Диафрагменная пружина в сцеплении по-русски | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Диафрагменная пружина в сцеплении по-русски

Установка диафрагменной пружины сцепления вместо штатных пружин. Сразу оговорюсь, что идея не моя, посему в плагиате просьба не обвинять. Источники - в конце статьи.

Итак, показания: имеет смысл устанавливать в случае, когда приходится отказаться от резиномуфты и установить крестовину, а в качестве демпфера крутильных колебаний установить автомобильный ведомый диск сцепления с пружинами, но при этом передаваемого сцеплением момента недостаточно.

Итак, по пунктам:

1. Ищется донор диафрагменной пружины (далее пружина) - корзина сцепления, в принципе без проблем находится в любом автосервисе. Я нашел 3 разных корзины, ТАЗовскую, ОКОвскую и от какой то иномарки. ТАЗовская сразу была забракованна из-за большого диаметра, иномарочная оказалась очень жесткая (мой вес в 90 кг ее не продавливал), осталась оковская. Корзину потрошим, из нее нужна только сама пружина.

2. Несем наш родимый маховик токарю вместе с пружиной и просим его проточить в маховике углубление по форме пружины так, что бы она ложилась туда заподлицо (при полном выжиме пружина, как бы, выворачивается, принимая ту же форму).



3. Изготавливаем выжимную шайбу. Я сделал из центра выжимного диска и обрезка трубы. Кусок трубы на торце необходим для того, что бы тарелка не сваливалась вниз, когда вы вытащите шток сцепления, ее диаметр должен быть чуть меньше внутреннего диаметра пружины в середине хода выжима. (фото 2 и 3). Вид маховика с пружиной и выжимной шайбой на фото 4.

4. На ведомом диске укорачиваем шлицевую так, что бы она находилась на одном уровне с накладками ферадо (фото 5).

5. Эмпирическим путем подбираем из нескольких промежуточных дисков пакет такой толщины, что бы при сборе пружина прожималась примерно на 4-5 мм.

6. Пакет дисков свариваем между собой, со стороны пружины необходимо по внутреннему краю промежуточного диска сделать 10 - 12 точек сварки, так, что бы они выпирали примерно на 2 - 3 мм. Следить, что бы выполнялся предыдущий пункт. Отбалансировать маховик с промежуточным диском (пакетом из нескольких дисков), я отбалансировал наварив в нужном месте металл с внутренней сторон. На фото 6 маховик с пружиной и новым промежуточным диском.



7. Сбор производится в следующем порядке: пружина с выжимной шайбой, промежуточный диск, ведомый диск, крышка. Фото 7.


8. Узел в сборе выглядит так: Фото 8.

Из минусов схемы - увеличенный, по сравнению с заводской схемой, необходимый для полного выжима сцепления, ход штока сцепления и соответственно ход рычага. Лечится либо установкой дополнительного промежуточного рычага, либо переделкой рычага сцепления и выжымного рычага.

Еще раз повторюсь, что актуально в случае, когда нужен демпфер крутильных колебаний, но возможности установить резиномуфту - нет, а при установке одного диска сцепления, сцепление пробуксовывает.

Идея взята с:
w6rec.com/duane/bmw/clutch/index.htm
oppozit.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=36540

Shlans
Shlans's picture

Напишу и тут, а то перыдущий автор вводит народ в заблуждение. 1. за счет выступающих штифтиков на нажимном диске пружина сжимает пакет дисков на всем своем ходу, в том числе и выжатая до вывернутого состояния, то есть продавливание пружины ниже ее плоского состояни тоже ведет к дальнейшему разжатию дисков. 2. Чем ближе к внутреннему краю лепесков будет сниматся прижимное усилие, тем меньше будет максимальное прижимное усилие, и тем больше будет преднатяг прожимать саму пружину. Да, необходимый ход рычага уменьшится, но в нормальной работоспособности такой схемы я сомневаюсь.

Прочел статью от shlans, про диафрагму.......
Взял маховик, сцепуху, диафрагму, диск маскарада.........
Описанная конструкция с диафрагмой работоспособна.

Но! Есть несколько замечаний/поправок:
1. Нет необходимости точить маховик по форме диафрагмы. "Плоское" состояние диафрагмы есть момент максимального отжатия ее от дисков. Дальнейшее ее продавливание междисковый зазор не увеличит.
Следовательно - достаточно плоской проточки под диафрагму.
2. Нет необходимости в конструктивных изменениях рычагов для коррекции хода хода штока. Достаточно выжимной диск нового сцепления сделать не из промежуточного, а из стокового выжимного. В таком случае ход, как и усилие корректируются внутреним диаметром выжимного диска.

Kastett, так оно, только ты не обратил внимание на причину замены сцепления. А причина в том, что штатное не в состоянии передать момент нештатного движка. Далее, такое сцепление необходимо тем, у кого нет резиновой муфты на кардане. Ее функцию выполняют демпферные пружины автошного диска, только сцепление получается однодисковое и момент движка так же передать не в состоянии. Усиление штатных пружин ведет к перегрузкам в механизме выжима и увеличивает осевую нагрузку на подшипники коленвала.

Kastett's picture

Мужики, можете мне хоть чего говорить и показывать, но я родное оппозитное сцепление ни на что не променяю, мягко работает, легко регулируется, нфига там чего-то мутить? Статья конечно прикольная и автор молодец...Может лет через 20, когда с запчастями вабще напряг будет мы и будем прибегать к данной схеме, но надеюсь этого не произойдёт....

Shlans's picture

Да, пару дополнений кину:

1. Шлицевая москвича чуть отличается от шлицевой наших оппозитов и налезает с натягом. Нужно разработать, иначе сцепление не будет до конца разжимается. В принципе шлицевая километров за 500 прибьется.

2. Ферадо: изначально стоял диск от таврии с заводскими накладками ферадо, качественными. Работало изумительно. Сейчас поставил диск от 4-8 москвича с переклепаными накладками типа "прессованное говно" - буксует. Так что от накладок очень многое зависит.

Terryk's picture

ИМХО для полного счастья надать организовать гидравлический выжим, выжимной шток удлинить и насадить на него с торца подшипник - тогда система будет идиально завершена, хотя я бы делал нетак.

Shlans's picture

skedoy: диск сцепления - таврический с переточенной шлицевой, аналог москвич 408. Точки мерял штангенциркулем, его точности в 0,1 мм хватит за глаза. Изначально пробовал приварить кольцо, но диск сильно ведет. Если эти точки не сделать то выжим будет происходить только на половину хода пружэины. Kuz_Biker: Проставка не из-за переделки сцепления а из-за того, что переходник с автодвижка получился коротковат. При переделке на урале возможно понадобится подрезать пальцы на пару мм, что бы не цепляли пружины ведомого диска за кпп. Стандартного механизма выжима сцепления для разхвода дисков не хвтит, ход штока нужен минимум 5-6 мм, прпотив штатных 2-3. Я переделал рычаг выжима.

Shlans's picture

Обкатал. Действительно, шумит на невыжатом, но не криминально. Ездил и по снегу и по асфальту, правда особо не разгонялся пока.

Kuz_Biker's picture

Shlans, а что за проставка у тебя на самом картере? Судя по фоткам, толщина у неё милиметров 10. Связана ли её необходимость с новым сцеплением? Пальцы надо будет ещё больше укорачивать? И ещё один вопрос: если оставить привод сцепления полностью стандартным, хватит ли его хода, чтобы разжимать диски, и чтобы сцепление не буксовало в разжатом состоянии?

Идея клевая!!! Ток меня пугают 12 сварных точек в пакете дисков! Их же надо ровно наварить, а иначе нажимной диск будет перекошен!(эт мое мнение конечно) А диск у тебя от оки или от москвича? я думаю себе тоже забабахать эту тему:)

motoxaker's picture

ТАк что народ. У кого нить получилось?

Jet-Michael's picture

при такой схеме ресурс коробки перемены передач и редуктора повысится возможно раза в 1.5-2 а усилие прижима надо считать у кого 2 колеса у кого 3 и даже привод коляски я видел такое сцепление на МТ-16 гдето в году 1994-1995 и хорошо работало не пробуксовывало

Shlans's picture

СерГ прав.

Да, но настолько же уменьшится и усилие прижима. Вобщем - все подбирается эмперическим путем.

Самый большой плюс конструкции, что осевое усилие на коленвал в несколько раз меньше создаваемого прижимного усилия.

Sumer's picture

Shlans,если уменьшить внутренний диаметр промежуточного диска,то ход выжима уменьшится?

how_eee's picture

а на маховике проточка делается плоская, или конусная вглубь?

Shlans's picture

Bugelman: Да чего там тестить то? Выжимается все нормально, момент - передает, проверил, лапкой проворачивается, маховик с диском - отбалансировал. Ну чему там не работать то?

Bugelman's picture

Блин, всё вроде правилно, но мандраж не покидает. Мне лично данная конструкция ни к чему, просто идея стоящая и сейчас стоит вопрос тока отом запомнить всё это и принять на воруженье или опять нату полочку"моглобы получиться, но......" Когда собираешся тестить всё это? Свербит аж жуть.... Ухожу до понедельника, инет кончился...

Shlans's picture

Bugelman ну во первых внешний диаметр пружины не увеличивается. Уменьшается внутренний. Это точно. Во вторых: размолодить там ничего не размолотит потому, что пружина ВСЕГДА прижата к маховику. И при выжатом сцеплении и при невыжатом. В третьих: греметь может, да. В идеале нужно делать внутри маховика подшипник, на котором подвижно будет подвешена выжимная тарелочка. Но максимум, что грозит - это перетрет потихокьку шток в месте его выхода из первичного вала. Но это покажет время. Если например это произойдет через 20 тысяч, так и фиг с ним.

Bugelman's picture

Shlans, переживаю за то место где нажимной диск вставляется в пружину, и ещё!!! Прикинули выточку в маховике, кажется мне надо делать больше диаметра пружину, не знаю скока . но при полном нажатии на пружину она в диаметре увеличувается, не пробовал в посадке поэтому не могу точно утверждать, и вот я к чему клоню то, если пружина размолотит посадку в маховике то это соответственно влечёт за собой дисбаланс и соответственно повышение вибрации . тк пружину полюбому в одну сторону скинет и усё , приехали. В выходнойто попробуете? ато до понедельника буду без нета а так хочется узнать поехало всё это или где 7 А так впринципе всё здорово, работать будет однозначно!!!!! Но это опятьже лично моё мнение основанное на опытах на коленке. С нетерпением ждём результатов тестов......

Shlans's picture

Bugelman не пойму, ну чему там шуметь то? Единственное место - такие же пальцы сцепления и диск на них. Все.

Shlans's picture

[URL=http://img519.imageshack.us___/my.php?image=46690789nq9.jpg][IMG]http://img519.imageshack.us___/img519/6718/46690789nq9.th.jpg[/IMG][/URL]

Shlans's picture

Ну я и говорю... Проточка в маховике нужна для того, что бы пружина полностью выворачивалась. Ход так больше будет.

А рычаг для увеличения хода, да, приходится переделывать. Я приблизил максимально точку качания к рулю, вроде хватает. Но если что - можно еще увеличить. Или как вариант - сделать промежуточный рычаг с нужным увеличением хода.

soroka: ну чего, неужели все таки не ясно? Нарисую чуть позже.

Bugelman's picture

Shlans, собрали по твоей схеме, правда не точили маховик, а так чисто эксперимент. Сами удивились, всё работает!!!усилие на пресе показало почемуто 76 кг(корзина не известно от чего, с помойки, но выбито на ней чтото на буржуйском. может изношена уже совсем) выжим очень большой получается, надо мудрить будет чтото с лапкой, диск вращается свободно, длина выжима гдето 3см, у родного всего 1см. Не нажатый держит как на сварке!!!Если по уму собрать,работать должно!!! Остается тока вопрос по шуму и по надёжноти конструкции. Ждёмс... Но для стандарта такой мудрёж наверно ни к чему, родное с умом проходит вечно.

soroka's picture

Shlans, давай чертёж в студию: рабочее положение, положение выжато и т.д. Интересно уже: так всё просто, что ничего не понятно. Ну а если это работает - РЕСПЕКТ!

Shlans's picture

В этом и проблема. Поставь поршня ТАЗовские - и будут ездить долго. Я кстати за прошлый сезон на этом мотике 18000 наездил... Так что фраза "больше копаетесь" - неуместна.

GREMLIN150's picture

Больше капаешься, кто еще на ком ездит??? недавно новые поршня по цилиндрам размазало мля!!! ну какие же это поршня по 100р шт - это говно, а других у нас нет. извините, что не по теме, наболело!!!!

Shlans's picture

Выше мои коментарии читай, написал уже.

motoxaker's picture

Чегото я не пойму. Как пружина прижымает промежуточный диск?

Shlans's picture

Насчет кулибина ты собственно и прав. Мы же не америкосы. Хотя и те даже могут при желании чего нить помудрить, но у нас это - в крови. А ездить на чем то, сделанном своими руками - это еще и почетно.

motoxaker's picture

GREMLIN150 ничего ты не понимаеш......

GREMLIN150's picture

мля!!! скока я на этом сайте, так каждый КАЖДЫЙ пытается чтото засунуть в мотоцикл от машины, от трактора, снегохода, даже гдето видел статью танковые амортизароры(я ее не читал, может там и не про танки вовсе). Все это наводит на мысль, что или урал-это очень безнадежный мотоцикл, или каждый из нас кулибин с большим шилом в *опе, или и то и другое!!!

Shlans's picture

Bugelman прикол в том, что прожать ее возле корня лепестка - нереально практически, сам видел, нужно усилие в тонну с гаком. То есть можно считать, что там пружина - не сжимаема. А раз несжимаема - то при затяжке она там - как будто на ее месте тупо железка, намертво связанная с маховиком.

Прожимается она конечно, но очень не сильно.

Shlans's picture

Bugelman: ну вот смотри и думай: Натяг при сборке составляет примерно 5-6 мм. При натяге в 2-3 мм усилие уже очень велико. Толщина накладок до заклепок по 2 мм каждая. Итого - 4. В принципе при нормальной езде хватит сезона на 2-3.

Но в крайнем случае дело решается за 10-20 минут: в пункте 6 просто наращиваем сваркой метал на пару мм.

Вся мысль то в том, что узел аналогичен обычному автошному, за той разницей, что на авто порядок следования другой: там от маховика идут: маховик с ведущим диском, ведомый диск, подвижный ведущий диск, подвешенный на пружине и сама пружина. Можно было бы сделать и так, но тогда пришлось бы отказать от штатного штока и подшипника сцепления, а это неудобно.

Bugelman's picture

И еще!!! Как быть потом с износом ведомого диска? При таком ничтожно малом ходе пружины у "корня", далее цитата:а на внешнем краю лепестков ( у "корня") - ход - маленький ( 2-3 мм; получается после малейшего износа ведомого диска его придётся менять на новый или опять приваривать ещё один промежуточный? Или это вариант на один выезд на все деньги???? С нетерпением ждём результатов тестов.....Не спится... Или не спиться бы...

Bugelman's picture

Shlans, привет, ну по твоему упорству если судить, всё получается!!!! Как я понял, задача пружины намертво прижать промежуточный диск к ведомому именно "корнями" пружин!?! А вся остальная часть длины лепестков пружины служит рычагом для выжыма. Завтра разберу ещё одну корзину давить будем теперь не весом а мозгами))))просто не понятно, ниужели такого ничтожно маленького хода пружины у "корня" достаточно для того чтоб не вело и не буксовало??? И вопрос по шумности всей конструкции также не даёт покоя... Надо поспать....

Shlans's picture

Мля... Ну мля же? Мля.

Поясняю еще раз: Все идет в следующем порядке:

1. Маховик: проточка в нем нужна для того, что бы выжатая пружина не выступала над внутренней повернхностью маховика.

2. Пружина. Смысл и вся суть диафрагменной пружины сводится к тому, что усилие при выжиме прилагается к внутреннему краю лепестков, а точка прижима - это диаметр по внешнему краю лепесков. При этом ход на внутренем крае лепесков - большой, а усилие - маленьеок, а на внешнем краю лепесков ( у "корня") - ход - маленький ( 2-3 мм), а усилие - большое. Проверить это просто так: положите пружину на плоскость и надавите чем либо по центру диска на края лепесков - пружина вывернется, ход при этом у краев будет меньше, чем в центре. Выжать же пружину нажатием ближе к краю - не получится.

3. Промежуточный диск: он сидит, как и раньше на пальцах. Толщина его подбирается так, что бы пружина приложеная с одной стороны ( с шайбой выжимной) и ведомый диск - с другой - НЕ ПЕРЕСЕКАЛИСЬ! И НИЧЕГО ТАМ ТЕРЕТЬ СООТВЕСТВЕННО И ГРЕТСЯ НЕ БУДЕТ, ПОТОМУ КАК ОНИ НЕ КОНТАКТИРУЮТ!!! Пружина прижимает пробежуточный диск к ведомому и дальше к крышке.

4. Ведомый диск, пружинками - наружу.

5. Крышка.

Все это показано на фото 7, посмотрите внимательно. Еще раз: В маховик укладывается пружина, на нее - промежуточный диск ( пружина давит на его внутренний диаметр ( и внимание, диск - промежуточный, а не выжимной), в этом - весь смысл), на промежуточный диск - ведомый и сверху все прижимается крышкой. Таким образом ведомый диск зажат между промежуточнфым диском и крыжкой пружиной, которая давит на промежуточный диск, не касаясь ведомого. Пружина, выжимная шайба, промежуточный диск, шток - все это ВРАЩАЕТСЯ СО СКОРОСТЬЮ ВРАЩЕНИЯ МАХОВИКА! Выжимной подшипник, кток, грибок - все штатное.

Если и сейчас юудет непонятно, нарисую и выложу куда нибудь.

Про движку в более чем полтора литра: аппарат отъездил весь прошлый сезон, сейчас доводиться до приличного вида, скоро будет статья. Сейчас ничего выкладывать не буду, кто захочет - найдет фото в нете и на оппозите, его многие фоткали.

motoxaker: "Место соединения ведомого диска и выжимной шайбой" - его не существует. Между ведомым диском и выжимной шайбой есть зазор, равный удвоенной толщине накладки ферадо.
"Если бы сделать так, чтобы пружина давила не на ведомый диск, а на промежуточный, а промежуточный в свою очередь уже давил на ведомый, тогда диск прижимался бы с 2х сторон." - прикол в том, что именно так оно и сделано.

Suncheezzze: Незнаю, как там на кувалдке... Но вот на авто (основной донор для наших самопалов) - пружина как раз диафрагменная.

Bugelman:"Както всё это хлипковато смотриться, железные детальки вложенные друг в друга и не чем не закреплённые должно будет размолотиь к чертям, пусть не сразу, и очень волнует что грохотать все это будет не подецки..." - Эти детальки можно было бы вообще не сваривать, потому как момент передается через пальцы на промежуточный диск и далее на ведомый диск. Сварены для того, что бы момент передавал не только верхний в стопке промежуточных дисков (помним, он наборной из нескольких, для нужной толщины), а все и соответственно увеличился ресурс отвестий в промежуточном диске.

soroka - у урала момент - 48 Н на метр. На моей движке - 117. Но кто сказал что движка ураловская?

Пальцы - подрезал на 3 мм.

motoxaker's picture

"""""""""""диск через 3 дощечки поддона весом 1 тонна.""""""""""" Ничего себе

Bugelman's picture

Нет нам покоя, нашли щаз корзину, распилили к чертям, от чего не знаю, но по диаметру пружины вроде похожа на ту что у Shlans, сверял по фото. Пробовали её сжать промежуточным диском сначала руками, потом ногами и всем весом организьма, сжалась всётаки после установки на промежуточный диск через 3 дощечки поддона весом 1 тонна. Диск принял форму пружины и лопнул в двух местах, пружина после воздействия на неё столь беспардонно первоначальную форму не приняла.... Кажется мне что сдесь чтото не то не туда должно давить.... Но это опять же опыты на скорую руку, ждём результатов.... По другому не пробовали, корзин больше нет(((

soroka's picture

Не-е-е, гон всё это. Но молодец! На два дня занял умы. Прикололо: "померял момент 80 Н/м". Напомните, пожалуйста, сколько у "Урала" крутящий момент по ТТХ.

MurzuL's picture

Shlans, шпильки подрезал аль нет?

Bugelman's picture

Добрый день. 2дня уже ломаю голову и не пойму:
1) чем пружина давит на промежуточный диск???
2) По указанной автором ссылке изучил фотки и пришел к выводу что одной детальки не хватает, а точнее промежуточный диск должен быть другой, более похожий на тот что для БМВ, но естественно с заточкой под ИМЗ
3)Както всё это хлипковато смотриться, железные детальки вложенные друг в друга и не чем не закреплённые должно будет размолотиь к чертям, пусть не сразу, и очень волнует что грохотать все это будет не подецки...
Но зто только моё мнение, а автору респект, попытка не пытка, ждём резултатов теста.

Gena's picture

Большая просьба к автору , поподробнее о полтора литрах , если можно с фото. А по поводу данной переделки ; насколько облегчаются операции по обегчению маховика.

не могу понять смысла затеи.
на всяко-разно форсированных кувалдах штатную диафрагменную корзину меняют на "барнетовскую" с 6-ю спиральными пружинами.
здесь же мы видим обратное, но с аналогичными целями...

motoxaker's picture

Я сам чего то не пойму. Место соединения ведомого диска и выжимной шайбой будет грется при выжиме (разжиме) сцепления. Сам подумай, 2 стороны без подшипника соединиять... Если бы сделать так, чтобы пружина давила не на ведомый диск, а на промежуточный, а промежуточный в свою очередь уже давил на ведомый, тогда диск прижимался бы с 2х сторон.

PS/ Автору респект

up's picture

ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ..... "Но движка в более чем полтора литра объемом" Чёт не понял это как, неужели я так отстал от жизни, а может у меня галлюцинации...... протёр глаза, да нет движка вроде как урал

РЕКЛАМА's picture

!!!!МОЛОДЦА!!!!

Shlans's picture

SerDUKEdd Перечитай пункт 4. Он как раз для того, что бы вижимная шайба не соприкасалась с шлицевой.

Shlans's picture

Гм... Думал, все5 в статье понятно. Ну поясню:

Выжимной подшипник, грибок, шток - все штатное. Но если это имеет значение - то да, в теории, и пружина относительно маховика и выжимная шайба относительно пружины тоже могут вращаться. Но из-за трения не будут.

Пружина внешним краем прижимается к маховику, лепестками (точнее не лепестками и около их начала) - к промежуточному диску, который давит на ведомый диск, который в свою очередь прижимается к крышке. Пружина с выжимной шайбой и ведомый диск - не контактируют, зазор между ними - около 3 мм, с учетом износа накладок - хватит.

SerDUKEdd - ты, паря, ну очень не внимателен. Как ты себе представляешь штатный выжимной диск в контакте с этой пружиной? Та, корявая деталь, про которую ты говоришь, да, согласен - корявая. Лень в токарку идти с мелочевкой было, посему пока это - оно работает.

Почему не поставить вместо обычных пружин клапанные от ТАЗа например? Да, легко. Я сначала так и сделал. Но движка в более чем полтора литра объемом проворачивала это дело без проблем, буксовало сцепление, а вот рычаг вижима стал больше напоминать зверский эспандер для культуриста.

Эта же схема - оставляет усилие на рычаге - прежним.

Да, забыл про большой плюс схемы написать: сборка узла - песня. Никаких шпилек и никакого усилия. Собирается все от руки, от руки же наживляются винты сцепления. Усилие на них появляется торлько при затяжке.

Да. Схема пока не ездила. Но я уже померял передаваемый момент: около 80 Н на метр. А то, что я собирал с клапанными пружинами - было около 30-40. Секрет то весь в пружине диафрагменной, усилие прижима - больше гораздо.

И еще раз повторю. Идея - не моя. Но просто статьи на русском не было. Вот и выложил, так сказать, по человечески.

Ага, на выходных наверное прокачусь. Но в работоспособности не сомневаюсь.

SerDUKEdd's picture

чего-то я не понимаю. Ну выжимной с торца коробки, да, а трение между деталью в пружине и шлицевой втулкой в ведомом диске? А прижим ведомого только к заднему ведущему диску?

User login