JAWA: Легенда продолжает жить
В истории мирового мотоциклостроения существовало немало славных марок: американский Harley-Davidson, японская Honda, немецкий BMW, итальянский Ducati. А самым узнаваемым чешским мотоциклом является JAWA, который в 2019 году отмечает свое 90-летие. «Радио Прага» вспоминает историю великого бренда.
Создатель легенды под названием JAWA, Франтишек Янечек родился в селе Клаштер-над-Дединой, что на восток от города Градец-Кралове, 23 января 1878 года. С малых лет мальчик интересовался техникой, поступил в Высшую государственную промышленную школу, после окончания которой перебрался в Берлин, где еще год учился в местном высшем техническом училище.
JAWA 500 OHV, фото: Marek Koudelka, CC BY-SA 3.0
Несмотря на предложения о трудоустройстве в Германии, Янечек решил вернуться в Прагу и устроился конструктором в мануфактуре Kolben. Талантливый молодой инженер не задержался на этой должности, в 23 года он стал управляющим филиала Kolben в Голландии и параллельно обучался в Политехническом институте в Делфте. Несмотря на стремительный карьерный рост, в 1922 году Янечек, обладатель нескольких десятков патентов, решает открыть собственную фабрику оружия.
Но в мирное время страна нуждалась в товарах для мирной жизни. Значительное сокращение спроса на военную продукцию и потеря крупного контракта подтолкнула его к реорганизации предприятия. Первоначально инженер хотел производить швейные машинки, но в итоге склонился к мототехнике.
Рождение легенды
Идея возникла спонтанно. Янечек узнал о том, что компания Wanderer продает лицензию и оборудование для производства мотоцикла Wanderer 500 cc. После недолгих раздумий он сделал предложение о покупке, от которого «немцы отказаться не смогли». На пути к конвейеру машина претерпела некоторые изменения, в основном внешние. Новый топливный бак каплеобразной формы, усовершенствованные крылья, шины большей размерности. В остальном JAWA повторяла конструкцию своего немецкого прототипа.
Название нового мотоцикла образовали от двух первых букв фамилии создателя чехословацкой фабрики мотоциклов и марки «донора»: Janeček-Wanderer. Так родилась Ja-Wa. Первые мотоциклы JAWA 500 OHV, показанные в Париже в 1929 году, были выкрашены в красный цвет и украшены декоративными желтыми полосками. Именно с тех пор красный стал фирменным цветом марки.
В те времена в Чехословакии собиралась 21 марка мотоциклов. Неудивительно, что JAWA 500 OHV, который оказался дорогим почти как автомобиль, спросом не пользовался. Тогда на завод пригласили английского конструктора Джорджа Уильяма Патчетта, работавший ранее в фирмах Brough Superior, «Жак-Инвой» и FN, который придумал простой легкий мотоцикл с двухтактным двигателем и характерной для последующих моделей рамой.
«В Чехословакии новинка JAWA Villiers 175 вытеснила конкурентов, которые предлагали машины с четырехтактным двигателем. Двухтактные были дешевле, они стали общедоступными, и это была первая волна славы JAWA. С учетом остановки производства в период войны, мотоциклов этой модели было выпущено 27 525 штук», - рассказывает Владимир Засадил, экс-генеральный директор компании Jawa Moto.
Вслед за JAWA Villiers 175 последовали ее усовершенствованные варианты, а в 1935 году – 250-кубовый мотоцикл с продувкой по патенту Шнурле. «За основу мы взяли проверенную конструкцию, частично ее модернизировали в попытке довести до совершенства. Мы использовали огромный опыт нашего конструкторского бюро, глубокие знания особенностей материалов и, как и каждое военное предприятие, сделали акцент на надежность производства», - так описывал новинку лично инженер Янечек.
Помимо этого, JAWA выпускала более мощную 350-кубовую модель с четырехтактным двигателем. Спросом пользовалась и 100-кубовая JAWA Robot, разработанная молодым конструктором Йозефом Йозифом. В 1938-м вклад Франтишека Янечека в развитие чехословацкой промышленности был оценен по достоинству: университет ČVUT присвоил ему звание почетного доктора.
Только JAWA стала популярной, как началась Вторая мировая война. После оккупации Чехословакии в 1938 году производственные мощности фирм Янечека были конфискованы администрацией Протектората Богемии и Моравии, по инициативе которых они переориентировались на ремонт немецкой военной техники (в том числе мотоциклов) и изготовлением деталей военного снаряжения. «Работайте, а я ухожу», - такими были последние слова Франтишека Янечека после оккупации его предприятия. Вскоре он скончался от рака легких.
Под контролем государства
Несмотря на смерть отца-основателя, разработка новых моделей мотоциклов на заводах JAWA продолжилась. К концу 1944 года предприятием в тайне от оккупантов-управляющих были подготовлены новые, опередившие свое время модели мотоциклов JAWA 250 и JAWA 350. Их раскрасили в военные защитные цвета хаки и для конспирации прикрепили на бензобак эмблему немецких мотоциклов DKW, которые завод ремонтировал в годы войны.
В результате JAWA оказалась самой подготовленной к мирному производству. Несмотря на национализацию, сборка моделей довоенного образца началась уже в 1945 году, а в 1946-м на Парижском автосалоне состоялась мировая премьера JAWA 250, за мягкость хода получившая прозвище Perák – пружинящий.
Это был мощный и элегантный двухтактный мотоцикл с компактным двигателем, возвратно-переменной продувкой, 4-ступенчатой коробкой передач с автоматическим выключением сцепления и подвеской заднего колеса, который нашел своих покупателей во многих странах мира. В 1948 году в дополнение к модели 250 выпустили двухцилиндровую 350-ку. С этих двух моделей началась современная история марки.
После Второй мировой Чехословакия стала социалистической страной со всеми издержками дружбы с СССР. В JAWA, впрочем, поначалу смогли в полной мере воспользоваться преимуществами плановой системы: в конце 60-х гг. чехословацкие мотоциклы экспортировались в 120 стран мира, на своем пике предприятие ежедневно выпускало несколько сотен машин.
«Новый мотоцикл сходит с конвейера каждые три минуты. Предприятие работает в две смены. Таким образом, ежедневно мы выпускаем 360 новых мотоциклов», - такие данные привел Иржи Писачек, заместитель директора Národní podnik JAWA, в 1970 году.
Несмотря на гигантские масштабы производства, инновационный потенциал предприятия вскоре сошел на нет. Выпускаемые мотоциклы неоднократно модернизировались, но разработка новых моделей существенно замедлилась. Виной тому была и перестройка мотоциклетной промышленности Чехословакии, в рамках которой приоритет был отдан развитию автомобилей, а головной завод объединения JAWA в Праге передан под производство полупроводников.
Сборка мотоциклов была перенесена на другой завод, изготовлением двигателя, передних вилок и ступиц колес занялось предприятие CZ. Воспользовавшись случаем, конструкторы решили выпускать унифицированное семейство с общей ходовой частью для всех мотоциклов – от 125 до 350 см3 – однако, требования рынка все же пробивались и сквозь железный занавес.
Смена JAWA-250 Perák подоспела только к 1973 году, еще через 10 лет вышла в свет JAWA 350-638. Новинками их можно назвать с большой натяжкой: двигатель был усовершенствован лишь частично, а из новых частей были разве что рама и подвеска. Некогда прогрессивное предприятие держалось на плаву исключительно благодаря гарантированному сбыту в странах Восточного блока, прежде всего, СССР.
«Сотрудничество с Советским Союзом носит комплексный характер. При создании новой модели происходит обмен мнениями между учеными научно-исследовательских институтов Народного предприятия JAWA и Всесоюзного научно-исследовательского конструкторского и технологического института мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Они обсуждают конкретные задачи и требования по усовершенствованию отдельных моделей, которые бы смогли функционировать в сложных климатических условиях СССР», - рассказал в 1981 году «Чехословацкому радио» Ладислав Жижала, руководитель торгового отдела Národní podnik JAWA.
В то же время на Западе JAWA окончательно перестала пользоваться популярностью, не помогли даже успехи, которых добилась марка в спорте, прежде всего, в спидвее и спидвее на льду. В 60-70-х годах XX века на JAWA выступали многократные чемпионы мира по спидвею Барри Бриггс, Айвен Можер, Оле Ольсен.
В свободном плавании
К моменту распада СЭВ JAWA не могла конкурировать с основными производителями мотоциклов в мире. В 1990 году производство на всех предприятиях марки резко сократилось, переход на расчеты в свободно-конвертируемой валюте привел к жесточайшему кризису сбыта. Однако ее новые владельцы сумели сохранить производство мотоциклов оригинальной конструкции.
В 1996-м JAWA объединилась с компанией Jihostroj, благодаря чему на свет появились модели JAWA 125-810, а в 1998-м, после 33-летнего перерыва, было вновь запущено производство собственных моторов. Вплоть до середины нынешнего десятилетия JAWA занималась производством недорогих моделей, время от времени напоминая о своем существовании различными юбилейными акциями.
В этой связи особые надежды руководство JAWA связывает с новой моделью JAWA 350 ОНС, которая являет собой новое поколение двухколесной техники отечественного производства. «JAWA 350 OHC – это классический дорожный мотоцикл. Помимо того, что это проверенная, испытанная конструкция, которая доказала свою актуальность для ежедневной эксплуатации в различных климатических условиях на существующих дорогах, решающим аргументом в пользу ее покупки является цена. Машина весом 160 кг с максимальной скоростью до 130 км/ч – прекрасный выбор для ежедневной езды по городу и хороший вариант для начинающих мотоциклистов, пусть она и уступает западноевропейской, японской и американской технике с точки зрения конкурентоспособности, комфорта и эффективности», - оценил перспективы модели автоэксперт Йозеф Сршень.
источник: radio.cz
Продолжает жить.
Еще в 2008 купил и до сих пор езжу. Хороший мотоцикл для тех, кто понимает.
старушки наше все
ооо, помню такой агрегат в "Зените" в Сокольниках стоял. Немного их было, кажется?
Сейчас в Индии классные модели делают стилизованы под "старушку", на инжекторе. На наши деньги около 150тыс.руб., но они их только для внутреннего рынка:(
На предпоследней фотке темы как раз вроде и есть.
https://www.jawamotorcycles.com/
Как-то все сумбурно. ЯВнА не залсуживает того эта контора...
Что было до ВВ2 - тогда многие (и в тч - в Польше) плотно сидели на ВИЛЬЕРС-е. И все эта шушера была более-менее однотипной (потому как сложно было иначе - сравните САКС-подобное стадо). Собс-но, это больше даже заслуга самого ВИЛЬЕРСа, оперативно подготовившего простой "континентальный" вариант (2-х скоростной моноблок на 98 кубиков, не облагавшиеся налогами + не требовавшие полноценных водит. прав) + обычный движок на бОльшие кубики (кот. шли в СПЕЦИАЛ, КПП была собственной, но без каких-либо намеков на самостоятельность).
Конструкции движков были несложные и неприхотливые с точки зрения эксплуатации, а втиснуть все это в пере-вело/недо-мото-раму - было не такой уж и сложной задачей. Рамы же клепали из того, чтоб было под рукой - кто по-старнике - трубами, кто-то - "осилил" штамповку, остального - было в избытке. Кто помнит - в одном только Нюрнберге было мото-фирм, количеством - за два десятка...
С другой стороны - довоенный модельный ряд JAWA (в отличии от поляков, так и остановившихся на мелюзге) - начался раньше, и к началу ВВ2 - мог претендовать на какую-то видимость полноты - помимо мопедов (РОБОТ), там были и немного более серьезные конструкции (СПЕЦИАЛ, ДУПЛЕКС), и даже 4-тактные.
Фото послевоенных (мопЭда и спортивного) - почему-то вообще оказались в тексте про ВВ2...
А наиболее интересное (из все ж таки "доступного"-современного) - почему-то вообще осталось за кадром. Тут и ОИЛ-мастер с претензией на американский рынок, и фантастическая двух-цилиндровая ОХВ, и БИЗОН (с разомкнутой рамой), и спортивные пепелацы (как ни крути - ЧЗ был неслабой конторой).
Что касается поставок в СССР...
Для ЯВы это было просто прекрасно с точки зрения сбыта, для нас - тоже (потому как ничто отечественное не выдерживало конкуренции, а вполне адекватный ремонт вишневок - был вполне доступен парням с колхозной МТС, плюс Посылторг бесперебойно снабжал бескрайние просторы оригинальными ЗЧ).
А закончилось все так, как и дОлжно было: ничего нового после старухи и 634-638 - таки ЗДЕСЬ не получилось. Точнее - ТАМ какое-то время вроде бы и получалось, но сюда - НИКОГДА так и не поставлялось (кроме чего-то спортивного разве что).
А жаль - ничего сопоставимого отечественный мотопром - так и не смог родить...
ЗЫ. Есть еще один неб. "негативчик", о кот. знают не все.
Одновременно с ЯВами на наш рынок "пытались" выйти и ГДРовцы. Их MZ ES-250 был более совершенным технически, стОил он тут в СПОРТ-торге - чуть дороже (на червонец или полтора) сопоставимой ЯВы, и считался в то время НАМНОГО КРУЧЕ(!) среди "городских". Беда пришла, откуда не ждали: типичный "немец" - при всех своих плюсах - оказался существенно сложнее в эксплуатации (и - совершенно далеким от нашей деревни - в ремонте). Что и поставило крест на сотрудничестве.
Жаль, что именно это не получило продолжения - следующее поколение - ES/2 - уже шло на вооружение в армию ГДР, а дальнейшее развитие - успешно отрывалось от чехов не только в спорте, но и по "гражданке". Да и "прожил" MZ - дОльше...
Понятно, что тогда - настолько вперед не загадывали, но - как обычно - сиюминутная "выгода" отодвинула нас от цивилизации еще дальше.
Да какое там развитие? Что Ява, что MZ на момент начала 80-х уже безнадежно устарели.
Весь мир на рядных 4 и на дисковых тормозах уже лет 10 как рассекал на тот момент.
Яве просто удалось на Азию переключиться, а MZ - нет.
Качество у немцев было выше (сравнивал сам по началу-концу 60-х, благо была такая возможность).
А в 80-х вообще многое "вдруг поменялось": например, мотороллеры - вообще никому не стали нужны...
Относительно "всех" - желательно делать поправку.
Высокотехнологичная техника всегда стоила намного дороже обычной, а общий уровень соц-лагеря был заведомо ниже (и за счет меньшей эффективности, и за счет доп расходов на оборонку, идеологию и пр.). Так что стоит ограничить выборку достижений, по кот. проводится сравнение.
Эхъ, была у меня чикушка на документах от 350)))пришла ко мне в тамбуре электрички, а ушла зверькам после погони за мной на двух тачках! Я на ней в 98 г на БШ гонял! Эх были времена....
Современные Явы от индусов тоже нравятся очень!
Ностальжи.На 6 вольтовке первый раз катнул,упал,месяц хромал.А потом нашел в продаже такую же и купил,полгода ремонтировал,покатался и продал.Доков не было как всегда.Ява это легенда в СССР,как ни крути.На то время жигули на трассе отдыхали...А больее всего мне нравился звук выхлопа явы,когда газанешь и сбросив она сочно так булькала поочередно с каждого глушителя.Песня просто.
Тоже есть. С явами такие воспоминания.
В начале 70-х к соседям по площадке приезжал старший сын на вишневой "старухе"-250. После постановки мота на центр.подножку перед.колесо еще полчаса качалось туда-сюда,а я - тогда еще мелкий пстак - сидел рядом на корточках и завороженно смотрел на этот хромированный вечный двигатель...
Потом, уже в начале 80-х, сосед по студенч.общаге в Ленинграде ( да-да,было такое название!), болгарин, купил за чеки 638-ю - ярко красную, с хром.накладками на баке.
И я её, целку нецелованную, уронил! черт же меня дернул выпендриться и воспользоваться п-автоматом сцепы.
Плавно тронуться не получилось (мото-опыта ж вапще 0, если не считать "Верховину"), Ява прыгнула, влетела по касательной в поребрик (sic!) и...
Было дико стыдно и неловко перед "братушкой" и зеваками . На память остались шрамики на кисти...
Моя мама познакомилась с моим папой, когда он гонял на мотоцикле Ява - 559. Потом они поженились и она беременная, гоняла на Яве с папой. А если папа был на работе или возился с голубями, то она гоняла без него. С папиными корешами из его тусовки. То есть иногда папа гонял голубей, а мама гоняла на Яве. Точнее, мы с ней гоняли. Таким образом я, ещё не родившись, уже жоска жог. И фотки есть. А тут по осени предложили купить именно такую Яву. Гипотетически это может именно та самая. Естественно, я купил. На ходу, заколхожена совсем немного. Сейчас доделаю Днепра займусь Явой. По мере возможности прикупаю запчасти для неё.
.
На безднепрье и Урал - Днепр