По рекламациям в Германию
Семидесятипятилетию мотозавода посвящается.
Михаил Тюленев рассказывает мне про свою последнюю загранкомандировку от ИМЗ.
— 2002 год. Отправляют нас к Хайнцу Хаубриху, дилеру в Германии. Одних претензий на замену шестерней газораспределения набралось более пятидесяти. Хайнц аж взвыл уже, а там еще всего прочего набралось …
— Шестерни? Пятьдесят только по гарантии?
— Погоди, расскажу.
Посылал нас Юдин на автобусе, меня как его водителя, Серегу, как руководителя – переводчика, и еще Александра механиком.
— Да, уж. «Везуха» с напарниками. Бывал я с Сергеем в командировках, да и Саша, тот еще партнер.
— Ну да! Автобус я один готовил, естественно, с Сергеем со склада запчасти получали, явно с перебором. А еще Серега берет большой ящик с заводским инструментом для профессионального ремонта. Сколько я не говорил, что я не работаю этим инструментом, что я работаю своим, и приспособы: распрессовки, запрессовки и т.д. у меня все были свои из спортлаборатории. Нет, говорит, возьмем, Главный так решил. Ну, а с Сашей, сразу все понятно было. Единственное, что я просил его:
— Сходи на сборку коробки, посмотри, как там ставят новую пружинку возврата кикстартера. Так и не сходил. Все, какие-то дела у него были.
Ладно, поехали. Россию проехали, в Финляндию без проблем. А в Германии уже на пароме 22 часа томились. Прибываем в Росток и потом в ________ под Кельном.
Хаубрих встречает, мне на колеса показывает:
— Как вас полиция пропустила, с такой резиной просто: — «Стоять!», никуда дальше не едешь, и я не имею права вас выпускать на дорогу.
Мы молчим, каждый о своем. Пожимаем плечами, типа: — «Не знам, че делать?»
Купил нам Хаубрих всю резину за свои евро. Но полагаю с мотозавода он за нее денежки вытянул потом. Нам, кстати, командировочные дали на Родине, но ……
— На резину заводского автобуса тратить свои? Сбрасываться? – Не вариант?
— Ну да! Экономия на всем. Ладно, небольшой передых и на первый адрес.
— То есть не у дилера в мастерской, а на травке у владельца мотоцикла.
— Какая травка, за «на травке» срок, ну или штраф.
— Соседи «застучат»?
— Полиции, пожарные приедут моментально, пятно замоют, счет выставят, а потом в суд. Умотают.
А на неисправность к заявителю едем на автобусе, если все делаем и он рад, то он катает дальше, а если не рад, он возвращает мотик дилеру, и денежки забирает обратно.
Приезжаем к первому по претензии на шум шестеренок ГРМ. 10 000 прошел мотоцикл. Начинаю работать, достаю свой инструмент, он у меня еще со времен мотокросса. Немец как его увидал, его аж передернуло. Сразу после первого немца поехали, и я купил нормальный, немецкий набор ключей. Вот он, я до сих пор этими ключиками работаю, в Москве 10 лет отработали. Ладно, отвлекся.
Снимаю переднюю крышку, смотрю зазор у шестерен нормальный, на шестерне генератора износ приличный.
А в Германии как? Все покупатели Уралов связаны через интернет, вот, наш первый немец и «раструбил», что шестерни ГРМ брак, другим тоже стало казаться, что и у них брак по шестерням – шумят, и они заявки Хаубриху надавали.
Первому я шестерни заменил, но можно было и не менять. Так уж.
Ко второму немцу приезжаем, у него та же претензия. А я уже слышу, что не ГРМ, а шестерня генератора брякает. Снимаю генератор, ставлю вместо него крышечку – красота, не шумят шестерни. Немец цветет.
— Крышечку? Что, с Ирбита крышечку захватил?
Нет, крышечку я сделал после первого в мастерской Хаубриха. Я понял, что не может быть такое количество брака по шестерням ГРМ. У него пара станочков было в мастерской, вот и сделал.
К следующему приезжаем, то же шестерня генератора, к следующему то же шестерня генератора.
Был еще один двигатель, в котором много чего было.
Двигатель сняли с Сашей и в автобус. Немцев в автобус не пускаем, там я уже делаю, что хочу и как хочу. В общем, поменял, обслужил, поставили на место. Хозяин очень доволен остался.
Запомнился мне один немец, за два года 70 тысяч накатал. Две Аудешки во дворе под открытым небом стоят, а мотоцикл в гараже.
— Мотоцикл! Он должен стоять в гараже.
Вот у него работал в гараже и много чего поменял ему. Понравился мне этот немец. Кривошип даже ему сменил, хотя еще мог катать и катать. Он, правда, тоже нам помог. Вообще, как то странно все происходило. Едем мы к этому немцу в город, и у нас накрывается сцепление, вот буквально к его дому подъезжаем, и я последний раз выжимаю сцепление. Полетел главный цилиндр. Вдруг узнаем, что в этом городе делают эти автобусы, Сетра называется. Немец нашел нам, где можно купить цилиндр. У него я и менял цилиндр у автобуса.
Мне запомнилось, как мы сертификацию проходили во Франкфурт-на-Майне.
У Хаубриха механиком работал русский немец Андрей, толковый парнишка. И вот Хаубрих посылает этого Андрея и меня пройти тесты на основные параметры, а самое главное на экологию на навороченную станцию технического обслуживания автомобилей в Кельне. Он там покупает определенное время, где мы вместе с местными инженерами доводим двигатель. Дает он нам пару итальянских карбюраторов Делорто, так как в Кехинах сразу имел сомнения. А на этих карбюраторах итальянцы только что прошли сертификацию Дукати во Франкфурт-на-Майне. Вот там и был какой-то серьезный центр сертификации.
— А фильтр, какой был, мой?
— Нет уже не твой. «Кастрюля» уже была.
— Я вот все не могу понять, почему мой не поставили, говорят случай, просто не оказалось перед отправкой мотоцикла.
— Мы ездили по рекламациям двигателей, на которых уже твоего фильтра не было.
Мы берем мотоцикл у Хаубриха и едем в Кельн на станцию ТО. Карбюраторы переставили, все остальное подделали и на стенд. Там определенный тест, который мы прошли нормально. Однако я заметил, что двигатель вроде некатаный.
Довели все параметры, которые регулировками можно было довести в рамках купленного времени. Вроде готовы для прохождения сертификации.
К этому времени приходит мотоцикл из Ирбита, специально для сертификации. Мы ничего с ним не делали, только переставили карбюраторы Делорто.
Приезжаем во Франкфурт-на-Майне. Там контора посерьезнее, чем в Кельне. Нам еще дается какое-то время работы с мотоциклом и далее все, нас не допускают. Стоим, смотрим через стеклянное окно, как проходит тест.
Пять циклов, которыми управляет компьютер. На каждой передаче происходит разгон до определенных оборотов, потом сброс. Меряется все, и параметры на всех оборотах, и при сбросе, и при малых. И вот при сбросе оборотов на третьей передаче, третий цикл, смотрю, двигатель немного задергался. Думаю, если заглохнет, то выгонят, грубо говоря, сразу. Но нет, смотрю, обороты уравновесились, вроде все нормально. Остальное вроде без особых проблем.
Какое-то время сидим, ждем, затем приглашают и начинают объяснять графики, таблицы. Все же на немецком, но по Андрею я начинаю понимать, что мы не проходим. Вот тот сбой одного цилиндра на сбросе оборотов на третьей передаче и дал нарушения токсичности. Потом мне говорили: — «Чуть- чуть, совсем чуть- чуть».
— Я же говорил Юдину, чтобы покатал у себя, нет, отправили сырым – сокрушался Хаубрих.
— На сертификацию тоже на автобусе ездили?
— Нет, был у Хаубриха микроавтобус, Андрей рулил.
— Ты рассказываешь так, будто ты один был: ты рулил, ты определял неисправность, ты ее устранял.
— А так и есть.
— Серега, что делал?
— Я продолжу. Кстати про автобус? Его лет за пять купил Щербинин в Германии же, за копейки. Ты его помнишь? Окошечки маленькие сверху для света. Это же автобус для перевозки заключенных. Там были решетки, клетки для зеков. Вот такой автобус, Сергей Кузьмич купил достаточно дешево, пригнали в Ирбит. Его полностью переделали под спортклуб. В задней части сделали отделение под мотоциклы с боковой дверью, средняя часть под спальные места, передняя часть как мобильный офис — столики, сидения. Шевченко Витя, художник, две недели его разрисовывал.
— То есть, ни верстака, ни стапелей не было.
— Не было конечно! Не помнишь что ли?
— Вот красивого не помню. А зеленого с маленькими окошечками по верху помню.
— Вот он на ФОТО только я с другой компанией.
— Хоть и не шестерни ГРМ менять, но все равно за день не более двух адресов.
— Всю Германию посмотрел, это же замечательно!
— Ну да, и западная, и восточная. Но такой напряг общий испытал от того, что все нельзя. Просто так по дороге встать нельзя, приткнуться куда-то отдохнуть, нельзя. Как мне полегчало, когда обратно в Россию въехали. А так немцы встречали радушно, особенно восточные. Приезжаем: — Чай? Кофе?
— А по окончании деньги не предлагали? Обед или поужинать.
— Нет, нет. С этим все строго. Обед в автобусе, как и ужин с завтраком. Сергей готовил нормально.
— А, вот он что делал, вот он зачем поехал.
— Я расскажу, зачем Сергей поехал, да и Саша тоже.
— За немецкими автомобилями?
— Ну да, с Александром то сразу ясно было, тот сразу говорил, что без машины не вернется, а вот Сергей меня удивил. Когда уже собираться домой стали, Сергей все приспособы, весь инструмент, остатки запчастей одному немцу отгрузил. Объясняя, что на это договоренность с Главным конструктором была.
Я тогда понял, зачем столько лишнего барахла брали. Немец то был русский, вернее казахский. Он подарки на завод отправил. Да ты его знаешь.
— Знаю, знаю, работал с ним, правда без подарков.
— Ну и ладно, сгрузили и сгрузили. А выезжать домой и опа! Сергей на Ауди.
— Длинная такая, сигарами их звали вроде, с немецкими номерами больше года ездил.
— Ну да. И Саша на машине, тоже через этого немца сделал. Я только один на автобусе остался.
— Сколько вы там пребывали?
— Два месяца мы чинили немцам Уралы. Я уже устал, постоянное напряжение. По окончанию Хаубрих на барбекю позвал, спасибо надо сказать.
— А потом домой, без проблем?
— Да как без проблем? С проблемами.
Звонит директор завода Юдин, просит забрать мотоцикл из Италии. Туда возили Ретро – одиночку на выставку. А Хайнц Хаубрих закатывает скандал, что он практически оплачивает все наше пребывание в Германии, а тут надо смотаться в Италию, забрать груз.
Не знаю, как там все решалось, но как-то «Ретру» переправили в Росток, где мы по ходу можем его забрать.
Заехали, забрали груз и пакет документов. Приезжаем на таможню, таможня мне:
— Стоять! Где печать пересечения Итало-Германской границы?
А я один, Сергей и Александр где-то отдельно на своих авто. Отдуваться за чьи-то ошибки вообще не мое занятие. Я им так и сяк, нет, говорят, не пропустим.
-Это финские таможенники?
— Наши! Финским пофиг. А, сперва меня наши погранцы задержали, топограф, говорят, у тебя не опломбирован. А где я его мог опломбировать? Тогда топографов в России не было.
— А у тебя почему был?
— Автобус немецкий, топограф штатный стоял. В общем два часа уговоров у погранцов, и не без потерь, а потом таможня полдня.
9 мая еще! Я уже настаиваю на разгрузке этой «Ретры», думаю, пусть завод сам разбирается.
— Идем к начальнику таможни и решаем оставлять или что?
— Ладно, посмотри как-нибудь в щель что ли, Урал это или нет. Может Ямаху везут?
Пошли щель искать. Я выдергой оторвал доску на уровне головки. Работник их убедился, что Урал. Пропустили.
— Таможенник узнал Урал? Ну, все, без проблем по России.
— Да, приехал с эскортом двух немецких авто. Больше у меня командировок таких не было.
Виктор Николаевич, это конечно интересно. Но ВСЕМ интереснее было-бы если бы вы написали несколько статей про мотоциклы ИМЗ как написал недавно ваш коллега-конструктор из Киева про мотоциклы КМЗ. По технической части.
Спасибо за статью!
2002 год? Дукати?? ДеллОрто???
Я один тут вижу несоответствие?