О смещении двигателя М72 в раме | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

О смещении двигателя М72 в раме

Исследование чертежей М72 для расчета смещения двигателя в раме.

Точное значение смещения двигателя в раме обычно не приводится в каталогах, и даже в комплекте чертежей М72 я не нашел эту величину в явном виде.

Положение двигателя регулируется втулками, и даже количество втулок однозначно не известно. Я встречал утверждения, что их две, и что их четыре.

Для начала открываю "Каталог узлов и деталей мотоцикла М72", ГАБТУ 1955

Там на странице с рамой мотоцикла на одной из шпилек показаны две втулки. Размеры не указаны. Предполагаю, что на второй шпильке должны находиться еще две.

В таблице по номерам деталей нахожу эти втулки. 7209154 втулка распорная правая, 1 штука, 7209156 втулка распорная левая, 2 штуки. Почему правая одна? Загадка.

Ладно, переходим к чертежам. Альбом чертежей и данных о материалах и термообработке - бесценный источник информации.

В нем нахожу чертеж рамы

И в нем размеры самой рамы и втулок, здесь втулки уже четыре.

Теперь вопрос с размерами выступов картера двигателя. Здесь размеры не нахожу, остается измерять их непосредственно по чертежу.
Левый и правый выступы показаны на разных чертежах:

Крупно, с масштабными линейками, перенесенными из правого угла тех же чертежей.

Правая 76 мм от оси симметрии двигателя (от оси коленчатого вала), левая 86 мм.
Переношу найденные размеры на эскиз для расчетов.

Здесь нарисована рама, расстояние между внутренними привалочными плоскостями рамы 182 мм. Картер двигателя и бобышки нарисованы условно с зазорами. Суммарно они дают толщину в 180 мм. 2 мм разницы может компенсироваться за счет деформации рамы, а может быть и погрешостью моего определения размеров картера.

Если считать, что рама при затягивании шпилек сжимается до 180 мм, то смещение оси коленчатого вала вправо будет 8,5 мм.

valera_spb
Mad Doctor's picture

Почему распорных втулок по одним данным три, а по другим четыре становится ясно если изучать матчасть более тщательнее. Из того, что предложено автором:
1. В каталоге 55 года кронштейн переднего крепления коляски съёмный из двух половинок, стягиваемых болтами. Соответственно распорных втулок три. Правая устанавливается на задней шпильке справа, две левых на обоих шпильках слева. Толщина рапорной втулки на передней шпильке компенсируется накладкой кронштейна крепления коляски.
2. В сборочных чертежах из "Атласа конструкции советских мотоциклов" показан один из вариантов 40-х годов с приварным кронштейном коляски. Соответственно втулок четыре: две справа и две слева.

valera_spb's picture

спасибо
теперь понятны причины

Я никогда не держал в руках этот кронштейн и не знал, что он заменяет втулку.

Кстати, я изготавливаю втулки из дюралюминия, так они меньше продавливают картер.

Фильмоскопов's picture

У меня есть данные что на м-67 смещение двигателя вправо от оси симметрии рамы 14 мм.
В начале 70х годов на ИМЗ решили продавать одиночки на экспорт, но при испытаниях было выявлено, что езда с таким смещением больше 100км/ч становилась опасной. Установить двигатель точно по оси симметрии рамы не получилось по двум причинам. Смещение сделано из за положения вторичного вала относительно карданного вала. При центральной установке двигателя кардан не центрировался со вторичным валом. А вторая причина, это то, что при смещении кардан начинал задевать за край отверстия в маятнике.
Опытным путём было вычислено допустимое смещение вправо на 7мм. По устойчивости мотоцикла это дало удовлетворительные результаты.

valera_spb's picture

Спасибо за ответ. Не все понятно, прошу пояснить.
Смещение двигателя влево от положения, показанного на чертеже, ограничено карданным валом, который упирается в покрышку и в крыло. Величину допустимой подвижки не определял, но вряд ли она больше 5 мм при стандартной покрышке И40, выставленной симметрично в маятнике.

Смещение вправо ограничено выступающим из картера приливом под маслонасос, одинаковым для М72, К750 и 650-х Уралов. То есть даже если перенести тонкие шайбы 5,5 мм справа налево, шпильки будет уже не затянуть.

Похоже, что установить двигатель со смещением 14 мм в стандарных рамах невозможно. Или я неправильно понял Вашу мысль?

"При центральной установке двигателя кардан не центрировался со вторичным валом." то есть кардан было не установить или боковое смещение выходного вала КПП относительно входа редуктора оказывалось слишком большим?

Фильмоскопов's picture

Получается что на всех Уралах с маятником и амортизаторами смещение двигателя одинаково. В раме он установлен с 14 миллиметровыми распорками , которые стоят слева по ходу движения и смещают мотор максимально вправо. Кардан центруется "яблоком" вторичного вала.

Syava's picture

на моей эмке стояло по одной втулке с одной стороны. Может это был "колхоз" теперь уже и не выяснить...

РЕКЛАМА's picture

Вот вам еще картинка.

User login