МОТОЦИКЛЫ FN
Бельгийская компания FN начала производить мотоциклы под своей маркой в декабре 1901 года. До этого компания сначала занималась практически исключительно производством и конструированием оружия. В основном, стрелкового. С 1898 г. FN стал производить велосипеды. Причем велосипеды марки FN имели не только привод на заднее колесо от педалей цепью, но и карданным валом. Один из таких экземпляров, кстати, можно увидеть воочию в Политехническом музее в Москве. Первые мотоциклы были фактически теми же велосипедами только с мотором.
Но речь в нашем небольшом рассказе пойдет не о всей истории мотоциклов марки FN, а только об оппозитных страницах в деятельности компании. Ведь наш сайт носит название oppozit.ru, поэтому отступать от четкой направленности сайта мы можем лишь изредка.
Оппозиты в модельном ряде компании впервые появились в 1937 г. Как раз тогда, когда сосед Бельгии – Германия – активно готовился к войне и усиленно вооружался. В качестве тяжелых армейских мотоциклов в то время в фашисткой Германии использовались мотоциклы именно с оппозитным расположением цилиндров. Достаточно вспомнить BMW R75 и Zundapp KS-750, которые были унифицированы между собой почти на 70 %.
Так вот первым оппозитом FN стала модель Type 12, которая выпускалась в двух вариантах: гражданском – Grand Tourisme и в военном – Armėe. При этом она выпускалась как с боковым прицепом, так и без него. Она имела 2-цилиндровый оппозитный нижнеклапанный мотор объемом 992 куб. см. Военная и гражданская версии различались между собой только лишь более «зубастыми» шинами.
На базе модели Type 12 в 1938 г. стали производить и другую модель – Tricar. Как можно догадаться по названию, это был трехколесный мотоцикл, у которого сзади был приделан грузопассажирский кузов.
На конвейере и та, и другая модель продержались недолго – до 1940 г. Причиной остановки производства стали немецкие войска, вошедшие на территорию Бельгии. После этого, естественно, практически все мотоциклы бельгийской армии были мобилизованы в вооруженные силы фашисткой Германии.
После войны FN хотел вернуться к производству мотоциклов с оппозитной схемой, и в 1952 г. на свет появился прототип с 4-цилиндровым четырехтактным двигателем с оппозитным расположением цилиндров объемом 500 куб. см, где парные цилиндры располагались друг над другом. Но этот мотоцикл в серию не пошел, т.к. для компании (да и для всей мотопромышленности Европы) наступили тяжелые дни. И в 1965 г. компания прекратила выпуск мотоциклов.
FN 1000 cc. Type 12 Grand Tourisme
FN 1000 cc. Type 12 TRICAR