Реставрация: Мотоцикл М-52 (1958)
Вчера наконец закончил, свой М-52, 1958 года.
В конце прошлого года, правда, уже пытался выложить здесь фото но реакции не было, мотоцикл был не до конца закончен, поэтому тогда тему снёс.
Вся работа заняла три года. По данным ирбитского музея М-52 был выпущен в количестве 678 шт, включая и спортивные машины.
Машина очень приятна на ходу, идёт легко, прочно "сидит" на дороге.
Специально для неё пришлось восстановить гос. номер серии ЛФ, соответствующий 1958 году. Как назло у меня в коллекции номеров, было всего два номера этой серии, поэтому, оставив один в "фондах", пришлось потратить массу времени на восстановления весьма плохо сохранившегося номерного знака. Но для фото и экспозиции, по-моему, жёлтый номер даёт очень многое.
Конечно на дороге с ним не покажешься, но в экспозиции музея будет стоять с ним.
Сейчас начну заниматься официальной регистрацией.
.
zund, очень хороший экземпляр. Возможно увидеть этапы реставрации?
Супер! Красавец мотоцикл!
zund, а М-52 с алюминиевыми тормозными барабанами шел?
Колеса-то больно на Днепровские похожи.
Скажу наверное банальную вешь - мне нравится.
Цвет родной?
Zund, а ни чего, что шильдик на болтиках? У Вас в Латвии к этому не цепляются? У нас сразу экспертиза и т.д..
А вообще - поздравляю.
Здорово! Очень красивый мотоцикл. Жаль, что такая маленькая серия была.
Messer, днепровские ступицы, как и многие "киевские" разработки, были придуманы в Ирбите и достались КМЗ вместе с докумениацией на м-72.
На м-52 были разные типы колес, такие в том числе.
Кстати на м-61/62 тоже иногда шли алюминиевые ступицы, внешне похожие на днепровские, но другие.
красивая машинка... Как, впрочем, и все первые верхнеклапанники
незна что ирбитоциклах применялись такие колёса
усатый, спорты 52 были самые разнообразные. Были и с маятником, и разной степени одетости в обтекатели.
Постараюсь ответить на все вопросы по-порядку.
Цвета я не придумывал. В таком окрасе мотоцикл был представлен на оригинальном проспекте. Вот пересъёмка этой фотографии:
Алюминевые ступицы колёс были разработаны в Ирбите несколько раньше, чем они пошли в серию на КМЗ. Изготавливали их в экспериментальном цеху и массовой продукцией они, к сожалению, не стали. Часть М-52 комплектовалась металлическими ступицами. Алюминевые ступицы на ИМЗ делали нескольких видов, были варианты с выфрезерованным пазом под пресс-маслёнку и были без неё. Был ещё один тип ступиц, которые шли на экспериментальные машины и на М-52 в том числе. М-52 с номером двигателя "012" с такими ступицами хранится в ирбитском мото музее.
Одним из отличий алюминевых ступиц ИМЗ от КМЗ является меньшее число рёбер усиления внутри барабана. На фото это видно:
Мотоциклы были выпущены небольшой партией, и, в основном, были проданы в ближайших к заводу регионах. Этот факт подтвердили в музее ИМЗ. Сделано это было для удобства принятия возможных рекламаций. Машина была новой.
Мой мотоцикл попал в Латвию через мотогонщиков, которые часто в то время ездили за техникой в Ирбит. Этот мотоцикл привёз один из наших мотогонщиков и успешно его съездил. Потом мотоцикл был разобран, часть деталей потеряна, цилиндры вообще пришлось откапывать в саду из земли.
Что касается этапов реставрации, то тут всё как всегда. Вот так 9 апреля 2006 года после первой пескоструйки выглядело начало:
видны заломанные уши верхних стаканов.
Вилка кроме громадного износа, имела сильный изгиб нижних стаканов, это видно на фото даже невооружённым взглядом. На восстановление её ушло почти два месяца.
Переднее крыло тоже было далеко от идеала, там где были накладки усиления металл сгнил. Пришлось вваривать новые фрагменты и потом приваривать обратно усиления на такое же количество точек сварки.
Вот так это выглядело после восстановления:
Важно было укомплектовать машину правильными мелочами, соответствующими году выпуска. После некоторых поисков удалось найти генератор с годом выпуска соответствующим машине. Руль постепенно укомплектовался манетками и ручками. Ручка газа и рычаги все "свои", их потом некоторое время ещё ставили на М-61.
Свеча задней подвески, к счастью, пришла вместе с мотоциклом. Клеймо на ней подтверждает то, что это деталь 52-й машины, а не 72-й:
Довольно много пришлось повозиться с выпускной системой. Чертежи выхлопа по моей просьбе прислал Александр Буланов из Ирбитского музея. Трубу легче было сделать из двух частей, задний изгиб заказывал отдельно в Германии, там где обычно делаю все выхлопные трубы. Ну а сам глушитель делали сами.
Вот момент выстановки выхлопа:
Потом, постепенно по мере сборки, машина готовилась к первому выезду. Завели её первый раз под новый год 30 декабря 2007. Потом немного поездил "в грунте". Устранили некоторые "косячки", которые неизбежны при таких работах. Обкатывать пришлось ещё на К-шных колёсах, родные были ещё не собраны так как долго ждал заказанные спицы.
На этом фото видны "поиски" покрышек. дело в том, что на М-52 в оригинале ставились покрышки 3,50 х 19. Спереди стояла спортивная резина с продольным протектором, а сзади очень интересная советская резина с протектором по типу Барум. Я попробовал поставить современный Митас (аналог Барума)назад и АVON-спорт вперёд. Было похоже, но визуально эта резина оказалась меньше чем оригинал, поэтому пришлось поставить назад Heidenau 3.50 и вперёд его "родную" спортивную советскую. Покрышки Heidenau как раз имеют высокий профиль и идеально соответствуют по высоте и внешнему виду тем годам. Да и дорогу держат прекрасно, чего не могу сказать о Митасе, на мощных сольных машинах задница очень нестабильна.
Шильда на этих машинах всегда в оригинале крепилась на винтах.
В работе над этой машине мне помог материалами Александр Буланов, а деталями Лейтенант из этого форума. Спасибо им за помощь.
Прекрасная работа, не устаю восхищаться.
Спасибо!
zund, чем отличаются рамы М-52 и М-62?
Кронштейнами крепления сидения, сигнала. профилем вертикальной подседельной перемычки, аккумуляторной площадкой.
Поздравляю!
Лёша, машина класс!! Поздравляю!
Достойный аппарат.
Алексей, я где-то читал, что на 52-ке стояла ручка газа под один трос, с последующим "раздваивателем" , а на Вашем мотоцикле, ручка газа с двумя тросами. Где истина, или имели место оба варианта?
Сергей, так у меня и стоит с одним тросом и разделителем, просто на обкатке до окраски проще было поставить ураловскую, но это был временный вариант.
На этом фото видна ручка под один трос.
Я заметил еще одно отличие.
У М-52 отсутствуют усилительные косынки в задней части рамы.