Находка | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Находка

мужчина zund
чтоб поменять аватар - читай FAQ
нахождение: Рига, Латвия

Не могу не похвастаться находкой.
Сегодня удалось достать М-72, выпуска сентября 1941 года, причём машина на 80 процентов комплектная.
Найдена была в Латвии, недалеко от Вентспилса. Служила в лесничестве, а во время войны, по словам лесника, была у немцев, видать трофейная.

zund's picture

[URL=http://img230.imageshack.us___/my.php?
Мотор разобран, но всё есть, сильно повреждена задняя цапфа коленвала и маховик (провернуло шпонку), генератор стоял уже Бош со слов лесника так он отнемцев и достался.
Крылья и бензобак от этой машины поеду забирать на следующей неделе.

zund, не могли бы вы выложить фото немецкого генератора, и шестерни его крупным планом?

zund's picture

Завтра сфотографирую, если надо. Шестерня, кстати, ничем не отличается от русской.

yarickson's picture

zund, Даа, ценная находка. Алексей поздравляю тебя! А боковой прицеп имеется?

BESToloch's picture

Супер.

такие фоты очень полезны
спасибо

Ой аш сердце прихватило!

BESToloch's picture

рама 72, ранняя.

zund, поздравляю, товарищ, интересен факт, что еще остался кто-то, кто помнит что с ней было во время войны :)

Находка попала в правильные руки..... :) удачного владения :)

P.S. Было бы очень интересно увидеть крылья

zund's picture

Рама оригинальная, весь кайф в этом мотоцикле в том, что он не только оригинал, но и все детали от одного мотоцикла.
Под коричневой краской есть оригинальный зелёный цвет.
Коляски, к сожалению, не досталось.
Немного огорчает то, что сейчас придётся начинать опять сначала реставрацию М-72, так как свой М-72 1945 года я уже на 80 процентов закончил. Ну да лишней она не будет.

джей's picture

Классная весчь, давай скорее фото генератора, уж очень интересно

zund's picture

Quote:

давай скорее фото генератора, уж очень интересно

Фото генератора я выложил в раздел "Различия конструкции М-72..." К данной теме этот вопрос не имеет никакого отношения.
Да я и не понял почему именно так вас заинтересовал обычный бошевский генератор, который ставился на массу машин начиная с Р-4. Этих генераторов везде навалом, совершенно стандартная вещь, а М-72, самых первых, единицы.

BESToloch's picture

Встретились ли какие-то отличия в комплектации мотоциклов 41 и 45 годов.

BESToloch's picture

Написал ,а потом подумал. Мотики то разных заводов. Реставрированные аппараты будут укомплектованы деталями с маркировкой только своего завода?

YS's picture

Алексей, поздравляю!
Вопрос по находке, а на баке мотоцикла есть отверстия под крепление эмблемок ММЗ? Или в начале войны уже не заморачивались и перестали их ставить?

zund's picture

Отличия есть и в основном они укладываются в то что удалось собрать по книгам и литературе. Нет усиления на раме вокруг нижнего переднего крепления коляски, тип кикстартера подобен Р-5, т.е без плоской площадки, на баке есть отверстия под эмблемы, пока не разобрался были ли цировки или нет. Маркировки заводов разные.

Schwarcwald's picture

Повезло! Поздравляю!

Очень интересно посмотреть фотки номера рамы и ее завода изготовителя.

А фотки Эмки 1945 г будут? И какие номера агрегатов, если можно.

Ну, поздравляю! И все как всегда - сначала сделал один мотоцикл, а потом появляется второй еще лучше. Ты верен себе, "и это правильно, товарищи!" (С). Молодец, короче сказать, продолжай в том же духе!

DEAMON_MADMAN's picture

Да и слюни потекли..

zund's picture

Quote:

А фотки Эмки 1945 г будут? И какие номера агрегатов, если можно.

По 1945 году я уже выкладывал номера. Вечером попробую выложить ещё раз.
Фото всего мотоцикла будет чуть позже. Сейчас он пока ещё не собран. Готовы все агрегаты, планировал уже всё собирать в грунте, но пока остановился.

zund's picture

Вот такие номера у меня на ранних рамах М-72. Обе эти рамы уже с кницами (усилением) вокруг отверстия передней шпильки двигателя.
Это рамы ИМЗ, так как усиления на рамы ГМЗ не приваривались.

С номером на раме 41-года сейчас разбираюсь.

Schwarcwald's picture

Алексей - а можно фото рулевой колонки для сравнения? И есть ли там выбитые буквы и шильдик или отверстия под него?

На моей выбиты М - вверху и А- внизу колонки, посадочные под подшипники приварены к центральной части.

zund's picture

Вот так выглядит головка рамы 41 года, выпуска ММЗ. Отверстий под шилду нет и не было.

YS's picture

zund, а чем это "облита" рама?

Лейтенант's picture

[quote:2a666de5a8="zund"]Вот так выглядит головка рамы 41 года, выпуска ММЗ. Отверстий под шилду нет и не было.


Прошу прощения, а как же тогда известные фото М-72 на испытаниях 1941года, там явно просматривается шильдик, да и как "понимать" такую раму?
Мне кажется, что до войны шильдики все таки ставили, да и в её начальный период тоже...

Лейтенант Сб, 17/11/2007 - 15:00
Лейтенант's picture

Еще интересный вопрос, который мучает умы собирателей 72ек - обварка по периметру гнезд подшипников, встречается часто, но не всегда, причем в разные исторические периоды...

zund Вс, 18/11/2007 - 00:22
zund's picture

Quote:

а как же тогда известные фото М-72 на испытаниях 1941года

Начнём по-порядку, ещё раз просмотрел все известные мне фото испытаний М-72 июля 1941 года и не обнаружил явных следов шильдика на раме. Может есть ещё какие-то мне неизвестные.
Это фрагмент единственного фото, где просматривается как бы место, где должна быть шильда. Шильды, по-моему, там нет.

Вообще номера рам и шильды на довоенных мотоциклах в СССР не были обязательными. На мотоциклах ТИЗ номеров рам и шильд не было вообще, ПМЗ тоже имели часть рам без номеров, а на поздних ПМЗ не было передней декали. Л-300, насколько я помню, тоже не имели выбитых номеров рамы, номера появились лишь на Л-8.

Quote:

и как "понимать" такую раму

Фото к сожалению не открывается, но, насколько я понял, имеется ввиду "апрелевская" рама. На ней есть отверстия под эмблему и номер набитый на ней имеет в себе букву "Г". Рискну высказать предположение, что это рама ГМЗ, хотя это утверждение и голословно, косвенно это подтверждает фото М-72, производства ГМЗ, сделанное в 1945-46 годах. Эдесь шилда чётко просматривается.

Ещё одной версией наличия отверстий может быть просто их сверление под шилду к имеющимся документам в более поздние годы эксплуатации мотоцикла. Не бог весть какое редко встречающиеся деяние.

zund Вс, 18/11/2007 - 00:51
zund's picture

Насчёт "обваренных" или вернее сказать привареных колец под подшипники, здесь всё достаточно просто. Технологически гораздо проще сделать переднюю трубу с приваренными кольцами, чем делать отливку в данном случае стальную. Поэтому для первых машин, видимо, была выбрана максимально простая технология, т.е сварка, затем эта технология так и применялась в Ирбите. По всем отчётам и воспоминаниям, своё литье там осваивали очень трудно, вплоть до 1944 года. С другой стороны, изначально стальное литьё планировалось изготавливать на ХМЗ для всех предприятий по выпуску М-72. Там видимо и был создан задел литых деталей . Затем ХМЗ в октябре 1941 вывезли в Горький и там же, кстати, оказался и ЛМЗ. ММЗ же вывезли в Ирбит. Этим можно обяснить технологическое сходство рам ММЗ и ИМЗ, этим же подтверждается предположение о горьковском происхождении рамы с литерой "Г" на ней чётко видно литейное происхождение передней головки рамы. Отсутствие литейных подразделений на всех эвакуированных заводах подтверждается всеми документами. В отчёте ГБТУ КА так и говориться что заводы использовали старые заделы частей. В свою очередь для машин первых серий также применялись упрощённые и обходные технологии.

Schwarcwald Ср, 21/11/2007 - 02:18
Schwarcwald's picture

Алексей, а что тогда с моей рамой? Стопор под замок забыли приварить?
Я уже всю голову сломал:

zund Ср, 21/11/2007 - 13:53
zund's picture

На моих рамах 1944 и 1945 года тоже нет приваренных стопоров, возможно твоя рама несколько более поздняя чем 1941 год.

Еленка Вс, 25/11/2007 - 16:13
Еленка's picture

Прошу прощения, но получается некоторая нестыковка...
Если предположить, что рама произведенная условно на ГМЗ имеет при номере около 500 литую колонку
(т.е. мы условно предполагаем, что она собрана из вывезеных деталей ХМЗ в конце 41 - начале 42 года),
то возникает противоречие, т.к. на раме "ГМЗ" нет отливки ХТЗ, а рама с отливками "ХТЗ" имеет приварные чашки подшипников,
причем она изготовлена, что называется, "не в первой сотне", и следовательно проблему литья не столь сложного, по сравнению с другими элементами, предмета должны были бы уже решить...
- вид рулевой колонки рамы ХТЗ№001237
Причем, в ТУ на ремонт мотоцикла М-72 как раз и показана искомая сварка...

Далее возникает вопрос более интересный, если наше предположение относительно ГМЗ верно и рама имеет оригинальный номер,
то зачем тогда кому то прикреплять к ней "чужой" шильдик? На раме ХТЗ еле заметные следы от зачеканеных отверстий под шильдик есть...
При этом в каталоге з.ч. от 1942 года имеется указание на то, что шильдик должен быть установлен.
Видно наличие шильдика и на фотографиях из книги "Мотоциклы СССР" на стр. 363, 365, 366, 370, 372, и 383
Этот же вопрос касается и замка на рулевой колонки, а на раме ХТЗ он отсутствует, остается понять почему...

Если учесть, что в 41-42 годах была достаточно напряженная обстановка в стране, и за отступление от технологии могли "по законам военного времени...",
то становится совсем не понятно, каким образом до эвакуации могли произойти все эти изменения
И еще один маленький ньюанс, буква "Г" в номере на раме М-72 подтолкнувшая нас к предположению о ГМЗ встретилась на еще одном номере -
,
а на моторе ГМЗ 1946 года ни о какой "Г" в номере нет... Жалко что на моем ГМЗшном моторе номер спилили, хоть бы какая статистика была.
С уважением, Лейтенант.

ПС к сожалению сам на ОППОЗИТ зайтить не могу никак...

Мотоциклист Пн, 26/11/2007 - 11:48
Мотоциклист's picture

А на моей самой " старой " раме / без косынок , без усиления шара крепления коляски , / номера нет вообще . И на крыле коляски вместо круглого габарита стоит фонарь габарита от автомобиля ГАЗ М 1 по всей видимости с завода т.к. следов удаления например прежнего фонаря - нет , на крыле всего один слой краски . По весу рама на много легче чем рама М 72 М , первое что " бросилось " в глаза это " страшно " кривые " сварочные швы , я их сначала даже принял за ремонт в " полевых " условиях , но такие швы по всей раме . Может кто то сталкивался с такими же нюансами , то поделитесь опытом по этому вопросу .

BESToloch Пн, 26/11/2007 - 15:43
BESToloch's picture

Мотоциклист, фотки давай.

BuffoG Пн, 26/11/2007 - 19:59
BuffoG's picture

Мотоциклист, фотки, фотки, фотки!!!

Мотоциклист Пн, 26/11/2007 - 22:23
Мотоциклист's picture

В виду того , что гараж мал , мотоциклы в прямом и переносном виде стоят "друг на друге " , поэтому быструю " фотосессию " обещать не буду . Но раз вопрос задан , как сфотографирую , сразу выложу .

zund Чт, 29/11/2007 - 12:46
zund's picture

Да, надо признать, что документации на ремонт я не видел.

Теперь насчёт фото испытаний. У Мятиева в книге фото с испытаний как 1941 года, так и 1942 года. Уже поэтому нельзя говорить с точностью 100% какие заводы представлены на фото 1942 года. Вот укрупнённые фрагменты этих фото. Надо обладать большим желанием, чтобы с уверенностью сказать, что там видны шильды. Закраина бензобака проглядывает, а вот что там на месте шильды...

С другой стороны, если уж так это важно, можно предположить, что вид шильды был такой же, как и БМВ, косьвенно подтверждает это сохранившийся чертёж шильды Тюменского завода.

Насчёт приваренных и неприваренных колец под подшипники передней вилки, наверно теперь можно с уверенностью говорить, что часть рам с приваренными кольцами это результат ремонта, но, всё же, остаётся и вероятность того, что так делали сразу на заводе.
Буквы в номерах агрегатов обычно обозначали завод, и вовсе необязательно, что "Г" означает ГМЗ.
Не будем забывать, что существовало насколько заводов, которые восстанавливали как советскую, так и немецкую трофейную технику. Благодаря унификации получались микстуры. Мне попадались мотоциклы, имеющие комбинированную комплектацию БМВ и М-72, причём номера набивались заново или поверх старых. Приваривались на раму БМВ кронштейны под реле и т.д.

Недавно, например, пришёл блок БМВ с перебитым номером со шрифтом старого образца, идентичным моему М-72 1941 года.

Но это всё теория. К сожалению, очень мало дошло полностью комплектных машин тех лет, и может быть когда-нибудь кто-то обнаружит оригинальную шильду М-72 начала войны. Вот тогда и увидим, как это выглядело.

Говорить, что шильда была , основываясь только на рисунке из каталога, это тоже не совсем верно, так как, во-первых, каталог это калька с немецкого с небольшими дополнениями, во-вторых, часто в каталогах выдавали желаемое за действительное.

Schwarcwald Вт, 04/12/2007 - 22:17
Schwarcwald's picture

...

dmk007 Вт, 11/12/2007 - 12:12
dmk007's picture

Красота! Поздравляю, отличное приобретение! Аж завидки берут... :)

zund Вс, 15/11/2009 - 18:37
zund's picture

Подошла к завершению реставрация М-72 1941 года.
Мотоцикл готов, сегодня сделал несколько фото.
Пока не удалось достать оригинальный бензокран, поэтому на мотоцикле временно установлен более поздний.

.

Как и планировал удалось собрать три машины:
BMW R-71 41 года:

А также М-72 1945 года ИМЗ:

Таким образом проект - триптих завершён.

прон Вс, 15/11/2009 - 19:41
прон's picture

Поздравляю с окончанием работ!!! Теперь опять за цюндаппы?!

zund Вс, 15/11/2009 - 20:16
zund's picture

Женя, спасибо!
Ну конечно Цундаппы ждут, но по советской теме на очереди тоже несколько интересных машин, ты ж знаешь...

l-graph Вс, 15/11/2009 - 22:50
l-graph's picture

просто обалдеть! поздравляю! теперь Алексей ждем обещанной фотосессии M-72 vs R-71 :) она надеюсь состоится? и побольше фотографий в хорошем разрешении пожалуйста :)

BuffoG Вс, 15/11/2009 - 23:38
BuffoG's picture

Еще раз мои поздравления, работа отличная!

А какие интересные машины есть на очереди если не секрет?

zund Пн, 16/11/2009 - 00:07
zund's picture

Скорее всего буду следующий советский мотоцикл делать в наступающим году, надо заканчивать Л-8 и ПМЗ. Но пока ещё не решил окончательно, может вперед пойдёт что-то другое.

Фотосессия видимо состоится в июне следующего года на военном слёте "Арсенал" там антураж в киногородке подходящий и располагающий к фоторазмышлениям...

пешеход Пн, 16/11/2009 - 00:26

мот добавите его в конкурс

zund Пн, 16/11/2009 - 00:39
zund's picture

Нет, я в конкурсе участвовать не могу, во-первых потому, что вроде как сам его и организовал.
Во-вторых, конкурс прежде всего ориентирован на начинающих или тех для кого это хобби.
Для меня реставрация своих мотоциклов это тоже хобби, в свободное от основной работы - реставрации мотоциклов. За спиной почти тридцатилетний опыт работы плюс к этому достаточно неплохая реставрационная мастерская, ориентированная только на мотоциклы, поэтому я не могу никак конкурировать с теми, кто вкалывает и поднимает свою технику "на коленке", зачастую достигая при этом результатов, которыми не могут похвастаться многие профессионалы!
Именно таких людей и хочется поддержать и отметить!

Schwarcwald Пн, 16/11/2009 - 03:41
Schwarcwald's picture

Мои поздравления!

Алексей - а коляска на 41г планируется?

YS Пн, 16/11/2009 - 08:18
YS's picture

Хотя кое-что из этого я уже видел, повторюсь, это здорово!

Troll Чт, 19/11/2009 - 11:56
Troll's picture

zund, поздравляю с окончанием работ.

BuffoG Пн, 04/03/2013 - 23:01
BuffoG's picture

1

12след ›конец »

New forum topics

РАЗДЕЛЫ

Активные обсуждения форума

User login

Новые записи в блогах