Нестандартная КПП 8.103 | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Нестандартная КПП 8.103

оппозитчик Фильмоскопов
чтоб поменять аватар - читай FAQ
нахождение: Екатеринбург

Так как прошло более 30 лет с момента выпуска данной кпп, полагаю она уже попадает в категорию ретро-мото.

И так начнём...

Попала мне в руки вот такая экспериментальная кпп производства ИМЗ.
Несколько таких кпп имеется на музейных мотоциклах, но на них качество отливки картеров гораздо хуже.
Здесь же судя по качеству , это уже не обходные технологии а практически серийная продукция.
КПП имеет задний ход а так же датчик нейтрали.
Судя по маркировке на картере, кпп предназначалась для модели 8.103
Для начала вопрос..
Как устроена данная кпп?

interceptor's picture

Надо разобрать ;-)

Crazy_wrench's picture

Поддерживаю! Реверс-инжиниринг рулит.

_Илья_'s picture

Отсутствует рычаг ручного переключения передач с правой стороны... Зато с левой стороны видится его "наболдажник". Надо фото с левой стороны!

Mr_Vlad's picture

Ты фото с другой стороны покажь, там может и видно будет, собственно высунуть рычаг переключения с другой стороны ничего не мешает, на внутреннее устройство это влияет минимально, или это рычаг заднего хода?
Датчика нейтрали кстати не видно...
КП интересная, но не как М-73

cptGreen's picture

А это не от "Соляка" случаем, где нет з.х.?

pk98's picture

Кругом одни интриги и недомолвки,где же конкретика?

Фильмоскопов's picture

_Илья_:
Отсутствует рычаг ручного переключения передач с правой стороны...

Вообще отсутствуют даже признаки вала сектора..
Mr_Vlad:
Ты фото с другой стороны покажь

_Илья_:
Надо фото с левой стороны!

Нее, ну так не интересно..
interceptor:
Надо разобрать ;-)

Её не разобрать уже, поздняк.

Фильмоскопов's picture

pk98:
Кругом одни интриги и недомолвки,где же конкретика?

Как же без интриги..
Покажу фотки , все молча посмотрят и...тут же забудут.

pk98's picture

Мы не забудем,мы злопамятные;)

Ink's picture

Да на фото видно же рычаг заднего хода торчит слева тамже и дачик нетрали. Детишь таких уйма вон Урал с люлькой слева то же мало кто видел ,а он есть)

Фильмоскопов's picture

Ink:
Да на фото видно же рычаг заднего хода торчит слева тамже и дачик нетрали. Детишь таких уйма вон Урал с люлькой слева то же мало кто видел ,а он есть)

Да, да...рычаг включения з.х. находится слева, по ходу движения..но датчик нейтрали находится на задней части кпп.
К "праворульным" Уралам это не имеет никакого отношения.

Номер я замазал намеренно, но смысл понятен, это не серийный номер..

Может теперь кто то сможет предположить принцип работы и устройство?

_Илья_'s picture

Неважно, как это работает, но это дюже неудобно - жать левой рукой сцепление и пытаться включить заднюю скорость правой рукой с левой стороны...

pyslan-1994's picture

Никогда ни включал рукой)Всегда ногой)Удобно будет на горке например,заднюю включать,правой ногой жмём на тормоз,левой ногой включаем заднюю)

narod66's picture

А ЗХ случайно не как у Днепра включается внутри, только рычаг слева выведен, а не справа как на Днепре?

pyslan-1994's picture

Лапка переключения передач -съемная!

dimanche's picture

не вижу регулировочных винтов

Schwarcwald's picture

Я думаю КПП автомобильного типа - как на МТ801. Иначе никак. А снизу фото нет?

VampirY's picture

плюсую, иначе в голове ничего не рисуется.

Mr_Vlad's picture

Стопроцентов ЗХ через вал кикстартера реализован, как на КП начиная с Волка, только механизм с другой стороны, типа сектора с вилкой-паразиткой и муфты на шестерне кика, там же и датчик стоит, который приводится неким рычагом с главного вала переключения и заодно не дает включить заднюю когда не включена нейтраль.
По конструктиву ничему принципиально новому в старом корпусе взяться неоткуда

Я действительно не понимаю зачем этот рычаг СЛЕВА, это не то что ДЮЖЕ неудобно, это ЛЮТО неудобно и пользоваться этим вообще нельзя

Alcohen's picture

Что-то по синьке у меня шевелится в памяти про первые кпп с ЗХ, типа колхозники газовали как проклятые и в этот момент пытались включить ЗХ, а потом пришёл мессия и перенес рычаг направо, чтоб принудительно оторвать руку от акселератора. И стало щастье. Всем, даром. Прошу простить, если ошибаюсь.

Фильмоскопов's picture

Mr_Vlad:
Стопроцентов ....
По конструктиву ничему принципиально новому в старом корпусе взяться неоткуда

Я действительно не понимаю зачем этот рычаг СЛЕВА, это не то что ДЮЖЕ неудобно, это ЛЮТО неудобно и пользоваться этим вообще нельзя


В общем дело было так..
( Далее будет описание, которое не является на 100% точным, но общая картина ясна, а источник более чем достоверный.)

Данная кпп - первая СЕРИЙНАЯ кпп с з.х. , которые начали ставить на серийные же мотоциклы, а конкретно на новую модель 8.103.
Именно эта кпп должна была стать самой массовой Урало - кпп, но не сложилось..
В то время на заводе был очень бурный этап по испытаниям новых образцов двигателей и прочих узлов мотоциклов. Данная кпп из этого числа. Испытание кпп проводили на переходной модели м-68 ..та, которая должна была быть мостиком между м 67-36 и м-73, а затем, когда стало ясно, что м-73 выпускаться не будет, по всем известной причине, м-68 плавно превратился в 8.103.
В музее имеется несколько мотоциклов с кпп данного типа, в том числе один из вариантов м-68.

В какой то период времени были изготовлены опытные образцы, но как все пробное, картера делались по обходным технологиям.
Вероятно опытные коробки прошли испытания и было принято решение выпустить пробную партию в 100 штук, для новой модели мотоцикла. Именно по этому данная кпп имеет вид серийного изделия, а не отливки картеров в землю.

Данные коробки были отданы на каких то условиях в народ, для реальной эксплуатации. Точных данных у меня нет...но известно, что они стояли на первых серийных 8.103 и данные мотоциклы были проданы всем желающим, а желающих на тот момент было более чем достаточно.
Решение о создании новой модели мотоцикла было принято в сентябре 1981 года, а эталонный 8.103 10 был выпущен в декабре 1984 года но он уже имел кпп, которая считается нами как родная , её серийный номер менее 50..стало быть выпуск 100 пробных коробок был в промежутке между этими датами...возможно я ошибаюсь но не на много.

По конструкции..
Коробка имеет копирный вал , а данные валы как правило стоят паралельно самим валам кпп. Поэтому и нет характерных приливов и пробок по бокам кпп, как будь то под сектор, у которого вал стоит перпендикулярно валам кпп.
У меня есть информация, что были опытные кпп с круговым переключением передач, так же как это сделано на некоторых мопедах. Довелось видет такую кпп, но это было больше 20 лет назад . Как она выглядит уже не помню, но вполне возможно эта коробка такая же.
К сожалению у меня нет фото устройства данной кпп.
Но к счастью имеется очень похожая коробка, вероятно с похожим устройством.



Теперь я отвечу на несколько вопросов , особенно про рычаг слева.
На данный момент времени скажу так..данная кпп имеет ( если так можно выразится ) режим "движение задним ходом" , но пока не могу сказать , как именно проходило само включение в режим.
Думаю, что нужно одновременно держать левой рукой выжатое сцепление и как то включить рычаг в нужный режим...возможно включение в режим производилось всё же ногой...
Вероятно в будущем этот вопрос я выясню и испытаю данную кпп.
Тем неменее мне удалось узнать как примерно работала задняя передача..
Когда вы перевели рычаг в режим "движение задним ходом" мотоцикл начинает двигаться назад...но если вы например застряли и вам надо двигаться с раскачкой, то нажимая уже на рычаг переключения передач в положение "Первая вниз" вы можете двигаться вперёд...затем вам надо назад...вы нажимаете на педаль пяткой "вторая", и мотоцикл начинает двигаться назад..
Если вы ещё раз включите пяткой, как будь то третью, то коробка выйдет из режима "движение задним ходом" и включится таки вторая..

Возможно я перепутал немного , возможно для переключения из положения з.х. для включения первой передачи нужно нажимать пяткой а обратно на задний ход нужно нажимать носком...но вывод можно сделать такой - ездить с такой кпп по лесу гораздо удобней, чем со стандартной кпп, которую мы все считаем как кпп от 8.103.

Возвращаясь к пробной партии кпп..
Народные испытания выявили плюсы и минусы .
Первое, что хочется отметить из плюсов....
В сравнении с кпп которая у всех нас считается как именно родная от 8.103..в данной кпп надёжнейший задний ход. К сожалению мы узнали об этом гораздо позже...
Второе я уже описал.. это вероятное удобство включения заднего хода плюс хитрая система переключения для раскачки вперёд - назад , что тоже является несомненным плюсом для удобства эксплуатации. Всё таки на тот период Урал с коляской был заменитель машины.
Косвенно, но всё же - это принцип меньше отверстий - меньше течей.В данной кпп отверстий меньше как минимум на два - четыре в отличии от стоковой.
И ещё один несомненный плюс - это заводская гарантия на коробку.
Из минусов..
Благодаря гаранийным обязательствам заводчане смогли выявить и главный недостаток - это слабые вилки включения передач. Технологии на заводе того периода не смогли обеспечить нужное качество вилок. Вероятно при повышенных нагрузках либо при каком то износе вилки могли погнуться и кпп клинила. (Так было и с этой кпп)
В принципе всю эпопею с данными кпп можно смело называть первой отзывной компанией на ИМЗ..а может и не только на ИМЗ.
Практически все кпп были бесплатно обменяны на кпп, которые мы все хорошо знаем.

Про кпп которую мы все считаем стоковой от 8.103
Все, кто сталкивался с Ураловской кпп с з.х. знают все их недостатки...но на заре создания данной кпп - проблем с ней было гораздо больше .
После той отзывной компании было принято практически авральное решение..
Новая модель мотоцикла уже афиширована в министерстве ( экономика была плановая, а план нарушать нельзя итп )
Так же была распостранена реклама по телевидению , через экспортирующие организации итп. главный козырь данного мотоцикла - это передача заднего хода! Срочно нужна кпп с з.х. а надёжной коробки до сих пор нет.
По информации знающих людей - была выбрана самая не удачная схема кпп с з.х.
Причём недостатков у неё первоночально было ещё больше.
Чего стоит только тот факт, что в какой то момент одновременно могли включиться первая передача и з.х. Такие случаи были во время испытаний и у кпп данного типа просто разорвало картер. После того случая сектор включения з.х. был переделан таким образом, что бы исключить произвольное включение двух передач одновременно.
Так же, во время испытаний гнуло палец, по которому двигается паразитка..
Но все эти недостатки затмевает само зацепление паразитки и блока шестерен, а так же сам принцип включения з.х. педалями справа.
Для полноты картины добавлю..
Первая кпп с з.х. была изготовлена в картере коробки м-62.
Вал с рычагом на конце выходил на картере так же с левой стороны, но гораздо выше, чем на этой опытной коробке. Есстественно как устроена данная кпп мне пока не известно, но кто знает..

Mr_Vlad's picture

Ух ты, как интересно, снимаю шляпу, сложный механизм и главное принципиально новый для завода. Смело, представляю как получал по башке конструктор за эти технические решения.
Самое конечно отвратное что в серию опять пошла самая паршивая версия с этим всем известным наисопливейшим механизмом.
Вот именно, рычаг не переключал заднюю напрямую, а позволял входить в режим первая или задняя вместо 2й через лапку. Это объясняет его левое расположение. В эксплуатации должно быть очень удобно. В смысле должно было быть...
Интересно как выглядела КПП с ЗХ в корпусе М-62, это должна была быть еще первая половина 70х

РЕКЛАМА's picture

Очень похож механизм выбора передачи на тот что у меня на мотоцикле, скорее всего срисовали с GL1000 что у них в музее стоит, и добавили заднюю.
Очень похож.

фотка для oppozit.ru

Mr_Vlad's picture

Проспекты первых 8.103 что с баком Днепр, модными боковыми накладками, фото еще было в книге Аршинова-Кошелева. Коляска М-73 ставилась, низкое крыло, внешне похоже на М-73 на с 650м движком, теперь понятно что и коробка оттуда растет. Затем получили 8.103-10

Фильмоскопов's picture

Mr_Vlad:
Ух ты, как интересно, снимаю шляпу, сложный механизм и главное принципиально новый для завода. Смело, представляю как получал по башке конструктор за эти технические решения.
Самое конечно отвратное что в серию опять пошла самая паршивая версия с этим всем известным наисопливейшим механизмом.
Вот именно, рычаг не переключал заднюю напрямую, а позволял входить в режим первая или задняя вместо 2й через лапку. Это объясняет его левое расположение. В эксплуатации должно быть очень удобно. В смысле должно было быть...
Интересно как выглядела КПП с ЗХ в корпусе М-62, это должна была быть еще первая половина 70х

Как я уже отмечал, моё описание не является точным.
Да, большую часть информации я получил от людей, которые имели отношение к кпп данного типа, от испытателей, но как сказал Буланов, они хоть и правду рассказывают, но по данной кпп нет документов, подтверждающих её создание, испытание и прочее, поэтому всю информацию можно назвать "по слухам" и он в этом прав.

Тем временем у меня появилось ещё немного информации по кпп, поэтому получится ответить на некоторые твои предположения..
Во первых..
Кто именно сконструировал данный вариант кпп я не выяснил, но могу написать в стиле всей статьи...
По слухам..был обьявлен конкурс среди цехов ( работников) завода на придумывание з.х.
Победил как бы это ни было удивительно не конструктор кпп а некий дедок из какого то цеха, который предложил данный вариант. ( всё это слухи и вероятно кто то знает , кто именно её придумал, но такова на какой то период будет легенда)
Сначала все инженеры отнеслись к нему скептически, но всё же решили испытать.
Способ испытаний всех кпп с з.х. был такой..Нужно было спуститься с довольно крутого пригорка на первой - второй а затем подняться на него задним ходом. При этом был каким то образом установлен счётчик указывающий количество включений з.х.
Задание было произвести 1000 включений , но по рассказу испытателя он насчёлкал около двух тысяч. В это же время, всем известная кпп от 8.103.10 не выдерживала и 7-10 заездов з.х. на пригорок.
Во вторых..
Небольшое уточнение..
Коробок данного типа по разным источникам сделали от 100 до 150 штук.
Продавались они не всем желающим, а определённой прослойке общества, приближённым к руководству , так называемым "блатникам".
Именно поэтому и случилась некая отзывная компания.

Mr_Vlad:
Проспекты первых 8.103 что с баком Днепр, модными боковыми накладками, фото еще было в книге Аршинова-Кошелева. Коляска М-73 ставилась, низкое крыло, внешне похоже на М-73 на с 650м движком, теперь понятно что и коробка оттуда растет. Затем получили 8.103-10

Это и называется мотоцикл м-68
На табличке указана дата, 1982 год. исходя из этого, можно предположить, что пробная партия кпп была изготовлена примерно в этот же период.
Сам мотоцикл имеет свою, оригинальную раму, похожую на 8.103 , картер 8.103 итп..



Тот самый проспект Автоэкспорта, на котором по сути мотоцикл м 67-36 с новыми деталями типа бака, коляски, колес итп



tankist1987's picture

Мне в руки попала такая же КПП по виду с серийным номером 000011. У нее сектор как у Днепра. Вал первичный без изменений кроме того что 4 передача косозубая. Мощная вилка включения зх и паразита такая же матерая. Фотки не знаю как сюда постить так бы поделился результатами вскрытия. Ссылка есть на фотки если что https://yadi.sk/a/poSeqanb8edofg и видос https://yadi.sk/i/IdNr10HuQr8bPQ

Фильмоскопов's picture

Да, механизм переключения отличается от той кпп с копирным валом, которую я запостил выше в разобранном виде.
На этих кпп , с заглавной фото и с номером 000011 механизм переключения был выполнен по образу и подобию "боевых" кпп с кроссовых мотоциклов , которые делали для сборных команд.
Только на "боевых" кпп валы и шестерни были более массивны, а так же отсутствовал з.х.

p.s. Узнал устройство данных кпп я чуть позже, чем писал тот текст , который выше. Планировал разобрать одну из коробок, для изучения, но теперь уже не принципиально.

Вот ещё такая кпп, только картер не такой нарядный..

tankist1987's picture

Не могу понять принцип включения зх. Если разбирал подобное поделись опытом? Рычаг включения зх прикреплен через ось к пластине. Пластина хитрая размещается в собранном состоянии в р-не сектора переключения и как видимо призвана блокировать что то на секторе для включения зх и перемещения шестерни паразитки . В каком именно режиме включается зх и по какому принципу пока не догоняю.
Учусь в ПТУ и хожу в дискотеку....

tankist1987's picture

Коробку разобрал потому что со слов прежнего владельца этой КПП у нее начали вылетать передачи то ли 2 то ли 3 я. При вскрытии понял что там диск как у Днепра. Ни регулировочных винтов ни намека на возможность регулировки. Может знаете как регулировать точность включения передач?

Фильмоскопов's picture

Наверное регулируется как на Днепровской кпп....
Но скорее всего проблема не регулировке.

Mr_Vlad's picture

Глядя на фото еще одной нестандартной версии КП 8.103 очевидно что передачи могут вылетать все по тем же банальным причинам что и на обычной- осевой люфт шестерен на вторвале, износ шлицов на шестернях или муфтах. Благо эти детали стандартные и проблем быть не должно. Пазы в муфтах, тоже возможно. Хуже если износились сами вилки, но можно наплавить твердый металл и шлифануть при желании. Износ пальцев вилок и люфт в секторе- таким же макаром лечится.

Замечательно что тема жива и все еще появляются интересные экспонаты. С копирным валом конечно интереснее, но и эта неплоха

Фильмоскопов's picture

Mr_Vlad:
Замечательно что тема жива и все еще появляются интересные экспонаты. С копирным валом конечно интереснее, но и эта неплоха

На форуме не хватает только фото внутренностей "боевой" кпп . Хороших фото.
В наших краях подобные кпп давно все проданы. Если только кто из спортсменов в Ярославле разбирать будет свою...

tankist1987's picture

Хочу поделиться итогами работы по приведению КПП в состояние боевого.
Изначально жалобы прежнего владельца были на выскакивание 3 и 4 передач, собственно это и послужило тем фактором, что ее положили на дальнюю полку и забыли про нее как страшный сон, ибо в те времена (вторая половина 80х) в Ирбите было проще заменить всю КПП, чем ковыряться и выяснять что сломалось.
Собственно вскрытие коробаса показало, что диск или сектор, как хотите так и называйте, жутко люфтил на своей оси и собственно хреново попадал на фиксатор. Из-за этого естественно появились проблемы при переключении. Мех-м переключения КПП похож на днепровский. Иных регулировок мех-ма попросту нет в этой коробке. Собственно путем нехитрых манипуляций, для фиксации диска на оси, добился правильной работы мех-ма переключения КПП.
Второй проблемой данной КПП оказалась трещина на крышке корпуса КПП в месте посадки оси шестерни паразитки заднего хода. Естественно, помимо того что была трещина в этом посадочном месте, осью выгнуло металл наружу и разбило посадку. Посадочное место стало в виде эллипса. Пришлось отдавать крышку в надежные руки бывших супер специалистов НИИ Химмаша на ремонт. Со словами: "только не загубите редкую вещь" мужики поржали надо мной и сказали, что мол не такие вещи делали для атомной промышленности, а ты тут типа за свою крышку трясешься. )))) В итоге реально сделали добротно. Восстановили посадку и центра, восстановили металл и заварили все как надо.
В данной КПП шестерня паразитка имеет свою отдельную вилку и свою отдельнюу ось, по которой собственно в момент включения зх она попадает в зацепление с валами. Зацепление шестерен при включенном зх идет полное всем зубом, а не так как на стандартных КПП. Это плюс этой коробки.
Механизм включения заднего хода заключается в том, что рычаг с левой стороны блокирует возможность прохода вилки заденго хода в диске-секторе в положение задний ход вкл. Как только рычаг переводишь в положение вкл, педалью переключения кпп носком пинаешь до упора ниже 1 передачи и включается зх. затем чтобы включить первую передачу просто пяткой пинаешь заднее плечо и включается первая. очень необычно, особенно когда твоя правая нога привыкла пинать рычаг зх справа ))). Данное решение скорее всего сыграет положительную роль на оофроуде, когда можешь в раскачку без лишних тырканий переключаться между 1й и зх.
Собственно изюминки этой КПП и закончились остальное вроде все также как и на обычных ураловских КПП.
Шестерни 4й передачи косозубые. Не могу сказать плюс это или минус.
Из плюсов еще то что различных дыр в картере и крышке раза в 2 меньше чем на стандартной КПП, поэтому и масло ссать не будет и будет там где ему положено, а не на асфальте и на штанах.
По итогу заодно поменял подшипники на валах, сальники, ползун сцепления.
Время покажет как будет себя вести эта коробка в реальной эксплуатации.
Один день полет нормальный )))))
Учусь в ПТУ и хожу в дискотеку....

EvZ's picture

А фоточки?

tankist1987's picture

держи

Учусь в ПТУ и хожу в дискотеку....

tankist1987's picture


Учусь в ПТУ и хожу в дискотеку....

tankist1987's picture

Учусь в ПТУ и хожу в дискотеку....

User login