Особенности управления. Советы "бывалых" | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Особенности управления. Советы "бывалых"

оппозитчик Anonymous (пешеход)
чтоб поменять аватар - читай FAQ
нахождение: Тверь

Всем привет!
Хотелось бы , чтоб в этой теме "колясочники" делились советами по тому, как надо управлять и чего не надо делать, разбор классических ошибок "чайников", рекомендации и т.п.
Короче : Особенности управления мотоциклом с коляской.

Дело в том, что надумал я купить "колясыча". Уже присмотрел себе видавшего виды М-67 и внёс залог. Чуть потеплеет -перегоню.
Ездил почти на всех "Кавах", многих "ямахах" , некоторых "Харлеях" и "Кадживах" и разных прочих "Интрудерах", и всё на чужих (работа была такая :D ) но из отечественных - только на "Минске" лет в 13 (старый , 3-х скоростной) и НИКОГДА не ездил на мотоцикле с коляской.
Так уж получилось. :oops:
Поиском полазил... Всё как-то разрознено и чтоб найти дельные совет, приходится перечитать кучу воплей про ужасный ужос на трёх колёсах и стенания, что на нём ездить -почти самоубийство.
Я не склонен к заламыванию рук с причитаниями и отношусь к подобным сообщениям с большой дозой здорового оптимизма.
Деды -то ездят, десятилетиями - и ничего.
Может, они просто не знают, какая смертельная опасность их подстерегает? :lol:
В общем, братцы, предлагаю объединить в этой теме что-то вроде "азбуки" для колясочника-чайника.
Уверен, не только я буду вам всем очень благодарен.
А может, действительно кому-то жизнь сохраните, дав вовремя дельный совет.

ВасяПЗ's picture

Old_Pepper, самый первый совет - забудь о навыках езды БЕЗ коляски, ибо поначалу совершенно невозможно заставить себя повернуть руль например вправо, когда мотоцикл едет под уклоном влево (наклонен на мотоцикл).
Управление чем-то напоминает автомобиль, в смысле что наклонять аппарат не приходится. Но сдвигаться на седле в сторону поворота весьма полезно.
Ну и будь готов к тому, что при трогании/разгоне коляска немного тянет назад, а при торможении соответственно вперед.
Ну и тормози в первую очередь задним тормозом (на более-менее свежих аппаратах заодно будет тормозить колясочное колесо), а уж как дополнительным - передним тормозом.
При правом повороте активно добавляй газу, это поможет повернуть не задирая коляску. Левый поворот на ровном газу или немного добавляя, но надо хорошо руль грузить. Очень помогает поначалу сажать пассажира в коляску - гораздо увереннее будешь себя чувствовать.
Удачи.

Вопщем-то правильно описано. Я учился ездить в 12 сразу на колясочнике. Ява-350. Очень прикольно. Почувствуеш его когда,сможеш фрсить,типа правый поворот с приподнятой люлей, левый с заносом заднего колеса. Вот Каса счас восстанавливаю,так думаю,ляляску надобудет. Выезды "на природу", будь то пивинг-шашлыкинг,будь то рыбалка, по грибы-по ягоды, Без коляски.... неудобственно. Вобщем, непожалееш. Сначала поосторожней, но ничего сложного в управлении. точно.

Главное при езде на колясочнике - не обоср$$$ся :) :)

Вася ПЗ всё правильно сказал, ты его вообще слушай. От себя добавлю - не поленись как можно более правильно настроить сход-развал, прежде чем куда-то ехать. Иначе замучаешься подруливать на ходу.

В правый поворот входи поаккуратнее, по первости можно сбрасывать скорость перед поворотом.

Самые частые ошибки людей, пересевших с двух колёс на три - это резкий старт с места (мотоцикл разворачивает вокруг коляски и вся конструкция уезжает в придорожную канаву) и резкое же торможение одним передним тормозом (мотоцикл разворачивает вокруг передней оси, и всё уезжает в канаву на другой стороне дороги).

Quote:

Вася ПЗ всё правильно сказал, ты его вообще слушай.

Ну, человеку, который зимой на мотоцикле в Тверь сгонял - респектище. (посмотрел на фотофайле)

Спасибо всем за советы.
Интересует следующее:
Здесь было сказано, и ранее поиском наткнулся на подобный совет, что прохождение правого поворота с газом - препятствует подъёму коляски. Мало того, при подъёме - рекомендовалось поддать газу и коляска опустится.
Это действительно так?
Я понимаю физику явления, когда при увеличении крутящего момента на заднем колесе, появляется разворачивающий момент в сторону коляски, из за её инертности .Т.е. газом подруливаешь, затягиваешь мот в поворот.
Но вот как это способствует опусканию коляски -чего-то не догоняю.
Вопрос серьёзный.
Ситуация:
Я вхожу в правый поворот, коляска поднимается, дорога по одной полосе и по встречке едет жестянка.
Действия? (Ну после того, как обгажу весь мотоцикл :) )

ВасяПЗ's picture

Old_Pepper, "человеку, который зимой на мотоцикле в Тверь сгонял - респектище" ГЫ! :-)
Спасибо.

Всё ты правильно про физику процесса понял.
Действия в описанной ситуации следующие:
свеситься как можно больше вправо и пассажира в коляске заставить (если есть). Дать газку НЕ РЕЗКО (ни в коем случае не тормозить). Если все равно не опускается - не парься и едь дальше с поднятой - это не очень страшно, в худшем случае чиркнешь левой подножкой об асфальт.

Ну и разумеется, перед поворотами надо притормаживать, из расчета того, чтобы на выходе из поворота скорость стала такой, с какой ты шел ДО поворота (ты ж поворот под газом будешь проходить).

koshey's picture

1. Перебороть собственный страх.
2. Максимально свеситься в право
3. Плавно добавлять газ и четко работать рулем

koshey's picture

Максимально свеситься в право это значит перенести жопу и корпус почти в коляску, левая рука у тебя при этом прямая или почти прямая, правая тянет руль на себя. При должной тренировке в такой ситуации можно рулить одной правой (по крайней мере обычно я делаю так), это позволяет еще сильнее свешиваться.

РЕКЛАМА's picture

Могу еще посоветовать попрактиковатся в езде с поднятой коляской, что-бы потом, когда она поднимится сама не страшно было.

ВасяПЗ's picture

Old_Pepper, Кощей дело говорит.

Еще посоветую с первых же дней учиться коляску задирать, это позволит в случае чего не растеряться.
Да и вообще прикольно. Народ в маськве к такому совершенно не готов, офигевают ;-)

ВасяПЗ's picture

РЕКЛАМА, опередил, блин ;-)

Ясно. Спасибо.
Будем тренероваться. :)
Вероятно, после таких тренеровок нужно быть готовым к замене спиц?

ВасяПЗ's picture

Old_Pepper, если спицы будут равномерно натянуты, то ничего менять не придется.

К стати, ещё о физике :)
Мыслится мне, что при торможении в левом повороте есть вероятность клюнуть носом через коляску. Т.е. кувыркнуться вперёд-вправо. Во вском случае, если тормознуть передним тормозом. Я прав?
Надо будет ещё к тормозам привыкать.
На Урале передним - опасно, задний с непривычки ещё нащупать надо (до чего же там ноге тесно).
Ну это дело привычки...
Скорее бы в седло. Невтерпёж. :)
Чую кучу новых ощущений. Скорость уже "не вставляет", особенно учитывая 2 наши беды, которые с годами почему-то становятся ещё бедовее... :(

РЕКЛАМА, Спасибо за совет с илюстрацией. :)
Вырасту большой :D тоже так научусь. 8)

ВасяПЗ's picture

Old_Pepper, "при торможении в левом повороте есть вероятность клюнуть носом через коляску" - абсолютно верно! Если в правом повороте торможение грозит подъемом коляски, то в левом повороте - непредсказуемый и непоправимый переворот через морду. Так что в поворотах мы не тормозим.

"задний с непривычки ещё нащупать надо (до чего же там ноге тесно)" - положение педали можно отрегулировать повыше/пониже, чтобы либо нога проходила ПОД карбюратором - и тогда надо просунуть её между рамой мотоцикла и коляски, либо поднять педаль повыше, чтобы она была РЯДОМ с карбюратором - тогда для торможения придется приподнимать ногу, чтобы поставить на педаль. Зато свободно.

"Чую кучу новых ощущений" факт! Особенно реакиця автомобилистов ;-)

Я люлякер новый и тоже уже успел начувствоваться =)) Но есть еще один косяк: проверь амортизаторы на заднем колесе. Потому как дохлые амортизаторы сильно все портят и люлька поднимается резко и неожиданно. Я уже на обочине побывал.
Зато потом можешь предлагать прокатиться немного двухколесным собратьям. Это очень весело! Особенно по бездорожью, когда мотоцикл сам начинает тянуть во все стороны ;) А уж как у меня на урале ижатник тормоз искал - это ваще умора!!

Quote:

А уж как у меня на урале ижатник тормоз искал - это ваще умора!!

Успел найти? :twisted:

Пуповед's picture

Да, амортизаторы задние должны быть предельно жесткие. Препятсвует поднятию люли, да и рулиться чётче... По поводу левого поворота. Был у меня случай. Ехал я в перегруженном режиме (6 или 7 человек на мотоцикле), когда приехал к месту, решил выпенриться. Вроде, думаю, грунт. Короче, думаю, заверну-ка я резко, чтоб с заносцем. Но не! Я повернул. Но при таком весе, колесо на люльке не понесло, а наоборот, оно как воткнулось. В итоге, заднее колесо оторвалось от земли, а люля передком достала до земли. Народ, кто на люле был, послетал аж, главное все на ноги спрыгнули. Единственное, пришлось выкинуть потом колесо на коляске, т.к. оно просто-напросто сложилось. Благо, на Урале запаска есть. Образовалась восьмерка около 10см в сторону. Так что не стоит так делать!

Quote:

когда приехал к месту, решил выпенриться.

Пуповед, Но Цель достигнута БылА!! :D

Andy_Bad Ср, 20/02/2008 - 16:40
Andy_Bad's picture

Можно еще я свои 5 копеек вставлю? ;)

Правый габарит надо "прочувствовать", потому как при взгляде вперед он "смотрится" по "корыту" люльки, а на самом деле справа еще подножка-крыло-колесная гайка... Естественно, это все по-началу...

Пуповед Ср, 20/02/2008 - 16:49
Пуповед's picture

psih, так точно! Подьезжал, так сказать, на дискотеку, к сельскому клубу.

А вот был еще случай со мной, с левым поворотом. Я был пассажиром. Мотоцикл - Иж-Ю5. Сидим мы значит в таком порядке - водила, сзади на сидухе я, между нами девчёнка, в коляске на сиденье (эт важно, как полагается) сидит ещё поцик. Дело было на асфальтовой дороге. Ну, короче, разгон, вдруг девченка кричит водиле, типа, вот этот поворот (а мы уже в него не упеваем). Тогда он резко поворачивает налево, через встречку, поворачиваем почти на 180 и уже на грунтовой обочине колесо на люльке опять "упирается". Как я уже описывал эту ситуацию, заднее колесо поднимается, люлька передом достает до земли. И самое интересное! Мы все втроем, с сидухи, словно катапультируясь, летим над головой сидящего в люльке типа, а ему хоть бы хны. Падаем друг на друга в кювет и долго ржом. И вот так бывает. А сколько народу подвесок поналомало левым поворотом. Один, помню, на Урале так выпендривался, погнет ось на маятнике коляски, выпрямит. Раза 2 он сгибал, на третий отломал ось к едрени фени. Кстати я тоже в тот раз себе ось согнул, хорошо была запасная подвеска.
Отдельная история это езда по бездорожью. Тоже надо уметь. Но это с опытом приходит.

пешеход Ср, 20/02/2008 - 17:17

Вообще, с люлей прикольно!! Мну нравится.

пешеход Ср, 20/02/2008 - 17:17

Quote:

Можно еще я свои 5 копеек вставлю?

Нужно! :)
Спасибо!

Quote:

Отдельная история это езда по бездорожью.

А я в основном на бездорожье (не экстремальное) расчитываю.
8O Основные поездки - природа, шашлык, бабахинг и т.п.... :)

пешеход Ср, 20/02/2008 - 22:06

Quote:

Отдельная история это езда по бездорожью.

Ну я с бездорожья и начинал. ИМХО. Если не экстремальть, то бездорожье намного быстрее учит управлению люлечником. Особенно помогает потом при встрече с неожиданными препятствиями на асфальте.

пешеход Чт, 21/02/2008 - 00:38

Andy_Bad, кстате, да. Я так одному бедолаге хорошую царапину организовал через всё крыло, когда в пробке начал его объезжать. Но в целом довольно быстро привыкаешь.

Кстате, по поводу езды впятером-ввосьмером: не особо рекомендую. Один-два раза, да и то - на ровной дороге, метров по десять. Очень уж быстро кончаются сцепление, коробка и подвеска. :) :) :)

Sarh Чт, 21/02/2008 - 01:33
Sarh's picture

нда...на счет левого поворота с перегруженной коляской, она не то что коснулась земли, она ваще перевернулась с мотом, все отделались легким испугом, но главное что колесо осталось цело:):):)

Sarh Чт, 21/02/2008 - 01:37
Sarh's picture

да забыл, тока поворотник вдребезги:)

Пуповед Чт, 21/02/2008 - 05:24
Пуповед's picture

У меня бездорожье - это тайга. На одиночке туда и не заедешь даже. Мал того что просто грязь, плюс к этому колеи, наклоны мотоцикла то сильно на люлю, то наоборот люля подымается, причем от земли она не отрывается. Тут главное не пугаться и не поворачивать руль, держишь прямо и все, ну вес свой на люлю перекинуть. Ну в принципе советов так и не вспомнишь... Что главное - не забывать что справа люлька, т.е. чувсвовать её габариты, чтоб дубки не сшибать, чувствовать свою колею, т.е. стараться чтоб люля не попала в колею, и объезжать люлей грязевые препятствия, ямки глубокие, а то можно встать. Если попадает в колею, то лучше не сопротивляться рулем, сбавить скорость НО НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ, и ехать до первой возможности выскочить. А легче выскакивает, если колесо коляски в колье, не влево, а наоборот вправо, ну эт если есть место. Если мотоцикл забуксовал, нужно обратить внимание на колесо люльки, оно может одно сидеть и никуда ты не поедешь. Тут полезнее не пихать втроем сзади, а одному челу потянуть за крыло коляски к верху и чуть вперед, вобщем почти поднять, и мот сам выедет. Многих проблем можно было избежать имея приводной мотоцикл. Но он итак неплохо лезет, но советую ставить хотябы на заднее колесо шипованную резину. Чего еще вспомню, буду дополнять.

пешеход Чт, 21/02/2008 - 10:37

Пуповед, спасибо!
Очень полезная информация по движению в услових бездорожья.
На эндуро ездил и мотокроссом баловался, но всё на одиночках. С коляской - моим "одиночным" опытом можно пренебречь. Не в счёт, короче. :)

Bordo Чт, 21/02/2008 - 18:03
Bordo's picture

Old_Pepper, нового не скажу, но про габарит коляски полностью правда - не чувствуешь его совсем сначала. Можно тренироваться, пытаясь наехать колесом коляски на что-нибудь, например коробок спичечный или пачку от сигарет. Я не стал, просто закосячил два крыла, и габарит теперь чувствую как родной :)

В правый поворот вхожу, как чайник, со сбросом газа, люлька опускается, ничего страшного не происходит. Не знал, что это неправильно.

Тормозами пользуюсь почти всегда всеми - передним (у меня дисковый) как основным, задним и боковым - как стабилизирующими направление. В поворотах, если надо, притормаживаю, тоже ничего страшного за 8 тыщ и 3 года не произошло.

Я не хочу спорить, может это как-то неправильно или не круто. Я ж сам, по наитию, без советов учился. И ничего вроде.

пешеход Чт, 21/02/2008 - 18:03

Езда впятером и более не планируется. Максимум - я , жена и сын (8лет) на природу.
По бездорожью - конечно будет нехватать заднего хода, может, позже коробку поменяю (я и мотик ещё не совсем купил :) ) и возможно куплю лебёдку ручную. Может, пригодится. Редко, но метко.
Ну это я далеко заглядываю. Пока предстоит с потеплением (может 2-го Марта) переоформить мотоцикл и перегнать ко мне (60 км).
И учиться ездить заново. :)

пешеход Чт, 21/02/2008 - 18:11

Bordo, У тебя тормоз на коляске есть и , видимо, хорошо отрегулирован, а на моём старичке его нет.
Т.е. увод коляски при торможении будет по-любому.
За совет по тренеровке ощущения габарита - спасибо. Меньше всего думал об этом. Казалось, что мне после моей "Волги" всё ни по чём. В смысле чувства габаритов.
Обязательно уделю этому время.
Я чего так "парюсь". Семью же вывозить намерен, потому ко всему отношусь очень серьёзно.

ВасяПЗ Чт, 21/02/2008 - 18:14
ВасяПЗ's picture

Old_Pepper, лебедка не нужна. Вдвоем можно вытащить колясочник из любого болота, а у тебя еще и сын 8 лет! Вытолкаете как миленького!

пешеход Чт, 21/02/2008 - 18:15

Так.
п.2. Лебёдка.
Вычёркиваем. :lol:

Bordo Чт, 21/02/2008 - 18:17
Bordo's picture

Old_Pepper, извини, про боковой тормоз не понял.

Про габарит - я на момент покупки колясыча 12 лет ездил на разных авто, и на Волгах тоже. И крыло тем не менее закосячил. Так что это серьезно. Тем более, если в люльке жена/ребенок.

пешеход Чт, 21/02/2008 - 18:21

Quote:

Old_Pepper, извини, про боковой тормоз не понял.

У тебя на коляске есть тормоз. При нажатии на педаль, тормозит колесо коляски и заднее колесо мотоцикла.
У меня - только задний. При торможении коляску (не оборудованную тормозом) по инерции тянет вперёд. Т.е. она стремится развернуть мото в лево.

Или я не понял того, что не понял ты и ответил не на тот вопрос? 8O
:D

пешеход Чт, 21/02/2008 - 18:46

а я сейчас гоняю с рамой от коляске, она намного легче, поэтому я уже несколько раз пропохал носом сугробы, а на этой недели мотоцикл лежал вверх колесами, разбился стопсигнал, и ручке сцепления каюк (((
По скользкой дороге в правый поворот хорошо входить на пониженой передаче с пробуксовкой колеса и смешеным вперед-право корпусом.

пешеход Чт, 21/02/2008 - 18:51

Ездил на Явке с коляской. Правда,коляска не "Велорекс" была, а в Кулдиге делала какая-то сельхозтехника из 2мм железа. Ничего страшного, ну,без тормоза, ну немного тянет, но никак уж не "стремится развернуть". Привыкнеш к этому, и к несимметричной управляемости, и ко всему остальному. Всё станет прогнозируемым. И ничего страшного не произойдёт. Я прикалывался на площадке для сдачи на "А". проезжал мостик с приподнятой коляской. Через канаву,правда,по доске-очко сыграло. А батя мой так от ментов свалил, они на авто пытались догнать его..Невышло :twisted: :twisted: :twisted:

Sarh Чт, 21/02/2008 - 19:16
Sarh's picture

Кто сталкивался, как лучше по снежку идет, с коляской, но без люли (площадка) или с люлей? Раньше любил по сугробам погазовать и первым делом скинул с коляски люлю, чтоб мот полегче был, застревал один хер, потом накинул люлю и даж показалось что проходимость улучшилась...или показалось...

Sarh Чт, 21/02/2008 - 19:21
Sarh's picture

Quote:

Т.е. увод коляски при торможении будет по-любому.

Old_Pepper, никогда не замечал чтоб был увод, не то торможение у колодочных чтоб явно ощущалось

Пуповед Чт, 21/02/2008 - 19:31
Пуповед's picture

По снегу не знаю... Но одно скажу, без корыта, с одной рамой с досками, на обычой резине, по грязи лучше идет. Это почти равно, как ехать с целой люлькой и с борзухой. Но правда если грузить, то преимущество в весе теряется... Я в тайгу так за орехом кедровым ездил по той осени. Туда еду, не отстаю и кое-где обгоняю, а назад, когда нагружен, уже плохо идет... Всё было жалко 1000 р. на шипованную резину.

kpect Чт, 21/02/2008 - 20:29
kpect's picture

а если 2WD без блокировки , то езда с поднятой колсякой ( очень любил это дело ) невозможна... колесо коляски раскручивается , а заднее колесо останавливается .... эээх
и тормоза у меня токо передние двухдисковые .летом то хорошо ... а зимой сразу влево тянет ...в канаву ... надо ревизировать задние и колясочные

пешеход Чт, 21/02/2008 - 21:19

Quote:

Old_Pepper, никогда не замечал чтоб был увод, не то торможение у колодочных чтоб явно ощущалось

Я пока теоретик. :oops:
Надеюсь, что это "пока" продлится ещё не больше недели. :roll:

пешеход Пт, 22/02/2008 - 05:22

Sarh, конечно без корыто лучше едет, он же легче, значит и ташить себя легче, я с другом по лесу катаюсь где сугробы по ось колеса, дак с корытом я бы туда даже не сунулся, толкать запаришься. Хотя глубокий снег дается с трудом, колесо люльки тормозит и тянет вправо, картером сгребаешь весь снег и скорость падает, а если остановишься то фиг тронешься. Тут надо клиренс увеличивать и подвеску переделывать на больший ход.

Roman_shvbsk Пт, 22/02/2008 - 07:30
Roman_shvbsk's picture

Old_Pepper, ты только не торопись сразу правые повороты с газом проходить, а то насоветуют... главное - да, научиться чувствовать когда она поднимается, когда опускается. иначе по любой неровной дороге придется не ехать, а ползти. хотя на неровных быстрее всего и научишься.

SHTRLZ Пт, 22/02/2008 - 08:41
SHTRLZ's picture

по сугробам с коляской можно, но пассажио жолжен сидеть сзади, а не в люле...
на дороге при движении со скоротью 110-140 привязывая к левой ручке руля резинку- компенсирует увод коляски вправо. Регулировки все выставлены на скорость сто - идет ровно как крейсер. Считаю, что при езде на дальние расстояния резинка весчь необходимая... максимальный дневной пробег по зиме 1275 км. правая рука и плечо не отваливалились...
З.Ы. Кстати, появился таки человек кто выполнил Медвежью милю зимой на Урале с коляской! да еще как!!!! http://blackbears.ru/forum/viewtopic.php?t=691&start=30 Браво, Лемми....

SHTRLZ Пт, 22/02/2008 - 08:42
SHTRLZ's picture

к сообщению выше - мото ГС1200

Digital-Fox Пт, 22/02/2008 - 10:30
Digital-Fox's picture

Old_Pepper, спасибо за тему! Мне оч интересно почитать - с коляской никогда не ездил. По весне мож поставлю - потренируюсь(если коляску найду)))).

Misha_B Пт, 22/02/2008 - 12:19
Misha_B's picture

Мда. Много всего написали. Еще совет. Рулить колясычем надо рулем. Иногда для этого надо прикладывать силу, и этого не надо бояться. Для одиночки руление больше корпусом получается. Здесь отличие сильное.

Bordo Пт, 22/02/2008 - 12:29
Bordo's picture

Quote:

Или я не понял того, что не понял ты и ответил не на тот вопрос?

Так и есть:) В смысле, я изначально не понял, что у тебя нет бокового тормоза. Понятно, что без него будет влево тянуть. Это и у меня так, если только передним тормозить. Извини, вчера под вечер не мог ясно изложить.

123456след ›конец »

New forum topics

РАЗДЕЛЫ

Активные обсуждения форума

User login

Новые записи в блогах