Селективная подборка цилиндров
Семидесятипятилетию мотозавода посвящается.
Я написал статью «На цилиндрах» в несколько саркастическом стиле. На что, очень много читателей резко отозвались о ней и обо мне:
— Расстрелять!
— Как Вы можете об этом писать? Вы ……
Я вижу, мир не изменился. Были у меня и многочисленные защитники, но не в этом дело.
Очень немногие могут через себя протащить (не могу придумать другого слова) образ советского человека. Очень не многие могут понять, почему рухнул советский проект. Для людей недалеких (условно назовем их «простых») все ясно, как божий день. А для умеющих думать, это процесс сложный, душераздирающий процесс.
Очень во многом современная система обычного человека держит в том же теле что и нас в 80-е. Чем может повлиять, (намеренно избегаю обобществления) например, инженер на систему? Талантом? Прилежным трудом? Длительностью его приложения? Да ничем!
— Ничего не изменилось? И да! И нет! Для технически творческого человека, пожалуй, больше нет. Отсюда ходит в этой творческой среде много поговорок с советского времени.
А, цилиндры! Надеюсь, я поднастроил Вас на мою «частоту».
1990 год.
Я работал руководителем группы перспективного проектирования второй год и уже понимал, что никакого перспективного проектирования не надо ни главному конструктору, ни главному инженеру. А главное, что и подавляющему моему окружению тоже не надо. Театр, просто театр.
Меня еще включили в профсоюзную группу по распределению дефицитных товаров, где время для меня проходило особенно мучительно. На моих глазах, расточник высочайшего класса, превращался в жалкого просителя шкафа или стенки, конкурируя с матерью одиночкой.
А, цилиндры?
Посылает ко мне Главный двух командировочных, приехавших с завода железнодорожного оборудования. Почему ко мне, я не помню, но помню, что отмахнуться от них я не мог. Задача у них была забрать чертежи, технологию производства цилиндров к мотоциклу. Их заводу дали задание по производству запчастей для народа. Все было решено на самом верху, поэтому вопросы стояли чисто технические.
Я обеспечил их всей документацией, сводил на производство, сдал технологам моторного цеха.
Вдруг на следующий день они пришли снова, и мы повторно обсуждали особенности конструкции. Через час, как мне казалось нелепых обсуждений селективного деления цилиндров и поршней меня спрашивают:
— Зачем нужны цилиндры и поршня с размерной группой В и С? Почему не делать цилиндры и поршня только с группой А?
— А мотозавод не может выдавать все цилиндры в одной группе А в количестве 700 штук в смену…
— Вы не можете попасть в «сотку» на длине 134 мм. Мы попадаем в сотку на длине 1000 мм на силовых гидравлических цилиндрах.
— У Вас единичное производство. Сколько таких цилиндров вы делаете в смену?
— Около ста можем делать.
Далее я онемел. Не помню дальнейшего разговора, но помню мои мысли, захватившие меня.
У меня на одном из столов лежал альбом чертежей мотоциклов с датой издания 1950 года. Альбом Машиздата для широкого пользования. Там были чертежи и поршня и цилиндра мотоцикла М-72 с теми самыми группами А, В, С для селективной подборки. А еще там были таблички с группами селективной подборки поршней и пальцев, пальцев и кривошипов. Альбом изданный за долго до моего года рождения.
Фото с моего чертежа.
Я в конце 80-х рисовал эти поршня и цилиндры со всеми размерными группами, которые в 1950 году были в «учебнике»? А 20 годами ранее эти двигатели производились на немецком R-71? А проектировался он вообще в 20-х годах.
Мне как-то поплохело от осознания, что 60 лет мы не можем улучшить то, что немцы нам дали давным-давно.
Фото из альбома 1950года.
Несколько ранее мне рассказывал один инженер с интересного института, что уже сейчас немцы на некоторых двигателях ушли от обкатки. Сразу делают пару цилиндр-поршень в очень узких размерных рамках, а вскоре это будет у них на всех двигателях.
Что это у нас на заводе, в стране? Нас специально держат в устаревшем технологическом укладе? Какой смысл моего конструирования, если технологами мне дан основной размер прошлого века? Хоть не прошлого, но почти!
Это политика? Нам начальники говорят:
— Не берите глобальных проблем, этим занимаются большие Научно- Исследовательские Институты.
— Чем там они занимаются?
Понимание специального удержания мотоциклетного конструирования прошлым технологическим укладом овладело мной.
— Не рисуется чего-то.
— И чего? Умирать сейчас будешь?
Друзья отвлекали от безысходности, да и враги держали в тонусе. А тут вдруг командировка в Мелитополь. А накануне я одну бумажку прочитал, для служебного пользования. Некие бюллетени рассылало министерство автопрома по ведомственным заводам.
Одна из лабораторий космического НИИ предлагала заводам работающим вне оборонки технологию никотитового покрытия с дальнейшей эльборовой обработкой. Я списался с этой лабораторией города Куйбышева, отправил чертежи нашего поршня и цилиндра. Потом, втихаря, я отправил посылку с домашнего адреса с цилиндром.
Мы знали, что такое никосилевое покрытие, это гальваническое покрытие. Мы уже для спортивных моторов применяли его. А никотит, это плазменное покрытие. Мозги читателю забивать не буду.
— Поверьте, что это лучшее, что я знал к тому времени.
Решил заехать в эту лабораторию. Оформил командировку, не забыл, оформить допуск — давали такую бумагу в «первом» отделе. Я думаю, что сейчас тоже такие «первые» есть.
Командировка в Мелитополь на отлично, но это в другой раз. Приезжаем в Куйбышев, а я еще технолога захватил, самого молодого с ОГТ. Отметились в головном институте, где нас послали почти на окраину в интересующую лабораторию. Приезжаем, находим институт, здание которого напоминает общагу и вход тоже. Проходим и:
— Стоять!
Нам преграждает дорогу тетенька в униформе и с пистолетом на боку. По крайней мере, из кобуры что-то торчало. Я достал бумаги, объяснился …
— А нет, проход только с представителем лаборатории. Звони.
Звоню – не берет трубку никто. Сидим. Звоню. Сидим. Звоню. Стоим, курим. Звоню. Тетеньку упрашиваю. Звоню. Сотрудника какого-то завербовал: дойти до начлаба, о нас замолвить слово. Нет результата. Молодому технологу как то похрен, а я весь извелся. Часа два прошло не меньше.
Тетенька с пистолетом шумно обсуждает чего-то с группой интеллигентного вида, я решаюсь.
Ринулся резко, несколько скачков, лестница, третий этаж и по коридору уже шагом к дверям лабы. Но, никто не стрелял и даже не погнался. Постучал, захожу, а все на месте, включая начлаба. Здороваюсь, рассказываю о себе.
— А что Вы на звонки не отвечаете?
— Да проводок там припаять надо. Владиславович, ай, припаяй заодно у телефона.
Я начал изучать всю лабораторию, что-то она не напоминала о космосе, о новых технологиях. Она была похожа на технологическую лабораторию для студентов, в которой я учился в Индустриальном институте. В общем, как-то не очень.
— А можно у меня паренька с вахты привести, если его тетенька не пристрелила.
Паренька привели, но лучше бы не приводили, он просидел на стуле, не отвлекаясь ни на что до конца дня. А вот меня заинтересовало все сразу. Представьте:
Достаточно громоздкий аппарат для комнаты, весь обвязанный проводами и шлангами, с массой приборов и кнопок. Смущали самодельные нюансы, светильники из каких-то производственных деталей, пучки проводов, вскрытых и украшенных разной изолентой. Больше всего меня гипнотизировали стеклянные бутылки с детскими сосками. Они были чем-то наполнены и перевернуты. Соски переходили в прозрачные шланги и трубки, в которых что-то двигалось.
Включили, что-то внутри зарычало, застонало с переменой частотой и амплитудой. Потом стало шипеть, сверкать. Начлаб дал мне кусок темного стекла, не от бутылки, как я вначале подумал.
— Куда смотреть?
— На шпиндель.
— Тут еще и шпиндель есть?
Начлаб напоминал мне Шурика из комедии «Иван Васильевич….», но тут все было намного круче той машины времени.
Включился шпиндель, и я его сразу увидел, увидел и установленный на нем мой цилиндр. Цилиндр вращался, а в нем что-то отчаянно зашипело. Медленное вращение не сопоставлялось со звуковым сопровождением. Не могу сказать, сколько это было по времени, начлаб остановил душераздирающее шипение, когда электрическую дугу стало видно.
— Это не дуга, это плазма.
Объяснял мне начлаб, потихоньку выводя цилиндр для доступности. Он показал мне результаты напыления, долго «разжевывал» суть процесса, что мне стало казаться, что я понимаю. Слабак по химии, я многие вещи принимал от него как аксиомы. Сейчас многие знают плазменное напыление, ионо-плазменное испарение, а я это видел впервые, и впервые это касалось моих железяк. Мне все безумно нравилось. Время от времени меня охватывало волнение, и оно было явно заметно лабораторным обитателям. Начлаб предложил:
— Пошли, покурим?
Через коридор, потом спустились по другой лестнице, где не было тетеньки с пистолетом. Мы продолжали тему, уже переходя к жизни.
— Мне почему интересен мотозавод? У меня в плане работы есть обязательное условие о внедрении в производство этого процесса на заводах не нашего профиля. На наших это уже работает. У Вас массовое производство.
— Но вот эта грандиозность аппарата отпугнет моих производственников, начальников …
— О! Нет, нет. Этому аппарату, как ты говоришь, «сто лет». Это лабораторное оборудование. А есть станки с очень узкой специализацией и весьма простой конструкцией.
— Я несколько оторопел от химии и времени напыления.
— Это да, химиков надо будет учить, а вот время напыления мы будем уменьшать уже вместе.
Возле нас крутился какой-то старичок, неряшливо одетый. Полез в кусты акации, собирая бутылки. Начлаб, как бы, не замечал его совсем. Мы разговаривали прилично по времени. Закурили по второй. Вдруг возле нас прошли два школьника с ранцами и размахивая мешками со второй обувью. Я не выдержал:
— Они как здесь ходят, это же режимный объект?
— Ну да, но это уже обычная улица, двери мы открываем, чтобы покурить выходить. Кому тут надо заходить? Да никому.
— А тетенька с пистолетом?
Мы стали хихикать над всей этой секретностью, оба порассказывали байки про допуск и режимы. Вернувшись к теме, я спросил?
— А вот те показатели износостойкости, твердости, что мне показывали, они указаны после какой финишной обработки? Каким инструментом достигается чистота обработки, геометрия?
— Эльбор, в основном эльборовый абразив. Пошли, продолжим.
И мы зависли.
Только к вечеру мы вышли из этого секретного института. Начлаб пронес мимо тетеньки с пистолетом большую кипу бумаг для меня с договором о научно-производственном сотрудничестве. Я чувствовал себя энергетически заряженным на все 100%, а вот измученный молодой технолог выглядел опустошенно.
В поезде я еще раз пристал к нему с этим напылением, с эльбором, но его как то ни что не привлекало. Утром в окне стали проплывать Уральские горы. Но и это не волновало моего технолога. Помню, что рассказывал он о поселке «чимиков», где приходится жить одному с мамой, что мама его не отпускала в командировку.
— Зря я его взял, не будет мне поддержки от него в Ирбите.
А поддержка была нужна.
С кипой бумаг от начлаба я долго сидел в «приемной». Добившись приема главного инженера Перминова, я постарался достаточно сдержанно вести рассказ, обращаясь к документам, схемам, фотографиям. Григорий Николаевич слушал внимательно и умно. Мой отчет прошел в течении часа и воспринималось весьма адекватно. Смутила немного концовка. Перминов попросил кипу бумаг про напыление положить на боковой стол и спросил:
— Я думал, ты восторженно расскажешь про мелитопольский отдел конструктора? Как работает группа перспективного проектирования в Запорожье?
— О, да! Это отдельный рассказ. Но я думал, что новые технологии Вас больше заинтересуют?
— Интересуют! Интересуют.
Все.
— Вы не поняли? На этом, все!
Кому бы я ни рассказывал, про плазменное напыление, про эльборовую обработку, интересовала только познавательная часть, а еще больше про тетеньку с пистолетом и свободным выходом на улицу.
Через пару месяцев меня «занесло» в кабинет к Перминову, где я еще увидел положенную мной кипу тех бумаг. Ее так и ни кто не тронул.
Советский проект подходил к концу, он был, запрограммирован. Уже ни кто из нас, ни чего не мог сделать. А так не хотелось быть похожим на «молодого технолога». Начинался новый период государства, завода, конструктора.
Для государства, которым может управлять каждая кухарка, это нормально.
А сейчас у нас под руководством солнцеликого вована сплошной хайтек от роснано внедрён повсеместно)))
А разве роснано не Медведева детище? Про вована... Да не самый он плохой президент. Идеи и стремления правильные. С реализацией на местах беда. Вот пример: я лет около 10 проработал в энергетике. Работягой. Сначала машинистом БКГМ, а потом шоферил на оперативной ГАД 53 + монтёрские10%. Ушёл работягой с двух интеллигентных работ. Я на этих двух работах получал в три раза меньше чем на одной электрической. А кто мужики со стажем так вообще деньги не считали. Это ещё до реформы РАО ЕЭС. Вован во всю страной рулил уже. И что ты думаешь? Кто-то сильно страдал за качество? Упирался? Да это были худшие годы в моей трудовой жизни! Мы работали бригадой 6 человек. Мастер и нас пятеро. На участке больше 300км. линий ВЛ 0.4 + две 35 кВ. Несколько деревень. Куча хуторов и все на одном фидере. Дверей на ТП нет ни где- птицы гнёзда вьют, коты за ними лазят и всё вырубают на хрен, ценой своей жизни. Ноли ни где не приварены. Мы задолбались населению бытовые приборы ремонтировать. Проходные изоляторы везде без прокладок- в ливень льёт прямо по ним и всё вырубает. Разъединители- подходить страшно, ножи почти везде горят. Про тросы грозоотводы я вообще молчу. Вытяжки почти ни где нет- как ветер, так ад и израиль- всё хлещет и ... вырубает! А потом ещё трава загорается от искр и горят опоры. И так каждый год! Бывало по пол деревни сидело на одном 63 трансике и на двух автоматах! Нашей бригаде, что бы всё исправить и привести в соответствие и потом просто сидеть отдыхать да за порядком следить нужно было пара месяцев плотно поработать. И всё. Но мы приходили на работу и играли в домино до тех пор, пока кто-нибудь нас не вызовет на аварийное отключение. Вызывали обычно к концу рабочего дня или в выходной день и мы до темна устраняли. Или поедем с монтёром, у которого 30 лет стаж на аварийное отключение или осмотр. Приедем км так за 50, а он провода забыл, пассатижи, когти, автомат, вставки, перчатки. По рации крикнуть нельзя- эфир диспетчер слушает, так он по сотовому позвонит другим монтёрам и они на вышке ЗИЛ 157 нам это всё везут. На 157 за 50км, Карл! Или меня отправит, что бы я дополнительную соточку по полям на ГАЗике катанул. Так это я ещё самое мягкое описал. В интернет всё не вывалишь. А если я начинал бузить и вопросы задавать - то мне объясняли, что мол если мы всё сделаем то мы и не нужны тут будем. Лучше так темнить. А кому лучше-то? Население постоянно недовольно было. Дома хрен что сделаешь и на работе сделанного не видно. Не привязанный да визжишь. Потом терпение лопнуло и я уволился. А вскоре и участок этот разогнали. И проблемы с электричеством сразу закончились. За год отключений по пальцам пересчитать и те все плановые. Так что? Тоже Путин виноват? Он работать не давал? Туда хоть королеву Елизавету посади. На местах люди-гавно так и останутся и всех вокруг в своих бедах винить будут. Путин говорит: "Не трогать бизнес"! А на местах проверки ужесточаются. Теперь не плановые они- раз в три года, а по обращению граждан- в любое время и бесконечно. У госорганов выиграть в суде нереально. Это его укрепление вертикали власти так на местах поняли. Пидарасы они. У меня к Путину претензии только к его излишней либеральности да неумелой внешней политике. Это ж надо было за такой короткий срок со всем миром разосраться. Да и бюджетник он- этим всё сказано.
Совершенно не правильные выводы.
Уж какие есть. Зато честно.
по рассказам деда, такое же и в НИИ было. никому ничего не нужно
Красиво написано, особенно вторая половина.
Если развить тему, прям таки видится сюжет про про шпионов с названием что то типа "Пешка в большой игре" .
Шутка..
А если серьёзно..
Ваше мнение написано по прошествии почти 30 лет.
Понятно, что вы долго размышляли и анализировали данную ситуацию , искали ответы на свои вопросы : "Почему никакого перспективного проектирования не надо ни главному конструктору, ни главному инженеру и подавляющему большинству вашего окружения.."
Ответ на все эти вопросы оформлен вами примерно так : "Советский проект подходил к концу, он был, запрограммирован."
Однобоко как то получается Виктор Николаевич. Мне кажется вы стали сторонником "Теории заговоров"
К счастью у нас есть классная возможность сделать сравнение двух мнений, одно мнение ваше, спустя 30 лет, другое мнение вашего коллеги, записанное непосредственно в 1990 году.
Это мнение ведущего конструктора завода Сергея Яковлевича Аршинова.
Я не буду весить на него ярлык "Советский человек", это просто взгляд инженера плановой экономики.
https://youtu.be/31peEXwaOkw?t=190
p.s. С тех пор прошло 30 лет.
Системы уже нет, а ИМЗ чудом выжил и живет по законам мирового рынка . Качество есть, валюту зарабатывают.Удешевление производства, без удешевления продукции тоже есть.
Но опять очевидно, что нет у них перспективных, технически творческих людей и прочих групп перспективного проектирования.
Почему так происходит?
Не ужели нам не нужны,коструктивно лучшие в мире мотоциклы с коляской, по 200 тысяч в год? Что это, признаки новой системы? Эффективные менеждеры правят миром?
Мне кажется программируется новый проект.
Ни чего не изменилось. Как были у руля мягко говоря не компетентные люди, так они там и остались.
Все верно, никому нах ничего не нужно. В конце 90-х, в нашем депо была полноценная гальваника, потом когда ремонт тепловозов убрали эту гальванику с радостным визгом растащили на метал, потом вроде как оказалось, что вещь еще нужная, но уже не судьба. Так же и со стендовым оборудованием
да, продолжаю травить великого конструктора, кстати я уверен, что скорее всего он действительно грамотный специалист, но есть нюанс: можно еще было предложить покрыть урал золотом, вместо краски- он бы не ржавел никогда, одного уровня идеи, то есть то, что такая технология потребовала бы тонны денег, и не дала бы сколько нибудь существенной пользы, таки это фигня, то что мотоцикл подорожал бы в разы- это тоже фигня, главное строй поругать, это таки да- дедушка может, в экономику- нет, а подисиденствовать- это завсегда да, странно что фотонный двигатель не предложил установить или антиграв, кстати, а где сейчас эта изумительная технологи применяется, на каких зарубежных двигателях? неужто глупые буржуины не допетрили до такого хайтека?
прям вижу, как главный конструктор, морщась как от зубной боли, слушал эту чушь от восторженного паренька, думая в какую бы еще командировку, да на подольше заслать этого креативщика:)
то Фильмоскопов: нет, не только нам, вообще никому не нужны двести тысяч мотоциклов с коляской в год, вполне хватает тысячи уралов и пары кустом ателье, чтобы насытить весь мировой рынок
Ну насчёт никакой пользы, это несколько перегнул. Ресурс цпг уральского движка по современным понятиям очень мал. Идея заменить теплую ламповую гильзу Никасилевым напылением наверняка тоже сперва казалась бредом. Однако ж сработало.
Просто любое тело всегда стремится к покою. В нормальной экономике тела из покоя выводит необходимость зарабатывать бабло в условиях конкуренции. В СССР бабло не корелировалось с востребованностью и ценностью продукта, а конкуренции не было. Результат закономерен
неверно в корне, никасилевое напыление используется там, где оно экономически целесообразно, в остальных случаях- наотличненько чугуниевые гильзы до сих пор используются, а уж про молдавские мегатехнологии с плазмой и эльбором, что-то ничего не слышно
ресурс же цпг уральского движка очень мал не по этому, тут как раз наш г-н завьялов постарался, он жеж как-то писал в своих "мемуарах" как пробухав всю ночь ставил под утро на бракованные цилиндры клейма нормальных, но разве наш дартаньян в белых одеждах виноват!? нет, конечно же нет- это все проклятый совок, "комиссары в пыльных шлемах", и восемь кгбэшников с маузерами стояли вокруг и заставляли совершать подлог и должностное преступление, теперь вот правда совка нет, а колеса разваливаются, это уже наверное злой путин гадит не иначе
Про молдавские нанотехнологии - красиво написано, как хороший укол шпагой.
Сразу понятно, что это бред.
Муахахаха..
Вы уж договоритесь в конце концов, кто виноват что Уралы ломаются?
Путин или Завьялов?
Если зимой холодно и идёт снег, то это наш Путин виноват.
Вообщето я "за" ВВП.
И да, Крым наш.
А зачем в этом обсуждении твои путин, крым и прочие объекты поклонения? Общеизвестно, что ты путинойд, какое отношение это имеет к Завьялову и экспериментальным покрытиям цилиндров?
Кстати в Москве до середины двухтысячных была контора которая делала некое "металлокерамическое" покрытие цилиндров, которое в принципе не изнашивалось и делалось под конкретные поршни. Возможно это та же технология. На форуме точно были обладатели такой поршневой.
Нет дорогой мой.
Я только ответил. Высказал своё мнение, в ответ на мнение которое высказано ранее.
Разве не так?
И прошу Вас не выражатся. Это может унизить Вас, так как говорит об отсутствии у Вас аргументов.
Ну для начала я тебе не дорогой, мы с тобой в одной канаве не валялись. Во вторых, каких аргументов у меня нет?
и я лично знаю трех людей, у кого эти цилиндры благополучно задрало тысяч через 10. стоило дать нагрузку. И у дяди Сережи такие цилиндры померли при пробеге в Ирбит.
А чем тебе не нравится Крым, дядя Вова и наша политика, рыжия свинь@?
@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@
ты чо!? какой завьялов, путин конечно, и совок- тока они не дают возможности выпускать 100500 ультрасовременных мотоциклов с коляской, которые кружили бы косяками над дорогами нашей необъятной, жужжа антигравами, поблескивая низельбером, и подсвечиваясь урановыми стержнями
Ничего интересного... Что перспективного сделала группа перспективного проектирования? Сплошные фантазии... Зачем вообще писать о том, что не то что не сделали, а даже не хотели сделать? Посылки, лаборатория, охранник, молодой технолог, школьники... больше похоже на сказку, чем реальную историю.
После марта 53-го года уровень государственных управленцев был настолько низким, что они даже сохранить не смогли то чем управляли, не говоря уже о развитии.
Ни чего нового. Учиться, учиться и внедрять, как это сделано у немцев, японцев и теперь на автовазе даже.
в военной промышленности мы неплохо держались. А в авто и мото- отстали лет на 50. Ибо на наших машинах и мотоциклах лишь сейчас появляется то, что было на мерседесах и бмв в начале 80-х.
@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@
Господин Завьялов - сбитый лётчик.
Дядька хороший, но своё конструкторство просрал. Теперь нет того места где он конструктор.
И произошло это в том числе по его личной беспринципности.
А это покрытие сейчас не используется? На современных "Уралах".....нет ???
- Значит время и деньги доказали глупость идеи которую он пропихивал.
Получал деньги трудового советского народа и пропихивал в массовое производство полнею нелепицу.
У нас не было лидеров в СССР. Таких как Королёв, Лавочкин, Кошкин.
Были только сбитые лётчики. Поэтому СССР погиб...
Хочу обратится к уважаемому господину Завьялову:
- Вы не обижайтесь, пишите дальше. Очень интересно.
У нас спор, не драка. Мы должны обсуждать темы, чтоб найти правильную позицию.
Я со многим не согласен, но Вам спасибо, что Вы излогаете своё виденье изнутри.
СегейВояж, судя по году рождения, ты на год младше меня. Судя по твоим высказываниям, могу утверждать, что ты не работал в детстве и твои родители не крестьяне и не рабочии. Ты не знал, что такое дифицит. Либо ты не жил в союзе, а приехал посли развала. Наезжаешь на Завьялова, но если бы всё что придумали и разработали такие как Завьялов(а их было до ху..). То ваша хвалёная америка, европа и япония были бы давно в очень глубокой Жопе. Но благодаря "одорённым" комкнистам и проститутким во власти, сейчас мы в жопе. Надеюсь Вовка вырулит.Но голосую я за идею(коммунистическую).
Насчёт никасилевого покрытия..
Один из первых вариантов покрытия изобрели с целью облегчить мотор и удешевить производство .
Убрав гильзы , уходит проблема разности температурных характеристик двух материалов. К тому же мотор становится более жестким. Отвод тепла из цилиндров происходит более интенсивно. Всё это увеличивает его ресурс и при этом изготовление удешевляется. Надо всего лишь покрыть чем то алюминь.
Эксперименты с разными вариантами покрытий начались давно, а первый серийный мотор появился в 1971 году. Немцы начали в 90е..и до сих пор экспериментируют.
У каких то фирм это возможно получилось и они довели свои движки..но в любом случае мотор становится чувствителен к тепловому режиму, требует высококачественного масла и строгого соблюдения его замены , а самое главное к качественному составу бензина . Если в топливе присутствует сера, она вступает в реакцию с покрытием и разрушает его.
Но как показывает практика , не все авто моторы теперь доживают даже до 150 - 200 тысяч км, хотя известны случаи , когда моторы с чугунными гильзами могли проходить до 500 тысяч и более без замены колец.
И в любом случае авто движки получаются одноразовыми. ( Про одноразовость автомоторов думаю все здесь наслышаны, написано про это столько, что б/у машину вообще страшно покупать.)
У меня есть товарищ, который как раз тем и занимается, что гильзует "одноразовые" моторы от всяких немцев.
Так что тут не все так однозначно в плане ресурса и неприхотливости.
Та же БМВ от никасиля отказалась по причине большого скандала. Выяснилось, что сера в топливе разрушает покрытие. Сейчас они делают плазменное напыление а цилиндры планируют покрывать нитридом титана.
Кстати у нас в городе лет 10 назад можно было сделать такое покрытие, но стоило не дёшево вообще. А сейчас и вовсе никак, ибо завод военный.
Целесообразно ли вообще это для Урала?
Увеличить ресурс поршневой "хотя бы" сто тыщ ? Какое покрытие делать? Silumal или Alusil, Locasil, Nikasil ? Где его вообще делать и как например обеспечить 17% кремния в покрытии? Тут ведь без грамотных химиков и термистов никак. Вопрос с ценой тоже не ясен.
p.s. Мне недавно один товарищ рассказывал про плазменное напыление на стоковых цилиндрах, которое делал сам. В принципе можно сделать чуть ли не в гараже, при этом нужно немного мощного электричества... Да, износ цилиндра уменьшается , расход всего снижается итп.
Но есть один недостаток у его варианта обработки , продукты износа этого самого покрытия абразивны, со всеми вытекающими.
В общем лично я за чугунные гильзы. За качественные гильзы.
к чертям все эти чугунки старомодные. Толку от них совсем немного.
Никасиловое покрытие в цилиндрах дает мотору возможность жить и жить. И после тех же 300-500 тыс км не надо ни чего в моторе ремонтировать- значительно дешевле и правильнее - просто поменять на новый. Я вообще не понимаю ща- нахер ввсе эти капиталки, когда времени, затрат столько, что хватает на 70% нового мотора ( речь про моторы с большими пробегами, а не про поломки одного цилиндра), а ресурс ты все равно не получишь тот, даже 70 %, что сделал завод-производитель. Всю старую технику надо попросту списывать в лом.
@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@
Ты наверное через строчку читал? Сказано ведь, покрытие чувствительно к температурному режиму и качеству топлива... На советских пилах с 60-х годов такое покрытие на цилиндры делали... Современные тенденции таковы, что выпускаямая техника становится попросту не ремонтопригодна, и каждый её владелец сам решает, как с ней поступить - списать в лом или выполнить ещё какие-либо садо-мазо действия и попытаться починить её изходя из своих личных соображений и возможностей. Вот только что интересно. Если лет 20 назад мы перенимали западные технологии ремонта с заменой узлов в сборе на новые, то теперь западные фирмы разрабатывают технологии восстановления деталей, не меняя целиком узлы. Все зависит от конкретного случая.
Ну не знаю. Я на таких моторах 150 тыс км лично накатал, и мотор не изменил своих ттх. современный мотор обязан быть сложным, т.к не снимешь иначе 250 Нм и 180 л.с с 1400 сс. И весит такой мотор куда меньше обычного на 2500 сс с похожими ттх, при этом первый- куда экомичнее.
да,в промышленных масштабах восстанавливают узлы и агрегаты- тут спору нет. Вопрос в том, что зачастую этот ремонт выходит едва ли не дороже приобретения новых узлов в сборе. Это на примере турбин. Но если мотор как у фольцвагена W12 или просто В12, то там конечно замена мотора будет безумно дорога новым. Хотя такие моторы ходят по миллиону км без вмешательств. а после ставят контрактный с меньшим пробегом.
@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@
Современный мотор, с никасилем вместо гильз, форсированый пройдёт миллион километров - хахаха. Пруф пожалуйста, а без него это просто бред болтовня. Форд кёльн или пинто имеют такой ресурс с одной расточкой, но у них литровая мощность около 50 сил.
вот просто с авито машины с пробегами на одометрах в 300 тыс км (реальные. думаю, раза в 1,5 больше) https://www.avito.ru/omsk/avtomobili/bmw_7_seriya_2007_759016664 современный мотор.
https://www.avito.ru/kaliningrad/avtomobili/bmw_7_seriya_2007_1126890567 точно так же.
https://www.avito.ru/nevinnomyssk/avtomobili/bmw_7_seriya_1995_114115721... тут я думаю, что уже миллион накатан.
https://www.avito.ru/petrozavodsk/avtomobili/mercedes-benz_s-klass_2002_... среди мерседесов
друг ездит на пассате 10 года с мотором 1400 сс, турбо. Пробег тысяч 200-250 точно есть. к мотору претензий не имеет. Машина честно выдает свои 160 -180 л.с.
а мощность в 50 л.с. с литра - это позор. назер он нужен такой. при этом с 3000 сс будешь иметь жалкие 150 л.с. лучше взять киа рио, солярис новый или фокус, чем древний 6 литровый драндулет, который только жрать бенз может. Современный мотор обязан с литра выдавать ну ни как не менее 80 л.с и 90 Нм.
Да , и мотор мною любимого Кирпича (именно с таким покрытием цилиндров), что стоит в музее бмв в Мюнхене имеет пробег на одометре в 600 тыскм. при родной цпг, коробке. и все это- древнего 88 года. Сейчас все шагнуло далеко вперед.
@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@
помниться в былые времена было такое понятие как "не высовывайся", все под одну строчку. Иначе можно было потерять некие материальные блага. Вот и боялись высунуться. А тех кто "высовывался" помниться "пинали". Просто это может понять человек работавший в те времена. Или пытающийся чтото протолкнуть (многие из них были кем то вроде "пособников капитализма" и т.п. по тогдашним меркам). Разработок и у нас тогда было много и большинство их уехало за бугор. А почему так было, надо спрашивать у тогдашних высокосидящих "дядей".
И да, тогда Вам - не сейчас...