ХРОМИРУЕМ САМИ
Исключительно важной частью технологии при изготовлении двигателей является покрытие трущихся элементов антифрикционными сплавами или металлами. Этот тонкий слой, кроме антифрикционных свойств, должен обладать высокой износостойкостью, да и внешний вид иметь соответствующий.
Как показала практика, подобные требования вполне удовлетворяет покрытие хромом или сплавами на его основе. Хорошие результаты позволяет получить, в частности, гальваностегия - электрохимический процесс покрытия деталей в гальванической ванне, заполненной, например, разбавленным сульфатным электролитом. В качестве ванны может быть использована любая стеклянная емкость (скажем, банка) подходящего размера, чтобы хромируемый предмет свободно в ней размещался и при этом не находился бы слишком близко от анодных пластин. Электролит же рекомендуется следующего состава: Cr2О3 - 150 г/л и H2SO4 - 1,5 г/л.
Готовить его предпочтительнее на дистиллированной воде. Можно применять и водопроводную, но только после кипячения и отстоя.
В любом случае воду нагревают до 60—70°С и в 2/3 объема растворяют Сг2Оз. Затем доливают воду и перемешивают.
Желательно провести анализ раствора на содержание в нем ионов SO4, поскольку в двуокиси хрома (особенно в технической) они присутствуют обычно в виде примесей. В противном случае трудно будет рассчитывать на высококачественное покрытие в силу того, что добиться требуемой концентрации ионов SO4 в электролите, когда в него “на глазок” вливается серная кислота, крайне сложно.
После добавления необходимого количества H2SO4 электролит необходимо “проработать”. Операция эта проводится при температуре 45 - 50°С. Катодная плотность тока - от 4 до 6 А/дм2. Время проработки – 4-6 ч, что вполне достаточно для накопления в растворе требуемого количества ионов Cr. Электролит при этом меняет окраску от темно-красной до темно-коричневой. В качестве катода здесь используется стальная пластинка. Анод же выполняется из свинца.
За проработкой идет процесс отстаивания электролита. И лишь через сутки можно приступать к пробному хромированию. Электролит нагревают до 50-52°С, выдерживают при этой температуре 2-3 часа. Затем завешивают пробную деталь (обычно латунную). Особенность здесь та, что завешивание латунных, а равно и алюминиевых деталей проводится только под током.
Пробное хромирование обычно ведут час, после чего идет непременно проверка качества покрытия. Прежде всего визуально. Главные критерии — мелкокристаллическая структура хромовых осадков, равномерность покрытия. Кристаллики должны быть блестящими, не “молочными”. А механические свойства покрытия таковы, что если взять инструмент из быстрорежущей стали и попытаться, не продавливая нанесенного слоя, процарапать им отхромированную поверхность, никакого следа на последней не останется. Ну а если покрытие получилось мягким, необходимо провести дополнительную проработку электролита в течение двух часов. Естественно, с последующим повторным пробным хромированием детали.
Опыт свидетельствует: для подбора наилучших параметров хромирования (плотности, температуры) практически не обойтись без 5-6 пробных покрытий с длительностью каждого процесса 30-40 минут. Желательно, чтобы пробы эти делались для разных режимов, позволяя быстрее выходить на оптимальный вариант.
Каждый здесь убеждается: всякой конструкции оправки соответствует строго своя, оптимальная плотность тока. Для гильз ДВС, 1,5 см3, например, она составляет 45 А/дм2 при температуре 50°С. Скорость осаждения чистого хрома при таком режиме примерно 0,04 мм/ч.
После хромирования гильзы подлежат обязательному кипячению в течение .1-1,5 ч в большом объеме (2-3 л) воды, лучше дистиллированной. Затем их на 2-3 часа помещают в сушильный шкаф, где в это время поддерживается температура 120-130°С. Последнее важно для гильз - из БрБ-2 и алюминиевых сплавов. И особенно - для стальных деталей: поршневых пальцев, коленвалов, золотников.
По окончании хромирования следует обычно механическая обработка, шлифование и окончательная доводка детали (изделия).
Я прочитал много книг и статей по этому вопросу, делал детали до армии (пока работал на заводе (взял там тэны Термодатчики реактивы прочую билиберду )), а как пришёл попробовал нихера не идёт. На заводах реактивы не те они их постоянно обновляют, эти товарищи в химической промышленности не дремлют нифига и это есть хорошо. Я думаю проще найти того кто в этом шарит со здоровьем лучше не шутить, не скажется сейчас, отзовётся потом.
Думаю,что самому сделать хромирование действительно спожно.На сайте www.gaz21.ru есть предложение по хромированию
Хотелось бы почитать что-нибудь попроще, если честно. Я нифига не понял, ве6дь не все же химики. Я не понимаю формул, по химии был тройбан с натягом :). Хотелось бы статью, где все разложено по полочкам- где взять, как измерить концентрацию и т.д.
Похоже скоро здесь пол магнитки соберется(и я тоже). Так что там с СУПНР хромируют или нет и какие размеры берут. Может еще кто-нибудь что знает. Поделитесь
У меня отпало после всех отзывов... Статью читать не буду. Буду искать завод.
ZoRG я тож из Магнитки. С ММК реально х.р че вынесешь. Знакомый отдал кенгурятник хромировать в какую-то контору возле СУПНР. Как че подробнее узнаю, сообщу... А после прочтения статьи у меня желание хромить самостоятельно, отпало.
были бы деньги и руки из нужного места.как говорит мой друг горшки не боги лепят.
были бы деньги и руки из нужного места.как говорит мой друг горшки не боги лепят.
Конечно проще отнести детали на завод, но вот ту-то проблемка есть, я из Магнитогорска, у нас металургический комбинат-один из крупнейших в мире. Но пронести туда левую деталь-безполезно! Никому ты там нахер не нужен со своими вилками, те мболее за бутылку водки! А вообще, что мы тупее тех же инженеров которые этим занимаются? С этим хромированием у всех бошка болит, мне кажется-это уже дело принципа.
после таких отзывов я думаю , что у меня весной из подвала выедет крашенный чопп
А Вы ребята ручками работайте!!! Хром - это дело такое...
Оно конечно проще и быстрее отдать деталь на завод, чтоб тебе ее там быстро и без проблем нет, но в моем случае, например, проблема состоит в том, чтобы этот самый завод найти, потому что у нас их поблизости и нет них"№на. Как в этом случае быть?
Лучче на завод отдать и гимору меньше, и качество лучче, да и в результате по деньгам немного потеряеш
а мож кому правда пригодится??? и здоровья не жалко.
Почитали подумали и делать это по моему безполезно т.к. не фига неполучится в большинстве случаев. Помучившись все все равно идут к дяде Васе и хромят на заводах
Зачем ?? , вот вопрос , зачем самому то ??? Есть такие дядьки волшебные , на каждом заводе тех остнастки , очередной дядя Вася , Коля , женя , итд . Захромирует те всё за литр водки , ... НАИВНЫЙ!!!!!!!!!! Увас может и так,а у насДеталь занести-400р., вынести-400,,хром-300,сам готовь (полируй),а хромируют.....Если-бы не Отец "Штирлиц"-сказал как хромируют!!! Качество нержавейки полированой 100-й шкуркой.
настоятельно рекомендую всем заинтересовавшимся прежде ознакомиться со спецлитературой,
напр. "Краткий справочник гальванотехника" А.М.Ямпольского и В.А.Ильина,а то велика вероятность
того, что изведя тонны хромового ангидрида и времени не выйдет ни х.я.
Все это гуд, но настоятельно не рекомендую проводить эти операции в гараже, а тем более дома.
Это производство БЕЗУМНО вредное... подумайте о своем здоровье и окружающих....
Да и не получится нифига в 99% случаев...............
ну не все-же такие лентяи как мы... %)
Мораль сей басни - если хотите попробуйте проделать это на практике.
Рабочие плотности тока высокие-15-25а\дм,плюс необходим толчок тока вначале процесса
превышающий расчётную плотность в 2 раза,t 52-56гр.На заводах ванны по 650 л,выпрями-
тель тока3-х фазный минимум 650 ампер,и то явовское крыло внутри покрывается с трудом.Без вытяжки работать не вариант-выбросы из самых вредных,так что дело не только
в лени,хотя и не без того...
а химический никель ж можно,кто как думает?вроде и блестит тоже красиво и твердость нормальная, процесс попроще да и на здоровье меньше влияет
Нормальная твёрдость достигается последующей термообработкой 2часа,t-180-200гр, и строго
соблюдать зависимость между объёмом раствора и площадью покрываемой поверхности.
да про термообработку знаю,можно ещё 400 гр в течении 1ч
да про термообработку знаю,можно ещё 400 гр в течении 1ч, термообработка ещё и адгезию повышает в разы