Мечты об самопальной дрезине.
Жара. Августовский воздух прогрет и от треска кузнечиков дрожит воздух. Белые облака на пронзительно синем небе. Босые детские ноги ступают по шпалам железнодорожной ветки, уходящей вдаль. Кажется, что запах креозота пропитывает воздух на километры вокруг. Около махонького полустаночка с ажурным бетонным заборчиком, на котором дизель, который привез нас сюда, не останавливается, мы сворачиваем, но уходить от рельсов желания нет, они манят куда то, манят...
Помнится, я читал, что запахи - это один из сильнейших мотиваторов памяти. И каждый раз, когда спускаюсь в метро или где либо еще почувствую этот, для многих кажущийся неприятным, запах креозота (дегтя?), то в памяти всплывает далекое детство. Детство...
Около заброшенной шахты в 9-ом году, увидав и прокатившись на забытой черметчиками, железнодорожной тележке, наконец то понял, что очень хотел бы покататься на своей миниатюрной дрезинке. Решение зрело еще два года...
Итак, начинаю делать свою собственную мотодрезинку.
Как выяснилось, особенной оригинальностью я не выделился, в просторах интернета единомышленники нашлись быстро.
Самым сложным было найти колеса для будущей ЖДтележки. Они должны быть достаточно сложной формы, рабочая поверхность должна быть конусной, для того, что бы тележка самоустанавливалась на полотне и конечно же реборда, которая удерживает колесо от смещения наружу радиуса при повороте.
Поиск подходящих колес затянулся на два года. Комплект заводских колес для мотодрезины тд5м стоит в калуге около 15000р, что для такого, не сильно важного и ресурснозапасного проекта - дюже дорого. Комплект колес для лейтера - раза в полтора дешевле, но тоже дорого. А месяц назад мне посчастливилось заиметь два колесных диска от прицепа. Каждый диск состоял из двух симметричных половинок. Аллилуйя!
Були куплены четыре ступицы-ромашки от урала и вот результат:
Недостатки - тонковата сталь колеса (2 мм), узковаты сами колеса (если ЖД полотно совсем старое и рельсы по ширине сильно гуляют, то возможны сходы). В остальном - вполне приемлемо, каждое из колес спокойно держит мой вес.
Фото процесса создания и испытаний - буду выкладывать сюда.
В целом - дрезина нужна для неспешных покатушек по заброшенным (коих у нас сейчас хватает) жд веткам.
Бездарные люди — обыкновенно самые бездарные критики; не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, как это делается, они требуют от других невозможного. (В.О. Ключевский)
а двиг то какой будет?
От карпат, вроде. 50-ти кубовый двухскоростной двухтактник. v501M.
Рама готова, сегодня буду испытывать тележку. Дальше останется только силовой агрегат.
Вскрытие полтинника показало, что пациент при смерти: разбито посадочное левого подшипника ведомого вала кпп в картере, мертвы оба подшипника КВ, осевой люфт шатуна на КВ около 0,3, сам шатун погнут (слегка, думаю выправимо), втулка в ВГШ отсутствует.
Самая большая проблема - это конечно посадочное...
Да,V 501 не оч.двигатели.Поищи Ш-58 намного лучше.
Мне не до жиру, что попалось, то и ставлю. Ни сверхресурсов ни сверхотдачи мне с него получать не нужно, так что, думаю, хватит и его.
да, про запах это ты молодец... тонко подмечено. обожаю настоящие шпалы, не то что эти железобетонки.
И ходить по бетонным менее удобно :)
Тележка испытана! Накат весьма хороший, даже чахотошная "Дешка", думаю, вполне потянет ее.
Кстати, кроме v501м есть мысли и об электротяге. Есть 39 банок нкг30, двигатель подобрать - тоже не проблема. Главный плюс - безшумность.
Бесшумность это да, ночью шпалы тырить :)
Какие шпалы, солярку с тепловозов сливать)))) Неслышно подкатил, слил в тихаря, и неслышно укатил на электротяге)))
За неполные 200 рупий закуплено зажигание (ТАЗ), родной датчик с генератора выкинут,
вместо него установлен Холл и шторка.
Двигатель установлен на раму, приводная цепь инсталлирована, двигатель завелся вполне легко.
Одновременно начал перематывать коллекторный движек 500-ваттник на 45 вольт.
Забавная штука - этим мелкие двухтактники.
Зажигание пораньше, чем нужно, завел - вуаля - едет назад. Ни чиха ни пыха лишнего, просто в какой то момент вспышка проворачивает его в обратную сторону. Чую, что проблем с реверсом не будет...
Закуплен генератор от як-18, буду пытаться ставить его в качестве электродвигателя.
Генератор от 33 вольт крутится на ура. Но ток ХХ в почти 6 Ампер - это что то многовато... Но момент на валу - весьма неплохой.
Тележка:
Ведущая ось с катками:
Правая балка рамы тележки с катком:
Ах да...
В виду того, что бюджет сразу же планировался как стремящийся к нулю, то многие из деталей позаимствованы с пункта приема чермета. Мечта самопальщика и, кстати, весьма деловые люди: 20 р кило - и хоть все вывози.
грабеж! у нас 10 и вывози ))))))
Ух! У вас более продвинутые!
Но вообще те, к которым заезжаю, особо не церемонятся. Набрал кучку - полтос и до свиданья. Если мелочь - то вообще за спасибо. Но как повезет...
У нас чермет по 200 руб кило пытаются продавать. Говорят, надо, и за 200 возьмешь... На обмен железяки не берут. Поэтому мне у них ничего не надо.
дадада... за подножку центральную и верхнее крепление движка содрали 100 рублей...
http://vk.com/video4084634_153376809
В соцсетях не сижу, но что за видеоролик - понял, его видел. Да, что то вроде и хочется получить, с поправкой на желаемую безшумность.
Спасибо Федор!
Генератор в качестве электродвигателя - весьма неплох, по предварительным оценкам. Ток ХХ - 5 ампер, обороты - около 3 - 4 тысяч. При подаче напряжения в 33 Вольтта вал тормозится очень трудно, остановить полностью смог только накинув на шкив ремень и натянув его до одури. Ток зашкалил за 20 Ампер.
Питание: 4 батареи, по 13 банок НКГ-30, по 1,25 вольта каждая. Итого - по 16 вольт батарея.
Двигатель - 27,5 вольта, 350 ватт (это его характеристики как генератора).
При номинальном токе в 13 Ампер возможный максимальный запас хода будет более 4 часов. Думаю, что этого будет более чем достаточно.
Параллельно ведутся работы с двигателем от стиральной машины. Двигатель синхронный, схема включения статора и ротора - последовательная. 500 ватт. При питании переменным током 220 вольт на валу на ХХ выдает около 12 - 14 тысяч оборотов в минуту. При питании от 65 вольт постоянки - всего лишь немногим меньше, при этом ток КЗ электродвигателя превышает 8 Ампер. Так что, думаю, и он потянет вполне.
Если заброшенных ж\д веток много, то твоя затея нужная. Хвалю за настойчивость и мастерство.
А веть и автомобиль и мотоцикл(урал) можно поставить на рельсы, ты об этом не думал?
Ну затею сам я нужно не считаю. Баловство. Но интересной быть может не только мне, посему делюсь.
Ставить авто (ставили уже, в авто журнале была статья про патрик на рельсах, к примеру) или мото - не хочу.
Ага вещь интересная.
А тормози двигателем как троллейбусы и прочая электродвижущаяся техника.
Зарядка аккумуляторов и торможение.
Примерно так :). Но по рельсам, думаю, торможения ногами будет тоже эффективно, особенно если кеды.
неужто в бэмиксерЫЫ??)))
М... Чего? Что такое "бемиксер" Гибридная установка, в смысле?
Он имеет ввиду BMX велик. ВМХеры ногами тормозят.
А...
В фильме "Сталкер" 79г.была оппозитная мотодрезина ,двигло нижнеклапанник
Там была заводская тд-5м, такая, только с нижнеклапанником.
и все же я за гибрид, и электро и мотор от мопеда, шоб если чо вернуться
Если запас хода при скорости в 15 км/ч будет хотя бы 4 часа то это... 60 км пути. Даже 30-ти километровых веток, думаю, рядом маловато будет.
Но вообще, кроме элетротяги, думаю сделаю еще и вело. Необходимость ее определится именно запасом хода.
Вот это КЛАСС !!! Везёт же вам там, а у нас ещё лет 15 назад все Тарманские Болота были опутаны сетью узкоколеек (остались от торфоразработок), но теперь уже всё поснимали уроды...
Кстати, двигатель от болгарки не рассматривали?
Я просто знаю, что сетевой 220в- инструмент прекрасно работает от постоянки 110в (причём болгарка 2,2квт режет от 110 практически также как от переменной сети. От ваших 65 наверное тоже потянет.
У нас рядом еще есть остатки узкоколеек от торфразработок, под Шатурой и под Рязанью. Но их тоже пилят активно, увы.
От болгарки - вряд ли, малый диаметр ротора - малый момент. А вот двигатель от стиралки скорее всего как раз буду пускать через редуктор от мощной болгарки, ибо обороты на нём высокие, понижать нужно раз в двадцать.
Итак, генератор от ЯКа в качестве электродвигателя, ременная передача поликлиновым ремнем, передаточное отношение 6,5:
от одной батареи (16 вольт) потихоньку тронулась и поехала, от двух - вполне резко стартует и разгоняется. Это все по деревянному настилу гаража. Но ток даже при одной батареи зашкаливает за 20 А.
Сегодня - поставим на рельсы!
Круто! Могу предложить тебе сделать простейшую коробку на 2 передачи.
Одну, скажем, с передаточным отношением 10-1, другую - 6,5-1 (которая есть).
Конструкция, молниеносно пришедшая в голову: Двигатель вращает вал с двумя одинаковыми скользящими
(на подшипниках) шкивами, которые посредством переключающей зубчатой муфты будут соединены с валом.
На ведомом-же валу, оба шкива (с разным передаточным отношением) будут крепиться жестко и их ремни
на шкивах ведущего вала (они на подшипниках) будут двигаться с разными скоростями. Выбор шкива для передачи
крутящего момента будет осуществляться переключением зубчатой муфты, связанной с ведущим валом посредством
шлицев или длинной шпонки, на тот или иной шкив, вращающийся на подшипнике, тем самым, соединяя его с валом.
Проще, функциональней, удобнее и дешевле вариатор от снегохода. Например, Бурана. Можно найти вообще даром. Это будет самая передовая и подходящая для задач дрезины трансмиссия.
Изменение передаточных, по факту, уже не актуально, апробация показала состоятельность электротяги! Но даже изначальный вариант с 50-ти кубовым движком - был с кпп, двигатель с двухскоростной коробкой от "Карпат".
Ходовые испытания дрезины на электротяге прошли успешно! Пострадавших почти нет.
Фото и подробности завтра.
Но да по порядку:
Генератор от ЯК-18, который будет использоваться в качестве электродвигателя:
Фланец
Двигатель от стиралки:
Одна из четырех батарей:
Тележка, справа на раме крепление "полтинника":
Колесо:
Шлицевое соединение:
Итак, свершилось!
Вглубь лесы уходит полотно разобранной ЖД ветки. Шпалы местами сдернуты вбок, местами лежат ровно. Вдоль шпал идет "тропинка". Это колея от правых колес грузовиков, которые вывозили рельсы с этой, уже лет пять не видевшей тепловоза, ветки. Левыми колесами грузовики ехали по шпалам. Ехать на мотоцикле тут очень трудно, ощущение, что все органы внутри уже посрывали свой крепеж и теперь болтаются как хотят по всему организьму.
Судя по карте, ехать метров триста: дальше ветка должна слиться с действующей веткой, на которой движение, судя по отзывам "раз в год".
Ну сколько же можно, где она? Слез, пошел пешком. А... Уже рядом. Еще 50 метров и все, хорош. Мда... Развернуться на шпалах будет нелегко.
Разгружаю детали дрезины: пять балок, ведущая ось, четыре колеса, 14 болтов и 4 гайки, которые используются в качестве дистанционных шайб для натяжки ремня. Мандраж: "получится или нет и как, если получится?".
Начинаю скручивать конструкцию. Камары начинают выкачивать мою кровь. Такого их количества небыло даже на Плещеевом, если мне, конечно, не изменяет память. Они жрут меня сразу по 10 - 15 штук на каждую руку, я отмахиваюсь от них пучком гаечных ключей. Сволочи.
Все, готово. Тележка на рельсах. Адреналинчик: "а вдруг тепловоз?". Но в виду того, что пути просматриваются на пару кп в каждую сторону, а тишина в лесу позволяет услышать звук поезда задолго до его приближения - успокаивают. Но все же.
Прикрепил двигатель, навесил батареи (они пока без крепежа). Провода, пока что, на скрутках. Не до жиру (тьфу-тьфу) пока что.
Оператора, увы, нет, попутчик на испытания поехать не смог, поэтому снять эпохальный момент некому. Ну, с Богом. Дрезина шустро срывается с места и набирает скорость! Ура!
Скорость весьма приличная! Человек с такой побежит вряд ли. Километров 15 в час - минимум. А может и все двадцать.
Самое главное: "-Какой же ток?". 10 - 12 Ампер. Ура еще раз! Это значит, что запас хода будет близок к 50 километрам! А ведь можно будет и еще найти батареи!
Колеса, конечно, обладают легкой овальностью (отклонение от окружности до 0,5) и это дает довольно сильный шум при движении.
Стрелки дрезина не проходит... Выяснилось это в следствии небольшой, но все же неприятной, дж аварии. На стрелке дрезина почти на полном ходу сошла с рельс и заклинилась между ними. Результат: погнуло ось переднего правого, немного деформировало колесо, дырка на голени.
Но все - в минимальной степени и не помешало дальнейшим испытаниям. Колеса, все же, узковаты для прохождения стрелок.
Лес - это красота! Тихо, только птицы поют. Остановился. По рельсу пробежала ящерка, насколько успел заметить - живородка. Убивают только комары...
Погнутая ось и, соответственно, колесо, тянущее дрезину вбок, немного тормозят дрезину: ток подрос до стабильных 12 Ампер.
А как будет при одной батарее? Проверяю: напряжение вместо 32 вольт теперь всего 16 и ток... Не изменяется. Все те же 12 ампер. Только вот скорость упала раза в три. М... Невыгодно. "Тише едешь - дальше будешь" не всегда действует :).
Двигатель заметно нагревается. Ох, не хватает ему обдува... А делать принудительный - весьма не хочется, ибо это означает, что придется сверлить какие то отверстия и, соотвественно, портить товарный вид (генератор от яков на дороге не валяется и стоит денег). Но да подумаем.
Дичайше не хватает реверса. Придется все же потрошить двигатель, выводить концы обмоток для коммутации наружу. А так простоя смена полярности ничего, увы, не дает. Тем не менее сам разворачиваю дрезину секунд за 30 - 40. Но тяжко. Две батареи тянут килограмм на 30 а то и 40.
Передаточное отношение подобрал, видимо, неплохо. Но позже попробую уменьшить: если ток не подрастет - значит так и оставлю.
Подаю напряжение - двигатель работает, но дрезина стоит. Что такое? А... Все как у взрослых, "боксование". На одном из ведущих колес открутилась гайка (угу, котрогаечки нужно) и шлицевая шайба, передающая момент на колесо, соскочила. А второму колесу проще прокручиваться на месте, чем страгивать всю дрезину с места.
Пара фотографий с автомобильного моста. Красота...
Пора сворачиваться. Разборка занимает минут 10 - 15, не более.
Погрузка. Осмотр "дороги" на предмет "как же тут разворачиваться".
Разворачиваюсь и, что вполне ожидаемо, попадаю таки колесами между шпал. Усе, приехали...
30 минут жизни, "n"-ное кол-во крови комарам, немножко знание физики - и я все же выбираюсь. Снова тряска по шпалам...
Уф... Эмоций - уйма. Ура!
Видео, пока что одно: http://photo.qip.ru/users/shlans/video/u23088934b03/view/
Илюха, ты маньяк и безумец... в хорошем смысле слова )))
Учитесь господа оппозитчики-кастомайзеры - мужик сказал, мужик сделал!!! А у вас все тока наддувы из пылесосов, да и то, только в голове ))))
Спасиба :))))
Включение электродвигателя пока будет сделано нефиксируемой кнопкой. Ибо если пилот по какой либо причине с дрезины на ходу свалится, то она при наличии путей и хорошего аккума может уехать ооочень далеко, если питание на двигатель снято не будет.
можно не с кнопкой заморочиться, а сделать аварийный размыкатель, зафиксировав его конец, например, на липучке к запястью
или под сидуху замыкатель, нагрузка на сиденье есть - цепь замкнута, сидок встал с места цепь разомкнута.