Посадили на Урал
1976год. Клуб по мотокроссу при автошколе города Тюмени. Эта автошкола была при обкоме ДОССАФ, а основная команда по мотокроссу – это практически основная сборная области.
Поступив в индустриальный институт и поучившись немного я стал искать мотоциклетные клубы в городе. Сначала нашел самый мне известный на «моторном». Парни встретили меня с большим сомнением, что я буду их товарищем. Доминировали "каляски", а в них доминировали братья Денисовы. Лидером был начальник, а вот доминировали Денисовы. Начальника я месяц караулил, но не случилось. Да и «Чезетов» у них почти небыло. И пошел я «В церковь», так мне назвали клуб который находился в помещении старой церкви у строительного института. Начальника тоже нужно было караулить, не сезон видимо был. Звали его все Семеном, но произносили его как то значимо. Зато Чезетов 250 в этом клубе было очень много. Похоже, что все катались на «250», а на гонку рассаживались по своим кубатурам. А мне как хотелось кататься на «250», даже высказаться не могу как. Меня даже не настораживало то, что в команде присутствовали МСМК и как раз в этой кубатуре. И вот я очередной раз я пришел в клуб и меня насторожила неожиданная тишина. Ни кто, ни чего не "травил", все тихо копались в своих углах. Вдруг дверь распахивается и сначала влетает трехэтажный мат, а потом заходит коренастый русский мужик, по другому не скажешь. Не закрывая дверей проходит к одному из известных спортсменов и громогласно буквально допытывает его в чем то. Тот что то отвечая, что то кивая всячески уклоняется от развития диалога, затем показывает на меня: - «Вот, я говорил, паренек из Ирбита». Семен разворачивается, до этого он меня не видел, и молчит, изучает что ли. Я приготовился к какой то его хлесткой фразе, а он достаточно дружелюбно: - «Из Ирбита говоришь? А чего к нам, чего не на моторный? коляски там».
- Хочу ездить на «250», в Ирбите ездил в «125», третий разряд есть.
- Третий разряд есть, да ты что? Ты знаешь, что у меня трое ездят в «250» и все мастера.
Я заметил что все парни клуба подтянулись и с интересом ждут разрешения разговора. Я утвердительно высказывался в своем желании, а Семен терпеливо объяснял мне их бесперспективность. Закончилось все тем, что мне давали, что то разваленное в углу, что я должен был восстановить к сезону и при этом наделялся обязанностью подметать весь пол раза три в неделю. И так негромкий гомон в церкви обнулился, когда Семен повернулся ко всем и, … не помню что было. Помню что поговорил он со мной без мата, а потом кому то досталось. Далее уже мирно поговорил с парнем, которому и 16ти то не было, и ушел не прощаясь. А мне было уже 20 и мести пол многие посчитали моей слабостью.
Прошло месяца три, я собрал мотоцикл наполовину, половину надо было или покупать, или ждать запчастей «когда придут». Это многозначительное звукосочетание было непонятно мне. А пол я мел исправно. Семен приходил раза два и так же эпатажно как я его видел в первый. Я довольно освоился: был своим у сторожих, нормально общался как с именитыми мотогонами так и с молодыми, но пол мел. И вот как то в один из дней снова раздается негласная команда о построении и все ждут Семена. Сразу скажу что не помню кто что и за что заполучил, но ко мне подошел с явным интересом. Пойдем говорит поговорить есть о чем. Подходим к снегом засыпанному сараю, где сторожиха почти уже двери огребла. Вот есть говорит к тебе дело и открывает сарай. Смотрю и вижу ирбитский спортивный стоковый Урал. Я, говорит, предлагаю тебе сделку:- «Ты восстанавливаешь Урал, находишь колясочника и выступаешь в классе 650 на приз моторного завода 3марта. А я тебе к весне не новый, но в хорошем состоянии Чезет 250 подгоняю.»
- Но на приз моторного завода только с первым разрядом допускают?
- Я тебе первый нарисую, соглашаешься?
Я осмотрел мотоцикл, не было руля с тросами, карбюраторов и колеса заднего. А предложение заманчивое: сразу первый разряд, да и гонка Всесоюзная (один из пяти кубков страны). Короче я согласился без сомнений.
Колясочника нашел среди своих- однокурсника из Ирбита. За месяц собрал и попробовал Урал. Надобно бы на тренировку, а месяц февраль, сугробов намело по то самое место. Наша церковь на высоком берегу Туры стояла. На реке ветер весь снег сдул и лед очень шершавый, то есть место подходящее для тренировок. Покатались по воображаемой трассе, привлекая массу зрителей- место то почти в центре. И все! Долее на старт!
Накануне гонки только разгребли трассу и сразу официальная тренировка с засечкой. Братья Денисовы с «Моторного» поприкалывались над моим непеределанном мотоцикле. Но гораздо больше мне досталось от ирбитчан, и прикалывались, и жалели, и даже фотографировались на моем Урале. По засечке оказался в середине третьего десятка из сорока экипажей, только ирбитских было двадцать. Игорь- колясочник уставал, но работал нормально.
Предстартового мандража я неожидал, я вроде вообще по сделке еду, мне лишь бы финишировать для зачета, и «250» моя. Старт из третьего ряда, традиционный завал на первом повороте, затяжка, разборки; в общем, нормальный ход. Где то под конец заезда нас на круг догоняет лидер «Пока»- Володя Бородин- большой авторитет для меня. Я, задрав назад голову, уступая ему дорогу беру влево и буквально взмываю на гору снега. Далее неуправляемый полет и приземление на спину, слава Богу в нетронутый снег. Лежу придавленный бензобаком, из которого на меня льется бензин, чувствую уже струйку по телу. Вдруг голоса, руки, куда то несут, заводят, садят, толкают…, а я еще не дохнул ни разу. Первый вздох только на повороте и как то пошли, пошли, обгонять стали, обгонять, обогнали Денисовых. В общем 13 место в гонке, а у команды первое. А зрители? Как они болели, как болели.
«Пришла весна, избушкина лиса растаяла»-начало сезона. Вот не помню я, дали мне «250» или только показывали, но так я и не выехал той весной. А подошел ко мне Семен и говорит: - «А некому в «колясках» за команду ехать на «область». Надо бы «за Россию пострадать», а так катайся ты на своем «250»». Приехал я тогда четвертым из двенадцати, два ребра поломал, братья Денисовы обогнали. Как то «не очень» все вышло, но вот именно после этой гонки уже не рвался в «250», остался в «колясках» навсегда.
Очень интересно! Вот времена были...
Хорошие мемуары. Надо продублировать ссылку вот сюда http://oppozit.ru/post_95823.html
Всегда с завистью читаю такие рассказы-биографии. Не было у нас клубов, развалили все. Катаюсь примерно с 9-ти лет, но все равно считаю себя в далеких любителях, потому как опыта гонок нет никакого. А так хотелось...
Рассказ отличный! Виктор Николаич, пиши ещё! (без ошибок - раньше не наблюдалось)
Я правильно понимаю, что на фотографии близко не
?
Очень хороший рассказ.Прочитал на "одном дыхании".Супер.
побольше бы таких свидетельств очевидцев об ушедших навсегда временах. из этих крупиц можно сложить картинку. дух, атмосфера. "мой старик - отец, прежде чем покинуть этот говенный мир" (с) тоже на коляске гонял при ДОСААФ. мои, практически, первые детские воспоминания крутятся вокруг мотокросса. спасибо за рассказ.
Помнишь, были годы, были б....?
На Горбатке в ЦПХ притон.
Из-за бабы мы избили дядю,
Я ему сорвал тогда погон...
Классно! Ассоциация с "Мекскиканцем" Джека Лондона возникла.
Это было в СССР.
Сравните и плачте.
Прочитал,получил удовольствие.
ТС,спасибо за очерк,очень душевно написано.Прочитал с удовольствием.
да помню я чз125 собирал собирал поехали на Казахстан а когда назад приехали чз неделю всё нету досафа всё продали в омск вот обидно то было Михалыч тренер аж заплакал шёл 96год((
Спасибо!