Особенности конструкции КП современных «УРАЛОВ»
мото №5 2003
«Волчья» КП лишена проклятия уралистов —протечек масла. Вал, управляющий передачами, оснастили подшипниками — и надежность сальника повысилась. Крышка и картер обработаны с повышенной точностью, теперь они уплотняются только герметиком. Ликвидирована крышка передней опоры кикстартера — та, что «добавляла» масло к сцеплению. Сапуну нашли позицию, в которой он обеспечивает вентиляцию картера и не гонит смазку наружу. Вместо заглушки выхода вала переключения передач — новая более надежная крышка. Частично изменилась КП и по части кинематики.
Новые элементы КП, предотвращающие утечки масла:
а - литье на месте крышки передней опоры вала кикстартера;
б - подшипник на валу переключения передач;
в - сапун удален от зон повышенной подачи масла;
г - опору вала переключения передач закрывает надежная крышка.
Чтобы вскрыть и не повредить КП, нужно знать в тонкостях, как именно. Вам потребуется инструкция. Любая, даже от «Урала» из прошлого века - выполняйте ее предписания, пока не начнете освобождать вал кика. Способ изъять пружину «пускача» новый: нажмите на вал в осевом направлении и ключом «на 17» поверните его по часовой стрелке. Момент сброса пружины определите по характерному щелчку. Теперь удалите оставшиеся рычаги управления - от предтеч их отличает обилие хрома. Не рвите покрытие «рогами» развальцованных ключей и стальными рычагами!
Способ сбросить пружины кикстартера: поверните вал рожковым ключом (а),
одновременно нажмите на него воротком (б)
в осевом направлении.
Вернитесь к инструкции: выполните операции по разъединению картера и крышки с валами. Теперь предстоит освоить разборку новинки в механизме КП - модифицированного узла задней передачи.
Отогните стопорную шайбу и, открутив болт, отсоедините вилку от муфты промежуточной шестерни заднего хода. Выньте ось муфты и вал с шестернями кика. Извлеките из коробки «паразитную» шестеренку. Теперь сектор включения задней скорости выйдет без затруднений. Особо будьте внимательны, сбрасывая усики пружины сектора, управляющего вилками передач, - запомните, на какой угол они были взведены. Нарушение заводской регулировки приведет к нечеткости включения скоростей.
В остальном схема КП принципиальных новшеств не несет, разве что в конструкциификсации секторов - роликовая опора исключает промахи при выборе желаемой передачи.
Наборы шестерен первичного и вторичного валов сохранили традиционный вид. Добавилась широта выбора рядов передаточных чисел (см. таблицу). Теперь на заводе КП не только испытывают на надежность, но и проверяют на шумность - детали повышенной «голосистости» бракуются. Поэтому, господа байкеры, снимая детали с валов, пользуйтесь прессом или съемниками. Будете колотить по зубьям и подшипникам молотком - уничтожите заводские регулировки. Шестерни меняйте парами: именно парами ИМЗ и поставляет их в продажу. Фирменные запчасти обязательно с клеймом ОТК.
Для демонтажа детали с валов пользуйтесь прессом (а) или съемником (б)
Для сборки КП традиционная инструкция - основной «путеводитель». Мы добавим лишь несколько соображений - советов. Закрепляя вилку управления задним ходом, на болт нанесите герметик или фиксатор резьбы. После затяжки тщательно отбортуйте его контрящую шайбу.
Соединяя «половинки» КП, на контур сопрягаемых плоскостей нанесите из тюбика полоску герметика-прокладки. Не переборщите! Избыток «прокладки» может «затянуть» маслом в каналы валов КП и забить их. Если снимали фланец карданной передачи, то шайбу корончатой гайки уложите на герметик.
Модифицированный узел заднего хода:
1 - роликовая опора сектора переключения передач;
2 - болт крепления вилки;
3 - отгибная шайба (стрелкой указываем на сторону и способ разгибания шайбы отверткой);
4 - вилка включения заднего хода;
5 - вал паразитной шестерни;
6 - каретка паразитной шестерни;
7 - паразитная шестерня;
8 - шестерня-каретка включения задней передачи.
Взводя пружину вала кикстартера, сначала установите КП картером вниз. Затем утопите вал в коробку, рожковым ключом поверните его на один оборот против часовой стрелки и отпустите вал. Надевайте пусковую педаль кика без больших осевых усилий, иначе сбросите взвод пружины. Масло в КП заливайте класса SF-SG с вязкостью 15W40.
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ИРБИТСКОГО МОТОЦИКЛЕТНОГО ЗАВОДА* | |||||||
Передаточные числа КП** | |||||||
NN | обозначение | 1 | 2 | 3 | 4 | ЗХ | маркировка на картере |
КПП без стартера для мотоциклов с коляской | |||||||
1 | ИМЗ-8.103-04001-03 | 3,6 | 2,28 | 1,71 | 1,30 | 4,2 | 6 |
2 | ИМЗ-8.103-04001-04 | 3,6 | 2,28 | 1,71 | 1,30 | 4,2 | 6 |
3 | ИМЗ-8.103-04001-05 | 3,6 | 2,28 | 1,56 | 1,19 | 4,2 | 7 |
КПП без стартера для мотоциклов одиночек | |||||||
4 | ИМЗ-8.123-04001-02 | 3,6 | 2,28 | 1,71 | 1,30 | - | 06 |
5 | ИМЗ-8.123-04001-05 | 3,6 | 2,28 | 1,56 | 1,19 | 4,2 | 07 |
КПП со стартером для мотоциклов с колясками | |||||||
6 | ИМЗ-8.104-04001 | 3,6 | 1,71 | 1,30 | 4,2 | 6 | |
7 | ИМЗ-8.104-04001-10 | 3,6 | 2,62 | 1,61 | 1,3 | 4,2 | 10 |
8 | ИМЗ-8.104-04001-20 | 3,6 | 2,28 | 1,56 | 1,19 | 4,2 | 7 |
КПП со стартером для мотоциклов одиночек | |||||||
9 | ИМЗ-8.124-04001 | 3,6 | 1,71 | 1,30 | 4,2 | 6 | 01 |
10 | ИМЗ-8.124-04001-10 | 3,6 | 2,28 | 1,56 | 1,19 | -(4,2) | 07 |
* По состоянию на сентябрь 2002 г.
** Количество зубьев шестерен при различных передаточных числах (вторичный вал/первичный вал); 36/10=3,6; 35/11=3,18; 34/13=2,62; 29/17=1,71; 29/18=1,61; 28/18=1,56; 26/20=1,3; 25/21=1,19; 23/23=1
*** Мотоциклы «Соло» и «Волк» комплектуются КП как с задней передачей, так и без нее.
Сборка КП:
а - болт крепления вилки заднего хода установите на герметике или фиксаторе резьбы;
б - на сопрягаемые плоскости картера КП нанесите «дорожку» герметика.
Алексей Головизнин,
начальник сборочного производства
Ирбитского мотозавода
Круть, круть. Но всё же самый оптимальный вариант это М62. Самая граматная коробка без всякого рода сюрпризов.
Даже после 10 лет работы у деда износ 15%.
to: sid6 а что если не хромированный, значит недоделанный? а мне его потом закрашивать чтоль? я вот допустим хром не люблю.
НЕ знаю как эта а от стандартная завотская к 8 103 10 ломалась у меня пока не заменил на старую модель,работает отлично!
Сильно умная коробка. А МТ804 сиравно лучше!
хм интересна а в производстве ана надожной будет ли или нет мош и первая партия будет на ура а потом пойдет как обычно я снова взял у меня кпп через все сальники тикут зимой буду на стартер переводить там и посмотрим какое это кпп буду волковскую кпп ставить
Может мне кто - нить её подарит?
Лучше днепровской коробки нет!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
в пунктах 6 и 9 четвёртая передача- передаточное число не 4.2 а 1.2, иначе получается что мотик будет ехать медленнее чем на первой передаче.
Ага, теперь можно и собирать коробас)
Уральская коробка простая, разобрать, собрать без проблем.
Вот сейчас валы еще австрийские поставлю, вообще красота будет
подскажите пожалуйста, почему в волковской коробке у меня слишком большой ход педали переключения? Рычагом справа включается с меньшим ходом. Переключаться очень неудобно...
интересная статейка
На 5-ой фотографии изображен вал заднего хода или вкл. нейтральной скор.; на валу сальник (25.1 - 11.5 - 7). А не как здесь под "Г-опора вала закрывает крышка"