Автокарб, ЭПХХ, мозговой штурм.
на сайте:
ноя-04
нахождение:
Пущино
|
|
08-04-19 20:58
|
|
Что ж, давненько я советов не спрашивал... Предыстория: расход топлива у меня на мотоцикле все время рос. Когда то это были честные шесть литров, а однажды даже были зарегистрированы 5,3 при крейсере 130 на трассе. А потом... Пару лет назад электроклапан на карбюраторе был запитан не напрямую, а через блок ЭПХХ. Разницы не почуял. Этой зимой был переварен впуск. А так же расточен жиклер второй камеры. Не знаю уж, по каким причинам, но детонация при сдвигании зажигания в сторону раннего стала появляться при гораздо более раннем зажигании. Связал я это с новым впускным коллектором, без прямых углов и сдвиганием зажигания в раннее. С пару недель назад обратил внимание, что мотоцикл подергивается в районе 2 тысяч оборотов. Оказалось, что блок эпхх держит клапан закрытым при оборотах выше 2000, типа считает, что заслонка закрыта. При чем почувствовал я это уже на пятой сотне пробега... Сменил блок эпхх. Проблема, вроде, ушла. Полез с мультиметром. И обнаружил пережатый провод от датчика закрытия дросельной заслонки. На нем ВСЕ ВРЕМЯ БЫЛА МАССА. то есть я ВСЕ ВРЕМЯ ЕЗДИЛ С ОТКЛЮЧЕННЫМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ХОЛОСТЫМ ХОДОМ, если обороты были выше 2000 в минуту. Чтож. Провод заизолировал и... Расход вырос на литр. Это примерно 16 процентов. А теперь вопросы: 1. Блок эпхх, как известно, отключает подачу топлива при торможении двигателем на высоких оборотах. И только. Во всех остальных режимах подаваемое топливо участвует в общей доле топлива в ТВС. То есть если я ездил с отключенным на оборотах выше 2000 в минуту (это 80 кмч на 4 передаче), то логично предположить, что смесь обеднялась и весьма сильно, на те же 16 процентов. Логично было бы предположить детонацию, но я то как раз наоборот, сдвинул зажигание на раннее и сильно. При этом восстановление провода и, соответственно, режима работы клапана эпхх не позволило сдвинуть зажигание еще раньше, детонация появляется на том же угле. Смесь должна обедняться или нет? Ничего не пойму. Обеднение смеси на 16 (пусть очень примерно) процентов - я думаю весский повод к детонации... Ан нет. 2. Если часть топлива для ТВС идет через эпхх, а я, получается, могу безнаказанно (без возникновения детонации на тех же углах опережения) обеднить смесь. Чем? Гтж? Сейчас примерно 110. До расточки был 106. 90 пробовать? В принципе ГТЖ меняются быстро, можно и потыкаться, но... Чую, что то не так. 3. Собсно, мысль. Определить, на каких углах поворота дросельной заслонки снятие питания с электроклапана (напомню, я почти тысячу накатал с электроклапаном, который отключался на 2000 в минуту, и почувствовал это всего дважды) никак или почти никак не влияет на работу двигателя (субъективно), сделать роликовый микрик на ролике дроселя, куда заведен трос, который будет отключать массу электрокларана при оборотах открытии заслонки на определенный угол и будет включать его только при полном газе. Таким образом я получу закрытый клапан на реальных ездовых оборотах. При торможении двигателем блок эпхх будет обесточивать электоклапан. Но в целом сия схема меня смущает, ибо "не по феншую"... Карб хитачи. Известны ли на жапанокарбах какие либо схемы, схожие с тем, что я описал в п.3? Я такого не слышал, но... При отключении питания с электроклапана на хх двигатель сразу глохнет, разом. И да. Экономия в 16 процентов - это немало, есть за что побороться. При моих пробегах - тысяч на 12 рублей в сезон... А еще запас хода. |
|
Детонация в первую очередь от качества топлива зависит в конкретном моторе. Чем беднее смесь,тем больший нужен угол опережения - топливо горит медленнее.
ГТЖ влияет на состав смеси во всем диапазоне работы, за исключением ХХ разумеется, а ГВЖ больше при увеличении скорости потока.
Идея отключения клапана ХХ, который и на переходные процессы влияет, от поворота заслонки, без привязки к оборотам, не лучшая - будет провал с малых оборотов, когда резко будешь открывать заслонку.
А вообще вклад эпхх в экономичность сильно преувеличенин, т.к. доля режимов принудительного торможения двигателем в общем пробеге не велика и к тому же зависит от манеры езды.
Чем беднее смесь, тем позднее должно быть зажигание, что б не появлялась детонация. Это однозначно.
Насчет отключения клапана - я ж пишу, что проездил на нем, отключающемся на 2000 в минуту больше тысячи... Но тут только методом тыка.
Именно при штатном функционировании электроклапана - да, экономии не заметил.
Вот бы фотки посмотреть и коллектора и карба, да и компоновки вцелом
https://oppozit.ru/article101015.html
Провел эксперимент: вывел выключатель на руль, прицепил питание электроклапана через него. На 4 передаче на 60 км/ч (1500 оборотов в минуту) включение/выключение электроклапана не ощущается никак.
На нейтрали на выключеном электроклапане держу газ, обороты слегка плавают до 3000 в минуту. Совсем слегка.
Роликовому выключателю быть.
Отпишусь по результатам.
Значит смесь надо обеднить сначала ГТЖ первой камеры, потом опять эксперимент проводить.
Юмор в том, что в том году я наоборот увеличивал гтж... Была детонация и серый нагар...
А сейчас я, де факто, бедню смесь, а детонация не появляется, тяга не уменьшаяется... И я в растерянности.
А жиклеры сам калибровал, проливал? Может на нем написано одно, а по факту пропускная способность другая.
Жиклер переделал из родного ооочень аккуратно разрочив канал и получив на свечах с серого нагара легкие признаки нормального.
Фото посмотрел, зачёт. А по эппх я не думаю, что будет серьёзная экономия, может посмотреть в сторону уровня, диафрагмочек, резиночек, колечек всевозможных уплотнительных ?
Блин... Ты прочел текст?
Пишу же, в режиме "клапан отключен выше 2000 в минуту" получил уменьшение расхода с 7,4 до 6,4 примерно.
Shlans, давно это было, но где то встречал на карбюраторах концевик, который отключал холостой ход при повороте дроссельной заслонки на определённый угол. Карбуратор был ипонцкий. То есть когда нога с педали газа убрана работает хх, как только газу поддал, всё отключилось. стоял концевик.
Ну... Через концевик, так то, и обычный блок эпхх работает... Не перепутал ли?
вот и я тоже сомневаюсь, это же было давно, уже лет 15прошло с того времени.
Ну даже если так просто самому сделать, много страху то не будет. Поставь концевик и пусть он или напрямую или через рэле отключает этот клапан когда ты газку даёшь (желательно концевик через регулировочный болтик приколхозить, чтоб можно было угол подрегулировать). Можно даже на первое время пристроить ещё и тумблер, чтоб при необходимости отключать всю эту хренотень и возвращать в родное состояние. Поездиш, посмотриш что и как, а там уже решишь что далее делать
А какой карбюратор стоит у тебя?
Хитачи тип три, так в книжке значится...
ааа, то есть родной. Тут у товарища одного три субарика есть (рядники правда) там карбураторы есть и кажется впрыск был.
А на этом карбюраторе стоит такая штукенция которая поддаёт газку когда ты включаешь свет, кондишку или гидрачём пользуешься (имею ввиду автошный вариант)?
мой тырнет медленный и я не могу все твои фотки посмотреть :)
Нет, такой нет.
Поставил концевик. Отрубает клапан примерно на 80 км/ч на 4 передаче.
Пару баков выкатаю - отпишусь.
Вообще-то ЭПХХ изначально создали как экологическое устройство, чтобы при торможении двигателем(принудительный холостой ход) снизить долю вредных выбросов в атмосферу. Экономия расхода от него при его правильной работе не более 1,5%. ЭПХХ участвует в образовании смеси на холостых и на переходных режимах. Как раз до 2000 оборотов. А выше уже вступает главная дозирующая система. Сам ЭПХХ работает от датчика дроссельной заслонки. Здесь управляется либо по "массе", как у тебя, либо по "плюсу", как с концевиком. Так что, если дроссельная открыта, ЭПХХ отключен всегда. Как только дроссель закрылся, ЭПХХ включается, и здесь работает электроника от оборотов. Клапан холостого хода закрыт, пока обороты ок. 2000, и в районе 1200 - 1400 он открывается. Дальше работает система холостого хода.
Когда у тебя провод датчика дросселя замыкал на массу, ЭПХХ был включен всегда, и подергивание в районе 2000 возникало от того, что клапан холостого хода с некоторой периодичностью включался-отключался, соответственно смесь менялась.
Теперь насчет экономии. При сильном обеднении смеси и при сильном обогащении будет перерасход, т.к. богатая будет сгорать не полностью, и лишнее топливо вылетит в трубу; Бедная горит плохо и её надо больше. Я думаю, твоя экономия получилась от того, что ты случайно нашёл некую оптимальную точку с учетом плохо работавшего ЭПХХ. Повторить её можно только долгими подборами. И ЭПХХ здесь не причём.
Поскольку у тебя япокарб, то на нём может стоять ещё экономайзер мощностных режимов, и управляться от того же блока, что и ЭПХХ.
Вот здесь уже реальная экономия, если его отключать. Не смотрел, есть он на твоём?
Отнюдь.
На вазе, допустим, электроклапан отключается ТОЛЬКО при торможении двигателем. Заслонка закрыта (концевик) и обороты выше заданных блоком управления.
Я про это и говорил. Понятие "электроклапан отключается" означает, что заработал блок управления ЭПХХ, который электроклапан сначала отключает, а потом включает. Я некорректно фразы построил. Говоря ЭПХХ, я имел в виду блок управления, а электроклапан назвал клапаном холостого хода.
На сколько я помню чем больше открыт дроссель карбюратора тем меньше смеси готовит система ХХ.
В смысле воздуху проще идти через широкий диффузор чем пролезать по закоулкам системы холостого хода.
Что означает что отключение клапана холостого хода на оборотах выше средних бессмысленно.
Может просто так совпало, бензин хороший, ветер всё время в спину...
Вот и я примерно так полагал. Но, возможно, сие актуально для наших карбба и нашей системы эпхх. А тут джап.
Но ы мануале она там, по описанию, особо не отличается ничем... Та же система, тот же "экономайзер"...
В общем, эксперемент покажет. Два бака искатаю - отпишусь.
Товарищ появится, поинтересуюсь у него на счёт карбюратора и впрыска, жаль снега ещё много у нас, машины его засыпаны. То автобусы субарики, настоящие "микробы" ;). интересные моторы там, не оппозит, рядник, но лежит боком да ещё сзади (как на запорике). Да и сам автобус очень интересный, салон трансформер раскладывается весь вплоть до поворачивающихся водительского и пассажирского сиденья. Компактный, как игрушечный. :)
На старых ипономарках не на всех стояли мозги в карбюраторе. Были и простые, безмозглые. Где то у меня в сарайке валяется карбюратор от 2е (старлетки и т.п.) там мозгов вроде не было, в 4еф кажется какието зачатки мозгов присутствовали, а вот 4ефе уже пошли с мозгами.
Shlans, а по каталогам, мотор твой с карбюратором от какого авто не занешь? А то может схему какую или ещё какие интересномти можно подсмотреть там?
Субару леоне, еа71, карбюратор хитачи тип 3
вот нашёл его картинку, Субару Доминго обзывается. такой карбюратор или не? Этот на литр и литрдвести
Нет, не такой.
Бак выкатал. Расход упал, составил 6,7 литра, что примерно на 0,8 литра на сотню меньше среднего расхода раньше. Но было еще и три прогрева.
Заглянул на свечи - цвет как и был, чистый изолятор с темным бочком.
Вопрос остается открыт: почему топливо, которое шло через электроклапан не оказывало существенных изменений на качество смеси (цвет свечей не изменился, детонация не появилась), но жрать стало при его отключении на ездовых оборотах меньше.
Я в растерянности.
Катаю дальше.
мне кажется что это не такое значительное обогащение смеси, что нивелировалось хорошим зажиганием и опять таки на режимах набора скорости когда дроссель открыть больше (и обогащения по сути не было, чем сильнее открыт дроссель там меньше проходит через канал хх и переходной ) свечи хорошо самоочищались.
Еще два бака.
Один в режиме "трасса" в основном, 120 - 130. Расход 6,4.
Второй в режиме ленивых аесенних покатушек. Редкие прохваты до 140, больше неторопливая езда в районе сотки. Расход 5,9.
В общем, экономия явно есть.
Ну и хорошо :). Ипонцы тоже много эксперементировали да и эксперементируют на технике и зачастую не всегда в лучшую сторону. так что не стоит думать что ихние разработки это предел мечтаний. Вполне возможен вариант что чтото можно допилить, а чтото доточить.
Для чистоты эксперимента надо теперь вернуть всё обратно и опять глянуть что там с расходом.
Ну... Можно. Но, так то, апетиты мотоцикла я хорошо знаю, реедко меньше 7 литров выходило.