ОТ ВОЛГИ ДО ОКЕАНА. В ОДНУ КАСКУ
Вот уже почти год прошел с окончания моего необыкновенного путешествия по России на мотоцикле. Время скоротечно, забылись многие события, однако некоторые моменты врезались в память на всю жизнь.
Обещал куче народа выложить этот рассказ, как только закончу путешествие – но никак не получалось дописать и собрать все фотографии. Несмотря на все это, думаю, мое повествование не утратило актуальности, и поможет кому-нибудь сделать первый шаг.
Когда ты живешь в городе, спишь в теплой кровати, ходишь на работу - и всё как у всех, то временами сложно представить, что это случилось с тобой. Дождь, грязная дорога, нервы на пределе, ты и мотоцикл по дороге в неизвестность…
Часть первая. Волгоград – Иркутск.
23 августа, четверг. Старт
В 3 часа ночи я покинул родной город Волжский, Волгоградской области и отправился в мотопробег Волгоград – Владивосток. Такие путешествия случаются не часто и их к чему-нибудь стоит приурочивать. Свой мотопробег я посвятил грядущей 65летней годовщине разгрома немецких войск под Сталинградом.
Со школы мечтал страну свою проехать на мотоцикле. Однако дальше Уральских гор бывать не приходилось(и то автостопом), поэтому свой Днепр Мт10-36 подготавливал методично и долго – дорога дальняя и преодолевать ее придется одному – как не пытался найти попутчика, никто не отважился на такую авантюру!
Перед самым отъездом поменял поршневую и, дабы не терять времени, решил обкатать байк в пути, но из-за нестерпимой жары в Нижнем Поволжье подумал ехать по первой ночью, а днем отдыхать. Так как располагал сравнительно небольшим бюджетом, который не предусматривал ночлег, питание и ремонт в предназначенных для этого местах, то все необходимо для мотопутешествия: палатку, каремат, походный котелок, примусок, немного одежды и запчастей для мотоцикла разместил в боковых сумках и рюкзаке.
Помимо всех свободных летних вечеров проведенных в гараже, поездке предшествовало и не мало ночей проведенных в интернете – поиск вписок по городам на случай ремонта.
Однако груда всякого рода мелочей никак не давала сделать старт (планировал поездку на начало августа). Тогда, чтобы сдвинуться с мертвой токи, я остриг свои дреды – высвободил массу энергии, и уже на следующий день выдвинулся в путь.
И вот я на трассе Волгоград – Саратов. Медленно двигался всю ночь, с остановками (мотор сильно грелся) вплоть до 10 утра, проехав Камышин, прилег отдохнуть на арбузных полях. Днем очень жарко, подремав часов до шести вечера, снял редуктор – через верхний болт крепления крышки к маятнику (редуктор ураловский), стало подтекать масло, растекаясь по ободу колеса. Замазал герметиком и поставил обратно, и в половине 9ого вечера, отужинав чудесной ягодой, выехал с арбузных полей в сторону Саратова.
Вновь катил всю ночь, сильно хочется спать, энергетических напитков хватает минут на 40. Под монотонный рокот мотора на пустой дороге глаза сами закрываются, вздрогнешь, когда почти уже вылетаешь на обочину или на встречную полосу (в этой ситуации хорошо помогают бодрящие пощечины – приходишь в чувство!).
Ночью пару часов потерял на развязке Саратов – Энгельс, ранним утром долго возился с примусом, пытаясь сварить гр*****й утренний кофе. Прохладно, одел перчатки.
24 августа, пятница
В районе 9 утра недалеко от Энгельса делаю привал. Мне не повезло: кругом выжженные поля, леса нет поблизости, а проехать дальше уж нет сил. Поставил палатку на поле у стога сена, сложил туда все вещи и лег (одному в этом плане сложно - необходимо чтоб и байк стоял рядом и все вещи были в палатке). Однако через час-другой дремоты чувствую, что палатка превращается в духовой шкаф. Я валялся и обливался грязным потом, задыхаясь, вода закончилась. Надо как следует выспаться, а я не могу заснуть, кручусь в полудреме полубреду. Попробовал вылезти и переставить палатку, но не смог, просто не куда, а на солнце все 50, меня заколбасило. Последняя надежда уснуть под MP3-плеер, рухнула, он сломался. Я в бешенстве: в ночь ехать, а я так и не отдохнул, грязный, в пыли и липком поту, весь день ничего не ел.
Вечером выехал, по пути искупавшись в Большом Карамане - немного снял усталость.
25 августа, суббота
К утру добрался, по – моему, до Малоперекопного (недалеко от Пугачева). Встал на привал у речки, искупался, поспал, зашил рюкзак и к ночи выдвинулся. Проезжая Пугачев- ощущение, что это какой - то город – призрак: трасса проходит сквозь него, но указатели запутаны, направление движения определяешь, лишь ориентируясь на мрачные фигуры, выскакивающие на разбитую дорогу, как мотыльки на свет фар, с выставленной вперед картонкой «Ночлег», уровень жизни здесь явно низок.
26 августа, воскресенье
Добрался до Самары, пора произвести Т.О., для этого надо было связаться с местными, найти гараж. На одной из центральных улиц остановился у «Евросети», купил симку и принялся обзванивать самарцев с «оппозита». К моей досаде из кучи номеров мне ответила лишь одна Trish, которая в принципе, помочь особо не могла. Однако ответил телефон некоего Димы, с ним я лично не списывался, кто - то с сайта его номер сбросил. Поговорив, записал его адрес и направился к Загородному парку, поплутав немного по улицам, нашел его дом.
Хозяином оказался чувак лет 35ти, отдыхавший на даче с маленьким сыном. В гараже у него стояла пара «уралов», на которых он возил моторку на рыбалку. Отрегулировав клапана и промыв воздушный фильтр, стал думать чтобы сделать с боковой подножкой: швеллер к которому она крепилась оказался тонковат, подножка выгнула его настолько, что байк почти заваливался на котел. Благо у Димы имелась сварка, и он владел ею. Мы выгнули швеллер и присобачили к нему ребро жесткости.
Из-под свечки на правом цилиндре, в результате образования коррозионной раковины стали пробивать компрессионные газы, Дима подогнал мне свечу старого образца без кольца, с конической частью после резьбы, и все стало в порядке, на ней я проехал 4тысячи км.
Поблагодарив Диму за помощь, часам к шести вечера поехал к глазной больнице, на встречу с Евой, подругой Кубика, и только хотел покататься с ней по городу, как вдруг случился конфуз. Впереди идущая «десятка» резко затормозила перед пешеходом и, выворачивая, я чиркнул дугой ее бампер и крыло. Отправив Еву, принялся разбираться с Ахмедом, водителем машины. Он предложил возместить убыток на месте (оценив покраску в шесть тысяч), я отказался, и мы вызвали ДПС. Прождав часа два, а потом и до темноты, мы так и не дождались гаишников, хотя по телефону девушка говорила, о том, что экипаж давно выехал. Чувак сказал, что для Самары это обычное дело. Он был с подружкой, и не выдержав ожидания уехал, поняв, что с меня денег все равно не дождешься.
Стемнело, настроение было подпорчено, я решил ехать прочь из этого города. Но едва покинул Самару, как сгорела лампа в фаре, да и движок почему – то стал захлебываться. При свете столба освещения выставил зажигание, поменял лампу, но она тут же сгорела. Вот в рот! На габаритах съехал с трассы на холм, и заночевал на пенке. Тепло.
27 августа, понедельник.
Выехал поздним утром, остановился в районе Камышлов, на моем «нулевом» счетчике круглая цифра – первая тысяча км.
На трассе купил пару ламп для фары. В небольшом подлеске прилег, разослав всем друзьям сообщения о первой пройденной тысячи(когда ты не выезжал на мотоцикле дальше ста километров, эта цифра выглядит весьма значительно). Затем с помощью гайки и головки от спицы колеса, отремонтировал оборвавшийся трос переднего тормоза, моя пайка оказалась ни к черту.
Написал в Уфу Розе - молчит. У Кубика номер отключен – значит в Уфу заезжать не буду.
Вечерком выдвинулся. По дороге на Уфу пересекаешь Самарскую область, Татарстан, Оренбургскую область, а потом только Башкирия. Проезжая местность до г. Октябрьского и после него, вспоминал события трехлетней давности – мой несостоявшийся автостоп на Байкал и знакомство с Кубиком.
Здесь, в предгорьях Урала, степь уступила место холмам и горкам, по которым очень весело ехать на мотоцикле.
Ночью, не доезжая Уфы, свернул с трассы и решил немного отдохнуть на каремате в лесу. Но не тут то было, едва прилег, как меня атаковали комары, про которых уже успел забыть в наших степях. Да и холодно здесь. Надел накомарник и почти уснул, как вдруг полил дождь, и чем дальше, тем сильнее. Кругом вязкая грунтовка, смоченная недавним дождем, и чтоб не застрять в ней по утру, решил выбираться на трассу.
28 августа, вторник.
Рассвело, под мелким дождем проехал километров 80, езда не очень приятна – от машин забрасывает грязью и все время приходится протирать очки. Выехал на трассу Уфа – Челябинск. Первые 50 километров дорога представляет собой буквально две колеи, продавленные в асфальте фурами. На мотоцикле по такой дороге двигаться достаточно опасно.
Не доезжая Сима, почувствовал, что меня опять клонит в сон, надо было срочно отдохнуть. Съехал с трассы в лес, грунтовку всю развезло от дождей. Помесив грязь, нашел более - менее сухую полянку, пару часов подремал, сварил кофе и двинул дальше, опасаясь грозы. За Симом остановился, чтобы поднять иголку в карбюраторе, мотору в гору явно не хватало.
Уже вечерело, выдвигаюсь в ночь. Где – то в районе Юрюзани решил остановиться погреться на стоянке, так как замерз. Проехал одну, другую – все какие-то не понятные, без машин, без света, наверно заброшенные. На следующей увидал машину и притормозил. Ко мне из темноты подвалили три типа, и принялись расспрашивать - откуда, куда, про мотоцикл. Потом вдруг, один заявляет, что дороги, дескать, здесь платные и проч. Я кое-как от них отвертелся, завел байк и укатил подобру поздорову.
Добравшись до нормальной стоянки, долго пил чай в кафе, погода портилась, небо затягивало. Чувак на газели сказал, что в Симе уже гроза. Пошел мелкий дождь, и я рванул, в надежде, что получиться уйти от грозы – т.к. на западе небо было еще чистым. Как назло стала подмигивать лампочка давления масла, подумав, что уровень мал, остановился, чтоб долить масло (как оказалось позже, дело было совсем не в масле, давление давало о себе знать всю последующую дорогу).
И тут меня махом накрыло! Сильнейший ливень и ветер - за 2 минуты вымок насквозь, не успел надеть дождевик, разорвало ветром. Ботинки полные воды, штаны – выжимай, лишь куртка не промокла.
Как назло, я был на подъеме: по обе стороны от дороги крутые холмы, съехать куда- либо нет никакой возможности! Оставалось лишь мокнуть на обочине. Оценив обстановку мне пришла в голову мысль попытаться проехать чуть-чуть под дождем, в надежде добраться до какой – либо стоянки или другого укрытия. Завел мотоцикл, тронулся, видимость несколько метров, но вновь налетевший ветер потоками воды прибил на обочину. Я был в ярости и отчаянии! Проводка могла замкнуть, накроется генератор и приехали!
Расчехлив дорожные сумки, я укрыл мотоцикл парашютом - тентом, достал прорезиненные штаны и каремат. Сняв мокрые башмаки, прямо на грязной обочине у мотоцикла я расстелил пенку и сел на один край, сложив под себя ноги, другим краем накрылся, и, прислонившись к байку, стал ждать утра. У меня даже получилось чуть-чуть задремать, очнулся же от грохота собственных зубов, в какой-то момент мне показалось, что они разобьются друг об друга, просто не мог их остановить!
К тому времени дождь почти закончился, я попытался прийти в чувство, выскочил на шоссе и принялся прыгать и плясать брейк, чтобы согреться.
Светало. Появились первые машины, проезжая они обдавали меня грязным душем из- под колес. Кое-как собравшись и одевшись, я с недоверием и надеждой посмотрел на насквозь вымокший драндулет, дернул кик…завелся! Прыгнув в седло и тронувшись, я ощутил себя замерзающим роботом. Какова же была моя досада, когда преодолев метров 300 и оказавшись на вершине подъема, ( и как следует выругавшись) увидал стелу на развилке с надписью «Златоуст», где я мог бы переждать грозу более комфортно.
29 августа, среда.
Накануне я созванивался с давней подругой Кэт из Миасса, и чуваком с «оппозита», у которого хотел подкрутить гайки, теперь же добраться до города, в связи с моим теперешним состоянием, стало еще актуальнее!
По дороге от Златоуста до Миасса проезжаешь знаменитый географический столп, символизирующую разделительную полосу между Европой и Азией, кстати говоря, состояние последнего оставляет желать лучшего – грязь и мусор украшают его.
Ранним утром, замерзший и уставший, я достиг города. Миасс странный город: в центре, на ряду с запретом на движение грузовому транспорту, такой же запрет и для мотоциклов – подобного я не встречал нигде!
Однако нужный дом (Кэт переехала) найти никак не удавалось, остановившись в одном из дворов, я позвонил ей, сказал, что скоро буду. Рядом сидел мужик на лавке, который объяснил, как добраться до нужного мне дома, и вот там-то, на радостях, я скорее всего и посеял свой мобильник, спохватившись о нем лишь вечером.
У Катерины я наспех развесил сушиться мокрые вещи и лег поспать, байк оставил под окном. Во сне вспышками мелькали прошедшие события мотопробега, делом не отдохнув, я поднялся – надо было определять мотоцикл.
Созвонился с Хэлдом (парень с «оппозита»), объяснил, в какой части города нахожусь, через некоторое время за мной приехали Макс и Миха на уралах, пообщались, поехали к Лехе в гараж, где я по - быстрому осмотрел Днепра; затем мы съездили и помыли байки.
Договорившись встретиться вечерком, отправился назад к Кэт, куда должны были подтянуться остальные мои миасские знакомые, с которыми не виделся два года. Поболтав, поехали купаться на Тургояк, благо погода позволяла.
Ближе к ночи я созвонился с челябинцами, те обещали встретить. Мне подогнали телефон с разбитым дисплеем, и на утро я готов был катить дальше.
30 августа, четверг.
К обеду Макс проводил меня из города, и я двинул на Челябинск. Доехав до поста ГАИ, на въезде в город, созвонился со Спрингером (телефон отстой, номер удается набрать раза с десятого), он обещал быть чуть позже.
Подъехал Игорь на «Волке», побеседовав с ним о своих неприятностях – утере сим-карты, дырявом бензобаке(протерся сварой шов в месте соприкосновения с рулевой колонкой), откуда нехило капал бензин.
Мы решили сперва заехать в центральный офис «Мегафона», а затем к нему на работу в военное училище.
В Челябинске жуткие пробки ( к номерам машин приписана единица), лавируя между машини за Игорем, я несколько раз заглох – опять обгорели контакты в замке зажигания. В «Мегафоне» помочь с восстановлением номера не смогли, а в училище Игорь договорился на завтра о ремонте.
Поехали ночевать к нему домой. Спрингер работает системным администратором в Челябинском автомобильном училище, сам по себе живчик – все время покупает и продает старые совкоциклы, или переделывает их.
31 августа, пятница.
Последний день лета, а я только на Урале!
С утра поехали в училище, там Спрингер дал мне в помощь пару солдат и своего друга старлея Алексея, а сам занялся своими делами. Мы сняли и запаяли бак, поставили на место, однако все равно подтекает, времени снова паять у меня не было, (после обеда хотел продолжить путь) и потому залепил дырку холодной сваркой. Заодно подтянул рулевую, почистил замок зажигания, а солдат Роман изготовил мне на станке удлиненный маслоприемник для маслонасоса, который я поставил лишь в Омске.
Отметил, что институт хорошо финансируется : новенькие Камазы, и станки 2006 года выпуска, на которых можно изготовить все детали для чоппера, и на стендах отрегулировать как часы!
К обеду закончили, ребята снабдили меня маслом, а Спрингер проводил до выезда из города, за что ему и спасибо.
Уже в сумерках я проехал Курган, недалеко от дороги, в березовом подлеске, разбил лагерь. Позвонил одному из друзей домой, тот завтра уезжает на юга, в Крым, там море и тепло, а моей палатке ночью было холодно!
1 сентября, суббота.
После Петухово гаишники посоветовали идти в объезд через Ишим, а не через Казахстан. Свернул на Е30: местность кишит озерами, дорога пустынная, а недалеко от Частоозерья в зеркале заднего вида заметил парящий чемодан, вот те на! И хорошо, что сзади не было машины!
Гр*****е ремни окончательно порвались в месте скрепления заклепок. Сняв с пояса свой солдатский ремень я пустил его дело. Еду, а сам все время оглядываюсь на чемоданы, дотянули бы до Омска!
Недалеко от Ишима трассу ремонтировали, медленно по пыли, двигался по отрезкам с крупным щебнем, а объезжая один из таких участков через деревню, встретил зему: мужичонка двенадцать лет как уехал из Волжского, жил почти рядом с моим домом. Обрадовался, спрашивал что и как дома. Вид у местных жителей не очень, видно, что живут бедно и бухают, зарплаты низкие, зато хлеб дешевый.
За Ишимом вновь загорается лампочка давления, меня это выводит из себя, не могу понять, в чем дело! Останавливаюсь, промываю датчик, тот же результат. Пока валялся на травке, подъехали «мусора», справились что и зачем, посоветовали впредь так не лежать – дабы не вызывать у проезжающих автомобилистов опасений за мое здоровье!
Созвонился с Шершнем из Омска, сказал, что подъеду к часам 10 вечера, он обещал встретить. Но из 600км, которые надо было пройти за день, к вечеру оставалось еще 200, а мое левое плечо окончательно онемело от рюкзака. Прибавляю газ, но понимаю, что в Омске буду лишь ночью.
По дороге проезжаю Тюкалинск, у меня есть адрес чувака, но уже поздно, и решаю все-таки добираться до Омска, несмотря на адски уставшую спину и зад, и как оказалось правильно, так как Денис был в это время в Омске, где я с ним и встретился позднее.
На заправке у Малиновки, пытаюсь дозвониться до Паши, но телефон тормозит. Одалживаю трубу у парня на мерсе, но результат тот же, абонент не доступен. Ну, думаю, парни не дождались и свернулись. Тогда я решил уже не торопиться. Время к полуночи, останавливаюсь в кафе, планирую добраться до поста ГАИ перед въездом в город и там дождаться утра.
Часам к двум ночи подъехал к посту, объяснил гаишникам ситуацию, но ночевать на посту у них не положено, а до утра далеко и холодно и моросит мелкий дожик - я стал присматривать местечко для палатки недалеко от поста. Как вдруг, обратил внимание на то, что телефон иногда пиликает, как будто поступают сообщения (как позднее оказалось мой баланс был на нуле, и дозвониться до меня не получалось), тогда встав под яркий фонарь и наклонив разбитый дисплей под углом, рассмотрел - действительно приходят сообщения «Ты где…» и проч. Ага, значит парни меня до сих пор ждут! Но только где?
У мента спрашиваю телефон, он просит подождать пару минут - проверяет очередную машину. И только я подошел к мотоциклу, как слышу, сзади останавливается машина, и голос: «Так вот ты где! Ну наконец – то нашли!» Оказывается, чуваки все это время колесили по дороге в поисках пропавшего мотоциклиста! Что говорить, был приятно удивлен. С эскортом въезжаю в город. Оставив байк в гараже у Сергея, иду к нему ночевать, время 5 утра.
2 сентября. Воскресенье.
Часам к 11 выдвинулись с Серегой на местный рынок, где я приобретаю заготовки для ремней к кофрам, пуховые носки и стельки в башмаки, как – никак Сибирь! Там же всего за 15 рублей Серега приобретает эксклюзивный бак от «Ковровца» с зайцами, думает приделать его к своему Уралу, на который также изобретает инжектор – парень работает инженером электронщиком.
Мне хотелось побыстрее все сделать, и возможно, к вечеру двинуть дальше, однако задержался дольше у гостеприимных омчан.
Мы отправляемся в гаражное общество «Мотор 63» к Павлику. У него Урал с кучей примочек(не работает), и кавасаки Zx-10, чуть - чуть битый, недавно приобретенный через компанию «Мотомир». Чувак он прошареный – принялся разбирать «японца», искать причину, отчего не работает генератор, заодно латая треснувший пластик. Я же, в свою очередь, хочу поменять резинки направляющих толкателей, так как несмотря на то, что ставил новые, они растрескались, деформировались и текли.
Пока туда сюда, наступил вечер, парни замутили шашлычок, и мы порешили доделать мотоцикл завтра. Ночью от Сергея пишу всем друзьям письма, и шью ремни для кофр.
3 сентября, понедельник.
Сергей берет выходной, и мы опять в гараже. Я чищу нагар с головок, которого очень много, ставлю старые резинки на герметик, меняю кардан (Паша снял со своего Урала), на котором съело шлицы( более 500 км проехал на полувылезшем из резиновой муфты кардане), оказывается, дома я поставил его не той стороной! Меняю тормозные колодки: одна накладка, мною клепанная, развалилась, ставлю удлиненный маслоприемник. Ну и так, по мелочам. В это время Денис из Тюкалинска и Сергей приладили ремни к моим походным чемоданам. Незаметно прошел еще один день.
Еще в Челябинске стала иногда недовключаться 4ая передача, решаю коробку пока не разбирать, но на всякий случай приобрести диск переключения и вилку.
4 сентября, вторник.
Сергей уходит на работу, а я с Пашей отправляюсь на рынок запчастей, где приобретаю диск и вилки (совковские), всего за 150рублей.
Вернувшись, регулирую карбюратор, а к обеду Паша провожает меня из города.
Западно – Сибирская равнина очень напоминает наши степи, только кругом тоненькие березки и много болотц, а придорожное кафе, в котором остановился - советскую столовую и цены прямо – таки демократические. Ночью добираюсь до Барабинска, ночую в поле – сыро и холодно!
5 сентября, среда.
Проснувшись утром, начинаю обзванивать новосибирских мотоциклистов, но из всех номеров ответил лишь один Рома «Вождь», номер которого до кучи мне кто-то скинул с «оппозита», на вопрос о том, чтоб меня встретить, уклончиво говорит о занятости, но обещает помочь, когда доберусь до Новосибирска.
Вопреки ожиданиям дорога до Новосибирска оказалась вполне нормальной, без больших ям и кочек. По пути встречаю немцев на старом «Опеле», они держат путь до Китая.
Часам к 5-6ти вечера добираюсь до поста ГАИ у въезда в город, звоню Роме. Ссылаясь на занятость, он скидывает мне телефон президента местного байк-клуба, Виктора.
Набираю номер последнего, объясняю ситуацию, он говорит, что за мной скоро приедет чувак на красной «Ямахе». Парень, однако, приехал лишь часа через два: стормозил и искал меня в другой части города, его тоже зовут Витя.
К президенту мы добрались, когда уже окончательно стемнело, это оказался худой, волосатый металлист с костылем в руке. В доме, где располагался байк-клуб царил беспорядок, на что Виктор ответил о будущем ремонте. Попив чай в его берлоге, мы решили, что подкрутить гайки я завтра поеду к «вождю», а переночую у Вити встретившим меня.
Президент предложил мне остаться в городе до выходных, на которых планировался «дрэг – рэйсинг», покатушки на мотоциклах, пьянка за городом, на что я ответил отказом, ссылаясь на время, которое поджимало.
6 сентября, четверг.
Утром с Витей поехали за резинками направляющих штанг, одна из которых вообще порвалась, затем отправились в гаражное общество «Нива» к Роману. У него там располагается большая мастерская и пара гаражей, на одном из которых красуется памятник мотоциклу.
Рома вместе с напарником занимаются кастомайзингом и ремонтом отечественных и японских мотоциклов.
Я заменил резинки, подтянул все узлы, поговорил с Романом о проблеме с давлением масла, он сказал, что возможно дело во вкладышах, маслонасосе или редукционном клапане. На всякий случай я решил поменять датчик давления, который скрутил с убитого движка Зиппыча, оставленного им у «Вождя» в гараже. Однако замена датчика давление не подняло. При езде по трассе 60 км/ч все нормально, однако при увеличении оборотов, продолжительной поездке по городу, лампа стабильно загоралась, давление падало. Несмотря на это, вечером планирую выдвинуться дальше.
На 18 часов в мастерской у Ромы было назначено собрание мотоклуба, подъехало человек 8 народа, стали разговаривать о мероприятии на выходных, подъехал и Витька на «Ямахе», который уговорил меня отложить поездку до завтра, а хромой президент написал мне телефоны кемеровских корешей.
7 сентября, пятница.
Витя провожает до выезда из города, на дорогу в Красноярск. К Кемерово, столице Кузбасса подъезжаю после обеда, решаю не терять времени, и не останавливаясь, двигать к Красноярску.
Проезжая Кемерово вижу суровые лица шахтеров, а многие люди торгующие на дороге или бредущие по ней, имеют неправильные черты лица; в воздухе взвесь угля, думаю, экология так повлияла на этих бедняг.
По этому растянутому, непонятно как застроенному городу довольно сложно передвигаться, из –за странных обозначений на дорожных указателях - 1, 2 и т.д., которые почему –то, потом меняются местами и непонятно, то ли ты едешь в Новокузнецк, то ли в Красноярск или еще куда!
Вечереет, я остановился за городом, движок сильно разогрелся, решаю ночью продолжить движение, чтоб утром быть в Красноярске.
Ночью холодно, дорога- то небольшие холмики, то «серпантин», и все время ослепляют левой фарой праворульные тачки, которых большинство.
Делаю остановки через каждые 40-50 км чтоб согреться и попить кофе. Планирую добраться до Мариинска и там поставить палатку.
На очередной стоянке кафе почему – то не работает, я разогреваюсь зарядкой, и трогаюсь дальше, дорога идет по холму. Но не проехал и километра как на крутом повороте, краем глаза замечаю - из обгоняющей меня машины что –то летит.
Бах! Бутылка разбивается прямо под колесами, мне повезло: стекло не пробило колесо и я резко не затормозил, а то бы вылетел с дороги. Медленно остановился, меня всего колотит от ярости, а тачка притормаживает где –то вдалеке, но ярость сменяет благоразумие – ночь, я один на мотоцикле, а у этих выродков может что и похлеще бутылок имеется. Разворачиваюсь и еду обратно на стоянку - подумать, что делать дальше, попутно озираясь в зеркало заднего вида и опасаясь следующего нападения.
Заехал на стоянку, никого нет - водилы спят в грузовиках, закуриваю сигарету, остываю, размышляю.
Через пару минут подъезжает милицейская машина, я общаюсь с ментами, объясняю им ситуацию. Номер машины я не запомнил, а менты же ищут какой –то «мерс» без номеров, они говорят , что километров в пяти есть кафешка и предлагают меня до нее проводить. Я только за и через некоторое время уже пью кофе в трактире «Ямщик», где и дописывал до утра свой дневник.
8 сентября, суббота.
Только стало светать, как я вышел из кафе и продолжил путь. Погода не очень – небо затянуто и моросит мелкий гадкий дождь. В Новосибирске меня стращали отвратительной дорогой до Красноярска, но на деле трасса вполне нормальная для мотоцикла, за исключением нескольких небольших участков.
Вообще, езда на мотоцикле очень приятна: всегда с удовольствием приветствую рукой или сигналю простым людям, проезжая деревни и поселки, особенно детям, им это нравится, а некоторые начинают бежать, крича и махая в след.
По дороге меня вновь обгоняют машины с немецкими номерами, на этот раз «Опель» с двумя женщинами притормозил на обочине за поворотом.
Водитель и пассажир вышли из машины и подали мне знак остановиться. Спешившись, я с удовольствием пообщался с ними на своем корявом английском. Одной оказалась энергичная бабуля, лет шестидесяти – Хейди, другая фрау лет тридцати – Эндри.
Как выяснилось, бабуля завзятая путешественница объездила почти весь мир на своих старых автомобилях, у нее автосервисы или что - то вроде того в Германии. По России маршрут их заканчивался в Улан – Уде, затем Монголия и Китай.
Сфотографировавшись и обменявшись координатами, мы распрощались, обещаясь еще увидеться на трассе или в Иркутске. Так получается, что почти все время, проводимое мною в городах, уходило на обслуживание своего рыдвана, а иностранки тратят его на осмотр достопримечательностей. Когда обзаведусь надежной техникой, буду делать то же самое, хотя в том и другом случае есть свои плюсы и минусы.
Уже недалеко от Красноярска, двигатель опять стал через - чур перегреваться и появились посторонние звуки в левом цилиндре, временами вдобавок что – то скрежетало. Мой план был добраться до Красноярска и там конкретно подремонтироваться – заменить вкладыши, притереть маслонасос и проч.
Километрах в 70ти от города, на заправке, я спросил у местного парня о том, где бы можно было подключиться к местной связи. На машине он проводил меня до поселка, я зашел в магазинчик запчастей, и продавщица подключила меня к «Мегафону» обещая, что активирует карту к шести часам вечера, как раз когда я доберусь до Красноярска.
Попросив телефон у чувака, дозвонился до Михаила, с которым списывался, и который обещал встретить. Но Михаил дежурил на работе, он лишь смог рассказать, как добраться до него. Так же попробовал связаться с местным байк клубом, но все оказались на выезде за городом. Оставалось еще немало номеров, которые я хотел обзвонить, когда доеду до города.
Через некоторое время я достиг указателя «Красноярск», дорога раздваивалась, одна шла в город, другая, наверное, была объездная.
Город окружают холмы, над одним из них парил паропланирист, как же я позавидовал ему! Остановившись на АЗС у развилки, я достал телефон, но сим-карта так и не заработала (за все время моего пребывания в Красноярске, подлая продавщица так не активировала ее).
Подумав, решил добираться сам к Михаилу - на заправке мне в общих чертах объяснили, как найти улицу Вавилова.
Малость полазив по городу, нашел нужное мне трамвайное депо, но вахтер пробормотал, что парень на мотоцикле уехал. Я спросил телефон у таксиста, набрал номер и сообщил Мише, что добрался. Через минуту из бокса вышел мужик лет шестидесяти, это и оказался Михаил, хотя по голосу казалось, что он молодой парень.
В застенках трамвайного депо у него собрана огромная (более 30штук) коллекция раритетных мотоциклов времен 2ой Мировой Войны - «Цюндапы», «БМВ», «ДКВ», «ХД», их он самолично (где – то приобрел) реставрировал до первозданного состояния, и при этом все на ходу.
Потребовалось бы как минимум пара дней, чтоб все как следует посмотреть и ощупать!
Я рассказал какие проблемы у меня с байком, мы послушали двигатель «шваброй», вроде бы ничего не гремело, по поводу вкладышей, он рассказал где можно приобрести.
Назавтра, с утра, ему требовалось куда-то уехать, взяв его телефон я принялся обзванивать оставшиеся номера, с целью найти более продолжительную вписку. Дозвонился до Макса, он пообещал подъехать и спустя некоторое время, приехали парни на Уралах, Днепре и К-750.
Познакомившись, прокатились по городу на набережную, присели в открытое кафе, было уже темно. Ребята угостили меня ужином, затем определили байк в гараж, ночевать я поехал к Максу.
9 сентября, воскресенье.
Пассажиром на «Урале» Димы, я прокатился по городу, купил дождевик. Так как день выходной, приобрести запчасти не получилось. Думаю подкрутить гайки и продолжить путь завтра.
В Красноярске довольно чисто, много молодежи занимается спортом – велосипеды, ролики и проч., город понравился мне.
Понедельник, 10 сентября.
Утром Дима проводил меня из города.
Моя следующая плановая остановка –Иркутск, но дорога не близкая, необходимо преодолеть более 1000км.
Уже после Канска асфальт стал резко пропадать, отрезки бездорожья появляются внезапно, и так же внезапно вновь исчезают. Ощущение, что с проселочной дороги выезжаешь на асфальт, и затем вдруг вновь оказываешься на грунтовке!
У Нижнего Ингаша Федеральная трасса М53 превратилась в убитую грунтовку с огромными ямами и буграми, сдобренную щебнем и кирпичом!
Планировал добраться до Иркутска за 2 дня, но понял, что в этот день никак не пройду 500км. Вплоть до Нижней Поймы дорога просто задница: был бы обычный грунт – еще бы ничего, а тут сплошь «собачьи ребра» плюс щебенка, мотоцикл трясет и вибрирует; моя подвеска ни к черту, еду стоя на подножках. Сперва полз на 2- 3 передаче, потом плюнул и не слезая с подножек на четвертой принялся лавировать меж препятствий, скорость около 40 км/ч.
Около двух – трех часов потерялся, свернув не на ту дорогу, а когда выехал к какому – то богом забытому поселку, то встречный алкаш, выпучив глаза, прокричал, что мне следует ехать в обратную сторону, а эта дорога мол, идет в никуда! Чертыхаясь, по ямам и ухабам я покатил назад.
Ориентироваться в этом месте «федеральной трассы» крайне сложно – кругом грунтовые дороги и отсутствие каких –либо указателей. Окончательно вымораживали дорожные знаки: ограничение по скорости 60 км/ч ( какие 60, тут бы 40 двигаться!) и знак «внимание кочки», появляющийся километров через 10 после их начала. В любом случае на мотоцикле по такой дороге быстрее, чем на авто: для одного колеса всегда, даже на разбитом асфальте найдется 20 см ровной полосы, стоит лишь успевать маневрировать, а будь еще подвеска на мотоцикле не такая дубовая, можно было бы преодолевать препятствия с меньшим дискомфортом. Пару раз занесло на щебенке, хорошо что какие – никакие дуги есть.
По дороге попались два немца на мотоцикле «БМВ» - парень с девушкой, немного пообщавшись с ними, выяснил, что в пути они с июля, двигались из Германии через Европу на Кавказ, преодолели Грузию, Азербайджан, затем Казахстан, теперь вот Россия, вплоть до Владивостока. Байк ни разу не ремонтировали, во как!
К вечеру добрался до Юрт, это уже Иркутская область.
Моя первая ночь в тайге. Накануне был дождь, дорога в лес размыта, потому заночевал недалеко то придорожного кафе, в соснах. Ночью озяб, жутко жалею, что не взял спального мешка.
11 сентября, вторник.
С утра погода не очень, легкий дождь. Зря не заправился в Красноярском крае, в Иркутской области бензин дороже почти на 4 ру*****, причем по дороге стоимость прыгает от 15. 50 до 19.10 рублей за литр АИ-80, такого разброса цен я еще нигде не встречал!
Опять пришлось немного поплутать: с дорог, которые ремонтируются и должны быть по идеи закрытыми, не сняты знаки, указывающие направление движения- приходиться возвращаться обратно. На трассе попадаются куски бездорожья, проезжающие машины обдают облаком пыли и песка, мотоцикл покрыт плотным слоем пыли смешенной с подтекающим отовсюду маслом, да и мой вид не лучше. От тряски разболталось переднее крыло – открутились гайки крепления.
Один дюже тряский участок попробовал обогнуть полем, та же песня – вся пашня в кочках; я завалился на сено и почти уснул: самое худшее состояние - ты чуть – чуть расслабился, уже в дреме, и затем перебарывая сон вскакиваешь, потому что надо продолжать путь, пока светло, но чувствуешь себя в этот момент таким разбитым!
Заглянув в путевой блокнот, с удивлением обнаружил отсутствие вписок в Иркутске, с «оппозита» оказался лишь парень из Ангарска, да и то без адреса, тогда на завтра я решил заехать в Ангарск, и в интернет- кафе посмотреть адреса с «синувского help – листа».
На ночь остановился где- то за Тулуном, хотя записи делал уже в Иркутске, и точно не помню - названия населенных пунктов вылетают из головы. Палатку поставил в сыром березовом подлеске, неподалеку от железнодорожного переезда.
12 сентября, среда
С каждым новым утром мотоцикл все труднее заводить – ночи холодные и в длинных коллекторах от карбюратора до головок собирается много конденсата, да и бензин движется самотеком. Конечно, в одном карбюраторе есть несомненный плюс – малый расход топлива (меньше 5 литров) и синхронная работа мотора. При температуре окружающего воздуха 15- 20 градусов никаких «провалов», тянет как следует и «дури» хватает. Однако при более низкой температуре мотор чихает, долго «думает», враз захлебывается. На трассе это не заметно, так как идешь все время с одной скоростью, на одних и тех же оборотах, но при езде по городу, когда все время переключаешь передачи, сбрасываешь и набираешь обороты, двигатель становится до того капризным, что езда превращается в муку.
На пути к Ангарску дорога становится все больше холмистая, открываются красивые пейзажи зеленых полей и пригорков. Еду не спеша, двигатель сильно греется, часам к шести вечере достигаю Ангарска.
В интернет – кафе захожу на сайт местного байк – клуба, но каких – либо координат, телефонов членов клуба нет (хотя один или два были, но они оказались отключены), тогда переписав телефоны с «синувского help – листа», я позвонил человеку по имени Карим, объяснил ситуацию, он продиктовал свой адрес и сказал, что с радостью поможет.
Почти у въезда в Иркутск, на заправке, с удивлением обнаружил, что левая пассажирская подножка с корнем оторвана, а правая на ладан дышит: « вот они, последствия бездорожья!»- подумал я. В фаре сгорела лампа ближнего света, въезжаю в Иркутск под мигание встречных машин. А мне не то что лампу заменить, фару выставить прямо лень (от тряски ушла вверх), еду и считаю кочки.
Дороги в Иркутске не очень, слишком узкие для такого города, наконец, нахожу нужный адрес, время 9 вечера. Человек, к которому я приехал, отмечал день рождения, поэтому прямо с дороги попадаю за праздничный стол.
На этом мой мотопробег неожиданно прервался, прервался до весны. Я решил остаться на зиму в Иркутске, посмотреть Байкал, полазить по скалам, получил предложение поработать на строительстве «ледяных городков».
Позднее я связался с несколькими членами местного мотоклуба, один из них, Алексей Фарник, приварил подножки, а 29 сентября вместе с иркутскими мотоциклистами я закрывал сезон.
Оглядываясь назад, вспомнил вот о чем - в пути до Иркутска мне встречалось много случайных людей: на обочине у дороги, или на заправке, в городе, в поселке у магазина, на привале, да мало ли где еще, поговорив с ними, разъезжаешься и никогда больше не увидишь. Но всегда приятно, когда узнав о маршруте путешествия, тебе желают удачи и жмут руку, хотя до первой тысячи километров, кто –то слушал с меня с усмешкой, а кто – то прямо говорил: « Эй, парень, да ты спятил, никогда не доберешься на таком мотоцикле!» А что самое досадное, никто из моих друзей серьезно не воспринимал мою подготовку к мотопробегу, потому покидая родной город, ни с кем не прощался. Главное поверить в себя, в свои силы, остальное приложится.
Часть2. Иркутск-Владивосток.
Май 2008. Иркутск.
Уже подходит к концу весна, а я до сих пор торчу в Иркутске! Моим наивным планам выдвинуться в конце марта — начале апреля, не суждено было свершиться. И тому помешали следующие обстоятельства: во-первых, невозможность получить талон техосмотра на мотоцикл в Иркутске; во-вторых, погода в апреле была еще прохладна для мотопутешествия - случался снег, да и я безвылазно торчал а горах в обнимку с палаткой или сноубордом ; в-третьих, - на мотоцикл обязательно следовало поставить подогрев впускных коллекторов, потому как байк в холодную погоду очень плохо тянул.
Так вот - по действующему законодательству, транспортное средство может пройти технический осмотр только по месту постановки на учет: то есть мне надо ехать домой, снятся там с учета, взять транзитные номера, приехать в Иркутск, встать на учет, получить новые номера и тогда пройти ТО. Опять же, домой я не могу поехать без техосмотра - полный бред! Я уж подумывал забить на все и двинуть без талона, но благодаря стараниям моего папы и коррумпированности наших доблестных органов(1000руб. и все Ок), после майских праздников я шел забирать долгожданную бумажку у проводника поезда Волгоград-Улан-Удэ.
В тот момент я жил у Славы «кулибина» в селе Пивовариха (пригород Иркутска), прекрасно проводя время за собиранием березового сока, чтением и написанием рассказа о последнем походе в Саяны.
Но время пришло и я вспомнил о байке. За основу подогрева впускных коллекторов я взял систему с BMW 30 годов — подогрев отводом части газов из глушителя. Я отдельно собрал все элементы системы, а Слава аккуратно сварил их газом, и, как обычно у меня происходит, испытывать конструкцию пришлось непосредственно в пути. Для удобства регулирования подогрева коллектора, в отводящую трубу я установил поворотную монетку и вывел рычажок регулирования положения заслонки на руль.
Мой объявившийся попутчик до Улан -Удэ Алексей, позвонил в момент последних проверок и регулировок. И на следующий день...
22 мая Иркутск. Старт.
…в Пивоварихе пошел дождь, все грунтовка размокла в сопли, глядя на тоскливую погоду, пришел к выводу, что сегодня вряд ли получится выдвинуться, а стало быть старт откладывался еще на пару дней. Это очень напрягало. Состояние эдакой подвешенности: вроде бы все готово и ты готов, но всякие мелочи - незаконченные в городе дела и в конце концов куча разбросанных по домику вещей, нажитых за зиму, оттягивали долгожданное отправление. Человек ко всему привыкает. Обживаясь на новом месте и открывая для себя интересные занятия, людей, привязываясь к окружающему. И, как я заметил, в такой ситуации самое главное перерезать канат, сделать первый шаг, чтобы вконец не бросить якорь.
Однако, около четырех часов дня, когда небо прояснилось, мне позвонил Алексей.
Я заметался как ужаленный в задницу петух: собирая и сортируя на ходу шмотки: упаковал рюкзак, прицепил спальник, пенку; вдруг вспомнил, что надо заменить масло в редукторе и коробке. Заменил. Прицепил к мотоциклу кофры и наскоро попрощавшись тронулся.
За Кая, на заправке, я встретил Алексея, извинился за опоздание и был весьма удивлен - это оказался дядя за 45, на урале «Соло»( общаясь по телефону, думал парень куда помоложе).
Когда мы выехали, было уже 7 вечера. Катить на байке приятно, свежо, я опять ощущал радость дороги. На подходе к Байкалу стало уж очень прохладно, с озера тянуло реальным холодом, а на серпантине, под соснами еще белел снег. Мы остановились, покурили, приоделись. Полы свисающего шарфа я запихал в штаны, чтоб не отморозить енг, так как в Пивоварихе не смог найти свои подштанники.
Около девяти вечера мы достигли Слюдянки, где нас нагнал чел на спорте. Оказалось, что открытие в Улан-Удэ(куда хотел попасть Леша) будет послезавтра, и мы можем не торопится. Олег предложил остановиться у него на даче.
Мы долго не раздумывали над гостеприимным предложением и поехали на дачу, оказавшейся на соседней улице.
23 мая, пятница.
Проснувшись и позавтракав, Леха скидывает левый цилиндр на урале, так как тот порядочно дымит, думает поменять кольца или поставить сальники на клапана. Впускной клапан болтается и мы решаем, что дело в нем. Алексей покупает на рынке колпачки для клапанов, ставит головку обратно, заводит мотоцикл — результат тот же самый, дымит.
В втором часу дня мы выдвинулись из Слюдянки. Олег, Альпачино, и еще несколько чуваков из Иркутска обещались стартануть позже и нагнать нас по трассе, однако, забегая вперед, так они нас и не догнали так как выехали под самый вечер.
Не спеша по шоссе, напротив друг друга, тарахтели два оппозита, красота!
Вдоль Байкала катить на мотоцикле сплошное удовольствие — солнышко, прохладный ветерок, завораживающая красота озера и прибрежных гор. Покрытие трассы нормальное, лишь после Выдрино, уже в Бурятии, имеется несколько километров крупного щебня.
В Сотниково, поселок в нескольких км от Улан-Удэ, (в нем мы собирались остановиться на ночь у друзей Леши) на посту ГАИ, нас остановили:
-Вы байкеры, да? - спросил бурят-дпэсник. - Да нет, документов не надо, у вас воронка есть?
- Воронка? - с недоумением посмотрел я на бурята.
- Ну да, бензин надо слить...
- Нее, братан, у нас нет воронки.
Поселок стоит на берегу реки Селенги, я пошел прогуляться по берегу — приятного мало, кругом кучи мусора.
Нас хорошо встретили, накормили и спать уложили.
24 мая, суббота.
Проснувшись и позавтракав, мы выдвинулись в сторону города, а так как ни я ни мой попутчик доселе в Улан-Уде не были, то ориентировались по знакам и через некоторое время были уже на Октябрьском проспекте, месте сбора колонны. Сбор с 10 часов, и старт в 11. Пока подъезжали мотоциклисты, я прогулялся по площади и запечатлел то самое знаменитое изваяние — отсеченную голову Ильича, самую большую в мире, выглядит угарно!
К площади подкатили два Ducati с колясками, их пилотами были пожилые французы, совершающие кругосветку, они как раз направлялись в Читу.
В начале 12ти колонна около 40ка мотоциклов стартанула. Маршрут проходил с осмотром достопримечательностей города: посещение Иволгинского дацана, этнографического музея и покатушками на площадке в Березовке.
Однако сильного впечатления дацан на меня не произвел, особенно главный храм,
непосредственно в котором производилась продажа индульгенций. За здоровье – столько то, за богатство – столько то, от сглаза и проч - столько то(прейскурант висел на кассе). А рядом обливался потом монах, отрабатывая чьи-то грехи, полирую деревянными колодками молитвенную доску. Складываясь и раскладываясь, складываясь и раскладываясь (хорошее упражнение для брюшных мышц и мышц спины). Ну не понимаю я такого подхода к религии!
А на территорию этнографического музея собраны образцы поселений, жилищ и экспонаты быта народностей Сибири, Прибайкалья, Забайкалья и др. Такие места следует посещать основательно, уделяя большое количество времени, чтобы рассмотреть все как положено. В течение получаса я пробежался, окинув взглядом камни с древними рунами и рисунками, юрты чукчей, иглы шаманов, избы старообрядцев. Закончил осмотр посещением расположенного на территории зоопарка Но, естественно, вид сошедших с ума от жары бедных животных в клетках, совсем не порадовал.
На асфальтированной площадке оставалось чуть больше десятка мотоциклов, все разъехались. Поучаствовав в паре конкурсов, уже под вечер я поехал обратно в Сотниково, где Алексей ковырялся с Уралом - багажник под кофры разлетелся и пробило оба амортизатора. Он уже успел купить новые китайские, я помог установить их. Мы чудно отужинали барбекю (спасибо гостеприимным хозяевам), за которым Алексей мечтательно рассуждал о том, как было бы здорово продолжить вместе со мной путешествие, но... На утро я планировал двигать в сторону Читы, а Леша хотел остаться еще на пару дней в Сотниково. Стоит отдать дань его мужеству – несмотря на тяжелый недуг, при котором многие не встают с постели, он умудрялся не только ездить на урале, но и ремонтировать его самостоятельно.
Обещанной по прогнозу бури не наблюдалось, с утра погода была замечательная — немного пасмурно, моя любимая погода.
До Читы оставалось почти 650 км и я планировал проехать за день километров 500, чтобы к обеду следующего дня уже быть на месте. У меня было несколько читинских адресов, еще пару телефонов подбросил Юра с Улан-Удэнского «Вольного ветра».
Однако преодолев чуть более ста километров стало очень жарко и я решил заехать на заправку остудить мотоцикл, перекусить и закинуть деньги на сотовый.
Замечу странное обстоятельство - по берегам речек, вдоль трассы, еще сохранился толстый слой снега.
Заправка находилась справа от шоссе на небольшом пяточке, с проездом через кафе. Из-за моей природной невнимательности, я абсолютно уверенно вырули с заправки и направился в обратную сторону.
В этих краях дорожная картина несколько однообразна: равнина с небольшими холмами, взгляду трудно зацепиться за что-либо примечательное. Через километров 50 в меня стали закрадываться сомнения. Увидав на перекрестке поселка указатель «Иркутск прямо», понял — что-то здесь не так. Проехал.. Развернулся, еще лучше - с этой стороны дороги два других указателя: «Иркутск налево», «Чита направо», двинул направо через деревню, но дорога кончалась дворами — явно не трасса. Долго выяснял у аборигенов куда ж мне все-таки ехать, понял, в обратную сторону.
Время около шести часов вечера, а я лишь достиг Петровск-Забайкальска. Остановился на трассе перед отворотом на «город» и набрал чуваку с которым списывался. Андрей дал добро. Я заезжаю в Петровск на ночевку.
Отлично отдохнув, в 8 утра 27мая я выехал из Петровск-Забайкальска.
И уже через 20 километров пошел дождик, не сильный, но неприятный, сопровождавший меня всю дорогу до Читы, потому ничего интересного о трассе сказать не могу, так как мои глаза за мокрыми очками лишь напряженно всматривались в полоску асфальта перед колесом.
Около двух дня созвонился с Игорем из Читы, он обещал встретить перед въездом в город, отлично.
Около семи вечера я встречаюсь с Игорем перед въездом в город, у него старенькая Honda wing.
Уже через некоторое время, определив мотоцикл в гараж, мы сидели у Сереги и пили пиво.
28 мая.
В связи с предстоящим, самым трудным участком бездорожья, я планировал купить и установить внедорожную резину на заднее колесо. Серега объяснил где в городе мотомагазины и утром из Соснового бора я отправился в центр за покрышкой, а заодно посмотреть Читу.
Что могу сказать, город оставляет довольно таки мрачное ощущение — во дворах очень грязно, разбиты дороги, на улицах отсутствуют канализационные стоки и после дождя по ним текут бурные потоки воды(по колено). А со всех сторон из ларьков рыночных палаток, льется поток русского шансона- ссыльное наследие Сибири дает о себе знать.
«Урал-шина» и запасной тросик сцепления от «муравья» обошлись мне почти в 1000рублей.
После обеда в гараже, когда я менял резину, брат Игоря косясь на мотоцикл сказал:
- Было дело ездил на восток, на жигулях — всю подвеску разбил, все расшаталось-разболталось, по этой дороге надо ехать или очень быстро или очень медленно, не знаю как на днепре ты добираться будешь!
Сергей подошел вечером после работы и мы вместе направились домой. Но нас ждало неприятное известие –его съемную квартиру ограбили… Ушли Серегины деньги на новую резину и мой фотоаппарат.
Минут через 50 прибыли доблестные органы в виде двух оперуполномоченных мужчин и двух женщин, взявших у нас «интервью».
Подъехал криминалист, снял отпечатки с мебели и с наших рук. Где-то через полтора часа, не попрощавшись, ничего не сказав о том когда ждать результатов, органы вдруг незаметно исчезли, оставив дверь нараспашку. В беспорядке после ограбления, я не нашел свою вторую банковскую карточку, позвонил в банк и заблокировал ее.
Однако на этом мои злоключения только начались. Следующие два дня я потратил
на выбивание своих денег из банка. Несмотря на то, что компьютеры уже давно есть в каждом отделении сбербанка, общей базы данных в регионе нет, все операции с денежными переводами и пластиковыми картами осуществляются через гребаную Москву. И эти негодяи, по какой-то так и непонятой мне причине, обратно разблокировать карточку не могут. Перевыпуск через месяц, по паспорту снять наличные нельзя. Я написал кучу заявлений, объяснял ситуацию каждому сотруднику- что не имею возможности ждать.
- Нам необходимо сделать запрос в Москву, затем запрос в Иркутск, дождаться разрешения из Москвы, потом из Иркутска,а это не менее недели, - говорили мне из окошка.
Я пошел к начальнику отдела, затем к начальнику начальника. В итоге добился возвращение денег назавтра, и то не всех а с остатком на перевыпуск карты, будущей ждать меня в Иркутске, когда я приеду туда в следующий раз.
Вечер я провел в гараже подгоняя резину(высокий зубчатый протектор затирал крыло), поменял амортизаторы на ураловские (у меня стояли от к750) и поставил пружины пожестче. Весь день лило как из ведра - дождь со снегом и градом, погода мерзкая, я решил не ждать ее с «моря», а самому к нему быстрее ехать.
К обеду следящего дня я таки, получил бабки из банка, чему был крайне рад - уж очень хотелось свалить из Читы поскорее.
30 мая, пятница.
Утром Игорь проводил меня до развязки на Хабаровск, после нескольких километров опять пошел дождь.
С перебоем стал работать правый цилиндр. Принялся выяснять причину: нет искры.
Меняю свечку, вроде нормально, но через 50 км цилиндр рывками схватывает на высоких оборотах, на средних не работает. Остановился. Дождик, матерюсь. Нет искры. Поменял надсвечник.
Через 90 километров асфальт закончился и меня потрясло на грунтовке. В Иркутске, один мой приятель советовал мне: «Миша, будешь в Чите, обязательно купи карту трассы «Амур»(Чита-Хабаровск), в любом газетном киоске найдешь(дело в том, что в моем атласе дороги до Хабаровска не было). Так вот, я облазил все киоски и книжные магазины в городе и даже позвонил в отделение картографии — нигде нет, закончилась.
На сельской заправке, пьяные хачики на жигулях посоветовали мне свернуть с федералки на Шилку
- ...нэбольшой крюк будэш иметь, зато по асвалт доедиш до Нэрчинск, киломытров 40 по хорощий дорога!
Действительно, великолепное шоссе параллельно убитой федералке, жаль что недолго, после Нерчинска пошел обратно на трассу.
Я обратил внимание на то, что уж очень сильно дергаться на кочках стала фара. Так как она сидит на кронштейне с довольно-таки приличным выносом, то постепенно ее стало просто выламывать(плохая работа вилки плюс колдобины). И не мудрено: миллиметровая сталь трескалась по периметру сварки. Я решил ехать медленно, чтоб еще с фарой добраться до Чернышевска, а там заварить. Около шести вечера, я разбил палатку в нескольких километрах от города. Вновь полил дождь.
31мая. Суббота.
До обеде я катался по Чернышевску и никак не мог найти полуавтомат для сварки. В одной из ремонтных по грузовикам, полупьяные слесари позвали дядю Васю, который за спасибо подварил фару электродом:
- Ну давай хоть пивка с нами ебни на дорожку!
- Спасибо парни, на обратном пути!
После Чернышевска еще немного асфальта и опять грунтовка. Останавливаюсь и приматываю глушители к раме проволокой, а то они чего- то разболтались.
Где-то через час останавливаюсь на заправке и покупаю литр масла. Все небо затянуло, пошел нехилый дождик. Я стою под навесом, курю.
Из остановившейся тойоты вылез чувак в шортах и шлепках.
- Далеко собрался? – спросил он у меня
- Владивосток
- Везде дожди, дорогу размыло, поворачивай обратно, не доедешь.
- Да ну!?
- Один тоже вот в Якутию с Владика ехал, плюнул на все и загрузил мотоцикл в грузовик. - Я тебе говорю, сломаешься на дороге, психанешь! Едь обратно!
Вот так вот подбодрил меня гондон в шлепках гнавший тачку в Красноярск.
После Зиловского, остановился попить кофе в кафе у недостроенной заправки. Девочки рассказали, что совсем недавно в закусочной были 2 мотоциклиста-иностранца.
Только выехал, как дождь пошел еще сильнее: все время заливает очки, я наскакиваю на ямы, фара вновь отваливается.
В 8км от кафе, у обочины вижу 2 мотоцикла, останавливаюсь. Судя по снаряжению парни не меньше чем в кругосветку собрались, похоже те самые иностранцы.
- Здорово,что случилось ? - спрашиваю я у одного, второй, скрюченный, сидит на ограждении пытаясь выдавить улыбку.
Оказалось два чеха собрались в кругосветку, где-то с час назад один не справился с управлением, пережал передний тормоз на БМВ и сделал сальто вместе с байком. Ждали кого-то на грузовике, обещавщего им помочь. Чех, кстати, хорошо говорил по-русски.
- Здесь недалеко кафе, там есть бригада дорожников, спрошу у них грузовик. Ждите скоро подъеду, - подбодрил я иностранцев.
Я долго пинал кикстартер, пока завелся - воздухан набрал воды.
Дорожники как раз обедали и начали бухать, поэтому мое радостное предложение прокатиться под дождем, никого не обрадовало. Минут 15 пришлось расшевеливать их, и вот целая бригада спасателей на уазике и газоне, отправилась на помощь.
Уже на месте оказалось, что Бмв в порядке и его грузить не надо. Решили везти пострадавшего чехе в деревенскую больницу.
- Е-мое, лет 20 уже не ездил на мотоцикле! - произнес один из дорожников, примеряясь к БМВ, ему предстояло пригнать байк к заправке. К тому времени фара моего мотоцикла полностью отвалилась, ехал держа ее в руке. Увидел бы такую картину со стороны –умер бы со смеху!
Добравшись до заправки Либор(чех на V-Storme) поехал вместе с товарищем в больницу. Мотоциклы разместили в хозяйском гараже. У хозяйки кафе я попросился переночевать на заправке - обещал чехам подождать их, да и с утра надо было что то придумывать с фарой.
К ночи машина отвозившая чехов так и не вернулась.
Утро следующего дня было пасмурно и мне стало тоскливо — неужто всю дорогу меня будут сопровождать мерзкие дожди. Я решил провести внеплановый техосмотр: кое-как отмыл мотоцикл, чтоб суметь добраться до необходимых узлов: помыл и просушил воздушный фильтр, продул карбюратор — между стенкой дросселя попали частицы песка, дроссель «зависал» и не опускался в нижнее положение.
- Дядь Коль, а есть какая-нибудь проволока, фару хочу примотать,- спросил я у деда отгонявшего вчера Бмв.
- Там за вагончиком валяется аллюминивая, возьми сколько надо.
Я отмотал от бухты кусок метров восьми, радуясь такой удаче — проблема фары решалась.
Из проволоки я смастерил кокон для фары и закрепил его растяжками к рулю и траверсе. проверил ударом ноги — держится, таким макаром и буду добираться до цивилизации!
Часам к 12 прибыл уазик, у пострадавшего чеха оказался перелом ключицы, от операции в Росси он отказался(еще бы, у него страховка, может лечиться в нормальных условиях), поездом отправился в Читу, затем самолетом в Москву и в Прагу.
- Ты суметь найти день и помочь поехать на Бмв, думаю отправить мотоциклы до Москвы на поезд. Из Праги на самолет прилетит друк в Москва, и мы поедим домой в Чехию, - обратился ко мне Либор
Я задумался: елки-палки и так ползу как черепаха, деньги уходят и перспектива опять навещать Читу нисколько не радовала — как минимум я потеряю еще два дня; да и как возвращаться обратно? на этом участке нет пассажирских перевозок, а попуток в сторону Хабаровска крайне мало! С другой стороны помочь парню надо — вряд ли какой -нибудь грузовик возьмется отвезти Бмв в Читу- все идут груженые, да и вЧите ребята могут помочь с отправкой байка. В конце концов протестирую Бэху!
Дорожники как раз уезжали, и я хотел узнать, есть ли рядом с этим местом железнодорожная станция.
- Смотри, - начал бугор. - В Чите сядешь на поезд Чита - Ерофей Павлович, вылезешь на станции Урюм. Отправляется он по-моему вечером, а утром будешь на месте. Где-то километров 15 по дороге от Урюма, и ты будешь здесь.
Я посмотрел в сторону куда указывал дорожник- получалось, что железка слева от федералки за холмом и дорога выходила к мосту, в километре от заправки.
Оставалось решить проблему с байком — я переговорил с хозяйкой кафе, и последняя разрешила оставить его в деревянном гараже.
- Все нормально, - сказал я подойдя к чеху. Поедим. Сначала заскочим в Чернышевск, может там получится отправить.
Чех обрадовался, однако, он не спал два дня и мы решили, что ему следует пару часов вздремнуть. Уложив Либора в вагончик к дорожникам, я отправился доделывать ТО мотоциклу.
BMW 1000 GS, думаю, разрабатывался для парней повыше меня, поэтому при снаряженном массивными кофрами мотоцикле, снять его с боковой подножки было достаточно трудно. Ну а если байк стоял под наклоном, то вообще невозможно. Поэтому после своего низенького днепра я ощущал себя как на коне.
Хорошо немцы делают мотоциклы - последствия сальто: погнуло верхний кофр, немного загнуло дугу левого горшка, оторвался задний поворотник и согнулось правое зеркало заднего вида.. и все, вообще чепуха!
Первые несколько километров я двигался медленно, привыкая к маленькой педальке сцепления и тормоза, и колесу, поворачивающемуся без поворота фары. Однако вскоре приноровился и вдал по колдобинам под 70км/ч.
Что могу сказать, эндурик хоть и тяжел, но замечательный — большой ход маятника и вилки гасил любую яму или кочку. Когда начался асфальт, мы прибавили, однако больше 120 я выкручивать не стал - из-за волнистости асфальта байк резонировал мягкой подвеской да так, что порой здорово подлетал на очередной волне. Периодически нас накрывали дождевые тучки.
В Чернышевске мы заехали на вокзал.
Я сказал Либору подождать на улице, а сам отправился в здание грузоперевозок узнать об отправке. Сидевшая в окошке огромная бабаища с вытаращенными глазами очень удивилась тому, что кто-то хочет отправить мотоциклы железной дорогой. Принявшись подсчитывать –выдала сумму равную цене байка. Тут уже мы удивились и поехали прочь, в Читу.
Чтобы у уставшего чеха не падала концентрация внимания, мы договорились обгонять друг друга через каждые 20 минут: то один впереди, то другой..
В шестидесяти километрах от Читы остановились — надо было связаться с Игорем .
Он обещал ждать нас за постом Гаи, перед въездом в город.
На посту нас остановили любопытные менты. Мне честно говоря было западало пересказывать им историю с аварией, объяснять как получилось, что я отгоняю чужой мотоцикл. Поэтому на расспросы куда едите, что за мотоциклы, сколько «жрет», сколько «прет» отвечал Либор, а я стоял, улыбаясь, и делал вид, что не понимаю по-русски. Один из ментов был укурен в гавно.
Игорь подъехал минут через пять.
В начале десятого вечера, определив байки в гараж я шел ночевать на злополучную квартиру к Серому, а Либора приютил Игорь.
Итог: за пол дня мы отмотали более 400 километров, всего с тремя остановками, и заездом в Чернышевск. Я отлично себя чувствовал, единственный момент - затекали руки от непривычного полусогнутого положения при посадке.
«Да, друг, пересев на BMW я ощущаю именно комфорт, - 1000-1500км в день можно валить легко, зато ты, в случае чего, не сможешь также вот пересесть на мой мотоцикл, думаю ты понял о чем я!»- сказал я Либору, вечером. А потом подумал – а какого хера ему пересаживаться на русский мотоцикл?!
2июня, понедельник.
Утром на общественном транспорте, мы съездили в банк, затем спустились к вокзалу, где я купил билет до Урюма на вечерний поезд. Там же узнали насчет отправки транспорта, но поезд отходил лишь в начале следующей недели. Позвонили в желдоргэкспедицию - те отправляли груз раньше.
Мы взяли мотоциклы и отправились в контору. Сперва чех имел желание отправить оба мотока и ехать вместе с ними, но потом передумал и принял решение отправить BMW, а на Suzuki добираться до Москвы в одну каску.
Чех очень удивился, услышав, что желдоргэкспедиция не страхует отправляемые грузы.
- А что если с мой мотоцикл что-нибудь произойти, тогда вы сделаете покупку новый? - вопрошал он у сотрудниц фирмы.
- Мы работаем уже больше 10 лет и гарантируем сто процентную сохранность вашего груза! - заверяли его.
Затем последовала обрешетка транспорта, которую грузчики производили крайне медленно(выгибали использованные гвозди, пилили деревяшки..),и мы несмотря на то что заплатили им, активно помогали, чтоб ускорить процесс упаковки. Потому как лишь полностью упакованный и заколоченный, завернутый в десять слоев пленки, байк, для обретения душевного спокойствия, можно было оставить на площадке. З60кг веса, 3 кубических метра объема, плюс хрупкость — итого 7 тысяч рублей до Москвы.
В этих хлопотах ушел почти весь день и лишь часам к шести мы вернулись домой к Игорю.
Кстсти говоря началась жара, и весь день в Чите припекало как следует!
Парни проводили меня на поезд, я пожелал удачи Либору и в 22:30 вновь отправился из Читы, но в этот раз уже по железной дороге.
3июня.
Утром я прибыл в Урюм, позавтракал в деревне, напился вкуснейшего молока, которым меня угостили, но бензин найти не смог. Чех подогнал 10 литровую канистру и я хотел принести с собой литров 5 бензина, так как когда перед уходом заглядовал в бак, то количество оставшегося топлива меня не порадовало.
Стало припекать, я тащился по грунтовке с рюкзаком, в кожанке, изнывая о
с нетерпением жду продолжения ))
очень крутой рассказ
всем привет! С лета не заходил на сайт, но вот совершенно случайно увидал, что мой рассказ наконец -то выложен, я то уж и не надеялся:)
Но вот что странно, посылал на почту SHTRLZу в двух экземплярах и с фотографиями,однако нет не только фоток , но и рассказ прервался...что ж, попробую еще раз
Особая просьба к SHTRLZу -дружище, выложи фотки:)
Потрясающий рассказ! Жаль, что резко обрывается. Прочитал запоем. Особенно интересно про поломки и иностранцев, колесящих по Сибири. И как можно на "Днепре" решиться на такое путешествие!
Вот это - да! Мля, соберу свой мотак, тоже рвану на ... думаю до урала на первый раз мне хватит.
Малаца! зачотное путешествие!
ждем продолжения!
+1 Камикадзу к океяну ! собрание заблуждений в 1024 томах =)))))
Интересно, если отправить к окияну Камикадзе, затмит ли колличество томов "ВиМ" ?...
Прикольно блин!! Сижу читаю прям запоем! Молодец!!! Ток продолжение Давай пиши подробней..
да дальняк супер, только знать бы что дальше? я в бдлижайшие год два планирую дальняк в монголию в одну сторону около 6000км. ищу попутчика, еду тоже на днепре.
продолжение будет?
Когда продолжение?
Огромный респект.
Красава!!!
блин братко уважуха тебе огромная ! удачи в пути !
елы-палы вот это авантюра. так и охота сесть на мот и рвануть куда нить. уважаю!
zazoo Миха, мы Омичи)))))) рад что у тебя всё ок. та шас где что и как у тебя?)))) пиши
Молодец! Девка из Питера на П5 доехала, а хрена ли на оппозите не доехать! Круто!
Этим же летом сам еду! Пока хотя бы поближе. Нет! Завтра же!
Cильно!
Но, такой резкий обрыв повествования ....
Афтар, давай дальше !!!!
респект и уважуха героям мотоциклистам!!
Кстати, какое-то время назад на центральной улице в Волжском стояли знаки, запрещающие движение на мото. Я имею в виду маршрут от плотины сквозь город в сторону Средней Ахтубы. Меня это напрягало, т.к. объездная там довольно мудная и малознакомая. Менты на въезде сказали – едь как знаешь, нам пох.
В Мелитополе тоже запрещено движение мотоциклам по центру, поэтому надо ехать только по объездной. А гайцев в городе очень много. Жду продолжения.
Респект! Вот это круто! Слов нет. С ждем продолжения! Я бы так не смог, наверное.
Это потрясающе! Дорога, ночевка в палатке, люди-знакомства, поломки. И на Днепре! Круто, нет слов. Блин, еще работу нашел, чтоб перекантоваться на зиму. Автор ты жжошь. Я в такие дали не ездил даже на самолете. Хорошо пишешь, как будто сам еду. Можно бы и поподробней, но видимо сага получится длинная слишком. Ездил не так далеко - 1200 в один конец - с задачей доехать без ночевки - нет у меня возможности уделить самому себе много времени. Ты молодец!
Стока букф. читал с удовольствием, жду продолжения рассказа. Афтору респек.
эээх дружище... с моего мотора надо было снимать маслонасос!... а не всего лишь датчик.
ждем продолжения с нетерпением.
дальше рассказ прерывается... :(
Да уж, оттестировал ты, паря, себя)))