BMW, тормоза, ABS | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

BMW, тормоза, ABS

Обзавелся я тут мотоциклом BMW R1150R 2001 года выпуска. Ну пока, осенью производил оформления и всякие схожие мероприятия, совсем некогда было изучать работу таких систем как ABS. Но вот началась, так сказать, зима, и появился настоящий лед со снегом. А как вы понимаете, лучшей проверки для ABS и не найти ;-)

Что ж, на общественные дороги я соваться не стал, а решил покататься по замерзшим гаражам. Пространства там вполне достаточно. На асфальте удавалось достигнуть 50 км/ч, и спокойно оттормозиться, а вот что нам скажет ABS на льду и снеге?

Дорога в гаражах из себя представляла нагромождение льда превращенного в колеи переходящие в мокрый асфальт, а тот в свою очередь превращался в снег вполне так укатанный себе. Мммм, и все это вперемешку с глубокими лужами. Лучшего полигона и придумать нельзя. Мотоцикл, как вы сами понимаете, обут в летнюю резину. Причем, как и полагается, чисто шоссейную, о каких протекторах можно говорить ;-) так редкая елочка для вытеснения воды ;-)

Начал я испытания с 2 км/ч и потихонечку дошел до рубежа в 15. Дальше рисковать было просто глупо. Как и полагается при резких жмаканиях по рычагам тормозов происходит торможение, но очень вялое. А собственно чего я хотел ожидать от ABS на летней не шипованной резине. Как и полагается, как только колесо начинает «подскальзываться» на скользком участке, ABS тут же приотпускает его. Из-за этого торможение очень длительно. Так еще и сопровождается таким смешным звуком «Бах» и этот звук мог появляться до нескольких раз за секунду. Чуда не произошло. Но радовало, что иной другой мотоцикл в этой ситуации уже оказывался на боку, а этот продолжал четко без проблем отслеживать прямолинейный курс движения.

Но тут мне пришла в голову мысль. Ведь я как-то умудрялся даже Урал останавливать на льду быстрее, чем сейчас этот BMW. Может попробовать ту же фишку? Ок.

Разгон до 15 км/ч без выжима сцепление аккуратное давление на задний и передний тормоз. Тут я обратил внимание, что меня буквально дернуло вперед, а мотоцикл стал быстро останавливаться подо мной. Мотор уже начал задыхаться от тормоза, но нет блокировки ни переднего ни заднего тормоза. Выжим сцепления и остановка. Буквально на последних сантиметрах сработал «Бах» в ABS’е. Остановка произошла чуть ли как не по сухому асфальту!!!

Мне этого мала, я подумал, что может снег не такой скользкий, но тронуться я не сумел. Нет, я легко трогался на этом мотоцикле без пробуксовок и на грунте и на траве, а тут я ничего сделать не сумел. Пришлось слазить и подталкивать его.

Но вот я снова еду. И впереди лужа. Отлично, я аж мысленно потер руки. Счас будет испытание. Мокрые колеса, а впереди ледяные колеи!!! И снова, не выжимая сцепления, жму на задний и передний тормоза. Идеально! Мотоцикл начинает почти резко тормозить НЕ блокируя колеса. Я так понял, что в этот момент ABS подстроилось под меня! Если обычный аппарат тут же блокирует как минимум передний тормоз, и за этим происходит неминуемое падение, то тут он просто тормозит и ВСЕ!!! И не просто тормозит, а эффективно! Он останавливается легко и быстро там, откуда потом тронуться не может.

Тогда я сделал последнее испытание. Начинаю тормозить на мокром асфальте с заездом на снег. Так сказать с плохого покрытия на совсем отвратительное ;-) Полная остановка. Откатываю мотоцикл так, что б не испортить след от переднего колеса и смотрю следы. Да, перед передним колесом наблюдается небольшой сугробик, но следы от колеса отчетливы, то есть оно шло на самом пределе сцепных свойств!!!

После того как я его закатил в гараж и преклонил колено пред ним. Не знаю как вы, а я пошел пить пиво за технический Гений!

Anonymous (пешеход)


После этой заметки, задумался об АБС.
Спасибо автору!


Drepn's picture

а прчем тут стоппи? ты когда нибудь видел стоппи с заблокированным колесом?


Greg_zizak's picture

А как на стоппи ставить?


Ихтиандр's picture

АБС -- вещь!
Хотя в реальных дорожных условиях до его срабатывания дело доходило лишь пару раз. Так как у БМВ, помимо АБС, и сами тормоза просто отличные.



Поздравляю с хорошим выбором! Абс конечно сложно оценить на такой маленькой скорости. Далее ... Сам НЕ опытным путем оттормаживался на моцике бмв с большой скорости на внезапно влажном участке дороги, тормозной путь был больше чем если просто резко жать на тормоза, но стабильность была великолепная никаких жоп и блокировок.


Jmike's picture

финт с торможением на передаче с АБС на ОЧЕНЬ скользких покрытиях достаточно прост
происходит следующее
при стандартном агрессивном торможении на асфальте и блокировке колеса, АБС снижает давление в контуре, и колесо начинает опять раскручиваться сравнивая скорость с общей поступательной. происходит это из-за сил трения скольжения между колесом и дорогой.
при условно больших коэфф сцепления (асфальт), процесс выравнивания скорости занимает весьма небольшое время и все повторяется снова.
при торможении на покрытии с очень низким коэфф сцепления, колесо после сброса давления в тормозах пытается раскрутиться , но крайне низкий коэфф сцепления не позволяет колесу сделать это быстро.
из-за этого получается цикл работы АБС блокировка-растормаживание-восстановление вращения колеса увеличивается во времени, а это как раз увеличивает общую дистанцию.
торможение на передаче позволяет двиглу разгонять колесо при растормаживании быстрее, соотв цикл работы АБС становится меньше, колесо большее время находится в оптимальных условиях торможения 5-10% проскальзывания. итого тормозит лучше.
моделирование подобных случаев входит в стандартную программу тестирования прошивки блока АБС
и самое главное, что успешно забывается многими пользователями :)
АБС создана прежде всего для сохранения управляемости при экстренном торможении, и уже во вторую очередь для сокращения пути торможения.



Вопрос, а почему переднее колесо себя вело как вело, его-то мотор не раскручивал, и им я то же тормозил. У меня полуинтегророванная система, то есть от лапки заднего тормоза работает Только задний тормоз.


Jmike's picture

у вас в описании по снегу был "сугробик" перед колесом после торможения
так что пер колесо блокировалось как обычно.
вероятно и почти наверняка - скорость была небольшой, да и коэфф трения маленький, так что загрузка перед/зад сильно не изменялась , поэтому тормозить можно любым колесом с одинаковой эффективностью
а вот перед задним в этих условиях скорее всего сугробика не было бы или он был меньше
и еще одно, условия торможения заднего почти всегда лучше (при торможении по прямой) и на снегу тем более
однозначно радует что создатели довели систему до весьма низких скоростей торможения, на машинах тех годов АБС вырубается раньше, уже на 10-15 км/ч (углового разрешения датчиков не хватает)
а здесь похоже работает чуть ли не до 5 , и это очень выручает
жалко что не сделали режим перехода из полностью интегральной в частичную.
на полной системе в грязи фигово и задницу не закинешь



1. Вы не обратили внимания, что я не просто про сугробик написал, но так же написал о четко сохранившемся следе протектора. Что позволяет сделать вывод, что колесо тормозило с легким проскальзыванием, но до самого конца. Т.е. оно вращалось до последнего. Пусть чуть медленнее чем надо, но вращалось.
2. По поводу коэфициента, вы вероятно вообще по льду/снегу никогда не тормозили ;-) Если переднее колесо заблокировать, то мотоцикл тут же падает, в отличии от блокировки заднего. Так вот этот мотоцикл мне ни разу завалить не удалось.
3. Вы опять же не внимательно прочили, у меня Частично интегрированная система.

Тут все гораздо глубже. Эта система гораздо умнее автомобильной и + приспосабливается под конкретное торможение. Теперь я проехал на этой железяки 30 000 тормозил в очень разных ситуациях. И могу сказать что она просто прелесть ;-)


Jmike's picture

1 условия торможения для меня остаются туманными
написано что начало на асфальте и потом снег, слишком много неясного с началами точек торможения и окончательного положения колес после остановки (все на снегу или только перед, сколько путь по снегу и пр)
2 тормозил и не раз, и без абс. блокировка колеса лишь одно из условий, тем более при столь низком центре тяжести. у меня были ситуации с полностью заблокированными тормозами на легкой 400-ке лететь около 20 метров, никаких проблем кроме отходняка кирпичами.
3 я прекрасно это прочитал, поэтому и возможно, что вы давили на рычаги чуть по разному. рефлексы однако
данная система весьма стара, и у меня к сожалению уже нет доступа к рабочему архиву компонентов производителя, но поверьте там нет ничего такого, ни датчиков ускорения, ни наклона, вероятнее всего там сделана ступенчатая модуляция давления внутри одного цикла, для уменьшения скорости срабатывания (электронно или механически это вопрос, но это детали) в любом случае для мото система продвинутая.
Уже тогда были системы интереснее, но мелкосерийки и на авто, напр на Лянчии Интеграле с регулируемым проскальзыванием.
И уж тем более здесь нет функции обучения, алгоритм калибруется при испытаниях на живом моте, на разной резине и потом шьется в блок
сейчас только 9 поколение систем может само менять и то немного алгоритм внутри цикла срабатывания, а начиная с 7-8 появилась возможность работать с гравием (блок работает с 2 производной скорости и по нескольким критериям понимает что под колесом сыпучая нелинейная поверхность и тогда врубает "жесткий" алгоритм блокировки позволяющий нагребать перед колесом бруствер.
Формально все изменения в блоках на уровне софта, но новую прошивку в сильно старый все равно не загнать, мощи проца не хватит. опять таки механическая часть системы отличается
я просто работал в отделе разработки авто компонентов крупной компании, соседи как раз доводили алгоритмы АБС и тракшна, а потом испытывали с нашей помощью.
Удивительно, что в те годы, немцы не просто сделали это, а то что они предусмотрели много тонких факторов в этой системе. Из-за этого система стала сложнее и фактически двухконтурной (я не про 2 колесных контура, это само собой), поэтому и на рычагах толчки от насоса с клапанами почти не чувствуются.
но вот с переключалкой АБС на все или только на перед не дотумкали, сделали полностью отключаемой, а жаль



1. Условия... конечно туманные, это ж художественный рассказ. А вообще я пробовал тогда в разных сочетаниях поверхностей ;-)
2. с заблокированным передним колесом, 20 метров... Хм, фантастика, не поверю никогда. Если хотите покажу видео как это происходит ;-)
3. Я давлю всегда с одним четким усилием, никогда не торможу ступенчато (отпустить-нажать-отпустить). Кста, пришлось привыкать, первый год у меня на светофорах на скорости пол км/ч вечно ударяло резким тормозом ;-)
4. Именно для мото только такая система нужна. Ему достаточно ориентироваться по изменению вращения колеса ;-)
5. Кста, разговаривал с человеком проездившим на вольво, на форде с абсами... Из сравнений понял, что вольво 2009 года имеет более тупые тормоза чем мой мот ;-) Потому и испытания автоабса мне не интересны ;-)
6. Ну уж нет обучения ;-) Как раз бмв это абс именно так и рекламируют ;-) Показать рекламу? Да и из практики могу рассказать ;-)
7. Про два контура понял, я тут недавно его еще и прокачивал, он же ведь с электроусилителями, этот абс ;-)
8. Только на перед нельзя делать абс, до этого дотумаклись только япошки. Испугались делать интеграцию. Именно то что только перед приведет к постоянным падениям. Извините, но это физика. Именно потому этот бмв на льду уронить и невозможно тормозами ;-)
9. Бмв'эшная абс настолько великолепна, что 2001 год стал таким, что неотключаемым абс, в отличии от предыдущих моделей. Будет только хуже, даже на грунте. Я испытывал, отключал ;-) С этой системой человек Всегда будет эффективней, чем без нее :-)


Jmike's picture

2 на асфальте да 100% было бы падение, дело было на мотополосе (тогда ее правда так не называли) там был ровный слой мелкого песка с зимы, поэтому все прошло безболезненно, и я успел отжать ручку до термошва на мосту, прошло уж лет 10, но воспоминания как вчера :)
5 на бюджетные машины всегда ставится хлам всякий, покатайтесь на нормальных немцах с современными бошевскими блоками, разница огромна. на бюджетных функция ESP обычно или самая простая или вообще нет. Без нее работа АБС приводит к закручиванию при торможении на миксте и прочим радостям. сверху на это накладывается быстродействие бюджетных клапанов в блоке абс и аллес :)
есть системы в которых скажем 30 быстрых нажатий на тормоз в прерывистом режиме до срабатывания абс (паник тест) приводит к временному отказу абс :)
на восстановление нужно около 5 сек. Другие при попытках задействовать ручник вырубают абс до перезагрузки при включении. Тут все дело в требованиях заказчика сурово экономящем бабло.
а попытки сделать хитрый алгоритм стабилизации по курсу без датчиков ускорения по осям обречены. система не чует что происходит. А с ними система сильно дороже, так что вкусности идут только на недешевые машинки.
6. факты, факты рекламку плиз, даже на 1200 адв такого нет, там просто многорежимка с гравием.
8 речь шла о гравийном режиме, там можно все :) 1200 гусь во внедорожном режиме абс становится весьма адекватным на сыпучке, но задницу занести торможением не получается, а иногда это помогает
9 опытному райдеру все будет хуже, но бмв рассчитывает моты и на пенсионеров- фанатиков потому и компромисс в виде отключения.
у них даже есть заказная версия без абс и сервосистемы, просто голые тормоза для фанатов, кстати вполне нормально работают. некоторые и сами переделывают (выкидывают все блоки)



2. Пожалуйста, ролик на второй минуте падение. http://www.youtube.com/watch?v=xVCGnZLD4kI то же самое и про мокрый асфальт http://www.youtube.com/watch?v=dJ_UkAFW6cA. Техноллогия блокировки переднего колеса полностью эдентична. Да, и в ролике АБС специально используют в паническом режиме...
5. Это была Не бюджетная машина, а большой ихний внедорожник про вольво, про форд это форестер. Мне кажется не очень бюджетно. Вольво гораздо лучше абс, по словам человека.
6. "Интегральная АБС фирмы BMW использует технический потенциал новой усовершенствованной АБС третьего поколения, снабженной дополнительными функциями. Например, тормозная система оснащается новым электрогидравлическим усилителем тормозов, адаптивной, то есть самообучающейся электронной системой распределения тормозных усилий" http://www.mir-klimata.com/archive/number22/article/article20/ К примеру...
8. На гравии можно делать все? Я вас умоляю ;-)
9. Не правда. Я как опытный райдер, а проездил я без АБС 12 лет. Севши на эти тормоза вообще разхницы не заметил :-) А то что есть фанаты без абсники... это ж не серьезно их приводить в пример ;-)


Jmike's picture

ок давайте по частям
мельком насчет авто, вольво и прочие форды это дешевая электроника, заявляю откровенно , ну хорошо у Вольвехи подороже :)
простой критерий- брейк ассиста нет ни у кого, как показателя хороших мозгов в блоке абс, прошивки естественно разные, вольво наверняка сама настраивала у них хороший полигон, форд почти 100% заказал доводку на сторону и подешевле.
но вернемся к нашим боксерам :)
сначала требуется уточнение: у вас машинка 01 года и полуинтегральные тормоза ? соотв 99% что стоит АБС 1, АБС 2 называлась EVO и была полностью интегральной (у меня на 03 годе стоит именно она)
теперь курим легкое юзверьское описание (кстати весьма легко написано правда англ)
http://www.largiader.com/abs/abs2.html
теперь что имелось ввиду под "самообучением" которое сначала правильно назвали адаптацией. это всего лишь стандартный механизм работы блока нормальной абс, а не первых серий
при блокировке колеса внутри блока сдвигается поршень, увеличивая объем линии-уменьшается давление. однако электроника знает по датчику насколько она сдвинула поршень и одновременно мониторит скорость колеса. таким образом мозги не тупо сбрасывают давление до нуля, а делают это до момента восстановления вращения колеса, тут поршень задвигают обратно и цикл снова повторяется.
все это происходит одновременно в двух контурах разумеется.
итого система приспосабливается сама в конкретный момент торможения к условиям загрузки колеса и коэфф трения.
НО в следующий раз система снова будет работать с исходной точки, а не использовать данные с прошлого торможения. иначе один раз затормозив на льду, а потом тут же на асфальте мотоцикл бы ушел гораааздо дальше.
и выручает здесь просто быстродействие мозгов аж 8 миллисек на опрос датчиков
и кстати по ссылке есть замечательный график сравнения двух алгоритмов для 1 и 2 серии систем
8 по вашей же ссылке смотрим что абс сделана отключаемой на гусевых версиях
на практике это реально спасает, плавали знаем на 1200 адве, он становится хоть как то предсказуемым на хорошем гравии
http://bmwclubmoto.ru/showthread.php/1653-%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-%D0%B...

при включенной абс есть замечательный эффект, когда при торможении заднее колесо скачет по мелким неровностям периодически чуть отрываясь от покрытия, передний тормоз вырубается :) одним словом спускаясь по гравийной горке не стоит полагаться на тормоза при включенной абс
только проверяйте осторожно :) хотя на полуинтегральной такой проблемы кажется нет



Ну что ж. Вы сами виноваты ;-) Вот здесь вот написано, что у меня уже 3 поколение АБС. Поскольку "ABS2 was used on K1100 from 1994 onwards, R1100RS/RT/GS/R, R1200C, and to 2000~2002 on the R1100S, R1150GS, and K12 models." У меня уже 1150 R, "Буква "R" ключевое".

Английского не знаю, но судя по всему ничего нового мне не напишут. А если вы таковое считаете, напишите пожалуйста кратко.

Про "самообучение"/"адаптацию" полностью согласен.

И все таки вопрос остался открытым ;-) Опишу одну свою ситуацию и ролик выложу ;-)

Когда я осенью летел на высокой скорости, то создалась аварийная ситуация и надо было вытормаживаться по максимуму. Летнее экстренное торможение это резкий рывок и торможение. А вот осенью при скользком холодном асфальте это другое. В общем в торможении у нас поплыли оба колеса(там еще поворот был и скорость за 140). Но мотоцикл продолжил тормозить на самой грани. Я уже был близок к панике и удалось ее предотвратить только тем что увидел запасную траекторию и решил ей воспользоваться.
АБС приспособилось к ситуации. И что интересно, когда мой опыт кричал, что мы уже врезаемся и я начал смещение мотоцикла к запасной траектории в объезд машин. Мотоцикл настолько снизил скорость, что она не понадобилась.

И вот как на 36 секунде видно как работать с АБС-ом и как он тормозит без рывков и скачков, как я привык на своем вытормаживаться ;-)



Да, и совсем забыл, что зависит не от поколения абс степень интеграции между тормозами, а от типа мотоцикла. У R 1200 R он то же полуинтегрированный ;-)


SALOMON's picture

Поздравляю с приобретением!Тестировал и не раз R1200R-просто красавчег,R1150R думаю ничуть не хуже!
Удачи на дороге!



Спасибо ;-)

User login