Моя версия появления Урал-Кобра
Год 94 или 95, но не более.
Моя контора КБМТС с Ирбитским Мотозаводом уже была в договорных отношениях, поэтому на территории завода я бывал частенько. Вот находясь в экспериментальном цехе, ко мне подошел главный конструктор Кошелев Иван Михайлович.
— Может, зайдешь ко мне в кабинет? Поговорить нужно.
Я, думал, будет какой-то ненужный разговор против Пушкарева, так как интриги между ними все возрастали и раздражали, или забавляли работников. Однако, после общих реплик и фраз, разговор пошел про новую группу перспективного проектирования. Возможно, ошибаюсь в названии, но называлась как–то перспективно.
В этой группе было всего два человека: — конструктор Строкин Александр и дизайнер Шевченко Виктор. Работали они отдельно в маленькой комнатке, где уже и третьему места не было. А работали над крайне интересным проектом: перспективным двухколесным Уралом, который должен был заменить Урал-Соло и стать массовым мотоциклом для молодежи.
Урал-Соло в конце 80-х.
В будущем это будет «Вояжом», ну а пока самая начальная стадия разработки.
— Виктор Николаевич, я бы тебя попросил заходить к ним, то советом поддержать, то ошибку подсказать. А то, парни молодые, хотят сразу мотоцикл на перспективу сделать, а конструкторов с опытом не слушают, никого даже не спрашивают.
— Прядеину Василию же рисовал и по ходовке, и по двигателю.
— Двигатель еще твой с Серпухова.
— Да, не-ет! И в Серпухове не мой я двигатель рисовал, а потом Строкин вовсе все поменял.
— Там не столько Строкин, сколько Прядеин. Ну, ты загляни к ребятам, мне мнение свое выскажешь.
Беседа была несколько странная, мне даже показалось, что Кошелев со мной хотел наладить хорошие отношения после злоключений с моим увольнением, снятием с должности и вообще с проектом «Концепт — МТК».
Я тоже считал, что после моего увольнения, только один Строкин мог в отделе конструктора что-то нарисовать. Последнее время он работал с гонщиком – испытателем Василием Прядеиным над спортивным мотоциклом для Чемпионата мира. Правда, я удивлялся, как они столько времени могли работать вместе.
Я не смог.
Василий был не столько испытателем, сколько генератором идей. Его просто «раздирало» от технических новшеств. Но «генератор» был с катушками торможения, в принципе у него было нормальное аналоговое мышление. Он сразу вцеплялся в последние, лучшие технические решения с Чемпионата мира.
Все мои убеждения в том, что это вчерашний день, что «в железе» это сегодня хорошо, а вот в чертежах на кульмане, это уже плохо, это прогнозируемое запаздывание. Однако Василий будто был убежден, что его подмеченное решение задержится в передовых надолго, а может навсегда.
Это мое противостояние его авторитету, меня от него и дистанцировало. Может и Строкин дошел с Прядеиным до грани терпения, надо зайти.
А парни тогда «рисовали» Вояжа. Вот он, на, гораздо, позднем фото.
Зашел. Встретили радушно, но настороженно.
Я в принципе сразу объяснил ситуацию. Не стал лепить льстивость и участливость, как почему – то принято было у технической интеллигенции. Но все равно у парней ко мне чувствовалось напряжение и недоверие.
Ну, да ладно. Есть и общие вопросы, ими мы и увлеклись. Потом заходил еще несколько раз. И вдруг заметил некоторую закономерность: — мои советы не столько игнорировались, сколько приобретали противоположный характер. Не помню конкретики, но примерно это выглядело так:
— Если я советовал увеличить какой-то размер глушителя, то его уменьшали;
— Если я советовал поднять сидение, то его опускали. И так далее. Может, это было и не плохо, но я тогда там зачем? Главному конструктору я отвечал уклончиво, что все, в общем, нормально или примерно так.
Как-то обдумав это, я решил подшутить над парнями, предполагая закончить кураторство.
Собственно шутка заключалась в том, что поведутся парни на широкое колесо или нет.
Интернета в то время не было, система техинформации отрасли разрушалась стремительно, а ее необходимость требовалась все острее. Я каким-то образом наладил получение новых технических и мотоциклетных журналов из Москвы. А в середине 90-х таких журналов было много, много исчезало, появлялись новые. В общем, они были дорогие и красивые, но зачастую с проблемами перевода. Еще была большая проблема для российского издания, когда какое-то рекламное или «маргинальное» продвижение выдавалось в статьях как экспертное.
Разбирая как-то в одном из журналов статью, переведенную из какого-то американского издания, я заметил, что переводчик статьи, как-то ничего не пишет о задней подвеске, хотя на фотографиях она просто выпирает. Я имею виду заднюю подвеску типа «софт – тейл». Сама статья была про какую-то модель мотоцикла «Титан» ярко-оранжевого цвета с большим задним «баллоном», даже с огромным. Мои разборки ничем не увенчались. Мотоцикл мне нравился, фото нравились. Но я не понимал, почему в тексте больше говорится о пляжном назначении этого байка.
Собственно шутка заключалась в том, что поведутся парни на широкое колесо или нет.
Пошел по делам на мотозавод, захватив журнал. И вот, сидим, беседуем с создателями будущего Вояжа. Я достал журнал с закладочкой про пляжный Титан, посоветовал почитать внимательно, обратил внимание на большой задний баллон и пляжное направление. Просто, красиво, и как дорого!
Вот фото похожего, но более позднего американского Титана.
Оставил почитать. А потом просто забыл. В отдел ходил редко, все по цехам, где мне что-то отливали, хонинговали, или хромировали. Тогда это можно было.
Прошло меньше года, когда был крайне удивлен новой работой Строкина и Шевченко. Меня вечером занесло в дорожную лабораторию, где смотрю, стоит совершенно новый мотоцикл, но напоминающей что-то, что когда-то увлекло мою голову.
— Ай! Да это почти Титан из той статьи, только все поскромнее и погрубее. Узнаю технологии и элементы деталей до боли знакомого Мотозавода.
Так все-таки Титан или нет?
Нет подвески задней вообще, вспоминаю прочтение статьи, где про подвеску ни слова. А может это намеренное решение наших конструкторов?
Вышел озадаченный чем-то испытатель Саша Тюленев, я к нему:
— Ты поедешь? Ну как? Мотор 650 или 720? Как руль? Как подвеска?
— А ты прокатись, попробуй. Попробуй, попробуй! Езжай вокруг отдела, расскажешь мне.
Но меня ни шлема, ни ботинок, ни перчаток, а охота …. Никого нет, и так хочется.
Завел, сел и, подгазовывая по чуть-чуть, за здание в горку. Подхватывает прилично, я осторожно.
Не люблю брать чужие мотоциклы, поэтому с осторожностью выкатываю на заводскую дорогу. Пусто. Я газку! Подхватывает так, что адреналин приливает.
В седле раскачивает. Аккуратненько прошел прямую и налево в поворот через железнодорожные пути. Вдруг у меня исчезает зрение.
Жуткое состояние нереальности. Все как было только что, но в глазах серость со степенью зелености. Не помню, было ли очертание здания, или еще что, но помню внутреннее паническое состояние.
И вдруг все вернулось, я все вижу, это железнодорожные пути кончились.
Неготовность к такому эффекту шокировала меня, но у меня это было не в первый раз.
В студенчестве довелось ездить на карте с двигателем Чезет 250. Не знаю, был ли такой класс официально, у нас в Тюмени это был карт для тренировки. Часть тренировочной трассы выходила за асфальт на грунт в виде затяжного виража. Мне давал кататься на карте мой колясочник Сергей, который в картинге уже выполнил КМСа. Усадив меня на карт с двигателем Чезет 250, друзья Сергея явно чего-то ждали, они были в курсе эффекта. Тогда у меня был шок от потери зрения. Но как потом выяснилось, порог этого эффекта у всех разный.
Вернемся на мотозавод.
Прокатив по прямой и обратно, я снова зашел на поворот с железнодорожными путями, но гораздо аккуратнее. Как и ожидал, я был на грани эффекта.
Подъезжая к дорожной лаборатории, я понял, что мотоцикла я никак не попробовал. Этот неожиданный эффект захватил все мое внимание.
Поделился впечатлением от эффекта с испытателем. Но тот совсем не озаботился моей лирикой:
— Вот-вот, ты пять минут проехал, а мне всю смену катать!
Явное не участие Александра в моей лирике охладило и меня. Он снова исчез внутри лаборатории. И я двинул по своим делам, медленно приходя в себя.
— А! Да! Сработала ли шутка?
Да, вроде через чур сработала.
А далее я не мог поверить, что мотоцикл запущен в ограниченную серию. Мотоцикл получил имя — Кобра.
Спасибо за статью! Очень интересно!
Один из самых уродливых Уралов. Даже Вояж более гармоничен.
Не согласен - "Кобра" - законченный проект, выполненный в полном (насколько это возможно для оппозита) соответствии с канонами стиля (чёппер).
А вот "Вояж" , я даже и не знаю к какому стилю мотостроения причислить - зад задран как у спорта, а передняя часть как у чёпера. Весьма спорное решение.
Бензобак напрашивается другой
Мотоцикл напрашивается другой
Теоретики.
Не ошибается только тот кто ничего не делает.
Насколько мне известно по статьям из Мото, Кобра была выпущена позже Вояжа, Вояж в 96м-97м, Кобра в 98м, в продажу во всяком случае они пошли в этой последовательности.
Здесь наоборот получается, 94-95й год, это кобра 3-4 года добиралась до серии?, непохоже, что-то с датировкой напутано
https://vk.com/doc29568224_189412335?hash=cb487cfe114383fca2&dl=4144af16...
Страница 13. Это 1998 год.
Урал Кобра- красив и гармоничен.
Строкин и Шевченко молодцы.
Завьялову благодарность.
Частичка истории ИМЗ. Спасибо автору за рассказ!
еще один опус от ирбитского "дартаньяна", интересно- хоть что нибудь происходило на заводе без его непосредственного участия?
ps кобра на редкость страшный мотоцикл, страшней только вояж
pps чересчур- пишется так
Всегда нравился этот мотоцикл. Прям сразу, с первой статьи в МОТО и первых фоток на мото.ру. Странно, конечно, видеть заводской сухарь в конце 20-го века. Но если рассматривать ИМЗ не как завод, а как мелкосерийную кастом-мастерскую, то вполне имеет право на жизнь! Думаю, если бы их клепали по штук 20-30 в год, они бы все нашли своих покупателей. Но не по современным ценам, конечно.
Лично мне только не нравится решение с баком. Может быть, другая форма спасла бы ситуацию. Конструктивно по другому не получится. Или переделывать прям всё.
Не очень понимаю про пропадание зрения. Ведь сиденье на пружинках! Да, при жестко закрепленном сиденье всё бы так и было. У меня достаточный опыт езды на сухарях. Знаю все их особенности. Но вот такого не было ни когда.
Уродливое сооружение.
Противный цвет.
Может, по меркам прошлого, все и вписывается в какие-то абстрактные "каноны" былой удали, но изящностью линий и комфортом пользования - тут, по всей видимости, и не пахнет.
Сравнение с "праобразом" - вообще ни о чем. Жалкое подобие ЧУЖОГО величия, удача - что хоть попали в "цвет". А на баке "аэрография" - просто отдает совковыми "коврами на стенках хрущобы" - топорно и безвкусно.
Вообще "странный народ - эти индейцы"...
Сейчас посмотреть на продукцию 90х, так все убогое, телевизоры- черные кубики, машины- пластиковые торпеды даже в иномарках, компьютеры белый примитив, мотоциклы- японские чопперята типа Вираги, все одинаковое. Евроремонт в квартирах с пластиковыми окнами, теперь пожелтевшими и холодными сейчас выглядит жалко и смешно, дома построенные в 90х по последнему слову сейчас унылы и пошлы.
Мотоцикл название свое оправдывает, бак как гребень, приборка как 2 клыка, он своеобразен, кичлив, да, но как коллекционная вещь вполне годная. Особенно тот на котором Строкин сидит, музейный. В серию же пошли урезанные 650ки без стартера, примитивный или отсутствующий рисунок на баке, уже не так интересно. В гараже поставить и выезжать иногда самое то, но не с 650й, так он смахивает на гаражный самопал из 8.103, а не заводскую вещь.
Посмотреть всегда есть на что. Было бы желание отделить великое от смешного.
Обычные "японки" 90-х были напичканы электроникой так, как в европах еще не скоро стало. На мото-джапах 90-х - сам ездил. Да и сйчас не постеснлся на бы на такой приличный (ухоженный) сесть - и на ШАДОУ, и на МАГНу...
Вот красивые самолеты - даже спустя десятилетия радуют своей эстетикой. В их числе - SR-71 (и не только). "При совершении самолётами SR-71 разведывательных вылетов в ходе войны во Вьетнаме по ним было совершено примерно 800 пусков зенитных ракет, но не один самолёт не был сбит.. " (из ВИКИ) - нехитрое подтверждение того, что это действительно был "прорыв" по многим направлениям.
А на какое отношение к красивым (и удачным) средствам передвижения претендует этот недо-пепелац - (лично мне) совсем непонятно.
ЗЫ. Понятно, что коллекционеры - ненормальные (зачастую) люди, но чтобы НАСТОЛЬКО... :(
Тащиться от того, что "этого" построили всего 17 штук? :)
Комфорт пользования? Откуда это на чоппере? О_о
еще раз убеждаюсь, что у большинства вкуса нет. Не понимаю всеобщего фапанья по поводу этого желтого опуса.
Mr_Vlad очень точный комментарий!
Плюсую!
По компоновке- двигатель не отнесен вперед как на Вояже, ногам места не много, длина кардана тут сток 8.103, задняя часть плотная и сбитая, база вытянута за счет вылета вилки.
И если присмотреться- видно из каких кусков рамы 8.103 скроена Кобра, даже от маятника куски просто отрезаны и приварены.
И шина задняя, бублик должен быть толстый, как на ранних Вояжах, 15 на 150/90, только с ним зад не выглядит тощим.
Езда не должна быть намного менее комфортной чем на том же М-72 с пружинным седлом. Для водителя. Пассажиру будет очень плохо.
Прокатиться и узнать точно вряд ли светит, впрочем есть шанс, Виктор готов расстаться со своей коброй, но на данный момент не менее чем за 7100 евро. Даже кнопочки предложения цены не оставил
Я читал в том-же мото про колёса на 15, но ни когда ни на чем не видел! Через меня прошло много всякого. И литых вояжьих колеса под барабанный тормоз 2 или 3 даже. Все были на 16 под 130 резину! Но ИМХО, что и с 16-130 не выглядит тощим! Хорошее колесо, правильное.
К слову, я сам терпеть не могу обрезки маятника у сухарей из оппозитов. Но тут смотрится бол-менее. Может быть, из-за косынок.
Редкая штука- 16к руб и оно твое
http://oppozit.ru/post_102836.html
Не, это калхоз. Первые Вояжи были на литье. Вернее, на цельнофрезерованом из куска алюминия диске. Под барабанный тормоз. И оно на 130-16. А больше туда и не влезет без смещения.
Не колхоз, колесо оригинальное. 150ка входит со сток карданом, а у меня муфта
Офтопик, конечно. Но какие ваши доказательства?
Посмотри на профиль, как ниппеля в лунках сидят, 40 спиц, в хроме. Это завод, никаких сомнений, причем ирбитский
По своему Вояжу скажу, что когда стояло 130/90-16 зад выглядел перетяжеленным, а колесо маленьким, но это особенность Вояжа, сейчас стоит 140/90-16, стало намного лучше, 150ка у меня не встает, тем более 15я, мешает муфта.
У кобры другой силуэт, но в принципе все так же, чем мясистее покрышка, тем лучше. И мягче.
Где, как ни на Ебуе, истинная цена барахла определяются обычно конечной ценой ПРОДАЖИ.
А не размером "потребности в деньгах" у продавана...
:)
ЗЫ. Там все логично и "зеркально", а вот "асимметричные ответы" - это уже скорее для тех, кто смотрит зомбоящик...
Ссылка только правой кнопкой в новой вкладке открывается
Уже точно не помню в каком году 2001 или 02 А.Кришталь, шеф фирмы Viking
получил заказ на создания вот такого типа мотоцикла с рамой-сухарем. Мы сделали 2 мотоцикла, достаточно крутых на "вкус2 обывателя. Один из них на этих фото (плохих по качеству, но только я в этом виноват, извините):
Заказчиком этим был ресторан "Дежа вю". Фото лучшее этого мотоцикла я в те годы видел в каком-то, кажется, зимнем номере журнала "Мото".
Я полагаю, что мотоцикл "Кобра" гораздо лучше годится для ресторана (на нем сделаны картинки, есть что рассматривать), а не дороги.
На базе агрегатов от ВЛА, симпатично выглядит, но только не в случае если была порезана рама.
Чоппер из оппозита конечно не то, ноги нужно чуть вперед выносить, но чуть, а не как выносы на волках, вояжах и кобрах.
У Волка и Вояжа мотор выдвинут (соответственно и подножки) немного вперед по сравнению с совнархозом и коброй
Рама на последнем чоппере для ресторана совершенно новая, самопал и никаких там наращиваний труб не было.
Вопрос: а кто рисовал рисунки на баке? У меня Вояж с оскалом леоперда, номер двигателя 000006.
Я полагаю рисовал конструктор )
а в итоге две модели полного дизайнерского утиля: Вояж и Кобра. Даже ребёнок нарисовал бы лучше.
"""
"""
Федор, вот из-за таких "специалистов" и не печатается.
диванными критиками весь инет заполнен. вы не против если я ваши публикации сюда перетаскивать буду? сайт наш все-таки узконаправленный на оппозиты.
Я не знаю, те кто критикуют Урал Кобру, тот вообщем и не понимает суть такого мотоцикла, а именно те годы с 1998 по 1999 г. когда эти мотоциклы были сконструированы. Кобры- это шедевры, такого уникального чоппера с жесткой подвеской больше никогда производить в России не будут. Ребята, кто это сделал, должны войти в историю, и им большая похвала, я им благодарен, а те кто не разберается в Урал Кобрах, тогда пусть приедут к нам в Германию и взглянут на моих желто-черных дресированных змей, я им покажу и расскажу о моих двух прекркасных Кобр.
Кстати, все кто хочет увидеть советские автомобили и мотоциклы в Германии с 20 апреля 2019 г. на "Autoklassika Oltimer Show в г. Дортмунд будет выставка ольдтаймеров из бывшего Советского Союза, там вы их и увитете. Вход бесплатный. Адрес найдете на " Autoklassika Oldtimer Show"
С уважением Виктор
Не путайте великое со смешным.
Рожденный ползать, как говорили классики, летать - не может.
ЗЫ. Ваше желание понятно, и более разумным решением кажется банальное снижение ценника - ВОЗМОЖНО, тогда этот "шедевр" ну хоть кого-то заинтересует.
Продавать Кобру не возбраняется за любые деньги, но перепродавать за 7 то что было куплено за полторы без каких либо видимых вложений это просто жлобство. Честные продавцы запускают аукцион, но Кобру и за 4 вряд ли кто купит, а денег то хочется, эксклюзив как-никак. За 7 пусть дальше продается, вот она и продается, но не продастся...
А что мешает купить ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШИЙ (и красивый) японский мотоцикл тех лет в приличном состоянии (с аукциона на их исторической родине), довести его до состояния конфеты, и получать удовольствие на дорогах?
И уж ТОЧНО не придется расшаркиваться перед взыскательной публикой, что это НЕ абы-какая гаражная поделка, а "заводской (!) мотоцикл ограниченного тиража".
Да, объяснить несведущему что ты его не в гараже за вечер под пивко сварганил будет непросто. Тем более с унылой 650й движкой. И за 7к евро этим заниматься думаю никому не захочется.
Лично мое ЧСВ смирится с этим постыдным бременем всего за 3к евро, но Виктор пока щадит его и хочет 7
Хотеть можно сколько угодно...
Есть ли смысл вообще брать то, что потом никуда (практически) не денешь?
Кобра офигенна. Из всех "новых" уралов на мотоцикл похожи кобра и соло-классик.
Соло 825 96го года тоже тема
Обычный соло мне не нравится, слишком он совнархозный. И бак фисташку я очень не люблю.
Какой пиздец, господи прости.
Гаражная поделка, только что на ИМЗ сделанная.
В соответствии с канонами стиля чепер.
Кобра- уродка,
какие-то обормоты
Тебя ваяли под водку
Желтушная паразитка,
Найду, куплю, пригоню
укрою чОрной накидкой
Одной на двоих с Вояжом
Поставлю торчком, вот и готов
Для Урал-Волка роддом