Зажигание с накоплением в емкости | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Зажигание с накоплением в емкости

оппозитчик v-aga
чтоб поменять аватар - читай FAQ
нахождение: моя родина д. Замухлюевка

Старая, простая как лом схема тиристорного зажигания. Когдато самодельшики лепили подобное на автомобили. На опозитах такое было у тюменского зажигания (но вот исполнение подкачало). Из плюсов - работает с любыми катушками, минимальное потребление, очень мощная искра (за счет поднятия напряжения на первичке), легко использовать хотьна 6в, хоть на 12в, почти везде по России есть готовые корпуса с трансом (тюменский комутатор), управлять можно чем угодно (прерыватель, индукционник, датчик хола с микропроцессорным блоком)

Хотелось бы попробовать вспроизвести подобную схемку, но проблема в том что электротехнику я изучал исключительно на мотоциклах и знаний мне нехватает. Накидал Предварительную схемку но наминалы деталий растамить не могу - если кто поможет с доработкой буду весьма благодарен.

Для начала необходимо получить переменку из постоянки чтоб запустить транс, номиналы теристора , кондера и диода будет видно после получения переменки на вторичке

перевернув диод и теристор можно управлять как положительным так и отрицательным импульсом

ты про главный минус забыл - искра мощная, но малой длительности. Почему, собственно, эти схемы и не применяются нигде.

v-aga's picture

Masstarassta, Никогда не замечал что у восхода или минска проблемы с длительностью искры - мотор уверенно работает с обломленным боковым электродомю
Длительность искры как и при накоплении в индуктивности зависит от индуктивности катушки, но в этом случае нет расхода энергии в режиме ожидания и катушка не греется

v-aga, дык у нормального электронного зажигания, тем более - процессорного, этих проблем тем более нет :) при этом оно проще и позволяет получать абсолютно любые характеристики УОЗ. Так зачем ковыряться с музейными экспонатами?

SAB's picture

v-aga, вообще тиристорное зажигание (в иностранной терминологии его вроде называют CDI зажигание) и пременяется в основном на двухтактных моторах.

v-aga, из достоинств тиристорного зажигания - лишь крутой фронт высокого напряжения, благодаря чему пробивается нагар и меньшая чувствительновть к утечкам в высокой цепи. Ни энергией, ни длительностью искры тиристорная система похвастаться, увы, не может. На "Восходах" и "Минсках" было проще организовать заряд конденсатора, тем не менее, искра была лишь до 6000 - 6500 оборотов. Да и питались отечественные двухтактники обогащенной горючей смесью, которая менее требовательна к длительности искры. На сегодняшний день я лично для оппозита альтернативы системе зажигания высокой энергии с накоплением в катушке не вижу. Готов поспорить аргументированно.

v-aga's picture

Masstarassta, У любого зажигания с накоплением в индуктивности потребление практически не зависит от оборотов двигателя, скоррее зависемость даже обратная - потребление несколько снижается при увеличении оборотов, тиристорная же система берет из бортовой сети только столько скока нужно для получения искры (зарядки кондера) - чем выше обороты тем выше потребление но всегда меньше первого варианта.

Управлять этим блоком как я уже писал можно чем угодно.

Насчет музейности: по твоему мнению почему больше половины паразитчиков досих пор ездят с кулочковым зажиганием и очень много со старым осколом и совсем незначительная часть использует микропроцессорное зажигание? ИМХО да потому что ето проше. У меня два мотора с микропроцессорниками япона мама и я знаю их полюсы, но вот скутера и эндуристы гоняют с теристорным. Простота залог надежности, по етой причине большинство японамама имеют индукционный датчик, а не хол даже при наличии микропроцессорного блока. ИМХО если бы тюменский блок сделали не через ж0пу старооскольское зажигание никогда бы не появилось и не лепили бы сейчас опозитчики микропроцессорных блоков

v-aga's picture

Quote:

тем не менее, искра была лишь до 6000 - 6500 оборотов

вот ето вопрос весьма спорный - посмотри как крутится ЗИДовская мотоболка (24л.с. с 175с.с.) с тем же самым зажиганием (КЭТ 1А)

v-aga, не крутится это зажигание, хоть убей. Не зря при форсировке этих движков по оборотам ставили "мотоплат" или от буржуйской мотопилы. Такова схемотехника этого коммутатора.

v-aga's picture

White_Daimon, мотоплат наскока я помню тоже теристорник, и на К15 стоит тотже КЭТ1А

v-aga, тиристорник, да не такой. Я помню, были схемы самодельных коммутаторов, которые позволяли крутиться до 12 тысяч, только не помню, в чем кардинальное отличие от КЭТа. Думаю, уважаемый Мановар просветил бы в этом вопросе.

v-aga's picture

Quote:

Потому что нищеброды

А мне кажется потому что не каждому дано споять микропроцессорное и прошить пик контроллер, по деньгам там наверно выдет меньше старооскольского

Многие действуют по принципу "работает - и ладно", и боятся вмешиваться в проводку, так как не обладают достаточными навыками. И правильно делают.

v-aga, ну вощемта для точности: душит жаба на готовое и руки из жопы на самодельное. А не потому, что контакты или тюмень это круто.

зы. Пик - дерьмо. Авр-кун гарантирует это ;)

v-aga's picture

Был у меня один нормально работающий тюменский блок, проходил пару лет и нарадовотся не мог на него, мотлр просто пел и со свечами проблем не знал и на воду похрен было, потом умер и замену я так и не нашел (хотя перебрал кучу вродибы рабочих комутаторов)

И на кой ляд тебе такой капризный блок зажигания?

v-aga's picture

Quote:

И на кой ляд тебе такой капризный блок зажигания?

вот и хочется собрать аналог но с приметивной схемой которой все побаробану будет, а не лепить как у тюмени вместо мультивибратора таймер

Насчет надежности микропроцессорников тоже вопрос спорный, если кто был в Ирбите этим летом может помнит чудо юдо с рогатым рулем которое газовало между ларьков пытаясь оттуда уехать - там благополучно залило КАКТУС (погодка была прям английская), так вот оживить его так и не удалось и домой он возвращался уже с прерывателем

пешеход Сб, 09/01/2010 - 14:48

Собрал я как-то тиристорно-транзисторную схему с двойным накоплением, в катушке и емкости, получается, две системы зажигания в одной... И схема несложная...

пешеход Сб, 09/01/2010 - 16:56

chain_saw, дык ей лет-то сколько? Вуфер схему и прошивку только в том году выложил. Так что вполне логично. И вообще, все зажигание по сути своей собирается на ДХ, тине и интеллектуальном ключе подходящей мощности плюс чуток обвязки. Проще не придумаешь.

пешеход Сб, 09/01/2010 - 17:01

У Сарумана и поддержка посерьезнее будет, эвон, сколько информации на его сайте. Даже мне захотелось радиогубительство вспомнить.

пешеход Сб, 09/01/2010 - 17:29

собсна о ключах. например, интерсиловский HGTP14N36G3VL - специально разработанный для систем зажигания IGBT с максимальным током 14 А, рабочий диапазон от -40 до 175 градусов. Управляется TTL сигналом. Проще не придумаешь, и не надо мудрить никаких схем.

v-aga Пн, 11/01/2010 - 12:50
v-aga's picture

пока не добрался до гоража с комутатором возник такой вопрос - почему все микропроцессорники используют датчик хола, а ятона мать остановилась на индукционниках ведь если использовать второй фронт (просто сменить полярность датчика) индукционного датчика то он так же как у хола некуда не смешается при изменении оборотов, но при этом индукционники не требуют питания (всего один провод) и по россии болтается дохрена готовых паразитных индукционников - сгоревшии осколы и тюменские датчики - тока у меня в гараже есть по одному обоих

v-aga Ср, 20/01/2010 - 20:26
v-aga's picture

Сидел долго смотрел на ету схемку http://oppozit.ru/article222.html
потм на ету http://www.rlocman.ru/shem/schematics.html?di=51871
полистал схемы КЭТ1А и БКС
попытался убрать все лишнее и получилось вот ето:

Потом снова долго ковырял пальцев в носу, но так нечего вразумителного и непонял - в какой части тюменского камутатора могут возникать сбои - причем не во всем диапазоне оборотов, а или верх срежит или на малых перебоии - осталась тока одна мысль что нельзя запускать мультивибратор от датчика, пусть он маслает постоянно, а все остальное вроде как и трогать ненадо - удевил усилок на двых инверторах, но и х с ним пусть остается раз уж сделан

v-aga Ср, 20/01/2010 - 23:39
v-aga's picture

далнейшее ковыряние дало положительный результат

а веть этот непонятный усилитель http://oppozit.ru/txt/img/222/image01.gif и определяет порог срабатывания датчика Тюменского БСЗ и если собрать его отдельным блоком то можено использовать с тюменским датчиком любой камутатор - хоть под хол хоть под индукционник и хорактиристика УОЗ бутет точно такойже как и у тюмени

А вот в этот комутатор http://www.soate.ru/catalog/_img/26/b63.jpg спокойно влезит еще два транзистора маненько сапротивляторов

Итого получаем - тюменский датчик на барохолке 10-50р + комутатор 250р + 50-100р деталик - вот и выходит БСЗ для малоимущих по цене прерывателя

пешеход Пт, 22/01/2010 - 22:39

v-aga, я уже больше 20 лет лет (страшно подумать) езжу на тиристорном блоке зажигания собсвенной разработки.
Сарумановкие деяния вполне с ним сопрягаются. Одно дело - датчик и опережение на микроконтроллере, другое - искроделатель. У Сарумана искроделатель - простейший в реализации. Либо примитивный, либо стандартный. Тиристорный - много сложнее в реализации. Его эффективность во многом сомнительна, хотя для меня его преимущества по опыту практической эксплуатации несомненны.

v-aga Сб, 23/01/2010 - 10:09
v-aga's picture

750-650, ели сохранилась скинь схемку плиз

пешеход Сб, 23/01/2010 - 18:45

v-aga, схема где-то есть, но она была актуальна на те годы, сейчас повторять не стал бы, даже если бы собрал комплектуху (вся на германиевых транзисторах), к тому же она 6-тивольтовая. Высылать не стану, не обижайся.

pSicHo Вс, 24/01/2010 - 12:44
pSicHo's picture

теристор КУ202Н или КУ221А

где-то валялась схема электронного корректора угла опережения

manowar Пн, 25/01/2010 - 02:54
manowar's picture

v-aga, преобразователь "тупой" по кпд.
есть желание поразвлечься с cdi-uc3843+полевик+обратная связь+блокировка 3843(например через вход "токовой" ос) в момент искрообразования.

v-aga Пн, 25/01/2010 - 11:25
v-aga's picture

manowar, именно есть желание поковырятся :)

потытался понять что какое uc3843 - вроди как шим контроллер - ты предлогаеш сделать на нем генератор переменки - не выдет микроскоп для забивания гвоздей? если не сложно скинь ссылку на вклюкение его в режиме генератора П импульсов. Блокировать генератор в момент искрообразования смысла не вижу, все такие системы без неё спокойно работают, а тюмендия так наоборот запускалась в момент искры и готовила кондер к следующей

пешеход Пн, 25/01/2010 - 13:05

v-aga, сия микруха - контроллер ключа на полевике, который и накачивает индуктивность, смотри даташит. Однако, возможно, что получить вожделенные 300-400 вольт без повышающей обмотки не удастся.

manowar Пн, 25/01/2010 - 15:29
manowar's picture

750-650, бустер-обязателен с развязывающей обмоткой,а не дросселем.
иначе-до первой искры-тиристор открыт и + 12 на катушке.+ низкоомных полевиков с сток-исток
>400в маловато...

v-aga, не далее пт-цы ваял 8-27 на входе - 300 на выходе. уже отдано заказчику.
3843+irf640 обратноход,вход-выход обратная связь через оптрон,в качестве вв стабилитрона-р6ке300.
до 40 вт-ирф640 без радиаторов.да и без снаберов-выброс меньше 100в.на хх около 40ма.

manowar Пн, 25/01/2010 - 15:38
manowar's picture

http://img517.imageshack.us___/img517/7018/3843.jpg
замест дросселя-трансик.
ос оптрон-меж 8 и 2 лапой 3843,R3 ставить.

v-aga Пн, 25/01/2010 - 18:31
v-aga's picture

manowar, я конечно сильно извеняюсь, но в электронике я пока недалеко продвинулся от полного профана, и такую терменалогию я струдом от китайского отличаю

Как я понял приведенную тобой схемку там накачиваются выходные кондеры за счет ЭДС самоиндукции дросселя. Ты пердлогаеш вместо дросселя воткнуть транс и выкинуть всю часть схемы правея транзистора кроме R3.

Quote:

Оптрон (оптопара) — электронный прибор, состоящий из излучателя света (обычно — светодиод, в ранних изделиях — миниатюрная лампа накаливания) и фотоприёмника (биполярных и полевых фототранзисторов, фотодиодов, фототиристоров, фоторезисторов), связанных оптическим каналом и как правило объединённых в общем корпусе. Принцип работы оптрона заключается в преобразовании электрического сигнала в свет, его передаче по оптическому каналу и последующем преобразовании обратно в электрический сигнал.

вставить между 8м и 2м выводами микросхемы с с чем он будет связан?

Или я нечего не вкурил :(

manowar Вт, 26/01/2010 - 12:14
manowar's picture

да пердлогаю ;)
по вторичке оптрона? светодиодная часть связана с вых напряжением,через цепочку: токоограничительный резюк-стабилитрон(на вых напряжение).
по первичке(транзисторная часть)вышеописанна.
глушение(с искрообразованием) 3843-подачей напряжения около 1 в на 3-ю лапу..

не нравится 3843 и однотакты-обрати внимание на двухтакты-sg3825/tl494/lm5030.ток обязательно с ос.
делать автогенерёжку или с задающим генером(аля 1211еу1+полевики)без обратных связей смысла не вижу-кпд будет стремиться к минимуму.

пешеход Вт, 26/01/2010 - 15:59

Во гемору-то!!! Чем транзисторная система не устраивает? И проще, и искра мощней!
Систему CDI ставят на снегоходы да на технику, которая может эксплуатироваться без аккума. На оппозите тразистор поставить - сам б-г велел.
Впрочем, если руки приложить не обо что, тогда можно и позаморачиваться.

manowar Вт, 26/01/2010 - 17:40
manowar's picture

White_Daimon, об этом мы говорили на прошлой странице.. ;)
длительность искры больше-таки с классическим заж-м, с накоплением в индуктивности,что позволяет надёжно поджигать обеднённые смеси.
тем не менее-у такого зажигания есть и +.
так то : более равномерное токопотребление(при нормальном преобразователе позволит при необходимости реально "прикурить от кроны"),нечувствительность к типу катушки.

пешеход Вт, 26/01/2010 - 18:31

manowar, с тобой общаться - как живой воды испить. Тем не менее, настолько ли велики плюсы CDI перед транзистором, чтобы городить огород?

v-aga Вт, 26/01/2010 - 20:22
v-aga's picture

manowar, о наконецто мой заточеный на производство асфальта мозг вкурил смысл обратной связи про который ты говариш - ты предлогаеш заткнуть генератор когда кондер зарядится до необходимого напряжения и контролировать его через оптопару. Тогда другой вопрос скока будет потреблять оптопара с гасяшим сопротивлением - токи конечно там небольшие но напряжение не децкое и не будет ли мощность рассеиваемая на сопративлении сравнима с нагрузкой холостого хода трансформатора, ведь при полной зарядке кондера ток через вторичную обмотку равен 0 с индуктивное сопротивлении первички транса возрастает снижая потребляемую мощность.

v-aga Вт, 26/01/2010 - 20:29
v-aga's picture

White_Daimon, Как опредеяющее приемущество теристорной схемы для меня является её всепогодность и навсезабиваемость - ездил в ситуациящ когда бронепровод уходил подводу и небыло видно даже свечного колпочка (на Восходе), лужи вокруг свечей (ИМЗ на водянке нет слива от свечей), кусок лиминевого провода от катушки до свеци без изоляции и колпочка (восход), незнал что такое свечи (на ИМЗ А14В проходили столькоже скоко тюменский комутатор - около 15ккм).

пешеход Вт, 26/01/2010 - 23:01

Переубеждать не буду, задачи таковой не ставлю, только с хорошими силиконовыми проводами и герметичными наконечниками будет такой же эффект нечувствительности к воде. А свечи на нормально отрегулированном карбюраторе ходят долго. Чудес не бывает, тиристор немного дольше тянет умирающую свечу, тем не менее, и ей приходит конец.

manowar Ср, 27/01/2010 - 00:59
manowar's picture

v-aga, не с сопротивлением,а со стабилитроном.до достижения напруги пробоя-потребление сетляком 0.
в своих расчетах закладывал 2 ма,реально еще меньше,похоже на порядок(46ма общего потребления на хх).
собственно можно и без оптрона,делителем(на вышеприведенной схеме),но отдельная обмотка обязательна.
снижая-то снижая,но при этом (на нерегулируемых преобразователях):зависимость вых напряжения от потребления,от входного напряжения,сложности управления(имхо таки стоит запирать преобразователь на время искрообразования-не будет "залипать"тиристор,не будет перегружаться преобразователь(точнее пониже написал)).

White_Daimon, нет,не вижу смысла отказываться от классического зажигания.
просто в последнее время по преобразователям-импульсным блокам питания у мну возня идет.
почему однотакт обратноходовой-ему по барабану кз вторичных цепей(акромя пробоя диода),хоть и приведёт к увеличению по макс коэф заполнения(соответственно и потребления) по первичке.
+3842-3845 есть поцикловое(считай мгновенное) ограничение тока ключа(лапа 3).
а всякоразно преобразователи "на 1-2 транзисторах"-или требуют несколько моточных изделий(насыщаемый транс в управлении транзюков) или по кпд даже с оптимальной нагрузкой в узком диапазоне входных напруг в полной жжж,+ключевые приборы оных работают с затянутым переходным процессом-отседы потери,нагрев.

пешеход Ср, 27/01/2010 - 14:51

v-aga, микруха серии 3842-3843 водится в компьютерных питальниках, например. Там же и полевики посмекать можно и оптопары и прочую обвязку.

manowar Ср, 27/01/2010 - 14:55
manowar's picture

White_Daimon, cобственно и транс тоже.
только смотреть по питанию мс смотреть надо-3842 не стартанет от 12в.

пешеход Ср, 27/01/2010 - 15:00

manowar, транс перематывать надо или достаточно вторичную обмотку силового транса в качестве первичной использовать?

manowar Ср, 27/01/2010 - 16:59
manowar's picture

перевернуть наоборот,имха должно прокатить.

v-aga Ср, 27/01/2010 - 21:11
v-aga's picture

Вот переколбасил схемку как понял, дальше пока не стоит делать , думаю сначало запустить транс и поглядеть что с него будет и уже потом остольное сочинять. Т.к. в своих силах не уверен сначало все на кортонге сооружу а уж потом буду печатку сочинять.

Но осталось пара вопросов - есть ли смысл ставить кондеры С1-С4 - в сети же батарея? Наколякол стабелитрон но посмотрев на 100 Ом понял что надо ставить микруху стабилизатор - потому как в бортовой сети всякое бывает. И еще на какую частоту настроина микруха, как я понял частота задоется цепями на 3,4 и 8 выводах микросхемы - как менять частоту, какие зависимости

пешеход Ср, 27/01/2010 - 21:42

v-aga, почитай даташит на нее, там есть ньюансы, в зависимости от маркировки.

manowar Чт, 28/01/2010 - 04:41
manowar's picture

v-aga, кондеры по входу преобразователя-нужны(любого,особо удвлённого от источника),
стабилитрон не нужен.у мс есть свой,встроенный.
на 36, вроде, вольт.
3-я лапа-вход "ограничение тока",если не используется токовый датчик-то подается пила с делителя,подключенного к тактовому генеру.
частоту задают-R8,C13.

пешеход Чт, 28/01/2010 - 04:52

Частота, по даташиту, вроде, около 50 кГц.

12след ›конец »

New forum topics

РАЗДЕЛЫ

Активные обсуждения форума

User login

Новые записи в блогах