С видом на Северный полюс | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

С видом на Северный полюс

Это, вне всякого сомнения, была самая ломучая поездка из всех, что мне доводилось осуществлять… За неполные шесть тысяч км я, пожалуй, ковырял мотоцикл больше, чем за весь остальной сезон вместе взятый. Да… А, с другой стороны, поломки в дороге, выбивая из планов и графиков, как ни странно, делают, нередко, поездку ярче, насыщают ее новыми местами и новыми знакомствами… Но да по порядку.

Поездка в Мурманск у меня срывалась раза три…
В первый раз я задумался о ней в зиму 15-16 года, была мысль рвануть туда с Валентинием Интрудером, обсуждали. Но сам Валентин по объективным причинам поехать не смог, с отпуском у меня на даты проведения мотобухты не срослось, поехал я в 16 году в Крым. Последующие два года отпуск тоже получался на август - сентябрь, то есть и мотобухта мимо и полярный день тоже. Как по мне, на север надобно ехать в конце июня.
И вот, в начале 19 года карты легли как надо. Конец июня, начало июля. В планах был мотофест «мотобухта» и было желание посетить полуостров Рыбачий. Вступил в группу фестиваля мотобухта, начал потихоньку узнавать, куда еду.
Но жизнь, как обычно, внесла коррективы… максим белов, орг мотобухты. Ему, как местному жителю, был задан простой вопрос: «нужно ли как либо документально оформлять проезд на Рыбачий?». В ответ получил что то вроде «все в рамках законов РФ» (читай «пшелнах» в завуалированой форме) а вот вторым сообщением было «ты на чоппере на рыбачий не проедешь». На мое возражение, что ты, мол, знать меня не знаешь и куда я на своем «чоппере» заезжал не имеешь представления - человека понесло. Что он нас, "таких мудаков, задолбался оттуда вытаскивать», «самые умные», все в мат перемат и в грамматике школьника 3 класса. Недалекое хамло… Желанием мое посетить сие мероприятие таяло в процессе дискуссии. Под конец пациент начал брать на понт, «если такой умный, доедь до маяка». Что за маяк… С моих пояснений, что я никому ничего не доказываю, просто катаюсь, куда хочу и до куда могу – человек только больше распалялся… В общем целом у меня было ощущение, что я у него хлеб отнимаю... Но были и хорошие стороны. В дискус включился питерский дядька, поведал о том, что дороги на рыбачем каменистые (это норм, проеду, опыт есть) и есть пески (вот это плохо). Ну и под конец максимка с фразой «надеюсь ты все поскринил» банально стер всю переписку. Ну и уй на него. В общем, на мотобухту мне ехать расхотелось. Не люблю хамоту, органически не переношу.

В общем, одна из основных целей если не отвалилась, то встала под вопрос.
Вторая, собсно, Полуостров Рыбачий – никуда не делась.

Итак, 26 июня, часов 9 утра. Выезжаю.
Погоды июньские были, однако, с капризами в 19 году. До начала третьей декады июня стояла жарень за 30, а потом резко похолодало. Из дома я выезжал в комфортные +20.

Мотоцикл… Мой субароцикл зимой, как всегда, претерпел некоторые доработки. И вот со спицовкой заднего колеса я не угадал. За предыдущие три с половиной месяца из заднего колеса вывались с десяток спиц. Вставил. А за 2 дня до выезда хрюкнула кпп, развалилась подвижная муфта 1 – 2 передачи. Сто тысяч почти прошла – и развалилась. На три части. Очень вдохновляет, когда в планах многие десятки км по каменистым грунтовкам, да.

Но да… волков бояться – в лес не ходить.
Кстати, о волках. Они, а, так же, медведи, которые водятся в тех краях. И мои ночлеги в палатке. Честно, было чуть ссыкотно, ага. Но да еду.
Ярославка.

Еду через Вологду.

На трассу Кола можно попасть или через Вологду, или через Санкт-Петербург. М10 – платники и загруженность, а к самому Питеру я испытываю иррациональную неприязнь. Даже не знаю толком, почему. Ну не люблю. «Культура, духовность, окно в европу»… Потому через Вологду. По расстоянию одно и тоже.
Еду.
Планы пока что вырисовывались следующие: доехать до Мурманска, заехать в магазин, на заправку и далее в Териберку. Да, туда, где проходит та самая мотобухта, но на неделю раньше. Почему именно туда? Как ни странно, больше особо некуда. По карте – это почти единственный населенный пункт у океана и с дорогой до него. Остальное – либо ЗАТО, либо мелкие деревеньки с направлениями к ним. А после посещения Териберки – на Рыбачий. А вот после Рыбачего – может загляну на мотобухту, если вдруг повится желание иль сагитирует кто, а может и куда в другие места двину. Времени у меня много, никто меня нигде не ждет.
За Ярославлем перекусываю.

А ближе к Вологде догоняю черную и весьма внушительную, поблескивающую молниями, тучу.

Приходится натягивать дождевик и бахилы.
Кстати, о бахилах. Я, как правило, стараюсь сильно не набираться информации о том, куда еду. Больше будет впечатлений. Рыбачий я себе представлял краем… Каменистых холмов и ручьев. А для преодоления ручьев надобна была соответствующая обувь. Выйти из положения я решил при помощи бахил (чулков) от армейского ОЗК. Ну вот и в качестве бахил в дождик они тоже были вне конкуренции.

Тучка, не смотря на внушительный вид, оказалась небольшой, выскочил я из-под нее минут через двадцать, не более.

В Вологде заливаюсь и ухожу с объездной на Медвежьегорск. Ага, медведи…
Еду я не спеша. Прислушиваюсь к мотоциклу. Еще перед Ярославлем почувствовал «что-то не то» со сцеплением. Ага, тросик, заменил, был с собой (именно сама внутренняя часть, при наличии съемной бобышки – очень удобно и компактно, но пришлось купить напильник и сделать из подножного материала втулку на бобышку, что бы трос не ломался. Куда делась та, что была на тросу – хз. И с кпп полилось, при чем не с ссальника, а начало давить через отверстие троса спидометра. Ага, это намекает на то, что в картере кпп повышенное давление. А значит забита трубка сапуна. Разобрал, сменил прокладочку.

Еду. Тормозят. От Вологды я проехал верст 70… Гаишники, на 2109. Торможусь, соответственно. Первая фраза «вау, вы остановились..?!». Любопытствую, отчего ж он так удивлен. Отвечает, что «мотоциклисты у нас вааааще не останавливаются». Смотрит документы, спрашивает, куда еду. В общем, норм.
Еще через сто км опять тормозят… Приветствую очередной экипаж фразой «тормозили уже недавно ваши, проверяли, удивлялись, что остановился» и получаю в ответ, «да, мотоциклисты у нас вааааще не останавливаются». Гыгы. Чувствуется, что мир вокруг уже другой.
Еду. Миную Вытегру, где закупаюсь на ужин, любуюсь видами, наслаждаюсь неплохой и почти безлюдной трассой.

Вопрос с ночлегом на повестке белой ночи (я уже прилично севернее Вологды, должны быть) возможный, но не желательный контакт с особо крупными и особо мелкими представителями местной фауны, а именно медведями с волками и гнусом. С первыми сложнее, тешу себя иллюзиями, что если встану рядом с трассой, то вероятность контакта будет ниже, со вторыми проще, надобно встать в сосняках. Сосняки периодически чередуются с осинниками. И как назло, когда я почувствовал, что «пора» - сосняки пропали. Чорт. Суюсь на одну грунтовку, другую, третью – сыро, мрачно, комаров шопипец. В результате таки решаю встать на глухой и почти заросшей грунтовке таки в слегка заболоченных осинниках, чему очень оказались рады местные комарихи.
Едва я остановился и поднял визор – меня атаковали. Грамотно, коллективно, со всех сторон… Брызгаю морду и руки и в темпе вальса ставлю палатку.

1150 км позади. Ужинаю, сплю.

27 июня.
Крупной живности не было.
Завтракаю. Комары – тоже.

Выскакиваю на трассу. Через пару км начинаются сосняки. Ссука… Как всегда. "Везунчик - мое второе имя".
Но красиво.

А еще километров через десять мое внимание привлекает… Право слово, было ощущение, что в траве лежит свеженький сугроб.

Камушек. Гранит, полагаю, но с преобладанием кварца. А, может, и нет.
Фотографирую. Хорош!

Проскакиваю Медвежьегорск (на заправке встречаю двух дядек на тяжелых круизерах, едут в Суздаль) и – вот она, Кола.

Не спешу. Сегодня я, так же, как и вчера, не ставлю в планы всенепременно доехать до Мурманска, хотя более половины вчера осилил, потому и пофиг. Да и по сторонам хватает интересностей. Вокруг часто попадаются скальные выходы гранита. Геологией я любопытствую («интересуюсь» сказать – будет преувеличением), потому то тут, то там останавливаюсь, хожу, смотрю.

Вот такой мощный выход гранита, прошлифованный ледником.

С четверть часа гуляю, разминаю жоп.

А потом начинаются бесконечные ремонты… Участок километров в четыреста, в общей сложности, то и дело организованно одностороннее движение и на светофоре можно проторчать и по пол часа…

А когда начал моросить дождь, я понял, что на ночлег я сегодня встану пораньше. Да, всего несчастные полтысячи км проехал… Закупаюсь в небольшом городке Лоухи, в трех км от шоссе, подыскиваю съезд с трассы, нахожу укромную полянку на гранитной плите. Тут и заночую.

Прямо на наклонной гранитной плите ставлю палатку. На улице не жарко, ставиться на скале – тоже прохладно, но зато ровно. А матрац и грелки замерзнуть не дадут.
Варю себе на ужин супчик. Картошка, лук, пармезан, одинокая сосиска и супчик из пакета в качестве основы.

К ужину у меня сегодня абсолютно непривычные для меня коньяк и кола… Почти всегда я покупаю либо что-то из десертных вин, либо пиво местных пивоварен, но именно сегодня я с чего-то захотел крепкого и колы. Может виновата трасса Кола, по которой я ехал почти весь день…
Ужинаю.
Холодает.

Периодически беру фотоаппарат, снимаю что-то, показавшееся мне любопытным, або просто на память.

Полянка, кстати, явно не первым мной используется под привал. Несколько лет назад на гранитной плите жгли костер, вниз по скале от кострища щелочные (как я предполагаю) воды от золы порастворяли поверхность шлифованного гранита и он предстал во всей красе. Хоть вырезай кусок и на стену.

Ну и на боковую. Завтра таки надо доехать до конечной точки, что то в районе полутысячи км.

28 июня.
В отличие от пасмурного и мокрого вечера утро было солнечным! Но холодным, около нуля. Пью кофе, попутно сворачиваю палатку.

И на трассу.

Еще вчера, когда я только выскочил на Колу, я обратил внимание на странные каменные пирамидки на обочинах дороги. Как правило, они были сложены из 3 – 5 небольших камушков. Но попадались и повыше. И побольше, из нормальных таких валунов. И чем дальше я продвигался на север, тем их становилось больше.

Еду.

Мысли разные. В основном, меня интересует, насколько я смогу продвинуться на Рыбачий? По камням я еду уверено, клириенс приличный, момент на низах хороший, можно ехать очень медленно, но ехать. Задняя, опять же, есть. Но вот с песками хуже. Еще перед выездом я думал, как бы мне повысить проходимость в песках? Вариантов видел несколько:
1. Зимняя авто резина (по опыту голдоводов я проводил эксперимент), она должна очень хорошо ехать по песку, но вот по асфальту она плавает… И по камням на ней будет качать сильнее, так как пятно контакта будет сильнее смещаться от центральной оси мотоцикла.
2. Внедорожный баллон. Нашел всего один такой в продаже. Из минусов – шумность и блохой держак на асфальте.
3. Шоссейный баллон меньшего размера и моток веревки, который можно аки цепи намотать на заднее колесо и получить «грунтозацепы».
Остановился я на третьем варианте. А там «будем посмотреть».
Примерно с такими мыслями я и пересек невидимую черту полярного круга. Припарковался, прошелся.

Пирамидок тут – мамадорогая.

Пара фотографий и мчу дальше, на север.

И на берегу одного из больших озер или заливов останавливаюсь. На заднем плане горы и снег. Лезу в карту, ага, Хибины. Слышал, да, но снег увидеть в конце июня как то не ожидал. Ух.

Неплохо было бы поближе подъехать.
Потому километров через 50 я сворачиваю по указателю Апатиты. В сторону километров с 30, нормально.

Проскакиваю Апатиты, доезжаю до Киреевска, фотографирую снега, разворачиваюсь. Признаюсь, соблазн попробовать заехать на плато (карты говорили, что грунтовки на верх вполне есть) был велик, но… В другой раз.
Названия, кстати, забавные. Айкуайвенчорр, Тахтарвуммчорр, Вудъявчорр...

Выскакиваю обратно на Колу.

И еще через сколько то наконец приезжаю в Мурманск.

2000 км позади. Закупиться и в Териберку. Покупаю снедь, в подобранную на обочине пятилитровку сливаю бензина, дабы иметь запас, заливаю полный бак. До Териберки 120 км, туда и обратно, плюс там, по местности – рассчетно бак выем, а возвращаться на парах не хочется, обсохнуть еще не хватало.

Немного про природу вокруг: опосля Хибин, примерно, вокруг уверенно пошла тундра. Скалистые холмы, озера, болота, мхи-лишайники, карликовая (карельская?) береза и… Да, в общем то, все. Но возле самого Мурманска, видимо, было несколько теплее, потому вокруг был вполне себе лес. Но стоило отъехать несколько км на восток – и вокруг снова пошла тундра. И холмы со снегом на северных склонах. Моя попытка подъехать к одному из них увенчалась провалом. Насыпанная из гранитной крошки дорога оказалась весьма зыбкой. С полчаса выбирался…

От Мурманска до Териберки 120 километров, примерно. 80 километров асфальта, потом 35 км грейдера и финальные 5 км у самой Териберки – новый асфальт, который положили после выхода фильма «левиафан» (чернуха об российской глубинке, «не смотрел, но осуждаю»). Еду.
От Мурманска асфальт шел то лучше, то хуже. И я явно догонял немаленькую тучу с дождиком под ней… Но с радугой, да.

Типичная форма местного рельефа – невысокий каменистый холм, поросший лишайниками и не высокая березка.

Догоняю постепенно тучу. И не жарко, да. Предчувствуя скорый контакт с небесной влагой торможусь и натягиваю дождевик…

Через 80 километров, которые я ехал с час (останавливался, фотографировал, да и асфальт местами шел паршивый) начался грейдер. Дорога шла прямо, к Дальним Зеленцам, и налево, собственно, к Териберке. Сворачиваю. И дождик, да, на термометре ноль…

Ох эти грейдеры… Подвески моего мотоцикла и стиральные доски грейдера – вещи плохо совместимые. Средняя скорость 10 - 15 километров в час. Быстрее – зубодробительная тряска. Тошню. Но вокруг красиво, да, хотя и однообразно несколько.
Периодически на обочине встречаются пирамидки из камней. А вот на одном из перевалов, видимо имеющего какое-то особое значение для пирамидкостроителей был цельный лес из пирамидок.

И снег, да. Неделю назад мы компанией отдыхали на Кондуковских озерах под Тулой (они же урочище Романцевские горы), была жарень за 30, купались и… я сижу в сугробе. Люблю контрасты.

Еду. Попутно обгоняю дядьку туристического виду на велосипеде, он машет мне рукой, помахал в ответ.

Местные, как всегда, летают… Я тошнил свои десять, когда меня где то на восьмидесяти обошел бааальшой пикап с прицепом и лодкой не ней… Пипец…
Вот такой вот «гаишник» на обочине сторожит дорогу примерно на пол пути от асфальта и до асфальта.

Три часа… Чорт, три часа я ехал эти 35 км грейдера. Выматывает, право слово. Выезд на новенький асфальт был аки бальзам на душу. Через четыре километра я въехал в Териберку… Судя по викимапии, дорога заканчивалась километрах в трех за Териберкой площадкой под строительство какого-то завода. Где-то там и встану.
Сама Териберка, ее старая часть, навевала мрачные мысли…

Здание старого ДК без окон и дверей, такая же школа, заброшенные домики… Миную населенный пункт без остановок. Дальше дорога идет явно свежая и проходит прямо через скалы, которые явно рвали динамитом…

Проезжаю мост через речушку, дорога дальше идет существенно хуже, крутой каменистый подъем… С трудом въезжаю. А еще через километр дорога заканчивается разворотным пятачком, это и есть площадка под завод. Никого. Солнце светит, время в районе половины двенадцатого вечера. Добрался!

Продвижение дальше возможно разве что на квадроцикле. Осталось найти на местности ровную площадку с видом на море, что, внезапно, оказалось не просто… К воде съехать вообще без вариантов было, пришлось довольствоваться просто площадкой с видом.
Все, прибыл.

Ставлю палатку, пора б поужинать. Стрелка часов, тем временем, миновала полночь. Кстати, место, куда я поставил палатку, было чуть ли не единственным ровным на всю округу…

Снаружи достаточно ветрено, под пологом – вполне. Развожу примус, что-то готовлю, накатываю «за приехало».

Примерно в час ночи я выскочил из палатки на ветерок, размяться, поглядеть по сторонам. Ух! Над палаткой висело сразу две радуги.

Солнца, увы, видно не было. Пасмурно… Но ветерок и разрывы в облаках давали надежду на то, что проглянет. Ну что за полярный ночдень без солнца то… Но увы. Часа в три ночи я падаю спать.

29 июля.
Слегка красноватые гранитные скалы, покрытые салатовыми лишайниками, освещенные ярким солнцем, чайки. Утро.

Завтракаю остатками ужина, собираю палатку, пакую мотоцикл и иду к морю – океану.
Дорогу мне пересекает каменная река… Курумник. Сферической формы валуны. И их реально тысячи, диаметром до полуметра. А под ними шумит ручей. Кстати, гранит, насколько я понимаю, водоупор и вода тут везде. Если есть ямка, в ней будет лужа, вода сочится из каждой трещины... И под курумником, где-то несколькими метрами ниже, течет речушка.

Все это – поросший лишайниками гранит. Вот он, чистый на сломе.

Спускаюсь по курумнику в узенькую бухточку. А там…
Вообще, я, как человек, проводящий немало времени в гараже, чермет уже давно не выкидываю. Увижу по пути в гараж железку – не постесняюсь взять да донести до мешка, дабы потом сдать. Не я сделаю это, сделает кто-то другой. Ну и я не один такой. Проще говоря, бесхозные железки в Подмосковье, как правило, не валяются. Дык вот… Бухточка была завалена черметом. На участке берега метров пятнадцати в длину буднично валялось как минимум с пол тоны. На подмосковные цены – тысяч, эдак, на семь, опять же, как минимум. «Фига они тут шеколадно живут» подумал я. До дороги метров двести. Но еще и море есть, а в Териберке лодка у каждого второго. Да…

Гуляю, рассматриваю дары моря, выброшенные им на берег. Люблю это дело. И метров через пятнадцать набредаю на кое что поинтереснее чермета. Килограмм двести нержавейки. Да они тут охренели? Сама нержавейка, кстати, весьма любопытная. Явно военка и наверняка все это – остатки какой то ракеты, которая по каким то причинам нашла свое последнее пристанище в этой симпатичной бухте. Подробно фотографирую на опознание.

Мда… Босх с ним, с черметом, но что б вот так вот, доступно, собери и сдай, на берегу валялось десять тысяч рублей в виде двухсот кг металла… Жирно живут, жирно.
Поворачиваю в сторону мотоцикла.
Гранитные скалы. Красные.

Столетиями вода придавала им форму…

Иду наверх. То тут, то там, аки суслики торчат каменные пирамики.

И яркие на фоне тундры цветы. Не мог не сфотографировать.

Добираюсь, завожусь, греюсь, стартую.
Из достопримечательностей в районе Териберки меня заинтересовал териберский водопад. Находится он за новой частью Териберки, куда я и направляюсь.
Вот она, Териберка, вдали. А на переднем плане, кстати, озеро, находящееся метров на 20 выше уровня моря.

Кстати, немного про саму Териберку. Как я понял, она является чем-то вроде курортного местечка Мурманска и окрестностей. Почему? Да потому что толком подъехать к морю в районе Мурманска особо негде. Сам Мурманск находится в бухте и от открытого океана он далеко. Рядом города – все ЗАТО и/или далеко от берега. А до Териберки, во-первых хорошая дорога (да, да, 35 км грейдера – это хорошая дорога, просто все остальное тут – это направления по камням и болотам), а во-вторых рядом (и, опять же, 120 км – это, по местным меркам «рядом»). А еще – большущий песчаный пляж.

И вот. В наступившую субботу в Териберку валил народ… Просто на авто, на авто с прицепом и квадриками, мотоциклами, гидроциклами, яхтами… У меня реально было ощущение, что я на каком-то подмосковном водоеме…
В Териберке я купил пару мороженок и заточил их на берегу одноименной речки. Там же я потерял последнюю веру в человечество в рамках конкретного населенного пункта: на помойке валялся алюминиевый бидон.
Зажравшиеся мажоры. Дорога из Териберки одна, через Мурманск. Закинул, сдал, получил копеечку. Но всем пофиг… Москва себе такого позволить не может.
Старая часть Териберки.

Новенький ДК приятно контрастирует со всем этим.

Проезжаю мост, сворачиваю в сторону новой части населенного пункта, проскакиваю мимо кладбища кораблей. Тоже одна из достопримечательностей, кстати.

Новая часть Териберки выглядит существенно свежее. Новенькая школа, живые дома.

Местные «дороги» рождают весьма любопытные самоделки, кстати.

До водопада от Териберки примерно 4 километра, из них последние метров 800 – для меня уже только пешком. Еду, дорога ухабистая и каменистая, но вполне проезжаемая почти на всем. И внезапно понимаю, что поездка перестала приносить удовольствие… Передняя вилка встала колом. Ну епт…
Мда, грейдеры и ухабы дали себя знать. Слезаю, вывешиваю колесо, расклиниваю вилку. Ставлю на колеса, трогаюсь, кочка, опять вклинил. Твою мать…
Хрен с ней, доезжаю то парковки, иду с мрачными мыслями в сторону водопада. С заклинившей вилкой даже одолеть грейдер до асфальта будет пыткой. А уж забраться на Рыбачий – даже дергаться не стоит. Видимо придется вилку то разобрать. Но это вечером.
Сам водопад был вполне красив, хотя скорее это был крупный ручей сбегающий по скалам, без отвесной части, которая подразумевается в слове «водопад». Но, тем не менее, эффектно. Ярко красные скалы, шум воды. Каньон. Ручей вытекает из озера и почти сразу обрывается в каньон. Кстати, скоро уже совсем небольшой перешеек будет водой съеден и озеро в один прекрасный день обрушится в море. Это будет красиво…

Спускаюсь к морю.

Погулял, пофотографировал. Поплавку, длинной метра с четыре, железному, весом килограмм в триста, не меньше, валяющемуся на берегу, я уже не удивляюсь… Ну и ладно. Добираюсь до мотоцикла. Теперь в повестке дня место под лагерь и переборка вилки. Блин…
Подходящую площадку, не далеко от дороги и более или менее скрытую от посторонних глаз многочисленных в эту субботу отдыхающих, я нахожу недалеко от метеостанции. Заезжаю, ставлю палатку. Теперь можно и спокойно ковырять мотоцикл.
Про вилку: она у меня уже давно умерла, и я насиловал остывший труп. Хром на перьях слез, в стаканах адовый эллипс. Но руки до замены все никак не доходили. Сейчас, в момент, когда пишутся эти строки, уже куплены перья взамен и идет процесс адаптации… Дык вот, зимой прошлой, пытаясь хоть как-то и какое-то время поэксплуатировать вилку нормально я подложил под направляющие стальную фольгу, дабы убрать зазоры. Вот на одном пере фольга и вывалилась частично…

Разобрал, удалил, собрал. На все про все ушло часа полтора… Но. Вот худа без добра таки не бывает. Ковыряю вилку, подходит ко мне долговязый паренек, в комбинезоне и шлеме и с сильным украинским акцентом вопрошает, не нужна ли помощь.
Разговорились. Однако. Парень ажно с Полтавы. На двухсоткубовом китайченке. Приехал сегодня утром и уже завтра планирует обратно. Сурово, приехать на один то день за три тысячи км… Предлагаю, если желание есть, вставать рядом со мной палаткой (время уже вечернее), посидеть у костерка в белую ночь, поговорить. Что парень, назвавшийся Славой, через пару часов и сделал, предварительно доехав до магазина и на водопад. Я, тем временем, собрал и опробовал вилку, все штатно, шевелится.

Сходили со Славой по дрова, благо на побережье с этим более или менее нормально, разожгли костер, но начавшийся моросящий дождик загнал нас под навес палатки, в предбанник, где мы и уговорили каждый свое: я егермейстера, а он клюквенную настойку. Обсудили мотодвижение, про политику и творящийся в наших странах, на удивление слово в слово одинаковый дурдом, упомянул Слава и об дядьке велосипедисте, которого я встретил по пути в Териберку. А дядька то оказался непростой. Ажно с Севастополя путешественник. Как же все хорошо познается в сравнении… Уже ночью, часа в два, мы дошли до океана, подивились отливу (Слава кинул несколько часов назад в море монетку и теперь нашел ее метрах в пятнадцати от воды), мощному курумнику на побережье, останкам какой то, как мне кажется, еще паровой машины, вросшей в огромную гальку.

В общем, хорошая и интересная компания, которая сложилась благодаря, как не крути, поломке.

30 июня.
Утро было солнечным.

Кстати, вот это то ли карликовая березка, то ли березовый стланник, как-то так, если не ошибаюсь.

Пакуюсь, миную Териберку.

И выдвигаюсь в сторону Мурманска.
Через 5 км, как раз закончился асфальт, останавливаюсь. Мда… Метрах в 150 от дороги несколько человек жгут перевернутый автомобиль. Интересные развлечения у местных.

Зачем? Ответа нет. Но уж явно не для сдачи в чермет, он тут даром никому не нужен…
35 километров грейдера. Сука. Но хоть погода солнечная, хоть и холодно. Фотографирую вокруг.

Снег.

Териберское водохранилище. На реке Териберка несколько электростанций, несмотря на ее, в общем то, относительную маловодность.

На пол пути догоняю дядьку велосипедиста, торможусь на пообщаться.

Дядька представляется Павлом, рассказывает, что сам мотоциклист, но в этом году решил пересесть на велик и катнуть на нем по стране. На поезде он приехал из Севастополя в Мурманск и уже тут наколесил что-то чуть ли не в районе тысячи км. Сунулся в сторону Рыбачьего, но на погранпункте его в одиночку не пустили, прицепили к нему провожатого. В компании с ним Павел кататься не захотел, потому от поездки на Рыбачий отказался и рванул на Териберку, а теперь ехал в сторону Дальних Зеленцов. А домой он собирался уже на велосипеде. «Лютый дед» (с) Х/Ф ДМБ. Обменялись телефонами (Павел пригласил к себе в гости в Севастополь) и я потошнил, всего раза в два быстрее велосипеда, дальше.

Вдали несколько холмов отличались по цвету. Земля под ногами – тонкий слой торфа, поросший лишайником и березкой. Горит сухой лишайник, равно как и торф – дай боже. Вот и выгорели…

Еду. Пейзажи сильно не меняются…

На 35 километров грейдера ушло так же три часа… Выматывает он, зараза, нервы. Подраздолбаный асфальт с его 60 – 70 километрами в час был аки бальзам на душу… Был, правда, соблазн свернуть не на право, в Мурманск, а влево, в сторону Дальних Зеленцов. Но суммарно 160 км грейдера… Нет.
Пилю в сторону Мурманска. Сегодня в планах закупка продуктов и воды в магазине на 3 – 4 дня вперед, заправка бензином, полный бак плюс 4 пятилитровки (собирал по обочинам, где попадались) и очень желательно бы со всем этим делом добраться куда ни будь ближе к Среднему, в идеале, заночевать на нем. Потому время впустую не теряю, но.

Но уже ближе к Мурманску внимание мое привлекла довлеющая над местностью вершина (именуемая Лисья, 423 метра над уровнем моря), на нее вела дорога, видимая издалека.

Сворачиваю.
Холодно… Градусов 8 – 10, вряд ли больше. А чем выше, тем еще и ветренее. Взбираюсь по щебеночной грунтовке.

Сверху… Сверху был весьма неплохой обзор на окрестности. Кабы не ветер да холод, я бы тут заночевал. Виды хороши.

И пирамидки то тут, то там, каменные…
Край тысячи озер…

Красиво. Но надо ехать. Сползаю с горы и еду в Мурманск, уже без задержек. Время. Заезжаю в ленту (у меня есть их карта и я знаю, что у них в продаже есть семга, супчик хочу), затариваюсь. Заезжаю на заправку, заливаю полный бак и все четыре пятилитровки. И – в сторону погранзоны. Пропустят ли..?

Дорога хорошая.

А погода то лучше, то хуже…

На погранпосте ТИТОВКА меня проверяют на предмет документов, расспрашивают, куда и на сколько еду и пропускают. Ну и хорошо. Через несколько сот метров я сворачиваю вправо.

Асфальт заканчивается через километр. Останавливаюсь, вылезаю в интернеты, делаю звонки. На самом Рыбачем связи, говорят, нет вообще…

Километра через четыре пересекаю мост через речушку с живописнейшим водопадом. Усе подождет, слезаю, иду любоваться и фотографировать.

https://vk.com/video?z=video177247602_456239113%2Fpl_cat_updates

Дорога каменистая, но особых сложностей не вызывает. И через какое-то время спускается в долину реки ТИТОВКИ. Что любопытно, природа там, в долине реки, сильно отличается от того, что было несколько километров назад. Вместо тундры и лишайников тут вполне себе лес, хоть и не высокий и обилие травы. Папоротники, цветы. А, возможно, сказывается и то, что я, несмотря на то, что двигаюсь на север, таки приближаюсь к самой теплой точке мурманской области, полуострову Рыбачьему.

Река Титовка.

На одном из спусков миную сгоревшую машину. Это что, местная забава такая..?

Еду. Красиво, местами чертовски красиво. Красные гранитные скалы…

С ориентацией на местности, правда, так себе. Интернету уже нет, МАПСМИ у меня в тот момент еще не было… Но потихоньку двигаюсь. Наконец взбираюсь на явно высокую точку, перевал, откуда видна вышка связи. Вылезаю в интернеты, чувствую, что это последнее место, где он есть. Ну и виды, опять же.

Дорога становится труднее. Больше ям и, самое неприятное, больше точащих камней. Скорость падает.

И наконец вдали показывается… Я думал это Средний, однако карта и направление моего движения говорят о том, что это уже Рыбачий. Вот он, прямо по курсу.

О, что это черненькое белеет… Ба, подводная лодка!

Дорога начинает потихоньку спускаться вниз. Холодно. И снег на обочинах.

Еду. Стараюсь, по возможности, аккуратнее… В заднем колесе уже 6 – 7 спиц обломились и это напрягает… Еще километров через несколько я наконец спускаюсь практически к морю и въезжаю на полуостров Средний!

Время 21.20. От асфальта до Среднего я добирался неполные 3 часа. И, пожалуй, они, несмотря на более сложную дорогу, не вымотали так эмоционально как вымотала однообразная стиральная доска на Териберку.
Так… Надобно встать на ночлег. Хотелось бы с видом на море, Рыбачий и, в идеале, с открытой прямой на Север. Да, страдаю херней…
По Среднему, обходя его с востока, идет хорошая дорога. Прям местами 40 – 50 км/ч. Справа от меня, за бухтой – конечная цель поездки, полуостров Рыбачий. Но на него завтра.

https://vk.com/video?z=video177247602_456239115%2Fpl_cat_updates

Третья сгоревшая машина… Что это, традиционная местная забава, жечь авто?

Лодка, тем временем, под прикрытием корабля поддержки крутила пятаки в заливе…

Еду.

Мир вокруг контрастен. Чуть выше – снег. Чуть ниже – обилие разнообразной зелени и цветов.

Наконец доезжаю до перешейка и развилки. Направо, «по главной», я завтра поеду на Рыбачий (до него с пол километра по перешейку), а прямо – дальше побережье Среднего. Еду. Слева от меня тянется невысокий скальный массив, справа за перешейком Рыбачий.

Дорога становится уже, хуже, но «теплее» благодаря тому, что тут все освещено солнцем, которое висит уже почти на севере. А еще через пол километра я останавливаюсь у огромной лужи. Вот! Не зря то я собой чулки от ОЗК тащу. Торможусь, одеваюсь.

Пересекаю водное пространство. Любопытно, если сухая дорога представляла из себя более менее обычную каменистую грунтовку с некрупными камнями, то в луже меня встречали вполне себе камушки размером с голову. Крадусь на первой передаче на сцеплении, шагая ногами по дну.

Лужи… Если до поворота на Рыбачий все ручейки, сбегавшие с гор, были заботливо уложены в трубы, а где воды было поболее, дык были полноценные мосты, то тут, дальше, на Среднем, халява кончилась. Те же самые ручьи банально перетекали дорогу там, где им было удобно и, соответственно, вдоволь разливались по колее. А катающаяся техника с каждым проездом чуть углубляла колею, выдавливая камни и делая борта. В среднем глубина луж была сантиметров 20 – 30. Терпимо.

Еду. Все время сверяюсь с картой. Я хочу достичь самой северо-западной точки полуострова. Это в идеале. Программа минимум – достичь точки, с которой от меня будет прямой вид на северный полюс, так, что бы Рыбачий этот вид не загораживал. Еду. Еду… Проезжаю на теле полуострова Средний миниполуостров с замечательным названием Ялта. Миную. Местами вдоль «основной» грунтовки идет «дублер», с меньшим количеством луж. Их я уже прошел с десяток. И уперся наконец в речку, проехав какой-то стихийный лагерь то ли рыбаков, то ли… Не знаю. Речка была для меня уже не пересекаема, глубины за пол метра. Замочу палатку (на нее и так уже немало попало воды с заднего колеса и булькающих пузырей из выхлопных), а то и заглохну… С печалью разворачиваюсь, но тут ко мне подбегает мужичек. Глаза удивленные, мол, чего ты тут? И показал мне объезд. Выше по течению был вполне проезжаемый для меня каменистый брод. Ну спасибо!
За бродом долина раздвинулась, дорога пошла ну просто шикарная, можно было чуть ли не 60 ехать. Где тот тут во время ВОВ был аэродром, кстати. С удовольствием пропылил несколько км, но потом слева снова пошли скалы и снова пошли лужи… У… Ну и одна из них мне явно дала понять, что все, хорош.

Я дошел до противоположного ее края. Сантиметров 40 воды. Попробовал проехать по краю, но когда с ремня начала лететь вода понял, что нунафиг. Тем паче, что вид на север, судя по геометке, уже вполне имелся. Включаю заднюю, аккуратно выезжаю, разворачиваюсь.

Метров через 200 нахожу вполне себе приемлемый съезд в сторону моря. Прошел пешком, убедился, что нигде не сяду, проехал. Ура! На сегодня все, тем паче, что уже и время то в районе полуночи. Ставлю палатку, раскупориваю бутылочку вина, обустраиваю лагерь.

За бухтой, километрах в пяти, вон он, Рыбачий.

На берегу нахожу катушку, она будет мне столиком. А повыше, в кустах, на месте чьей то стоянки, пенек. Он будет мне стулом. Шикарно! Ставлю лагерь.

Время, кстати, 1.03. Солнышко ))
Вот оно, как раз в это время строго на севере. Расчетная высота над горизонтом – градуса два – три.

На ужин будет суп из семги. Варю оный, пью вино, ем фрукты, расслабляюсь после дороги, в общем. А как суп подошел – ужинаю. Или это ранний завтрак? Время то – ближе к двум.

Ну и до берега прогулялся, да. Люблю погулять по прибойке, поглазеть на дары моря…

Н и уже ближе к трем – на боковую.

1 июля.

Утро было прямо-таки жарким. Северное солнце протопило палатку так, что я постепенно разделся до исподнего. Однако ж на улице было относительно прохладно, градусов 15. Завариваю кофий, рассматриваю Рыбачий, который находится за бухтой и куда я сегодня планирую, вопреки мнению хамоватых скептиков, попасть. Видны какие-то строения, на викимапии помеченные как позиции ПВО...

Частично сворачиваю лагерь и иду погулять по прибойке, порассматривать дары моря.
Про дары моря. Еще вечером я нашел вот такой вот яркий поплавок. Он прям светился на берегу…

Ну и запчастей от солидного размера крабов – ну прямо дофига.

Раковины морских ежей

И двухстворчатых моллюсков

Попался даже дохлый тюлень, его фото тут, я полагаю, ни к чему.
Очень интересно выходят на прибойке плиты… Не знаю чего. Песчаники?

Интересная структура встретилась в камне…

Побродил. Тихо, тепло, уединенно. Благодать, одним словом. Но да, надобно потихоньку собираться. Чапаю к мотоциклу.

Кстати, вокруг полно заросших траншей и огневых точек. Прям много. Эхо войны.

Пакую лагерь. Время – первый час, а я еще хотел забраться на обрыв, который идет за дорогой. Смотрю на часы на мотоцикле – ближе к двум. Что за на???
Ага, понятно. И на планшете и на мобилке смс с текстом «добро пожаловать в норвегию». Да нафиг она мне сдалась? «Вумный» компьютер понарешав, что я пересек границу и нахожусь на территории другого государства перевел, зараза, часы. Время то почти два. По Москве. Чорт…

Завожусь.

Потихоньку выбираюсь на дорогу. С правой стороны высится каменная стена, высотой этажей в шесть. Всенепременно надобно на нее взобраться. Оставляю мотоцикл, беру фотоаппарат лишь... Налегке. Как не крути, предстоит скалолазание. Если навернусь – помощи точно не будет.

Пробираюсь через странный лес. Не типичный ни для Подмосковья, к которому я привык, ни для Подмурмансковья, где вокруг болота да тундра.

Береза. Вроде.

Добираюсь до основания стены, состоящего из сыпухи, взбираюсь. Везде журчит вода.

И везде цветет. После вчерашних унылых марей, поросших одними лишайниками и стланниковой березкой – прям отрада.

Уже высоко. Неуютно чуть…

По ущелью взбираюсь наверх, на плато, кое где приходится пробираться по стеночке, вверх на всех четырех.

Наверху начиналось «плоскогорье», заросшее папоротниками, мхами и кустами. Цветов тоже много, да.

На месте моего ночлега одиноко стоит столик из катушки и яркий, как маяк, буек. Полагаю, что разгляжу его с Рыбачьего, если проеду туда.

Рыбачий.

А вот это – Норвегия.

Минут с десять гуляю, фотографирую.

Цветов – что в Крыму в мае…
Что ж, хорош. Спускаюсь к мотоциклу.
Далее в планах Рыбачий. Я еще вчера приметил на берегу явно вполне себе населенный пункт, много строений, две пятиэтажки. И лелеял надежду, что найду там и магазин и интернет. Предварительно я подробно, как и всегда, не узнавал, куда я еду и что там есть, потому и надежда вполне была. Но попасть туда надо явно в рабочее время, ежели магазин то… Прыгаю на мотоцикл и выдвигаюсь. Небо, увы, начинает затягивать.

На встречу пылит машина. Моргает фарами, останавливаюсь и минут десять мы с водителем общаемся. Кто, откуда, куда, на чем… Непривычно. Плотность живых душ на единицу площади тут видимо такая, что любой встреченный человек – это событие и повод для общения. Прощаемся.

Форсирование речушки я снимаю на видео, поставив фотоаппарат на камушек.

https://vk.com/video177247602_456239114

Сама по себе дорога вполне, уверенная первая передача, временами вторая. Но лужи выматывают…
Полуостров Ялта.

Местами по колее просто течет ручей. Вода вымывает мелкие фракции, которые на сухой грунтовке заполняют место между крупными камнями и, отчасти, склеивают их, потому ехать по сыпучим крупным камням достаточно неприятно.

Субароцикл. Пока справляется, не капризничает. Но спицы в заднем колесе потихоньку лопаются. Одна надежда на то, что их там ажно 60… В остальном нормально. Забавно наблюдать, как при въезде в лужу стрелка температуры ОЖ просто падает до 90.

Добираюсь наконец до развилки, ухожу на перешеек, а сразу за ним направо, в сторону населенного пункта Большое Озерко.
Населенный пункт наличием сотовой связи меня порадовать не мог. Магазина тоже не было. Населенный пункт был мертв. Две пятиэтажки, с расстояния в пару км, казавшихся живыми, вблизи представляли из себя жутковатое (это для меня то, любителя всяческих заброшек) зрелище…

Въезжаю в мертвый городок, еду по центральной улице. Честно говоря, мурашки по коже.

Удивляюсь сам себе, но никакого желания идти внутрь у меня нет.

ДК..?

Вторая пятиэтажка, видимо из-за нейтрального цвета, смотрится менее жутко. Но, в целом, атмосфера у места весьма гнетущая.

Кучи мусора, горы чермета.

С каким-то прямо камнем на душе я покидаю мертвый городок. Проскакиваю явно кем то пользуемые ангары с остовами сгоревших авто. К ним, остовам, я уже потихоньку привыкаю…

Миную развилку на перешеек и еду далее на запад.
Кстати, еще вчера я тормознулся у информационного стенда и мое внимание среди достопримечательностей привлекло слово МАЯК. Полагаю, что про него говорил хамоватый максимка, когда пытался взять меня на понт. Гм… Находился маяк на самой северной точке полуострова, мыс Немецкий. Фиг с ним, с маяком, но доехать до самой северной точки, откуда дальше суши толком не будет до самого северного полюса… Сам Босх велел. Карты говорили, что дорог на север две. По южному берегу и далее на север и через центр. Ехать решаю по берегу, на викимапии дорога была отмечена как с «улучшенным покрытием».
Дорога каменистая, крупные камни, без глины. Под колесами разъезжаются… Еду медленно. Слева за бухтой Средний, берегом которого я ехал вчера ночером..

Где-то напротив Ялты торможусь на перекус. На берегу – все те же запчасти от весьма немелких крабов. И вот такой поплавок, диаметром с пол метра.

Еду. Справа от меня – каменные поля, курумники.

И слова лужи… В среднем раз в 200 – 300 метров с высокого берега течет ручей. Разливающийся длинным озерцом по дороге. Потихоньку, благо, мотоцикл позволяет свободно стоять на ногах качая мотоцикл меж ног, форсирую водные преграды.
Кстати. Я только сейчас, когда уже пишу сии строки, узнал, что на Рыбачий заезжала компания с Подводником на Волке, который, Волк, вполне себе полноценный чоппер. Как сказал Женя, они, в основном, преодолевали лужи с ходу. Я хз, как. Камни, порой, сантиметров по 30 диаметром. Помаешь такой с ходу в воде, и вилку жалко и не удержишься, вероятно. И поддон, опять же, пробить можно… С ходу форсирую только мелкие и прозрачные лужи. Ну нафиг.
На одной из возвышенностей вдалеке показываются «шарики», радиопрозрачные колпаки. Ага. Посмотреть, что это такое, я уже не могу, интернета нет, то, что было загружено «на материке» информации не дает. Только нитки дорог и самые крупные объекты.

Наконец, почти через десять километров (десять километров луж и крупной щебенки) от Большого Озерка дорога сворачивает от берега и уходит на север. Сразу же крупные камни сменяются мелкими, и я откровенно радуюсь второй передаче.

Взобравшись на возвышенность вижу наконец дальнюю часть полуострова. Где-то там, как мне говорили, есть пески… Но покаместь все неплохо.

Дорога идет вниз и… Развилка. Влево, к бухте (там стоят несколько авто, а за ними, вроде, только травы и дороги не видать) и направо, вглубь полуострова. Чорт. Мне, по идее, налево, но хорошая дорога идет вправо. А и черт с ним, еду «в глубь». И, наверное, не зря. Тут реально был хайвей, местами. Третья, семьдесят. Ух, захватывает, опосля 50 км на первой – второй. Еду «на ощупь», пока дорога хорошая, можно и в слепую потыкаться, если что – прилететь обратно до развилки полчаса. В результате приезжаю в еще один мертвый городок под названием Мыс Скобреевский, колеся по которому напарываюсь на компанию на квадриках. Беседуем, уже привычное «ипать, сюда, на чоппере, а что за мотик?». Заодно разузнаю, что оказывается виденные мной ранее шарики – это ВЧ на Немецком. Эт хорошо, визуальный ориентир. Не заблужусь.

Прощаюсь. Как не крути, в этом, несколько унылом, краю, встречи с другими путешественниками вполне себе поднимают настроение.
Еду.

В низине, у бухты, еще один мертвый городок… Тоскливо от них.

А вот правее – ну явно что то жилое. Угум.

Ну и «шарики» уже ближе.

На ставших многочисленными развилках иду наобум. Если чувствую, что еду «не туда» - разворачиваюсь. Мне явно надо обогнуть лежащую передо мной бухту и уйти за ней на север. Но уже дважды напарываюсь на действительны глубокие и, главное, илистые лужи. Пересекаю овражек, опять же, лужа с глиной. И мотоцикл пачкается и ноги и не известно, что там, в грязи… Одна из луж меня останавливает. Прохожу ее пешком, глубина с полметра. Намочу палатку. Нах. Разворачиваюсь, сделав крюка с пол километра нахожу вменяемый проезд. Уже близко! Наконец, вот он, мертвый городок.

А через несколько сотен метров и живой. Небольшой военный гарнизончик. Носящий гордое название Вайда Губа.

Перед шлагбаумом развилка, прямо низя, влево – крутой подъем. Карабкаюсь, отгоняя от себя мысли о том, что сверху может кто ни будь прилететь на квадрике… Сверху городок как на ладони.

Унылый городок, конечно. Больше всего вводила в диссонанс и навевала грусть махонькая детская площадка, эдаким ярким пятном выступавшая на фоне городка в частности и всего этого края вообще.

Твоюжмать.
Это тут живут семьи офицеров. До асфальта только девяносто шесть километров. Хреновых, по большей части. А тут - семьи с детьми. Из всех развлечений для молодых, вчера еще девчонок, жен офицеров - тундра да океан. 365 дней в году. А в високосный 366. Ни по магазинам вечером пройтись, ни к подружке в гости. Тоска. Жалею всех женщин городка оптом. С теми мыслями и покидаю Вайда Губу.
До шариков – пара сотен метров.

Миную ВЧ (ее и городок разделяет расстояние метров в 300 и соединяет странная тропинка, проложенная меж двух рядов железных столбов) и выскакиваю к старому маяку. Его фото мне и скидывал хамоватый орг, хоть какая то от него польза, соориентировался на местности.

А внизу – мыс Немецкий. Самая Северная Точка Континентальной Части Европейской России. Время – начало девятого. Вечера.

Съезжаю к океану. Ставлюсь и иду гулять.

И берег, и островок сложены глинистыми сланцами. Смотрится сурово.

Новый маяк.

Сунулся было пробраться на остров – фигушки. Более метра воды…

Гуляю не спеша вдоль берега. Ночую я где-то тут, далеко никуда уже не хочу ехать. Да и именно так я себе представлял кульминацию поездки, заночевать «с видом на северный полюс». Потому пока просто гуляю, может и место под палатку присмотрю.
Останки кита.

Минут через двадцать возвращаюсь к мотоциклу. Так, немного хозчасти. Примерно 2/3 бака выел. Можно избавиться от части багажа на пассажирском сидении, переливаю вонючку в бак.

Еще несколько фото с мыса.
Пирамдки, да.

Пора искать место под палатку. Еду не спеша по берегу на восток. Через километр, примерно, замечаю внушительных размеров ДОТ. Спешиваюсь, нахожу более или менее ровный проезд в сторону берега. Очень много различного техногенного мусора, не пропороть бы чего… Потом по пройденной тропе уже тихонько пробираюсь на мотоцикле.

Ставлю палатку, открываю бутылочку БМКК и иду гулять. Погода, что радует – радует! Тихо, солнце сквозь облака.
Вокруг – вперемешку эхо войны и тенхогенный, более поздних времен, мусор. Гуляю.
Окопы, ДОТ.

Хоспади. Как они тут окопы рыли то..?

Глинистый сланец – породая, хоть и имеющая ярко выраженную слоистость, но достаточно твердая…

В самом ДОТе темно и, увы, толковых фотографий не получается.

Берег. Красиво, чорт. Выходящие из моря, под небольшим углом залегающие сланцы. Дальше от воды – уже обломочный материал. Усеянный сверху крабьими ногами.

Глинистые сланцы – весьма любопытны. Слоистость в трех плоскостях. В продольном сечении трапеция, периодически поперечные разломы, но тоже строго ровные, параллельные. В одном из таких разломов отложился, как я понимаю, кальцит.

От ржаво черных сланцев он разицельно отличается прямо таки снежной (в местах свежих сколов) белизной. Толщина пласта с пол метра.

А в северно-западном направлении… Честно говоря, у меня были ощущения, но я нахожусь не на земле. Космически красиво.

Хожу и фотографирую, фотографирую…

Дальше от воды, метрах в ста, куда достают волны лишь в серьезные шторма, то, что я зову «дарами моря». Море как «Робин Гуд», забирало что то у людей «где то там» и выбрасывало «где то тут». Люблю эти "дары"…

Поплавки, всех форм, размеров и материалов. Сталь, пенопласт, пластик обычный и пластик, похожий больше на керамику, сферы, сферы с сквозным каналом, эллипсоиды с отверстием, кубики, цилиндры…

Вот этот поплавок был одним из самых больших.

Почему-то мне кажется, что он как то связан с подводными лодками. С торца – сосок, обычный, такой же, как у меня на камерах мотоцикла.

Метра три в длину он. Здорово ж тут море бушевало…

Очередной, цапнутый мной в руку белый «пенопластовый» поплавок оказывается, на удивление, весьма увесистыми. Обоняние улавливает легкий тухловато-морской запах, а глаза – явно не пенопластовую структуру. Ба! Косточка, однако.

Позвонок, полагаю, судя по симметрии.

Теперь уже я замечаю вокруг еще немало костей, которые изначально воспринимал за куски пенопласта. Ага. Вероятно, это скелет того самого кита, что лежит в километре отсюда. Практически на самом краю мыса, раскидало штормами.

Упорядоченный хаос глинистых сланцев.

Фантастически красиво. Вот за этим сюда стоило ехать.

Немного отойдя от берега нахожу целую свалку, наследие военных, которые в советское время правили тут бал. Только вино заканчивается. Да и перекусить пора. Возвращаюсь в лагерь, откупориваю вторую бутыль (последнюю из имевшихся запасов), чем-то перекусываю.

Вот он, вид на северный полюс.

Снова иду гулять.
Интересный «срез» поперечных слоев сланцев. Весь берег залегает именно так.

Глаз цепляется за что-то яркое. Иду. По пути попадается «веревка».

А «яркое» - вот такой чудный буек, такие вешают на бока яхт, дабы они, яхты, не мяли собой пирс. Ну или наоборот.

Яркий, аж в глазах пятна потом. Его я решил довести до дома в качестве сувенира, забираю.
Окопы.


Чей то тазик…

Иду в направлении свалки, обнаруженной ранее.
Сгнившее колесо от пушки (вроде).

На часах четверть первого. Ночи.

Возвращаюсь к свалке. Куски той жизни, что когда-то была тут.

Вот эта штука мне сразу же напомнила мультфильм ФРУ-89.

Эхо Союза

Поплавки

Генератор.

Некоторые штуки явно более свежие, ибо пластик, но более чем загадочные. Вскрывать не решился, ну нафиг.

Какие то ампулы…

Грустно. Ко всему прочему, северная скудная земля очень медленно заживляет свои раны и очень долго поглощает следы человеческой деятельности. Еще долго все это тут будет гнить, а что не гнить, постепенно зарастать. Долго.

Иду обратно в лагерь…

Меж тем, час ночи.

Прокрастинирую в мыслях о вечном… Крымское ликерное на полуострове за полярным кругом идет, кстати, ничуть не хуже, чем в Крыму.

Снова хожу гулять. Хорошо там, на берегу океана…
Глинистые сланцы. Я уже упоминал о них. Глина, попавшая некогда на большие глубины, на высокие давления и температуры и позже вышедшая снова на поверхность. Четкая слоистая структура, в составе, видимо, немало железа, потому ржавые цвета. Порой трудно было поверить, что под ногами камень. Ну посмотрите сами! Это – камень!

Миновала астрономическая для этих широт полночь. Солнце визуально выше полагающихся ему 3 – 4 градусов.

На том и падаю спать.

2 июля.
Кофе, сбор палатки. Увы, пасмурно.

Еду не спеша. Впереди целый день, заночевать сегодня я думаю где-то уже на материке, но сильно не принципиально. А вот далее… Куда податься далее. Были мысли заглянуть на Кольскую сверхглубокую (следы высокоразвитой цивилизации, до сих пор встречающиеся на территории рф), но это с полдня. А потом..? Домой точно рано. Заехать бы на фест… На мотобухту не хочу. И орг мне не симпатичен и 35 километров грейдера (а потом столько же обратно) противны. Да, блин, лучше на рыбачий доехать, чем тут выматывающе монотонный грейдер. Нет, не хочу. Ну да значит надобно будет добравшись до интернетов гуглить какой ни будь фест между Мурманском и Московй. На том и порешаю. Сегодня немного покататься «где-то тут», затем двигаться «на выход», а там видно будет…
Миную маяк, миную ВЧ. Вот, кстати, та странная тропинка между ВЧ и городком. Полагаю, что обустроена она так для того, что бы в полярную ночь идущий со смены сотрудник не сбился с дороги. Страшненько представить, что тут твориться в январе…

Еду. Местная окружающая меня действительно начинает как-то давить на нервы…

Снова лужи с глиной, снова каменистые, благо, не плохие, дороги. На развилках ухожу левее, так, что бы держаться северного берега.

Все те же глинистые сланцы.

Периодически останавливаюсь, гуляю по берегу.

Внезапно, в процессе движения, вдруг вижу, что температура ОЖ резко пошла вверх. Торможусь. ЧОРТ!!! С радиатора тонкой, но тугой, струйкой бьет антифриз! Откручиваю пробку, давление в системе падает, жидкость вместо струи начинает просто течь. Вскрываю ножиком пустую пятилитровку (мусор я не выкидываю принципиально, увожу с собой), подставлю, что-бы не терять. Так. Кризисное положение приостановлено, теперь думать, как заделать отверстие.

Отверстие… Площадь примерно 1 квадратный миллиметр. Фигня, так то. Был бы поксипол или что-то вроде. Но нетуть. Есть клей супермомент гель. Что делать… А… Может чопик?
С деревом вокруг… Не очень. Нахожу веточку березового стланника (древесина очень мягкая и быстро гниет, долго искал посуше и потверже), заостряю. Сливаю антифриз ниже уровня отверстия, промываю струей воды (ее у меня литра два осталось, мало), высушиваю. И намазав чопик клеем вгоняю его по самые гланды в отверстие. Обломок снаружи раздавливаю по поверхности и заливаю клеем.
Результат превзошел все мои ожидания. Сухо! Заплатка, кстати, начала сопливиться тысяч через десять только.

Заливаю слитый антифриз и воды. Остается литр. Блин. От жажды не помру, конечно, но кто тут знает, что там в тех родниках, которых тут не мало? С такими то свалками…
Еду дальше и через километр упираюсь в тупик. Стоянка, машины. Разворачиваюсь. Нахожу ответвление ранее и снова еду по берегу моря.

Дорога то лучше, то хуже. Но как-то однообразно. В какой-то момент мне просто надоедает и на одном из ответвлений я ухожу на юг. Понимаю, что с большой долей вероятности я выйду где-то на те же пути, которыми пробирался сюда, на заброшенный городок Мыс Скобреевский. Потому сильно с местоположением не парюсь. Так и вышло. Миную мертвый городок и уже знакомой дорогой не спеша двигаюсь «на выход».

Перед небольшой речушкой обуваюсь в бахилы. Дальше луж будет много…
Миную «хайвей», миную бухту. Где-то там, кстати, видимо, пески, которые я удачно объехал... Обещали же пески, я веревку пер, а обошлось вообще без трудностей…
Из-за бугра на дороге выскочил квадрик. Второй, третий… Двадцатый. Миграция, что ли? Просвистели мимо. А через километр встретилась компания поменьше, четверо мужиков, четыре квадрика. Еще издалека начали мне активно семафорить руками. Торможусь.
Предлагаю водки )). Отказываюсь. Заваливают вопросами, куда, откуда, есть ли у меня канал на юубе… Фоткаемся ))

Как сказали мужики, позади еще трое. Что-то у них там сломалось, не фатальное, ремонтятся и позже догонят. Принял. Прощаемся.
А вот и Средний.

Контрасты.

Медленно и уныло тошню по лужам. Да, дороги тут, хоть и без особых напрягов мне доступны, но как не крути, тут земли для кроссачей и квадриков.
Миную поломанную компанию. Уже почти починились. Желаем друг другу удачи. Уже сильно во второй половине дня выезжаю на средний. Можно и разуться, дальше луж не будет. И дороги чуть побыстрее, вторая. Уже на выезде с Среднего мне активно мигает со встречки серый пикап. Снова торможусь. Крупных габаритов веселый дядька приветствует фразой «шо, на Териберку?». Разговариваем, веселый мужик. Поясняю, что на Териберку не еду и почему не еду. Дядька сам оказывается мотоциклист, но катается в последнее время с супругой на авто. Вот и на север приехал сейчас на машине, на рыбачий, потом на Териберку. Сказал, что всенепременно передаст максимке, что видел меня на Рыбачем. Ну эт мне фиолетово, по большей части ). Пока трындели, подъехали двое мужиков в возрасте на двух гусях (кажется). Тоже разговорились, ессессно. И вот… Вот как они не доставая почти ногами до грунта будут по тем лужам ехать… И обувь, говорят, не герметичная, боты. Это же падения почти неминуемо. Но им виднее. Прощаемся.
Дорога по материку уже не пугает. Ничего непроходимого я не встретил, на Караби в Крыму было сложнее. Очередное сгоревшее авто.

Ближе к ночи я проезжаю водопад, значит до асфальта несколько км. Пора вставать на ночлег. Еще и дождь начинается… Встаю, ставлю палатку. Оставшийся литр воды делю пополам: половина на суп, половина на ночь, а если хватит, на утренний кофий.

3 июля.
Утренний кофе был уныл. Мало, это во-первых, а во-вторых дождик и тумантуман. Мды. Ну, благо, хоть интернет тут был, потому ясность в планы внеслась. В грядущие выходные в Пскове планировался фест, отличная альтернатива мотобухте, почти по пути в Москву. На дворе среда, в пятницу буду на поляне. А сегодня заеду на Кольскую, выпью там кофий с краусаном, а оттуда в сторону Пскова. Пакуюсь под дождем…
Под дождем же еду в сторону Заполярного.
Туман то сильнее, то слабее, дождь аналогично. В каком-то военном городке в магазинчике покупаю на перекус и дальше еду в сторону Кольской. До нее самой дороги толком нет. Сперва, судя по карте, нужно через «поля» пробраться на некую трассу, соединяющую какие-то карьеры, которая идет параллельно шоссе, но нормальные пути на нее идут именно через карьеры. А потом еще от нее километр по дороге, которая на викимапии отмечена как грунтовка… Многообещающе, учитывая погоду. Холодно, туман, морось. Нахожу съезд на «перемычку» между дорогами, глинисто-каменисто-песчаная грунтовка, километр – и выводит меня на отличную гравийку черного цвета. Что то добывают. Еду, не видно ну нихрена. Туман, видимость порой метров 70… Нахожу съезд, вроде он. Глина с камнями. Черт, сколько, мокро. Взбираюсь, еду вроде бы в нужном направлении, судя по геометке, но на одной из возвышенностей грунтовка тупо кончается. Еду обратно, на развилке ухожу другой дорогой. Опять грунтовка, опять камни и глина. И лужи. Все хуже и хуже. В какой-то момент понимаю, что «надоело». Ну ее в пень, эту Кольскую, не те условия, не то, уже, настроение. Спешиваюсь, забираюсь на бугор. С него в серой мгле видны, кажется, серые бетонные строения. А может и нет. Но желания уже нет точно. Температура градусов пять и все остальное. В сухомятку жую печеньки. Дальше не поеду, это крайняя точка путешествия.

Разворачиваюсь, сползаю с холма. Гравийка, перемычка, асфальт, Мурманск, Кола. На встречу вваливают толпы мотоциклистов. Как не крути, мотобухта – мероприятие посещаемое. Дождь идет почти все время. Миную навевающие тоску окрестности Мончегорска, Съезд на Апатиты. Ближе к вечеру на заправке пересекаюсь с оппозитчиком, кпп у меня покупал как-то, говорит. Ну, с моей памятью на лица, увы, особо не признал. На ночлег встаю где-то, опять же, рядом с асфальтом, метров 70… Усталость дает свое знать, шум шоссе никак не мешает. Скучный, монотонный, безынтересный день.

4 июля.

Давеча на последних перед ночлегом километрах я заметил, что стрелка спидометра безжизненно встала на нуле. И одометр тоже. Инспекция троса выявила, что он, трос, скончался. Собака дикая. Так же вчера начало ссать с ведущего вала редуктора. Надобно долить. А еще на камнях я порвал один из тросиков системы управления глушителем. Пора уделить мотоциклу внимания, но нужен магазин.
Автозапчасти нашлись в городе Беломорске. От трассы в сторону километров с двадцать. Утро было вполне погожим, с настроением существенно лучше вчерашнего я пакуюсь и сваливаю. Медведи не приходили.
В Беломорске и на подъездах к нему меня удивила речка и, видимо, электростанции. Почти черная торфяная вода, мощнейшие потоки на перепадах у плотин, желтая пена…

https://vk.com/video?z=video177247602_456239119%2Fpl_cat_updates

Прямо возле магазинчика, купив трос спидометра и масло, я занимаюсь ремонтом. Тросик привода заслонок в глушителях сделал, трос спидометра заменил (пришлось скидывать ветровик), масло долил. С редуктора текло какое-то белесое молозиво, видимо водички немного хлебнул через сапун в лужах. С час проковырялся. Решаю, раз уж я в Беломорске, доехать до бела моря. Судя по карте, дорога за городом шла к каким-то ТСЖ ровнехонько по берегу. Еду. Еду. Кончается асфальт, море, чувствую, рядом, но ни одного толкового съезда. Упираюсь в городскую свалку. БЛЕАТЬ! В трехстах метрах от моря находится городская свалка. «И эти люди запрещают мне парковаться ближе 500 метров от водоемов». Опять тошню по утоптанной, но ухабистой, грунтовке с большим количеством камней. Море иногда даже видно меж деревьев, но берег явно топкий. В конце концов просто плюю на все это дело и разворачиваюсь. У одной из тропинок выхожу к морю, но берег сильно заросший. Не интересно. Сваливаю.
Кола. Ремонты. На одном из светофоров догоняю дядьку на, если память мне не изменяет, интрудере 1800. Стоим, познакомились. Едет куда то, то ли в Москву, то ли дальше. Светофоры до злости длинные, до получаса. Идем по трассе на равных, 140… И… Чувствую, что жопа потихоньку гуляет. В поворотах ровно, а по прямой гуляет. Торможусь, вывешиваю колесо. Спиц уже с десяток обломанных. Сука… Еду. В Медвежьегорске заезжаю на заправку и там же решаю подтянуть оставшиеся спицы. Это, вероятно, и было началом конца…
Сперва стало лучше. Жопа гулять перестала, еду ровно. Миную Петрозаводск, до Питера остается что-то в районе 150 км. Встаю на ночлег в полях. Завтра в планах Псков, до него в районе полутысячи, по хорошим дорогам – пол дня.

5 июля.

От места ночлега я проехал километров 50. Снова ощутимо начала гулять жопа… Снова подтягиваю спицы… Мда. Еще через 15 км чувствую, что колесо начало цеплять за крыло, ибо там плотно все. «Вот и приехали». Ага. Псков отменяется, по ходу тошним 60 домой. Но еще 5 км дороги показали, что и этот план не реализуем. Приехали, без помощи не справлюсь. До Питера 45 км… Ну хоть не в пердях встал…
Пишу Питерским. Выхожу на Славу Африку, он обещается помочь и доставить меня к дядьке SELLу на завод Красный Треугольник, где у него мастерская. И вот, через пару часов мы с Славой и Тролем (тоже приехал, за компанию) уже закатываем Субароцикла в микроавтобус.

Питер. Не люблю я Питер. Испытываю к нему иррациональную неприязнь. Но, судьба. Меня доставляют в самое сердце этого мегаполиса. Огромная территория некогда завода РТИ теперь является местом обитания кучи различных фирм, офисов. Там же находится и работодатель СЕЛЛа и его гараж. Темно-красные кирпичные стены, покрытые черной пылью, высокие стены, битые окна… Как позже пояснил СЕЛЛ, на территории завода в данный момент примерно 10000 арендаторов. Десять тысяч, Карл! Я видел вывески столовых, парикмахерских, шиномонтажей (три штуки на территории), магазины и еще куча всего, вперемешку с жд вагонами и кучами чего-то сыпучего. Государство в государстве. Каморра…
Гараж Селла представлял из себя просторное помещение, где мне был выделен угол. Быстро скидываю колесо, прыгаем в копейку СЕЛЛА, переделанную в гоночный болид (ад и ночной кошмар инженеров ВАЗ, заваренный дифф, жуткие звуки на поворотах) и едем вечером в пятницу искать шиномонтаж. С тоской взираю на улицы…

Только на третьей шиномонтажке мне разбирают колесо. Быстрее, пожалуй, было самому в гараже. Но да ладно. Едем обратно на завод. Оказывается, то место, где я снимал колесо, это только просто гараж. А мастерская у СЕЛЛа… На четвертом этаже. Ы… На лифте, размером с мой гараж, без дверей как таковых, мы едем на 4 этаж и СЕЛЛ по пути меня инструктирует, что «вот эту кнопку держишь, когда едем вверх и отпустить ее нужно будет, смотри внимательно, вот на этом кирпиче, иначе шестеренка соскочит с зубчатой рейки и все будет страшно грохотать и трястись». Шикарно.
Сама мастерская была весьма! Тепло, уютно. Мне были, как я и просил, выделены запасы спиц, болгарка, горелка, сварка. Дальнейшее – мои заботы. Под смесь музыки разных репетировавших групп (контора, в которой трудится СЕЛЛ, занимается тем, что предоставляет комфортные и подготовленные помещения для репетиций и тренировок разных музыкальных банд) я ковыряю колесо. Кто-то за стенкой заунывно пытается вытягивать какие-то ноты то под знакомые мотивы, то под что то свое. А я пилю, гну, варю. Мда, схему спицовки надо менять. 20. Двадцать спиц пали смертью, большей частью с правой стороны и подряд. Спицы у меня были размещены так, что ложились друг на друга и сие, видимо, и сыграло злую роль. Хотя, полагаю, если бы я не подтянул их в Медвежьегорске, то до дома бы дотянул. Уже по прибытию домой схему спицовки я поменял и сезон докатал без проблем с задним колесом. Век живи, век учись… Часам к 11 я добиваю колесо. Все спицы на местах, биения убраны. Пока ковырял колесо, во вконтакте стукнулся питерский парень, оппозитчик под ником Бомбила, кажется, запросил консультацию по кпп и захотел приехать, лично пообщаться. Гм… Вообще, у меня было стойкое желание собрать мотоцикл и убраться из города, поставить палатку где ни будь, но… Приехавший СеЛЛ тоже стал настаивать на том, что б остался и пообщаться, посидеть. Ну и дождь на улице был аргументом. Ну и ладно. Ставлю на мотоцикл колесо, заезжаю в лифт, и мы поднимаемся на четвертый этаж.

https://vk.com/video?z=video177247602_456239120%2Fpl_cat_updates

Часов до трех утра мы цедили вино и еще что что спиртосодержащее слабоалкогольное и обсуждали мотоциклы, поездки, оппозитчиков, сцепления и коробки и еще кучу всего сопутствующего. Кто-то приходил, кто-то уходил. Место, если не проходной двор, то уж точно точка, куда часто приходит «творческая и около молодежь. Я тут, конечно, слегка, не в своем месте, но нормуль. БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ, КТО ОКАЗАЛ ПОМОЩЬ И СОСТАВИЛ КОМПАНИЮ!!!

6 июля.

Суббота. В девять утра продираю глаза. Тишина мёртвая, спят все. Тихо собираюсь… На чудолифте сидя верхом на мотоцикле спускаюсь наружу, прогреваюсь и, наконец то, выдираюсь из цепких объятий мрачного мегаполиса. Питер я запомнил ровно таким, каким его себе и представлял: готические темно-красные стены в угольной пыли и с битыми окнами, поливаемые дождем, околотворческие личности вперемешку с простыми работягами, свинцовое небо, наркоманы и крысы. Странно и немного притягательно, все это мне напоминало фильм БРАТ. Но не мое.
Трасса на Псков. Запомнилась ремонтами и двумя населенными пунктами: Новое Колено (мечта ураловода) и Лядино, с крошечным левым полем, ибо, как пояснили позже, «заели они букву приписывать». На поляну Мотосаммита я въезжал, опять же, под дождем. Где то на поляне должны были быть питерские, Слава Африка, Троль, Селл и прочие. Но с ходу найти их не довелось, уже через пять минут меня кликнули на сцену и поназадовав вопросов вручили грамоту за самопал. Позже уже, опосля постановки палатки и нахождения лагеря Питерских, поучаствовал чисто для массовки в конкурсе «самый громкий выхлоп» и на мое удивление люд, почему-то, проголосовал за меня, хотя Субароцикл даже на прямотоке очень тихий. В общем, две грамоты. А в остальном – фест как фест.

7 июля. Домой.
Дорога до М9 была нормальная, а вот дальше пошли дожди. Дорожникам, которые сделали разметку высотой чуть ли не в 15 мм надобно в голову гвоздь забить. Каждый обгон – нервынервы. И так почти до дома.

Послесловие.
Поломки… Не ломается тот, кто не ездит. И я неоднократно выручал поломавшихся двухколесных и самому приходилось просить помощи. И при всем моем нежелании ее, эту помощь, просить (не люблю я напрягать людей своими проблемами), в результате я получал лишь положительные эмоции. Спонтанность, изменение маршрута, планов, знакомства… Но да, в эту поездку ковыряния с мотоциклом было многовато. При том, что в следующий дальнячок в Крым по осени при почти том же пробеге на круг – в мотоцикл я не лазил вообще, хотя и горы и бездорожье тоже были.
Север. При том, что поездку я эту ждал несколько лет… Тундра «не зацепила», что ли. Быстро приедаются достаточно однообразные ландшафты и скудная природа. И уже только сейчас, в декабре, я ловлю себя на мысли, что катнуть именно на Рыбачий и Средний, чуть получше подготовив мотоцикл именно к камням, таки вполне можно. Когда нибудь. И да. На «чоппере» (пусть сие понятие уж слишком размыто в нынешних реалиях) проехать на Рыбачий можно без проблем, просто медленно и уныло, по сравнению с пролетающими квадриками.

Усе.

Пысы: дозвонился до велосипедиста Павла. К концу августа он уже добрался до Севастополя.

Shlans

Зуев's picture

Дядь, если есть возможность, разбей на две статьи. За раз не осилить-не насладиться фотками, а скроллить-ловить место где остановился читать - не совсем удобно, дюже большой материал ;)


lavbuh2008's picture

Фух еле прочитал , красавчик интересно очень!


antoserd's picture

Чудак и молодец! Спасибо! Тут неделю нужно это рассматривать.


oleg.campbell's picture

утро затянулось, но это стоило того. Зачетный заезд!


gluck_auf's picture

спасибо за интересный рассказ
автар, пиши есчо!


Troll's picture

У Селла не копейка, а шоха.
Ожидания видимо имеют свойство сбываться - "красный треугольник" - наверное самое мрачное место в питере.
Был рад спустя много лет познакомится лично.


Strikeresh's picture

ну хоть на один фест в итоге заехал) Какие ж мы бабайкеры, без соберушек с концертами на поляне)


VampirY's picture

Ох, вы бы слышали как Шланс рассказывал часть про Питер после 4-ой или 5-ой бутылки пива)) Фильм бы снимать)))
Отличные фото, и рассказ.
Спасибо!


Troll's picture

А чё рассказывал, ругался?


алексеич's picture

Мощно!
А разметка, под Питером, да в дождик - мммечта, я столько кирпичей отложил в том году


Likiya's picture

Слышал про поездку вживую, но отчет с картинками это просто бонба!
фотографии скал, различных каменных плит, очень красивы.
природа красивая.
заброшки мрачные.


mitra-fan's picture

Класс. Завидую белой завистью. И рассказ с фотографиями и видео сделан здорово! Спасибо!


василий васильев's picture

Талантливо!


Barovit's picture

Отличная поездка! Красивые виды и фото!
И спасибо за рассказ. Столько написать... Это ни 2 раза сходить... ну, Вы поняли.


Бугагашка's picture

Супер поездка!
Супер отчет!


BESToloch's picture

отличный отчет, спасибо! переплюнул Бордо-Виталия))


Efim531's picture

Автору - почет и уважение!
В такие места, одному, на чоппере - не многие решатся.
И хотя места красивые, но глубоко депрессивные, и я теперь точно знаю место, куда никогда не поеду.
А хлама сколько, это ж на десятки лет зас...ли!


intruder86's picture

Класс!!! Как будто сам прокатился!))))


Тракторист's picture

Впечатляет. Про Питер понравилось отдельно. Действительно, "Брат" напомнило. Я люблю такую атмосферу.
З.Ы. Эти пирамидки из камней (турики) у хакасов называются Обо, у тувинцев Оваа. Это жилище горных духов. Их ставят и алтайцы с бурятами. Думаю, ставить турики в понравившихся местах начали туристы, побывавшие в азиатских регионах и видевшие настоящие Обо, но непонимающие истинное предназначение этих сооружений. Но прикольно. Даёшь больше туриков. Пусть у каждого горного духа будет отдельная квартирка.


AntoniGutslasher's picture

Отлично, супер! Надо ещё раз будет сгонять туды


Альфард's picture

Отличный отчет. Приятно читать.
Про ремонты особо радует. Перебрать вилку в тундре, да запросто...


Alex_and_Alex's picture

Приятно читать! Где-то там есть и наши пирамидки)

А пейзажи там и правда как на другой планете:

Были там в 2016ом. Уровень и моря и воды в лужах был сильно выше.


Syava's picture

Классные фото, особенно нижнее


Махонин Алексей's picture

Класс!! Прочитал на одном дыхании.
С уважением, Махонин Алексей


NUS's picture

Шланс, снимаю шляпу.
Шикарная поездка и отличное повествование !
Добра тебе !
(_)(_)(_)


HDrider's picture

Красиво живешь! Азартный парень, копаться в мусоре на Северах!)
Насчет "Брат" и Питер, с первого посещения у меня такой же взгляд) но то дело привычки кмк.
Статья отличная.


Syava's picture

молодец Shlans! резиновый "поплавок" с подкачкой это кранец с парохеда. Фото красивые, пейзажи Суровые ;).


Syava's picture

"И вот. В наступившую субботу в Териберку валил народ… Просто на авто, на авто с прицепом и квадриками, мотоциклами, гидроциклами, яхтами… У меня реально было ощущение, что я на каком-то подмосковном водоеме…
В Териберке я купил пару мороженок и заточил их на берегу одноименной речки. Там же я потерял последнюю веру в человечество в рамках конкретного населенного пункта: на помойке валялся алюминиевый бидон.
Зажравшиеся мажоры. Дорога из Териберки одна, через Мурманск. Закинул, сдал, получил копеечку. Но всем пофиг… Москва себе такого позволить не может.
Старая часть Териберки."
Здание что ниже (трёхэтажное с кирпичной трубой) очень сильно напоминает Школу что была когда то в посёлке гдя я живу (в прошлом году снесли).
А на фото с карликовой берёзкой заметно блестит брусничный лист... :)))


Syava's picture

"Очень интересно выходят на прибойке плиты… Не знаю чего. Песчаники?"
А Вы заметили какие ровные поверхности и параллельные линии.... А рядом лежат окатанные морем камни неправильной формы....
;)))


Syava's picture

и да, напомнило Г Жаров МурмАнск ;)


Echo's picture

Спасибо большое. Прочитал с удовольствием.


word's picture

Отлично. Мотивирует поднять жопу.


Ivan Heavy@mail.ru's picture

Супер поездка!!!
Супер рассказ!!!
Спасибо )!

User login