Краткая история ИМЗ
Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на площадях бывшего пивоваренного завода.
До Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. масштабы производства мотоциклов в СССР были скромными (в 1940 году было произведено 6800 штук). Выпуск мотоциклетной техники осуществлялся неспециализированными предприятиями. Первым заводом, изначально специализированным на производство только мотоциклов, стал ирбитскиий.
В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР состоялось секретное совещание, посвященное выбору модели мотоцикла для Вооруженных Сил. После сравнения образцов, в том числе и зарубежных, было решено взять за основу BMW-R71, стоявший на вооружении немецкой армии. Для сохранения секретности пять мотоциклов марки BMW закупили в Швеции. Специалисты-технологи исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления и решили делать все так, как сделано на заводе BMW, за исключением электрической схемы. Для производства мотоциклов, получивших марку М-72, предусматривалась широкая кооперация предприятий. Так, в конструкторском бюро ЗИСа разрабатывали документацию на двигатель, для массового выпуска которого создали специальный цех. Документацию на коробку передач составили инженеры завода им.Коммунистического Интернационала молодежи (нынешний АЗЛК). Выпуск колясок и карданов поручили ГАЗу, фары заказали в Киржаче, электрооборудование должен был поставлять завод АТЭ-1; кроме них было задействовано еще насколько предприятий в разных городах СССР. Ранней весной 1941 года опытные образцы М-72 показали командованию Красной Армии. Было принято решение об их массовом производстве. После начала Великой Отечественной Войны работы по развертыванию производства М-72 пошли интенсивнее. Но наступление немецких войск было более стремительным: 20 октября 1941 года в Москве было объявлено осадное положение и на следующий день, 21 октября, Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов ЗИСа и КИМа на Урал в город Ирбит. В Ирбит также были отправлены специалисты из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Первый эшелон прибыл в Ирбит 17 ноября 1941 года. Урал встретил прибывающих 30-градусным морозом...
Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на площадях бывшего пивоваренного завода. В наследство ИМЗ достались: недостроенный жилой дом на 16 квартир, заводской клуб, узкоколейный путь и цехи: квасной, сухарный, бондарный, солодовый и другие, вся механизация состояла из 2 тракторов на гусеничном ходу и 6 машин. Несмотря на все трудности, 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 с двигателями, привезенными из Москвы. Всего за один год на фронт было отправлено 9799 мотоциклов. В 1943 году на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования было сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. Вскоре на ИМЗ пришла телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
После войны, в 1947 году был разработан план генерального развития завода: предстояло провести коренную реконструкцию и вместо 4 - 5 тысяч выпускать 20 тысяч мотоциклов в год. Развитие завода приняло такие темпы, что уже в 1950 году с конвейера сошел 30-тысячный мотоцикл, что стало большим событием в жизни завода. Еще через четыре года перед ИМЗ была поставлена задача: перейти на выпуск 30.000 мотоциклов в год. В 1953 году началась поставка ирбитских мотоциклов на экспорт. В основном они вывозились в развивающиеся страны и государства Восточной Европы. Подавляющее большинство мотоциклов закупалось для нужд армии и полиции. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70 - 80-е годы. С распадом социалистического лагеря и развалом СССР рынок сбыта резко сузился. Но с конца 80-х годов начались регулярные поставки ирбитских мотоциклов во Францию, Испанию, Швецию, Голландию, Чили, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину и другие страны. Здесь "Уралы" покупают обычные люди - врачи, инженеры, юристы и т.д., так как они по оценке немецкой компании "Иван Байке", дешевле "Харлей-Дэвидсонов" и позволяют сильнее выделиться, чем последние. "Уралы" попадаются на глаза все чаще и чаще...
С 1954 года мотоциклы для армии начинает поставлять Киевский мотозавод, поэтому ИМЗ прекратил поставку мотоциклов военному ведомству и начал поставлять свою продукцию в народное хозяйство. Мотоциклы тяжелого класса впервые поступили в торговлю. С 1958 года ИМЗ стал рентабельным заводом. Его директор П.Игнатьев по этому поводу писал: "До нынешнего года мы были планово-убыточным заводом, получали от государства дотацию в несколько миллионов рублей. Сейчас мы вышли на такую дорогу экономического развития, что не только не берем ни рубля из кармана государства, но наоборот, нашу прибыль добавляем к общим доходам страны..."
Все дальше развивалась конструкция основного изделия ИМЗ - мотоцикла. В начале 60-х годов завод выпускал кроме М-72, мотоциклы М-52, М-61. В 1955 году совместно с НАМИ началась разработка оригинального микроавтобуса вагонной компоновки под названием "Белка"; двигатель был позаимствован с мотоцикла, но получил принудительное охлаждение. В 1959 году заводские конструкторы разработали вездеход "Огонек". С 1965 по 1971 год были освоены и пошли в серию мотоцикл М-63, патрульный, "Кросс-650" и "Стрела", находившаяся на уровне лучших мировых образцов. Венцом же развития ИМЗ в доперестроечный период явилось 22 ноября 1985 года, когда с заводского конвейера сошел двухмиллионный мотоцикл. Им оказалась серийная двухколесная машина дорожного типа марки М-67-36.
Для испытания мотоциклов в дорожных условиях и различных климатических зонах организовывались различные пробеги и экспедиции. В 1986 году испытатели ИМЗ приняли участие в экспедиции газеты "Советская Россия", маршрут которой пролегал от Каирского до Каспийского моря. В 1996 году ирбитские мотоциклы с приводом на колесо коляски - трициклы - испытывались в условиях Казахстана и Средней Азии. В 1997 году стартовала экспедиция от Выборга до мыса Дежнева, часть маршрута была пройдена на мотоциклах ИМЗ. 21 октября 1991 года завод торжественно отметил свой 50-летний юбилей. На торжество прибыло много гостей со всех уголков страны: ИМЗ подготовил не одну тысячу специалистов, работающих теперь на ВАЗе, КАМАЗе, МАЗе и УАЗе. После того, как Украина обрела независимость, Ирбитский завод стал единственным в стране предприятием, производящим мотоциклы тяжелого класса. В 1992 году ему была вручена в Мадриде Международная Золотая Звезда за качество и деловую инициативу. 26 октября 1993 года с конвейера ИМЗ сошел 3-миллионный мотоцикл. Торговая марка "Урал" известна во всем мире, в период советской эпохи ирбитские мотоциклы поставлялись в 64 страны мира. Сегодня на мотоциклах Ирбитского завода ездят жители Германии, Бельгии, Италии, Кубы, Перу, Франции, Канады и других стран. Ирбитский мотозавод - единственное предприятие России, поставляющее сертифицированную мотопродукцию в США. Тысячи мотоциклов "Урал" по заказуминистерств обороны поставляются в страны Северной Африки и Юго-Восточной Азии.
В 1992 году завод стал акционерным обществом. Необходимость приспособиться к условиям рыночной экономики вынудила расширить ассортимент выпускаемой продукции: начали собираться новые модели мотоциклов - с приводом на колесо коляски - трициклы. Однако экономический кризис, переживаемый страной, тяжело отразился на мотозаводе - началось сокращение объемов производства: если в 1992 году было собрано 130.910 мотоциклов, то в 1993 - 121.347, а в 1994 - 68.753, в 1995 - 11.779, в 1996 - 6.416, в 1997 году - 4.731. Произошло и сокращение численности рабочих. Несмотря на то, что мотозавод переживает сейчас тяжелое время, ирбитчане сохраняют надежду на полное возрождение производства.
В начале 1998 года произошла смена основного акционера, завод стал собственностью корпорации "Биопроцесс-НИПЕК". По заказу корпорации в июле 1998 года известная фирма "Той Опинион" провела широкомасштабные маркетинговые исследования. Одним из главных результатов исследования является выявление предполагаемого спроса на мотоциклы. В настоящее время планируемые к продаже мотоциклы "Урал" с коляской и одиночки соотносятся 6:4. Но в дальнейшем это соотношение будет увеличиваться в сторону одиночек. Завод, выпускавший 40 лет мотоциклы с коляской, еще в 1996 году изготовил первую одиночку марки "Урал" - мотоцикл "Соло". Правда, по внешнему виду он мало чем отличался от обычного "Урала". А вот следующая модель - "Вояж", появившаяся в 1997 году, до сих пор по оценке потребителей стоит отдельной строкой, вызывая множество самых разнообразных, порой противоречивых мнений. Предпоследней, в октябре 1998 года, появилась на свет стайлинговая модель мотоцикла "Соло Классик", выполненный в стиле мототехники, изготовленной в 50-60-е годы. Но, в отличие от мотоциклов той поры, "Соло Классик" оснащен суперсовременным оппозитным двигателем рабочим объмом 650 куб.см., 4-х ступенчатой коробкой передач, новым двухдисковым передним тормозом с гидравлическим приводом. На заднем маятнике установлены подшипники, обеспечивающие достаточную жесткость. Стильность модели подчеркнута обилием хромированных деталей: каплевидный бак, боковые панели, передние и задние дуги безопасности.
Знакомство с московскими байкерами - "Ночными волками", поездки на "Байк-шоу" в 1996 и 1997 году привели к тому, что конструкторы завода в 1998 году создали "Кобру" - модель, ориентированную на байкеров. Участники "Байк-шоу-97" проявили немалый интерес к этой модели, но отсутствие задней подвески (довольно смелый шаг, рассчитанный на фанатов мотоциклетной езды) вызвало противоречивые отклики, причем сегодня достаточно сложно определить, на чьей стороне перевес: сторонников этой конструкции или их противников. Например, англичане восприняли "Кобру" с восторгом, но в Англии дороги не такие, как в России :((( И поэтому осенью прошлого года было принято решение модернизировать "Кобру". Руководство завода, пытаясь найти новые пути к потребителю, провело несколько встреч с лидером "Ночных волков" - Хирургом. Уже эскизный вариант нового мотоцикла был максимально приближен к взглядам байкеров: в стиле "русского чоппера". Дальнейшая работа по воплощению модели не оставила иллюзий в том, что "Кобру" удастся просто модернизировать.
В конструкции нового мотоцикла "Волк" воплотились все те технические решения, которые хорошо себя зарекомендовали в предыдущих моделях: двигатель 750 куб. см., дисковые тормоза на оба колеса, увеличен угол наклона передней вилки, традиционные шариковые подшипники в рулевой колонке заменены на конические, установлен генератор повышенной мощности производства московского завода АТЭ-1, воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом, стартерный электрозапуск, подвеска заднего колеса. Приборы контроля, расположенные на приборном щитке, стали более аскетичными. Дополнительные подножки для ног водителя в передней части рамы позволяют выбирать наиболее удобную посадку в зависимости от режима движения, к тому же на ней расположены дополнительные рычаги тормоза и переключения передач. Первые серийные модели "Соло Классик" планируется выпустить уже в апреле, а "Волка" - в мае нынешнего года.
Завод продолжает работу по улучшению качества выпускаемой продукции. В сентябре прошлого года разрозненные отделы - отдел стандартизации, ОТК, отдел главного метролога, центральную заводскую лабораторию, гарантийную мастерскую - объединили в единую дирекцию по качеству. Затем начали разработку Системы качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000, ввели 100% приемку качества деталей, исключили замену материалов, ухудшающих качество деталей, причем отказ от бартера и работа за "живые" деньги сегодня позволяют заводским снабженцам диктовать свои условия поставщикам. Фирма "Урал-Америка", вот уже 5 лет торгующая на американском континенте российскими тяжелыми мотоциклами марки "Урал", за последние два года продала более 500 штук. Американцы уже убедились, что завод может выпускать качественную продукцию даже по заокеанским меркам и фирма заявила о своем желании увеличить поставки мотоциклов "Урал", только в первом квартале завод должен поставить 250 мотоциклов. Продолжается поиск новых партнеров. Сейчас на заводе рассматривается возможность выпуска мотоцикла с левосторонним расположением коляски, что открывает новые рынки сбыта. Мотоциклы с приводом на колесо коляски заинтересовали даже японцев. Активно работает служба технического директора, тщательно изучаются и проверяются предложения по оснащению мотоциклов карбюраторами К-68, изготовленными Петербургским ОАО "Пекар" (ранее Ленинградский карбюраторный завод). Вот уже два года ирбитские мотоциклы оснащаются чешскими карбюраторами "Йиков". Однако недавно проведенные на ИМЗ испытания К-68 на базе двигателя 650 куб.см. подтвердили, что при их использовании значительно меньше расходуется топливо, двигатель работает ровнее, устойчивее, наблюдается стабильность холостого хода. Испытатели отметили хороший запуск двигателя в зимнее время. Отечественные карбюраторы герметичнее, проще в эксплуатации, лучше поддаются регулировке. И, что немаловажно, дешевле чешских более, чем в два раза.
Продолжаются переговоры с Каменск - Уральским металлургическим заводом об изготовлении поршней методом изотермической штамповки, технология эта используется всеми ведущими мировыми автомотостроителями, однако в России Ирбитский завод первым взялся за эту технологию. Кованые поршни будут на порядок выше по своим качественным показателям - легче, прочнее, износоустойчивее. Заканчиваются испытания алюминиевых цилиндров с чугунной гильзой, к середине апреля они должны быть внедрены в производство. Переход на гильзованные цилиндры даст более значительный эффект охлаждения двигателя и, соответственно, его долговечность. Методом лазерной резки в ближайшем будущем будут изготавливаться тормозные диски мотоциклов. Новая технология разработана на базе Уральского научно-исследовательского технологического института. Новый метод позволяет в несколько десятков раз сократить время на производство этих деталей и значительно повысить при этом качество. Для качественной покраски закуплены компоненты для полировки лакокрасочных покрытий.
У меня 8.103.10 87г.в. он очень "суперсовременный".Они эту статю в 70х откопали?
Про Уралы М-серии вообще почти ничего, а их (М-61,62,63,66,67,67-36) итого 6 моделей... :(
во-во "...на площадях бывшего пивоваренного завода..." :))
из какой макулатуры статья дёрнута?
То-то я думаю чего мы так пиво любим :-)
От актуальности и новизны аж дух захватывает....
А главное - КРАТКАЯ ИСТОРИЯ!!! :) я скролить устал!
Что за хрень? __"Соло Классик" оснащен суперсовременным оппозитным двигателем рабочим объмом 650 куб.см.__ Что за суперсовременность? Далее... __Первые серийные модели "Соло Классик" планируется выпустить уже в апреле, а "Волка" - в мае нынешнего года.__ Это какого года статья???
"Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на площадях бывшего пивоваренного завода. "
Супер.....