Клейма заводов производивших М72 и запы. | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Клейма заводов производивших М72 и запы.

оппозитчик BESToloch
чтоб поменять аватар - читай FAQ
нахождение: Челябинск

Сегодня чистил переднее крыло М72, которое недавно приобрел. Крыло неподрессоренного типа. На усике среднем обнаружил клеймо в виде квадратика 4 на 4 мм в котором цифра 83. Начал спешно обдирать другие усы и на переднем усе с левой стороны обнаружил такой же квадратик с цифрой 83. а на правом усе целая картина. Примерно на середине уса отштампована звезда во всю ширину, посередине круглешок с цифрой 32, а рядом шрифтом ~ 12 мм набита цифра 106. Никогда ранее мне такое не попадалось. Кто нибудь может внести пояснения по этой теме.
Фотки будут позже.

BESToloch's picture

http://photofile.ru/users/bestoloch72/1355939/
Вот последние две фотки.

Schwarcwald's picture

В квадратике - это штамп отк, такие встречаются на многих вещах , вплоть до гаечных ключей и пассатижей.
Остальное - не знаю. Обычно звезда - это знак военной приемки.
Подождем, что знающие люди скажут.

BESToloch's picture

Знающие люди говорят о том же.
Schwarcwald, можно ли определить по этим клеймам завод-производитель.

BESToloch's picture

Вот на танковом шлеме такое же клеймо надыбал.


Звездочка с кружком.

BuffoG's picture

звезда с кружком и номером это знак военной приемки, он не изменился до сих пор

BESToloch's picture

BuffoG, а что обозначает цифра в кружочке и можно ли по ней найти воинскую часть или человека, который поставил клеймо.

BuffoG's picture

BESToloch, Как правило отделы военной приемки и военпреды находились на заводе изготовителе тех или иных деталей. Цифра в кружке означает просто номер военпреда, что-то на вроде номера отк означающего цех или отдел где был произведен контроль готовой продукции

BESToloch's picture

Quote:

Как правило отделы военной приемки и военпреды находились на заводе изготовителе тех или иных деталей.

Вот я об этом и говорю, что цифирь указывает на конкретного человека ,который в определенный момент времени был на конкретном предприятии и штамповал и мото и авто и др. запы.

BuffoG's picture

BESToloch, сам военпред ничего не штамповал, он только вел контроль и технологический процесс продукции. Кроме того штампы эти были переходящие от человека к человеку, установить кого-либо по ним весьма трудно. В 60е года у меня дед работал на оружейном заводе сварщиком, варил масляные баки высокого давления для корабельных пушек. Вот например он имел свое собственное клеймо номерное, простукивал им швы после варки, на клеймо выдавалась учетна книжечка, хранилась она на заводе. Когда дед с завода ушел клеймо и книжечку естественно отобрали. Кроме того книжки и клема отбирали за провинности и браки в сварке ну или в иной провинности по производству деталей. Аналогичная штука происходила и с военпредами

BESToloch's picture

BuffoG, на самом деле конкретный человек мне не интересен. Просто пытаюсь найти кратчайший путь к определению предприятия производителя. Может быть такие же клейма ставили на другую продукцию этого же предприятия, например детали оружия , детали автомбилей и др.

BuffoG's picture

Артем, это будет весьма трудно. Потому что такие же точно клейма шли в широкой сфере продукции, я имею ввиду номера в клейме, то есть на каждый тип родукции (например электро промышленность, производство танков, мотоциклов) шли одни и теже кгруппы цифр, только разделенные по наркоматам или как они тогда звались...

YS's picture

Обдирал на днях "железо", на руле и подставке увидел вот такое клеймение.

BESToloch's picture

YS, Вторая фотка это подножка? По моему там в квадрате имз не до конца пропечаталось. Я тут на трамблере надыбал пару клейм. Позже фотки выложу.

BuffoG's picture

Похоже вторая подножка и там явно видно не четкое ИМЗ

YS's picture

BESToloch, да, это кронштейн центральной подставки, квадрата там нет, риска постороннего характера и буква И еще не пробилась.

BESToloch's picture

http://photofile.ru/users/bestoloch72/1309441/101934922/#mainImageLink
Вот на трамблере 53 гв клеймо "вп и цифра 3 в кружке". Общее фото трамблера в альбоме тоже есть.

BuffoG's picture

с тем оборудованием с каким я работаю на нем стоит клеймо ВП и это вещи с военной приемки
только там клеймо не в кружке а в звезде. Это к слову

BESToloch's picture

BuffoG, наверно могли быть варианты. кружок, квадратик, звезда....

BuffoG's picture

BESToloch, Артем вполне возможно я этого не исключаю
Хотя квадратик попадается, по крайней мере мне попадался, больше на гражданских изделиях

BESToloch's picture

Вот еще номер набитый на верхней траверсе м72 пр-ва ЗИС. Цифры разного размера.Что они могут обозначать, может дублируют номер рамы?
http://photofile.ru/users/bestoloch72/1270937/103853235/#mainImageLink

BESToloch's picture

Вот сегодня нарыл и посмотрел траверсу от своего М72 47 гв. Она сломана, поэтому я ее забросил в дальний угол и только недавно нашел. Номер на ней совпадает или почти совпадает с номером рамы. Фото завтра .

BESToloch's picture

bondmark, а что у тебя с рамой?

BESToloch's picture

http://photofile.ru/users/bestoloch72/1270083/104133281/#mainImageLink
Фото траверсы . Номер плохо читается, но разобрать можно. Полностью совпадает с номером рамы и записью в техпаспорте. Фото траверсы всей траверсы с обратной стороны тож в этом альбоме.

BESToloch's picture

А вот еще .Цифра 4 набита на обоих "ушах" к которым крепится средний усик переднего крыла.

BESToloch's picture

Возобновилась работа по м72 и вот новые находки.

BESToloch's picture

Поподробней рассмотрел щит тормозной передний и тормозную колодку. На колодке удалось разглядеть и сфотографировать плохо читаемую отливку з-да изолит. На щите тоже присутствует этот штамп, но буквы не читаются. Сверху на штампе буквы "ммвз", в середине "з-д", внизу "изолит". Щит ориентировочно 45-го года.

BuffoG's picture

Лучше по этому поводу со шварцвальдем и бондмарком поговорить у них уже богатая статистика есть. Вообще клейма менялись в зависимости от завода (как и вид литья) так и от года выпуска

BESToloch's picture

BuffoG, так я вроде итак с ними говорю и со всеми остальными, кому интересно.

zund's picture

Я уже давно выкладывал фото клейма Изолит на опорнике.

BESToloch's picture

Если речь идет о фото на первой странице, то там другое клеймо и расположено не так. Номер детали только совпадает.
Вобщем одно неплохо дополняет друго.

BESToloch's picture

http://photofile.ru/users/bestoloch72/1270937/111934226/#mainImageLink
полюбуйтесь. также в альбоме фото клейма "изолит" на колодке.

BuffoG's picture

BESToloch, слушай попробуй ретушировать фотки чтоб клейма чече выделялись, скажем тонами поиграться или цветами

BESToloch's picture

BuffoG, Это я не умею. Мне проще попытаться железо краской тонировать, а потом сфотать.

BESToloch's picture

немного затонировал детали и сфотал. Фото там же в альбоме. в верхней части круглого клейма буквы НКОП.

BESToloch's picture

На днях в очередной раз крутил ранний карбюратор к-37 и обнаружил на нем такое клеймо:
http://photofile.ru/users/bestoloch72/1270937/120741841/

Schwarcwald's picture

Не НКОП а НКЭП - Электротехнической Промышленности.

BESToloch's picture

Schwarcwald, спасибо.

YS's picture

Кто-что думает про клеймление цилиндров в месте, отмеченном на фото красным цветом?
Надпись на чертеже "Место клейма порядкокого номера двигателя" лично мне не понятна.
На попадающихся цилиндрах в это месте могли быть выбиты цифры 1 или 2, а иногда просто пусто, даже бывало, что не было и самой площадки.
Есть предположение, что клеймо били при расточке.

BESToloch's picture

пока ничего не думаю. надо посмотреть какие отметки на цилиндрах из моих запасов встречаются.

BuffoG's picture

YS, Повторюсь еще раз с твоего позволения.
Так как чертеж взят с набора чертежей мотодрезины ТД5, то я предполагаю следующее.
Железнодорожная техника в СССР как и в мире идет по иной статье в отличии от авто. И на сколько я знаю в ЖД технике клеймится практически все. Например номер двигателя или заводской номер серии пробивают на поршнях, головках и иных узлах двигателей. Тоже самое может быть и тут. Так как на железной дороге требования к технике иные, я бы сказал более высокие.

YS's picture

BuffoG, альбом составлен по чертежам, датированным 01.08.51, которые были предоставленны мотоциклетным заводом. Площадка существовала на цилиндрах независимо от того, на что был установлен двигатель, наверное, не просто так. К тому ж я убежден, что двигатель дрезины ничем не отличался от двигателя мотоцикла.
BESToloch, ты уж посмотри, будь так добр ;).

BuffoG's picture

YS, я дал предположение Серег. Что касаемо отличий двигателей то я про это и не говорил ничего...

YS's picture

BuffoG, я понял твою мысль. А под отличием я подразумевал как раз клеймление отличное от того, что делали на деталях двигателя для мотоцикла...

skorpionn's picture

Перебрав как-то 25 пар цилиндров обнаружил там цифры от 1 до 4.Мне кажется они не относятся к двигателю,а относятся напрямую к цилиндру,а именно к индексу группы.В каталоге 55г и аналогичная инфа в каталоге К-750 на последней странице перед содержанием.Правда там только три группы,а встречалась цифра "четыре".

condr's picture

YS
Подскажите откуда подобный чертёж? Встречал только в сети альбом чертежей на М-72, но там такой картинки точно нет. Очень бы хотелось посмотреть всё остальное.

YS's picture

condr, этот чертеж из Альбома рабочих чертежей мотоциклетных двигателей М-72 и М-1А. В свое время он был выпущен для железной дороги. Здесь, в конференции, его выкладывали, но моя ссылка уже мертвая. Посмотри, может в Ретробиблиотеке есть, я просто не помню...

BESToloch's picture

Сегодня посмотрел 6 цилиндров, в том числе и с маркировкой зис. на всех есть цифирь от 1 до 3.
Кстати попался один цилиндр на котором нет никаких других обозначений(ни клейма производителя, ни маркировки детали по каталогу), только такая цифра.

Колян_86's picture

Кто нибудь подскажет, что за клеймо на картере двигателя М-72М снизу под левым цилиндром

BuffoG's picture

есть подозрение что это всего навсего цеховой номер формы куда лили картера

New forum topics

РАЗДЕЛЫ

Активные обсуждения форума

User login

Новые записи в блогах