825 keramik kilowatten - фотоотчет
Привозит как-то клиент мотор от Волка 2006 года на установку КиловаттаЪ, заодно перебрать, что надо заменить - в общем, чтоб потом о моторе уже не думать.
И говорит заговорщицким голосом:
- А не поставить ли нам тогда уж цилиндры специальные?
- Что за цилиндры такие особые? – спрашиваю.
- Хитрые цилиндры, керамические, под 825 кубов!
И рассказал, что есть у него пара цилиндров керамических на волчий мотор, под поршень 82, и поршни к ним, и рассказал откуда и как они к нему попали.
Я аж заулыбался, когда услышал про это! Это ж мои цилиндры, которые мне году в 2001-02 делали из волковских: вырезали чугунную гильзу, прессовали алюминиевую, потом выращивали корунд и растачивали начисто. И было у меня две пары таких цилиндров, и поршни к ним, переделанные из жигулевских. Я тогда эти цилиндры не забрал из мастерской, лежали в шкафчике, а я другим проектом занялся. А потом как-то со временем поршни утратились, и пара цилиндров в неизвестном направлении испарилась... :-)
Короче, удалось мне спасти только вторую пару цилиндров, а на фига они мне без поршней, тем более что к тому моменту был уже собран мотор по объему еще больше :-) Короче, продал я их за ненадобностью за ту же цену, в какую они мне когда-то вышли, и забыл.
А цилиндры тем временем попали к Изе_Райдеру, который смог договориться с Автотехнологией об изготовлении поршней к этим горшкам, а потом и он продал комплект, и потом еще куда-то... А теперь вдруг раз – и снова ко мне приехали! :-) Этакий круговорот керамических 825 цилиндров в природе.
Конечно, взял их в работу.
Мотор, как водится, разобран, отдефектован (кстати, практически всё оказалось в идеале), отдан в пескоструйку и стеклоструйку, и вот наконец все детали подготовлены, можно собирать.
Поскольку по опыту керамические моторы получаются очень крутильными, было решено оставить верховой распредвал, и даже шестерню на нем оставили стальную герцогскую тем более что хорошо была подобрана. Текстолитовая осталась про запас. С ней конечно мотор потише работает, но зверски крутить пожалуй лучше стальную.
Начал было ставить цилиндры, и тут незадача: не лезут в картер. Посадка слишком плотная. Проточил. Примеряю поршни: тоже плотноваты. Зазор с цилиндром всего 6 соток. Этого мало, надо бы 8, а то и 9. А только делать-то нечего, поршни уже сделаны, и цилиндры никаким хоном не возьмешь. Решил ставить так, посмотрим что получится.
Подогнал поршни по массе до десятой грамма: баланс для крутильного мотора чрезвычайно важен.
Внедрил поршни. Вот они, красавцы:
В цилиндры запрессовал новенькие кожухи штанг, для герметичности на бесцветный Поксипол
Вот они, кстати, керамические цилиндры во всей красе. Не каждый день такое увидишь:
Наконец, накидываю цилиндры, и всплывает очередная неприятность: поршни примерно на миллиметр больше выступают из цилиндра, чем стандартные
Поршни точить не стал: слишком тонкая работа, легко испортить. Вторую прокладку под головы тоже плохо: степень сжатия потеряю. Решил доработать головы: углубить цилиндрическую проточку. Заодно головы разобрал, почистил, клапаны притер и надумал каналы доработать, раз уж мы крутильный мотор делаем.
Советские книжки обещают, что одной только обработкой каналов можно поднять наполнение цилиндров так, что обычная 650-ка будет выдавать 40-42 силы, так что и нам не повредит.
Каналы обрабатывал сначала шарошками, потом наждачкой. Вот так они получились: слева картинка с необработанной головой, а справа – с обработанной.
Итак, головы доработаны, клапаны притерты, продолжаем сборку.
Вилка привода генератора и усиленная муфта:
Наконец, установлена крышка двигателя, с генератором и зажиганием:
А вот так выглядит мотор с коробкой. Всё-таки отстеклоструенный алюминий очень красиво смотрится!
Двигатель установлен в мотоцикл, запущен. Однако при работе из головок раздавались непонятные стуки. Скинув головы, обнаружил на поршнях затертости (вспоминаем про недостаточный зазор) и следы контакта с головками – похоже, поршни, расширяясь, всё же доставали до головок в ВМТ.
С зазором делать нечего – проверил, что кольца не зажало в канавках, и собрал обратно, а под цилиндры положил по второй прокладке.
После этого мотор заработал ровно и чисто. Очень резво набирает обороты, и как сумасшедший срывает мотоцикл с места. Субъективно кажется, что мотор прибавил в объеме процентов 20-25, и немудрено: трение в паре керамический цилиндр/кольца гораздо ниже, чем с обычными чугунными гильзами, соответственно бОльшая часть энергии сгоревшего топлива уходит в работу, а не в потери на трение. Максимальную скорость пока не смотрели – мотор а обкатке. Со временем, возможно, кейхины поменяем на дельорто, а может еще что в голову придет.
Заказчик счастлив :-)
И я доволен, что цилиндры с такой непростой судьбой наконец заживут полной мотоциклетной жизнью.
А я этот мотик и счастливого хозяина уже видел. Хорошая статья, спасибо.
Ъ
эх...мне бы такой мотор
Дядьку Тимандоса поздравляю!
Да что же это такое делается-то, а?!! Устанавливаете уникальные моторы в чугуниевые мотоциклы! Проделать такую работу над силовым агрегатом и заставить его таскать 100500 кг. вместо лёгкой и компактной ходовой. Тьфу!
В чем проблема? Привози кроссовый литр или хоть такие цилиндры - соберу мотор не хуже. Поставишь в алюминиевую раму, будешь иппонские спорты со светофора рвать :-)
А люди вольны воткнуть свой мотор куда сочтут нужным.
проточку на сколько углублял ? на 1мм ?
углублял примерно на 0.5, и вторая прокладка под цилиндр 0.3, итого 0.8.
А как именно происходит выращивание корунда на стенках цилиндра?
Процесс называется "электрохимическое оксидирование". Делалось на специальном оборудовании, конкретно под эти цели изготовленном.
http://oppozit.ru/article140.html
Хе-хе, знакомые поршенёчки. Делались по образцу с моих поршней переделанных из ВАЗовских. Видно в своё время "передельщики" фигово со своей работой справились, раз не желает всё так просто влезать...
Надо свой мотор проинспектировать.
а сейчас возможно такие цилиндры сделать и примерный прайс?
Хоулифакинщит!
Ъ +1
Завидки аж берут. )))
Великому Гуру огромное спасибо за создание сего агрегата.
Мотор и правда получился очень крутильным. И такое ощущение, что обкатка происходить
довольно быстро. С каждым километром он прибавляет и прибавляет.
Особенно это чуствуется при переходе со средних на максимальные. За рога надо держаться конкретно.
Василий, ты великий инженер.
обкатывай аккуратнее, зачем ему максимальные... зазор итак мал, тепловой схватиш и будеш с подраными поршнями катаца. эт по опыту
До про максималку, это большей частью эйфория...
А так даже на Сарумане включена отсечка на 4000 оборотов.
чтобы мотор действительно стал "крутильным" надо бы клапана титановые поставить. тогда да, крутить можно будет тысяч до 7,5-8 :)
Ну не знаю, Соло 825 96го года не плохо заставляло со сфетофора спорты курить. И без керамики...
И, кстати, Василий, я же свой Соло собирал с поршнями купленными у тебя, 82.4. Усё влезло как надо...
у меня тоже поршни от ВасиПЗ упирались жестко в головы.
м.б. проблема в том, что цилиндры "самопального 825го" несколько короче?
Хотелось бы внести ясность.
Те поршни, которые делались в Автотехнологии по моему заказу - это копия поршней от Волка, но с увеличенным диаметром юбки. Такие поршни нормально собираются и с 825 моторами, и с 720, и с переделками 750 в 825.
А те поршни, которые стоят на ЭТОМ моторе - делались гораздо раньше, и, судя по словам Волкодава, не со стандартных поршней, а с переделки из ВАЗовских. Оттого и разница при сборке.
Бегаю вокруг компутера, на ходу роняя кирпичи.
з.ы. Когда же наконец Всё это кончится!? Я тоже хочу что нибудь такое-растакое запилить! =( РПД мне в Ж! %)
Зеленый, не расстраивайся. А давай, к твоему двухколесному, кик припилим.
на сайд кар такой мотор надо ставить. там ему хорошо жить будет и весело ))
Будет, будет. Усе будет.
А сильно картер от 650 отличается от 750? Никогда не видел ни волка, ни соло:( Простите дилетанта...
внешне, особенно из первых годов выпуска 750-ок - идентичны. Потом в середине 2000-х картер мальца облагородили.
Вопрос автору. Кожухи штанг сажали на ПОКСИПОЛ, как он себя ведет при температуре, не разрушается ли, и как держатся кожухи штанг на нем????
Поксипол немного помутнел, но не более. Держится крепко, маслом не потеет.