Хочу стать конструктором мотоцикла | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Хочу стать конструктором мотоцикла

Осень 1984года. Дембель с 8СКА г Львов, через неделю будет 28 лет.
Еду в Ирбит со Львова. Вернее лечу на Ил-18. Кто летал тот знает, что значит лететь на Иле двенадцать часов. Жрррржжжжрр… и чего мне в СКА не сиделось? Лейтенант, любимый мотокросс, начальник тех базы, квартиру обещали …. лет через 5-12. Жрррржжжжрр…, кто летал на Ил 18 знает, и снова жрррржжжжрр… Заходим на дозаправку в Харьков, в туалет хочу, не нравятся мне эти алюминиевые авиа туалеты, терплю. Заходим, но как-то не совсем заходим- снижаемся, а винты в РЕВ. Прокрылатили над полосой и вверх. Ой-е! Кружок, вспоминаю Харьков, храм вижу, трассу для кросса не вижу. Снова Ил закладывает вправо, народ валится как в автобусе, но безропотно кренится как колясочник в мотоцикле. Ну заходим наконец-то на полосу, я с большим интересом смотрю на аэродромные штуки, начинаю вспоминать львовскую…. . Снова взревели винты, хотя идем вниз, и снова не садимся. Это я домой лечу бл…..ннн. Дочери полтора месяца бл…ннн. Дембель бля…ннн. И чего мне во Львове не сиделось? Снова вверх. Стар-лея уже приказ был; тех база, мотобарахла полно, командировки по всему западу страны, а Львов красавец, я все переснимал. Ил снова закладывает направо. Жрррржжжжрр… и снова жрррржжжжрр…, идем вниз, касание, полоса, винты в реверс, вроде живем!
Стоим в ожидании уже на «поле», и думаю: - «Странно мозги работают когда тебя могут мордой об БЕТОН.» Я вот лечу за Великим!, еду все побросав в 28лет. Еду делать новый мотоцикл, совсем другой, чем этот. Другой, чем этот, который мне мозолил все эти годы, на который я смотрю с детства, на котором я уездился, нагонялся, наремонтировался, наизобретался, ааа., нет еще нет, еще не наизобретался, это еще я мечтаю об этом. Ветер снес шляпу с головы, я за ней в «поле» с самолетами и пустотой. Все смеются, милиционер не гонится, а я догоняю, догоняю… Иду обратно, придерживаю шляпу, народ и менты любятся. А мне хорошо, я еду домой назад в прошлое и вперед в будущее.
Пришел в ОГК – отдел главного конструктора (гигантомания была естественна в советское время) с просьбой оформить меня конструктором спортивных мотоциклов, но меня с большими сомнениями определили в группу двигателя. Первый рабочий день, волнуясь, вхожу, здороваюсь со всеми кого знаю и не знаю, а ко мне подходит женщина моих лет и звонко заявляет:-« Виктор Николаевич, сегодня в 17-15 занятия к школе марксизма – ленинизма! ???? Не опаздывайте! - Во е-е. Я тут понимаешь ли новую эру мотоцикла Урал собрался начать, а меня призывают к марксизму-ленинизму.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Конструкторов было человек 16-17, немного больше в группах обеспечения - копировка, нормоконтроль и т.д. Гораздо больше было испытателей и работников лабораторий. Короче человек сто было. И как мне показалось через пару месяцев работы большинство «гнали дуру». Намного позже я понял причины, но об одной поподробнее. Менее чем за год до моего приезда «партия и правительство» закрыли грандиозный проект «М-73». Это был практически новый мотоцикл, не слизанный с БМВ, а свой. Работа продолжалась более 10лет и кончилась ничем. В коллективе был не просто пессимизм, а какая-то гнетущая атмосфера. Мои оптимистические помысла всем казались идиотскими. Получая очередное задание от Пушкарева - руководителя группы, я взмолился: - «Ну что я все перерисовываю старые чертежи? Кроме них дайте мне какую-то стратегическую работу, что бы по ночам о чем было думать». А он больше всему залу, ну и мне:- «Вот я всю жизнь переводил допуски деталей двигателя с микрон на «сотые», а тебе видимо придется переводить «сотые» на «десятые».
Вот это я попал! Но вдруг где-то через пару недель мне дают почти грандиозную задачу. Стартерный привод с модели М-73 предлагается поставить на серийную модель М-67 с условием, что он будет стоять сверху двигателя на месте генератора, а генератор по компоновке М-73 будет торцевой с приводом от коленвала. Сразу плохо было то, что нам давали ВАЗовский стартер с левым вращением, что заставляло делать целый двигающий блок шестерен для привода зубчатого венца. Может общая компоновка и диктовала это частное решение, но оно крайне сомнительное. Тогда я всех проблем еще не видел, больше полагаясь на свой талант и упрямость.
Библиотека- книжки, испытатели- отчеты, старые и чужие наработки, кульман, экспериментальный цех. Наконец мой узел поступает на опытный мотоцикл для дорожных испытаний. Испытатель- Александр мне сразу заявляет:- «Тебе покатать? Или сломать сразу?» Посчитав то ли за сарказм, то ли за шутку, я тоже отшутился. Вот у «дорожников» у меня какой авторитет был сразу, меня знали как «мотогона», да и по возрасту многие мне были близки. А вот среди конструкторов я был почти в два раза всех моложе.
Все сломалось через неделю. Сняли, я притащил все на стол, и под массу ехидных советов начал рисовать другой вариант.
Неделю рисую, с учетом утверждения начальства, месяц делают в цехе и еще через месяц образец попадает Александру на «дорогу». Он ломает через неделю, я все тащу себе на стол и все снова повторяется.
-Зачем? – спросит человек, мыслящий аналоговым мышлением, - «Есть масса решений как стартер крутит непосредственно маховик». А затем, что задали стартер, который крутит только в левую сторону, в ту же что и маховик. А нам нужно в правую!
- А другого стартера нет?
- Нет.
- Тогда может стартер развернуть?
- Нет. Он будет мешать фильтру.
- Может фильтр вынести в другое место?
- Нет. Он на месте. Это решено без тебя на общей компоновке двигателя и мотоцикла в целом.
- Но то на «1000», а это же на «650»?
- Работайте, Виктор Николаевич, работайте. Да и нет у нас стартера с правым вращением.
- Хорошо, сделаю.
В зале у меня был третий кульман справа. Зал – это довольно светлое помещение на втором этаже размером 20 на 40 метров с кульманами и столами вдоль окон, а посредине плазовый стол. Все что говорилось у одного кульмана слышали все, все что было на кульмане, было доступно всем. Все находятся в курсе текущих событий.
И так больше года. Конечно, были параллельно и другие работы, но эта была генеральной. Это был хвост от проекта мотоцикла М-73.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Я тогда на завод пришел в третий раз и уже был опытным «новеньким». Идей я не выдвигал, к начальству относился с уважением, карьерного интереса не изъявлял, за границу ехать не стремился. Хотел быть своим:- проявлял активный интерес к рыбалке и садоводству. Однако, когда я спускался на первый этаж к производственникам и испытателям, я раскрывался, потому как многие уже меня хороша знали по мотокроссу. Это был мой мир, в котором я варился уже лет пятнадцать, а может всю жизнь. Мой двор был самым близким к проходной мотозавода, а родители естественно там работали. Еще в детстве купили мне мопед, первый мотик- «Восход», купил уже сам на первую зарплату. Мототехникум, институт, начальник ГСМ полка. А вернулся я на завод с Львовского СКА. Работы там было запредельно, особенно перед «Союзом» и «Вооруженкой», но даже тогда я ухитрялся рисовать двигатели «Балландина», «многоклапанники» и другую разную «хрень», а здесь привод стартерный… .
Он меня убивал. Я уперся по серьезному как спортсмен, но дело не шло. Ломалось все. Конструкция досталась от «Тамары» и было определено расположение агрегатов. Кардинально менять? – не мои полномочия, а идти путем совершенствования меня уже «достало». Однако это убивало только меня, начальство относилось к этому (100% поломок) нормально, испытатели нормально, и все конструктора в зале нормально! Я даже авторитет начал зарабатывать, правда не понимал на чем?
Я изобретал очередное решение, его воплощали в металле и испытывали на полном серьезе. Как-то я зашел к Ермилычу - электрику, то ли он мне датчики температуры на картер прицеплял, то ли еще что-то делал. А он мне: - «Видел я тут, … твой очередной шедевр опять развалили.
- Так, Ермилыч, ерундой же я занимаюсь. Никто на стартеры сателлитов не ставит, стартер с левого вращения надо ставить.
- Зачем с левым? Этот нужно влево крутить.
- То есть так можно? Мне сказано, что влево неправильно?
- «Щас»! , где-то у меня тут таскается еще «целый».
Берет стартер, запускает, потом меняет клеммы на аккумуляторе и крутит в другую сторону. Говорит: - «Неправильно конечно, так как щеточки заточены в другую сторону. Но если их чуть переточить, то правильно будет».
Меня аж передернуло – «Щеточки переточить!». Я тут больше года бьюсь об стенку, а вопрос в щеточках?
Это было потрясение.
Мой начальник расценил новость от меня, как нежелание работать. Новость его не возбудила ни как! Правда о смене направлений вращения и щеточках он точно ничего не знал, ибо я себя не сдержал бы. Он с явным неудовольствием дал мне другую работу: перечертить все виды двигателя и его модификаций. – «А то старые смотрятся плохо!».
И как-то стартер стал никому не нужен: ни главному, ни испытателям, никому. Отдел конструктора продолжал работу, никого, ни что не потрясло, даже Ермилыча.

umelec1
Человек's picture

конец 80х. ни кому уже ни чего не нужно

umelec1's picture

Совсем не так.
Начало 80х может быть и да. Мерли генсеки, полки уже были пустыми, обещанного коммунизма не случилось, чего там впереди?
А вот конец 80х - это были годы надежд. Это я вляпался в заболотистое место, а вообще наоборот. началась подвижка не только в политике. но и в технике. в технологии.
вытащите в ютубе телевизионную передачу начала 90х, конец 80х и посмотрите на лица участников и даже статистов. сравните с 15 годом. просто сравните лица.
И Ваша цитата верна именно на сегодня, на 15й год.

SMotor's picture

как это знакомо......., многим руки так по отбивали.

Michael's picture

Ужас ужасный - это по эмоциям восприятия.
Тихая грусть - это по философски.

Вспоминается армейская действительность - когда старшина роты занимал нас, первогодков, чем угодно: лишь бы мы были чем-нибудь заняты. Чтобы был общий вид занятости личного состава, и у командования не возникало вопросов о праздношатании солдат. В общем-то и учреждение обязывало - армия как никак.
А, вот, уже на втором году службы внимание старшины было ослаблено - мы уже сами постигли науку делать вид занятости во имя учебно-боевой подготовки.

Прямо-таки вижу очень много схожего.

Регляж 2's picture

Ил-18 в Ирбит не летал, если только до Челябинска или Свердловска. И он 12 часов лететь не мог, а гораздо быстрее. Ил-18 с 4-мя турбовинтовыми двигателями. На Ил-18 я сам летал из Берлина до Москвы за 2 часа. В 80-х годах много уже летало из далека реактивных тушек. Автор наверно самолёты попутал или приукрасил всё. А то, что летать боялся, это из его текста видно. Потому ему 12 часов от страха показалось. Ил-18 без дозаправки океан перелетает и ещё остаётся. Он до сих пор летает и в виде Ил-20 остаётся на вооружении сейчас.

din63's picture

Регляж в своем репертуаре, как всегда в мире фантастики! Москва-Берлин за два часа на ИЛ18.
Нет больше людей, с такой скоростью на этих самолетах летавших!

Два года 18-е и 38-е обслуживал. Кстати, отличный самолёт патрульной службы и поиска. И ценят его не за максимальную скорость, а за минимальную, за малую скорость сваливания.

Регляж 2's picture

Говоришь, что обслуживал, а сам ничего об этом самолёте не знаешь. Трепло. Скажи мне, где ты их обслуживал.

din63's picture

Слышь, бабаболка тролевая, учебник арифметики в школьных коридорах скурившая!
ИЛ-18 на максимальной своей скорости ТРИ часа от Москвы до Берлина по прямой лететь будет. Да только не дадут ему прямой, эшелонами пойдет.

Жалко мат на форуме запрещен, на нум лучше объяснять, что за жалкий ты клоун.

Регляж 2's picture

Прогресс. Уже на 3 часа согласился. А как быть (смотри текст автора) с 12 часами до Ирбита, да ещё с дозаправкой? Ты этому веришь? Ну и всё таки, где же ты Ил-18 обслуживал? Я допускаю твою службу в СА в 2 года, и что там, в качестве кого?

BuffoG's picture

этот срач можно перенести в личку господа
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)

мда, отношение совковое - это да-а-а.
На жигостартере мало щеточки поменять - там надо шлицы под бендикс на другую сторону перерезать. Там шлицы сделаны так, что когда мотор заводится, он бендикс отбрасывает. Да и на самом бендиксе на шестерне заход сделан с учетом направления вращения. Хотя мотор сам будет легко крутиться в другую сторону, это да. Но фильтр перенести наверное было бы проще

AntoniGutslasher's picture

Самое интересное что этот стартер так и не был запущен в производство.
Ну стартер хер с ним.
Кстати!!!! А генератор-то перенесли на коленку? Есть решение? Может чертежи сохранились? Было бы интересно сравнить их с чертажами Васи. Или до этого дело вообще не дошло? Какой генератор планировалось ставить? Чтобы он ещё и об "совнархозное" крыло не задевал. Мы кстати с этим дико протрахались. Чтобы Васин Киловатт не шоркал об крыло, пришлось угол коррекции траверс менять и вдобавок крепление крыла переделывать.

ВасяПЗ's picture

АнтониоЪ, я же писал в статье про первый кВтЪ, что завод как раз все модели новых моторов делал с генерами на коленвалу. В том числе м73. Но там носик на валу специальный предусмотрен, чтобы ротор генера непосредственно на вал вешать. А в наших валах такого носика нет, поэтому приходится ставить полноценный ротор генератора с двумя подшипниками и приводную муфту. Вот лишний размер и набегает. В современных вариантах киловатта эта проблема решена применением Денсы. С ней даже на Ретру встает.

umelec1's picture

Антон, ты же был в музее мотоциклов.
Вот М73 с генератором впереди на коленвале.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Там еще Акула стоит.
Потом в экспозиции двигателей есть.
Когда я пришел на завод, то таких двигателей еще было много, на них обкатывали разные решения.

BuffoG's picture

блин партия все в этой стране убивала и убивает, плановая экономика это путь к вырождению.

Но рассказ старожила ИМЗ бесценен! Спасибо!
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)

din63's picture

Спасибо за рассказ! Ждем продолжения.

VampirY's picture

побольше бы таких рассказов из того времени. интересно услышать все это из первых уст так сказать.

Linux XIII's picture

Мы тут с Вампирием перебирали мою волчью кпп 2004го года. Ну как мы, Вампирий делал, а я принеси-подай иди...))
Так вот, интересно, КОГДА завод уже имел наработки по самовзводной пружине кикстартера??? Как вспомню семь потов
и семь градаций мата при взводе оной спецключом, аж дрожь берет. А тут раз - и готово. Почему завод не мог это
внедрить раньше? Это как минимум экономия на заглушках взводной пружины и экономия времени при производстве кпп.

Mr_Vlad's picture

Чертежик М-73 сейчас бы не помешал, а их сейчас Буланов все захапал?

academik's picture

Виктор Николаевич жжот как и обычно. Браво!
Когда выходит книга с воспоминаниями? Мемуары то бишь...

Valeron's picture

Да, уж, занятно и грустно, жаль, что М73 не пошёл в серию.

Wolkodav's picture

Наконец дочитал. Замечательно!
Виктор Николич, пиши ещё. На книжку, думаю, скоро уже накопится.

umelec1's picture

Спасибо всем.
Завис над рассказом о том как рождали жидкостное охлаждение.
Тема посложнее и фотографий нет от туда.

academik's picture

""Завис над рассказом о том как рождали жидкостное охлаждение.
Тема посложнее и фотографий нет от туда.""

Ну нет так нет. А фото самих ДВС можно в музее нафотать, например.

А книга будет бомбой! Оппозитной.))

A170478's picture

Если кто-то думает, что так работали только в СССР, то вы заблуждаетесь. Я лично работал 4 года назад в КБ в РЖД. Там мотоциклы конечно не делали, но вся описанная тоска и мутево конструкторской работы присутствует. Работа на 90% делается ради работы, на конечный результат и качество всем по.... Лишь бы отчитаться и сдать.
Огромным сдерживающим фактором для конструктора являлось и является документ ЕСКД. Лично удавил бы составителей. Благодаря его требованиям незначительная работа по замене любой мелкой фигни может превратиться в гигантскую возню с макулатурой :(

umelec1's picture

"""Огромным сдерживающим фактором для конструктора являлось и является документ ЕСКД"""
Меня убивали стандарты.
Потом, когда я стал руководителем группы двигателя, то ездил в Москву, в Серпухов на совещания по стандартизации. Представ те, приехали 10 работников с разных мотозаводов, конструкторов среди них полтора человека, к ним добавили пятнадцать работников столичных НИИ. И вот эта компания решает каким должен быть поршень в прямом смысле. Высота, размеры пальца, число колец и их размеры и т.д. . Я спрашиваю:-
-А конструктору то что делать?
- Мы облегчаем работу не только конструктора, но и технолога, контролера и вообще всех специалистов.
- А как новизна? Изобретательство?
- Если появится значимое решение, соберемся, изменим стандарт.
Во как!
А потом как то занесло на совещание, где зам министра распекал моих начальников за плохую унификацию. Он раздраженно привел пример:-
- В стране несколько десятков тракторостроительных заводов. И ни одна коробка передач не подходит к другим тракторам. Даже шестеренки не подходят.
Я так его и не понял: - "А зачем? , Учился ли он механике вообще?"

NIckIMZ's picture

Николаич легенда! Молодец.

Ivan Heavy@mail.ru's picture

Спасибо за рассказ!
Спасибо Виктор Николаевич!

User login