Как использовались мотоциклы в военных действиях
С момента приручения лошади и изобретения колеса человек использовал все возможные средства передвижения в военных целях. Колесницы, телеги, автомобили. Не обошла эта участь и мотоцикл. Мы решили разобраться в эволюции военных мотоциклов от первых моделей с начала XX века до наших дней
Первым военным «мотоциклом» принято считать представленный в 1898 году Фредериком Симсом Motor Scout. Пальма первенства в данном случае досталась британскому детищу спорно, так как изобретение Симса имело четыре колеса, однако по всем остальным показателям это был именно мотоцикл. Имея в своей основе велосипедную раму и седло, Motor Scout Симса был оснащен полуторасильным двигателем французской фирмы De Dion-Bouton , пулеметом системы Максима и бронированным щитком, который защищал грудь и голову стрелка. Помимо водителя-стрелка, Motor Scout мог нести на себе 450 килограммов снаряжения и топлива, которого ему было достаточно на 120 миль пробега. К сожалению, в связи с окончанием Англо-бурской войны изобретение Фредерика Сима не получило широкого распространения в армии.
Первая мировая война
К началу Первой мировой войны идея ввести мотоциклы в армию окончательно укоренилась в умах военачальников всех прогрессивных стран. Основной причиной этого стала вполне рациональная задумка заменить лошадей моторизированной техникой. Именно благодаря этому первыми в армии мотоциклы получили курьеры и вестовые солдаты, однако многие армии не стали ограничивать себя только таким их использованием. Первые мотоциклы, усиленные пулеметами, появились в германской армии. В отличие от изобретения Симса, это были модернизированные гражданские мотоциклы, которые не отличались хорошей броней. Стоит заметить, что попытки создать бронированный мотоцикл продолжались вплоть до пятидесятых годов XX века, однако ни к чему так и не привели. Несмотря на этот недостаток, немецкие «передвижные пулеметные точки» были успешно применены в некоторых операциях на фронтах Первой мировой.
Следующим шагом в развитии военной мототехники стало вполне логичное появление передвижных ПВО. Авиация уже перестала использоваться только в качестве разведки и стала эксплуатироваться наравне с остальной техникой в боевых действиях. В связи с этим появилась потребность отбивать атаки с воздуха, для чего на мотоциклы установили крупнокалиберные пулеметы.
К сожалению, на протяжении Первой мировой войны мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов, в том числе и топлива для остальной техники.
Послевоенная лихорадка
После окончания Первой мировой войны все страны-участницы, по достоинству оценившие все плюсы мототехники на поле боя, начали разрабатывать новые виды мотоциклов. Многие из них были чересчур футуристичны для своего времени. Так, например, в 1928 году французы представили новый мотоцикл Mercier. Основным его отличием от прочих коллег по цеху являлось переднее гусеничное колесо, что для того времени казалось весьма свежей идеей. Позже, в 1938 году, также француз, инженер Леэтр, представил свой мотоцикл под названием Tractorcycle. Как следует из названия, Леэтр модернизировал модель 1928 года, сделав свой мотоцикл целиком на гусеничном ходу. Казалось бы, легкая броня и высокая проходимость должны были сделать эту модель идеальным военным мотоциклом, однако существовал ряд серьезных недочетов: большой вес (400 килограммов), низкая скорость (при моторе мощностью 500 кубических сантиметров он развивал скорость всего лишь 30 км/ч) и плохая управляемость. Так как поворот мотоцикла осуществлялся изгибанием гусеницы, при повороте мотоцикл был крайне неустойчив. Позже Леэтр добавил в свою конструкцию боковые колеса, но армия так и не заинтересовалась его разработкой.
Нестандартную модель военного мотоцикла создавали и в Италии. Конструкторы компании Guzzi представили трицикл, оснащенный пулеметом и все тем же бронещитом, однако отличительной чертой этого мотоцикла было то, что пулемет оказался направлен назад и развернуть его не было никакой возможности.
В Бельгии тоже пытались создать что-то оригинальное, и в 1935 году концерну FN это удалось. Бельгийские конструкторы представили более простую модель бронированного мотоцикла M86. По сравнению с остальными европейскими «коллегами» M86 получился удачным: мотоцикл был оснащен форсированным двигателем на 600 кубических сантиметров, усиленной рамой, бронелистами, закрывавшими мотоцикл и водителя по бокам и спереди. Также M86 мог нести с собой целиком закованную в броню коляску, на которую был установлен пулемет системы Браунинга. За все время производства было произведено около 100 подобных мотоциклов, которые стояли на вооружении таких стран, как Румыния, Боливия, Китай, Венесуэла и Бразилия. К сожалению, ни одного экземпляра не сохранилось.
Помимо различных малоприспособленных для жизни идей, развивалась и «обычная» мотоиндустрия. Особенно ярко это было заметно в Германии. После окончания Первой мировой войны по условиям мирного договора Германии было запрещено производить все виды вооружения, однако про мототехнику не было ни слова. В связи с этим в Германии начался настоящий рассвет мотостроения. Основным фактором для развития этой сферы являлось то, что мотоцикл мог приобрести средний житель разоренной страны, тогда как автомобиль оставался уделом богатых. Именно это и подстегнуло компанию BMW переключиться с производства запчастей для поездов на мотоциклы и вступить в состязание со вторым крупным производителем мотоциклов в Германии, фирмой Zundapp.
Поначалу BMW не представили ничего нового, устанавливая на свои мотоциклы оппозитный двигатель М2 В15, который фактически копировал английский мотор Douglas, но уже к 1924 году инженеры представляют созданный с нуля первый серийный мотоцикл BMW R32.
Но время шло, и с начала 1930-х годов баварский концерн понял необходимость создания специализированного военного мотоцикла. Именно таким стал BMW R35. В отличие от свих предшественников он имел телескопическую переднюю вилку и более мощный двигатель, объемом 400 кубов. Важным моментом для армии являлась карданная передача, которая отличалась высокой износостойкостью относительно цепной. Конечно, были у R35 и «старые болячки», например жесткая задняя подвеска. Иногда при больших нагрузках рама лопалась, но это не помешало R35 встать в строй. Этот мотоцикл пользовался успехом как в пехоте, моторизированных частях и медсанбатах, так и в полиции. Производство BMWR35 продолжалось до 1940 года, после чего он уступил место узкоспециализированным военным мотоциклам.
Одновременно с моделью R35 BMW выпускал модель R12. Фактически это был улучшенный вариант R32. Мотоцикл имел двигатель объемом 745 кубических сантиметров и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, что делало его на класс выше, чем R35. Создавая военную версию R12, из конструкции был удален один из двух карбюраторов, что понизило мощность с 20 лошадиных сил до 18-ти. Благодаря низкой цене и хорошим показателям, модель R12 стал самым массовым мотоциклом в немецкой армии. С 1924 года по 1935-й было выпущено 36000 таких мотоциклов. Как и большинство мотоциклов фирмы BMW, R12 выпускался как «соло», так и с коляской. Выпускаемая фирмой «Royal» она была любопытна тем, что не имела ни одного сварочного шва и обладала специально разработанной рессорой для бережной транспортировки раненых.
Последним, но не менее интересным мотоциклом, в ветке довоенных BMW была модель R71. Выпускаемый с 1938 года в четырех модификациях, он был родоначальником советского военного мотопроизводства.
Помимо BMW, в промышленной гонке участвовал и вышеупомянутый мотоконцерн Zundарр, который так же выполнял государственные заказы. Zundарр поставлял три основные модели: К500, КS600 и К800. Большой популярностью среди солдат пользовалась модель К800 с коляской. Благодаря своей дешевизне они легко попали «на вооружение», однако из всей ветки, представленной фирмой Zundарр, только К800 мог состязаться с BMW R12. Также К800 был интересен тем, что только это единственная четырехцилиндровая модель, стоявшая на вооружении в германской армии. Эта особенность была отчасти и недостатком, так как задние цилиндры у К800 плохо охлаждались, что приводило к частому замасливанию свечей.
В России же в ходе и после окончания Первой мировой войны своего мотопроизводства практически не было. Так продолжалось вплоть до 1930-х годов. Именно тогда, в момент технического переоснащения Красной армии, появилась потребность в собственном мотоцикле, который мог бы перенести все тяготы русской погоды. Первыми специально разработанными для армии отечественными мотоциклами были Л300 и ХМЗ 350. Фактически ХМЗ 350 был копией американского Harley-Davidson, однако российский аналог сильно уступал в качестве западному мотоциклу, и от него было решено отказаться. На его замену встал выпускаемый с 1931 года ТИЗ-АМ600. Этот мотоцикл был разработан и поставлялся только в армию. Являясь сочетанием «Харлея» и некоторых британских веяний, ТИЗ-АМ600 был собственной разработкой отечественного автопрома, хоть и не особо выдающейся.
В 1938 году отечественные КБ представляют сразу несколько моделей: Иж-8, Иж-9 и Л-8. Самым ярким и удачным среди представленных мотоциклов был Л-8. Относительно мощный верхнеклапанный двигатель в 350 кубических сантиметров был гордостью отечественного мотопроизвоства. Но несмотря на то что модель Л-8 выпускалась сразу на нескольких заводах по всей России, мотоцикл не отвечал всем потребностям армии. Связано это было с тем, что каждый завод вносил свои поправки в проект мотоцикла, что привело к отсутствию унификации в запчастях и превратилось в серьезную проблему в боевых условиях.
Вторая мировая война
Kraftrad («силовое колесо») — именно так в Германской армии называли мотоциклы. Именно отсюда появилось сокращение «Krad» или буквы «К» и «R» в обозначении некоторых мотоциклов. Но обо всем по порядку.
С 1940 года в германской армии начались настоящие реформы. Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов. Первыми и единственными в своем роде стали два мотоцикла: BMW R75 и Zundapp KS750. Это были специально разработанные для передвижения по бездорожью «тягловые лошадки». Оборудованные приводом колеса коляски и специальной скоростью для бездорожья, оба мотоцикла зарекомендовали себя как нельзя хорошо. Однако из-за высокой цены эти мотоциклы поставлялись сначала в африканский корпус и парашютно-десантные части, а после 1942 года в войска СС. Также в 1942-м было принято решение выпускать новый усовершенствованный мотоцикл Zundapp KS750 с коляской BMW 286/1, но, к сожалению, этой модели так и не удалось увидеть свет. Его производство должно было начаться после выполнения заказа на производство 40 тысяч R75 и KS750, которых за все время войны было выпущено всего около 17 тысяч.
Чем-то абсолютно новым для немецкой армии стал полугусеничный мотоцикл Sd. Kfz. 2, известный как Kettenkrad. Выпускаемый с 1940-го по 1945-й, Kettenkrad был предназначен для передвижения легких орудий и был больше тягачом, нежели мотоциклом. Внутри этой модели стоял полуторалитровый двигатель фирмы Opel. Всего за годы войны было произведено 8733 подобных агрегатов, которые в основном поставлялись именно на восточный фронт. Гусеничная тяга прекрасно справлялась с русским бездорожьем, но были у них и свои недостатки. Kettenkrad часто переворачивался на резких поворотах, а из-за системы посадки водитель не мог быстро спрыгнуть с мотоцикла. Также на Sd. Kfz. 2 нельзя было заезжать на возвышенности по диагонали.
О появлении полноценного мотоцикла в российской армии существует легенда: Когда в 1940 году комитету по бронетанковым войскам были представлены все новейшие моторазработки почти всех стран, кто-то из высокопоставленных военных чинов спросил: «На чем наступают немцы?» В ответ ему указали на BMW R71. С этого момента началась разработка мотоцикла М72. Первая партия этих мотоциклов вышла с конвейера в июле 1941 года, уже после вторжения германских войск на территорию СССР. М72, фактически не отличался от R71: он имел простую конструкцию, оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести, обладающий мощностью в 22 л. с., дуплексную трубчатую раму с использованием труб переменного сечения, переднюю вилку с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора. Конечно, мотоцикл был не быстрым (максимальная скорость М72 — 90 км/ч), но с высоким крутящим моментом, что было большим преимуществом для военной машины.
BMW R71 произвел впечатление и на американских конструкторов. Так, двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и привод карданным валом на заднее колесо американское производство «посадило» на классическую основу фирмы Harley-Davidson, получив при этом новый мотоцикл Harley-Davidson 42ХА. В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42. Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL и отличался от своего «мирного брата» только усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя. Также на нем были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson М1А1. Внутри же мотоцикл имел V-образный двухцилиндровый двигатель на 740 кубических сантиметров, что позволяло ему развивать внушительную для того времени скорость в 110 км/ч.
WLA42 поставлялся и советскую армию, где на него часто ставили коляску от отечественных моделей. Однако американцы поставляли в союзные армии и другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.
Армейские мотоциклы после войны
После окончания Второй мировой войны и окончательного распила Германии между странами-союзницами на арену снова вышел BMW R35, выпускавшийся немцами с 1935-го по 1940-е годы. В советской оккупационной зоне выпуск R35 возобновился в городе Айзенах в 1946 году. Безусловно, мотоцикл был доработан и изменен. В нем сменили электрооборудование и систему питания, а также добавили заднюю подвеску. Именно таким он и начал поступать в СССР. Мощный и неприхотливый, он пользовался большим спросом. Примерно то же самое происходило и с остальными мотоциклами Второй мировой. Их перекраивали и меняли, но суть оставалась та же.
Серьезной новинкой стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.107, который по сей день пользуется большим спросом. Оснащенный коляской Gear-Up, этот мотоцикл представляет собой дефорсированную версию гражданского ИМЗ-8.017. Этот мотоцикл может быть оснащен пулеметом, что делает его отличным экземпляром военного мотопроизводства.
Также сейчас популярен армейский Harley-Davidson с двухтактным одноцилиндровым двигателем «Ротакс» на 350 кубических сантиметров. Эта модель широко распространяется по всему миру и используется как мотоцикл разведки или сопровождения. Однако, как и большинство современных военных мотоциклов, «Харлей» имеет недостаток: он использует топливо JP-8. По своему составу JP-8 больше похоже на смесь авиационного керосина с дизельным топливом, что делает его непригодным для использования с обычными бензиновыми двигателями. Но есть и исключения. К примеру, мотоцикл HDT M103M1, созданный на базе известного Kawasaki KLR650, использует простое дизельное топливо, что является неоспоримым преимуществом. Также этот мотоцикл может похвастаться высокой экономичностью. При средней скорости 55 миль в час он проходит 96 миль на одном галлоне топлива.
неплохо. Только кратко уж больно. Понятно, что наши копии R-71 были куда хуже, нежели оригиналы, не говоря уж про сравнения с R75 с которыми и новые Гирапы по проходимости нервно курят в сторонке.
и ошибку в "шапке" исправь, грамотей.
Грамотей, БЛИН, у самого в каждом втором посте ошибок хватает...
спасибо исправил
Познавательно, но мало...
dieselllll
Понятно, что наши копии R-71 были куда хуже, нежели оригиналы
:))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
ну а разве лучше? когда шороховатость изменили от Ra 0,4...0,8 на Ra1,6- или это значения не имеет?
С этой шероховатостью наши по Берлину сквозанули, а фрицы со своей так и не доехали.
ну да, мотоциклы сами воевали, без водил. Херню не неси. Нашим ветеранам- поклон низкий за проявленное мужество!Не они- нас бы не было. Но вот если бы наши делали легкую технику- как немцы- глядишь выживших поболее было бы.
Заметь это ты всё немецкое идеализируешь и технику и водил ихних.
ни чего я не идеализирую. культура водителей в германии и вправду на высоте! за время проведеное за границей я увидел одну аварию - в польше. а про немецкое качество даже рассказывать ни чего не надо- оно на лицо.
по хорошему надо было делать 2 статьи - мотоциклы на полях первой мировой войны
и мотоциклы во время второй мировой
отдельно осветить фельдъеерскую службу императора Российской империи.
_____________________________________________________________________
Человека можно уничтожить, но его нельзя победить (Э. Хемингуэй)
Поддерживаю, в Мото начала 2000-х пробегала статья о Нортонах. Там была схема смазки по-русски 10-х годов, с пояснениями, что они поставлялись англичанами в Российскую императорскую армию в Первую мировую войну.
Что за бред про R35 объемом 400см3? 400 кубовой была R4.
ИСТОРИЯ МОДЕЛИ
Происхождение свое модель Р-35 ведет от машины БМВ Р-2, выпускавшейся с 1931 г. Их роднят штампованная рама, карданная передача, сходная компоновка, общая конструкция двигателя. У этого мотоцикла задний тормоз находился еще не в ступице, а сразу за коробкой передач (трехступенчатой). Двигатель рабочим объемом всего 198 куб. см, мощность 6 л.с. при 4000 об/мин. Машина была довольно легкой (110 кг) и развивала скорость до 85 км/ч.
Следующий этап развития - модель Р-3 с увеличенным до 305 куб. см рабочим объемом и возросшей до 11 л.с. при 4000 об/мин мощностью двигателя. Масса усовершенствованного мотоцикла возросла до 146 кг.
Затем пришел черед модели Р-4. По сравнению с Р-3, диаметр цилиндра у нее увеличили с 68 до 75 мм при неизменном ходе поршня. В итоге рабочий объем поднялся до 401 см, мощность - до 12 л.с., а коробка передач стала четырехступенчатой.
Для всех этих моделей характерной, бросающейся в глаза особенностью являлась штампованная из листовой стали передняя вилка с четвертьэллиптической рессорой. Такая подвеска переднего колеса применялась на всех двухцилиндровых мотоциклах БМВ вплоть до 1935 г. Затем начался постепенный переход на телескопическую вилку. БМВ Р-35 получил телескопическую переднюю вилку, иные кронштейны крепления фары, а также более мощный двигатель, у которого благодаря уменьшению диаметра цилиндра с 75 до 72 мм рабочий объем вошел в рамки класса 350 куб. см, но на 2 л.с. возросла мощность.