Здравия всем!
Как известно, сломать можно что угодно, но иногда поломки возникают там где их не ждёшь и причина их кроется в особенностях, а точнее недостатках конструкции. Вопрос в том, как их избежать и что делать, если они возникли?
Первый раз столкнулся с проблемой лет 10 назад, когда разбирал ураловский мотор и выбивал коленчатый вал из переднего подшипника картера двигателя - треснула передняя стенка блока через нижнее крепежное отверстие корпуса подшипника. Пришёл к выводу, что это из-за вибраций от ударов молотком по тяжелому валу (разумеется через проставку стучал, не по цапфе). Так получилось, что был ещё один блок разобранный, начал его осматривать и увидел аналогичную трещину через крепежное отверстие в сторону левого цилиндра. Сделали съемник, чтобы выпрессовывать вал. Мотор собрал, езжу до сих пор, нареканий по этому поводу не возникло.
Сегодня разбирал другой мотор, выпрессовал вал и начал выбивать через алюминиевую выколотку корпус переднего подшипника, итог две трещины блока - одна вниз, другая в сторону левого цилиндра, обе через крепежные отверстия.
Теперь понимаю, что надо было блок прогреть горелкой перед выбиванием корпуса... Но всё-таки не понимаю, какая собственно причина поломок - почему трескается стенка блока, ведь стучал не по ней, а по корпусу подшипника...
Ну и самое волнующее, что делать дальше - собирать так или варить? Если собрать как есть, не отвалится ли со временем часть стенки - от вибраций и нагрузок? А если варить, то не нарушится ли геометрия отверстия под подшипник? Какие будут мнения?
Не стучать.
Или стучать, но хорошо прогревать картер, но в идеале и не стучать и прогревать.
Да, стучать не надо было, надо было прогреть картер горелкой, и корпус бы сам вывалился...
Не вывалился бы, крышка бы тоже нагревалась, греть тут бесполезно, такая масса.
Проверяй допуски, хотя с трещиной вряд ли удастся уже, скорее всего несоответствие посадки или тонкая стенка, большие концентраторы напряжений эти резьбовые отверстия. Похоже заводской косяк
А кто как выбивает корпус? Я кладу блок на табуретку вниз лицом, достаю большущую болванку латунную, пара ударов по внутренней обойме и крышка с подшипником вылетает, подшипник на выкидыш, это всегда происходило без проблем, крышка сразу же подавалась. Но блоки все старые, новее 67го года не разбирал, какого года блок?
Первый блок который у меня треснул 1987 г.в. В нем корпус подшипника болтался, я точил новый корпус, овалил его и запрессовал с натягом около 5 соток. Этот блок 1985 г.в. из него я раньше вал выбивал и картер не повредился. А сейчас когда выбивал корпус, он треснул... Причём сначала пытался выбить его вместе с подшипником и он не выходил... Выбил подшипник из корпуса и корпус вышел более-менее свободно. Вообще передняя стенка блока хилая, "мяса" на ней мало... Да и сами отверстия крепежные действительно неудачно расположены, в моторе М-73 их расположение смещено на 45 градусов и это пожалуй оптимально.
Вопрос в другом, как дальше быть - так оставить или попытаться заварить? Не потянутся ли трещины дальше во время сварки?
Добавлю. Когда первый раз учинил трещину, под руками был разобранный мотор 1979 г.в. на нем тоже была трещина. Собственно тогда и решил, что можно оставить так эксплуатировать... Но когда их две, начинаю задумываться о восстановлении. Да и вообще на мой взгляд нонсенс- если даже были какие-то внутренние напряжения в детали, тот с образованием одной трещины они должны были исчезнуть, по логике...
Варить точно смысла нет. Или эксплуатировать, или менять. Попробуй заменить. Вчера держал в руках картер от М-66 74го года, там другое литье всей передней части и передней стенки, довольно качественное. Но под круглый генератор, в общем-то это решаемо
Тоже года интересно. В девяностые у нас большая уралотусовка была, постоянно кому-нибудь двигатели потрошили, такого ни разу не видел, не слышал. Один соло был, остальные старее, из деревни, от дедушки. 8.103 было меньше, чем всяких м-...
Да я сам этих моторов десятка полтора уже разбирал разных, качество у всех примерно одинаковое, но в 60-х чуть лучше внутренний вид отливок был, да и сама конфигурация внутренних усилительных элементов блока. Очень часто попадается прослабленная посадка корпуса переднего подшипника...
Это болезнь 650. устал повторять
Кому повторять, что повторять? Как решить проблему?
Координатка + токарка.
Причём здесь координата и токарка? Был опыт заварки таких трещин?
Есть, но делать подобное не советую.
Есть такое дело на 650 моторах. Видел раза три подобное . Один мотор с такими трещинами вполне себе катался лет пятнадцать без всяких последствий. Именно через крепеж корпуса переднего подшипника.
А греть надо все равно - расширяется аллюминий и сталь по разному , так что помогает.
Я просто ставлю картер на эл.плитку типа мечта , грею градусов до 150.
Если появились трещины или сколы ,можно применить HTS-2000.
https://www.aluminumrepair.ru/catalog/pripoy-hts2000/
Хорошую штуку придумали. Есть видео по применению.
Я картер менял.