Вопросы к термистам и технологам по свечкам подвески. | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Вопросы к термистам и технологам по свечкам подвески.

оппозитчик ssh
чтоб поменять аватар - читай FAQ
нахождение: Брянск

В общем, нужно изготовить свечки на М-62. (Ну не получается найти длинные свечки в хорошем состоянии).

Постановка задачи:

Исходный материал - труба 26*4 ст. 20 цельнотянутая холоднодеформированная.
Предполагаемый техпроцесс:
1. черновое точение до диаметра 25,5, черновое выполнение нижнего посадочного в раму Д 24,5
2. *погиб при обсуждении*
3. торцевание, отрезка.
4. термообработка: цементация рабочей зоны свечей. снятие термических напряжений.
5. шлифование до диаметра 24,8 (+0,02 -0,02) (с допусками я уже забыл все нафик, правки принимаются)
6. хромирование, толщина осаждаемого покрытия 0,1 мм
7. полировка

Вопросы:
1. Имеет ли смысл использовать нитроцементацию/азотирование? Как я помню, азот придает некоторую коррозионную стойкость, но как это может отразиться на дальнейшей обработке/хромировании?
2. Общие замечания по процессу (убрать/добавить)?

ст20 - не используй вообще. Потому как результат термообработки низкокачественных сталей (все ст) гарантировать невозможно, особенно АСт. Так что нужно быть уверенным, что сплав именно Сталь, а не Ст.
Лучший вариант - стали типа 15х, цементация и калка ТВЧ. Пролетарский - сталь 45 и ТВЧ

ssh's picture

ст20 выбрал только потому, что такая указана в альбоме чертежей М72 (скачал себе, жаль только неполный, всего около четверти от 80-90 листов).
Ну и само собой потому, что она относительно легкодоступна.

15х вряд ли найдется. сталь 45 доступна только в кругляке, возможности сверлить ее на такую глубину у меня нет.
Калка ТВЧ, боюсь, будет недоступна. Тут еще с обычной термичкой неясно.

зы. Вариант идеальный, если есть возможность.
Точить из 18хгт с припусками по всем диаметрам 0,5, азотировать и шлифовать в размер. Возможно использовать высокохромистые инструментальные стали типа х12м и не хромировать, но это если есть возможность.
В любом случае все посадочные диаметры делаются только шлифовкой после термообработки, токарка только черновая

ssh's picture

Про шлифовку посадочных понял, замечание учтено. Первый пост поправил.

ssh, определись с материалом, который сможешь достать. Покумекаем

ssh's picture

проще всего ст. 45.
возможно удастся добыть 30 ХГСА или 30ХМА, ее, пожалуй, можно и не цементировать... Шлифовать только замучаешься или, может, не закаливать ее вовсе?

stay's picture

ssh, а какая твёрдость требуется?; ст. 45 однозначно нет, калится на воду или солевой раствор - поведет однозначно. 18хгт самое оно, но термист на неё нужен с хорошей печью и головой

ssh, как бы шлифовке пох что шлифовать, абразив и карбид титана берет :) так что если возможно - то просто закалка и шлифовка

ssh's picture

Твердость вечером посмотрю. Вроде бы в районе 40-45 HRC.

stay's picture

ssh, длина трубки какая, стыдно признатся но свечку в живую никогда невидел, а щя пойду напрягать на инфу термиста и шлифовщика

denis_'s picture

Вариант восстановления хромом не катит? У нас на авиаремонтном любые штоки восстанавливают шлифовка-хром-шлифовка. Свеча м72 1000 р.

stay's picture

ст. 20 пойдет
-токарка под термообработку
-цементация
-закалка
-шлифовка под хром(размер уточнить у гальванщиков, потомушто на цементируемою поверхность сначала ложится "медная подушка")
-полирование
-хромирование(твердое) ,в размер
-полирование окончательное
Что такое "медная подушка" незнаю, сам невидел как делается. Применяется на деталях что прошли термообработку

ssh's picture

denis_, У меня только короткие свечи есть. И то они изношены сильно + точечная коррозия. Не факт, что хром хорошо ляжет, к тому же снять при шлифовке придется много, гальванист поручился за нарощеный слой 0,1 мм.

Z-i-M-A, Спасибо, понял. Изменяем п. 5,7

stay, если посмотреть аналогичные детали - штоки амортизаторов термически обработаны (вот только не знаю цементируют их или нет?). Хром лежит по стали. Правда, там стали несколько другие, вероятно их не цементируют.

Кроме того меднение недоступно :(

Почитаю по гальванике чего-нибудь.

stay's picture

ssh, наведенный тех процес - консультация с гальванщиком и термистом. Я занят другим родом производства. А по теории штоки амортизаторов и твоя деталь должны иметь твёрдую поверхность и вязкую серцевину. Здесь много вариантов по сталям и термообработке. Выложи чертеж всего узла в зборе завтра с ними ещё подумаем

Ром-Ромыч's picture

Ерунда всё это...
Тут смотрите:
http://www.servotechnica.ru/catalog/linear_motion/linear_bushing/
http://www.aketon.ru/products_slideshaft.html
Твёрдость поверхности как у подшипника (термообработанная ШХ15). Бывают нержавеющие (покрытые хромом). Есть сплошные и полые. Стоят пару тысяч за метр.
Зачем городить огород? Взял вечную палку и наточил вперёд на сто лет бронзовых втулок, если линейный подшипник в узел сложно внедрить... Хотя, не вижу препятствий установлению линейного подшипника в свече. Переживёт несколько жизней самого мотоцикла. Практически безлюфтовый узел.

ssh's picture

Ром-Ромыч, Спасибо, посмотрю. Я сам сначала поискал линейные направляющие на podshipnik.ru, но там только профильные были...

To all: с твердостью я вчера сильно ошибся. Толщина цементированного слоя 0,6-0,8, твердость - 58 HRC. Нижнее посадочное и отверстие не цементируются. Т.е. свечка как раз аналог штока - твердая поверхность и вязкая середина.

v-aga's picture

Я бы точтл свечи из 20ХГСНМ - в замухлюйке сталь распространенная хоть и засекреченая - по номенклатуре везде идет как ТВМ (траки военных машин) - если делать обычную цементацию и закалку по легко получается 52 единици на поверхности (точил из неё венец стартера)

Вот тока некак не вкурю зачем нужна поверхнасная закалка и хромировка - и то и другое дает поверхносную твердость и обычно или то или другое - ну если так охото то можнои окрашенную повехность салидолом натереть чтоб не ржавело :)

denis_'s picture

Кстати поляки продают штоки и на м62 (ирбит). На Олдтаймергараж есть фото и цена. Высылают в Россию.

ssh's picture

v-aga, видишь ли, по чертежу используется сталь 20. Она мягкая и не калится, а жесткость свече надо все равно придать, чтоб ее банально не погнуло.

v-aga's picture

ssh, так возми 45 закали и отпусти до нужной твердости - сделай из неё пружину, а потом можеш хром положить - не придется заморачиватся с цементацией

ssh's picture

Почитал по ссылке: http://www.aketon.ru/products_slideshaft.html
про полые линейные направляющие SNT25. Внешний диаметр 25g6, диаметр внутреннего отверстия - 15 мм, термообработка поверхности (ТВЧ?) на глубину ~0,8-1,0 мм. В общем-то подходящие заготовки, но появилось 2 вопроса:
1. Ложится ли на ШХ15 хром? (это я в порядке рассмотрения возможности ремонта)
2. Реально ли в ШХ15 нарезать внутреннюю резьбу М18*1,75 без какого-либо спецоборудования, обычным метчиком на токарном станке?

Ром-Ромыч's picture

ssh, Валы серийно производятся из стали индукционной закалки Cf53 и нержавеющих сталей X46 или X90 (либо близкие аналоги). Цементованные снаружи по поверхности, вязкие внутри. Режется качественным сверлом, нарезается резьба внутри хорошим метчиком быстрорез не ниже Р18. Но режется на ура! Можно рассверлить для облегчения отверстие в валу длинным сверлом. Но сверло такое недешёвое.
Хромированные тоже есть, но не такие износостойкие, как выше обозначенные.
Я не имел в виду, что они из ШХ15. Твёрдость поверхности просто сравнима с рабочей поверхностью качественного подшипника.
Торцевать калёные стали такой твёрдости или протачивать подшипники можно твердосплавом Т15К6 на малых оборотах. Но жёсткость станка требуется достойная.
А что касается ремонта - а зачем??? Метр вала стоит две-три тыщи. шток свечи - простейшая деталь. Да и с такой твёрдостью её на три жизни хватит.

ssh's picture

Про сталь ШХ15 я интересовался как аналог импортных марок.

Прошлифовать и захромировать мне встанет максимум в 500 рублей за пару. Новые заготовки - примерно 80 евро за метр или 2500-3000 рублей за пару свечек. Наверное я заморочусь именно с направляющими, потому как их использование снимет множество вопросов разом. Шлифовку найти легко, остальное сделаю сам. Рассверливать не буду - выточу лучше пробки. Заодно решу проблему "вылезания" свечей.

Всем спасибо за обсуждение.

User login