Столкнувшись с выбором новых карбюраторов на урал (его почти новые к68у откочевали на днепр) решил попробовать соорудить инжектор.
В выборе между VEMS, MS, и Январями предпочтение отдал январю за доступность, изученность и низкую стоимость. Функционально его нам хватает более чем достаточно.
VEMS - отталкивает закрытостью и ценой, хотя в сравнении с другими ЭБУ схожего функционала он весьма недорог. Хотя закрытость VEMSа вещь относительная - при определенном желании можно нарыть все необходимые схемы а то и вовсе разводки платы. Плюсы - инженерный блок, работат почти со всем чего на урале никогда не будет :), открытое программное обеспечение, архитектура С, работа с датчиками холла.
Минусы - малораспротранен, для нас еще и цена в 400$ за конструктор блока, бо ни буст контроль, ни управление автоматом, ни второй ряд форсунок нам не нужен.
МS - оппозиту хватает за глаза, работает с холлом(нет необходимости в ДПКВ), открытый проект, полный конструктор со всеми вытекающими. Разводок платы mainboard под MS v3 нет, схемы есть но разводить нужно самим, авторы MS всячески преследуют попытки публикации печатки версиии 3 и выше. Нет русскоязычной поддержки, все по также на английском.
Январь - бошевский продукт в российском корпусе. Исследованный вдоль и поперек, с массой прошивок под различные обвес и функции.
С весьма неплохими возможностями, массой русскоязычного по, и роем коммерсантов толкающих это по, инженерный блоки, прошивки и тд. В лучших традициях отечественного рынка цены на некоторые продукты весьма перегреты.
работает практически со всеми видами датчиков.
Для оппозиты могут понадобиться следующие из них(звездочкой отмечены жизненно важные):
1.Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ* - без него совсем ничего не получится.
2.Датчик положения коленвала ДПКВ* - без него в принципе тоже.
3.Датчик массового расхода воздуха ДМРВ - простой вариант реализации впрыска. Минусы на мой взгляд - размеры, энергопотребление, малая точность и нежность конструкции.
4.Датчик абсолютного давления ДАД или MAP сенсор. - альтернатива ДМРВ. Большая чувствительность, высокая точность, очень низкая инерционность, низкая стоимость, малые габариты, не увеличивает сопротивление впуска, но сложен в настройке и чувствителен к изменениям в железе.
5.Датчик температуры воздуха ДТВ необходим для работы в паре с ДАД для корректной оценки циклового наполнения устанавливается во впускном тракте.
6.Датчик температуры охлаждающей жидкости. ДТОЖ - предазначен для введения корекции основных параметров управления двигателем на основе его температуры. Необходимость его на оппозите обсуждаема. Предлагаю использовать для оценки температур масла, так как другой охлаждающей жидкости у нас нет, а привинчивание его просто к картеру мне не нравится.
7. Датчик скорости ДС. Необходим для коррекции основных параметров управления двигателем в зависимоти от выбраной передачи. Определение выбранной передачи производится путем сравнения оборотов двигателя и скорости его движения.
8. Датчик положения распредвала ДПРВ - необходим для реализации фазированного впрыска.
9. Датчик детонации ДД на оппозите бессмыслен но например с васиным комплектом возможно и будет работать.
10.Широкополосный датчик кислорода ШДК или лямбда. Необходим для оценки качества смеси и корекции ее состава в реальном времени. Необходимость на оппозите обсуждаема.
11. Датчик неровной дороги :lol: - на мотоцикле полный бред.
Поскольку январю в общем пофиг чем управлять, а принципиально и наш оппозит и жигулевский рядник - четырехтактные двс , то единственным отличием в их управлении будут калибровки основных параметров, коие полностью настраиваются в ходе испытаний. Из железа понадобятся:
Две высокоомных форсунки. По производительности вазовские (0280150996) должны нас полностью удовлетворять.
Январь.( 5.1 - 41. -61. ; 7.2).
дроссельная заслонка ~Ф40. Можно подобрать от иномарки. можно изготовить корпус под подходящую заслонку от карбюратора и прикрутить к нему ДПДЗ.
Ресивер 1-2л. Форма и расположение из личного предпочтения ко вкусу фломастеров, возможностей и конкретной техники.
Коллектор.
Воздушный фильтр.
Необходимые датчики.
Электробезонасос.
РХХ.
Регулятор давления.
Проводка и трубки.
Дополнтельно нужны, но приобретать не обязателно, можно попросится в знакомый сервис:
Адаптер K-line.
Контроллер ШДК и сам ШДК типа LM-1/LC-1.
Софт для снятия логов, корекции прошивок, перепрошивки. Желательно комплекс типа online tuner. Где брать догадаетесь сами.
Ноутбук с com портом, адаптер сом-usb.
Очень желательно инженерный ЭБУ. Но об этом позже.
Пы Сы: Совсем забыл. Естественно ЭБУ управляет и зажиганием, с учетом показаний почти всех перечисленных датчиков.
Теперь о возможных вариантах исполнения и количестве датчиков.
Мы будем использовать распределенный дискретный попарно-параллельный или фазированный ( кому что нужно) впрыск с электронным управлением.
Самый простой и бюджетный впрыск будет использовать всего два датчика. Это ДПКВ и ДПДЗ. Дешево и очень сердито, поскольку мы лишаемся главного приемущества впрыска - гибкости управления. Работать такая система будет сравнимо с карбюраторами, с той лишь разницей, что нет необходимости их синхронизировать. Более того, хорошо отстроенный карбюратор будет выигрывать по всем показателям.
Следующий вариант - внедрение датчиков оценки циклового наполнения. ДМРВ или ДАД+ДТВ.
Наиболее оптимальные конфигурации по соотношению сложность/цена/качество.
С моей точки зрения ДАД+ДТВ предпочтительней в силу меньших габаритов, большей надежности, меньшего энергопотребления и возможности изменять УОЗ в зависимости от нагрузки.
Подробнее о выборе между ДАД и ДМРВ здесь :
http://rotorman.nm.ru/j5-sport/faq.dhtml
Дальше усложняя конструкцию имеет смысл внедрение датчика ТОЖ или его функционального аналога Датчика температуры и уровня масла. Позволит реализовать холодный пуск и обойтись без стартера.
Обсуждаемо.
Далее в градиенте приоритета следует датчик скорости. :)
Совсем для маньяков можно установит ШДК. Необходимости на оппозите не вижу, потому как без качественной сборки двигателя очень быстро зарастет маслом и сгорит ко всем чертям. К тому же тенденция заправлять оппозит качественным бензином появилась далеко не у всех и не везде.
Хочется отметить что установка впрыска имеет смысл только на качественно собранный двигатель желательно с применением некоторых вкусностей типа хороших шестерен грм, качественных толкателей, поршней, колец. В противном случае, с махровым нагаром в кс, поеданием масла в равных с бензином пропорциях, гуляющим ГРМ и тд настройка ЭБУ превратится в сизифов труд и на выходе будет потраченные средства.
На обсуждение хочется вынести следующие вопросы.
1. Необходимость дополнительных датчиков(ДТОЖ, ДС и тд).
2. Фазированный или попарно параллельный.
3. Способы реализации диска 60-2.
4. Контроллер: я5.1 или я7.2
5. Наиболее насущный вопрос: Изготовление инженерного ЭБУ. Инженерные ЭБУ от online tuning стоят чуть более чем дохрена, (8 и более тр).
Инженерный ЭБУ представляет собой, цитата: " ... берут обычный товарный ЭБУ и туда запаивают небольшую платку с SRAM 128к и несложную схемку включающую ее вместо флешки когда надо. Стандартная прошивка немного модифицируется для обеспечения связи и коммутации. После настойки на таком ЭБУ полученные калибровки переносятся на стандартный софт и такая прошивка уже может быть записанна в обычный блок."
Вопрос к электронщикам: КАК? Будет Инженерный ЭБУ - будет прошивка для января к оппозитам.
Примерные цены.
ЭБУ 3500
Бензонасос BOSCH 0 580 454 035 112-1139010 1400
Форсунка 720
рхх 450
регулятор давления топлива 400
ДАД 800
ДПДЗ 150
ДПКВ 150
ДПРВ(ДФ) 270
ДТВВ(ДТВ) 350
ДС 350
Катушка зажигания ЗМЗ 406 415
CO-потенциометр 500
Датчег ТОЖ куда пихать будем? в масло или, все же, на головку? Если в масло, то долго ждать придется зимой (да и летом тоже), пока прогреется оно.
Вот, я уже набрал барахла:
СО-потенциомер не нужен нахрен, в прошивке лишь стоит флаг комплектации им, реально СО регулируется через сканер.
Контроллер лучше брать Я7.2, т.к. он компактней (реально и намного), имеет встроенные ключи зажигания (отпадает необходимость в МЗ - немаленькой такой штукуёвине - и может работать с 406ой катушкой). По алгоритмам 7.2 (но не 7.2+!) повторяет 5.1, что довольно таки удобно, т.к. просто.
Попарно-паралелльный впрыск или одновременный? Нефиг мудрить, надо юзать одновременный, т.к. отпадёт необходимость в в ДФ, а попарно-паралелльный на оппозите превратится всё равно в одновременный. Заодно надо делать что-то с неиспользуеммыми каналами двух форсунок.
Необходимость ДС под очень большим вопросом, а вот с ДТОЖ извините. Ведь нам нужна оптимальная смесь при любой температуре двигателя и при пуске, и при работе. К тому же можно настроить ЭБУ при перегреве на некоторое обогащение, что снизит температуру в КС.
Реализация диска 60-2. Сначала думал резать его на маховике, как AlexeyZ, или делать на прессовой посадке, как у ДирГора. Но с появлением "киловатта" конструкции ВасиПЗ, мысль моя пошла в сторону переднего носка коленвала. Сейчас на стадии обдумывания.
И обязательно к системе необходимы мощный генер и стартер. С генером понятно я думаю, а по стартеру обьясняю. При запуске ЭБУ необходимо как минимум два полноценных оборота коленвала для расчётов ВМТ первого цилиндра и углов зажигания и фаз фпрыска.
Думаю, с кика тоже заведется, или оппозитчики у нас каши мало едят? ;) Тут где-то в какой-то теме один перс проскакивал, хвастался, что на Днепра впрыск поставили с ТАЗовскими железяками, пропал куда-то.
1. Необходимость дополнительных датчиков(ДТОЖ, ДС и тд).
2. Фазированный или попарно параллельный.
3. Способы реализации диска 60-2.
4. Контроллер: я5.1 или я7.2
Вопрос к электронщикам: КАК? Будет Инженерный ЭБУ - будет прошивка для января к оппозитам.
Отвечу как знаю.
1. ДТОЖ - наверно вставить в поддон, на головке будет сложно уследить за температурой. ДС - можно и поставить, заодно и электронный спидометр подключить.
2. Фазированный наверно лучше, но при поломке ДФ система сама переходит на попарно-параллельный, так что надо оба алгоритма подстроить чтоб работали как надо.
3. Сложный - сделать насечки на маховике. Попроще - шторка на распредвал типа 120-4, т.е. два участка 60-2.
4. К 5.1 проше сделать инженерный блок и софт для чип=тюнинга бесплатный есть.
И об инженерном блоке - толи в журнале Радио или еще каком описывался эмулятор ПЗУ - с его помощью из простого января может получится сделать инженерный блок. По крайней мере с BOSH M1.5.4 такое проканает.
P.S. Все только в теории.
Jazz_Man, скакой иномарки барахлишко?
Летучий, По поводу СО потенциометра согласен.
Прошивку предлагаю использовать j5ls. Надо уточнить на счет ее совместимости с я7.2
Вопрос стоял фазированный или попарно параллельный. В январе штатно реализуется попарно-парралельный. Одновременный нам не подходит, поскольку в случае одновременного впрыска у нас порция делится на 4 раза. Другое дело, что работа форсунок в попарно-параллельном режиме у нас происходит одновременно.
В пользу попарно-параллельного впрыска отсутствие лишних датчиков и охлаждение клапана порцией смеси.
ДС позволит оптимизировать состав смеси для движения на различных передачах.
Вместо ДТОЖ можно использовать датчик уровня и температуры масла с иномарок. По поводу альтернатив размещения ДТОЖ - картер не менее инертен в температурном отношении чем масло. К тому же его можно разместить не в поддоне, а в магистрали. таким образом после остановки двигателя температура датчика будет понижаться быстрее, т к масло не будет контактировать с ним.
На днепре проблем с размещением диска на носке нет. С уралом такая история не пройдет. Точности не будет. Варианты установки мощных генератров стоит оставить на выбор каждого самостоятельно, потому как условия у всех разные. В моем случае это будет генератор от джапа на колено.
Если стартер все же необходим, то наибольшего внимания заслуживает вариант с напрессовкой венца на стартерный маховик под шлицевое сцепление. Диаметр стартерного маховика меньше, это позволит с легкостью напрессовать сантиметровый венец либо вместо прижимного диска сцепления ставить диск 60-2. толщиной ~6мм
evgenium, о сенск. Уже дело пошло. Ща буду копать.
Летучий, T. Raum, надо на разборку ехать дроссель обменять, а то диаметр у него 50 мм.
Кстати, у ленрока в головке датчег температуры.
По прошивке j5ls. В ChipTuning PRO есть такая функция, как перенос калибровок. Хочешь одну, хочешь все.
На Я5.1.1-.....-71 впрыск одновременный, и никакой другой там не возможен в принципе, без аппаратной доработки ЭБУ. Да и на большинстве тюниговых прошивок для 5.1-....-61 и 5.1-.....-41 тоже с одновременным впрыском, есть даже с функционирующими ДК и ДФ.
ДС на январе больше нужен для работы маршрутного компьютера. Лишь на бош 7.0 и 7.9.7 по сигналу с него корректируется состав смеси и смещается граница мощностного режима, а так же реализуется ограничение скорости. Ну и снова для работы маршрутника.
ДТОЖ. Датчик с иномарки. Ты знаешь ТОЧНЫЕ его калибровочные параметры с шагом 1градус от -40 до +120? Сомневаюсь. А встраивать ДТОЖ в магистраль с целью его быстрого охлаждения при простое двигла - кощунство. На Вазе если датчик врёт на 3градуса, то пуск происходит несколько сложнее, если врёт на 15градусов - пустить двигатель нормальным способом невозможно.
ДПКВ на маховик. Если напресовывать венец с переднего края на стартерный маховик, то это ИМХО самый лучший вариант. Постараюсь завтра снять размеры с маховика, чтобы прикинуть размеры венца. Теоретически между стартерным и задающим венцом должно остаться место ещё и для 4рёх ручьёвого поликлинового ремня привода генератора (мой вариант). А венец как последний диск сцепления. НЕТ!!! НЕТ!! И НЕТ! размолотит его при первой же попытке запуска двигателя об бендикс стартера. И не ведитесь на венец на распредвалу! Вот где уж действительно не будет точности.
Летучий, Подробнее о j5ls здесь http://rotorman.nm.ru/j5-sport/matrix.dhtml
Речь шла о 5.1... -41/-61, см первый пост.
На 41 и 61 попарно-параллельный.
Хочу заметить что с j5ls возможно использование ДС для коррекции смеси.
ДОТЖ пока отложим.
Если делать диск внешним диаметром меньше чем венечная часть маховика то ничего не размолотит. Лишь бы в КП не упирался.
камрады, мне кажется слишком городить не стоит. У меня была впрысковая зубилка из первых - без лямбды, катализатора, датчика скорости, датчика неровной дороги и прочей ерунды. Ездила она недурно и экономично. И еще одну вещь скажу, основное предназначение лямбды - экология, если вы не завзятые гринписовцы - можно наплевать.
Минимально необходимый набор - ДПКВ, ДПДЗ, ДМРВ, ДТОЖ.
И еще, хорошо бы ориентироваться на отечественные датчики от впрысковых ВАЗов. Доступны, широко распространены, схема будет легко повторяема.
Кстати, 60-2 можно и на внутреннем радиусе внешнего диска сцепления нарезать... Интересно, хватит ли ДПКВ места внутри коробки?
ssh, На это схема и ориентирована, посему и январь а не МС например. Вместо ДМРВ ДАД+ДТВ. Дешевле, надежней и компактней.
Все датчики стандартные ВАЗ или совместимые. Ориентировочные цены выше.
ssh, про внутренний радиус - интересная мысль.
[quote:1f59ff7a16="ivan-etolog"]Если делать диск внешним диаметром меньше чем венечная часть маховика то ничего не размолотит.
Но и датчик будет считать зубцы стартерного венца, а не задающего.
Так, приедет кто ко мне на диагностику, померяю точный зазор между ДПКВ и венцом. На вскидку по памяти от 1 до 3мм, но могу ошибаться.