Путешествие в неизведанную долину Нубра через высочайший перевал Кардунг Ла (Часть 1)
Когда мы оказались в запрятанном Гималаями городе Ле, уже дважды была пересечена равнинная часть Индии и получен приличный опыт движения по горным дорогам Индийских и Непальских Гималаев. Но об этих приключениях, возможно, я поведаю в другой раз.
По Индии мы всегда путешествуем вдвоём с моей женой Катей на Royal Enfield 350cc 1996 года выпуска. За десятки тысяч километров мы достаточно подготовили себя, свой багаж и мотоцикл для того чтобы беззаботно бороздить просторы нашей вселенной. На специально установленном стандартном багажнике Энфилда, можно закрепить два туристических рюкзака, набитых необходимыми личными вещами в длительном путешествии. В совокупности с огромной спинкой для пассажира, сделанной по моей идее индийскими умельцами, получается удобное защищённое кресло пассажира. За спинкой эргономичный бардачок с вещами первой необходимости.
Энфилд легче Урала, а двигатель, по сути,это половина от двигателя верхнеклапанного Урала, одноцилиндровый с двумя клапанами. Конструкция этой модели 350сс практически не менялась с 50-х годов, когда англичане построили завод Royal Enfield в Индии для моторизации Индийской армии. Хорошо настроенный двигатель работает как английские часы на башне, механизм прост и в этом его преимущество. Когда едешь, наслаждаешься его приятным ровным рокотом, наполненным мясистыми глухими хлопками. Именно надёжность этого мотора вдохновила меня восстановить мой Урал м-62 с нижнеклапанным двигателем http://oppozit.ru/article88076.html, уже 10 лет пылящимся в гараже в России.
В город Ле мы приехали одним из 2-х возможных путей через город Шри-нагар, а уезжали, впоследствии, вторым не менее интересным путём «по самой высокой дороге в мире».
За это время мы получили приличную акклиматизацию, которую прошлифовала длительная стоянка в Ле.
Город Ле находится на высоте около 3500 метров над уровнем моря. Растительность в этих местах практически вся рукотворная, местность напоминает космические пейзажи. Население этих мест родственно Тибетцам, находящимся совсем недалеко, за грядой гор, исповедуют тут буддизм. Само собой эта местность и её наполненность очень самобытна, есть на что посмотреть и в городе и за его пределами.
Когда мы ещё только подъезжали к Ле, дорога спускалась по высокогорному наклонному плато и на прямом участке в несколько километров я включил нейтраль и выключил двигатель, мотоцикл легко набрал 100км/ч и двигался более не разгоняясь. Впереди я увидел два неторопливо плетущихся мотоцикла, и, пролетев мимо них, поприветствовал по традиции.
Через несколько километров мы уже знали экипажи по именам и ехали заселиться вместе с ними в недорогой гест хауз на окраине Ле, в котором они остановились ещё до нас. Так мы оказались в компании Сушила, Джеймса и Бартелями. Бартелями молодой приятный француз, последнее время он работал поваром и поэтому прекрасно готовил. Джеймс пожилой мексиканец с очень типичным американским акцентом и внешностью, в Мексике он работал мотомехаником. Сушил молодой индус из хорошо обеспеченной семьи по профессии он адвокат. Мы проводили вечера вместе, делились особенностями наших культур, играли в карты, готовили еду. У нас были дни интернациональной кухни. Иногда готовили национальные блюда. Один раз даже блины жарили на день рождения моей жены. Я сидел в окружении этих совершенно разных людей из разных уголков планеты, и казалось, что в нас есть что-то общее и до боли знакомое, мы легко понимали друг друга с полуслова, как будто были знакомы всю жизнь… Возникает закономерный вопрос, откуда же берутся войны и границы. Так вот думаю войны, особенно в наши времена, именно и нужны для того чтобы ставить заборы между народами, нет ничего проще кинул «утку» люди подрались и поставили «забор» и понеслось. А ссорятся, на самом деле, на уровне глобальных влияний и всякой прочей чепухи непосредственно правительства государств «князьки и царьки», у кого «больше-дальше-выше». Таково видимо их предназначение в жизни. Но почему всё же туда попадают такие странные люди для меня загадка. А простые люди, счастливы простыми вещами. Дом свой нужен, семья, дети. Из-за чего бы я мог поссориться с Французом или Мексиканцем. Нам нечего было делить, мы могли обмениваться различными особенностями культур и понимать, что у всех всё одинаково, семья, дети, дом, только декорации и язык другие.
Спустя некоторое время, мы решили сделать радиальную поездку по окрестностям Ле. Выбор пал на долину Нубра. Джеймс, почему-то не захотел ехать, Бартелями путешествовал на велосипеде, а вот Сушил горел большим желанием прокатиться вместе, кроме того он уже ездил туда ранее.
Вообще Сушил находился в длительном путешествии по своей стране на мотоцикле. Тут он находился уже несколько месяцев и изъездил все возможные радиальные маршруты в этих местах. Особенность Сушила была в том, что он относился к достаточно редкому типу людей из Индии. Выражалось это в том, что он совершенствовал, ремонтировал и любил свой мотоцикл. В Индии большая часть населения имеет мототранспорт, но относятся они к нему достаточно спокойно, просто как к средству передвижения, ремонтируют у механиков, в общем, без фанатизма. Сушил же ездил на редкой модификации Royal enfield lightning 535cc, который к тому же был несколько модифицирован. Манера езды у него была на низких оборотах внатяг, что выглядело очень элегантно и приятно звучало благодаря его модернизированному выхлопу и достаточно большому объёму двигателя. Впоследствии я перенял этот способ движения и использую его в адекватных этому ситуациях. Я не перестаю удивляться тому факту, что каждый встреченный человек в нашей жизни это учитель. Ещё у Сушила был с собой бензиновый примус для приготовления пищи, а так же множество интересных вещей для путешествия, что обычно не свойственно его соотечественникам. К слову в походы с палатками в Индии местное население практически не ходит, так уж повелось. У нас было очень много общего с Сушилом.
В Нубру нас тянуло по одной простой причине. Я и моя Жена очень любим баню и в Индии само собой скучали по пару. И как только мы узнали, что в той долине есть горячие источники, то сразу же решили туда поехать. Ехать туда от Ле всего лишь 150км, но с небольшой оговоркой, надо подняться на перевал Кардунг Ла 5602 метра. Это не останавливало нас, но и не удивляло, ибо за год до этого в Непале мы поднимались пешком с рюкзаками на перевал 5400 метров. Теперь же нас прельщала простота попадания на такую высоту. После Непала я решил больше не гнаться за спортивными достижениями, а просто наслаждаться жизнью. Для проезда в приграничную долину были нужны пропуска. Получив их, мы наметили Час Ч и день Д.
Ну вот и настал день Д нашего старта. Мотоцикл отстроен как часы для работы на сверхвысоком перевале нашей планеты, всё необходимое взято и упаковано, бензин заправлен. Поехали!
Перевал открыт всего несколько месяцев в году и не имеет постоянного асфальтового покрытия, а так же заправок на пути не будет, поэтому с собой везём дополнительный бензин в небольшой канистрочке.
От Ле до Кардунгла около 30км, а набор высоты около 2000 метров. Доезжаем до Чек Поста, а он закрыт, впереди, обвал его разгребают, тут это обычное дело и никто этому не удивляется. Горы… Кстати, тут как раз и заканчивается асфальт, дальше грунтовка. Смиренно ждём, пространство перед шлагбаумом заполнено в основном мотоциклистами путешественниками. Кого тут только нет, больше всех забавляли европейцы на новеньких одинаковых Энфилдах, одетые в полную защиту, а на головах кросовались экшн-камеры. Достаточно редко можно встретить такое в Индии…
Я почувствовал, что шлагбаум вот-вот откроется и намекнул Сушилу, что нам лучше подъехать вплотную к шлагбауму. Было понятно, что лучше выехать первыми, чтобы не тащится за неопытными пилотами по каменистой дороге. Мы только успели одеть шлемы и завести мотоциклы, как шлагбаум открылся. Когда мы пролетели мимо ничего не подозревающей оравы остальных мотоциклистов, я почувствовал себя человеком, скрывающимся от дорожной полиции, поскольку вся орда нервно одевала шлемы и дёргала кик стартеры. Чтобы устремиться за нами. Вскоре нас начали догонять одиночные мотоциклисты бес пассажиров, особенно компания европейцев, которые к тому же были без багажа. Сушил встал над седлом и скрестил с ними шпаги, так как он ехал один и мотоцикл его был мощнее. А я, пропустив нескольких самых упорных спортсменов, стал постепенно продвигаться дальше.
Ситуация классическая для высокогорья, самые крутые без асфальтовые подъёмы, как правило ещё и не ровны. Поэтому вдвоём и с багажом на скорости штурмовать их не получается, а слишком сильное замедление опасно, поскольку на высоте двигатель слабо тянет и может заглохнуть, к тому же модель Роял Энфилда, которую я использую, не имеет опережения зажигания. Приходится, как всегда, весело пожигать сцепление на первой передаче. Иначе мотоцикл останавливается и приходится задом скатываться до пологого участка и штурмовать подъём снова. На этом перевале откатываться не приходилось, благо высокогорного опыта было уже выше крыши. Надо сказать, что на этот перевал поднимаются и легковые автомобили и грузовики, за это надо отдать должное дорожной службе за хорошо ухоженную грунтовую дорогу. Ну вот мы и влетаем или точнее сказать еле вползаем на перевал. Всё же высота ощущается, физическая слабость и отдышка напоминает об этом. Пьём чай, фотографируемся и начинаем спуск с перевала.
Спуск тоже не совсем приятное занятие, но всё же сцепление мучать не приходится, ползём по грунтовке вниз. На этой стороне перевала лежит снег, это северный склон и солнца сюда попадает меньше. Многие индусы никогда не видели снега, поэтому радости их нет предела. Они делают долгие остановки у снегов и фотографируются. Доезжаем до Чек поста этой стороны перевала, тут снова начинается асфальт и есть большая столовая. Обедаем и отдыхаем.
Продолжение следует...
Очень. Вот никогда меня не тянуло во всякие азии, но прочитав этот отрывок, может даже и съездил бы когда нибудь)
Впечатляет... 5600 - это не шуточки, высота Эльбруса практически. Акклиматизировались вы действительно по полной. Молодцы, что тут скажешь. На одиночке, вдвоем, да еще без запаса кобыл в моторе.
Мы давно ходим в горы, поэтому на мотоцикле это просто один из способов попасть на высоту. Редко, но встречал там индусов на 150 кубовых мотиках. В основном поднимаются на Энфилдах 350сс и 500сс, естественно все на одиночках. Есть ещё небольшие секреты модернизации 350сс.
Просто Охренительно! Даже Энфилд захотелось)
Круто! Рассккжи, а сколько аренда мотика стоит? И как баня в высокогорье? Ведь на 5,5 км вода кипит уже при 75-80 градусах.
@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@
Часть 2 http://oppozit.ru/article93970.html - как ответ!
А почему на Энфилдах нет опережения? Из-за чего такая конструктивная особенность и почему её нельзя исправить?
на старой модели нет, на новых естественно есть и даже инжектор есть))
Пока не думал над этим вопросом. В основном хватает мощности мотоцикла везде, только в горах на большой высоте ощущается недостаток при резких подъёмах с багажом и пассажиром. Но это не критично...