"Потише в правом повороте" или вокруг Ладоги на колясычах.
«Колонна из трёх оппозитов никогда не доедет до Малояра»
По этому ехать мы решили вокруг Ладоги.
Мы это значится я, Валера ака Valera_spb, Коля ака Доктор_Зло, а так же Саша, Колина подруга.
Техника:
У меня Ямаха SRX400 c ижевской коляской, у Валеры К-750 с уральским 6v мотором и у Доктора его 8.103.
Сговаривались за неделю, все должны успеть разгрести дела, взять отпуска-отгулы, подготовить если надо технику.
Старт назначили во вторник 11 августа, в 10 утра с приозерского шосссе.
В понедельник, в районе обеда Доктор Коля начинает в питерском оппозитном чатике задавать вопросы как подключить РР на урале. Напрягаюсь, звоню, предлагаю помощь. Приезжаю, подключаем реле, находим зарядку, я уезжаю к себе в гараж собирать шмотки. Собираюсь, всё готово. Внезапно, в 11 вечера пишет мне Валера и предлагает перенести старт на пару часов позднее, так как Доктор только что от него уехал, приезжал за дисками сцепления! Ну переносим, фигле делать))
Вторник:
Просыпаюсь, времени куча, неспешно завтракаю и втыкаю в ВК. Обнаруживаю написанное в 5-43 сообщение от Коли примерно следующего содержания: «урал я так и не собрал, мы вас догоним на машине».
Ну думаю хрен с ним, с уралом, на машине так на машине. Созваниваюсь с Валерой, сговариваемся стартовать ещё на час позже и того в 13-00, Доктора понятно не тревожим, явно дрыхнет. Собираюсь, выезжаю, приезжаю на точку сбора в 13-08, читаю СМСку от Валеры: «опаздываю», ну хрен с ним, жду. Короче стартовали мы с опозданием на пять часов от первоначального времени, не кисло, правда?!
Едем, наслаждаемся дорогой, красотами, за Громово сворачиваем с трассы на местные дорожки, хочется максимально близко к берегу проехать, ну и вообще не торопимся.
Как выясняется жители Приозерского района ЛО настолько любят «урал», что даже деревню в честь него назвали. Уралов правда кроме нашего обнаружено не было.
Дальше направили мы колёсья своих верных коней в бухту Моторная. Вот она Ладога, прибой, ветер свищет, сосны, дюны, длинющий пляж!
Наслаждаемся, варим чай, звоню догоняющим: «вы где? Мы скоро выезжаем» мать-мать-мать….
Решаем не уматывать далеко, найти стоянку где-то между Приозерском и Лахденпохьей. Старательно изучаем гугл-карты, одно место мне кажется подходящим: рядом с шоссе, маленькое озеро и на спутниковом снимке видны несколько машин на берегу. Ломимся туда.
Ожидания не оказались напрасными, стоянка ништяк, свободная, дрова есть, озеро, сосны. Ставим лагерь. Времени девять вечера, темнеет, звоню Колиньке: «вы где? Мы выезжаем». Даю им координаты стоянки, у нас костёр, ужин, вечерний пивас, разговоры о карелии, хорошо!
Догоняльщики приезжают без четверти полночь.
Итоги первого дня: мы таки стартовали и таки доехали до Карелии, графиг сбит нафиг, ну и ладно. Вместо трёх колясов два коляса и тачка, тоже не плохо.
Среда:
«хиппи встали рано, солнце ещё не село»
«Рано» это около полудня. Пока завтракали, тупили собирались, в итоге стартовали в полвторого, уже не плохо!
Первая остановка в Лахденпохья, посреди посёлка, на холме руины огромной кирхи. Внутри музей деревянной скульптуры, фоткаемся, на сам музей забиваем.
Следующая наша точка, это музей «Гора Филина» в Лахденпохье. Ядро музея это финский командный пункт в скале, внутри отличный музей, как по военной истории края, так и по природе и минералам Карелии. Вокруг парк милитири-разлечений, сувенирка, тир, кафешка. Расставлено какое-то количество техники, послевоенной, не шибко интересной.
План убежища в скале:
Медпункт:
Экскурсовод нам попался неудачный, про минералогию, а в музее отличная отличная экспозиция по горному делу рассказывал мало, а про военную историю рассказывал очень ангажированно в духе дедов из КПРФ. Вход во внутреннюю экспозицию только с экскурсией, но тем не менее всем этот музей рекомендую.
Опосля музея заезжаем к другу Колиного бати. Интересный дядька, как и Коля родом с Сахалина, два года назад перебрался в Лахденпохью. Изначально предполагалось заночевать у него, но увы, запоздалый старт не позволяют этого сделать. Пьём кофе, травим байки, хорошо)). Но дело к вечеру, а нужно ещё ехать и ехать. Даёт о себе знать вчерашнее и сегодняшнее торможение: до следующей стоянки пилить и пилить, дорожка Лахденпохья-Ляскеля совсем кривая и медленная, множество закрытых поворотов. Намечаю пользуясь вчерашним опытом стоянку, если мы до Ляскеля не доедем по светлу. Ломимся! Ломимся медленно, дорога не знакомая, темнеет. К одиннадцати вечера доезжаем до «промежуточной» стоянки. Место интересное, каменный мыс вдаётся в залив Ладоги, прям рядом с дорогой, на сам мыс на машине не проехать, но есть место у дороги где её поставить, колясычи на мыс проходят. Стоянка ожидаемо довольно здорово загаженная, но свободная, решаем вставать здесь. С дровами жопа, выручают прихваченные с прошлой стоянки поленья и привезённая ребятами на машине из питера паллета. Команда лесорубов в лице Валеры и Коли притащила пару полусырых стволов ольхи и черёмухи. Сосны вокруг, но все живые, сушняка нету;)) У нас конечно есть газовая плитка, но с костром веселее.
Костёр, пиво, байки-анекдоты, спать.
Четверг:
Просыпаюсь около десяти утра, слыша голоса на стоянке. Через стоянку идут двое цивилов, тётка в пальто и мужик в костюме)) В принципе ожидаемо, что на стоянке вплотную к дороге кто-то будет шастать.
С местами для стоянок в северном приладожье вообще не очень, ландшафт сильно изрезан, скалы, шхеры. Почти любая дорожка к воде упирается или в населённый пункт, или в базу отдыха. Кто поедет учитывайте это. Баз отдыха и мотелей хватает, но мы планировали только «дикарями».
Завтракаем, собираемся, пока собираемся слышу возню в черничнике. Иду поглядеть и спугиваю выводок из четырёх утят. Ещё не летающие, убегают в воду и оттуда на меня пищщат: «проваливай, это наше место» слышится в их интонациях))
Выезд с той стоянки:
Стартуем даже раньше полудня, сегодня самое интересное, гора Хийденвоури и каскад малых ГЭС на речке Янисйоки. Сначала на горушку. Горушка не сказать, что бы сильно высока, что-то около сотни метров, но вид с неё офигительный! Даже Валаам видно.На вершине леса нет, есть следы старого пожара, специально кто-то сжег лес, или он сам сгорел не известно.
"Три богатыря", Валаам на горизонте, правее нас
Колян покоритель горы. За его спиной впадение Янис-йоки в Ладогу
А в середине горы вот такая дырка, Шланс бы наверное туда залез, мы не стали))
На Хийденвоури финны начинали строить наблюдательный и командный пункт, но не достроили, дыра явно к нему относится.
Спускаемся, стартуем к ГЭС, их три, одна в посёлке Ляскели и две выше по течению, осмотр решаем начать со средней, к нижней в любом случае вернёмся. Дорожка становится гравийной, но остаётся ровной и приличной, потом становится уже и хуже. Останавливаюсь поглядеть в карту. Да, я раздолбай, у меня нет крепления навигатора на руль)) Обнаруживаю на обочине грибы, моховики и козлята. Валера заглядывает в канаву и находит несколько больших подосиновиков. Проходим вперёд и назад на полста метров, грибов больше нету, только в этом месте, но на хорошую жарёху!
Карта говорит, что едем правильно, продолжаем. Добираемся до посёлка Харлу, где-то здесь должна быть ГЭС. Первая отворотка оприводит к закрытым воротам промзоны, пробуем вторую, бинго! Плотина, за ней основной водосброс, шум, брызги.
Рядом какая-то заброшка, назначение оной мне определить не удалось.
Рядом с заброшкой тоже грибы:
Двигаемся к верхней ГЭС в Хямякоски, по пути видим два арочных каменных моста по которым идёт Ж\Д. Большой 1924 года, маленький 1920. Красиво финны строили, всё советское в этих краях напоминает какую-то временную хрень, а финское основательное и красивое.
Все три ГЭС понятно дело тоже финской постройки. Станция в Хямякоски самая красивая и самая «классически» выглядящая. Она другого типа, чем в Харлу, плотина сильно выше по течению, воду к машинному залу подводит длинный обводной канал, а в старое русло вода сбрасывается только в половодье.
Старое русло видно правее здания машзала:
Подводящий канал:
Сама плотина. Ближняя часть ведёт в канал, на ней затворы открыты, дальняя в старое русло, на ней затворы закрыты.
Сухое русло:
Дальше вдоль Янис-йоки нас ведёт узкая гравийка прям вдоль берега реки, колясычам на ней хорошо, а вот Колин солярис пробирается с трудом. Сама река очень красива, дремучий лес по берегам, вековые ёлки, дорога вплотную к воде. В конце этой дорожки ещё одна плотина, регулирующая сток реки и офигенно красивый арочный мост, тоже железнодорожный, финский.
Гуляем по плотине, фоткаемся, слушаем речку и обратно, к цивилизации.
В планах этого дня доехать до Видлицы и встать на ночлег на Видлицких пляжах.
Но по дороге есть одно место которое как я считаю нельзя не посетить будучи в северном приладожье. Это «Крест скорби», на месте окружения и гибели 18-й стрелковой дивизии и 34-й легкотанковой бригады во время Зимней войны. Именно здесь, а не на Карельском перешейке наши войска понесли самые тяжелые потери.
Монумент лаконичный, суровый и честный. Огромный крест и две женские фигуры Финлиндия и Россия, две скорбящие матери обнимают его.
Рядом камень с таким текстом:
«Россия и Финляндия — две сестры.
Финляндия и Россия — две матери.
Они воплотились в этом Кресте скорби.
Сами собой.
Их головы слились воедино,
их руки сплелись в Надежде,
Чтобы любовь победила.
А это зависит от нас.
От каждого.»
Текст на русском и финском языках.
Мрачно, красиво, торжественно. Вокруг залитый солнцем сосновый лес, а погибло здесь около 40 тысяч бойцов, 34 тысячи наших и 6 тысяч финнов.
Мои фото очень не удачные, по этому выложу чужие из интернета:
Монумент прекрасен в своей антивоенной направленности, война это страшно. Сейчас в "патриотическом" угаре такой не поставят...
Ломимся дальше, Заезжаем в Питкяранту, затариваемся и вперёд, к Видлице. Проезжая посёлок Сальми вижу слева от шоссе на горе развалины здоровенной церкви. Сигналю ребятам, сворачиваем, смотрим. Впечатляет! Вовремя мы заехали, церковь реставрируется, вокруг забор, но ворота открыты, а реставрация в самом начале, видимо только успели очистить от растений и мусора. В ближайшее время всё будет закрыто и в лесах, а так очень красивые руины.
Это по нашим меркам тоже достопримечательность. В основном, вне крупных населённых пунктов АЗС в карелии выглядят так. Бенз вполне нормальный, недоливы конечно есть, но в пределах разумного.
К сожалению, вынуждены проскочить не останавливаясь Погранкондуши, дорога идёт по высокому берегу, видна Ладога, закат, но мы пытаемся успеть на стоянку засветло. Не успеваем, темнеет. Выпускаем вперёд Колю, как способного смотреть в навигатор на ходу, и дальше ломимся за ним. Находим нужное место, съезжем с дороги и тут я делаю выдющуюя глупость: суюсь без разведки туда, где мне показалась дорога, Валера за мной. И оба оказываемся в песчаной ловушке! Песок мелкий, сухой как порох, можно при включенной первой отпустить сцепление и мотик просто крутит колесо на холостых даже не пытаясь заглохнуть.
Около получаса втроём выносим мотики из песка обратно на дорогу. Выносим почти в прямом смысле. Но дальше действуем умнее, запускаем разведку и находим отличную стоянку: два стола, каркас для тента, костровище, скамейки. Здесь и встанем.
У меня персональный квест: сготовить грибы. Сковородку я почему-то не взял, из посуды у нас чайник, три армейских котелка и котёл-вставка на 2.5 литра. А хочется не суп, а жареные грибочки. В итоге грибы получились скорее тушеными, но получились;))
Ужин, прибухнуть, спать!
Пятница:
Просыпаюсь что-то около одиннадцати, любуюсь на залитые солнцем дюны и сосны. Выползаю из палатки, встречаю Сашу.
Происходит следующий диалог:
Я.
Есть идея устроить днёвку
Саша.
Хорошая идея, надо подумать.
В итоге через полчаса мы сообща решаем, что никто не торопится и днёвке быть!
Место исключительное, длиннющий пляж, дюны, сосны, вереск, черничник. На всей ладоге похожих мест три: на западном берегу рядом с Запорожским, бухта Моторная где мы в первый день были и здесь. Здесь самое лучшее, а так как от Питера 300 вёрст, то и народу не много. Приезжают в основном на долго, стоят по неделе, иногда больше. Стоянки примерно метров через 100-150, дров валом, не засрано.
С удовольствием пингвиним весь день, загораем, а вот с купаним облом, ветер дует с берега и вода ледяная. Это приколы Ладоги.
Суббота:
Без особого торможения собираемся и стартуем. Кусок дороги самый не интересный, тупо пилим и пилим, дорога по равнине, скал нету, часть дороги идёт вдоль речки Олонки, красиво. Потом Мурманское шоссе, современное, скучное, ровное и много раз езженное. За три часа доезжаем до культовой кафешки у Волхова, обедаем.
Валера предлагает заехать посмотреть каньон реки Лавы.
Заезжаем, смотрим. Меня если честно не очень впечатлило. Вообще южное приладожье на фоне северного обычное. Не то, что не красиво, просто такой пейзаж он везде.
Дальше разделяемся, ребята на машине ломятся до дома, а мы решаем покататься по местным дорожкам. Из достопримечательностей ещё одна церковь в стадии реставрации.
Рывок по мурманке и упираемся в ремонт дороги, едем по обочине, Коля с Сашей как потом выяснилось поверили навигатору и он из завёл на старый Архангельский тракт, 20 вёрст раздолбанной дороги.
Ремонт заканчивается, Марьинский мост, последние 50 вёрст и дома.
Над гаражом вот такой вот закат.
Итого:
856 км пробега, по моему спидометру
4 ходовых дня
Кучу всего интересного не посмотрели, можно прокатиться ещё не один раз.
В Рускеалу не заезжали совершенно осознанно, ибо там народу толпы и вообще это уже попса.
Поломок у меня нема, один раз качал колесо, у Валеры урал к концу поездки при наборе оборотов подозрительно поддымливал, у Добродоктора весь урал сплошная поломка)))
Название заметки родилось во время последнего перегона Видлица-Питер так как у нас весь маршрут по часовой стрелке - сплошной правый поворот.
Точки с буквами на карте в шапке поста, это наши стоянки. Заинтересованным могу скинуть координаты.
Годненько!
Спасибо за рассказ и красивые фотографии.
Лахденпохья- новое слово в моём матерном запасе. Чётко катанули!
Отлично! А на каком ресурсе изначально размещено?
На oppozit.ru
Отлично, отлично!
Вези своих французов по Карелии, когда границы откроют;))
Надо будет попробовать!
Тоже ездили 4-мя колясычами вокруг Ладоги в прошлом году. 3 Урала, 1 Днепр. Были мелкие поломки в виде пробитых колёс, развалившихся подшипниках колес и умерший амортизатор на одном из аппаратов. Маршрут действительно стоящий и подтверждаю: многие съезды к Ладоге заканчиваются либо турбазами либо тупо закрытая территория. Это печаль, да.
Прочитал с удовольствием, спасибо!
Дядя Тролль, вопрос дурацкий: коляска к ямахе приделана из утилитарных соображений(в качестве большого кофра) или просто хотелось мотоцикл с коляской, который не ломается?)
Коляска приделана от безделья, мотоцикл ковырять не надо, а руки чешутся))
Делалось просто попробовать коляски, все переделки обратить, всегда можно откатить до стандартной одиночки.
А то, что получилось, оказалось и прикольным и утилитарным.
Пока ездил на Днепре коляску не хотелось совершенно.
Съездили замечательно. Спасибо за компанию и статью.
Технику нужно готовить заблаговременнее, чем я.
Почему не на главной!?
А это ты у Феди спрашивай, он тут главный;))
Спасибо. Интересный рассказ. Маршрут отличный. Дней и км немного, но красоты впечатляют. Беру на заметку.
Там всяких красивостей и вкусных мест очень много, хватит на несколько поездок. Или на две недели ползанбья по 50-70 км в день с провальным осмотром всех достопримечательностей.
Ещё есть Карельский перешеек с "Линией Маннергейма", остатками финских хуторов, красивыми озëрами и очень приятными дорожками.
Путешествие - это всегда офигенно!
Я бы тоже катнул вокруг!
Дык поехали следующим летом. Можно ещё в южное прионежье сказаться, там тоже хорошо.
А что? Можно попробовать загадать такой вариант.
Не загадывая тоже присоединился бы.
P.S. про тамошних комаров ты скромно умолчал:)
Тамошних комаров мы не встретили, они наверное тоже были в отпуске))
А если серьëзно, то в августе в карелии комаров меньше, чем в ленобласти.
Добротно!)
Где фотки блин!? Какой оппозит стори без красочных фото запечатляющих бравые мотоциклы в вековечной борьбе добра со злом, и днепра с уралом)
А что фоток не видно?
Троль на коленях перед грибами..
Ууууух, какое фото!
А вот Коля напомнил мне вот это
Помни про закон бутерброда!
BLOOD BROTHERS WILL KEEP IT TO THE END!
ТУМАН
Пышной оброс чет.
хороший рассказ. отличные места. в прошлом году катал, подтверждаю диких мест все меньше и меньше, шлагбаумы и базы и частные территории. в 2012 году, грейдер был около 50км, и диких мест больше) с бензином там напряги, всегда надо иметь запас)