Вопрос по бензопиле СССР 40-х
на сайте:
апр-06
нахождение:
Москва, Выхино
|
|
21-07-14 23:29
|
|
Давно пытаюсь прояснить эту тему - еще до Дружбы была в СССР бензопила. Куски от нее проходили как-то на ВВ2. Ни завод , ни маркировка неизвестны. Вещь малотиражная , судя по всему. Кто-нибудь слышал/видел/ про такую? Завтра агит-плакат прикреплю с этой бензопилой. |
|
Нашел - однако картинок нет
Предельно тяжелые условия труда и низкая производительность подталкивали вперед инженерную мысль. В конце 1927 года приказом ВСНХ СССР была учреждена Северная опытная станция по механизации и рационализации лесозаготовок. С целью изучения зарубежной техники, в 1927 году в СССР завезли для испытания появившиеся за границей моторные пилы «Сектор», «Рапид» и другие. С этого, собственно, и начиналась история моторных пил в СССР. Время показало, что электропилы хороши на раскряжевке, но малопригодны для валки. В 1931 году Бюро приспособлений Машинотреста проектирует и изготавливает первые опытные образцы бензомоторной пилы «Пионер», а Главное военно-инженерное Управление РККА организует изготовление бензомоторных пил МП-300 и серии электропил «Большевик». Вслед за этим ученый совет ЦНИИМЭ утвердил для реализации проект облегченных бензомоторных пил под марками ЦНИИМЭ-1 с поворотным пильным аппаратом и ЦНИИМЭ-2 цельноповоротной конструкции, а также дальнейшие модификации - ЦНИИМЭ-3 и ЦНИИМЭ-4.
Интересная тема. Если есть возможность, то продолжи свой рассказ о первых мотопилах в СССР.
а я бы заценил всю линейку культовых советских бензопил
Автор, пиши ещё - очень любопытно! :)
плюсую. тема интересна.
Лех надо книги поднять по лесозаготовке за 50е, там наверняка есть или книги по инструментам и приспособлениям на Деревообрабатывающих комбинатах. Нечто подобное выпускалось со строительно-слесарным инструментом.
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)
Вообще период 30-40-х годов характерен исключительной интенсивностью опытных работ по созданию переносных механических цепных пил, и результатом этой работы явилось создание вскоре после Великой отечественной войны новой модели электропилы ЦНИИМЭ - ВАКОПП. Будучи почти вдвое легче своих предшественниц, пила ВАКОПП с 1946 года находит широкое применение в лесной промышленности. Одновременно в лес поступают передвижные электростанции ПЭС-12-50 нормальной частоты тока (50 Гц), мощностью 12 кВт.
Однако наряду со значительным снижением общего веса электропила ВАКОПП имела недостаточную рабочую длину шины (500 мм) и малую мощность двигателя - 1,3 кВт.
Подлинную техническую революцию в механизации валки леса произвела пила ЦНИИМЭ-К5. В ней был применен электродвигатель повышенной частоты тока (200 Гц). Вместо 3000 оборотов в минуту вал электродвигателя развивал 12000 оборотов, что и позволило снизить вес двигателя более чем вдвое, не уменьшив при этом его мощности (1,3 кВт).
В дальнейшем научные организации и отдельные изобретатели, используя электродвигатели повышенной частоты тока, создали ряд конструкций облегченных электропил. В это же время началось серийное производство электропилы модели ПЭП-3.
В 1949 году началось серийное производство новых бензомоторных пил, быстро вытеснившее с лесозаготовок электропилы, оставшиеся к сегодняшнему дню только на нижних складах. Технико-экономические расчеты показывают, что бензомоторные пилы значительно эффективнее на лесосеках, удобнее в управлении, чем электропилы. Десятилетиями царствовала на делянках бензопила «Дружба». В ее конструкцию вводились новый глушитель, одноручейный съемный стартер, улучшалась система зажигания, были упрочнены многие узлы и детали пилы. В модификации «Дружба-60» мощность на двигателе пильной цепи достигала 3,5 л.с. На смену «Дружбе» впоследствии пришли более совершенные пилы «Урал», «Тайга».
Но лесозаготовка - это не только валка. Трелевка, вывозка леса - неотъемлемые составляющие лесозаготовительных работ. Интересна конструкция первой нашей трелевочной лебедки ТЛ-3. Эта трехбарабанная лебедка, выпускавшаяся с 1947 года, была весьма совершенной для своего времени. В лесозаготовительной промышленности в конце тридцатых -начале сороковых лет работало более двух с половиной тысяч газогенераторных тракторов и автомобилей.
На плакате пила ВАКОПП
http://motopila.tv/vakopp-1/
Отечественная история цепных пил начинается в 1930-х. В силу множества причин в СССР больше внимания уделалось цепным ЭЛЕКТРО, а не БЕНЗОпилам. В результате работы нескольких конструкторских коллективов на свет появилась цепная электропила ЦНИИМЭ К-5. Отличительными особенностями этой электропилы было то что она управлялась одним человеком и питалась электрическим током повышенной частоты — 200 Hz.
Новая электропила была лёгкой, надёжной и требовала для работы меньше людей, чем использовавшиеся на тот момент в нашей стране цепные пилы. В 1949 году создатели этой электропилы получили за её разработку Сталинскую премию и промышленность приступила к массовому производству К-5. Кстати, в электропиле К-5 была использована складная направляющая шина и лишь 10 лет спустя она была использована в бензопиле «Дружба».
Вот интересно как выглядели пилы "Дружба" "Дружба-2" и "Дружба-3".
Примечательно то что на представленных фото механизм шины, преднатяжения и демпфирования цепи электро пил аналогичен механизмам бензо пил.
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)
Видимо будут актуальными слова из известной детской песенки, что дружба начинается с улыбки…, поскольку начиная разговор про бензопилу «Дружба» хочется по доброму улыбнуться. За свою долгую, более чем 50 летнюю жизнь, этот агрегат оставил в людских сердцах, как добрые воспоминания, так и боль тяжелого физического труда. Нет однозначного мнения по поводу этой техники, но выпускается она и сегодня, и даже в экспортном варианте.
Массовое производство бензопилы «Дружба» началось в 1955 году в Перми, а уже в 1958 году, на выставке в Брюсселе, изделие было награждено «Золотой медалью». Назвали пилу «Дружбой» в честь 300летия воссоединения Украины с Россией, празднование которого пришлось на 1954год, но в некоторых источниках упоминается совместная разработка советских и китайских специалистов, увековеченная в названии. Мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя внутреннего сгорания, применяемого в конкретной модели бензопилы, всегда фигурирует в названии. Если название «Дружба 4» - мощность двигателя 4 л.с., если «Дружба 4Э» - двигатель тот же, только с электронным зажиганием. Силовой агрегат и двигатель выполнены независимыми и собираются на фланцевое соединение, что позволяет располагать пильный узел, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, да и замена узла, вышедшего из строя, довольно проста и не представляет трудностей. Легкое отсоединение двигателя и его неприхотливость, дали простор для творчества и широкого применения его домашними умельцами. С модели «Дружба – 4А» начинается применение автоматической смазки пильной цепи, что значительно увеличило срок службы, как самих цепей, так и направляющих шин. Шины выпускаются универсальными, допускающими применение цепей с различным шагом, при условии замены ведущих звездочек и работы демпферного устройства. Сцепление инерционное, приводящее цепь в движение увеличением оборотов двигателя, и не позволяющее глохнуть ему, при закусывании цепи или чрезмерной нагрузке. Сухой вес всех моделей составляет около 12 кг, а последние «Дружбы» уже оснащены аварийным тормозом цепи. Из-за низких оборотов, двигатель способен поглощать любые масла, а работа с низко октановым бензином и массовость производства позволили быть этой технике практически в каждом деревенском подворье России. И неправы те, кто говорит, что это самая капризная пила, поскольку служат они у многих по 20-30 лет.
Процесс запуска двигателя, это своего рода обряд, который каждый для себя вывел сам, и соблюдать который сперва приходится, а потом он становится ритуалом. Разводишь в специальной баночке бензин с маслом, споласкиваешь фильтр под крышкой, заливаешь. Оттянув вверх цепь и звонко щелкнув ей, проверяешь натяжение. Оценив заточку, делаешь вывод, что еще на раз хватит. Затем открыть краник, тот что под баком, нажав на кнопку, и дождаться, пока не появится бензин. Рука сама наклоняет технику на себя, что бы бензин не растекался по редуктору, а потек на землю - языческая жертва советскому машиностроению. Цепляешь стартер и тут же фиксируешь его ногой, дабы не получить по отдельным частям тела, если сорвется. Акселератор до отказа и правой рукой резко тросик на себя …. дрррр! Если обряд выполнен правильно или «руки на месте», то заводится с первого раза, если что-то пропустил, то правая рука быстро устает.
Болезнью многих пил является износ коренного подшипника коленчатого вала, что как следствие сбивает зажигание, и поведение такой техники становится непредсказуемым. Ее становится невозможным завести, но что еще хуже – невозможным заглушить. Кнопка принудительной остановки на отечественных пилах появилась совсем недавно, хотя многие ее ставили самостоятельно, хоть как-то унимая прыть взбунтовавшейся машины. Заклинило поршень, оборвало шатун, рассыпался редуктор, пропала искра – это малый перечень отказов при интенсивной нагрузке. И тем не менее это неприхотливая техника, которую можно «перетряхнуть» на пеньке, продуть, прочистить, просто дать немного отдохнуть и она снова «в бою», как родная трехлинейка. Неприподъемный вес пилы вечером, утром уже был ничего, приемлимым, подъемным. Русь исконно была бревенчатой, и насколько же полегчал труд лесоруба с появлением бензопил, что ей родной, можно ставить памятник.
А поработав пилами «Stihl» или «Husqvarna» понимаешь, что прогресс не стоит на месте и на дворе уже 21 век. Много сделано для человека; придумали гасители вибрации, функцию Anti-kick, кнопку «Стоп» и тормоз цепи, вот только прогресс не везде дошел еще, велика Россия. Что-то не то мы залили в «Husqvarna», и заупрямился сей «конь», встав на дыбы и отказавшись заводиться. Пришлось достать из сарая «Дружбу» и вроде справились, все перепилили, но руки почему то уже тянулись к «Husqvarna».
какой замечательный опус для фанатов ретро. Практика жизни в деревне показала то что в последние 7-8 лет Дружбу-4 забросили все поголовно и понакупили некапризных иностранок.
У Дружбы был еще один косяк - отсыревание катушки зажигания и по этому в сырую погоду ее хрен заведешь. Так что знаем, плавали, дружбой попилил достаточно много. Один плюс - проста до безобразия и почти не требует ухода.
Но вопрос открыт, неужели при выпуске в 54м году ее сразу окрестили Дружба-4? И как тогда быть с цилиндрами на которых отлито не 4 (что значит 4 л.с.) а 3.5? Где-то в деревне такой валяется.
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)
три с половиной это не название. назвать "три", когда у пилы "три с половиной" -это клевета и вредительство. А советские люди не вредители , а большие оптимисты! Поэтому 3.5 это тоже "4" . ))
Дед всю жизнь прожил и проработал в леспромхозе, но уже давно умер. Как ни странно на дворе у него небыло бензопилы. Было три сына и четыре внука(пацана), поэтому вопрос напилить - наколоть дров всегда был решен.
дружба насколько мне довелось с ней иметь дело агрегат я бы сказал своенравный, возле дома дров хоть вагон пилит, в лес приедешь не заводится))) у меня дома такая есть и у одного знакомого )))))
В отечественных "ЛЕСТЕХАх" обсуждаемая тема- хорошая тема для дипломной работы. Автор, можешь её кому-либо предложить(продать). Тогда очень много инфы не выкладывай здесь.
Эх, у меня вот в гараже запас этих дружб, только к ним ко всем нет ни олного стартера. Купил китайский, три раза дернул - слизался храповик.
Как это было у немцев:
Прародитель современной бензопилы появился сравнительно недавно – в начале XX века. В 1926 году известным немецким инженером-механиком и владельцем машиностроительного завода «A. Stihl Ingenieursbüro» по производству стиральных машин и паровых котлов Андреасом Штилем был оформлен патент на механическую цепную пилу, оснащенную электрическим двигателем.
Запатентованная цепная пила весила почти полцентнера и обслуживалась двумя физически крепкими рабочими-операторами. При всей мощной работе инженерной мысли к 1929 году удалось уменьшить ее солидный вес только на пару килограмм. Штиль начал искать другие пути увеличения мощности инструмента при уменьшение его веса и в качестве эксперимента решился на замену электродвигателя бензиновым. В том же году изобретатель представил пробный экземпляр цепной механической пилы с ДВС мощностью 6 л.с. и весом 46 кг, это была самая первая бензопила в мире.
Это инновационное направление и стало основополагающим для дальнейшей эволюции бензопилы – Штиль оформляет патент на созданную им пильную цепь и шины, внедряет в собственное производство центробежную муфту сцепления и систему смазки маслом цепей под давлением.
В 1943 году Штилем по заказу Вермахта для военно-стратегических целей была выпущена двуручная цепная бензопила KS-43. Особо легкие, из сплава магния, корпуса воздухонагнетателя, топливного бака и поплавкового карбюратора снизили общий вес до 36 кг.
В незапамятные времена человек впервые взял в руки каменный топор, чтобы свалить дерево для своего хозяйства. Прошли тысячелетия эволюции, прежде чем на смену каменному топору пришел железный. Однако для лесозаготовок более подходит пила, вот и появились сначала двуручная, потом - лучковая, которую лесорубы называли «стахановкой», имея ввиду ее более высокую производительность. Пила да конная тяга - вот и вся механизация на российских лесосеках вплоть до тридцатых годов двадцатого столетия.
Предельно тяжелые условия труда и низкая производительность подталкивали вперед инженерную мысль. В конце 1927 года приказом ВСНХ СССР была учреждена Северная опытная станция по механизации и рационализации лесозаготовок. С целью изучения зарубежной техники, в 1927 году в СССР завезли для испытания появившиеся за границей моторные пилы «Сектор», «Рапид» и другие. С этого, собственно, и начиналась история моторных пил в СССР. Время показало, что электропилы хороши на раскряжевке, но малопригодны для валки. В 1931 году Бюро приспособлений Машинотреста проектирует и изготавливает первые опытные образцы бензомоторной пилы «Пионер», а Главное военно-инженерное Управление РККА организует изготовление бензомоторных пил МП-300 и серии электропил «Большевик». Вслед за этим ученый совет ЦНИИМЭ утвердил для реализации проект облегченных бензомоторных пил под марками ЦНИИМЭ-1 с поворотным пильным аппаратом и ЦНИИМЭ-2 цельноповоротной конструкции, а также дальнейшие модификации - ЦНИИМЭ-3 и ЦНИИМЭ-4.
Вообще период 30-40-х годов характерен исключительной интенсивностью опытных работ по созданию переносных механических цепных пил, и результатом этой работы явилось создание вскоре после Великой отечественной войны новой модели электропилы ЦНИИМЭ - ВАКОПП. Будучи почти вдвое легче своих предшественниц, пила ВАКОПП с 1946 года находит широкое применение в лесной промышленности. Одновременно в лес поступают передвижные электростанции ПЭС-12-50 нормальной частоты тока (50 Гц), мощностью 12 кВт.
Однако наряду со значительным снижением общего веса электропила ВАКОПП имела недостаточную рабочую длину шины (500 мм) и малую мощность двигателя - 1,3 кВт.
Подлинную техническую революцию в механизации валки леса произвела пила ЦНИИМЭ-К5. В ней был применен электродвигатель повышенной частоты тока (200 Гц). Вместо 3000 оборотов в минуту вал электродвигателя развивал 12000 оборотов, что и позволило снизить вес двигателя более чем вдвое, не уменьшив при этом его мощности (1,3 кВт).
В дальнейшем научные организации и отдельные изобретатели, используя электродвигатели повышенной частоты тока, создали ряд конструкций облегченных электропил. В это же время началось серийное производство электропилы модели ПЭП-3.
В 1949 году началось серийное производство новых бензомоторных пил, быстро вытеснившее с лесозаготовок электропилы, оставшиеся к сегодняшнему дню только на нижних складах. Технико-экономические расчеты показывают, что бензомоторные пилы значительно эффективнее на лесосеках, удобнее в управлении, чем электропилы. Десятилетиями царствовала на делянках бензопила «Дружба». В ее конструкцию вводились новый глушитель, одноручейный съемный стартер, улучшалась система зажигания, были упрочнены многие узлы и детали пилы. В модификации «Дружба-60» мощность на двигателе пильной цепи достигала 3,5 л.с. На смену «Дружбе» впоследствии пришли более совершенные пилы «Урал», «Тайга».
Но лесозаготовка - это не только валка. Трелевка, вывозка леса - неотъемлемые составляющие лесозаготовительных работ. Интересна конструкция первой нашей трелевочной лебедки ТЛ-3. Эта трехбарабанная лебедка, выпускавшаяся с 1947 года, была весьма совершенной для своего времени. В лесозаготовительной промышленности в конце тридцатых -начале сороковых лет работало более двух с половиной тысяч газогенераторных тракторов и автомобилей.
http://www.booksite.ru/forest/forest/hoz/3.htm
http://www.mastergrad.com/forums/t196563-pomogite-opoznat-staryy-logotip...
http://www.125130.ru/index.php?categoryid=78&p2_articleid=2485
С 1935 г. начинается серийный выпуск мотопил типа ЦНИИМЭ-2 сначала под маркой МП -220, затем под марками МП-220-А, МП-180 и наконец «Урал». Но вот, без всяких к тому оснований, завод им. Дзержинского повысил вес пилы с 19,7 кг по по проекту ЦНИИМЭ до 32,6, а в последних моделях «Урала» даже до 34,2 кг.
Столь произвольное обращение завода с переданным ему заказом повлекло за собой отказ Наркомлеса СССР применять эти пилы на лесозаготовках.
Таким образом, первая попытка организации серийного выпуска бензомоторных пил типа МП-220 («Урал») оказалась неудачной. Мотопила в то время получила весьма ограниченное применение только в лесах Урала на лесозаготовительных предприятиях Наркомтяжпрома, а Наркомлес вынужден был продолжать работу по созданию более удобных для лесозаготовок бензомоторных пил.
В 1936 г. ЦНИИМЭ разрабатывает первые образцы механических пил одиночного управления с консольной пильной шиной; бензомоторную пилу типа ЦНИИМЭ-3 и электромоторную пилу типа ЦНИИМЭ-4.
В том же году началось серийное производство электропилы модели ПЭП-3, разработанной Архангельским лесотехническим институтом. Одновременно коллектив этого института упорно продолжал работать над дальнейшим совершенствованием электропил. Институт проектирует и изготовляет опытные образцы пил ПЭП-2 (частота тока 240 герц), ПЭП-4 (для подводных работ), ПЭП-5 безредукторную с поворотными рукоятками и ПЭП-6 — безредукторную лучковую, управляемую двумя людьми.
Несмотря на значительное уменьшение общего веса (до 17,5 кг), эти электропилы все же не получили широкого распространения вследствие высоких скоростей движения пильной цепи и трудностей получения в то время тока частотой 240 герц."
""Лесная промышленность СССР, 1917-1957" 1957 г
Много букф
https://refdb.ru/look/2501185-p9.html
добрый день кто нибудь встречал такую пилу ??? с виду как тайга только 100 кубиков бак больше и лапа с цепью с права и рога поворачиваються для валки !
что! никто не видел такой пилы ??? и как она называется?
Бензопила точь в точь Тайга 214, скорее всего это ее модификация. А с правой стороны, что за привод-отросток у нее?
Напоминает схему модификаций Husqvarna 262XP и Husqvarna 262XPH; Husqvarna 365SP и Husqvarna 365H.
Более четкое фото с правой стороны можно посмотреть?
Чёт я ни разу хусварну с отростком сбоку не видел !!! Это бензопила моя она в деревне на севере летом будут фотки и видео!!!
Я имею в виду схемы с рогами и без рогов. А вот по поводу отростка не понятно, напоминает привод чего-то. Куда там шина крепится?
А так кого не спрашиваю ни кто не знает
вот нашёл в просторах интернета бензопила называется м-228
Так как эту тему мне часто присылают, то я здесь оставлю свой доклад на тему истории бензопил
И где доклад?
Посмотрел- интересно.
А фоток из музея живого образца нет?
Вот нашел открытку:
https://warspot.ru/11043-nikakoy-druzhby
Бензопила "Урал", выпуск 1944 г.
https://forum.derev-grad.ru/gallery/antikvarnie-benzopili-a55/antikvarni...