Ранние крылья М72
на сайте:
мар-09
нахождение:
Москва
|
|
29-11-22 10:52
|
|
Подскажите, что за завод на фото? По правому мото похож на ММЗ. А вот левый с низкими крыльями, переднее и заднее низкое. Но как оба оказались в одном сборочном цеху? Может это ГМЗ? Были у ГМЗ передние крылья как у ММЗ?
|
|
Судя по интерьеру, это не заводской цех как таковой, а некое помещение, приспособленное под сборку. Так было в Ирбите. Но есть другие фото, где помещение для сборки несколько отличается.


( только сейчас заметил когда обе фото оказались рядом, на обоих снимках есть женщина в берете. А в воспоминаниях есть женщина, которая была эвакуирована вместе с заводом из Москвы. Уже она ли на снимках? Хотя.. вроде это два разных человека)
Слева на фото видно ворота, из которых выкатывали мотоциклы.


По поводу разных крыльев.
"Недостающие детали пытались найти у смежников, либо заменяли теми, которые имелись в наличии, нередко за помощью в их изготовлении обращались на завод автоприцепов, либо изготавливали самостоятельно.
Большую роль играл ручной труд и мелкосерийное, практически индивидуальное, ремесленное производство. 25 февраля 1942 г. была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из деталей, привезенных из Москвы [см.: Удинцева, с. 139].
А. М. Федоров вспоминает: «Первые партии мотоциклов ... мы собирали из московского задела. Цехи моторов и коробки передач начали работать только в июне 1942 г., а литейный в августе 1943 г. И все же завод в 1942 г. отправил на фронт тысячу шестьсот мотоциклов» [Федоров, с. 10]."
https://oppozit.ru/article106663.html
Спасибо Большое! Интересное последнее фото "Первые мотоциклы на фронт". На переднем крыле даже петлей под номер нет, хотя мотоциклы уже покрашены. Жаль на этом фото не видно заднее крыло. Интересно, оно глубокое?
Такие передние крылья (низкие) по фальцовке листа напоминают крыло Цундапп КС600. С наружи по фальцовке их вообще не отличить от цундаповского. 100% ширина, фальцовка и прочее, различие видны только снизу. Понятно что бугель, заклепки и петли разные.
На фото М72 ГМЗ или все таки Ирбит?

Фальцовка? Это же что-то из типографии, вроде. Наверное, имеется в виду вальцовка?
Странно, конечно, что всё совпадает с Цундапом, а не с БМВ.
Когда то, 5 лет назад , некий Павел Долгачёв задался целью собрать всю инфу, по всему разнообразию крыльев м-72 "на войну".
Получилось насчитать 5 + разновидностей.
Всю инфу копировать сюда не буду, так как помимо размышлений автора вопроса, есть куча каментариев от участников группы.
Закину ссылки на каждый пост.
Вся переписка ( что важно с картинками! ) находится в ВК, на стене группы "Мотореплика".
Ссылки идут в последовательном порядке, от 1 варианта.
Обсуждение двух первых вариантов..
https://vk.com/motoreplika?w=wall-45083565_3573
...следущее обсуждение, вариант 3..
https://vk.com/motoreplika?w=wall-45083565_3582
...далее вариант 4..
https://vk.com/motoreplika?w=wall-45083565_3589
..."теперь о "загадочном". Или не очень загадочном..О переднем крыле №5"..
https://vk.com/motoreplika?w=wall-45083565_3616
..."И ещё один сюжет по теме передних крыльев на М-72 в период Великой Отечественной."..
https://vk.com/motoreplika?w=wall-45083565_3653
.. и снова про крылья мотоцикла М-72"
https://vk.com/motoreplika?w=wall-45083565_3772
Спасибо!
Ирбитский мотоцикл февраля 1942г, реставрирован с допущениями, но исходно был комплектный, целый, и на удивление с не самым большим пробегом. Ныне экспонируется в музее Отечественной военной истории в подмосковье.
С крыльями вот этих мотоциклов все более менее ясно. Было как у R71, переднее правда из более толстого листа катали, у БМВ совсем тоненькое. Позже ради экономии заднее стали ставить на переднее. Да чего я распинаюсь все и так все это знают.


А вот самое интересное когда произошел переход на низкие крылья. Этот переход был вначале только на переднее крыло или меняли оба сразу?
К чему пришли ГМЗ в конце 40х многие наверно видели. Заднее вообще по глубине как от велосипеда.
Приключения с крыльями удивляют. Харли не заморочились, и с какого-то момента стали ставить спереди фактически ровный в профиле лист. ДКВ перешли на очень простые крылья 350-01. У нас же с М72 много разных, но всё сложное... Даже переход на заднее крыло вперед - сложность. Вот вариант ГМЗ для войны, практически был бы идеальным
Крыло от л300 ставилось на ранние ГМЗ, а на первых постах темы фото скорее всего БТРЗ 20, в районе ВДНХ
Таких архивных фото только у меня штук 10.....
И по документам именно в Горький увезли весь завод Красный Октябрь, а не в Ижевск или Ирбит
Леша спасибо!
Да война все перемешала, лишь бы не повторилось.
В одной из ссылок говориться про заднее крыло БМВ Р71, про окантовку снаружи которая идет по краю по всему крылу. Слышал это мнение несколько раз (наверно отсюда и подчерпнули).
На поздних Р71 такого точно не было, крыло как у раннего М72, только поаккуратнее сделано. Загибали лист немного по другому, совсем небольшая окантовка чувствуется изнутри, но я бы даже не стал это называть окантовкой. Но небольшое отличие от М72 есть, это касается и переднего позднего крыла Р71.
Что было на ранних Р71 я не вкурсе, там и вилка другая.
Фото из Ирбитского музея

Есть еще один интересный вопрос. Про заднее неглубокое крыло.
С 53го на всех М-72 пошли неглубокие крылья, одинаковые как спереди так и сзади.
По сути эти крылья есть переработка крыльев Цундапп КС-600. Их взяли за основы, сделав их шире и увеличив отбартовку. Эта самая отбортовка загибается как бы вогруг невидимой проволоки. Тоже самое у Цундаппа, только отбартовка меньше. На ранних 600 между крылом и калиткой в отбартовку вставлялись фиксаторы с двух сторон.
Вся суть вопроса в этом крыле, что будет на фото ниже. Это М-72, низкое заднее крыло. Однозначно оно редкое. По ширине оно как у Цундапп КС600. Если поставить это крыло и крыло 600 рядом то отличить их снаружи совсем нельзя, один в один. А вот изнутри различия видны. У М-72 отбартовка не загнута трубочкой, внутри отбартовки нет отверстия. Лист металла к листу металла. Не стали делать как у Цундаппа изнутри. Я уверен что это оригинальное крыло М-72 с неуколхоженными краями. Так ровно нельзя сделать на каленке, да и смысл такое делать по всему крылу да еще с двух сторон. Вырез под кардан на нем как у М-72 (на фото не видно), у Цундаппа другой.

К сожалению этого крыла у меня нет, фото думал что потерял, но нашел на флешке. Мое мнение - это крыло предшественик крыльев 53 года. А вот на каком заводе его сделали вопрос очень интересный.
Еще фото
Остальные что то не грузятся