О дорожных испытаниях мотоцикла К750М | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

О дорожных испытаниях мотоцикла К750М

Нашел на просторах интернета, любопытную статью.
Статья не объемная, но от того не менее интересная.
Где нашел -уже не помню.

Испытания опытного образца мотоцикла К-750М

Путь на конвейер

Испытания опытного образца мотоцикла К-750М

Из № 10 журнала читатели уже знают, что наши специальные корреспонденты Р. Данелян и В. Егоров на новом унифицированном мотоцикле К-750М совершили трехнедельный испытательный пробег по дорогам России и Украины протяженностью свыше 3700 километров. О результатах этого пробега рассказывают они в публикуемом репортаже.
Еще задолго до отъезда мы целиком были захвачены мыслью о предстоящем пробеге. Часами просиживали над атласом автомобильных дорог, выбирая маршрут, знакомились с отдельными его участками по дорожным справочникам, рассказам бывалых испытателей. «Пробег, — сказал начальник Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения В. Рогожин, передавая нам экспериментальную машину, — должен пройти на высоком техническом уровне. Надо тщательно вести записи, анализировать их. Ваше заключение мы пошлем на заводы».
Речь шла о двух мотозаводах — киевском и ирбитском. И сознание того, что мы являемся по существу полпредами не только редакции, но и ведущего конструкторского бюро мотоциклетной промышленности страны, заставляло нас еще и еще раз взвешивать всю меру ответственности за исход этого задания.

Несколько строк истории

Вопросы унификации особенно остро встали перед нашей промышленностью после ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС.
В статье «Унификация в мотоциклостроении», опубликованной в начале этого года в журнале «За рулем» (№ 2), говорилось, в частности, и о тяжелых дорожных мотоциклах с колясками. Мотоцикл М-72 вначале выпускали только на Ирбитском мотозаводе. Позднее по его чертежам такие мотоциклы стали изготовлять и в Киеве. Затем на Киевском мотозаводе было организовано конструкторское бюро, которое занялось разработкой собственных конструкций узлов. После ряда модернизаций узлы двух родственных мотоциклов утратили всякую взаимозаменяемость.
В прошлом году Государственный комитет Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению совместно с Центральным конструкторским бюро мотоциклостроения, Киевским и Ирбитским мотозаводами установил основные посадочные размеры, которые впредь нельзя менять без согласования с ЦКЭБ. Было определено также, какие узлы следует унифицировать в первую очередь. Прошло немногим больше года, и — вот он создан, первенец унификации К-750М.

Уговор есть уговор

— Давайте договоримся так, — сказал нам в ЦКЭБ начальник лаборатории дорожных испытаний К. Матюшин, показывая опытный образец нового мотоцикла.— Машина уже прошла 15 тысяч 750 километров, но будет лучше, если о наших выводах мы пока умолчим. Пусть они не довлеют над вами. Приедете — обсудим. Договорились?
Последовало рукопожатие, означающее согласие.
Что же представляет собой К-750М?
Двигатель внешне не претерпел пока серьезных изменений. Рабочий объем его остался прежним — 745 см3. а мощность 26 л. с. Лишь головки цилиндров имеют более сильное оребрение. Существенные изменения произведены в коробке передач — здесь применено мелкошлицевое зацепление. Изменена также система электрооборудования. Вместо распределителя зажигания установлена двухискровая катушка зажигания, а ручное управление опережения заменено автоматическим. На смену генератору Г-11 пришел Г-414 повышенной мощности (65 ватт), работающий в паре с реле-регулятором РР-302.
Новый мотоцикл можно отличить от старого наличием телескопической передней вилки по типу выпускаемой Ирбитским мотозаводом. Унифицированы колеса: размер шин — 4—17: для улучшения герметизации тормозов использовано лабиринтное уплотнение. На руле применены рычаги управления открытого типа и катушечная ручка управления карбюраторами. Установлен переключатель света, объединенный с кнопкой сигнала.
Технический осмотр мотоцикла перед пробегом выявил следующие дефекты: покрышки всех колес почти полностью изношены; не работает стоп-сигнал; трещина на ветровом щитке коляски; порван тент на коляске в правом углу.

Кроме покрышек, все это, разумеется, пустяки, нечто вроде веснушек на лице. Но как будет выглядеть мотоцикл, когда на его спидометре прибавится еще 4000 километров?

Здравствуй, простор дороги!

Настроение торжественное и деловое. Пытаемся не смотреть на затянутое хмарью небо,, а целиком сосредоточиться на своих необычных обязанностях испытателей. Через несколько километров выходим на автомагистраль Москва — Симферополь. Погода проясняется, и дорога, словно отполированная сталь, отражает солнце.
В испытаниях дорога — серьезный, мы бы сказали придирчивый, экзаменатор. Только она может дать ответы на множество вопросов — и о средней скорости движения, и о качестве машины, прочности ее отдельных узлов, расходе топлива, масла...

Дорога, протяженностью свыше 3700 километров, поведала нам многое, одарила нас не одной волнующей встречей с людьми, столкнула с интересными событиями. Между Орлом и Хомутовкой навстречу нам неслись новые автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53, на которых рядом с номерными знаками было выведено то же слово, что и на нашем мотоцикле: «испытания». Один из нас в кабине ЗИЛа берет интервью у шофера первого класса Е. Савина, проработавшего водителем 27 лет. Он с похвалой отзывается о новой машине. «Очень сильная, устойчивая, легкая в управлении», — говорит он. Водители будут рады новому ЗИЛу, Стершееся от частого употребления сравнение дороги с артерией, пульсом страны и т. д. приобрело для нас первоначальную яркость, хотя прожили мы одной с дорогой жизнью всего лишь неполный месяц.

Испытания опытного образца мотоцикла К-750М

Есть своя жизнь — напряженная, трудная—и на обочинах дорог. Всем хорошо знакомы фигуры «загорающих» мотоциклистов или шоферов, хлопочущих у машин с перепачканными в масле руками. Эта участь миновала нас до самого Николаева, пока на одном из железнодорожных переездов колесо мотоцикла не напоролось на гвоздь. Обочина на время стала мастерской. Поставили колесо с ирбитского мотоцикла, которое было у нас запасным.

Интервью на дорогах

Испытания опытного образца мотоцикла К-750М

Так, в этом в общем-то заурядном дорожном случае мы практически ощутили на собственном опыте пользу унификации.

Выдержки из путевого дневника

...22 августа. Орел. Спидометр показывает 16011 км. Широкое, выложенное бетоном полотно дороги позволяет двигаться со скоростью 80 км/час. Хорошо, что краник был включен на резерв, иначе пришлось бы выпрашивать бензин у попутных водителей. Мотоцикл оказался прожорливым. На 100 км пути при скорости 80 км/час расход бензина составил 10 литров. Одновременно возрос и расход масла. Приходилось доливать его через каждые 250 километров.
...30 августа. Новая Каховка. Спидометр показывает 17 025 км. Машина ведет себя безупречно. На горные серпантины Крыма можно выйти по асфальтированному шоссе, но мы направляемся через Красно-Перекопск по проселочной дороге, где нам предстоит тряская езда в пыли. Движемся, не убавляя скорости — 80 км/час. Подвеска мягкая, даже на плохой дороге она обеспечивает большую плавность хода и комфортабельность.

Короткая передышка у Турецкого вала. вокруг выжженные солнцем равнины Северного Крыма. Вскоре по строящемуся Северо-Крымскому каналу сюда хлынет живительная влага. Желание на самом что ни на есть стопроцентном песчаном грунте испытать проходимость новых шин и одолеть при выходе из русла крутой песчаный склон завело нас на дно канала. Пришлось в поте лица вырываться из песчаного плена. Мощностью всех своих двадцати шести лошадиных сил напрягался двигатель. Заднее колесо зарылось в песок. И тут. словно шпаги, скрестились оптимизм одного из нас и пессимизм другого:
Пессимист. Собственными мощностями отсюда не выбраться.
Оптимист. Выберемся! Двадцать шесть лошадей — это сила!
Пессимист. Это мы еще посмотрим.
Оптимист. Увеличение мощности за счет степени сжатия сокращает жизнь машины на грунтовых дорогах. Поэтому важнее увеличивать крутящий момент при малых и средних числах оборотов.
Мы смогли убедиться в том. что этот путь верен. Наш К-750 М выбрался на дорогу, не подвел.
...11 сентября. Киев. На спидометре 19 452 км. Пробег закончен. Из общей протяженности трассы около 200 километров пройдено по грунтовым дорогам, свыше 250 — по булыжным. 300 километров составили горные серпантины, 1000 километров — дороги с черным покрытием (гравийные, улучшенные битумом). Трасса проходила через Серпухов, Орел, Калиновку, Киев, Умань, Одессу, Николаев, Херсон, Новую Каховку, Красно-Перекопск, Севастополь, Симферополь, Мелитополь, Запорожье, Днепропетровск, Александрию, Кременчуг, Корсунь-Шевченковский, Киев.
Средняя скорость движения 75—80 км/час. Расход бензина при одном пассажире и 30—40 кг груза в коляске составил в среднем 10 литров на 100 километров пути. Расход автола достигал 250 граммов на 100 км. Хотя температура воздуха доходила до 30 градусов, перегрева двигателя не наблюдалось.

«Рассказывайте, с чем приехали!»

Этими словами, которые выдавали и глубокую заинтересованность и нетерпение, встретили нас и на Киевском мотозаводе, и в Центральном конструкторском бюро мотоциклостроения, и в редакции.
Ну, что ж, расскажем о самом существенном.

Мотоцикл, прошедший ни много ни мало — 20 000 километров (вместе с испытаниями, проведенными в ЦКЭБ), находится в хорошем состоянии, на ходу, без каких-либо поломок или серьезных неисправностей. К-750М — это и есть та машина, на надежность которой можно рассчитывать в самых различных условиях эксплуатации. Он обладает повышенной проходимостью, комфортабельностью и износоустойчивостью. Автомат опережения зажигания, примененный на мотоцикле, значительно упрощает управление работой двигателя и повышает его надежность. Телескопическая передняя вилка позволила избавиться от заедания поршней гидроамортизатора и значительно увеличила устойчивость машины на больших скоростях. Применение на тормозных барабанах лабиринтного уплотнения, исключающее попадание грязи на тормозные колодки, повысило долговечность тормозной системы. Унифицированному К-750М будут рады во всех концах страны, и прежде всего специалисты сельского хозяйства, для которых он в первую очередь предназначается.
А недостатки? Это — повышенный расход бензина и масла при движении со скоростью свыше 75 км/час; выброс масла из сапуна при движении свыше 80 км/час; неудобно расположено заливное отверстие для масла в картере двигателя; затруднен демонтаж заднего колеса (размер А—17) из-за узкого маятника; недостаточна мощность нити дальнего света лампочки в фаре (32 свечи); неудобно пользоваться переключателями света, расположенными на фаре и на руле; в работе двигателя наблюдалась повышенная шумность поршневой группы.

Не только взрослые, но и дети проявляли интерес к испытываемому мотоциклу

Каких-либо более существенных недостатков за время пробега обнаружено не было.
Следует упрекнуть Ленинградский шинный завод. По заключению ЦКЭБ, покрышки всех колес после 15 тыс. км пробега имели почти стопроцентный износ. Рисунок протектора шины, быть может, и хорош, но качество резины и каркаса оставляет желать лучшего.

* * *

Наш К-750М неизменно оказывался в центре внимания мотолюбителей во всех городах и селах, в которых мы только побывали. И все они говорили об унификации, как об очень нужном, полезном деле. Из множества вопросов, которые задавали нам, чаще других мы слышали один:
— Когда начнется серийное производство унифицированного мотоцикла?
В Киеве главный конструктор мотозавода П. Мухин сообщил нам, что начат выпуск мотоциклов К-750 с новой коробкой передач и телескопической вилкой. Полностью же унифицированный мотоцикл будет выпускаться серийно с лета 1964 года.
— Сейчас и наш и ирбитский завод,— сказал П. Мухин, — начали разработку перспективных конструкций мотоциклов моделей тысяча девятьсот шестьдесят пятого года. Их должны отличать более современные формы, высокая комфортабельность, улучшенные эксплуатационные качества, повышенная износостойкость. Для сохранения унификации при разработке конструкций двигателей на обоих заводах будет сохраняться взаимозаменяемость по точкам крепления двигателей к раме, а также посадочным местам цилиндров, коленчатого вала, коробки передач.

* * *

Из Киева в Москву предстояло возвращаться в вагоне поезда: К-750М оставался на заводе. Кажется: что может быть лучше после долгой тряски под палящим Солнцем и проливными дождями? Но читатели нас поймут — расставаться с мотоциклом было грустно...
Р. ДАНЕЛЯН, В. ЕГОРОВ, спец. корреспонденты «За рулем»

Слава Indian
Mr_Vlad's picture

Очень хорошая статья, погрузился в конец 63го года. Наверное статья из ноябрьского выпуска За Рулем.
Честно говоря немного поверхностно, зато легко писали. А как же смена масла в пути, за 3 с лишним тысячи км по инструкции его хоть раз заменить надо было. Шумность поршневой и ужор 250 на сотню не предвещают ничего хорошего, поршням, особенно канавкам и кольцам точно каюк. Но о вскрытии "перспективной модели" ни слова, зачем расстраивать читателей?
Прочитал на одном дыхании,
Спасибо Indian

Слава Indian's picture

Самому статья понравилась, вот и решил поделится с единомышленниками.

Тайсон's picture

Понравилась статья.Не уверен просто что всё там правда.Даже если бы мотоцикл и ломался в пути то редактор бы не одобрил бы повествования о поломках.
Ведь советское не должно ломаться.

Слава Indian's picture

Все может быть правдой.
Один из Моих касиков прошел более 15 000 км без нареканий.

Mr_Vlad's picture

Касик касику рознь, видимо чем позднее год выпуска, тем хуже. Разбирал заводской двигатель номер 70 с чем-то тысяч, кажется 69й год, халтурная сборка, сопрягаемые поверхности из под тупой фрезы, съехавший фетровый сальник маховика, коленвал весь какой-то корявый, литье на шатунах скверное, призводят удручающее впечатление. Что видимо и явилось причиной его короткой службы, хотя кто его знает, поломало кольца, заломало юбку, оплавило втулку ВГШ и заклинило, пробег очень скромный, не более нескольких тысяч, скорее всего даже обкатку пройти не успел, все остальные детали в идеале. Может и перегрели, может перекрутили, работал мотоцикл в коммунальных службах, но в общем впечатление от качества не сравнить с Киевским мотором 56го года, там все вылизано

AntoniGutslasher's picture

http://ic.pics.livejournal.com/germanych/11053927/330483/330483_original...
Это фотка обыкновенных советских рабочих с какого то завода, примерно такие и собирали в то время оппозиты.

Слава Indian's picture

Субъект в кепке - порадовал :)

Угрофинн's picture

Indian - молодец ! Страницы истории: "новый унифицированный К-750М, новые же автомобили ЗиЛ-130, ГАЗ-53".
"Ведь Советское не должно ломаться" однако ж Ленинградский шин завод вон как "прессанули".
Я верю спец.корам. Грохот в ЦПГ и отменный аппетит обычное дело для оппозита (к 20000, он ещё 10000 пробежит, только масла подливай).Да и так ли уж необходима замена масла в пути (!), если каждые 100км доливаешь свежее 1/8 от всего резервуара?
А вот двух искровая катушка и автомат опережения почему то не прижились... Почему?

гриша's picture

200 км в одну сторону . потом ремонт . как он проехал 3700 ума не приложу.

Слава Indian's picture

Каждый, сам кузнец своего несчастья.
Если ломается -значит что то сделано не должным образом.

гриша's picture

я так и думал что кто нибудь скажет эту фразу . Ведь тот кто это говорит собрал свой к-750 совсем по другому, идеально . и руки у него откуда надо ростут.

я бы сказал если не ломается то это подозрительно и настараживает!

Слава Indian's picture

Если не ломаетя, это значит, мотоцикл собран из качественных запчастей, акуратно и в него не лазили "кривыми" руками.

гриша's picture

если не ломается это значит кто то говорит не правду

Mr_Vlad's picture

Гриша, у меня они тоже не ломаются.
Если ты не льешь М8, не покупаешь запы на базаре, твои руки растут нормально, у твоего мотоцикла не пошел 3й круг на одометре, и все отрегулировано, а он все равно ломается, значит ты говоришь неправду.

гриша's picture

скажи мне куда ты ездил на своём М-72. и сколько км. и с какой скоростью проезжал? ездил ли ты 3000 км на нём за один раз как это сказано в статье? если нет то сьездий .. после того как вернёшся будеш тут умничать. расскажеш мне про кривые руки и качественные запчасти .

Mr_Vlad's picture

7000 км проехал за 6 лет, разгонял до 140ка, в прошлом сезоне проехал две с половиной в режиме повседневном за 3 месяца аж до конца ноября. Поломок не было. Вообще-то, Гриша, сравнивать новый К-750 в 60 каком-то году и старый то-есть 55-летний М-72 в 2013м как бы не совсем корректно, ты не находишь? Если ты этого не понимешь, не пойму что ты тут делал 9 с лишним лет, деградировал?

гриша's picture

да .. вот когда таких умников читаю.. начинаю думать что я 10 лет не жил .
200 км в месяц проезжать в месяц это достижение
140 разгонял м-72 ? сходи к психиатру , проверься

Слава Indian's picture

Не вижу смысла, что - либо доказывать, так как, техника, это механизм, ее работа зависит от качества исходных запчастей и качество сборки.
Если механизм, не работает должным образом - это не из-за "злого калдунства", а следствие недостатков либо первого, либо второго.
В технике чудес не бывает.

rockabill's picture

Отличная статья. Из нее следует, что от шин на 17 отказались из-за их плохого качества, вернулись к 19-м для той же унификации. Хотя КМЗ возвращалась к этой размерности в позднейших разработках.
Коробки новые (мелкошлицевые и без заднего хода) позаимствованы с Урала (М62), также как передний телескоп.
Зажигание с автоматом опережения и двухвыводной катушкой реализовано только на Днепр-9, хотя и стояло на тестируемом К-750М. Тоже требовались изменения на линии, потому отказались.
Ну и переключатель света забраковали, тоже от провода шел только начиная с МТ-9
Карбы на тестируемом скорее всего К-37, так как про новые ни слова.
И вообще К-750 64-67-х годов выглядят как ранние, но с телескопом.

Регляж 2's picture

Выдержка из статьи вначале: " После ряда модернизаций узлы двух родственных мотоциклов утратили всякую взаимозаменяемость". Может такая утрата взаимозаменяемости - ошибка? Немецкие же конструкторы наоборот стремились максимально всё подвезти к взаимозаменяемости на своих тяжёлых мотоциклах.

AntoniGutslasher's picture

Скорее всего, эта взаимозаменяемость была удобна экономике СССР, который был по сути, не социалистической, а самой что ни на есть настоящей капиталистической системой, в которой единственным монополистом в области всех производств являлось государство.
При таком раскладе государство обеспечит себе максимально возможную реализацию запчастей на все эти мотики, уменьшит затраты на производственное оборудование, и избавится от необходимости выпускать кучу деталей разного типа на разные модели мотоциклов.
О том, что подобные унификации тормозят модернизацию и развитие отрасли, никто особо не заморачивался. Производитель один, из-за бугра технику привезти было невиданным и очень дорогим геморроем - так что пипл схавает. Об отношении к потребителю наглядно говорит тот факт, что техника 60х годов жрала 2,5 литра масла на 1000 км. Нормальненько так. А о том, что люди особо не вякали, говорит то, что испытатели скромно назвали это "прожорливостью". Да какая эта прожорливость, когда это самый настоящий ПИЗ..Ц?? Как же хорошо, что совковая система исчезла навсегда.

Слава Indian's picture

Правильная мысль - про "соц строй".
А про масло - не удивительно при пробеге за 10 000 км.

Barovit's picture

Про унификацию не согласен. Давайте рассмотрим опыт передовых мировых компаний. После ряда кризисов в 2000-х гг. WV-group пришли к выводу, что выжить и стать лидером можно только благодаря унификации. Так была разработана модульная платформа MQB на которой стоятся автомобили от Polo до Passat'а. Посмотрите на автомобили концерна Toyota: многие узлы и агрегаты на автомобилях Toyota и Lexus не то что унифицированы, а фактически используется одни и те же платформы. Аналогично концерн Renault-Nissan использует много унифицированных деталей, особенно во внутренней отделке. Думаю, всем знакомы интерьеры семейства Logan-Sandero, новых моделей ВАЗ. Пежо и БМВ разработали унифицированный мотор 1,6 л, которые используется в самих Пежо, БМВ и ещё для МИНИ. Ну чем Вам не унификация. И таких примеров можно приводить множество. Сейчас даже Daimler кооперируется и унифицируется с Renault.
Поэтому унификация - это полезная вещь, а не тормоз прогресса. Вопрос только в правильном её применении без фанатизма так сказать. В постепенном отставании СССР есть другие более веские причины. Но это уже совсем другая история.

Mr_Vlad's picture

С 2010 года БМВ на МИНИ отказалась от французских двигателей, слава богу теперь только цепные распредвалы.

Barovit's picture

Этот мотор в целом был неудачным, в т.ч. кушал масло по литру на 5-6 тыс. и действительно есть проблемы с газораспределительным механизмом.
Видимо это и есть пример неудачной кооперации и унификации. ;-)

Регляж 2's picture

Скорее всего конструкция самого двигателя, а не кооперация и унификация.

Barovit's picture

Согласен.

Слава Indian's picture

Не соглашусь. Данный двигатель значительно превосходит, по своей надежности, все советские мотоциклы.
Проблем с "газораспределительным механизмом." - не каких нет.
"кушал масло по литру на 5-6 тыс" - сами подумайте, что за цифры - мелочь на 5 - 6 тыс. км.
А при современных маслах, апетит на масло вообще сводится к " 0 ", если не лить бюджетные авто масла.

Barovit's picture

Слава, мы правильно друг друга понимаем, что речь идет об автомобильном двигателе БМВ 1,6л? Я писал именно об этом. И при том, что интервал обслуживания современных автомобилей БМВ 30 тыс. км., 1 литр масла с 5-6 тысяч. это многовато.
Если сравнивать этот двигатель с советскими аналогами, то может быть он и надежнее. Хотя у меня была и ВАЗ семерка и девятка - такого аппетита у них не было. А на БМВ у одного человека уже в 10 тысяч поменяли все гидрокомпенсаторы именно по причине тех самых проблем с газораспределением. При этом масло заливается родное - на сервисе официального дилера БМВ.
Поэтому не соглашусь с тобой. Потому что о проблемах с данным двигателем знаю не по наслышке. Да, и в журнале Авторевю, например, об этом так же писали.
Ты знаком так близко с данным двигателем? Есть конкретные примеры?

Mr_Vlad's picture

Слава имел в виду двигатель К-750, при чем здесь двигатель БМВ 1.6? Правда Слава?

Слава Indian's picture

Извиняюсь, не правильно понял, в виду невнимательного прочтения.

Barovit's picture

При том, что это был один из неудачных примеров кооперации и унификации. Слава с этим не согласился. Вот мы и обсуждаем тему. Вот при этом здесь данныйй двигатель.

Слава Indian's picture

Ваш пример, может и верен я про упомянутый вами мотор не чего сказать не могу.
А вот в контексте темы, не актуален, так как рассматривается исключительно мтоцикл К750.

Barovit's picture

Да, я все понимаю. Просто пошли примеры кооперации и унификации. А примеров из мотопромышленности я не так хорошо знаю, как по автомобилям. Вот пример и привел. Так что умываю руки. Давайте продолжать про мотоциклы. ;-)

Тайсон's picture

У Довлатова хорошо описано про советские газеты и журналы....

User login