Конжак или Уральский Pikes Peak
Предисловие.
С поездки в Стерлитамак прошло пару месяцев.
У меня был план на конец августа, пока стоит теплая погода скататься в Ханты-Мансийск, но планы нарушились. В одной из рядовых поездок лопнул коленвал, который проработал около 32 тысяч км. Через несколько дней я его заменил, но наступил сентябрь и пошли дожди. Температура воздуха снизилась и пришлось ждать бабье лето. В этот момент на ютубе случайно попалось видео где парень из Серова скатался на Урале одиночке на гору Конжаковский камень.
Для справки - Гора находится в южной части Северного Урала и в то же время в северной части Свердловской области. Её высота 1569 метров. Это высшая точка Свердловской области и одна из высочайших вершин Уральских гор.
Добраться до неё можно доехав по Серовскому тракту до города Карпинск, от которого идет дорога до пос. Кытлым. Посёлок расположен у подножия Конжаковского камня.
Второй рассказ.
Конжак или Уральский Pikes Peak.
Парень из видео довольно забавный. В начале ролика перед стартом рассказывает что у него адреналин зашкаливает от того что едет на мотоцикле Урал и не знает что может случиться в дороге. При этом честно признаётся, что это мини-дальнячок. Я посчитал сколько от Серова до Конжака, вышло около 110 км в одну сторону. Прикольно, смотрю что будет дальше.
https://www.youtube.com/watch?v=tN77_uaZO5M
От друзей - знакомых было известно что дорога от Карпинска до Кытлыма грунтовая и очень разбитая. Вроде 50 километров пути до нужного места, а ехать никакого желания не было. Да ещё нужно подниматься в саму гору.
Из видео же я узнаю, что с недавних пор до поселка Кытлым проложили отличный асфальт.
Новое открытие! Оказывается от асфальта и почти до самой вершины так же имеется дорога. Пусть грунтовая, но можно подняться на мотоцикле! Её построили для вывоза породы из карьера который находится на высоте около 1200 метров. Добывать тут начали дунит, поэтому данный путь так и называется "Дунитовая дорога". От карьера рукой подать до вершины, "всего каких то 350-400 метров вверх". От Екатеринбурга до карьера примерно 450 - 460 километров и это значит что даже мне можно успеть в течении дня побывать на горе и вернуться. Отличная новость и очень заманчиво!
Смотрю видео дальше. По дороге парень встречает туристов, которые ему говорят что надо успевать, пока дорогу на гору не перекрыли, так как эта дорога частная собственность. Уже на подъёме в гору он упоминает что недавно кто то видел тут медведя на обочине, а чуть позже ещё встречает туристов которые видели медведя буквально только что. Эти новости уже не такие радостные, но информация полезная!
Дальнейшие виды гор из ролика вызывают полный восторг, как и сама дорога прорубленная по склонам гор. Даже показалось в ней что то знакомое.
Решено, нельзя упускать такой случай, надо ехать!
Начинаю мониторить прогноз погоды. В дождь ехать не имеет смысла, тем более лезть в гору. Видео было загружено 6 сентября, а уже 10 сентября прогноз погоды показывает что дождей не будет пару дней. Собравшись утром в тот день я выезжаю в сторону Карпинска.
Надо сказать к этому времени я снял привод на коляску и установил редуктор с 9 парой.
.прошёл Дугу Кесселя менее чем в 12 парсеков.
Асфальт на Серовском тракте хороший и вскоре я доезжаю до Карпинска.
Город небольшой и я быстро нахожу направление на Кытлым. Новая дорога и правда отличная.
Вдоль дороги попадается желто - красная листва на деревьях, в то время как у нас в городе листья ещё зелёные. Видно по ночам тут уже бывает минусовая температура.
Трасса идет то влево - вправо, то вверх - вниз...
..и тут за очередным подъёмом открывается грандиозный вид на горный массив. Естественно что самая высокая вершина это и есть Конжак. Слева от Конжака виднеется не менее высокая гора. Это Косьвинский камень. Она стоит отдельно и имеет правильную конусовидную форму. Высота этой горы 1519 метров.
Чуть подробней про неё.
Порода, из которой частично состоит гора называется дунит. Он является огнеупорным материалом и к тому же блокирует радиоизлучение. Именно эти свойства породы стали причиной выбора места для расположения в данной горе секретного военного бункера. Утверждается что это место является Центром боевого управления системы 15Э601 "Периметр", прозванной в народе "Мёртвая рука". Система была принята на вооружение в 1985 году и с тех пор находится на боевом дежурстве. У подножия горы находится воинская часть и многие источники указывают её принадлежность к РВСН. Возможно поэтому дорога наконец то была приведена в отличное состояние?!
В самой горе и округе находятся богатые россыпи платины и золота, поэтому шахты в горе копали ещё до военных. Примерно с 70х годов сама гора стала принадлежать МО, которое естественно запретило вести добычу внутри горы. Теперь золото и платину продолжают добывать только снаружи.
Увидев с дороги всю красоту и масштабность гор, я обнаружил, что обе вершины затянуты тучами. Главное что бы тучи небыли дождевыми. Пока стоял и фоткался напротив горы.....
...к удивлению обнаружил что новая асфальтовая дорога является в какой то мере железной.
.А вот и нужный поворот с дороги.
Доезжаю до нужного поворота и начинаю подъём. Вскоре мне попадается будка и шлагбаум.
Выходит охранник и говорит что дорога закрыта, так как является частной. На мой вопрос он рассказал почему её закрыли. Оказывается в теплую погоду тут происходит целое паломничество состоящее из огромного количества различных легковушек и прочих джипов. Многие водители настолько безответственны, что бросают свои авто где попало, в то время когда дорога построена для большегрузов, которые регулярно возят с карьера породу. Водителям самосвалов не очень удобно ездить вокруг таких парковок, к тому же самосвал имеет массу с грузом под 40 тонн и на спусках вынужден тормозить из за некоторых туристов, которые считают что грузовик им должен уступить.
На мгновение я подумал что "всёпропало" и стал его заверять что буду уступать всем самосвалам, которые попадутся мне по пути. Тут охранник говорит что пропустит, но добавил что окончательное решение о закрытии еще не приняли и именно по этому он открыл мне дорогу. В любом случае это удача!
Дальше начинается конкретный подъём, ехать можно только на первой передаче. Вскоре дорога пошла через старый кедровник. Справа - слева растут огромные кедры и все напоминает какую то былинную сказку.
В какой то момент подумал что мотору надо дать остыть, но вспомнив что именно в этих местах был замечен медведь - поехал дальше до более менее открытой местности. Встретился первый самосвал. Естественно я сразу съехал на обочину что бы пропустить. Дорога в этом месте только для одного самосвала. Подъём настолько крут, что с обочины просто так и не тронешься.
Вскоре я выехал на границу леса и стали открываться первые виды на окрестности.
Доехал до ближайшего обрыва, с которого открывался вид на Косьвинский камень.
Насколько же эта гора огромная!
Сделав немного снимков поехал дальше, так как там вероятно вид будет лучше. Догнал некий джип, который двигался в попутном направлении. Видимо охранник с каждым желающим проводил подробный инструктаж, а потом всё же пропускает на дорогу.
.Найди машину на фото.
Проехав совсем немного виды открылись ещё больше и я опять остановился что бы сфотографировать. Затем всё повторяется. Подумалось - так я долго буду ехать и решил выбирать более менее ключевые точки, с которых можно снять все основное.
Стали попадаться легковушки и даже микроавтобус.
В этот момент я уже ехал по правому склону хребта Серебрянский Камень, с которого открылся ничем не перекрытый вид на окружающее пространство вокруг.
С этой точки хорошо просматривался поселок Кытлым, гора Косьвинский камень и все ближайшие горы на юге от меня.
Так как лес на этой высоте уже отсутствует, стала видна вся вперёд идущая дорога. Петляющая трасса идет с левого склона одного хребта, переходя на правый склон следующего а затем на следующую гору и так далее. Тут я вспомнил что это мне напоминает. Это же почти Pikes Peak, соревнования по подъёму на холм в Колорадо!
Так появилось название моего заезда.
Кроме открывшихся видов, стало понятно что я поднялся до облаков. На этой высоте ветер регулярно нагоняет тучи которые с виду похожи на туман и удивляет их скорость перемещения в пространстве. Пейзаж перед тобой пропадает в туче и появляется вновь буквально за считанные секунды. При этом иногда тучи приносят с собой осадки. К счастью это длится не больше минуты. Всё это происходит под прикрытием хребта справа. А что будет, если я выеду на открытую местность? В принципе всё не так страшно, так как воздух довольно тёплый и проливных дождей нет. Делаю фото и продвигаюсь дальше.
Поднимаясь выше, увеличивается скорость ветра вокруг. Местами дорога проходит по неким перевалам между вершин. На открытом пространстве наглядно видно как проносятся тучи на фоне скал. Не сказать, что ветер ураганный, но дует с приличной скоростью, что то около 10-12 м/сек.
https://www.youtube.com/watch?v=2PqgQ9maX54
К счастью оказалось что мой финиш не на открытом пространстве а чуть дальше под прикрытием главной вершины.
Уже виден въезд на карьер с будкой и шлагбаумом, а значит я недалеко от вершины. Только где именно она расположена не ясно, так как верхняя часть горы накрыта тучей. Вспоминаю по видео что надо останавливаться не доезжая карьера и идти влево.
. Где то чуть выше центра снимка находится вершина.
На обочине как раз стоит пара легковушек. Машины явно туристов.
Слева от дороги небольшое поле с маленькими ручьями, за которым начинается собственно подъем. Полем я его назвал по тому что что нём есть растительность. Это оказался тонкий слой дёрна, под которым всё тот же курумник. Местами попадаются мини болотца. Двигаться по такой местности надо аккуратно, что бы не переломать ноги. Добираюсь до подъёма, который состоит из сплошного курумника. Лезть по камням занятие не из приятных, особенно если ты в мотокуртке и несёшь за спиной рюкзак с фотоаппаратурой.
Крутой подъем сменяется пологой террасой, на которой среди курумника есть островки с мягкими участками дерна. На этой высоте дует ветер, но всё равно терраса затянута тучей, которая похожа на туман.
https://www.youtube.com/watch?v=n5Cu6N6mBwY
Видимость тут в районе 30-50 метров, куда идти дальше не совсем понятно. Вскоре я замечаю флажки и вспоминаю что каждый год здесь проводится Горный марафон "Конжак" а это вероятно следы данного маршрута. Метки помогают мне не блудить, так как в тумане ориентиров нет никаких совсем. Если бы не они, я точно ушел бы не в ту сторону.
После этой террасы начинается следующий подъем. С трудом забираюсь в подъём до следующей террасы и опять устраиваю отдых. Ветра в данном месте уже нет и воздух довольно теплый. Учитывая моё одеяние приходится долго отдыхать что бы остыть.
Захотелось пить и тут я понял, что совершил ошибку не взяв с собой воды.
Одно из интересных наблюдений это то что на террасах, под камнями частенько журчит вода. Вскоре нахожу её выход на поверхность, но у меня с собой нет никакой ёмкости для того что бы набрать воды.
Придумываю! На большом объективе есть бленда, на вид она как кружка, только без дна. Беру в рюкзаке пакет и оборачиваю бленду, получается импровизированная чашка. Напиваюсь.
Вокруг царство курумника окутанного туманом. Видимость не более 50 метров. Куда ни глянь, одни зеленоватые камни покрытые мхом.
Из за отсутствия ветра в этом месте довольно тихо. Вдруг слева за спиной в этой тишине слышу непонятный шелест. Оборачиваюсь и вижу как вылетев из тумана в метре над камнями, с огибанием рельефа местности пролетает стая Белых куропаток и опять уходит в туман. Удивительное зрелище! Особенно завораживает что кроме шелеста крыльев больше нет никаких звуков!
Куропатки конечно были не совсем белые как гласит их название, а белые с черно-коричневыми пятнами. Жалею что не был готов к этому и не сфотографировал.
Начинаю новый подъём до следующей террасы. Подъём стал гораздо круче и на импровизированном пути стали попадаться совсем огромные валуны, которые приходится обходить. Всё это затрудняет и без того тяжёлый для меня подъём.
Тут из тумана мне на встречу появляется парочка таких же путешественников, которые идут вниз. Спрашиваю сколько еще осталось до вершины, на что они отвечают что километра три. Становится не совсем понятно - шутка это или они сами не понимают расстояние?
Перед поездкой я прикидывал по карте расстояние от дороги до вершины и выходило около трех километров не более. По моим предположениям я был на половине пути. Иду дальше. Ветер иногда раздувает тучи и сквозь окна я замечаю далеко внизу дорогу и даже мотоцикл. Выходит высота уже приличная а подъёму конца края не видно.
И всё же сомнения они в мою голову забили. Посмотрев текущее время я понял, что спускаться обратно по этим камням придётся уже в темноте. К тому же поднявшись на вершину, я не смогу фотографировать окрестности из за тучи, которая зацепилась за вершину а в этом был основной смысл моего восхождения.
Буду считать что не был готов к подъёму или что гора меня не пустила. Но я попытался.
Всё же те самые, "всего каких то 350-400 метров вверх" на деле оказались тяжёлым подъёмом. Спуск занял раза в два меньше времени, но так же был не лёгкий. Мои ботинки оказались не совсем пригодны для ходьбы по камням. Из за мягкой подошвы ступни быстро начали болеть. Для таких случаев нужно носить треккинговые ботинки с твёрдой подошвой. Второе что нужно это одежду, которая лёгкая, непродуваемая и в то же время в ней не жарко при ходьбе. И конечно же надо брать с собой запас воды.
Спустившись до мотоцикла я передохнул и заменил частично промокшую насквозь одежду. Так как по утрам и вечерам было уже довольно холодно я удачно взял с собой на этот случай небольшой запас дополнительной одежды.
Пока стоял отдыхал, обнаружил что некоторые посетители горы не совсем туристы. У дороги стояли пара джипов а пассажиры выбирая в россыпях какие то интересные им камни таскали их в свои машины.
Пора ехать обратно.
.Вершина где то по середине кадра.
Хотя ещё видно солнце, в реальности уже начало смеркаться.
Тут два снимка снятых примерно с одной точки, говорящие о скорости смены погоды в горах. На первом фото 3 часа дня, и я только еду к вершине...
..на втором фото время 7 часов вечера.
.Правее гора Косьвинский камень, вершина у которого накрыта тучей.
.
Дорога по открытой местности имеет не сильно большие перепады по высоте, а вот доехав до границы леса я увидел весь масштаб конечного спуска. Дорога по которой я круто поднимался вверх и не видел что за спиной, оказалась практически прямой, с парой - тройкой незначительных поворотов. Спуск был километров 7-8 длиной, а уклон дороги таков что даже я спускаясь начал волноваться за перегрев тормозов. Представляю что испытывает водитель Вольво, у которого за спиной 40 тонн породы. К тому же тут работают ещё КАМАЗы и МАЗы, у которых нет горного тормоза в отличии от Вольво.
Теперь представьте, на их пути в этом месте пачками попадаются легковые машины со всех ближайших городов и весей. Естественно среди них всегда найдутся мажоры и прочие "яжематери", которые считают что все вокруг им должны. Во второй части видео того парня есть моменты где видно, сколько машин ездило по этой дороге в летнее время а так же как и где они паркуются.
https://www.youtube.com/watch?v=2iHq64OvDpE&t=1430s
( Позже я узнал что решение о закрытии дороги всё же приняли и с 20 сентября она закрыта для проезда посторонним. В целях безопасности движения.)
После спуска долетел по хорошему асфальту до Карпинска. Там заправился и утеплился. У Серова сфоткался у стеллы.
Перед Н.Тагилом заехал в кафе Милано, где даже ночью всегда свежая и горячая еда. Стало совсем хорошо!
На последней сотне километров у меня что то случилось со спидометром, но в темноте было непонятно. Только в гараже увидел.
В общей сложности пробег составил 900 с чем то километров. Кроме спидометра ничего не сломалось. Головки работали исправно и ничем себя не проявили.
Про коробку передач.
У меня есть две коробки на которых езжу. Одна родная которая шла с мотиком, вторая запасная, обычная от 8.103.10.
Чем хороша родная, тем что имеет внутри желобок, собирающий масло от разбрызгивания при работе, которое затем стекает во вторичный вал. Заливная горловина находится не сбоку как у всех а у самого воздушного фильтра, при этом пробка является щупом и сапуном одновременно. Можно залить масло хоть под пробку. Такие коробки ставили со второй половины 90х годов.
Всё бы хорошо, но со временем передачи стали выть. Многолетняя борьба с воем привела к тому что в начале сезона 2020 я её заменил запасной кпп. Заменил, но не оставлял надежды победить вой.
Так же у меня была новая кпп без з.х. которую решил пустить на запчасти. Так как детали новые, всё что подходит использую при сборке родной кпп, а не подходит только вторичный вал. Такой новый вал тоже был в наличии. В общем я быстро все перекинул из одной кпп в другую. Подшипники так же заменил. Кому интересно, это SKF С3. В том числе вместо разъёмного 12204 я уже пару лет использую 6204. Кстати вычитал об этой замене на страницах Оппозит.ру .
Масло в этот раз залил MOBIL Synthetic Gear Oil 75W-90. Экспериментировать - так экспериментировать!
Весь сезон я проездил на кпп от 8.103.10 , а после Конжака поменял коробки местами. Прокатившись на перебранной кпп за пару дней около 600км, я обнаружил что она перестала выть. Будем испытывать дальше.
Продолжение следует..
Красота...
Отличная поездка!
Тяжело было ползти вверх с девяткой в редукторе?
Отличный рассказ. Душевный. С удовольствием прочел!
Да...как с девяткой в горах? Недостатка тяги не ощущалось?
Недостаток тяги есть после 100км/ч по GPS. Возможно из за того что стоит стоковый воздушный фильтр.
А в гору он будет ехать до тех пор, пока угол подъёма не станет градусов 40 - 45, тогда появится другая проблема. Его станет разворачивать вокруг коляски. В таком случае поможет подняться только включение 2WD.
Главное помнить, нормальных дорог с таким уклоном не бывает. Если тебе попался такой подъём, то это вряд ли дорога как таковая, скорее направление. Тут и 8 пара не поможет, только здравый смысл.
Виды потрясающие!
Слава, огромное спасибо за атмосферу! Красиво и познавательно!
Красота! Отличное повествования и природные красоты!
После прочтения принялся гуглить где это, что это, как туда доехать! Спасибо за историю.
Красота!
Занёс в план поездок!
Спасибо за рассказ.
Красота!
Занёс в план поездок!
Спасибо за рассказ.
Годно!
Спасибо за повествование и красивые фотографии.
Очень красиво и интересно, спасибо! Так получилось, что обе мои деревни находятся в разных частях области, но рядом с одной наивысшая точка области - ~360м над морем, а рядом со второй вторая по высоте отметка ~340 - и вот даже с неё вид над лесами километров на 30 открывается. Выше был только в Крыму и пешком, горы сложно не любить.
Спасибо,познавательно и фотографии шикарные...
Теперь я понял,почему уральский хребет в старину Камнем называли.
Обалденная природа!
очень понравилось!
Что там Romaniacs? Даёшь на эту горную гряду заезд на колясычах да на время, да с медиа-освещением.. Ууууууххх было бы!
Классно скатался, дядь. Так еще и рассказал об этом столь смачно, что тоже хочется так...
Помни про закон бутерброда!
BLOOD BROTHERS WILL KEEP IT TO THE END!
ТУМАН