Вопросы по вилке "Турист" | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Вопросы по вилке "Турист"

оппозитчик Orthoped
чтоб поменять аватар - читай FAQ
нахождение: Москва

Хэллоу, гайз!
Наконец-то я сподобился и собрал приобретенную по случаю вилку. предварительно напидорил, по мере слабых сил - зачистил кордщеткой/ушм, обработал преобразователем, покрасил.

Вилка из деревни и ей, по ходу,там досталось - сайленты и пр.резинки разбиты в прах. Более того,внутр.втулки сайлентов и даже болты - овального сечения.

Терминология.
Сайлентблок (англ. silent block, букв. тихая деталь) — деталь машин и механизмов, относящаяся к классу виброизоляторов, используемая для решения задач виброизоляции. Является конструкционным элементом, состоящим из внутренней и внешней прецизионных втулок, неразрывно соединённых посредством завулканизированного слоя эластомера, как правило резины.

В контексте этого определения, оппозитные сайленты таковыми не являются, т.к. соединены "разрывно" - внутр.втулка и эластомер поврозь.

Новые сайленты (как маятника, так и амортов) замутил из запов "зубилы" - сайленты пер.рычага (2108-2904040, как раз под М12)
https://www.avtoall.ru/product_pictures/medium/688/116396.jpg
и "яиц" стабилизатора (2108-2906079, под М10).
http://opora-rti.ru/images/phocagallery/thumbs/phoca_thumb_l_2108_290607...

Обрезал внутр.втулки в размер, сточил резину (острый нож, УШМ и лепестковый диск - наше всё) и задавил прессом. выдавленные по сторонам излишки аккуратно обрезал заподлицо со втулками. Втулки выступают на <1мм из гнезд)
(резину стёсывал с припуском порядка 1-1.5мм на диаметр, иначе запрессовать анрил - отрывает от втулки).

Вопщем, внешне все получилось вполне збс, но...
Главное отличие от стока - внутр.втулки (металл) у "зубилы" заметно толще. Посему, резины в новоявленных сайлентах стало заметно меньше.
По памяти: гнездо сайлента порядка 30мм.
толщина стенки втулки пусть 3мм (сток порядка 1-1,5мм)
Тогда: (30-М12-2х3)/2=6мм - толщина резины на сторону.
В сайлентах (нижних) амортов - пропорционально (с учетом М10), т.е. тоже меньше, чем в стоке.
Плюс, в запале, я и в верхние ухи амортов вкрячил сайленты (хотя там типа только резинки/втулки должны быть и болт).
И надо заметить, резина у "зубилы" на ощупь гораздо жестче, чем ураловские РТИ.

Кароч, после сборки вилку не продавить,даже если давить весом тела на изгиб маятника (я почти 100кг).
Разумеется, крепеж сайлентов и амортов затянут от души (М12 и М10, как никак).
Отпустив М12 сайлентов, привел систему в некоторое подвижное состояние. Вилка сжимается и отчасти отдается назад, но не до конца. За бугель поднимаю вверх - аморты полностью распрямляются и так остаются (поджим пружин на минимуме стоит).

Мошт, я чего-то не втыкаю в работе сайлентов?
По моим представлениям, при работе на скручивание, слои эластомера/резины, прилегающие к внутр. и внешней обоймам не смещаются относительно их.
На скручивание работает слой в промежности.
В инетахпишут, что допускает +\-25 град. Потом - отрыв слоя.
Но это, очевидно, при определенном соотношении толщины слоя и диаметров обойм.

Если крепеж сайлента не затянуть внутр.втулка сайлента будет поворачиваться тудой-сюдой относительно "ушей" на маятнике. Там и так уже есть кольцевые следы предыдущей подобной эксплуатации.
И чё делать?
Как я уже отметил выше, сайлент на оппозите - условный. резина к втулке не приварена. следовательно, при работе маятника вероятнее всего резина качается туда-сюда относит. неподвижной втулки - она должна быть надлежаще зажата в "ушах" болтом.
в моем случае, резина приварена к втулке и узел просто зажат.
Может, тупо сорвать вулканизацию и освободить втулку от резины? Каким наименее варварским способом это сделать и без разборки вилки? Попрыгать в две тушки на маятнике?

Второе.
При детальном обследовании тормоз.щита обнаружилось, что:
- отверстие в люмине корпуса под ось не имеет никакой стальной втулки и явно большего диаметра, чем ось;
- прилив в корпусе, где выходит ось (с правой стороны) заметно меньшей высоты, чем в родном щите от телескопа.
Соответсвенно, при затяжке оси колесо полностью блокировалось и вместе со щитом имело осевой люфт неск.мм.
В родном щите в отверстие запрессована стальная втулка с буртиком изнутри и заподлицо с приливом снаружи.
(В каталоге по щитку Туриста ничего не нашел,увы)
Первую проблему условно решил с помощью распорной втулки колеса (длинной) - встала, как родная, хоть и не на всю глубину - но не уверен, что высота буртика аутентична. Колесо, однако, больше не зажимает.

Вторую проблему, пытаюсь решить подкладыванием шаёб между щитом и правой ногой маятника.
5мм (какая то каленая шайба от КПП жиги) - маловато.
Колесо смещено вправо и гайка крепления тяги щита к перу касается колеса.
11мм (внутр.обойма подшипа) - чуть многовасто. колесо смещено влево.
Истина, где-то посредине. Где?
И какая именно деталь (втулка), вставляемая/запрессовываемая в отверстие тела щитка, пролюблена деревенскими? Киньте ссыль, плиз.
Или мошт у вас есть живьем?


kandid's picture

При чем здесь сайлентблоки вообще? Резинок на сайленты для урала - продается много и везде, это не дефицит, чтобы изобретать велосипеды из резинок для автомобилей. Болты и гайки на вилке с граверами, нужен небольшой люфт, чтобы был маленький зазор в месте крепления между втулками(или самими сайлентблоками) сайлентов и вилкой. Да, бывает проворачивает немного втулки, у меня тоже на старой вилке было видно выработку(канавки) - на ушах крепления верхних сайлентблоков амортизаторов. Все нормально в этой вилке отбивает(амортизаторы) и сжимается. Я как себе перебрал вилку - стал мягкий ход на кочках и ямах.

Ты слишком сильно затянул болты на вилке. Сделай зазор примерно 0,5 мм или меньше и не парься. Снятые амортизаторы нормально сжимаются и с небольшим замедлением разжимаются? А то я как-то приобрел пару амортов из Ирбита. И шо ты думаешь там залито было? м8 - вот шо, и аморты вообще не отбивали! Позвонил продавцу и продавец с умными словами "а мы всегда в Ирбите м8 в аморты льем". Я слил это м8, промыл керосином, высушил и залил нормальную жидкость АЖ-12. Все стало отлично! Замечательная работа амортов.

По втулкам. Там 2 втулки в щите. Одна снаружи щита, другая изнутри. Когда ось затягиваешь втулки давят только на внутреннею обойму подшипника колеса. Люфта никакого нет, колесо не "гуляет" и не люфтит и крутится легко(если правильно затянуты конические подшипники на колесе). Поищи на сайте, тут была тема в которой были даны размеры втулок на щит рычажной вилки. Шайбы не ставь, шайбами только "сожрет люминь" и испортит алюминиевый тормозной щит рычажки.


_Илья_'s picture

kandid:

Ты слишком сильно затянул болты на вилке. Сделай зазор примерно 0,5 мм или меньше и не парься.


Чего? Какой ещё зазор? Внутренние втулки сайлент блоков должны быть затянуты между проушинами крепления без всяких зазоров!


Orthoped's picture

И я о том же.


nikoro42's picture

Ты всё правильно сказал. Болты все затягиваются до зажима втулки между ушами и никаких зазоров. Сайленты на рычажке стоят те же самые что и на заднем маятнике. Два больших и шесть малых. Два малых в маятнике два в амортах верхняя головка и два в реактивной тяге. И все соотвественно со втулками. Теми же что и у заднего маятника.Да прессовать их не совсем сказка но это делается если руки не из попы и обтачивать ничего не нужно. О тормозном щите. Там стоит две одинаковых втулки типа гриб при затяжке оси они не зажимают барабан. Он должен на них вращаться. И вилка и шевелится будет и работать. И да аморты никогда даже с новыми пружинами не выйдут до конца. По причине того что таков расчёт иначе стабильно будет удар на разрыв аморта.


Orthoped's picture

Поправлю, в ушах аморта вилки, согласно печатному каталогу, только резинка (при этом, в ушах задних амортов рамы мет.втулка есть, но она приварена к раме).
Я прессовал обточенные жиговские сайленты - там резина приварена к втулке. Подозреваю, проблема в этом и в том, что резина гораздо жестче и ее слой меньше - это позволяет засадить втулку с гораздо большим натягом, чем в стоке (резина мягкая, слой толстый). Поэтому при затяжке сайлента маятник встает колом.
Видимо, придется перепрессовать из раздельных втулок (потоньше) и резины помягче.

С втулками щита - понятно. входя в корпус от руки (как распорная втулка колеса).
осталось определить их высоту. и высоту буртиков, т.к. это влияет на смещение колеса в вилке.
Есть такие данные?


kandid's picture

Блин, давно собирал себе рычажку, года 3 назад, забыл уже все. Сейчас приехал домой и посмотрел, покачал рычажку туда-сюда. Да, втулки одинаковые. Когда затягиваешь ось колеса - втулки прижимаются друг к другу и алюминиевый щит рычажки свободно на них проворачивается. Но! у меня в отверстии щита запрессована тонкостенная металлическая втулка и трение идет в паре сталь-сталь а не в паре сталь-алюминий. Размеры втулок чтобы было понято повторю:
общая длина втулки L=17.45 mm
Меньший диаметр втулки d=24,5 мм.
Длина цилиндрической поверхности на этом меньшем диаметре l = 14 мм.

Больший диаметр втулки(буртик) D=33,75 мм
Длина цилиндрической поверхности на этом большем диаметре(толщина буртика) L = 3,45 мм.
Отверстие во втулке под ось колеса D=20,35 мм.


Orthoped's picture

спасибо.


kandid's picture

И это, там и шайбы гровера везде стоят. В верхних ушах амортизаторов шайбы гровера с той стороны болта м10х1х42мм
где гайка м10х1мм прикручивается. А в нижних ушах амортизаторов шайбы гровера(гравера для болта на 10) установлены на болте м10х1х42мм со стороны шестигранной шляпки этого болта. Ну и на болтах на 12мм тоже гровера со стороны гайки.


Orthoped's picture

ну это понятно.
на маятник поставил гайки с п\у обоймой.


Orthoped's picture

Замерил щиток сегодня - глубина 26,45мм,типо.
Пусть 26,5мм. У тебя получается 28 (14+14).
1,5мм зазор в щитке - до фига,кмк. Будет болтаться и греметь.
А откуда эти размеры,кст? Не мог бы ты их любезно уточнить?
Буду заказывать токарю - не хотелось бы обломаться.


Orthoped's picture

посему вопрос:
если точить под мой щит, то высота цилиндр.части обеих втулков д.б. 26.5мм.
куда девать эти 1.5мм? в высоту буртиков (чтобы общая высота обеих втулок осталась та же - 35мм?
или тупо похерить и высота упадет до 33.5мм?


kandid's picture

Не смотри на каталог, сам знаешь как у нас наборщики текста кучу ошибок делают, вспомнить разные издания книги Котова и Капустина. В верхних ушах амортизаторов (внутри резиновых втулок) на рычажной вилке с завода устанавливаются металлические втулки.


kandid's picture

Да, забыл я уже, давно было. Первоначально я запрессовал резинки сайлентов в аморты. А все эти резиновые втулки я заказывал в магазине и все резинки одинаковой длины. Когда собрал вилку - выступающие края резиновых втулок в верхних ушах амортизаторов терли об пластины крепления вилки. И когда запрессовал резинки в реактивную тягу - то же
резинки выступали наружу на несколько мм. Наверно мне прислали малые резиновые втулки от маятника(крепление нижних ушей амортизаторов). Потому при первой сборке рычажка у меня вообще не двигалась и я чуть отпустил болты.

Я разобрал вилку еще раз, аккуратно сточил на наждаке выступающие части резиновых втулок, собрал и все болты хорошо затянул.


Orthoped's picture

у меня по бокам резина обрезана заподлицо со втулками и при затяжке мешать не может.
просто получилась очень плотная посадка резины в гнездо, плюс резина приварена ко втулке, в то время как, по ходу, должна по ней работать.
вывод: сделать новые втулки, потоньше, хорошо обработать поверхность (шлифануть/полирнуть), резинки от газовских рессор, они помягче, намазать силиконом - и будет щасте!


kandid's picture

Даже нет, не так. Точнее - втулки смазанные литолом дают тормозному щиту немного проворачиваться назад-вперед. От сильного проворачивания и демпфирования удара при проворачивании - к тормозному щиту прикручена тяга на сайлентблоках. При этом сами втулки сжаты затянутой осью колеса.


Orthoped's picture

продаются резинки. у меня же изначально разбиты в овал изнутри металл.втулки. и болты тоже.
поэтому брал жиговские сайленты. и новый крепеж.

Поставлю вопрос так. Как изначально задумана в вилке работа этого узла (сайлентблока)?
- работает (т.е.трется) резина по внешней обойме (гнутого "лома")?
- работает (трется) резина по внутренней втулке сайлента?
- работает внутрен.втулка сайлента по "ушам" крепления (на маятнике) и болту?

Лично я склоняюсь в вариантам 2 или 1 (в зависимости от сил трения, смазки и тп). При этом внутр.втулка однозначно неподвижно зажата болтом в "ушах".
Потому как если не зажата, то появится стук из-за зазора (в несколько десяток, мин) между болтом и втулкой.

Аморты перебраны, залита АЖ-12, стоят сальники 12х24х6 по 2 шт.

Втулки щитка, очевидно, пролюблены.
Буим искать. такие же, но с перламутровыми пуговицами! (С)

ПС. Тема про втулки щитка
https://oppozit.ru/post_69333.html
не совсем догоняю размеры. в частности - буртика.
распорные от колеса не сгодятся?


kandid's picture

Так же продаются(помимо резинок на сайленты для урала) и втулки для сайлентблоков на урал, оцинкованные и хроматированные втулки.

Изначально задумана - трение болтов о металлические втулки в сайлентах. Смазывать графитовой смазкой УСС - она как раз для малых скоростей вращения и больших нагрузок. Если смазка и высохнет, сухой графитовый порошок будет смазывать узел втулка-болт и дальше.
А на деле - работает как прийдется. По крайней мере резинки сайлентов хрен провернешь после запрессовки. Металлические втулки в сайлентах тоже хрен провернешь когда вилка установлена и на вилку давит масса мотоцикла. Из-за небольшого(весьма малого люфта) возможно трение резинок сайлентов(торцами резинок) об уши(пластины) крепления маятника вилки и амортов.

https://oppozit.ru/post_69333.html
д1=24.5
д2=33.75
л1=17.45 ----значит л2=14мм
л3=л1-л2=3.45
р1=20.35(наверно внутренний диаметр =диаметру передней оси под 7204подшипник 20мм конечно)))

http://forum.motoroad.ru/topic2918-rychazhnaya-vilka-p2.html

Одна втулка подходит от набора втулок для колеса. Только чуть укоротить нужно. И эта втулка намертво прессуется в щит рычажки. Вторая втулка - на свободной посадке, проворачивается(сталь трется по стали, а не сталь по алюминиевому щиту рычажки) буртиком внутри первой стальной втулки. Место где трется - смазать литолом или той же графиткой УСС. Вторая втулка у меня разбитая была, мне выточили новую втулку в токарке.


Orthoped's picture

Насчёт трения по болтам - ты погорячился,думаю.


NOVI4OK53's picture

последим


NOVI4OK53's picture

последим


Orthoped's picture

Вопщем,боцман рассосался! (С)
Сайленты затянуты и работают. Частично резина работает по внешней обойме,частично - по внутренней втулке. Это видно при нажатии на вилку.
По обойме,видимо,потому,что резину смазывал силиконом при запрессовке.
Вымоет силикон - будет только по втулке,думаю.
Пролюбленные втулки торм.щита заменил распорными от колёса,плюс шаеба.
Временное решение,пока сток найду. Или выточу.

Первый тест-драйв от гаража до дома - ощущения необычные.с непривычки. Однозначно мягче телескопа (на лежачих ментах).

User login