Возрождение М-73
В течение года уходящего одним из проектов стало воссоздание М-73.
Изначально был отчёт об испытаниях 1944 года с несколькими фото и сборочным чертежем. Тогда на испытания были выставлены два М-73 один с двигателем М-72, второй с двигателем М-75. Но мы взяли за основу машину 44 года с двигателем М-72, а вторую с М-75 образца 47 года. Этот мотоцикл продолжали испытывать в Серпухове в 47-48 годах.
Первоочередной задачей было "разделить" сборочный чертёж на составляющие. В итоге получилась изрядное количество чертежей, потом была рутинная работа по подготовке к 3D моделированию и литью аллюминевых деталей, разработке технологий и изготовлению зубчатых пар и пр. На фото лишь небольшая часть чертежей.
Затем пошёл уже рабочий процесс изготовления деталей по 3D моделям. большая крышка редуктора со свечёй потянула за собой и литьё закладными деталями из стали. Но справились.
Подробно наверно чуть позже опишу.
А пока фото того, что получилось. Проектирование начали в феврале, детали изготовили в июне. Две машины пошли на выстановку и предварительную сборку в июле. В ноябре поехала первая в начале декабря совершила первый выезд вторая машина с М-75 двигателем.
сняли материал на видео, пока монтируем. Будет очередное кино.
На сравнительные испытания как в 44-м выставили М-72 41-го и М-73 с 72-м мотором.
На удивление М-73 оказался довольно проходимой машиной, хотя очень не хватало заднего хода. Машина достаточно ровно шла по глубокому песку, преодолевада подъёмы до 35 градусов, однако всё же на очень рыхлом песке всё же закапывалась. Бездифференцальный привод требует внимательности, и на твёрдых дорогах его включать конечно не рекомендуется. Хотя по прямой на асфальте он немного облегчает движение с тяжёлой коляской.
Вот ещё фото, сам привод на нём виден лучше. Как всегда бывает при таких работах уже после завершения работ появились ещё материалы, кое что в следующей машине будем исправлять.
Верхнеклапанная машина гораздо мощнее, на песке, по-сравнению с нижнеклапанной, гораздо увереннее себя чувствует. Из недостатков это прежде всего отсутствие заднего хода, малая глубина преодолеваемого брода. Но вообщем впечатление от обоих машин весьма приятное.
Молодцы! Такого восстановления оппозитов (из чертежей!) лично я ещё не видел. Успехов в следующих проектах))
Шкурный вопрос,постановка и изготовление привода дорогое удовольствие??
Изумительно, безусловно высший пилотаж воссоздавать самому детали - такая работа заслуживает уважения!
RESPECT И УВАЖУХА. Воссоздать за ново утраченный м-73 святое дело.В голове не укладывается проделанная работа.Наверное можно сказать что это первая МВшка
Очень понравился цвет на втором фото,как бы узнать рецепт?
Видео супер,только кроссач подпортил его.
P.S.Давно уважаю ребят из Латвии за их работы.
Восхитительно! Zund, вы, как всегда, на высоте!
Уважаемый ZUND! Привет из Красноярска. Восхищен Вашей работой. Ваши фото мне показал с месяц назад Михаил. Вы его знаете. Та вот, я ему рассказал, и теперь рассказываю всем, что видел подобный мотоцикл с двигателем М-72 у нас в Красноярске примерно в середине 90-х. У меня тогда был мотоцикл обычный М-72. А ведущая коляска была пределом мечтаний. Поэтому мотоцикл с приводом сразу бросился в глаза. Видел его несколько раз и всегда в движении. Пытался даже проследить за ним, чтобы получше рассмотреть, когда остановится. Но человек всегда ехал куда-то по своим делам, и у меня в момент встречи лишнего времени не было. Так что, подробно я его так и не рассмотрел. Примерно через год этот мотоцикл перестал попадаться на глаза, и судьба его неизвестна. ОЧЕНЬ ЖАЛЬ. Если кто-то сомневается, то могу заверить, что отличу свечную подвеску М-72 от подвески МВ даже при мимолетном взгляде.
Не факт, что привод тот был заводским. Я видел и живьем и на фото самодельные привода на М-72, разного типа сложности и качества исполнения.
Также лично видел заколхоженный R75, с внедренной мягкой подвеской и полностью самодельным приводом (а это оба редуктора и оба кардана). При его разборе нашли только один оригинальный узел - корпус дифференциала с сателлитами.
Это я к тому, что талантливых людей хватает, и при наличии материальной и технической баз сделать просто привод на коляску это не самая большая проблема.
С копией заводского привода дела обстоят гораздо сложнее, тк это должна быть именно копия (по возможности без отсебятины и прочего), а ни комплекта заводских чертежей, ни образца для снятия размеров просто нет.
Но при большом желании, даже по фотографиям и обрывочным данным можно воссоздать реплику целого мотоцикла и данная тема этому подтверждение.
Отличная работа!!!
Здорово!
С большим удовольствием посмотрел видео
Вернуть из небытия...
Ну что тут сказать... найдутся ли слова у великого и могучего...
И разве уместен здесь вопрос о цене (я так полагаю в денежном эквиваленте) проекта?
И фильм с фото не подкачали, качественные.
ПЗ спасибо автору.
Вопрос о цене на случай возможности приобретения, а не полной реставрации. Я думаю, не я один хотел-бы поставить привод на свой м-72???
в отчете о ходовых испытаниях М-73 мосты выглядят иначе
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)
нет слов!
Аплодирую стоя!
Восхищён!!!!!!!!!
Низкий поклон таким умельцам.
А чертежи можно увидеть или это военная тайна?
это бизнес проект, а секреты бизнеса не раздаются страждущим
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)
Василий! Может вы видели гибрид к примеру М 72 и бемеве сахара .
Как всегда блестящая работа ! Честь и хвала Вам!
Впечатляет! Молодцы парни...
Порадовал! Спасибо!
Титанический труд проделан! Браво!
Следующий проект слачаем не "ТМЗ-53"?
Невероятно! С уважением...
Афигенно!
Уважаю!! Теперь делайте четырехклапанные головы на СНХ и 750-ку=)
может это склонируете???
Это будет супер круто!!! Ибо тут дифференциальный привод с блокировкой и понижайка!
жаль только мот в Музее
как копировать???
А в чем проблема-то? Договорись с Булановым и копируй на здоровье ;).
у Буланова проще чертежи купить коли есть, правда дорого встанет...
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)
У Буланова все есть)) тока он думаю томить будет долго)
Спасибо за отзывы, коллеги!
Немного пояснений, проект изначально был заказом коллекционера В. Шеянова для его коллекции "Мир мотоциклов В.В. Шеянова". Вопрос о стоимости, естественно, не подлежит оглашению. Да и обычно я стараюсь никогда и не рапространяться о деньгах. Попусту плодить всякие оценки, по-моему, не нужно. Сейчас обе машины уезжают в Самару. Ещё один экземпляр неспешно строиться, и остаётся в моей коллекции. Тиражировать этот проект я без согласования с Заказчиком не могу.
Для Buffo, о визуальных отличиях я знаю, но мы очень внимательно подходили к чертежам и то, что есть на чертежах в итоге получается именно таким, как мы получили в металле. Возможно, имея уже сделанные и ездящие экземпляры, я буду пытаться ещё раз скорректировать внешние параметры отливок и попытаться в них вписать внутренности, посмотрим что получится. В любом случае, уже проделанный объём работы достаточно сложен и весьма трудоёмок.
Что касается видео сюжета, это немного отдельная история, я её воспринимаю как-бы небольшим отдыхом от непосредственно железа, снимаем один клип в год, прошлые клипы тоже есть на ютьюбе:
http://www.youtube.com/watch?v=b__xsPAMSBk
http://www.youtube.com/watch?v=lYJi7o9coSo&list=UUyztBz7Dd8HzBi4qgnALKMg
http://www.youtube.com/watch?v=KHJtDH81HL0
Давно работаем с хорошим оператором Юрием Скоробогатовым, он постоянно совершенствуется, и, главное, насколько я понимаю, снять что-то про мото и для него тоже небольшое отвлечение от "нормальных" кинопроектов. Стараемся снимать и монтировать не "про гайки", а пытаться создавать настроение, как это в итоге получается судить вам...
Ещё раз спаибо всем за положительные отзывы!
Алексей приветствую. Немного ошиблись с написанием ника, но все равно спасибо что не оставили без внимания.
Объем и трудоемкость работ даже не обсуждается.
Я так понимаю внутренности редукторов взяты от приводного МВ-750 относительно современного? По новой резать шестерни с эвольвентным зубом весьма дорого выходит.
Сергей.
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)
нет, все шестерни делались и считались по оригинальному сборочному чертежу. На М-73 нет эвольвентных дополнительных шестерен, там две прямозубые пары и механизм включения привода.
http://motos-of-war.ru/ru/motorcycles/m-73-sv/
Если верить написанному и это единственный чертеж, то и повторить его вполне возможно, только вот точность весьма условная, там явно не хватает проекций для полной идентичности.
Заявление о том что до наших дней не сохранилось ни одного М-73 ,полагаю, голословно. Без документального подтверждения- документов о списании и главное- утилизации всех изготовленных машин, оно пустой звук.
Если останков М-73 пока никто не нашел, еще не значит что их нет. Ничто не исчезает бесследно и в каком-нибудь сарае наверняка... ну концовку вы уже знаете. И когда он найдется, то с репликой выйдет конфуз.
М-100 тоже не было, а ОН или даже ОНИ очень даже ЕСТЬ
Знакомая техника всплыла в МОТО :)
http://www.zr.ru/archive/moto/2015/05/mauzer-dzerzhinskogo