие-то контакты реле уже соединены друг с другом? Куда можно в мотоцикле запихать блок реле?

КЭП's picture

favi, думал над этим, но не нашел блок реле подходящего размера...

ssh's picture

Captain1977 Спасибо за совет. я, собственно, так уже и нарисовал, только в последний момент задумался, может все-таки надо?

To favi: А блок реле от автомобилей идет уже распаянный на плате? То есть какие-то контакты реле уже соединены друг с другом?
Как правило да, а иначе не стоит и огород городить. Пример вот.
http://s39.radickal.ru_/i083/0904/8e/d36a7e7ce477.jpg

Куда можно в мотоцикле запихать блок реле?

Место в общем-то одно - под сиденьем. Под бак спереди не поставишь - грязи много, а больше вроде и некуда.

Вот мое реле-регулятор:

Оно новое или старое, с трех контактным подключением к генератору?

steppenwolf_md's picture

a kak podkliu4iti knopku avariiku 7-kontaknuiu ( takuiu kupil ya) k tvoiei skeme?

КЭП's picture

favi, реле старое, мануал по уралам в гараже, да и вобче, РР330 - унылое говно. Можешь, конечно, порыться в архиве конфы, но я бы советовал посмотреть вот здесь http://oppozit.ru/article1246.html

steppenwolf_md, чутка попозжее нарисую

steppenwolf_md's picture

Captain1977, shto za korobo4ka u tebya takaia na fotke??? ia prosto ho4iu postaviti vse reliushki v odnu korobo4ku pod legusha4iu sideniu....

slojno podkliu4iti etu avariiku??? ia prosto uje na stadii elektriki iho4iu na etoi nedeli uje dokupiti kabelia ,reliushki i dati zakaz zdelati korobo4ku zakritovo tipa...

Misha_B's picture

Andrey8997, Проверь подключение массы на лампе фары.

MurzuL's picture

favi, ты некоректно понял, фара управляется стандартно, просто при выключенном зажигании обесточивается принудительно...

Куда на это схеме втыкать амперметр? Между + аккумулятора и + генератора?

anarhist, отвечу на твой филосовский вопрос - новую проводку иногда приходится собирать, когда старой совсем нет. Или например ставятся новые плстмассовые выключатели которые не держат большой ток и тогда на помощь приходят реле...

Собрал и спаял наконец все разьемы для релюшек с предохранителями, получилось так:

http://radickal.ru_/F/s56.radickal.ru_/i152/0904/a0/d60208645b5f.jpg.htm...

Справа от предохранителей к потребителям тока, слева белые провода к выключателям. Синие провода +12 аккум, красный провод сверху к двигателю. Компактная схема в программе sPlan с подключением к выключателям от китайского скутера keeway и векторный файл фрезеровки площадки под разьемы реле, если кому надо, имеется...

http://radickal.ru_/F/s42.radickal.ru_/i098/0904/b0/04da0c68a2f7.jpg.htm...

Всем спасибо за ответы в этой теме, еще бы про амперметр узнать было бы здорово :)

Удалил свои старые посты... много хрени написал. :oops:
Попытка номер 2.
Буду менять проводку. Приглянулась вот эта схема, что Captain1977, нарисоввал. Ток ставить себе буду 700вт тракторный генератор. Подправил схемку... ток не уверен, что правильно - лузер я в электрике.

Посмотрите, сейчас все правильно подсоединено? Долго ломал голову и шерстил интернет, чтобы до этого дойти. :cry:
И все еще интересует номинал предохранителя на генератор. По подсчетам выходит 700/12 = 58,3А. На 60А нигде не могу найти, есть только на 50А. Думаю, будет нормально... врят-ли больше 600Вт использоваться будет или как?
Еще не понятно как кнопку аварийки пятерочную подсоединить чтобы лампочка тоже моргала... :?

КЭП's picture

anarhist, именно на урале не вижу смысла в двиг-стопе, потому и не нарисовал. при желании можно сделать, но это еще одно реле (если не отступать от общего принципа построения проводки), или дополнительная потеря на проводах к пульту и на его контактах.

Размеры блока - примерно 22х12 см, толщина - около 12 см, уменьшить можно путем вывода разъемов на бока. В моем блоке еще сигналка и усилитель, потому и здоровый.

Gahdohik, амперметр включается между генером и аккумом, при наличии вольтметра смысла в нем н вижу, разве для того, "шоб было".

Я бы еще поставил 50А предохранитель в цепь аккума - а вдруг мост коротнет?

Схему поправил правильно, но в реле, управляющее зажиганием, зря использовал размыкающий контакт 87а - мало того, что он слабее замыкающего, пропал контакт с пультом - и нет у тебя двиг-стопа :) лучше через замыкающий 87

Captain1977, спасибо!!!!! Исправлюсь )))
А про амперметр favi спрашивал...

ssh's picture

Двиг-стоп хорошо реализуется через саруманку...

Класная тема. Спасибо всем огромное. Буду по этой схеме собирать свою проводку ибо тоже нетуть. У меня вопрос такой. Какого сечения стоит использовать провода: от генератора к релюшкам, к потребителями, зажигания?
Гнезда реле тоже продаются или их придется собирать из контактов на плате? При помощи чего делается фрезеровка площадки под разьемы реле, есть специальный инструмент? Заранее спасибо

Гнезда реле продаются. У нас с проводами 15 рэ, без проводов рублей 5,вроде. Фрезеровка...а не проще потравить плату?

Humster's picture

А вот понекропостю ка я. В случае,если никаких контрольных ламп не предполагается, достаточно их просто убрать с идущими именно к ним проводами и ничо не изменять?

New forum topics

РАЗДЕЛЫ

Активные обсуждения форума

User login

Новые записи в блогах