Доработка сцепления BMW R100 и стыковка двигателя с днепрокпп
Преамбула: убедительная просьба, в случае, если вы - фанатичный почитатель марки бМВ - лучше закройте вкладку. Увиденное может негативно сказаться на вашем душевном равновесии...
Фабула:
Попросили меня недавно помочь со стыковкой двигателя бмв р100 с днепрокпп, а, так же, внедрить в сцепление демпферный диск.
Как только двигатель попал ко мне в руки, я первым делом решил измерить характеристики сцепления, а именно, момент срыва ведомого диска сцепления из состояния покоя в пробуксовку и результаты меня удивили. Менее чем десять процентов запаса. Маловато... А в виду того, что двигатель планировался на колясыч - и вовсе ни о чем. Сгорит сцепленьице. Потому к задачам добавилась и третья - увеличение момента срыва из состояния покоя.
Родной диск сцепления имеет 165 мм в диаметре, но при небольшой доработке ведущих дисков можно поставить 170 мм. Это как раз диаметр диска сцепления от МАТИЗа, а сам диск от матиза как раз подходит по характеристикам демпфера с бмвшному двиглу. Ну и ладушки, был добыт диск от матиза, новый. Шлицевая - перерезана под днепровский первичный вал.
Оба ведущих диска оказались сильно, примерно на 0,6 мм мм изношены, при чем на внутренеем диаметре, то бишь на конус. Это, естественно, не могло повлиять на низкий момент срыва сцепления из состояния трения покоя, как вы понимаете, ибо сила трения от площади не зависит. Скорее даже наоборот...
Диски были проточены.
Собрал сцепление с матизовским диском и родной диафрагменной пружиной (очень мягкая!), замеры обескуражили: всего 70 Ньютонов на срыв. Причина, понятно, в накладках, китай... Очень жесткие. И вялая пружина.
Решено было для начала поставить пружину пожестче. Донорная пружина от инжекторной оки была проточена до диаметра родной пружины.
На фото слева адаптированная пружина от ОКИ, справа - родная пружина двигателя Р100
С пружиной от ОКИ момент срыва получился в районе 90 Ньютонов. Мало.
Были переклепаны накладки. Увы, качественные накладки я смог найти только 180*125 против нужных 170*110. Пришлось ставить их, обточив по диаметру до 170. Плохо, что используется не вся доступная площадь ведущих дисков, хотя суммарно площадь накладок сопоставима с родными накладками родного диска бмв 165*115.
С качественными накладками момент срыва получился 110 Ньютонов. Уже неплохо.
Сцепление с 170 ведомым диском от матиза в сборе:
Но.
Владелец двигателя таки захотел полутора - двукратный запас... Увы, выше головы не прыгнешь. Владельцем был заказан родной маховик от р100 под 180 диск, были и такие.
Маховик я получил и... Увы.
И странно.
Во первых - само сцепление. Диамфрагменная пружина, но усилие с нее снимается не с корня лепестка, как обычно и везде, а с центра, сама пружина большая, толстая и очень жесткая. Выжать я ее так и не смог. Непонятно, как осуществлялась взаимозаменяемость кпп... Ведь для такой схемы сцепления нужен очень короткий ход штока сцепления для выжима, но с большим усилием, а на 170 маховике наоборот, большой ход и малое усилие. То есть на кпп точки крепления рычага сцепления должны быть в разных местах. Либо еще как то...
Во-вторых - стартерный венец оказался с другим модулем зуба и больше по диаметру.
По совокупности - было решено от сего маховика отказаться и... ставить пальцевый.
На самом деле, пальцевый маховик при наличии демпфера в сцеплении имеет всего один минус - брякающий диск при выжиме. Ни пальцы, ни отверстия ведущего диска - не изнашиваются практически, демпфер бережет.
Потому был куплен маховик от днепра, пересажены свежие пальцы, проточена посадка на кв бмв и сделаны отверстия под 5 крепежных болтов. И поставлена стандартная ДИАФРАГМА 2.0. Все вместе отбалансировано.
Момент срыва 120 - 130 Ньютонов, когда накладки износятся суммарно на 0,3 - 0,5 мм, будет примерно 150 Ньютонов (таковы свойства диафрагменной пружины). Почти двукратный запас, что, как говорится, и требовалось.
Стыковка двс и кпп. Тут все по классической схеме. Часы аргона с наплавкой тела по кругу. Днепровская кпп меньше по стыковочному диаметру примерно на 12 мм. И центрующих выступов убмвшной кпп не 4, а 5. Диаметр центровки на 10 мм (если не изменяет память) больше, чем у днепрокпп. Крепежные отверстия к ДВС расположены в других местах, хотя на первый взгляд это незаметно. Потому наварка, обработка на станке и вручную внешний вид. Дорго и муторно. И пескоструйка.
Картер после пескоструйки. Увы, пачкается от любого прикосновения.
И кпп на двс в сборе.
Вывод: любой БМВ стремится стать днепром))
Потом попросят к этой Кпп двигатель от Днепра приставить
Таки да. Старые айрхэды /5 и иже с ними имели диск сцепления 180мм и .. диафрагменную пружину работающую как обычная а не как в современных системах(не выгинается на изнанку).
И да, КПП отличались рычагом выжима сцепления все верно.
Ставились эти маховики, еслимненеизменяетпамять, на старых мотоциклах БМВ не выше 750сс.
И да маховик под 180 был тяжелый, венец стартера более крупный под стартер БОШ(безредукторный, старый, тяжелый, потребляющий много тока и медлено вяло вращающий КВ).
Проблема сцепления на литрах /7 в том что оно перекочевало с 800ки нисколько не меняясь.
Накладки может стоит поискать среди забугорных? Или современный мир не предполагает вовсе замену накладок сцепления?
После песокструя(особенно такого грубого) надо как то покрывать поверхность либо финишно обрабатывать. Даже обработка вручную металличесскими щетками кардинально меняет фактуру поверхности. Попробуй - будешь приятно удивлен ;-)
Полагаю, сейчас для полного выжима надо миллиетра 4-5 по штоку? Почти гарантированно течь масла по ползуну обеспечена(((
На днепровском маховике в месте пяти болтов отверстие конуса! Заваривал?
Надо все же ликвидировать этот противный звон при выжиме, считаю.
Металлической мягкой щеткой попробовал, да, получается то, что нужно.
На маховике вварена шайба 120 мм диаметром, потом проточена относительно внешнего диаметра.
Круто! Подход и исполнение на высоте!
З.Ы. Хочу диафрагму)
Стучись шестеренкой, организуем.
Пока не созрел. Денег нет, но вы держитесь! (с).
Именно и в том числе, у меня сейчас стоит металло-керамическое сцепление ;-)
Родное - говно ;-)
Молодец! Все круто. Теперь на поток).
надо было корпус чистить не песком, а стеклянным микрошариком. поверхность намного ровнее получается. песок слишком грубо обрабатывает.
Интересно сколько такой движок стоит? И главное: как его достать и как быть с запчастями на него?
Мотор явно из Беларуси приехал, замотан в наши пакеты с Евроопта). Представляю какой бюджет этих переделок с учетом покупки мотора...
-Гарри Гаррисон "Фантастическая Сага"
У меня тут R60 поблизости есть, в комплектном, но разобранном виде, хочет три с половиной килобакса. И R75 за четыре с половиной, в идеале. Не знаю , может к весне и не удержусь, куплю рассово-верный убер-оппозит.
Красава дядька Шланс, всегда считал что шлицемаховик сатанисты придумали .... Пальцы рулят
Пальцы элементарно меняются. Шлицевой маховик выкидывается весь...
Да и функционального резона в шлицах не вижу, хоть убей.
На шлиц перешли ради стартерного венца на маховике. На пальцевом его резать негде.
Вариант с венцом на упорном диске чем не устраивал - я хз.
Как чем - обратной совместимостью.
Разве что...
Подниму тему...а что сейчас будет стоить такая работа? - у меня есть R45 с новой, но абсолютно тупой родной коробкой, а днепрокороб очень бы был хорош в таком тандеме
Сейчас точно не возьмусь. Может быть, осенью.
Подниму тему из личного интереса потому как есть в гараже и Днепр и R45. Так удалась ли стыковка?