Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 18. Ответ на вопрос: мотоцикл "Днепр" СШ-15? | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 18. Ответ на вопрос: мотоцикл "Днепр" СШ-15?

МОТОЦИКЛЫ «Днепр» СШ-15

Киев – курва (укр., по рос. такое слово по смыслу нелитературное) город: одни конторы и «сервисы»,- машиностроительные предприятия уничтожены с помощью и даже стараниями каждого из его мэров [https://delo.ua/opinions/novij-genplan-kijeva-legalizacija-nezakonnih-nov-364537/?fbclid=IwAR0YnJ6I48E0GaFQVw74uWHmjJvjzyK_-rtzmN2Gz6m0Y3XLaY8w2wqkCP]. Последствия неутешительные [А.Панченко. Остался год-полтора: Украине грозит деиндустриализация – чем это чревато https://www.minprom.ua/digest/259390.html]: город становится "каменными джунглями", народ Киева деградируют, растет численность его населения и количество мудаков ["есть мнение, что слово произошло не от названия барана, а от санскритского मूध му́дха ("человек не утруждающий себя совершенствованием и развитием") - http://haritonov.wiki/)].
Так называемое ЧАО «Киевский мотозавод» "заменяет" контора с «торговым знаком» времен правления Куташева и шильдиком «KMZ DNEPR motorcycles/ Мотоциклы Днепр КМЗ К-750 М-72», под которыми ее сотрудники смешивают мухи и котлеты, публикуя в фейсбуке различные фото изделий мотозаводов Киевского, Львовского, Ирбитского, БМВ и похожих на них поделок. И среди этого разнообразия выставляют фейки. Например, под названием «Кремлевский эскорт» якобы «Днепра-14.9М» приводят фото мотоцикла-туфты или "сенсацию" о мотовелосипеде якобы К1А производства Киевского мотозавода. И оппозитчик Mad Doktor попросил меня прокомментировать [https://oppozit.ru/article105150.html] «всплывшие» там фото мотоцикла «Днепр» СШ-15 [https://www.youtube.com/post/UgwtbkVr9PQsGXBrpJB4AaABCQ] и хотелки "экспертов" этой конторы.

Конструкций мотоциклов «Днепр» СШ-15 было, по сути, две. Первая - изготовлена в 1981 году (читай https://oppozit.ru/article104815.html), вторая – в 1985 году (почти ее фото показано в первом очерке). Обе модели были предназначены для внутрисоюзных соревнований по ШКГ (шоссейно-кольцевым гонкам) и являлись специальными мотоциклами, эксплуатируемыми на трассах, соответствующих требований устава ФИМ. Первая – в классе 500 куб.см, вторая – 750 куб.см.

1
2
3
4
Мотоцикл «Днепр» СШ-15 класса 500 куб.см (фото 1-4)

5
6
7
8
9
Мотоцикл «Днепр» СШ-15 класса 750 куб. (фото 5-9)

Конструкция этих мотоциклов (и их различия)
10
11
Силовой агрегат – мотор, сцепление и коробка передач расположены в одном корпусе

12
13
14
Мотор – четырехцилиндровый псевдооппозитный двухтактный водяного охлаждения (фото 10, 11) с двумя парами цилиндров и КШМ (кривошипно-шатунных механизмов), снабженными по центру шестерней зубчатой передачи, а по торцам (четырьмя) плоскими золотниками, управляющими впуском рабочей смеси. КШМ-ы (фото 12) стальные сборные, одинаковые, радиус кривошипа 54 мм. Парные блоки цилиндров (фото 13, 14) литые силуминовые, взаимозаменяемые. В блоках расположены несколько разные в этих моторах водяные рубашки, продувочные и выпускные каналы. Гильзы цилиндров чугунные запрессованные. Поршень первого мотора литой с одним поршневым кольцом, диаметром 54 мм (рабочий объем мотора 494 куб см), поршень второго мотора выполнен способом «литой штамповки», диаметром 55 мм (рабочий объем мотора 513 куб.см).
Сцепление - сухое многодисковое с металлокерамическим напылением ведомых дисков; в первом моторе 4 пары дисков, во втором – 5 пар и пружины с большим усилием.
15
16
Коробка передач (фото 15,16) – двухвальная шестиступенчатая с постоянным зацеплением зубъев, мощная (большее серийной КП КМЗ межцентровое и шире венцы шестерен с дополнительной опорой (от прогибания валов) между шестернями второй и третьей передач) и расположением шестерен вторичного вала на роликовых подшипниках качения (с сепаратором). Фиксация передач осуществлена 2-мя фиксаторами, механизм переключения с качающейся собачкой (А.С. №175830).
Главная передача – цепная, цепь 5/8”, ведущие звездочки (16 или 18 зубьев) установлены на КП через резиновую муфту, ведомая болтами закреплена на заднем колесе ( на первом мотоцикле). На мотоцикле класса 750 куб.см. главная передача двухступенчатая (короче цепи) и с расположением звездочек в оси качения маятника заднего колеса.
Колеса – выполнены под опытные шины НИИШП 6-10”. На первом мотоцикле литые, тормозные диски установлены на ступице. На втором мотоцикле колеса сборные с разъемными ободом и ступицей с тормозными дисками.
Тормоза - дисковые всех колес с гидравлическим раздельным приводом: ручным на переднее колесо (один диск), педальным на все колеса одновременно (второй диск переднего колеса).
Экипажные части этих мотоциклов – трубчатые сварные монолитные рамы (единые на «мотоцикл и коляску»), но разные по конструкции, жесткая установка на раме колеса «коляски» и разные подвески колес обоих «мотоциклов». На первом подвеска переднего колеса рычажная толкающего типа с двумя пружинно-гидравлическими амотризаторами, подвеска заднего колеса рычажная с одним (справа) амортизатором. На втором мотоцикле рычаги подвесок обоих колес консольные, амортизаторы – пружинно-гидравлические с пневмокомпенсатором.
Бензобак – расположен в «коляске» и является основанием ее пола. Снабжен внутри перегородками с дренажными отверстиями для предотвращения отлива бензина на виражах. Объем бака первого мотоцикла 32 л, второго – 38 л.
Система выпуска – 4 «глушителя», на втором мотоцикле 3 из которых вынесены из зоны возможного соприкосновения с экипажем в переднюю часть «коляски».
Система питания – карбюраторы (на первом К-62, на втором Йиков с диффузором 34 мм), автомобильные бензонасосы (на первом ВАЗа, на втором – ГАЗа-24).
Зажигание – батарейное с напряжением 12 В. Устанавливали контактную и бесконтактную СОАТЭ, Старый Оскол, но добиться длительной устойчивой работы моторов на обоих системах мы не смогли.
На втором мотоцикле установлены усовершенствованный по результатам испытаний обтекатель первого мотоцикла, более комфортное седло водителя и более надежная защита экипажа от движущихся частей мотоцикла.
Мощность мотора первого мотоцикла 92 л.с. при 10800/мин, второго 104 л.с. при 12000/мин. Соответственно, их максимальная (достигнутая при испытаниях) скорость движения 216 и 224 км/час. Такое увеличение скорости второго мотоцикла потребовало еще и модернизации первого мотора изменением системы выпуска и усовершенствованием его системы охлаждения, а также увеличения общего передаточного числа главной передачи с 3,07 до 3,35.
В моих очерках, например, и упомянутом [https://oppozit.ru/article104815.html] я сообщал, почему тема создания таких мотоциклов для ШКГ стала нам не по зубам. А мотоцикл «Днепр» СШ-15 мы передали Учебно-спортивной базе ЦК ДОСААФ УССР для испытаний в условиях соревнований.

antoserd
interceptor's picture

Не знал. Спасибо!

Топоp's picture

Спасибо, Вам за статью! Очень интересно!

Troll's picture

Очень интересно!

Mad Doctor's picture

И от меня спасибо!

Wolkodav's picture

Присоединяюсь к благодарностям за познавательную статью

narod66's picture

Очень информативно, спасибо большое

Olega's picture

Спасибо вам за информацию.

Syava's picture

Спасибо! Читалось с удовольствием! :)

User login