Воспоминания о былом...
Стремясь отвлечь своего сына 10-ти лет от его пристрастия к компьтеру, решил начать постройку для него(к лету)малень-кого мопеда на базе маленького велосипеда и нового китайс-кого велосипедного двигателя типа "Д-6",и привить таким образом его интерес к мотоциклам. Может что и получится!?
Покупать готовый мопед (скутер)в этом случае нельзя. Собранный мопед(велосипед)своими руками или с помощью отца больше имеет воспитательной ценности, чем покупной.
А пока расскажу как у меня самого проявлялся интерес к тяжёлам мотоциклам:
Мой отец родом со степных районов Волги.Будучи ещё курсан-том приобрёл мотоцикл ИЖ-56 и в каникулы разъезжал на нём по степи гоняя сусликов.А когда появился я, то и меня с мамой катал так же. До сих пор стоят в глазах сцены наших таких поездок:- Я сижу на этом широком баке как на лошади впереди отца, держась за руль,а суслики разбегаются в разные стороны дороги.Мать кричит на отца из-за его спины, чтобы скорей уезжал от сюда, а то они её покусают. А отец только смеётся и меня подбадривает. Вокруг же степная гладь,звенящий и пьянящий степной воздух и треск мотора мотоцикла. Никогда отец не позволял себе раздавить колесом суслика,змею или другую живность.
Мне очень нравился тогда запах выхлопа двигателя. Сладкова-тый такой. Сейчас запах уже не тот, что раньше.
Кстати,отцов мотоцикл ИЖ-56 до сих пор живой и работает по хозяйству у родственников отца в деревне. Отстояв в сарае более 40 лет. Практически новый.
А дальше была Германия,куда мы надолго уехали по роду воен-ной службы отца. Это было в начале 60-х годов.
Отец уехал туда раньше, а мы чуть припозднились на 4 меся-ца из-за оформления документов. Прибыв туда увидел, что у отца служебный мотоцикл с коляской переданный ему от пред-шественника. Такого мотоцикла я раньше тогда не видел. Отец сказал, что это немецкий военный мотоцикл и называет-ся он-Zundapp. Мотоцикл был выкрашен в зелёный матовый цвет. Катая меня на нём в люльке я обратил внимание,что ехать в ней было удобно и мягко. В то время дороги в гер-мании были практически все булыжные,а бетонные только на автотрассе. Так вот, езда на нём по булыжникам не утомля-ла и была почти приятной.Предшественник познакомил отца с немцем авто-механиком, который жил в деревне рядом с нашей частью и помогал поддерживать мотоцикл в рабочем состоя-нии. Первое время отец стеснялся к нему обращаться за помощью, полагая, что сам справиться с наладкой, благо, что опыт в этом на советских мотоциклах у него имеется, но после одной неудачи в наладке- решился таки обратиться.
Несколько слов о немце:
По роду службы отец свободно говорил по-немецки и от него я заю, что немца звали Райне по фамилии Штренкиох.Он воевал на Восточном фронте. Служил в танковой роте обеспе-чения и водил мотоцикл. В 1942 году он попал в нашу заса-ду и его мотоцикл подорвался на мине. Из экипажа мотоцик-ла выжил только он,но ему по колено оторвало правую ногу. По ранению был отправлен домой на пенсию. Считал,что жизнь ему спас мотоцикл,который смог ещё пока ехать и унести его от обстрела подальше.То, что остался без ноги, увидел позже. Этот немец Райне рассказывал отцу,что всегда любил мотоциклы и занимался ими. Его отец тоже был механиком и оставил ему в наследство гараж и своё дело.В его мастерс-кой и гараже я видел его коллекцию старых мотоциклов и все они были в рабочем состоянии.Порядок и чистота была идеальной.Инструменты каждый имел своё место.Это был мастер своего дела с большой буквы.Не смотря на отсутствие правой ноги он был очень сноровист и подвижен.Сам изобрёл себе свой протез и ходил в брюках без палочки.Гонял своего сына-Гюнтера, пацана лет 16-ти, чтобы помогал в работе. А тот всё время на своей голубятне пропадал.
Наш мотоцикл он настраивал при нас и очень быстро,своими особыми инструментами.Запчасти ставил свои родные.И денег с отца никогда не брал.Но от подарков никогда не отказывал-ся в виде нашей бутылки водки,кофе в зёрнах,тушёнки,сгущён-ки.
Находится в гараже у немца мне нравилось и я всегда просил отца брать меня с собой.Этот немец и мой велосипед ремонти-ровал, когда поломка была серьёзной и показывал как нужно правильно ремонтировать.
Пока я занимался там своими делами,отец с немцем, когда было можно,вместе выпивали.Мой отец был весёлым человеком и немец этот такой же попался.Когда они так вместе сидели,то можно было часто слышать их хохот,так как расска-зывали друг другу анекдоты.Я как-то спросил отца какие анекдоты рассказывает Райне, отец сказал, что это анекдоты про Гитлера, которые тайком рассказывали их солдаты или гражданские лица в тылу.
Наш Zundapp пробыл у нас 2 года,а потом отцу приказали его сдать и получить наш новый военный мотоцикл.Оставлять его у себя было нельзя- госимущество. Жаль было сдавать мото-цикл.Он был ухожен и мотор работал как часики.Напросился у отца поехать с ним для получения нового мотоцикла.Поехали на нём как в последнюю поездку.Ехали не спеша и приехали на наш танкоремонтный завод, где солдатик показал нам площадку для мотоциклов.Мы с отцом обалдели, когда увидели эту площадку.На ней скопилось уже наверно с полтыщи подоб-ных тяжёлых мотоциклов с разной степенью их состояния.
Мотоцыклы ставились даже друг на друга.Мотоциклы были разные, и советские, и немецкие,и американские, и ещё какие-то.Рядом была площадка, где находились наши старые танки(всякие),БТР-ы,пушки и даже немецкие,готовые к раздел-ке и отправке в Союз на переплавку.
Последний раз посмотрели на наш мотоцикл и ушли с завода к складам за новым мотоциклом. Отец пожалел потом,что взял меня с собой,так как я разревелся там из-за жалости к мотоциклу, когда узнал, что он пойдёт на переплавку.
Когда подошли к складу увидели несколько грузовых машин ЗИЛ-130 с мотоциклами в их кузовах.Некоторые машины ещё загружались мотоциклами солдатами,выкатывая их из большого ангара,где их было ещё "море". Отец оформил документы и нам показали машину с новым нашим мотоциклом.Я залез в кузов и осмотрел мотоцикл.Он был весь зелёный,с лопатой,ка-нистрой,запаской.Имел запах новой краски,резины и бензина.
На рулевой колонке увидел железную табличку с надписью К-750.На этой же машине ЗИЛ-130 поехали в свою часть,где 10 солдат его кое-как выгрузили и чуть не свалили с машины.
Первые попытки его завести у отца не получились сразу,но потом отец что-то там подрегулировал и завёл.На следующий день отец отогнал мотоцикл к Райне в гараж. Там Райне разобрал весь мотоцикл до винтика, включая двигатель и всё по-новому отрегулировал и настроил.Я с удовольствием помогал ему чем мог в течение 3-х дней.Видел как Райне подгонял новые, сделанные им прокладки,подтачивал цилиндры и ещё что-то он там делал.Первый запуск двигателя произошёл при мне и отце.Мотор работал очень ровно и хорошо
Райне тоже сожалел о том прежнем мотоцикле.И говорил, что с удовольствием бы его купил.Хотя в его коллекции таких мотоциклов у него было целых два со всеми причендалами, но без оружия(я сейчас подозреваю,что у него наверно и пулемёты к ним были спрятаны).
С помощью Райне наш новый мотоцикл послужил нам до конца службы отца исправно, без поломок.И передан он был другому офицеру приехавшему нам на замену.Как потом стало известно мотоциклы вообще стали заменять на автомобили.
Это и правильно. Стрёмно в Европе Советским офицерам разъезжать на устаревших морально мотоциклах.
В то время, такое отношение(безжалостное)к мотоциклам было оправданно тем,что этого добра тогда ещё было очень много.
Было много новых захваченных немецких мотоциклов.Угражданс-кого населения по репарации было отобрано много техники.
В Союз было отправлено много техники,включая мотоциклы для продажи.Если в Союзе Армия имела только отечественную тех-нику, то в самой Германии наша Армия могла пользоваться ещё трофеями до определённой поры.
Я благодарен судьбе, что я видел настоящего мастера мотоциклетного дела,его любовь и отношение к мотоциклам и своей работе, а так же культуру проиводства.
Тогда же мне понравились, именно тяжёлые мотоциклы и их суровая грация, в которой ничего лишнего нет.А потому они признаются классикой. Любые, даже малые изменения в их конструкции уже бьёт по глазам.
Из-за возраста интерес к мотоциклам пропадает,если только не занимаешся ими профессионально.В моём же случае опять начинает возраждаться вновь из-за своего маленького сына.
По этой причине я зарегистрировался на этом форуме, благо, что изобретён интернет и обалдел от увиденного и прочитанного здесь. Молодёжь крамсает мотоциклы как хочет в угоду преславутой моды по типу-"как у них",совершенно не желая изучать матчасть по простым и умным книжкам,а сразу бегут в форум за советом,где получают(за исключением)не совсем правильный и полный ответ.Общение происходит на ка-ком-то "попугайском языке" понятным только современным компьютерным школьникам и совершенно не понятным людям старшего поколения.Ребята,поберегите свои старые мотоциклы,оставленные вам в наследство старшими.Они вам их сберегли,так будьте любезны сберечь их для своих детей.
А так конечно это здорово,что тяга к технике у вас есть,а используя возможности интернета смотрите и перенимайте опыт своих сверстников "из-за бугра" по постройке,наладке мотоциклов и содержания их гаража или мастерской.
Вы, опубликовывая своё видео с видом грязного гаража и плохой работы, а также некачественного видео-фото кадров,забываете, что они тоже вас могут увидеть, а значит даёте им повод считать нас невежами и грязнулями.А это не так, вы сами знаете.
Завтра начну разбирать свой УРАЛ,давно это не делал.Пацану своему самодельный мопед я уже почти сделал.Красить будем с ним его уже вместе.
Автор, пиши еще. Хорошо получается. Интересно.
Хороший,интересный рассказ.Но не хватает фотоотчёта.
Фотоотчет из 60-х?
Тогда фотоаппараты были далеко не у всех.
Опять же сканировать, выкладывать.
А рассказ отличный!
отличный рассказ. побольше таких надо.
Рассказ отличный!
Зачитался прям!!!
понравилось. Отца почему-то вспомнил. Спасибо.
хороший рассказ. концовка правдивая..
хороший рассказ. концовка правдивая..
Спасибо.
Спасибо ребята, за ваши отзывы! Чуть попозже дополню своё воспоминание о немце-механике.
Наш коллега Messer совершенно прав. Фотоаппараты тогда были не у всех,а если фотографировались, то с семьёй, с друзьями на природе и т.п. А тут какой-то мотоцикл... Это воспринималось буднично, а потому не интересно,тем более жили в Германии и старались запечатлеть её и себя на её фоне.
Кстати, ребята,а кто знает,что такое - Регляж? Этого слова на нашем форуме я не встречал ни в текстах, ни в видео. А это между прочем очень нужная в нашем деле вещь. О нём я сам узнал ещё тогда в Германии от немца Райне.
Рассказ прекрасен. Нужно помнить и любить свою историю и историю своей семьи. Очень жалею что так и не узнал, на каком именно мотоцикле с коляской, еще до Войны, ездил мой прадед. Точно знаю что ездил, и прабабку возил, и бабушку. И был этот мотоцикл в семье заместо машины, о которой тогда и не мечтали даже.
За рассказа спасибо.
Очень понравилось.
Регляж - приспасоба для определения положения поршня.. вроде так.
Хороший рассказ.Спасибо,сразу вспомнились первые мопеды и первые поездки.
А регляжем пользовался хоть и не знал как он назывался .Применял стрелочный микрометр установленный в гайку М14*1 с отвертием под него ,гайку вкручивал вместо свечи и найдя вмт отступал на опережение... Вообщем для регулировки момента зажигания.Нужный прибор.
спасибо за рассказ.
Рассказ очень хороший. У меня также было. Когда собрали с отцом ураловский движок вставили и через неделю мучений(к моему стыды окислились контакты и я не додумался их почистить) завели. Всё лето гонял на своём урале и с коляской и без оной и получал несравнимое удовольствие. Жалко было продавать. Хочу ещё урал!!!!)))))Автор молодец. А мой отец всё хочет трайк или квадр из урала сделать)))Но я его отговариваю
Статья зачет,сразу видно от души писал. Прочитал с удовольствием. А про мотоциклы ты правильно сказал,их нужно беречь особенно тех старичков которые по наследству остались. А ктомсать можно и другие мотоциклы купленные за копейки. И про гараж понравилось,что инструмент имел свое место,и всегда чисто было. Зачет за рассказ,пиши еще такие истории.
Устаревшее название,вряд ли кто его сейчас будет применять.Мне уже за 40,а я впервые такое слово слышу,хотя с техникой с 14 лет и это приспособление у меня есть.
РЕГЛЯЖ приспособление для определения верхней мертвой точки в цилиндрах поршневого двигателя. Регляж вставляется в свечное отверстие цилиндра; при вращении коленчатого вала поршень, двигаясь, перемещает ножку регляжа, связанную системой рычагов со стрелкой, показывающей положение поршня в цилиндре относительно коленчатого вала.
А мне пришлось самому съесть сначала Днепр , потом Урал. Сейчас Вояж доедаю . И показать особо некому было, сам до всего доходил спасибо книжкам. Статья хорошая , спасибо за неё. С автором согласен , на моих мотоциклах даже ни одной наклейки от жевачки не было. Считаю что техника должна быть такой какой завод её сделал.
Ух,прям на одном дыхании прочел,спасибо автору.У вас талант.
В вашем рассказе я узрел не только приключение, но и жизненную мудрость. Спасибо за напутствие, ведь кто знает, может очередной запил после этого рассказа остановится, и сохранится еще один оригинальный мотоцикл.
оригинал без наворотов очень сильная вещь!!!
Хорошая статья. Заставила очередной раз напомнила о том, какой я дол...б(
По соплям зеленым, изуродовал доставшийся от деда М-67-36 http://imageshack.us___/photo/my-images/14/img2526hk.jpg/
и слепил это "неЧТО" http://cs5470.userapi.com/u851316/137138883/z_d01588d9.jpg
Не слушал отца, хотя он говорил, что я мотоцикл в Унылое Гавно превратил...
нашел здесь тему вот с этим красавцем http://cs10035.userapi.com/u2927562/121514480/z_327c1e55.jpg
Прочитав эту статью окончательно решил вернуть все на круги своя. В идеале еще и рычажку и фароискатели военные с рассеивателями поставить, ну и конечно же привод на люлясу.)) Только дорого все это(((((((((
P.S. Господа школоло, не плодите уродов! Повзраслев и поумнев (если повезет) 100 раз пожалеете.
дай пожалуйста ссылку на тему с этим зеленым чудом
Регляж 2, спасибо за напутствие :)