Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 4. Годы 1973 - 1982
1973 год.
Минавтопромовская контора «Автоэкспорт» поставляла за границу немного мотоциклов ИМЗ и КМЗ. Для увеличения их экспорта в ГОСТ 3940-71 отразили современные (Европейские) требования по надежности и безопасности автотракторного электрооборудования: устанавливать на мотоциклы более яркие фонари указателей поворотов, торможения, габаритов и фару с мощным светом. Для исполнения этого стандарта НИИавтоприборов (научно-исследовательским и экспериментальным институтом автомобильного электрооборудования и автоприборов) и заводами ВПО "Глававтоэлектроприбор" Минавтопрома было подготовлено производство электрооборудования мотоциклов с напряженим 12 В место 6 В. И оба завода: Ирбитский и Киевский,- выпустили по опытно-промышленной партии мотоциклов с таким электрооборудованием. Обозначили их, соответственно, «Урал» М-67 и «Днепр» МТ-10. Новый генератор Г424, основной источник энергии, переменного тока мощностью 150 Вт (старый Г414 - 65 Вт) обеспечивал энергией все потребители при ночной езде мотоцикла с ярким освещением дороги новой современной фарой ФГ-137 (устанавливаемой на «Жигуле»). На мотоцикле «Днепр» МТ-10 появился новый отдельный щиток приборов со спидометром, замком зажигания и контрольными фонарями. Конструктора спроектировали этот щиток так, что бы в будущем в нем вместо замка было просто вмонтировать тахометр. Оба завода для того, чтобы придать мотоциклам более современный и привлекательный вид вместо архаичных раздельных седел водителя и пассажира спроектировали и начали устанавливать двухместное седло-подушку, а КМЗ еще и новый бак. Опытно-промышленная партия КМЗ составляла 500 мотоциклов «Днепр» МТ-10.
Мотоцикл "Днепр" МТ-10
Инструментальный цех является основным звеном в подготовке и расширению производства на заводе. Главмотовелопром утвердил проектную площадь 8,3 тыс.м2 и штат работников 600 человек инструментального цеха завода из расчета реконструкции мотозавода на выпуск им в 1975 году 120 тысяч мотоциклов. В построенном первым корпусе инструментальному цеху выделили площадь 5,7 тыс.м2, но штат остался на уровне 1970 года (279 человек). Мы уже упоминали, что при расформировании Горьковского мотозавода штампы и оснастку на кузов прицепа и бак отправили в Ирбит. Киевскому мотозаводу достались изношенные штампы и оснастка на эти изделия, конструктора завода спроектировали новые конструкции бензинового бака и кузова прицепа и в г. Запорожье на ЗАЗе уже изготовили на их детали крупногабаритные штампы. Доводка и доукомплектация этих штампов предусматривалась на КМЗ, однако обещанной площади и штата работников для такой работы инструментальный цех не получил. И уже даже просто переход завода на, по сути, модернизированный мотоцикл «Днепр» МТ10 лихорадило основное производство и его приостановили.
17 октября начался мировой нефтяной кризис (известный также под названим «нефтяное эмбарго»), когда ОПЭК (Организация стран-экспортеров нефти, англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries — картель, созданный нефтедобывающими государствами для стабилизации цен на нефть), в состав которой входили все арабские страны-члены ОПЭК, а также Египет и Сирия, заявила, что не будет поставлять нефть странам, которые поддержали Израиль в конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. ОПЭК уменьшила объемы добычи нефти не только для того, чтобы влиять на мировые цены в свою пользу. Главное задание этой акции состояло в создании политического давления на мировое сообщество с целью снижения поддержки Израиля со стороны стран Запада. Результатом экономического давления ОПЭК стала декларация совета министров стран Общего рынка, которая поддержала позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Сложившаяся политическая ситуация усилила зависимость Израиля от США и раскрыла истинные масштабы зависимости развитых стран от цены на нефть. Вместе с тем, нефтяной кризис 1973 года способствовал увеличению экспорта нефти на Запад из Советского Союза и положил начало зависимости СССР от «нефтяной трубы» и нефтедолларов. «Нефтяной шок» дал толчок взлома старой энергоемкой и ресурсоемкой модели промышленного производства. Запад был вынужден начинать большие структурные реформы экономики, увеличивать вложения в разработку новых технологий, способных обеспечить снижение энергопотребления и ограничить рост зависимости от импорта энергоресурсов. А в СССР, наоборот, стабильность (позже это время назовут эпохой застоя), расцвет административно-командной (повелительной) системы. В течение следующего года цена на нефть увеличится с трех до двенадцати долларов за баррель, «нефтяной бум» и просто от продажи нефти у правителей СССР очень большие прибыли. Результат: консервация политического режима, почти отсутствие изменений в административно-управленческом аппарате (практически все руководители страны пенсионного возраста с пожизненными должностями), бдительная, всех охватывающая «работа» гаранта стабильности: органов КГБ и «чувство глубокого удовлетворения» (краники от трубопроводов углеводородов то у нас). Нефтедолларов хватало на непривычный для советских людей рост общего благосостояния. Благоденствие, на экономику «развитого социализма» уже совсем мало обращали внимания. Сама по себе она не развивалась, хотя очень остро требовала реформ. Расход бензина автомобилями и особенно их эрзац-заменителями в СССР: мотоциклами с боковым прицепом,- был большим, однако эксплуатация не дорогой [бензин низкооктановый, ГСМ (горюче-смазочные материалы) очень дешевые], а часто и «достатые» по месту работы владельца мотоцикла или его хороших друзей (с бензоколонками в СССР было не густо и индивидуальный транспорт сам по себе был тоже дефицитом).
Конструктора и экспериментальный участок ОГК КМЗ доработали последний вариант модели эскортного мотоцикла. Устранили новые замечания и учли новые пожелания эскортников. В КП убрали задний ход, изменили передаточные числа третьей и четвертой передач, установили новые бензобак, стеклопластиковые кузов совершенно оригинального непассажирского бокового прицепа, корпус ветрового щитка, щитки колес, декоративные щитки по бокам рамы мотоцикла, инструментальний ящик (с выключателем массы, на новом бензобаке «бардачка» не было), растяжки щитка переднего колеса, разместили на ветровом щитке зеркала заднего вида, а на передних дугах безопасности красные фары. Киевский мотозавод изготовил 57571 штук обычных «дорожных» мотоциклов «Днепр» МТ-9 и 31 исполнения «экспорт», 57 штук без прицепа (исполнение «соло») и партию 30 штук в исполнении «эскорт». Эскортные мотоциклы сдали, на них закончились времена выполнения для Кремля эскортных мотоциклов как модификации серийных [https://oppozit.ru/article103273.htm] (так делают в остальном мире). Главк уволил главного конструктора П.Мухина (мавр сделал свое дело, мавр может уходить). На заказ завод изготовил еще 1497 мотоциклов МВ 750 и 125 штук К-650 МСМ.
Мотоцикл «Днепр МТ-9, модификация «эскорт» [https://www.drive2.ru/b/1737783/]
1974 год.
Тот самый А.Абросимов, «один из ведущих специалистов в области мотоциклостроения»…[«За рулем». Каким он будет?, 06/1963] - неизменный начальник технического отдела ВПО «Союзмотовелопром». «Ротация» только начальников ВПО (всесоюзного производственного объединение): Г.Самсонов, И. Коверин, Е.Банецкий,- они лишь рукаводители из Москвы. А.Абросимов проводит техническуя политику в мотоциклетной промышленности СССР (работа такая). Монополия, политика «сосредоточена в одних руках, ВНИИмотопром следит за тем, чтобы в планах конструкторских отделов заводов не было параллелизма, чтобы не брались за одни и те же темы. При утверждении технических заданий на проектирование новых моделей ВНИИмотопром дает рекомендации, по какому направлению должна развиваться конструкция машины и какую унификацию с другими изделиями наиболее целесообразно применить» [«За рулем» 02/1963. УНИФИКАЦИЯ в мотоциклостроении]. Никаких инициативных работ по усовершенствованию серийных мотоциклов, мотозаводы выполняли только «веления вышестоящих». Велено по новому (правильно) идентифицировать детали и узлы мотоцикла: в обозначении нового изделия перед номером узла и детали конструкторы Киевского мотозавода должны писать КМЗ-8.151 (№ первой разработки), второй разработки - КМЗ-8.152 и т.д., Ирбитского мотозавода - ИМЗ-8.101 и т.д. Унификация!
Киевский мотозавод провел модернизацию спортивного мотора МС-1 (конструктор С.Антонюк) рабочим объемом 750 см³ (поршни диаметром 78 мм с ходом 78 мм) [https://oppozit.ru/article103527.html], мотор обозначили 750СК01, изготовили опытный образец и в конце июля установили на стенд для опробования, спортсмены уехали на последние 2 этапа Чемпионата СССР 1974 года в Выру (Эстония) и Валге (Латвия) без него. После положительного результата опробований испытатель дорожных испытаний на мотоцикле привез новый мотор в Выру, но все мотогонщики КМЗ оказались только спортсменами: никто из профессиональных «испытателей» КМЗ не захотел провести испытание мотора 750СК01 в условиях мотокросса Чемпионата СССР мотоциклов с коляской класса750 см³. Уже после этих соревнований провели стендовую доводку этого, существенно усовершенного мотора и, в итоге, на этом двигателе 750СК01 была достигнута мощность 62 л.с. при частоте вращения 7200/мин (протокол №942 от 31.12.74 года).
Киевский мотозавод провалил задание ВПО «Союзмотовелопром» по созданию конструкции мотоцикла-одиночки для экспорта с учетом требований США и ЭЕК ООН по безопасности движения. Завод изготовил два опытных образца мотоциклов, обозначили их «Днепр»МЭ-3, передал их на испытания во ВНИИмотопром, однако ученые их забраковали: внешний вид и эстетические формы мотоциклов удовлетворительные, поставленные требования безопасности (еффективность тормозов, шум, радиопомехи) были удовлетворены,- однако «низкое качество» их моторов не позволило выполнить требование ТУ: мощность 35-38 л.с., максимальна скорость 140 км/час и расход топлива 6,5-7,0 л/100 км пробега.
Следующим велением Главмотовелопрома стал проект повышения мощности серийных моторов мотоциклов КМЗ и ИМЗ до 36 к.с. И, из-за отрицательных результатов испытаний мотоциклов-одиночек на экспорт в капиталлистические страны, конструктора ОГК КМЗ в свободные от прорывов время проектировали новый мотоцикл-одиночку, обозначенный «Dnіepr Special» и этот проект («Америка» говорили) был на базе модели МТ-12 «Днєпр-2».
В октябре главным конструктором КМЗ назначили начальника ОТК завода В.Ярмака. Задание повышение мощности серийного мотора конструктора КБ дигателей ОГК (С.Антонюк, В.Грищук, начальник КБ Ф.Шипота) выполнили: сделали рабочие чертежи, єкспериментальній участок ОГК мотор изготовил и испытал. Получили мощность 38,8 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 5850/мин (протокол №946 от 30.12.74 года). Без повышения степени сжатия.
Киевский мотозавод имел два общежития, в которых проживало ~800 его работников с так называемой временной пропиской («крепостные КМЗ»: по месту жительства им сохранялась постоянная прописка, при увольнении с завода их выселяли из общежития. Прописке в СССР подлежали все лица, сменившие место жительства хотя бы временно, на срок более 3-х суток). В августе начали обмен паспортов образца 1953 года на новые. Их также выдавали всем гражданам, достигшим 16 лет и, впервые, колхозникам (даже всем взрослым, проживающим в сельской местности), которым ранее иметь паспорт было не положено. Новый паспорт был бессрочным. По достижении возраста 25 и 45 лет в паспорт вклеивали соответствующая этому возрасту фотографию владельца. И предприятия (КМЗ тоже) начали привлекать для работы этот неиспользованный ранее трудовой резерв - сельских жителей (предприятия их даже стали ежедневно привозить и отвозить на смену для работы) из сел-пригородов. При наличии свободного места в общежитиях эти работники могли также получить временную прописку в городе (Киеве, в случае КМЗ). Суровий закон о прописке власть не изменила, предусматривая ответственность за нарушение вплоть до уголовной.
Киевский мотозавод серийно производил мотоциклы «Днепр» МТ-9, как обычные (изготовил 61263 штук), так и на «экспорт» 211 штук, исполнения «экспорт без прицепа» 290 штук, выполнил заказ: 1510 мотоциклов МВ-750, 125 мотоциклов К-650МСМ,- и готовил серийное производства мотоцикла «Днепр» МТ-10: изготовил обычных 28 штук и 8 штук «повышенной отделки» - 7 на экспорт и один на выставку. На заводе работало 5757 человек.
1975 год.
Работник экспериментального участка ОГК, бывший мотогонщик и фанат этого спорта Л.Бойко в инициативном порядке переделал отработавшие свой срок кокили картера «старого» (еще с генератором Г-414) серийного мотора МТ-801 и головок цилиндров по чертежам мотора 750СК01 для тиражирования его спортсменам завода. Соответствия не получалось, переделка была приблизительная, но изготовление моторов упрощалось. Главный конструктор В.Ярмак разпорядился изготовить пару десятков моторов 750СК01 для мотоспортсменов и эта команда была выполнена. Заводские испытатели-кроссовики, помня об проблемах с КШМ опытного образца мотора МС-1, прототипа 750СК01, весьма осторожны к этому «от конструкторов» мотору, отмечают, что он хоть и мощный, но (для них) слишком высокочастотный, конкретных замечаний и пожеланий не дают, а более чем годичная эксплуатация изготовленных полутора десятков спортивных моторов с такой системой смазки, подтвердила правильность принятых при модернизации решений: заклинивания шатуна правого цилиндра ни в одном моторе не было. Впоследствии начальник лаборатории испытаний спортивных мотоциклов ОГК КМЗ В.Соловьев приглашает ведущих мотогонщиков и экипажей страны: В.Введенского, Е.Нечипоренко-Б.Погановского, С.Филинкова-В.Громазина,- предоставляет им моторы 750СК01 и те успешно выступают на республиканских, ведомственных (военных) и всесоюзных соревнованиях по мотокроссу, становятся чемпионами и призерами Чемпионата СССР.
Спортивный кроссовый мотоцикл с коляской СК-5, класс 750 см³, мотор 750СК01
На базе мотора 750СК01 конструктор С.Антонюк спроектировал модификацию мотора 750СШ01 для ШКГ (шоссейно-кольцевых гонок) и двум экипажам: братьев А. и Ф.Сероповых и В.Паршину с А.Балашовым такие моторы экспериментальный участок ОГК изготовил. Системы зажигания на кроссовом и кольцевом двигателях были разные: на моторе 750СК01 установлено двухискровое магнето М-90, а на кольцевом моторе 750СШ01 дублированное с 2-мя свечами на каждый цилиндр и с аккумуляторной батареей (без генератора) и прерывателем мотоцикла ЯВА. Дебют обох спортивних моторов на чемпионатах СССР был успешным: три экипажа заводских мотогонщиков (В.Паршин–А.Балашов, братья О. и Ф.Сероповы и Н. - В.Симоны) стали призерами шоссейно-кольцевых и многодневных гонок. Вообще весь пядестал победителей всесоюзных многодневных гонок заняли спортсмены КМЗ: А.Иванченко-В.Мамыкин, А.Колпаков-В.Тындыченко.
Спортивные шоссейно-кольцевые мотоциклы с коляской СШ-5 и СШ-9,
класс 750 см³, мотор 750СШ01
Разговоры об экспорте мотоцикла-одиночки в США вскоре затихли, однако изделие «Dnіepr Special» изготовили. Оно было ярко зелёного цвета, все хромированное и, как мотоцикл КМЗ на высоченном колёсном постаменте, многие годы возглавляло мотозаводскую колонну на праздничных демонстрациях в Киеве.
Итальянский диллер L.Martorelli для рекламы советской автомототехники устроил пробег по пустыне Сахара четырех УАЗов и одного мотоцикл Днепр МТ-9 с коляской [http://www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=38092]. На заводе гордились его результатом.
Модификации мотоциклов серийного производства в Почётном эскорте «служили» пять-шесть лет, последняя была в 1973 году; поэтому проект нового мотоцикла обозначили «Эскорт-78», а предыдущий стали идентифицировать как «Эскорт-73». Конструктивные решения узлов и агрегатов проекта мотоцикла «Dnіepr Special» и изделия серийного производства системы электрооборудования напряжением 12 в мотоцикла «Днепр» МТ-10 стали наработками для нового проекта мотоцикла «Ескорт 78». Наверно, из-за честолюбия главный конструктор В.Ярмак уговорил вернуться на завод конструктора Ю.Мельника (он уволился в марте 1974 года) для создания «крутого» мотора эскортного мотоцикла (не УНИФИЦИРОВАННОГО, вопреки решения партии, Минавтопрома и Главмотовелопрома). Ю.Мельник проектировал оппозитный четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 750 см³ воздушного охлаждения с четырьма клапанами на каждый цилиндр.
Киевский мотозавод «перевыполнил план производства» и за этот год серийно выпустил 66912 мотоциклов «Днепр» МТ-10 [«За рулем» 10/1974. И.Муратов. «Днепр» МТ-10] и 2 шт их в исполнения «экспорт», выполнив заказы мотоциклов: 1506 штук МВ-750 и 150 штук К-650МСМ и планомерно уменьшил выпуск до 1325 штук мотоциклов «Днепр» МТ-9, из которых исполнения «экспорт» 478 мотоциклов, а «экспорт без прицепа» 182 штуки. То есть, за год КМЗ изготовил 69895 штук всех мотоциклов и составило это 58% от результата реконструкции по плану Главмотовелопрома. На заводе работало 5931 человек.
1976 год.
А «качество стабильно снижается» - лидер партии Л.Брежнев говорил правду на XXV съезде КПСС, что проходил в Москве с 24 февраля по 5 марта и на котором с отчетом ЦК КПСС и с очередными заданиями партии в области внутренней и внешней политики выступил только сам один. Л.Брежнев отметил: «Особую остроту кризисным процессам придала инфляция. Подогреваемая постоянно растущими военными расходами, она достигла невиданных для мирного времени размеров…Теперь все видят: опровергнут один из главных мифов, созданных реформистами-идеологами. Обещания создать общество всеобщего благоденствия потерпели очевидный провал. Тяжкое бремя легло на плечи народных масс. Рост дороговизны неумолимо сокращает реальные доходы населения. Усилился идейно-политический кризис общества. Он поражает институты власти. Расшатывает элементарные нравственные нормы. Коррупция становится все более явной, даже в высших звеньях государственной машини. Продолжаеся упадок духовной культуры. Растет преступность. Это общество, лишенное будущего…»
На предыдущем, XXІV съезде КПСС, отчетный доклад ЦК КПСС читал Л.Брежнев, а директивы съезду по пятилетнему плану развития народного хазяйства СССР СРСР на 1971–1975 года докладывал А.Косыгин, которому 2 года назад «за большие заслуги…и в связи…» присвоено второе звание Героя Социалистического Труда. Теперь из доклада Брежнева выходит, что Косигин «создатель главных мифов», «реформист-идеолог», чьи «обещания создать общество всеобщего благоденствия потерпел очевидный провал». А.Косыгин – козел отпущения? Нет, иудеи после возложения всех грехов на козла отправляли его в пустиню, а Косыгин по-прежнему член Политбюро ЦК КПСС и Председатель СМ СССР. Образование он имел инженерное, по убеждениям был шовинистом российским, должности занимал политические. В интернете пишут, что Косыгин был человеком, который хотел заниматься не политикой, а только экономикой, он не любил Хрущева, очень не любил Брежнева. Уже посля первого инфаркта в этом же 1976 году стал другим человеком - с "Косыгина-витязя, способного решать любые вопросы", превратился в больного 72-летнего старика, не лишенного советских властных полномочий. «Ленинский стиль правления» - не как при власти Хрущева.
Л.Брежнев в этом 1976 году перенес клиническую смерть, после которой он так и не смог физически восстановиться. Его тяжелое состояние и неспособность управлять страною с каждым годом становились все очевиднее. Брежнев страдал астенией (нервно-психиатрическая слабость) и атеросклерозом мозговых сосудов. Работать он мог лишь час-два в сутки, посля чего спал, смотрел телевизор и т. д. В него появилась наркотическая зависимость от снотворного — нембутала. И в этом же году он стал Маршалом СССР и дважды Героем СССР, а в следующих годах его должности, почести и награды регулярно росли: Председатель Президиума Верховного Совета СССР, орден «Победы» за войну более тридцатилетней давности, новые звезды Героев…
Для оперативности изготовления и испытания на трассе шоссейно-кольцевых гонок опытного образца нового мотора Ю.Мельника к изготовлению привлекли заводских гонщиков и фанатов мотоспорта, позиционируя это как проект спортивного супермотора. Однако конструкция оказалась неудачной: двигатель изготовили, стендовые и дорожные испытания поздней весной 1976 года мотор провалил [https://oppozit.ru/article103340.html]. На веснянных этапах чемпионатов УССР и СССР по ШКГ этого года в Киеве, Риге и Каунасе спортсмены КМЗ успешно выступали на мотоциклах с моторами 750СШ01 ( экипаж В.Паршин-А.Балашов уверенно лидировал)[https://omoimot.ru/journal/1678-Sovetskie_mototsikly_dlya_SHKMG_chast_22_Mototsikly_s_kolyaskoy_semidesyatykh] и проводили доводочные испытания мотоцикла СШ-500 новой компоновки с двухтактным мотором и цепным приводом на заднее колесо. А.Серопов и Д.Сказин были инициаторами создания и «испытателями» этого мотоцикла с модифицированным ими двухтактным гоночным лодочным мотором конструкции фирмы Кёниг, ФРГ, изготовления экспериментальным участком ОГК КМЗ по чертежам конструкторов Ульяновского моторного завода.
И конструктора КБ двигателей ОГК взяли за базу для проектируемого эскортного мотоцикла спортивный мотор 750СК01, проведя его модификацию и модернизацию. Модификация мотора: установка на нем серийных генератора вместо магнето и батарейного зажигания. Модернизация состояла в еще улучшении системы смазки эскортного мотора для еще большей гарантии от клинения кривошипного подшипника шатуна [https://oppozit.ru/article103527.html] эскортного мотора и его дефорсирование. Кокиль картера Л.Бойка мотора 750СК01 переделали в кокиль картера эскортного мотора, исполнив такую модернизацию и модификацию. В результате получили мотор (обозначение КМЗ-8.153.901), который имел степень сжатия 8,5 и развивал мощность 50 л.с. при 6200 - 6500/мин. Укомплектировали обычной системой батарейного зажигания, сблокировали с пятиступенчатой КП без автомата выжима сцепления (пожелание эскортников) и получили силовой агрегат эскортного мотоцикла.
02 июля в 17 часов почти в Бабьем Яру (официально «у сквере между улицами Мельникова и Дорогожицкой») открывали памятник его жертвам [https://www.bbc.com/ukrainian/blogs/2016/07/160702_history_blog_babyn_yar_or]. Рабочий день, нас: ИТР и рабочих «неосновного производства» завода,- как дружинников ДНД (добровольной народной дружины) мобилизовали на это мероприятие (там были колеги по ДНД из других близлежащих предприятий и организаций Киева), оказалось, для cдерживания наплыва зевак. Официально (в газетах) их приглашали «на открытие памятника советским гражданам и военнопленным Советской Армии, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов в районе Сирецкого массива г.Киева». Желающих увидеть это открытие монумента было много, они негодовали: «Почему вы нас не допускаете к нашему памятнику?» И в нашей заградительной цепи я видел также и евреев.
В соответствии с решениями ХХV съезда КПСС десятая пятилетка определена как «новый важный этап в создании материально-технической базы коммунизма. Это положение базируется на дальнейшем повышении эффєктивности производства и улучшении качества продукции, что в свою очередь требует от трудящихся овладения современными методами управления производством и научно-техническим прогрессом, широкого и эффективного использования в практике новейших научно-технических достижений» - так звучала пропаганда. Однако ради так нужных нефтедолларов «для дальнейшего развития нефтедобывающей промышленности в десятой пятилетке вводятся в эксплуатацию десятки тысяч новых скважин, значительно увеличились объемы разведочного и эксплуатационного бурения. Значительно повысилась эффективность буровых работ. Сроки строительства скважин в десятой пятилетке сократились на 25—30 % за счет …, а также благодаря улучшению организации работ и применению прогрессивных методов освоения скважин». Доминировали нефтедобывающая и, «как всегда», тяжелая промышленность.
Отмашки «финиш» реконструкции не произошло. Начальник Главмотовелопрома Г.Самсонов ставил новые задачи, говоря словами «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы: требуется ускорить «реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий на основе использования новейших достижений науки и техники». Большая реконструкция идет на Киевском заводе. После ее завершения в десятой пятилетке …собирать 120 тисяч мотоциклов с коляской» [журнал «За рулем» 07/1976]. Г.Самсонов только поставил Киевскому мотозаводу задачу «ускорить реконструкцию и техническое перевооружение… на основе использования новейших достижений науки и техники» и направил деятельность ВПО «Союзмотовелопром» на реконструкцию Ирбитского мотоциклетного завода. А.Буланов изложил результаты этого, см. [журнал «Мото»3/2002. Мотоцикл М-73], [https://oppozit.ru/article733.html], [«Российская газета» 11.08.2014]. В 1987-88 годах уже при последней попытке перевода Киевского мотозавода на хозрасчет директор КМЗ В.Подшивалов будировал в Минавтопроме «узкими местами» (первой) реконструкции: не была построена гальваника, исключен из проекта инженерный корпус, остались без решения вопросы социальной сферы и т.д.,- но и только. В реальности Киевский мотозавод за год более всего произвел 109189 мотоциклов и было это только спустя три пятилетки, в 1989 году.
Завод совместно с Киевским обласным комитетом ДОСААФ организовал мотокросс мотоциклов с колясками класса 750 куб.см., посвященный дню машиностроителя, на приз Киевского мотоциклетного завода. Это лично-командное первенство провели в районе поселка Пирогово (около Киева) 26 сентября. В розыграше приза приняли участие большинство лучших мотогонщиков Советского Союза. Команда из 4 экипажей, занявшая 1 место, была награждена переходящим кубком КМЗ (небольшим макетом выпускаемого заводом мотоцикла), ее мотогонщики - грамотами, тренер и механик этой команды – грамотами и ценными подарками. Обоим участникам экипажа, занявшего лично 1 место, вручили, как приз, по серийному мотоциклу КМЗ. И приз КМЗ, и мотоциклы увезли спортсмены Ирбита.
Партия десятую пятилетку определила «пятилеткой эффективности и качества». «Некачественное» изготовление продукции машиностроения в СССР стало обыденным, стратегия развития отраслей минавтотракторного и сельскохозяйственного (АТ и СХ) машиностроений «УНИФИКАЦИЯ - СОЮЗНИК КАЧЕСТВА» совершенно неэффективное и совершенно ложное предложение ведущих ученых и чиновников этого Министерства [«За рулем». 9/1976. А.Невелев, профессор, зам нач.отдела Министерства АТ и СХ машиностроения]. В мире, наоборот, конкуренция (разунификация) – союзник качества. Зачем «ученые» сочиняют дурилки для людей?
Конструктора ОГК КМЗ разработали еще ТП (технический проект) на мотоцикл «Днепр» МТ12.9 для эскорта, изготовили его опытный образец и отправили в Москву на опробование и рассмотрение ТП. Эскортники мотоцикл протестировали, дали замечания и пожелания, но, по результатам пробной эксплуатации, мотоцикл, особенно мощный мотор, им понравился. 11 декабря 1976 года начальник ВПО «Союзмотовелопром» Г.Самсонов утвердил «Протокол рассмотрения технического проекта на мотоцикл для эскорта модели «Днепр» МТ-12.9» с замечаниями (по сути, только эскортников), последнее из которых такое: 11.Присвоить мотоциклу название КМЗ 8.953 («Днепр-14.9»).
Военные уменьшили заказ и завод изготовил только 655 мотоциклов МВ-750, 100 мотоциклов К-650МСМ, но увеличил выпуск мотоциклов «Днепр»МТ-10 до 72803 штук и, в частности, изготовил партию мотоциклов «Днепр» МТ-10 в исполнении «патрульный ГАИ Киева». И были эти мотоциклы все белые, хотя в те времена патрульные мотоциклы и автомобили СССР положено было красить в желто-синие цвета [https://youtu.be/GvmGC6xCCLI]. Мотоцикл этот от базового (серийного) отличался:
- установкой в раме маятника заднего колеса на конических подшипниках качения;
- одиночным седлом-подушкой;
- наличием бокового упора;
- наличием ветрового щитка со стеклопластиковым фартухом;
- наличием передних дуг безопасности и, установленными на них, красными фонарями-фарами;
- двумя зеркалами заднего вида.
Мотоцикл «Днепр» МТ-10, модификация «патрульный» для ГАИ Киева
Для изготовления этих мотоциклов задействовали экспериментальный участок ОГК, который изготовлял все неосвоенные заводом детали и узлы изделия «Днепр» МТ-10 этой модификация. Заводчан 6128 человек.
1977 год.
Мотозавод работал уже по графику общегородской пятидневки. И начал серийный выпуск мотоцикла «Днепр»МТ 10-36. Синхронно с Ирбитским мотозаводом, конечно. «В 1976 году киевский мотоциклетный завод,- пишет главный конструктор В.Ярмак [«За рулем», 3/1977. «Модернизированный «Днепр»],- провел серьезную модернизацию выпускаемого им мотоцикла «Днепр» МТ-10. Сначала была увеличена мощность двигателя – с 32 до 36 л.с. (см.»За рулем», 1976, №10), а затем изменены некоторые узлы экипажной части. Это этап широкой программы совершенствования и повышения качества изготавления мотоцикла, намеченного на текущую пятилетку. Модернизированная модель получила обозначение МТ-10-36. Основным направлением проведенных работ были определены требованиями новых, более строгих ГОСТов в части активной и пасивной безопасности и снижения внешнего шума. И для этого на этом мотоцикле появились:
-двухкулачковый тормоз переднего колеса;
-сферические наконечники рычагов тормоза и сцепления на руле;
-фиксатор тормоза переднего колеса на руле, как стояночный тормоз;
-за желанием потребителя замок на руле, как противоугонное устройство;
-забортованый торец щитка переднего колеса;
-поворотные на 450 вверх подножки пасажира;
-зажимы на бензиновых шлангах и
-новые, увеличенного диаметра, унифицированные с ИМЗ, глушители конструкции ВНИИмотопрома».
В действительности а) экипажная части не «пострадала» (не является элементом экипажной ни одно из этих изменений). Полагаю, появление, «новых ГОСТов» обусловлено желанием конторы «Автоэкспорт» увеличить продажу в капстраны мотоциклов СССР; б) второго пункта «широкой программы совершенствования», увы, не было (никогда).
На Киевском мотозаводе приказом министра автопрома СССР создают КБ спортивных мотоциклов, а экипаж А.Серопов – Д.Сказин на гоночном мотоцикле СШ-500 Киевского мотозавода с модифицированным ими оппозитным четырехцилиндровым двухтактным мотором конструкции немецкой фирмы КЕНИГ после его доводки в 1976 году устанавливает рекорды скорости прохождения круга ШК трасс СССР, а потом уверенно побеждал на этапах чемпионатов УССР и СССР в классах 500 и 750 см3. Конструкцию этого мотоцикла см. журнал [«За рулем» 09/1978, А.Рудницкий. Гоночный «Днепр»]. Обоих спортсменов удостоили звания мастер спорта СССР международного класса.
Спортивный шоссейно-кольцевой мотоцикл с коляской СШ-500 КМЗ,
класс 750 см³, мотор модифицированный Кёниг, вверху его фото 1976 года, экипаж мастеров спорта СССР А.Серопов-Д.Сказин
Военные не подтвердили заказ на мотоциклы МВ-750 и цех 12, который их изготавливал, впервые для гражданского потребителя СССР выпускает мотоцикл с приводом на колесо прицепа, производит, по сути, его гражданскую модификацию [https://www.olx.ua/obyavlenie/prodam-dnepr-12-IDCSu0D.html#18f9a1fd32], обозначение КМЗ-8.921«Днепр-12» [«За рулем» 11/1977, Муратов И., Ярмак В. «Трехколесный вездеход»], но с:
-«улучшенной отделкой» (покрашены в блестящий черный цвет мотоциклы с хромированным покрытием ободов колес, руля, перьев вилки;
-«мелочами для удобства владельца машины» (кассетой для канистры емкостью 10 л и кронштейном для лопаты);
-гражданской светотехникой (фарой, фонарями, поворотниками). Напряжение электрооборудования в этом мотоцикле 6В, мощность электросистемы снизилась почти вдвое, осталося без комментария игнорирование требований действующего ГОСТа 3940-71 «Электрооборудование автотракторное.Общие технические условия». «Несоблюдение стандарта преследуется по закону» - всего лишь «грозная» надпись;
-розничной ценою на 35% большей модели «Днепр»МТ10-36 обычного (серийного) цвета и не «улучшенной отделки».
Мотоциклы «Днепр» МТ 10-36 и КМЗ-8.921«Днепр-12»,
водители-испытатели КМЗ О.Москалец, В.Шупрович и А.Исай
с подругами на «пикнике» в лесу
Конструкторы ОГК КМЗ совершенствовали новую модель КМЗ 8.953 «Днепр14.9» эскортного мотоцикла, учитывая замечания к его ТП и новые пожелания Заказчика, см. [https://oppozit.ru/article103340.html]. Изготовили опытный образец такого мотоцикла и за лето провели проверку его основных технико-эксплуатационных показателей, соответствие их ТЗ и КД, а также определение его надежности пробегом 10 тыс. км (заводские испытания). После пробега мотоцикл и его основные составлющие: мотор, сцепление, коробку передач, карданную и главную передачи, вилку и амортизаторы,- разобрали и оценили их техническое состояние.
На ХХV cъезде КПСС Л.Брежнев провозгласил о построении в СРСР «развитого социализма - закономерной фазы на пути к коммунизму». Н.Хрущев в 1961 году сказал, что коммунизм наступит в 1980 году, а Л.Брежнев в 1976 году хронологические рамки этой фазы определил просто словом «длительной». Чрезмерная централизация («развитой социализм»), его жесткость и милитаризация промышленности (2/3 научного потенциала СССР занималось только ВПК) не способствовали интенсификации производства и внедрению достижений энерго- и ресурсосбережений мировой научно-технической революции. Эффективность изготовления «товаров массового потребления» снизилась, качество и объемы их производства в СССР стали недостаточными для покрытия денежной массы, которую имело на руках население. Наращиванием добычи полезных ископаемых для увеличения валютных поступлений от их продажи (прежде всего нефти) оплачивали и намеревались оплачивать военно-политические амбиции правителей страны и широко разрекламированные гигантские проекты-новостройки (КАМАЗ, БАМ, Олимпиада-80 и др.), импорт (гораздо выше качеством отечественной) одежды, обуви, мебели, продуктов питания …Техническое отставание СССР от развитых стран Европы и США росло. Более того, стране грозила гиперинфляция. И, чтобы цены на основные продукты питания и жилье сохранить на приемлемом для масс уровне, правительство объявило о существенном повышении цен на ряд товаров и услуг (на некоторые товары – в разы): алкоголь, книги, кофе, шоколад, ковры, изделия ювелирные и из хрусталя, автомобили, проезд в такси, билеты на самолеты. Дешевые товары стали исчезать из полок магазинов. В стране начался дефицит даже на недифицитные раньше товары. Спустя 10-тилетие партия этот период жизни в СССР назовет «застоем».
И в этом году завод совместно с Киевским обласным комитетом ДОСААФ организовал мотокросс на мотоциклах с колясками класса 750 куб.см., посвященный дню машиностроителя, на приз Киевского мотоциклетного завода. И снова это лично-командное первенство провели в районе поселка Пирогово (около Киева) и в розыграше приза приняли участие большинство лучших мотогонщиков Советского Союза. Наверно потому, что спортсменам Киевского мотозавода и на этот раз не достались призы, больше завод таких соревнований не проводил.
27 сентября ввели в эксплуатацию первый блок первой атомной станции Украинской ССР, расположенной в 12 км на северо-запад от райцентра Чернобыль Киевской области (83 км по прямой от Киева).
7 октября Верховный Совет принял Конституцию СССР - основной закон СССР,- который укреплял однопартийную политическую систему и которая ввошла в историю как «конституция развитого социализма». Каких-то кардинальных изменений в существующий общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм новая конституция не внесла. Причины ее принятия скорее всего были идеологические и субъективные, но были и нововведения. Некоторые из них:
- статья 6 «законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР». Законодательно закреплялась также «важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций». О возможности существования других партий в Конституции ничего не было сказано, она признавала только право граждан «объединятся в общественные организации» (ст. 51). В Конституции 1936 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126)
- раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, и также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Летом, при обсуждении проекта новой Конституции СССР было вказано на ошибочность понимания понятия «советский народ» как «слияния наций» и образования «единой советской нации», зато отмечено на «гармонийном сочетании общенародного, итернационального, особенного, национального в условиях ведущей роли общесоветского и интернационального».
Изменение и «оновление» таких положений сыграло заметную роль в распаде СССР в 1991 году. Под маской внешнего благополучия и застоя в обществе уже начали формироваться те процессы, которые определяли жизнь страны на ближайшие 10–15 лет. А в истеблишменте подспудно созревали три проекта: первый – партия, дай порулить, второй – демонтаж Советского Союза и третий – прихватизация государственной собственности.
Согласно привычного заказа завод изготовил 100 мотоциклов 650МСМ, планомерно снизил производство мотоциклов «Днепр» МТ 10 до 1887 штук и перешел на выпуск мотоциклов «Днепр» МТ10-36 (изготовил 74892 штуки «дорожных» и 122 «экспорт») и «Днепр-12» (изготовил 1604 штуки). Заводчан 6403 человека.
1978 год.
Конструктора учли замечания и устранили недостатки мотоцикла КМЗ-8.953»Днепр», обнаруженые на заводских испытаниях, см. [https://oppozit.ru/article103340.html]. Согласовали с Заказчиком нецелесообразность установки электросирены (она нуждалась в мощности 150 Вт), замену замка зажигания тумблером и выключателем массы. Под особо жестким контролем за изготовлением колес и рамы экспериментальный участок ОГК изготовил мотоцикл на приемочные испытания. Эти испытания проведены в октябре–ноябре во ВНИИмотопроме.
На заказ завод изготовил 120 мотоциклов К-650МСМ, 202 мотоцикла МВ-750, 202 мотоцикла МВ-650М, 21 мотоцикл «Днепр» МТ10 исполнения «экспорт», 10 мотоциклов «Днепр» МТ-10-36 исполнения «экспорт с приводом» на колесо прицепа, 302 - исполнения «экспорт», 15 штук - «экспорт соло». Завод выпустил 81937 мотоциклов «Днепр» МТ10-36 «дорожных» и 1541 штуку «Днепр-12», штат КМЗ 6529 человек.
1979 год.
ОГК мобилизован на устранение недостатков мотоциклов КМЗ 8.953 «Днепр-14.9», выявленных на приемочных испытаниях. Замечание МВК (межведомственной комиссии) о плохом запуске мотора и требования Заказчика по уверенному пуску двигателя электростартером при морозах до -400С удовлетворили специальной АКБ (аккумуляторной батареей) ёмкостью 32 А ч напряжением 12в. Ее, обозначение 6МТС-32, разработали и изготовили в опытной лаборатории стартёрных аккумуляторов предприятия п/я Г-4036, г.Подольск. Из-за существенных габаритов этой АКБ конструктор КМЗ В.Святненко изменил раму мотоцикла, мотористы разработали новый воздушный фильтр, в корпусе которого установили два бумажных фильтрующих элемента ЭФВ-3-2. Красные сигнальные фары фирмы PAL закупили в Чехословакии.
В соответствии с темой «Создание перспективного мотоцикла для эскорта» «плана новой техники» на этот год на предприятиях ВПО «Союзмотовелопром» конструкторы ОГК КМЗ в первой половине года подготовили по требованиям Заказчика проект ТЗ (технического задания) на мотоцикл «Эскорт 86», согласовали его с ВНИИмотопромом (подписи зам. директора Ю.Мартыхина и главного конструктора проекта В.Дубенского), и предоставили в 9 Управление КГБ СССР и ВПО на согласование и утверждение. Чиновники ВПО и Заказчик раздумывали.
Летом КБ спортивних мотоциклов поступила команда спроектировать модификацию ескортного мотоцикла для сопровождения бегуна с факелом олимпийского огня: этот мотоцикл должен был ехать со скоростью 8 км/час при окружающей температуре воздуха +400С. Работу по принудительному охлаждению цилиндров мотора вентилятором провели (конструктора С.Антонюк, А.Рудницкий), результат положительный, мотоцикл спроектировали, изготовили опытный образец, но заказчика на такие мотоциклы не оказалось.
Эскортный мотоцикл бегуна с факелом КМЗ 8.953 «Днепр 14.9»-О
Олимпийский комитет предлагал ВПО «Союзмотовелопром» в порядке рекламы продукции КМЗ изготовить пару таких мотоциклов и предоставить их ему только на временное пользование. Не сошлись наши московские вышестоящие и оргкомитет Олимпиады.
В 1976 году конструкторам КМЗ удалось приобрести по импорту (по автопромовской процедуре закупок за валюту, получаемую заводом за экспорт мотоциклов) пару карбюраторов и десяток шин для наших мотоциклов ШКГ, в этом году нам в этом отказали. Объяснили просто: подготовка к Олимпиаде, валюта очень нужна, транжирить ее нельзя, КМЗ может «своей» валютой распорядится только с разрешения А.Косыгина. «Правду» мы уже и не искали.
Замечание МВК о неполном объёме испытаний на влаго-солезащиту и радиопомехи были сняты проведением требуемого в НИИавтоприборов. В результате была изменена схема электрооборудования, применены иные свечи зажигания (Э-785) и высоковольтные провода (114Б автомобиля ЗИЛ-114). Тогда-же возникла идея размещения приборов электрооборудования в контейнере на щитке заднего колеса рядом с радиостанцией, реализованная через год эксплуатации партии мотоциклов у Заказчика.
Эта партия специальных эскортных мотоциклов «Днепр-14.9», 25 штук, (свидетельство №10907 от 16.10.79 года на промышленный образец «Мотоцикл», авторы Муратов И.Е, .Ярмак В.И., Святненко В.Ф., Малов И.А.), . [https://oppozit.ru/article103340.html], была сдана Заказчику.
Эскортный мотоцикл КМЗ 8.953 «Днепр 14.9»
Наконец, Омский институт шинной промышленности разработал специальные шины модели Н-209 (3,50 х 18”) и Н-210 (4,00 х 18”) для зимней эксплуатации эскортных мотоциклов, протектор которых предусматривал ошиповку. Испытания этих ошипованных шин выполнили 12-14 декабря в Москве. Испытания проводили испытатели Киевского мотозавода и эскортники 9 Управления КГБ на заснеженном и обледенелом асфальтированном шоссе при температуре воздуха -120С. Результаты испытаний положительные: во всех видах испытаний специальные шины обеспечивали мотоциклам заметно лучшие показатели, чем они имели при серийных дорожных покрышках.
Новые боковые прицепы к мотоциклу модели «Днепр-14.9» не проектировали: на КМЗ лабораторию пластмасс загрузили серийным производством и отобрали у ОГК. После списания мотоциклов для эскорта «Днепр» МТ-9 (Эскорт 73) прицепы передали на завод, где их конструктивно адаптировали к новой модели: заменили колесо, его стеклопластиковый щиток на металлический, внутри кузова коляски поместили груз массой 25 кг в виде привинченной к полу металлической плиты,- и весь прицеп перекрасили.
На все: ОКР по созданию, удовлетворению перманентных пожеланий Заказчика и изготовлению партии 25 штук ушло четыре года. Главмотовелопром уволил главного конструктора В.Ярмака (мавр сделал свое дело, мавр может уходить), а мотоциклы модели «Днепр-14.9» «службу» в Почётном эскорте начали в 1980 году.
1970-1979 годы – десятилетие спокойствия и роста влияния на мировой арене правителей СССР и достатка его жителей. За это время цена барреля нефти выросла с 1,80 доллара в 1970 году до 36,83 доллара в 1980 году. Советская промышленность производила очень много изделий для ВПК, слишком мало продовольствия и товаров народного потребления и на нефтедоллары импортировала провиант и потребительские товары. Изобилия их не было, купить это можно было в Москве и, кажется, в Ленинграде (северной столице, ныне Санкт Петербург), однако нефтяной бум стал причиной «неосмотрительности» стариков-правителей из Москвы. Советский Союз готовил проведение в стране уже летом Олимпиады. В ХХ столетии такое мероприятие отменяли всего несколько раз и каждый раз причиной были военные действия. Зимние игры в Саппоро из-за японо-китайской войны отменили в 1940 году, перенесли их в Гармиш-Партенкирхен (Баварию). Германия в 1939 году развязала мировую войну и Олимпийский комитет официально отменил зимние Олимпийские игры. Из-за японо-китайской войны и летние Олимпийские игры 1940 года перенесли из Токио в Хельсинки. Финляндия готовила это мероприятие, ведь даже с началом мировой войны решение о проведении Олимпиады оставалось в силе. 30 ноября 1939 году СССР напал на Финляндию. В марте 1940 года война приостановилась, однако мирный договор эти страны подписали только 10 февраля 1947 года (Верховный Совет СССР ратифицировал этот договор 29 августа). Поэтому в начале мая 1940 года Олимпийский комитет признал военное положение и отменил 12-е Игры. 12 декабря 1979 года ЦК КПСС принял постановление о вводе войск и СССР вторгся в Афганистан. И следующее десятилетие, официально до 15 февраля 1989 года (день вывода основной массы советских войск) продолжалась эта война. Лишь один из дедов-подписантов постановления ЦК КПСС об афганской войне, А.Громыко, пережил эту войну на полгода. Говорили, что девизом его деятельности было «Лучше 10 лет переговоров, чем один день войны», Громыко в стране советов называли «великим дипломатом советской эпохи», иностранные дипломаты человеком «Нет» («нет» это гарантия сохранения статус-кво, и делать-то ничего не надо). Официальной цифры потерь солдат СССР в этой войне еще нет, газета «Правда» писала, что эти потери составили около 15 тысяч военнослужащих. Советская армия блокировала борьбу афганцев за независимость и погибло их в этой войне не меньше 10% населения в то время страны (от 1 до 2 млн человек).
Киевский мотозавод по заказу изготовил 300 мотоциклов К-650МСМ, 251 мотоцикл МВ-650М, 21 мотоцикл «Днепр»МТ10 в исполнении «экспорт», 146 мотоциклов «Днепр»МТ10-36 «экспорт» и 10 штук «экспорт соло», а также выпустил 82146 «дорожных» «Днепр МТ10-36 и 1581 штуку «Днепр-12». На заводе работало 6522 человек.
1980 год.
Новые мотоциклы, сменившие «Эскорт 73» были более, чем в 1,5 раза мощнее, гораздо динамичнее и существенно совершеннее. Однако в первый год их эксплуатации таки подтвердилось неудачное расположение реле поворота, стартера и блока предохранителей, которые были размещены на кронштейнах под сидением мотоцикла в разных местах. И на всех мотоциклах изменили схему размещения приборов электрооборудования: их установили (конструктор В.Неумывако) в отдельном контейнере с корпусом, идентичным контейнеру радиостанции. На мотоциклах «Днепр 14.9» появились на щитке заднего колеса одинаковые два контейнера и оба с антеннами, одна из которых была ложной. На перьях вилки всех мотоциклов завод установил также защитные резиновые гофры (желание Заказчика).
С 19 июля по 3 августа в Москве были проведены летние олимпийские игры. Мероприятие серьезное, советское руководство провело разъяснительную работу с родителями на предмет досуга их детей: настоятельно рекомендовали отправить на летние каникулы своих чад в пионерский лагерь. Пропаганда "западной угрозы" сработала и в год проведения Олимпиады Москва стала городом взрослых, хотя маленьких москвичей принудительно и не выселяли. В столицу командировали со всего СССР милиционеров и агентов КГБ в штатском, из первопрестольной выселили асоциальные элементы: алкоголиков, женщин легкого поведения… Также за 101-ый км отправили диссидентов, агрессивных душевнобольных, криминальный мир столицы. И преступлений в этот период в Москве не было. Благодаря Олимпиаде на прилавки магазинов Москвы и Ленинграда хлынули невиданные доселе товары: фруктовые финские джемы, нарезки салями и сервелата, сыры, соки с трубочкой, ликеры и настойки, баночное пиво, горчица в тюбиках, майонез,- различные сувениры: значки, брелки, шапки, футболки с изображением Олимпийского Мишки. В Москве стали продаваться японские аудиокассеты "SONY"( штука за 9 руб), кроссовки "Аdidas" (писк моды), для курильщиков вожделенные "Marlboro" и др. Билеты на просмотр спортивных состязаний на Олимпиаде для советских граждан были очень дорогими (30-50 рублей за штуку) и для них распространялись в основном на предприятиях (почти 90% стоимости билета оплачивал профсоюз). «Соучастником" Олимпиады был и Киев, один из 4-х городов, где провели матчи футбольного турнира. Выполнили очень серьезную реконструкцию стадиона «Центральный». Территорию, подходы к стадиону в целях безопасности расчистили - снесли много старых ветхих зданий. На самой арене установили новые осветительные мачты. Нижний ярус трибун практически полностью перестроили, деревянные скамейки на стоечках убрали, залили бетоном, установили индивидуальные сиденья. Обошлось это тогда $ 300 млн, говорили (позже), что за эти деньги можно было построить две новые такие арены, но только не у нас. И профсоюзный комитет КМЗ распространял среди мотозаводцев билеты на этот футбол.
20 января 1980 года президент США Джимми Картер в ответ на введение советских войск в Афганистан объявил бойкот Играм в Москве и призвал к этому другие страны. Более 50 стран его поддержали и, например, на церемонии открытия спортсмены 16 европейских стран шли под флагом МОК - белым флагом с пятью цветными кольцами, команда Новой Зеландии шла под знаменем НОК - черным флагом с пятью белыми кольцами. То же самое было и с гимнами. Во время награждения победителей-спортсменов из этих стран звучал олимпийский гимн "Дети удачи"… Конечно, в отместку СССР бойкотировал летние Олимпийские игры в Лос Анжелесе в 1984 году и советским спортсменам возможности выступать на Олимпиаде в США под флагом МОК Советский Союз не предоставил.
С целью выполнения «плана новой техники» уже на 1980 год по теме «Создание перспективного мотоцикла для эскорта» конструкторы ОГК КМЗ разработали ТП (технический проект) на мотоцикл «Днепр» для эскорта модели 1986 года согласно ранее поданного ТЗ. И 26 декабря, через полтора года «раздумываний», Заказчик - заместитель начальника отдела 9 Управления КГБ СССР А.Панов,- согласовал одновременно ТЗ и ТП на новый мотоцикл. На следующий день начальник ВПО "Союзмотовелопром" И.Коверин эти документы утвердил.
Киевские власти директором КМЗ поставили В.Орлова, он пригласил на завод своего знакомого И.Мирошниченко и назначил его главным конструктором. Наверно, руководство ВПО «Союзмотовелопром» это устраивало: им хватало проблем с реорганизацией Ирбитского мотозавода, а ИМЗ-8.102 или «М-73», как мотоцикл на перспективу имел, наверно, только один недостаток – малый процент унификации с серийным ирбитским и условно будущим киевским «Днепр 3». И киевским конструкторам ОГК привезли неизвестное из частично обработаных отливок (вроде мотор без внутренностей), наверно, этого мотоцикла. Никаких чертежей или письменных объяснений этой конструкции не было.
Заводчан 6585 человек, они на заказ изготовили 300 мотоциклов К-650МСМ, 405 штук МВ-650М, мотоциклов «Днепр» МТ10-36 в исполнении «экспорт» 343 штуки, 15 «экспорт соло», 72 штуки «экспорт с приводом» на колесо прицепа и 30 штук «Днепр-12» в исполнении «экспорт». Завод выпустил обычных «дорожных» 81808 мотоциклов «Днепр» МТ10-36 и 1526 «Днепр-12». Всего 84499 штук, 70% от поставленной начальником Главмотовелопрома Г.Самсоновым задачи.
1981 год.
Утвердженные ТЗ и ТП проекта «Эскорт-86» - это законное основание и возможность конструкторам ОГК КМЗ начать ОКР (опытно-конструкторские работы). Согласно ТЗ на «Эскорте-86» должны быть мотор рабочим объемом 950 -1000 см³ и номинальной мощностью не меньше 60 л.с. при частоте вращения 6500/мин, пятиступенчатая коробка передач с передачей заднего хода, литые колеса, двухдисковый тормоз переднего колеса, передняя вилка с алюминиевыми корпусами направляющих и ряд других конструктивных решений, которых вообще до этого никогда не было в мотоциклостроении СССР. По сути, специалисты Заказчика и ученые ВНИИмотопрома заказали Киевскому мотозаводу новый мотоцикл с техническими параметрами, идентичными (и даже круче) модели R100/7 мотоцикла-одиночки фирмы BMW, которая была одной из самых шикарных того времени, как бы мотоциклетным Роллс Ройсом [https://bikepost.ru/blog/bmw/4399/%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB-bmw-r1007-1978.html].
В Москве с 23 февраля по 3 марта проходил XXVI съезд КПСС. На этом съезде КПСС генсек партии и премьер выступали снова дуэтом: «отчетный доклад ЦК КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политике» читал Л.Брежнев, а «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981–1985 годи и на период до 1990 года» читал Н.Тихонов. Его, знакомого Л.Брежневу с 1930-х годов земляка, в 1965 году назначили заместителем председателя Совета министров СССР А.Косыгина, в 1975 году удостоили звания Героя Социалистического Труда. В 1976 году Н.Тихонов стал первым заместителем председателя Совета министров и, поскольку Косыгин по состоянию здоровья не мог полноценно работать, Тихонову пришлось исполнять его обязанности председателя. 27 ноября 1979 года Н.Тихонова перевели из кандидатов вчлены Политбюро КПСС, а 23 октября 1980 года Верховный Совет СРСР утвердил его на должности председателя Совета министров (в возрасте 74 года).
«Величественная наша цель — коммунизм, — сказал товарищ Брежнев в своем докладе ЦК КПСС XXVI съеду партии, — и каждый трудовой успех, каждый год героических свершений, каждая пятилетка приближают нас к этой цели. С этой точки зрения партия оценивает и предстоящее пятилетие. Дел предстоит много. Задачи надо решать большие, сложные, но мы решим их и решим обязательно». Менее чем через год умрет профессиональный советский идеолог коммунизма А.Суслов, чуть больше спустя 1,5 года не станет Л.Брежнева и всего лишь через 2 пятилетки распадется громадная страна советов. И даже раньше этого времени в СССР перестанут «строить коммунизм» и такая идеология официально рухнет. Правда, сразу после развала СССР экс-коммунисты «спохватятся» и станут выполнять обещанное – разрушать до основания.
«На лично-командном чемпионате республики по мотокроссу на мотоциклах с коляской в Виннице самого большого успеха добились гонщики Киевщины и столицы Украины. Основной костяк команд составляли представители Киевского мотоциклетного завода…
На предприятии создана прочная материально-техническая база (спортивно-технического клуба ДОСААФ, С.А.), есть учебные классы, техника. Председатель комитета ДОСААФ Г.М.Неемченко постоянно беспокоится о повышении рядов любителей мотоспорта,… действует конструкторское бюро спортивних мотоциклов.
На чемпионате в Виннице дебютировала новая модель уникального спортивного двигателя. Автор проекта – конструктор первой категории С.Д.Антонюк. Двигатель с рабочим объемом 1000 куб.см [cм. https://oppozit.ru/article103527.html] принципиально отличается от предыдущей модели (до 750 куб.см). Здесь применена четырехклапанная головка, оригинальные конструкции коленчатого вала, поршней, картера…
Двигатель на стендових испытаниях достиг мощности ~72 л.с. при оборотах 6000/мин. Несмотря на высокую мощность, габариты и вес двигателя Антонюка не отличаются от показателей серийных двигателей (мотоцикла «МТ-10-36»).
В Виннице на мотоцикле с двигателем новой конструкции экипаж А.Голубцов – А.Нищенец занял первое командное и лично четвертое место. «Отличная техника, - хвалили мотор спортсмены. – Любые подъемы преодолевает, не снижая обороты…» [газета «Патріот Батьківщини» №25. 1981, 21 червня, неділя. М.Луць. УНІКАЛЬНИЙ ДВИГУН].
Спортивный кроссовый мотоцикл с коляской, класс 1000 см³,
на чемпионате УССР, г.Винница, мотор КМЗ-8.20801,
экипаж мастеров спорта СССР А.Голубцов-А.Нищенец
Директор КМЗ В.Орлов был недоволен работой главного конструктора, называл публично к.т.н. И.Мирошниченко «импотентом» мотоциклостроения и назначил главным конструктором Киевского мотозавода экс начальника спец. КБ КМЗ А.Мийченко, вернувшегося из 3-х годичной командировки в Англию по линии конторы «Автоэкспорт».
Успешно завершены приемочные испытания изделия для ВПК П-281М3 «Слалом», предназначенного для обслуживания полевых кабельных линий связи. На этой тележке для перевозки кабельных барабанов производят размотку кабеля или его намотку на барабан как при движении, так и при стоянке на месте.
Первый опытный образец изделия для ВПК П-281М3 «Слалом»
Разработка уровня изобретения (получено АС), а удачное совершенствование изделия П-281М2, выпускаемого КМЗ, выполнено методом «отсекания лишнего», определяемого ведущим конструктором изделия «Слалом» Ю.Рындиным, описано им в статье [https://oppozit.ru/article103781.html], в которой также очень образно подана жизнь конструктора КМЗ и производственные отношения в СССР из, я бы сказал, мудрого анализа им реальной работы этого изделия и результатов испытаний разработанных, в основном им, конструкций опытных образцов.
Изготовлен был также шоссейно-кольцевой мотоцикл модели «Днепр» СШ-15 (конструкторы А.Рудницкий, Д.Сказин, С.Антонюк) с разработанными ими четырехцилиндровым двухтактным мотором водяного охлаждения с золотниковым газораспределением рабочим объемом 494 (или 513) см³, мощной шестиступенчатой коробкой передач, цепным приводом на заднее колесо, дисковыми гидравлическими тормозами на все колеса и контактно-электронной системой зажигания.
Спортивный шоссейно-кольцевой мотоцикл с коляской «Днепр» СШ-15 КМЗ,
классы 500 и 750 см³
Мотоцикл этот уникален. Изготовлен он в единичном образце и в его конструкции уже не было практически узлов, агрегатов, являющихся прототипами для внедрения в КМЗ-ешное серийное производство в ближайшем десятилетии (оптимистический прогноз). Модернизацию в 1984-85 годах и доводку такой конструкции выполняли энтузиасты (на чемпионате СССР по ШКГ 1985 года экипаж В.Паршин-Н.Цибаровский занял 4 место). Мы все пришли к мнению, что этот прекрасный, но дорогой вид мотоспорта не для СССР:
-наша промышленность не выпускала современных комплектующих (шины, шатунные подшипники, поршни, поршневые кольца, карбюраторы, системы зажигания, цепи и т.д.);
-нам не доступны современные материалы (композиты, магниевые, алюминиевые, титановые сплавы, высокопрочные стали и т.д);
-мы не располагаем необходимыми для нагрузок гоночних машин ГСМ;
-наши производственные возможности и технологии настолько маломощны, а средства ничтожны, что мы уже в 1985 году перестали помышлять не только о совершенствовании этой модели мотоцикла, но и о ее воспроизводстве.
Завод на заказ изготовил уже только 40 мотоциклов К-650МСМ, 404 штук МВ-650М, мотоциклов «Днепр» МТ10-36 в исполнении «экспорт» 512 штук, на выставку один «Днепр»МТ 10-36 и два «Днепр-12» и выпустил «дорожных» мотоциклов 86490 штук «Днепр» МТ10-36 и 2405 «Днепр-12». На КМЗ работающих 6719 человек.
1982 год.
Экспериментальный участок ОГК изготовил два опытных образца нового мотора для эскорта (конструктор Ю.Мельник), один из которых отработал на стенде около 80 часов и развил мощность 57 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 5200/мин. После изготовления этих моторов участок приступил к изготовлению опытных образцов других спроектированных для эскорта деталей узлов и агрегатов. Участок слабый, чертежей много, изготовление образцов медленное. В сентябре 9 управление КГБ СССР предъявляло претензии руководству Минавтопрома СССР за крайне медленные темпы создания новой модели эскортного мотоцикла и обратилось к Министру оборонной промышленности СССР П.Финогенову на предмет разработки и изготовления эскортных мотоциклов на ПО «Ижмаш» [Попов А.Г. Мотоциклы Почетного эскорта СССР. 1956-1991.-Рига: SIA Elidium LV, 2016.-240 с.; ил.]. Наверно, поэтому приказом КМЗ №639 от 14.10.82 года в ОГК создали КБ эскортных мотоциклов.
7 ноября состоялось последнее публичное появление генсека Л.Брежнева. Стоя на трибуне Мавзолея Ленина, он несколько часов принимал военный парад и демонстрацию трудящихся на Красной площадии и через два дня на государственной даче «Заречье-6» он умер. 12 ноября решением внеочередного Пленума ЦК КПСС избрали генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.Андропова.
В 1967-1982 годах Ю.Андропов – председатель КГБ при Совете Министров СССР. Принимал активное участие в организации вторжения войск Варшавского договора в ЧССР (1968 год), был одним из инициаторов введения советских войск в Афганистан (1979 год) и силового решения кризиса в Польше (1980 год). Под руководством Андропова органы безопасности превратились в мощную систему, которая контролировала практически все сферы жизни общества: были созданы райотделы КГБ со штатом сотрудников, курировавших практически все предприятия и организации. Личный состав получал высокие оклады и привилегии, каких не было у сотрудников МВД или военных. Прямую коррупцию и взятки среди подчиненных Андропов решительно пресекал, однако даже невысокого ранга офицеры КГБ, благодаря контролю над всеми сферами жизни и взаимной поддержке, имели возможность «решать» любые личные вопросы. Сложился порядок, при котором не могло состояться без заключения КГБ о кандидате ни одно важное назначение (ведали этим парторганы). КГБ Андропова было организатором преследований противников коммуно-тоталитарного режима. По инициативе Андропова проводилась активная борьба КГБ против инакомыслящих, диссидентов и интелектуальной оппозиции режиму, применение против последних принудительного психиатрического лечения, репрессий, лишения гражданства, аресты, увольнение с работы, правовой и психиатрический террор, высылка из городов проживания и страны. Из-за этого у Андропова был отрицательный имидж в кругах либеральной интеллигенции и на Западе. После смерти А.Суслова в мае Ю.Андропова избрали на должность секретаря ЦК (идеолога КПСС) и он уволился с должности председателя КГБ СССР. Ю.Андропов, как бывший руководитель КГБ, лучше других управленцев представлял себе реальное состояние в стране. Впервые стало публично признаваться, что в советском обществе, в том числе и в сфере междунациональных отношений, существуют серьезные проблемы. Он значительно сократил аппарат генерального секретаря, а единственным выходом из сложившейся в стране ситуации Ю.Андропов видел в жесткости политики, контроле за соблюдением трудовой дисциплины, расширении борьбы с инакомыслением, злоупотроблениями в хозяйственной сфере и повышении требований к руководящим кадрам.
Завод на заказ изготовил 534 мотоциклы МВ-650М, 53 мотоциклы «Днепр» МТ10-36 в исполнении «экспорт с приводом», 215 штук в исполнении «экспорт», 14 «экспорт соло», 422 «соло» и выпустил обычных «дорожных» 89970 мотоциклов «Днепр» МТ10-36 и 2502 «Днепр-12». Штат работников завода 6729 человек.
"Изначальная цель производства таких мотоциклов была со временем забыта, и совершенно недавно найдена в одной из древних книг. Дословно не помню, но смысл был такой - владение мотоциклом стимулирует молодежь к овладению техническими знаниями и в будущем поможет легче разобраться в устройстве автомобиля, трактора, ТАНКА...
Почему мы никогда не могли понять ЗАЧЕМ и КАК ВООБЩЕ МОЖНО делать такой металлолом ? Оказалось что все гениально просто. И эту древнюю задачу эти мотоциклы до сих пор выполняют с успехом - освоив основы механики, наездившись, натрахавшись, вдоволь намучавшись с этими артефактами, народ понемногу, но очень настойчиво переседает на фирму (ну не НА ТАНКАХ же ездить, в самом деле)..."
Я не понял, чем плохи танки?
Чоловікам не варто знати про наслідки, їм достатньо причин.
Коли їм, зрештою, дається все, вони наповнюють його нічим.
С. Жадан
благодоря нашему мотопрому (и тогдашнему и нынешнему) поневоле начнёшь разбираться в технике...
Поучительная статья.
С нами Бог и вольный ветер.
Попутный?