Краткая поездка на выходные по местам боевой славы. | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Краткая поездка на выходные по местам боевой славы.

Ещё с конца 2020 года планировал сгонять на тогда ещё строящийся Ржевский мемориал Советскому Солдату. Была возможность сделать это дружной колонной на 09.05.2021 с товарищами оппозитчиками. Не срослось. В нашей семье тоже есть фронтовики. Поэтому решил сходить 9 мая на кладбища поставить цветы и дома помянуть воевавших предков и всех павших.

При этом идею поездки в район Ржева вынашивал по-прежнему. В июле появилась возможность взять несколько дней отпуска. Поэтому поездку спланировал немного в расширенном формате. А именно остановиться на несколько дней в районе Ржева и поездить по местам великих сражений на рубеже Ржев-Зубцов-Вазуза-Сычевка-Карманово-Вязьма.

Едем, как и предыдущие путешествия, семьей: 2-е на Урале (с ротацией детей в коляске на разных участках маршрута), остальные в автомобиле поддержки. )

Собственно Урал был ещё весной перед сезоном подготовлен в плане проведения тех. обслуживания. Перед поездкой обкатался где-то километров 500 по местностям. Из дополнительной подготовки: положил доп. инструменты (набор головок, и пр.), масла на всякий пожарный и походный набор (нож, саперная лопата, топор, все для казана и самовара). Вот собственно и все. Всякие продукты и одежду собирала супруга. В итоге, кроме плавок и того, что было на мне в поездке на мотоцикле, у меня больше ничего и не было собрано. Так получилось… Сам виноват. )

Первый день в пятницу планировали стартануть максимум в 09:30 по МКАД, далее на Новую ригу и до Ржева. Чтобы без пробок по МКАДу и до основного потока дачников по Риге. И как всегда выехали ближе к 12:00. Ну, и ладно. Все же 200 км – недалече. Авось к вечеру управимся.

По дороге хотели отлучиться в Ярополец на сельскую ГЭС им. В.И.Ленина. При этом в Ржеве на мемориале были только в 14:30.

Пока походили, посмотрели, посетили музей, перекусили на стоянке… И решили 2 часа на крюк в Ярополец не тратить. А махнуть сразу на турбазу.

Про мемориал хочется написать достаточно много. Потому как ощущения при посещении нереальные. При этом буду стараться кратко излагать.

Во-первых, масштаб самого памятника, его задумка как будто парящее изваяние…

Во-вторых, очень большое впечатление оставляет нескончаемый список фамилий погибших вокруг всего мемориала. Заставляет задуматься о масштабах этих кровопролитных боев.

И в-третьих, это музей. Сначала на входе не совсем понятно, что это. 1 зал. Особых экспонатов нет, как в привычных канонических экспозициях. Приглушенный свет. Внимание привлекают только кадры фото и кинохроники, транслируемые прямо на противоположные стены. Сначала недоумение – за что заплатил деньги? Хотя в качестве пожертвования на такой монумент не жалко.

И только спустя несколько минут начинаешь вслушиваться!!! в громкое звуковое сопровождение этой кинохроники. Реальные участники боев и пережившие оккупацию во Ржеве люди рассказывают краткие истории про дни этого великого противостояния. Даже наши современные дети с их гаджетами, тиктоками, ютюбами и прочей виртуальной хренью встали по стенкам и слушали. Я через минут 15 понял, что рассказы пошли по второму кругу, а мы все стоим и слушаем – не можем оторваться.

В общем, очень впечатлил нас этот монумент. Всем его создателям, авторам идеи и прочим причастным – жму руку.

Остановиться мы решили на турбазе на Вазузском водохранилище близ г. Зубцов. Это водохранилище входит в каскад гидросооружений на реках Вазуза, Осуга, Гжать, Яуза и Руза в Московской, Тверской и Смоленской областях и служит для подачи воды на Рублевский и Западный водозаборы для нужд Мск. Вдоль всей этой гидросистемы есть каналы, плотины, насосные станции и 2 ГЭС. Кому интересно – сами найдете и почитаете подробную инфу в сети.

Так что мы немного возвращаемся назад от монумента в г. Зубцов, докупаем необходимое в Пятерке прямо на Риге и сворачиваем в область в сторону Зубцовской плотины. Путь лежит непосредственно через плотину на другой берег водохранилища. Собственно там на берегу за поворотом уже и наша турбаза.

К услугам отдыхающих уютные домики с удобствами. Можно снять баню, взять на прокат лодки (весла, моторы), сап-борды и всякое прочее по мелочи типа бадминтона, снастей, снаряжения и т.д.

Кстати, база достаточно «молодая», территория ещё в большинстве своем «дикая». Окультуривать только начинают.

Если такая атмосфера Вам по душе, то однозначно это место можно рекомендовать!

Никаких массовых увеселительных заведений и общепита на территории не предусмотрено. Поэтому питаемся тем, что сготовим сами. Решение было принято отдать предпочтение пище на огне – шашлык, мясо, картошка и пр. в казане, чай из самовара.

Место очень тихое. Мы взяли домик в отдалении от остальных. И не пожалели.

А это виды из окон и с веранды нашего нового на эти несколько дней жилища:

Вокруг тишина. Единение с природой полное и умиротворение. Народу никого. Только изредка по дороге проезжает 1-2 машины. На пляж ездили на Урале, набившись на него впятером.

Вот несколько вечерних фото водной глади с берега водохранилища.

И Урал конечно же.

На второй день в субботу было решено поехать в сторону Сычевки (собственно по этой дороге и проходил рубеж сражений Ржев – Зубцов – Сычевка – Вязьма.

Поэтому вдоль дороги много памятных табличек, есть обелиски и братские захоронения. И очень мало населенных пунктов. Насколько понял, почитав немного информации в сети, многие из них были фашистами уничтожены вместе с жителями. И после этого не восстанавливались. Так, например, случилось с д. Аксёнино (если правильно написал). Здесь у истока реки Днепра вблизи д. Дудкино держала оборону и сражалась насмерть 119 Красноярская стрелковая дивизия. Подробно об этом можно почитать на памятной мемориальной доске и стенде возле истока реки.

Собственно туда в соседнюю Смоленскую область к истоку мы и направились. Рядом стоит открытый в 2015 г. мужской монастырь.

Так как освещать монастырь и исток прилетал сам Кирилл, то имеется и вертолетная площадка. Фото на или рядом с ней (как и у истока Волги) становится хорошей традицией (плохо видно – она чуть ниже на заднем фоне, фото прямо на площадке делал, при этом по приезду домой на флешке её не обнаружил – походу случайно стер).

Дорога от Сычевки к истоку Днепра сначала асфальтовая, а потом около 35 км грунтовка. Но не такая «волнистая» как к Волге. По ней вполне комфортно можно держать 60-70 км/ч. Только вот были мы в сухую погоду. Дорога была пыльная. А так как навигатор был в машине, то в клубах пыли позади ехали мы на мотоцикле с младшим сыном Петькой. Кстати, это были его первые полноценные 200 км. за день в коляске по дорогам общего пользования.

Приехали мы, пипец (если не сказать ещё крепче), какие пыльные, хотя и старались отставать от авто. Но супруга-то в авто думала, что мы отстаем, и тоже снижала скорость… ))

Вот такие пыльные мы «подчалили» к искомому месту:

В общем, это было нашей большой ошибкой, ведь дорога туда одна, особых развилок нет. Вдоль пути встречаются 2-3 указателя на исток. Поэтому можно ехать в принципе без навигатора по главной. И не заблудитесь. На обратной дороге мы так и сделали – поехали впереди авто.

Кстати, эта пыль сыграла с нами «злую шутку». На обратном пути мотоцикл стал плоховато тянуть, неохотно реагировать на газ. При резком сбросе газа чадил из глушителя. На следующий день, когда мы остались на базе, пришлось снимать кастрюлю, все вычищать от мелкой пыли и продувать фильтр. Кстати, в подсобке на турбазе мне работники без проблем помогли и предоставили болгарку – нужно было немного укоротить трубочки-втулки под крышку кастрюли. А то фильтр сидел немного свободно. Так что люди там отзывчивые.

Ниже несколько фото непосредственно с истока Днепра. Место очень уютное, душевное и спокойное. Тут даже и комментировать-то особо нечего – просто смотрите сами.

А вот собственно проглядывается под сеном и еле заметный ручеек – это и есть первые метры реки Днепр.

В купели на истоке плавал вот такой интересный здоровенный «водный» жук! Что за «зверь» такой мне не известно. Второй раз в жизни такого встречаю. Дети назвали его маленькой водной черепахой.

Походив и посидев немного около истока, решили оставить авто (она, как Вы понимаете, не очень подходит для проселочных разбитых дорог) и двинуть лесной дорогой на Дудкино. Так сказать немного заняться офф-роудом. Вброд переехали Днепр (ещё ручей в том месте) и далее по лесовозной дороге двинули к обозначенному месту. Колеи достаточно глубоки – по ступицу. Ехать можно даже без привода почти везде по крайней правой бровке, пуская колесо коляски в колею. И так проехали мы может чуть больше полукилометра. До очередного «разлива». Взять его мы по-любому могли бы. Но тут включился разум, что обратно нужно будет ехать уже по противоположной бровке, а она болотистая. Там точно увязнем. Пускать мотоцикл в колею, а коляску по верху – не факт, что не придется долго толкать. Вариант 2 – ехать от Дудкино вокруг через Сычевку опять на исток за машиной. Там тоже неплохая грунтовка, судя по карте. Но это ещё около 100 км на круг. И ехать впятером по дорогам общего пользования… В общем решили, что гряземеса с нас хватит: мотоцикл вывозили весь, сапоги измазали – пора и честь знать. А на обратном пути даже немного присели, пришлось побуксовать даже с приводом на лысой Дуре. В итоге посадили мот на правый глушитель и уперлись в колее левой дугой двигателя. А выбрались проверенным способом: бревном поддомкратили заднюю часть за маятник, накидали под заднее колесо толстых сучьев и по этой деревянной гати легко выехали.

Если как-нибудь позже получится «склеить» видео с телефона, то довыложу в теме или комментариях. А пока просто фото Урала.

Обратную дорогу мы решили проехать немного другим путем: не доезжая Сычевки свернули в сторону Риги. А там уже привычным путем по Риге на Зубцов и на турбазу. В общем получается сделали за день круговой маршрут около 200 км. По дороге обсохли – хорошо, что с собой 10-ка в запасе была. ))

Собственно по дороге пополнили в той же Пятерке запас пива, кваса и молока на утро для каши. Так и закончился этот вечер на турбазе за приготовлением мяса в казане, семейными посиделками за столом на веранде и чаем из самовара уже ближе к полуночи.

На следующий день мы никуда не поехали. Собственно в пн. нам уже в обратный путь. Поэтому решили отдохнуть у себя в лагере и придаться так сказать водным процедурам, к чему погода очень располагала.

Тут оставлю просто несколько природных фотокарточек, которые на мой взгляд очень хорошо передают атмосферу сочетания водных гладей, безмятежности и прекрасной погоды:

Однозначно можно сказать, что «с погодой повезло»! )

Само водохранилище не совсем такое, как привычные нашей семье Пестовское, Клязьминское и Пироговское. Наши подмосковные водохранилища имеют пологие берега и рельеф дна с плавным входом в воду и достаточно протяженным мелководьем. Этот водный отрезок быстро и хорошо прогревается. Купаться достаточно комфортно.
Здесь же всего в нескольких шагах от берега (по крайней мере со стороны Рыбачьей деревни в небольшой бухточке) всего несколько шагов и я уже стою по грудь в воде.

Думаю, что вследствие глубины вода не такая теплая. И чтобы зайти приходится привыкать. Ну, или активнее разогреваться (нагнетать «градусы») до водных процедур. )) Дно песчаное с мелкими и средними камушками. У причала, чтобы был оборудован на турбазе, я уже не доставал до дна – спокойно можно нырять. Чем собственно дети активно и занимались.

Брали напрокат лодку.

И ещё сап-борд. Пока была такая возможность, то почему бы не опробовать эту для меня диковинку. В общем, что-то в этом есть. И стоять на нем получалось, и немного походить по водной глади… и искупаться несколько раз. )

Собственно, пользуясь случаем, изучить новый вид водного транспорта по достоинству смогли почти все. Даже парные заезды состоялись.

Как оказалось, на этой доске очень удобно и релаксно передвигаться следующим образом: ложишься на спину. Ноги для пущего охлаждения можно опустить вводу по бокам. И вот лежишь, загораешь, а руками неспеша подгребаешь в нужно направлении.

А еще здесь можно бесплатно пройти курс «пилинга рыбками»! ) На южных курортах за такую процедуру просят немалые денежки, я Вам скажу. А тут совершенно бесплатно!

Как-то, зайдя в реку, мы стояли и привыкали к прохладной температуре воды. Вокруг кружило много мальков.

Вы не смотрите, что вода такого цвета. ) Она реально чище (не готов ручаться за абсолютную чистоту по разным так научным показателям), чем в Подмосковных реках (+ на конец июля даже не начала цвести). Просто она реально прозрачная, и через нее светит желтое солнышко + на дне желтый песок. )

А потом с перерывом в несколько секунд каждый начал немного пятиться и говорить, что кто-то как будто ползает или покусывает ноги. Стали присматриваться, а эти мальки реально кружат вокруг ступней, щиколоток и пытаются что-то «кусать» на коже. Я в это не особо что понимаю. Но походу дела это тоже самое, что предлагают на пляжах Анапы и Геленджика.

А ещё были мальки покрупнее. Они тоже кружились вокруг нас. Но с другой целью. Хотя нет, все с той же – пожрать! ) Только пища у них чуть другая! )

Совсем забыл сказать, что там просто дохрена слепней, шершней, пчел и шмелей. И кстати, очень мало комаров, хотя погода была безветренная и около водоема.

Так вот пока стояли в воде, то убивали на себе слепней и кидали их в воду. А эти мальки, что покрупнее, едят слепней. И все кружат вокруг нас, чтобы мы их ещё покормили. Походу это им за лакомство!

Вот малек нацелился на слепня на поверхности воды:

А вот уже он нырнул под воду с добычей.

А это преувлекательнейшее занятие я Вам скажу. Минут по 15-20 не могли оторваться от кормления питомцев! )

И я Вам больше скажу, дорогие друзья, что всего в 200-250 км от Мск можно найти такие природные места, что ты запросто можешь встретить в непосредственной близости дичь, зверье наконец, которых городской житель может увидеть только в зоопарке!

Вот так вот вечерком я готовлю у веранды картофан в казане, а мимо пробегает молодой лось (база не со всех сторон огорожена забором, а от дороги отделяют только ворота, чтобы машина не въехала). Супруга наспех побежала за фотиком и успела сделать кадр.

А это уже утренний вид из гостиной на поляну перед домом. Журавль на охоте за лягушками. Перед домом трава покошена и их хорошо видно.

Говорить о том, что плавая на лодке недалек от леса на противоположном берегу мы спугнули пару журавлей с гнезда на высокой осине, что дорогу перебегали зайцы, что на водохранилище вместе с чайками обитают лебеди, что ласточки въят гнезда прямо на веранде под сводом крыши так вообще не буду. Это здесь нормально!

В общем, вся эта «дичь» нас настолько впечатлила, что мы решили остаться здесь ещё на один день и просто побыть на природе. Благо наш домик до следующих заезжающих был как раз ещё сутки свободен.

В обратный путь так же решили поехать немного другой дорогой. Все же заехать в Ярополец на ГЭС, А далее по Волоколамке до Новопетровского и через Малеевку на Клин. А там уж по Ленинградке и мы дома. Ездить по одной и той же дороге не нравится, а круговые маршруты – самое то!

В итоге в день отъезда зависли на базе почти на весь день: собрали вещи, сдали домик утром, и далее ещё тусовались на воде – с территории базы никто не выгонял.

Мы были под впечатлением, поэтому сделали ещё немного фото природы – оставлю их в теме для любителей.

До Шаховской мы так же поехали в объезд. Сначала в сторону Сычевки. Далее свернули на Карамзино и Карманово. Именно этими дорогами в 42-м наступали во время операции по выравниванию Ржевского выступа 6 и 8 танковые дивизии.

Судя по карте около 35-40 км дорог в районе после Карамзино было грунтовыми. Я опять понадеялся на скоростной грейдер. А в итоге дорога оказалась реально как после войны или после танков, если так можно сказать. Сплошные ямы и глубокие рытвины, которые порой проще и безопаснее было объехать по обочине. В итоге машина существенно отстала. И если мы уверенно ехали 25-50 км/ч в зависимости от состояния полотна, то они порой останавливались и смотрели по какой и сторон дороги лучше объехать канаву, чтобы остаться с днищем. ) А мы, когда теряли их из виду в зеркалах заднего вида, останавливались и ждали их, давая двигателю остыть после продолжительной езды на малой скорости.

Во время остановок делали фото:

Очень удивительные эти места! На фото «тишь да гладь» - все божья благодать! Красивейшие места! Спокойствие, тишина и умиротворение! И очень странно, что сначала был непролазный лес, а потом он резко сменился открытыми участками. И эти участки такое впечатление, что были когда-то обжиты людьми.

При этом не знаю почему, у меня было чувство, что здесь незримо кто-то все время присутствует и сопровождает нас на протяжении всего пути. Хотя на встречу попалась только 1 «девятка» с 2-мя женщинами и пяток лесовозов. И все. Останавливаешься, глушишь двигатель. И тишина полнейшая – слышно как муха пролетает. В общем загадочные места! Но вот скажи мне ещё раз поехать этой дорогой – поеду без раздумий!

Мистика, спросите Вы! Может быть. Не знаю. Просто у меня были такие ощущения. В других местах этого путешествия такого не было.

Едем дальше. До сих пор смотрю на фото и не верю своим глазам, что так близко от Мск есть такие безлюдные места! Хотя раз луг кошенный, значит люди все же появляются. ))

На развилке на Карманово поворачиваем налево в сторону Архангельского (кстати, указателя нет – ориентир на повороте расположен очередной гидроузел – плотина Вазузскй гидросистемы). И далее через Середу выезжаем на Ригу в черте Шаховской. Тут уже дорога идет хорошая, машин так же мало (хотя поток немного прибавился) и можно спокойно ехать 80 и смотреть по сторонам. Или притопить и до 100 при необходимости.

В Шаховской заправились и повернули на Белую Колпь. А через неё в Ярополец. А дело тем временем близится к закату…

Да, на ГЭС мы попали. Но уже в сумерках.

Там тоже места красивые, насколько мог судить в полутьме.

Сделали несколько мрачных темных фото, на которых толком ничего не разобрать. Водосброс сделан в виде полусферы без затворов.

Вот старое колесо турбины ГЭС:

Конечно потом почитал в интернете про ГЭС – интересная история возникновения первой сельской ГЭС. По одной из версий во время войны была взорвана, потому и гнутый старый вал в виде экспоната расположен на территории станции. Пишут, что можно напросится у смотрителя внутрь «машинного зала», где он может даже продемонстрировать работу турбины.

Все здания и сооружения на территории такие миниатюрные, аккуратные и ухоженные, как будто из сказки про каких-то гномов. Естественно, хочется ещё раз туда вернуться. Только уже по-светлому и все хорошенько облазить и изучить. А пока извините за эти темные, мрачные и неразборчивые снимки.

После ГЭС была просто дорога домой с 1 остановкой на очередную рокировку детей в коляске. Около 200 км на финишном отрезке дистанции. По своей деревне я уже ехал на парах – двиг не крутился, и вследствие подсоса воздуха из бака газ подвисал. Около 12 ночи вкатились в гараж.

В заключении несколько фотоснимков – воспоминаний. Мы все вместе прекрасно провели эти несколько дней, а фото очень хорошо передают атмосферу этого незабываемого путешествия: мотоцикл Урал и полное единение с природой!

Итого на круг около 780 – 800 км незабываемого путешествия и красивейших природных мест! Богатая воинская история края! И просто отличное настроение вдали от городской суеты.

2021 год 23-27 июля.

Barovit
Труженник's picture

Отлично!

Aleksandr Suslikov's picture

Бывал я в тех местах, в поисковых экспедициях и на охоте. Впечатления именно такие, опустошение и в тоже время красота. Под водой места боёв можно сказать брошенные, там иногда вода немного уходит, на песочке и в тине артефакты... Вобщем это конечно очень личное. Приятно вспомнить молодость. Спасибо, удачи!

Aleksandr Suslikov's picture

В Яропольце сторож электростанции одновременно и экскурсовод. И ещё две усадьбы и музей с экспозицией, посвященной "Кремлёвским" курсантам . Кому интересно.

Barovit's picture

В усадьбах бывал ранее. Кстати, церковь сейчас начали реставрировать. Когда я был там первый раз она была в упадке и доступ был свободный - сейчас стройка огорожена. И в монастырь Иосифо-волоцкий тоже заезжал по пути в усадьбы. Уж если смотреть все достопримечательности на данной дистанции, так по полной.
А вот как мимо ГЭС тогда проехал - сам не понимаю. В этой поездке наверстал упущенное, хоть и не совсем полноценно. )

Barovit's picture

Повтор.

Aleksandr Suslikov's picture

Респект. У меня дом в деревне недалеко от Теряево. Передвигаюсь иногда по дороге Лотошино - Клин. На мотоцикле - по деревне и окрестностям.

Barovit's picture

Через Теряево и Высоковск как-то раз до Клина гонял ранее. Поэтому и решил поехать новой дорогой на Клин.
Кстати, от Новопетровского до Клина трасса оказалась очень оживленной. Не ожидал. Много большегрузов. Походу они бесплатно объезжают специально построенную для них и открытую с помпой платную ЦКАД. ))

Aleksandr Suslikov's picture

По этой дороге ездить не приходилось.

dimanche's picture

Ром, очень достойно!

На мемориале тоже был, ощущения схожие..

Если не сложно, скинь в ЛС координаты мест, где проживали

Barovit's picture

Товарищи, спасибо за отзывы! )

Паш, щас кину.

Тракторист's picture

Приятный отдых. И познавательный. Лайк!

Barovit's picture

Да, Это ты точно подметил.
Правда, с Вашими путешествиями не сравнится. ))
Спасибо, что зашли, почитали. И за оценку конечно. )

Barovit's picture

Как и писал ранее, выкладываю дебютное видео своей дочери.

https://youtu.be/nvuFqmjXWcc

Она же режиссер, оператор и монтажер. Не, судите строго. )) Просто делимся с Вами материалом, который есть на телефоне после поездки. )

Фильмоскопов's picture

Красота!
Но я бы в такую грязь на такой резине не полез бы ))

Barovit's picture

Ну, и правильно. Я тоже об этом подумал. Правда, уже тогда, когда немного залез в грязи. ))
Нас-то пятеро. Если что - вытянем как-нибудь. )))

Alexander231's picture

Ай да Роман, ай да молодец! И прокатился и отчёт забацал. :-)
Как всегда, получилось очень атмосферно и умиротворенно :-)
С удовольствием прочитал.

Всё-таки, искренне надеюсь на то,  что когда-нибудь удастся увидеть тебя в "дружной колонне с товарищами оппозитчиками".

"Выехали ближе к 12:00", ха, как мне это знакомо ;-)

p.s.
Благодаря тебе, впервые увидел плотину в Яропольце в темноте. ;-)

Barovit's picture

Да, краткая в итоге поездка оказалась, при этом на удивление душевная.
Благодарствую, что в итоге добрался и прочитал. И за развернутый отзыв. )))
Обязательно ещё прокатимся. )

User login